Научная статья на тему 'Художественное оформление коронационного альбома Александра III'

Художественное оформление коронационного альбома Александра III Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
841
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРОНАЦИОННЫЙ АЛЬБОМ / АЛЕКСАНДР III / НОВЫЙ МАТЕРИАЛ / CORONATION ALBUM / ALEXANDER III

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Рыжанок Марина Валентиновна

Изучение коронационных альбомов, созданных в XIX столетии, сегодня особенно актуально в связи с выработкой современных традиций инаугурации президента, входящих в общественную жизнь. Предметом исследований является коронационный альбом Александра III, исполненный отечественными мастерами. В работе рассматривается художественное оформление альбома, прежде всего искусствоведческий аспект, с анализом не только иллюстраций, выполненных в технике хромолитографии по акварелям известных художников, но и та часть оформления альбома, которая носит декоративно-прикладной характер. Автор дает новый, интересный материал, основанный как на архивных изысканиях, так и на внимательном изучении самого альбома, с учетом актуальности, новизны и практической ценности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The research of the coronation albums published in the 19-th century is especially essential now because of the elaboration of the modern traditions in the inauguration of the president of Russia. The subject of research is the Coronation Album of Alexander III made by Russian artists. The analysis of the illustrations produced by chromolithography after the watercolors of the distinguished painters, and the art design of the album on the whole is presented. The new material is based on both archival research and a careful examination of the album itself.

Текст научной работы на тему «Художественное оформление коронационного альбома Александра III»

М. В. Рыжанок

художественное оформление коронационного альбома Александра iii

Изучение коронационных альбомов, созданных в XIX столетии, сегодня особенно актуально в связи с выработкой современных традиций инаугурации президента, входящих в общественную жизнь. Предметом исследований является коронационный альбом Александра III, исполненный отечественными мастерами. В работе рассматривается художественное оформление альбома, прежде всего искусствоведческий аспект, с анализом не только иллюстраций, выполненных в технике хромолитографии по акварелям известных художников, но и та часть оформления альбома, которая носит декоративноприкладной характер. Автор дает новый, интересный материал, основанный как на архивных изысканиях, так и на внимательном изучении самого альбома, с учетом актуальности, новизны и практической ценности.

ключевые слова: коронационный альбом, Александр III, новый материал.

M. Ryzhanok

The Art Design of the Coronation Album of Alexander III

The research of the coronation albums published in the 19-th century is especially essential now because of the elaboration of the modern traditions in the inauguration of the president of Russia. The subject of research is the Coronation Album of Alexander III made by Russian artists. The analysis of the illustrations produced by chromolithography after the watercolors of the distinguished painters, and the art design of the album on the whole is presented. The new material is based on both archival research and a careful examination of the album itself.

Keywords: Coronation Album, Alexander III.

Художественное оформление рукописной книги развивалось до середины XV века. С созданием книгопечатания в Европе появляются новые художественные формы книг и их тиражирование. Индивидуальное высокохудожественное мастерство автора постепенно теряется в штампах и аналогиях стандартных структур оформления. Развитие полиграфии требовало постоянного и быстрого воплощения идей. Постепенно искусство оформления книги превратилось в набор клише графического дизайна. Погоня за доходностью и тиражами подменила подлинные ценности в искусстве создания книги на технический дизайн. Вместе с тем сложившиеся еще в XVШ-XIX веках

художественно-визуальные формы книгопечатания были направлены на создание цельных органичных произведений. Основной задачей автора являлось художественное оформление книги для донесения и раскрытия читателю смысла содержания произведения. Эта задача могла быть правильно решена лишь с учетом предназначения издания. Чем является книга альбомного формата, представляющая собой редкий по красоте и художественному оформлению фолиант, украшенный по желанию владельца или заказчика особыми символами, уникальным изобразительным материалом и специально согласованным текстом? Как определить ее место в стандартной структу-

ре книжных форм? Общее название — редкая книга, иной классификации фолианты не имеют. Под это понятие попадают уникальные коронационные альбомы, создававшиеся по специальным распоряжениям в связи с воцарением нового императора. Каждый такой альбом хранится в разных отделах Национальной библиотеки или в отделе редкой книги научных библиотек музеев отдельно, в соответствии с его параметрами по усмотрению сотрудника научного отдела. О коронационных альбомах нет монографического искусствоведческого исследования. Государственный исторический музей Москвы в 2014 году выпускает книгу о всех коронационных альбомах Дома Романовых, хранящихся в фондах ГИМ. Историки прекрасно потрудились в описании коронационных событий, остается надеяться, что и художественный аспект не останется без внимания исследователей. Удивительно, что одна из первых искусствоведческих статей о коронационных альбомах Российского монаршего дома написана американским русистом R. Wortman [12].

