Tyunyan Evgeniya Aregovna, student
Stavropol state agrarian University, Stavropol, Russia
DIGITAL TRENDS IN INSURANCE
Annotation. The active development of modern technologies forces most sectors ofpublic life to gradually integrate with digital Internet opportunities, in particular, with the digital economy, and the insurance system is one of the key participants in this process. Acting as a direct stakeholder in digitalization, insurance optimizes the process of providing the most functional support to all its key participants.
Keywords: insurance, insurance technologies, digitalization, automation, remote support.
ВСЕОБЩЕЕ УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
DOI: 10.47581/2020/10.23.PS85/IE/7/49.012 Кольцова Катерина Сергеевна, студент
(e-mail: [email protected]) Симонов Сергей Вадимович, к.э.н., доцент Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Орловский филиал), г.Орёл, Россия (e-mail: [email protected])
В данной статье рассмотрено понятие Всеобщего менеджмента качества, его принципы и проблемы внедрения, а также российский опыт применения.
Ключевые слова: качество, управление качеством.
В настоящее время, при условии постоянных улучшений предоставляемой продукции и оказываемых услуг на предприятии, немаловажную роль играет управление качеством. Данный вид деятельности направлен на приведение продукции в соответствие международным и государственным стандартам за счет предоставления необходимых условий и обеспечения производства ресурсами.
Важно, что управление качеством включает в себя все пять основных функций менеджмента, а именно планирование, организацию, координацию, мотивацию и контроль [8]. Также оно происходит на всех этапах жизненного цикла продукции, поэтому его объектом и служит сам производственный процесс, а субъектами - топ-менеджеры и руководители отдельных подразделения предприятия. Менеджмент качества - неотъемлемая часть каждого производства, отвечающая за разработку политики качества, определение целей и соответствующих задач.
В современном мире существует такой термин, как «всеобщий менеджмент качества» (Total Quality Management - TQM), который широко применяется как на производстве, так и правительственных учреждениях и в образовательных программах [1]. Данное понятие подразумевает собой особую стратегию ведения бизнеса, которая нацелена на повышение качества всех организационных процессов, постоянное улучшение работы
предприятия, что способствует систематическому решению задач, соответствующих поставленным целям.
По определению Международной организации по стандартизации (International Organization for Standardization - ISO) концепция всеобщего управления качеством трактуется как сосредоточенный на качестве организационный подход, основанный на участии всего персонала. Целью данного процесса служит достижение длительного успеха, который наступает при реализации мер по улучшению условий труда, а также полному удовлетворению желаний клиентов и всех членов социума [2].
Рисунок 1 - Модель Всеобщего управления качеством
Основателями общей концепции всеобщего управления качеством являются американские ученые Уолтер Шухарт и Уильям Эдвардс Деминг. Рассмотрим концепции ученых подробнее.
к о,
(U
& Я
cö Я
Л
CÖ
к
Sä
S к
ч к
2 ч ю
eö
К
о
(U
а о о, с
eö
Верхняя контрольная граница
Линия средних значений
Нижняя контрольная граница
Выборка
Рисунок 2 - Пример визуализации контрольной карты Шухарта
Основу концепции У. Шухарта составляет процесс, в результате которого происходит улучшение качества и который связан со снижением уровня изменчивости производственного процесса. Также он разработал и с успехом применил карты статистического контроля, называемые «Контрольными картами Шухарта» (рис. 2) [10]. Статистический контроль дал возможность сосредоточиться на увеличении количества пригодных изделий за счет максимального сокращения вариаций [8].
У. Э. Деминг сформулировал четырнадцать положений о качестве, позволяющих правильно организовать производство. Главная идея этих утверждений заключается в значительном снижении затрат производства и улучшении качества продукции посредством постоянного совершенствования каждого производственного процесса, повышения квалификации сотрудников и высокой степени ответственности руководства.
Благодаря трудам двух ученых концепция всеобщего управления качеством быстро стала популярной и доказала всему миру свою эффективность. Практика применения TQM строится на следующих принципах:
1. Процессный подход. Чтобы достичь лучшего результата, ресурсы и деятельность, в которую они вовлечены, необходимо рассматривать как процесс.
2. Системный подход к управлению. Эффективность деятельности организации и результативность ее работы могут увеличиваться за счет введения системы процессов и управления ею. Только так появиться возможность качественной обратной связи с заказчиком для разработки стратегических планов и планов по качеству.
3. Непрерывное улучшение. Процесс улучшений сопровождается отслеживанием проблем, комплексом необходимых корректирующих и предупреждающих мер, принимаемых с участием руководства.
4. Ориентация на потребителей. Организация не сможет существовать без своих потребителей, поэтому она должна относиться к ним с пониманием, удовлетворять их потребности и стараться выполнять требования.
5. Вовлечение сотрудников.
6. Ведущая роль руководства.
Стоит отметить, что, в связи с перечисленными принципами, применение всеобщего управления качеством дает некоторые преимущества.
