Научная статья на тему 'Всеобщие выборы органов студенческого самоуправления в учебных заведениях высшего и профессионального образования как прямой путь развития правового общества Российской Федерации'

Всеобщие выборы органов студенческого самоуправления в учебных заведениях высшего и профессионального образования как прямой путь развития правового общества Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
113
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
студенчество / студенческое самоуправление / выборы / всеобщие выборы / ОССУ / образование / права студентов / students / student self-government / elections / general elections / education / students' rights

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мордвинов Алексей Андреевич

В статье рассмотрены выборы органов студенческого самоуправления в учебных заведениях высшего и профессионального образования, которые могут способствовать развитию гражданского общества в России. При рассмотрении данного вопроса используется опыт всероссийских общественных организаций, занимающихся студенческим самоуправлением. Рассматриваются также проведённые в различных учебных заведениях выборы по представленной схеме. Создание всех условий для выборного процесса позволит развивать у студенческой молодёжи чувство гражданской ответственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

All-general elections of student's self-government in educational institutions of higher and professional education as a direct way of the Russian Federation legal society development

The article discusses the election of bodies of student self-government in educational institutions of higher and professional education, which can contribute to the development of civil society in Russia. While considering this issue the author used the experience of all-Russian public organizations engaged in student self-government. The executive elections are already being considering according to the submitted scheme in various educational institutions. Creation of all conditions for the election process will allow students to develop a sense of civic responsibility.

Текст научной работы на тему «Всеобщие выборы органов студенческого самоуправления в учебных заведениях высшего и профессионального образования как прямой путь развития правового общества Российской Федерации»

Sociology

УДК 378.183 DOI 10.21661/r-119679

А.А. Мордвинов

Всеобщие выборы органов студенческого самоуправления в учебных заведениях высшего и профессионального образования как прямой путь развития правового общества Российской Федерации

Аннотация

В статье рассмотрены выборы органов студенческого самоуправления в учебных заведениях высшего и профессионального образования, которые могут способствовать развитию гражданского общества в России. При рассмотрении данного вопроса используется опыт всероссийских общественных организаций, занимающихся студенческим самоуправлением. Рассматриваются также проведённые в различных учебных заведениях выборы по представленной схеме. Создание всех условий для выборного процесса позволит развивать у студенческой молодёжи чувство гражданской ответственности.

I

Ключевые слова: студенчество, студенческое самоуправление, выборы, всеобщие выборы, ОССУ, образование, права студентов.

A.A. Mordvinov

All-general elections of student's self-government in educational institutions of higher and professional education as a direct way of the Russian Federation legal society development

Abstract

The article discusses the election of bodies of student self-government in educational institutions of higher and professional education, which can contribute to the development of civil society in Russia. While considering this issue the author used the experience of all-Russian public organizations engaged in student self-government. The executive elections are already being considering according to the submitted scheme in various educational institutions. Creation of all conditions for the election process will allow students to develop a sense of civic responsibility.

| Keywords: students, student self-government, elections, general elections, education, students' rights.

Ввек демократии и гражданского права отдельную нишу занимает процесс выборов. Благодаря возможности выбирать и быть избранным у членов общества есть реальные шансы влиять на ту политическую и общественную обстановку, которая складывается вокруг них. Этот процесс ещё в древние времена вызывал особый интерес у граждан разных стран. Было приложено не мало усилий для развития этого института. Иногда же усилия прилагались для изменений основных устоев выборного процесса для достижения нужных результатов, и именно в эти моменты гражданская позиция каждого человека могла решить не только судьбу этого человека, но и целого народа.

Мы привыкли говорить о выборах, как о чём-то серьёзном, только когда это касается выборности высшего руководства страны. К сожалению, интерес к процессу избрания прямо пропорционален его уровню. А ведь, как и любовь к большой Родине начинается с любви к малой, так гражданская сознательность складывается из малого.

В данном случае стоит уделить особое внимание такому социальному слою нашего общества как студенты. Именно эти люди, вчера ещё бывшие школьниками, а завтра стоящие у руля нашей Родины, способны создать общество в разы лучше нынешнего. Но для этого каждый студент должен получать не только теоретические знания и практические навыки своей

Социология

профессии, но и опыт гражданской активности. Популярные лозунги, которые мы слышим в дни большого голосования «Все на выборы - выборы своего будущего!» не смогут привлечь тех, кто в принципе не понимает их значимости и своей роли в таком процессе.