В связи с юбилейными датами появляются статьи в каталогах к юбилейным выставкам и репринтное переиздание коронационных альбомов, посвященные 300-летию и 400-летию Дома Романовых. Однако имеющиеся там Общие описания коронационных торжеств без углубления в структурный, эстетический и художественный анализ великолепных памятников русского книгопечатания не дают представления о модели книжного искусства коронационного альбома.

Пышное художественное оформление этих заказных изданий, посвященных венчанию на царство российских монархов, пришло в Россию в XVIII веке. Но уже в начале XIX столетия у многих отечественных владельцев собственных библиотек появилась тенденция украшательства книг по своему желанию. Владельцами коронационных альбомов XIX века являлись монаршие представители Дома Романовых. Из шести коронаций XIX столетия памятные

альбомы сохранили только четыре восшествия на престол [9].

Фолианты подносились в качестве подарочных экземпляров в память о коронационных торжествах, и владеть таким сокровищем могли только избранные.

Одним из наиболее значительных памятников книжного искусства XIX века принято считать коронационный альбом Александра II, фактически изданный в 1861 году. Фолиант самого большого формата за всю историю книгопечатания в России (90 х 67 см) имеет 148 страниц, из которых 19 — иллюстрации (вклейки на китайской рисовой бумаге, исполненные в технике хромолитографии в парижской типографии «Лемерсье и К») и 33 — цветные и чернобелые ксилографии в тексте. За художественное оформление «слоновьева» [12, с. 77-100] фолианта отвечал В. Ф. Тимм под общим руководством вице-президента Академии художеств князя Г. Г. Гагарина. Рисунки к альбому исполнили М. И. Зичи и В. Ф. Тимм (с натуры в дни коронации), Ж. Сориель, Ф. Тейхель, И. А. Монигетти, Н. Е. Сверчков и другие художники. Также в альбоме были использованы оттиски с гравюр, исполненных по фотографиям С. Л. Левицкого [3]. Но при всех достоинствах и рекордных объемах редкой книги она главной задачи не выполняет и не отражает русской традиции: в альбоме отсутствуют основные сюжеты венчания на царство российских императоров — причащение Святых Тайн и миропомазания. Этот пробел был учтен наследником престола Александра II — Александром Александровичем Романовым.

Продолжая традиции предков, великий князь Владимир Александрович, являясь президентом Академии художеств, поручил исполнение заказа на создание коронационного альбома Александра III Экспедиции заготовления государственных бумаг. Из архивных документов известно, что ответственность за своевременное исполнение и художественное оформление листов, отпечатанных в хромолитографии А. А. Ильина,

была возложена на председателя Общества поощрения художеств Д. В. Григоровича. Финансирование художников, командированных в Москву от Академии художеств для натурных зарисовок, было поручено академику М. П. Боткину, получившему из казны на данные нужды 15 тысяч рублей.

Задачей настоящей статьи будет рассмотрение целостного художественного образа коронационного альбома Александра III, созданного в 1885 году, не только как исторического издания, но и подлинного памятника материальной культуры XIX века.

Построенное на традиционном обряде, венчание на царство российского монарха Александра Александровича Романова и его супруги Марии Федоровны в мае 1883 года нашло свое отражение в подарочном издании «Описания Священного Коронования их Императорских Величеств: Государя Императора Александра III и Государыни Императрицы Марии Федоровны всея России. 1883» [6] (илл. 1).

Этот своеобразный исторический, культурный и художественный памятник отличается цельностью и продуманностью всех составных частей. Его структура, композиционный ритм, взаимоотношение текста и декоративноприкладного оформления, включение отдельных художественных листов-вставок может служить образцом подобного рода изданий.