Во-первых, конечно же, увеличение прибыли предприятия, достигаемое за счет увеличения процента удовлетворенных продукцией и услугами потребителей, увеличения лояльности клиентов, которые на постоянной основе будут обращаться в организацию, предоставившую им качественный товар.
Во-вторых, рост производительности труда и усиление имиджа, репутации и позиции фирмы на рынке.
В-третьих, увеличение роста морали работников, которые, будучи вовлеченными в процесс совершенствования предприятия и мотивированные к нему, автоматически выполняют одну из задач TQM.
Стратегия поэлементного внедрения TQM базируется на применении инструментов менеджмента качества, которые улучшают работу некоторых подразделений и совершенствуют основные бизнес-процессы [4]. Ярким примером подобного инструмента является концепция «Шесть сигм».
Стратегия применения теории всеобщего управления качеством основана на применении методов, разработанных специалистами в области управления качеством (Шухарт, Кросби, Деминг). При изучении трудов ученых организация выявляет свои слабые места и устраняет имеющиеся недостатки.
Стратегия применения бенчмаркинга (от англ. benchmarking - эталонное оценивание). При реализации данной стратегии команда организации получает информацию и опыт после посещения организации-лидера по внедрению TQM. После этого управленцы разрабатывают модель менеджмента качества, адаптированную к условиям своей работы
Стратегия применения критериев премий по качеству применяется непосредственно при внедрении всеобщего управления качеством. Критерии используются для определения необходимых областей для улучшения работы. Примером служить Европейская премия за качество (EFQM) - самая престижная европейская награда за достижение совершенства в бизнесе.
После выбора соответствующей стратегии внедрения концепции всеобщего менеджмента качества, необходимо следовать определенной методологии применений TQM. Однако, учитывая уникальность каждой организации, нельзя выделить четкую схему внедрения. Тем не менее, выделяется несколько ключевых элементов методологии внедрения TQM:
1. Изучение высшим руководством системы всеобщего менеджмента качества и определение основных направлений деятельности.
2. Оценка состояния системы управления качеством и разработка четкого стратегического плана внедрения концепции TQM.
3. Определение уровня удовлетворенности потребителей.
4. Управление бизнес-процессами.
5. Подражание руководству в области TQM.
6. Систематическая оценка запланированных мероприятий по внедрению TQM.
7. Информирование персонала о происходящих в связи с внедрением TQM изменениях.
Для успешной реализации процесса внедрения TQM необходимо устранить некоторые недочеты, проблемы, которые могут встать не только на пути внедрения всеобщего менеджмента качества, но и постепенно развалить организацию. К числу подобных проблем относят:
1. Отсутствие стратегии развития. Без четкого плана действий, без определенных последовательно реализуемых целей организация не сможет сделать своих сотрудников уверенными в стабильном наличии рабочего места и карьерном росте. Также в стратегии важно уделить внимание вопросам повышения качества.
2. Акцент на получении краткосрочных выгод. Руководитель организации должен нацелить работу своих сотрудников получать не краткосрочные прибыли, а добиваться долгосрочного и стабильного роста предприятия и его доходов.
3. Текучесть кадров. Проблема непостоянства состава персонала встречается в ряде организаций, и в связи с этим возникают сопутствующие серьезные проблемы. Руководство должно отслеживать этот показатель, и, при необходимости, принимать меры.
Внедрение всеобщего менеджмента качества произошло уже во всех развитых странах. Что же касается России, то в нашей стране этот процесс только на начальной стадии. Это связано с рядом проблем. Во-первых, нельзя забывать о том, что между западом и Россией существует эволюционный разрыв, мешающий философии качества проходить этапы контроля, гарантии качества и, наконец, принятия формы всеобщего управления качеством.
Во-вторых, в России существует немного иное понятие о качестве. Для Российской Федерации качество обозначается как соответствие государственным стандартам (ГОСТам). Поэтому менеджеры организаций и потребители российской продукции убеждены, что параметры качества устанавливаются и регулируются исключительно законодательством или производителем.
Отсюда вытекает несколько других проблем: нехватка специалистов в области качества, которые вышли бы за рамки данных статистики и математики, боязнь перемен или незнание что и как изменять со стороны руководителей, понимающих, однако, что менять взгляды на качество просто необходимо. А также опасения самих сотрудников предприятия, для которых перемены в работе носят исключительно негативный характер.
В-третьих, на сегодняшний момент на российском рынке нет высокой конкуренции, поэтому компании не считают нужным эффективно использовать менеджмент качества.
В нашей стране система управления качеством создана с целью получения необходимых документов, требуемых участниками рынка и подтверждающих нужный уровень качества производства продукции и оказания услуг - сертификаты качества [5].
Для эффективного и результативного внедрения всеобщего управления качеством в России необходимо устранить все проблемы. Важнейшее решение связано с ролью руководства, которое должно перебороть в себе страх перемен и начать менять систему качества в организации и увлекать за собой сотрудников [3].