Решить вопрос участия в создании и развитии гражданского общества студенчества можно путём моделирования этого процесса на малую социальную группу - студентов отдельно взятого учебного заведения. Благодаря действующему законодательству студенты имеют право выражать своё мнение и иметь представительный орган, который будет защищать их права и выступать в роли легитимного органа студенческого самоуправления (сокр. ОССУ) [1]. Это стало возможным всего лишь несколько лет назад. Выведение этого вопроса на столь высокий уровень - показатель работы студенческого самоуправления в стране.

В учебном заведении для создания общества, со своими органами управления и гражданскими взаимоотношениями мы имеем: студентов, администрацию учебного заведения, сотрудников учебного заведения и самое главное - группу активистов, которые готовы запустить весь механизм развития института студенческого самоуправления. Все эти составляющие неразрывно связаны между собой и играют определённую роль в развитии общества в учебном заведении.

Для развития в студенческой среде основ гражданского общества самим студентам необходимо иметь: возможность самостоятельно выстраивать структуру взаимодействия между студентами и студенческими объединениями, возможность вести диалог с администрацией учебного заведения, принимать решения по тем или иным направлениям студенческой жизни и т. п.

Для эффективной работы над развитием студенческого общества необходимо использовать легитимный орган студенческого самоуправления, который сможет представить всех студентов учебного заведения и будет работать в интересах студенчества [3].

Тем самым мы говорим, что в студенческой среде необходим некий студенческий парламент, где будут представлены студенты всего учебного заведения и студенческие организации. Создаётся некий коллегиальный орган управления главной задачей которого становится развитие студенческого сообщества, защита его прав и интересов. Именно участие в создании такого органа, а в дальнейшем и работа в самом органе или же активное участие студента в жизни учебного заведения позволит смоделировать модель гражданской активности в отдельно взятом учебном заведении [2].

Рассмотрим более внимательно каждый этап создания этого легитимного органа. На каждом из них у студентов есть возможность напрямую повлиять на будущее устройство своего общества в стенах учебного заведения, а значит на практике осознать важность того или иного решения. За основу возьмём процесс создания органа студенческого самоуправления путём всеобщих выборов, с возможностью каждого студента быть избранным и избирать.

Этап первый. Создание инициативной группы, которая будет организовывать все остальные этапы, и нести за них ответственность. На данном этапе, студенты, вошедшие в эту инициативную группу, уже получают уникальную возможность получить опыт организации подобного процесса. Для дальнейшей легитимной своей деятельности они должны сформулировать и зафиксировать в документе желание студентов учебного заведения появления органа студенческого самоуправления. Для этого инициативной группе необходимо составить программу презентации ОССУ, разъяснить цели и задачи ОССУ, а также довести до всех студентов саму процедуру создания. Всё это позволит сделать дальнейший процесс открытым и прозрачным для каждого студента. После же работы со студентами, инициативная группа выступает с предложением к администрации учебного заведения о создании ОССУ Важно, чтобы процесс создания ОССУ был согласован со всеми сторонами будущих взаимоотношений. В момент согласования с администрацией дальнейших своих действий инициативная группа опирается как раз на мнение всего студенчества, что позволяет говорить о легитимности и обосновании данных условий. В тот же момент все эти факты дают администрации учебного заведения понимание серьёзности намерений и единого мнения в студенческой среде на данный счёт.

Итогами первого этапа становятся основополагающие документы выборного процесса: положение о выборах, о создании избирательной комиссии и т. п. где чётко указан весь порядок будущего процесса. В тех же документах прописываются должностные полномочия всех организаторов процесса. Всё это позволяет регламентировать каждый шаг и вести деятельность полностью законным путём.