Архитектоника коронационного альбома Александра III построена на цветовой гамме государственной символики, органично создаваемой умелым сочетанием деталей. На внешнюю структуру большого формата коронационного альбома Александра III (67 х 53 см) закреплен темно-красный сафьяновый переплет. Его гладкая с отливом фактура обладает едва заметным характерным рельефом.

В лицевой части твердой обложки по периметру ажурной филигранью нанесено трехмерное тиснение багетного образца — золотая орнаментальная рамка. Верхняя половина внутреннего пространства рамки

украшена растительными виньетками, образующими золотой оклад, переходящий к низу рамки в оттиск золоченого герба Российской империи. Заглавные буквицы имени императора Александра III в названии коронационного альбома исполнены в старорусском стиле, подчеркивая национальную и историческую значимость торжественного события. Ярко выражено противостояние пышной фасадной крышки и скромной задней части обложки, исполненной тиснением штемпелем без золота из того же материала и тем же цветом. Такой способ тиснения требует определенного умения, точности исполнения и рассчитанной силы нажима для равномерной глубины оттиска. Всю композицию гармонизирует орнаментальный корешок и золоченый с трех сторон обрез. Декоративно-орнаментальный цветной форзац фолианта, напечатанный К. Шисселем в хромолитографии

Илл. 1. Альбом Александра III

А. А. Ильина и исполненный Н. Симаковым, завершает шестигранный внешний архитектурный ансамбль подарочного издания. Ограниченный тираж в 500 экземпляров на русском и французском языках увеличивает интерес к редкому изданию, подчеркивая ценность подносимого подарка.

Внутреннюю структуру альбома составляет блок из 65 страниц текста, без учета иллюстраций, форзаца и обложки. Каждая из восьми глав начинается с нового листа в соответствии с днями утвержденных торжеств. Перед текстом — орнаментальная заставка меняющегося размера, но всегда бело-серого цвета на темно-красном фоне. Ярко-синий цвет нумерации глав, вписанной в заставку, символизирует триколор государственного знамени. Первая заглавная буквица (1/3 от высоты страницы) оформлена вертикально, белыми виньетками на красном фоне, как и в заставке. Национальные растительные орнаменты и заглавные буквы в главах созданы Н. Симаковым. Первое слово каждой страницы начинается с нарядной буквицы красного цвета. Слева, вдоль всего листа, проходит орнаментальная декоративная вставка (1/5 формата) с альфрейным изображением символов процветания. На пастозном коричневом фоне снизу вверх изображено символичное бобовое растение с раскрывшимися стручками и плодами (горошинами), завершающееся лепестками в виде небольшой короны (символами власти) в окружении крупных виньеток в форме листьев бело-серого оттенка, прикрепленных к стеблю. Каждая страница изготовлена из плотной, но простой по фактуре бумаги, вошедшей в обиход в рулонах во второй половине XIX века. Нумерация книги — сплошная, располагается в верхней части по центру листа арабскими цифрами, подчеркнутыми тонкой чертой — разделителем. Каждый день коронационных торжеств выделен в тексте объемной арабской цифрой большего размера в красном или синем цвете — по значимости события. Каждый из трех размеров однородного

шрифта соответствует определенному цвету триколора государственного знамени.

Мягкие и грациозные линии виньеток в тексте исполнены с рисунков Н. С. Самоки-ша мастером Скамони в Экспедиции заготовления государственных бумаг.

Известный художник-баталист Н. С. Са-мокиш также стал автором рисунков, изображающих мобильные перегруппировки эскадронов во время коронационных торжеств, использованных в виде вставок для четырех глав. Эти рисунки, исполненные очень экспрессивно, при переводе в технику литографии не потеряли своей динамики, что несколько нарушило общий неторопливый ритм текстового блока, создавая пространственное композиционное напряжение листа. Уравновешивает смену ритма фактурное поле и цветовое решение шрифта «русский стиль», возрожденного в XIX веке и опирающегося на традиции древнерусского искусства.

Книга украшена 26 хромолитографиями на отдельных вклейках, где отражены все коронационные события. Художникам, принимавшим участие в оформлении издания, при всей их профессиональной подготовке и опыте работы в литографии не позволялось самостоятельно готовить листы, поскольку они имели тенденцию править собственные рисунки, стремясь к совершенству и делая дорисовки в процессе печати. Поэтому изготовление цветных хромолитографий поручалось мастеру-печатнику. 22 иллюстрации к коронационному альбому Александра III исполнил мастер К. Шис-сель в хромолитографии А. А. Ильина. Листы на вклейках распределены в соответствии с главами коронационного альбома и освещаемыми событиями, происходившими в утвержденном порядке.