Персонал необходимо обучать, ведь чем больше он будет знать о TQM, тем проще будет применять данную концепцию на практике. Для этого необходимо изучать публикации и пособия, связанные со всеобщим менеджментов качества. С увеличение количества источников информации будет
расти и количество руководителей, интересующихся моделью TQM. Помимо этого необходимо изменить и психологию потребителя.
Ощутимые преграды для внедрения TQM в России, не могут стать непреодолимыми барьерами этому процессу. К сожалению, число организаций, которые уже используют концепцию всеобщего менеджмента качества, невелико. Однако это временное явление, ведь жизнь не стоит на месте, все сферы деятельности людей меняются и совершенствуются. В дальнейшем Россия будет использовать TQM повсеместно.
Таким образом, всеобщее управление качеством (Total Quality Management - TQM) - способ повышения качества, касающийся абсолютно всех организационных процессов предприятия.
Всеобщее управление качеством - особый тип системы менеджмента качества, который основан на реализации продукции и оказании услуг такого высокого уровня качества, который требуют потребители. Систему TQM можно назвать непрерывным процессом постоянного улучшения качества и деятельности организации для достижения ее стратегических целей. Данная концепция ориентирована на мнение будущих покупателей о производимой продукции.
Всеобщий менеджмент качества подразумевает участие в процессах улучшения всех сотрудников организации. Каждому члену организации необходимо ставить перед собой цель, состоящую в улучшении качества своей работы, что, в свою очередь, предоставит возможность постоянно повышать качество конечной продукции.
Система Total Quality Management следует ряду принципов и методология ее внедрения особенна для каждой организации, ведь у них разные проблемы и уровень подготовки к изменениям.
Руководителю, который хочет добиться успеха в области менеджмента качества, должен непременно задуматься над применением TQM в свое организации.
Список литературы
1. Антонова И.И. Всеобщее управление качеством. Основоположники всеобщего менеджмента качества / И.И. Антонова, В. А. Смирнов, С. А. Антонов. - М.: Русайнс, 2016. - 16 с.
2. Ковалева А.В., Бужинская В.А., Милованова Л.В., Легкая Д.В. Всеобщее управление качеством [Электронный ресурс] // Экономика и эффективность организации производства. - 2012. - № 17. - С. 72-75. - Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23108870.
3. Конобеева О.Е., Конобеева Е.Е., Соболева Ю.П. оценка Факторов стратегического развития и выявление резервов эффективного управления предприятием // Образование и наука без границ: фундаментальные и прикладные исследования. - 2016. -№ 3. - С. 324-330.
4. Общее управление качеством (TQM) в менеджменте [Электронный ресурс] // Современные инновации в науке и технике. - 2014. - С. 328-332. -Режим доступа: https://mognovse.ru/edn-obshee-upravlenie-kachestvom-tqm-v-menedjmente.html.
5. Сибирская Е.В., Соболева Ю.П., Строева О.А. Безопасность предпринимательства в сфере коммерции: учебное пособие. - Орел: Издательство ОрелГИЭТ, 2010. -116 с.
6. Симонов С.В. Теория менеджмента: учебное пособие / С.В. Симонов, В.В. Матвеев. - Орел: «Картуш», 2019. - 84 с.
7. Соболева Ю.П., Гончарова Т.Г. Исследование основных понятий процесса планирования // Научные Записки ОрелГИЭТ. - 2012. - № 2 (6). - С. 246-251.
8. Соболева Ю.П., Паршутина И.Г., Самородова Е.М. Система эффективного стратегического планирования компании как механизм повышения инвестиционной привлекательности региона // Теоретическая и прикладная экономика. - 2017. - № 2. С. -90-98.
9. Чернышова И.Г., Малунина Н.А., Пузанкова Ю.В. Современные методы управления качеством продукции [Электронный ресурс] // Современные инновации в науке и технике. - 2014. - С. 328-332. - Режим доступа: https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=22575689.
10. Soboleva Yu.P., Matveev V.V., Filonova E.S., Simonov S.V., Efimenko I.S. HUMAN RESOURCE MANAGEMENT IN THE HEALTHCARE SYSTEM: THE ISSUE OF THE IMPLEMENTATION OF ADAPTATION PROCEDURE / International Journal of Pharmaceutical Research. 2020. Т. 12. № S1. С. 1033-1043.
Koltsova Katerina Sergeevna, student (e-mail: katerina [email protected])
Financial University under the Government of the Russian Federation
(Oryol branch), Oryol, Russia
Simonov Sergey Vadimovich, Associate Professor
Financial University under the Government of the Russian Federation, (Oryol branch), Oryol, Russia
(e-mail: [email protected]) TOTAL QUALITY MANAGEMENT
Abstract. This article discusses the concept of Universal quality management, its principles and problems of implementation, as well as the Russian experience of application. Keywords: quality, quality management.