После того, как этап согласования со студентами и администрацией учебного заведения завершен, наступает второй этап работы. На данном этапе идёт приём заявок кандидатов на выборные посты и работа в каждом структурном подразделении учебного заведения по выдвижению делегатов их представляющих. Мы получаем орган, который будет сформирован по смешанной системе: делегаты от факультетов, общежитий, студенческих организаций и выбранные всеобщим голосованием председатель (возможно и руководители направлений). На этапе приёма документов организаторы должны обеспечить всей необходимой информацией каждого кандидата и довести до всего студенчества факт подачи заявки.

Важной составляющей избирательной компании каждого кандидата является его PR. В связи с этим избирательная комиссия ведёт регулярный мониторинг данного процесса, с целью недопущения нарушений действующего законодательства и положения о выборах. В этом случае студенчество играет не менее важную роль, ведь именно студенты, как избиратели, имеют право обратиться в избирательную комиссию за разъяснением тех или иных действий кандидатов. Что так же формирует определённый гражданский опыт у студентов.

106

Интерактивная наука | 4 (14) • 2017

Sociology

День непосредственного голосования - третий этап. Избирательная комиссия принимает все необходимые меры по обеспечению процесса всем необходимым. Сам процесс голосования может быть организован с привлечением избирательной комиссии субъекта Российской Федерации и сторонних наблюдателей, что автоматически повышает гарантию легитимности проходящих выборов.

Важным составляющим всего сложного процесса и последним его этапом является подведение итогов и вступление в свои должностные полномочия вновь избранного и сформированного ОССУ учебного заведения. После оглашения результатов ОССУ должен принять все меры для решения первостепенных задач: разработка (в случае отсутствия) Положения, назначение на должности в аппарате ОССУ, разработка и принятие плана работы, разработка механизмов работы с обращениями студентов и выстраивание системы взаимоотношений с администрацией учебного заведения. На данном этапе инициативная группа, проводившая весь процесс должна передать все наработки и документы по созданию органа Председателю ОССУ и прекратить своё существование.

Все эти этапы, в неразрывной связи между собой, представляют процесс создания легитимного, демократического органа студенческого самоуправления учебного заведения. На основании именно такой проделанной работы каждый студент в дальнейшем имеет полное право обращаться с волнующими его вопросами в ОССУ, который в силу своих полномочий обязан рассмотреть его. Так же ОССУ несёт полную ответ-

ственность перед студентами за проделанную работу, ведь данный орган представляет интересы именно студентов. Для обеспечения отчётности и доступности информации о своей деятельности вся работа ОССУ должна быть открытой и доступной для любого студента учебного заведения.

В Ленинградской области по представленной системе были проведены первые в регионе всеобщие выборы Председателя ОССУ и руководителей направлений ОССУ. В Автономном образовательном учреждении высшего образования Ленинградской области «Государственный институт экономики, финансов, права и технологий» 12 мая 2016 года. В ходе выборов была зафиксированная явка 13% избирателей, что составило 325 человек.

В предвыборной гонке участвовало по 2 кандидата на три должности руководителей направления, и 3 кандидата на должность Председателя. Процесс выборов проходил с привлечением региональной студенческой организации Ленинградского регионального отделения «Ассоциации студентов и студенческих объединений России», что позволило получить методическую и информационную поддержку, а так же признание итогов выборов на всероссийском уровне.

Развивая студенчество сегодня, уже завтра мы получим не просто дипломированных специалистов, а полноценных граждан нашего общества, которым не чужды институты правового государства и которые смогу принимать участие, в становлении нашей Родины основываясь на законах.

Литература

1. «Об образовании в Российской Федерации» Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. №273-Ф3 (ред. 19.12.2016) // Собрание законодательства РФ. - 31.12.2012. - №53. - Ч. 1. - Ст. 7598.

2. Мордвинов А.А. Проблемы развития студенческого самоуправления в РФ // Актуальные проблемы государственного и муниципального управления в России и за рубежом: материалы научно-практической конференции студентов, магистрантов и аспирантов (г. Гатчина, 05 июня 2015 г.) / Под ред. Н.Н. Якимчук. - Гатчина: Изд-во ГИЭФПТ, 2015.

3. Шаламова Л.Ф. Социальные и правовые аспекты студенческого самоуправления в России: Монография / Л.Ф. Шаламова, И.С. Фатов. - М.: АИР, 2014. - 181 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.