Во второй главе издания расположена работа Н. Н. Каразина «Торжественный проезд через Красную площадь».

Корреспондент «Новостей» Л. Ф. Филиппов вспоминает: «...художник же Каразин, с платформы гауптвахты, сделал несколько

снимков карандашом, которые послужили материалом для будущей картины» [5].

Н. Н. Каразин показал прибытие Их Императорских Величеств к Спасским воротам, где они были встречены московским комендантом. Поразительный блеск и великолепие процессии ослепляли, и художнику это удается передать в листе к коронационному альбому. Гул колоколов, пушечные выстрелы и крики народа ни на минуту не умолкали и разносились по столице. Десять тысяч исполнителей — хоры, оркестры были сосредоточены на эстраде, построенной к торжествам на Красной площади. В Кремле Святейший синод и духовенство с крестами и святой водой уже ждали царя и царицу. Волнение людского потока в хромолитографии с акварельного рисунка Н. Н. Каразина завораживает зрителя, вовлекая в самую гущу события. Взаимодействие цветовых решений пространства листа вызывает у читателя волнение и чувство причастности к событию. Мастерство литографа сохранило настроение, созданное художником в акварели.

Последующие восемь листов фолианта 1885 года иллюстрируют самую большую третью главу, посвященную Дню коронования Их Императорских Величеств в Успенском соборе Кремля.

Известно, что в день коронования 15 мая 1883 года с утра погода была переменная, и несколько раз шел сильный дождь, но во время шествия Их Величеств под роскошным балдахином, с блистательной свитой солнце светило ярко. Люди в праздничных костюмах шли к Кремлю. Экипажи рядами тянулись туда же. В 7 часов загудел большой колокол на Иване Великом. К 8 часам улицы были запружены народом — море колыхающихся голов. Дамы блистали в разноцветных нарядах. Азиатские принцы — в дорогих чалмах, украшенных драгоценными камнями, в богатых, оригинальных одеждах. Представители посольств государств Европы и Азии выглядели шикарно. Разнородная масса людей ждала наступле-

ния величественного момента. Прозвучало оглушительное «Ура!», все обнажили головы, загрохотала пушечная пальба, раздался колокольный звон. После благовеста и молебна о здравии в Успенском соборе царь и царица были встречены у его входа тремя митрополитами со святой водой. Обряд священного коронования совершали 12 иерархов Русской православной церкви: митрополит Петербургский, Новгородский и Финляндский Исидор, митрополиты Киевский и Галицкий Платон, Московский и Коломенский Иоанникий, экзарх Грузии Яков...

В. Д. Поленов изобразил этот торжественный момент в своей работе «Их Величества у входа в Успенский Собор». Волнение и ожидание предстоящего торжества, отраженное в листе с работы художника, передается и зрителю.

Сцена, изображенная Поленовым, предшествует ожидаемой кульминации — вос-

Илл. 2. И. Н. Крамской. «Причащение Св. Тайн Государя Императора»

Илл. 3. Н. Е. Маковский. «Иллюминация Кремля»

шествию на престол императора России, которое сумел запечатлеть в своих работах И. Н. Крамской. Они занимают особое место в структуре внутреннего блока. Это листы «Коронование Государя Императора»; «Коронование Государыни Императрицы»; «Причащение Св. Тайн Государя Императора» (илл. 2).

Константин Победоносцев в своем письме к Александру III от 15 апреля 1885 года отзывается о Крамском как о художнике с русской и религиозной душой, которого глубоко потрясла коронация в Москве [10]. Решая акварели как многофигурные композиции, художник расширил содержательные рамки листов, запечатлев исторические события в лицах. На первый план выходит образ смиренного перед лицом Бога императора, готового принять всю ответственность за вверенное ему государство и народ. И. Н. Крамской создает некую модель мира, построенную на православных традициях, куда погружается зритель, бессознательно доверяя изображению на листе. Работа статична. Крупно выделены герой и

его окружение. Бледность Александра III отражает его внутреннее волнение.

Многофигурная панорамная работа «Иллюминация Кремля», выполненная

Н. Е. Маковским, позволяет снять напряжение, созданное просмотром композиций И. Н. Крамского (илл. 3). Она отличается большим динамизмом. Много событий происходит единовременно в разных частях листа. Императорскую чету со свитой автор расположил в правой части. Прогуливаясь на освещенном балконе, фигурки кажутся не столь значительными на фоне мощных стен Кремлевского дворца и башен, символизирующих крепость России. Остальные роли допишет воображение зрителя. На фоне всеобщей радости и веселья, отражения всполохов иллюминации в Москва-реке центром иллюстрации остается выхваченный снопом яркого света золотоглавый Храм Христа Спасителя.

Вторая работа Н. Е. Маковского «Освящение Храма Спасителя» передает архитектурную мощь высоких стен и внутреннего убранства — символ духовной мощи Рос-

сии. В мелком масштабе сохраняя правильное соотношение пропорций строения, автор задает общий архитектурный облик листа. Вновь движение в пространстве листа замедляется. Хромолитографические работы, исполненные одним мастером, который использовал одинаковые материалы и инструменты, очень различны по художественному взаимодействию с текстом и друг с другом, по декоративным вставкам, по колористическому решению.

После окончания чина коронования был дан праздничный обед. В 3 часа дня Их Императорские Величества в полном царском облачении вошли в Грановитую палату, где собрались приглашенные особы на царский обед. Государь и государыня поместились на тронном месте за столом, накрытым на два прибора. Замечательная работа К. Е. Маковского «Высочайший обеденный стол в Грановитой палате» позволяет рассмотреть эту пышную церемонию. Художник умело запечатлел Тронный стол чуть правее центра композиции в специально сделанном из черного дерева павильоне. Позади Их Величеств стоят ассистенты, которые были при них во время коронования, и командир кавалергардского полка с обнаженным палашом. .На Тронном столе видны позолоченные приборы сервского сервиза — блюда, суповые чашки и подтарелочники. Там же — две солонки из Оружейной палаты с драгоценными камнями и лондонский хрусталь... Подчеркивая торжественность события, художник изображает приборы и украшения прочих столов, которые составляли древнее серебро Оружейной палаты, богатый московский фарфор, приборы с позолотой. На столах лежало меню со стихами о проставлении хлеба с рисунка Виктора Васнецова (разворот — три складки на картоне) [9]. Дорогие подарки художник расположил слева от Тронного стола, а на первый план вывел обер-гофмаршала Нарышкина и дворян, которые должны были прислуживать Их Величествам за обедом. Слева стоят столы для гостей, одетых в

мундиры преимущественно красного и черного цветов с аксельбантами, эполетами и лентами через плечо. Очень подробно мастер выписал аксессуары: пол, устланный богатым ковром, стены и потолок, украшенные росписями. Весь этот блеск убранства, запечатленный художником и переданный литографом, подчеркивает торжественность мероприятия. Спокойствие и умиротворение охватывает зрителя, создавая ощущение внутренней расслабленности при разглядывании листа.

Все последующие события, нашедшие отражение в листах коронационного альбома Александра III, сохраняют чередование композиционной статики и динамики. Выделяется только одна глава чистого текста с перечислением наград особам всех классов. Чередование листов со статичными и динамичными изображениями, такими как балы и спектакль в Большом театре, Посвящение знамени и народные гуляния в честь коронационных торжеств, праздник в Сокольниках и Троице-Сергиева лавра, сохраняют ритм блока, непосредственно влияющего художественным оформлением на восприятие зрителя.

Несколько акварелей из фондов музеев Москвы и Санкт-Петербурга, с которых были созданы листы коронационного альбома Александра III, представлены в экспозициях выставок, посвященных 400-летию Дома Романовых.

Над коронационным альбомом Александра III работало много художников и спе-циалистов-ремесленников. Они были разными по художественным пристрастиям и уровню мастерства. Благодаря согласованности создателей и взаимосвязи технических и художественных приемов, соединению элементов декоративно-прикладного и изобразительного искусства, удачному композиционному построению, профессионально подобранным материалам коронационный альбом Александра III получился цельным памятником не только исторического, но и большого художественного значения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Герчук Ю. Я. Художественная структура книги. М., 1984.

2. Герчук Ю. Я. История графики и искусства книги. М., 2013.

3. Исаева Е. В. Коронационные альбомы в России // Каталог выставки «Венчание на царство и коронации в Московском Кремле». М., 2013. Часть 2. С. 77.

4. Книга как художественный предмет. Набор. Фактура. Ритм / Е. Б. Адамов, В. Я. Быкова. И. С. Жихарев, А. Ф. Серебряков. М., 1988.

5. Корольков В. Жизнь и царствование Императора Александра III (1881-1894). Киев: Типография И. И. Чоколова, 1901. С. 158.

6. Описание Священного Коронования их Императорских Величеств Государя Императора Александра III и Государыни Императрицы Марии Федоровны всея России. 1883. СПб.: ГКУ ГМЗ. Отдел редкой книги, 1883. Шифр: ДМ-3925-ХУ/КП-11840.

7. Письма К. П. Победоносцева к Александру III. М., 1926. С. 32.

8. Рыжанок М. В. Коронационный альбом Александра III — шедевр альбомной графики второй половины XIX века. СПб., 2013.

9. Сеславинский М. В. Аромат книжного переплета // Отечественный индивидуальный переплет XIX-XX веков. Альбом-каталог. М., 2008.

10. Сидоров А. А. История оформления русской книги. М., 1964.

11. Собко Н. П. 25 лет Русского Искусства (1855-80): Иллюстрированный Каталог Всероссийской Выставки в Москве 1882 года / Составил Н. П. Собко. Издал М. П. Боткин. Второе исправленное и дополненное издание на русском и французском языке. СПб.: Тип. М. М. Стасюле-вича (В. О. 2 л., 7), 1882. С. 22.

12. Kasinec E. & Wortman R. Imperial Russian Coronation Albums. Biblion, 1992. Vol. 1. №. 1.

REFERENCES

1. Gerchuk Ju. Ja. Hudozhestvennaja struktura knigi. M., 1984.

2. Gerchuk Ju. Ja. Istorija grafiki i iskusstva knigi. M., 2013.

3. Isaeva E. V. Koronatsionnye al’bomy v Rossii // Katalog vystavki “Venchanie na tsarstvo i koronatsii v Moskovskom Kremle” Chast’ 2. M., 2013. S. 77/

4. Kniga kak hudozhestvennyj predmet. Nabor. Faktura. Ritm / E. B. Adamov, V. Ja. Bykova, I. S. Zhi-harev, A. F. Serebrjakov. M. 1988

5. Korol’kov V. Zhizn’ i tsarstvovanie Imperatora Aleksandra III (1881-1894). Kiev: Tipografija I. I. Chokolova. 1901. S. 158.

6. Opisanie Svjashchennogo Koronovanija ih Imperatorskih Velichestv Gosudarja Imperatora Aleksandra III i Gosudaryni Imperatritsy Marii Fedorovny vseja Rossii. 1883. SPb.: GKU GMZ Otdel redkoj knigi, 1883. Shifr: DM-3925-HV/KP-11840.

7. Pis’ma K. P. Pobedonostseva k Aleksandru III. M., 1926. S. 32.

9. Ryzhanok M. V. Koronacionnyj al’bom Aleksandra III — shedevr al’bomnoj grafiki vtoroj poloviny

XIX veka. SPb., 2013.

9. Seslavinskij M. V. Aromat knizhnogo perepleta // Otechestvennyj indi-vidual’nyj pereplet XIX-

XX vekov. Al’bom-katalog. M., 2008.

10. Sidorov A. A. Istorija oformlenija russkoj knigi. M., 1964.

11. Sobko N. P. 25 let Russkogo Iskusstva (1855-80). Illjustrirovannyj Katalog Vserossijskoj Vystavki v Moskve 1882 goda /Sostavil N. P. Sobko. Izdal M. P. Botkin. Vtoroe ispravlennoe i dopolnennoe izdanie na russkom i frantsuzskom jazyke. SPb.: Tip. M. M. Stasjulevicha, 1882. S. 22.

12. Kasinec E. & Wortman R. Imperial Russian Coronation Albums. Biblion, 1992 Vol. 1. № 1. P. 77100.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.