Научная статья на тему 'Концептуальный подход к качеству и управлению качеством'

Концептуальный подход к качеству и управлению качеством Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
409
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО / УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ / ВСЕОБЩЕЕ УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ / ЭКОНОМИКА ЗНАНИЯ. / QUALITY / QUALITY MANAGEMENT / TOTAL QUALITY MANAGEMENT / KNOWLEDGE ECONOMY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лебедев Сергей Николаевич

Здесь рассматриваются современные проблемы качества и управления качеством в контексте экономики знания, которые оказываются соотнесенными с необходимостью общего концептуального подхода к качеству в его интегральности и целостности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the modern problems of quality and quality management in the context of knowledge economy, these problems appear to be correlated with the necessity of the common conceptual approach to quality in its integrity

Текст научной работы на тему «Концептуальный подход к качеству и управлению качеством»

С.Н.ЛЕБЕДЕВ кандидат философских наук, профессор Заслуженный работник культуры РФ, Всероссийской государственной налоговой академии Минфина России

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К КАЧЕСТВУ И К УПРАВЛЕНИЮ

КАЧЕСТВОМ

Как известно, приоритетами в экономике знания являются информация, знания, интеллект, высококвалифицированный труд, электроника, программное обеспечение, высокие технологии, качество, управление качеством. В этой связи весьма востребованными и эффективными в современной науке оказываются междисциплинарные исследования социогуманитарных проблем вообще и экономических, в частности, в том числе рассмотрение специфики качества и управления качеством. При этом междисциплинарный подход дает возможность сформировать целостное, интегральное рассмотрение экономических, социальных, научных, технических и управленческих проблем, имеющих отношение к качеству и управлению качеством.

Один из выдающихся ученых-систематизаторов научного знания Аристотель выделил как особо значимые и основополагающие такие категории, как «сущность», «отношение», «количество» и «качество». Интересно, что эти опорные, наиболее общие понятия у Аристотеля оказались применимы как к метафизике — собственно философской системе выдающегося древнегреческого мыслителя, так и к его теории управления, этики, экономики и т.д. При этом у Аристотеля именно категория качества имеет ярко выраженную ценностную определенность и социокультурную содержательность.

Много веков спустя после Аристотеля новое понимание категории качества дают Кант и Гегель, которые также считают эту категорию и в ее прикладном, и в ее общетеоретическом значении одной из ключевых для социально-гуманитарного понятийного аппарата.

* Лебедев Сергей Николаевич, e-mail: statia54@mail.ru

Значительное внимание проблеме «качества» как междисциплинарной социогуманитарной категории и особой личностно-социальной цели и ценности, имеющей непреложное значение для экономики, уделяет выдающийся отечественный мыслитель И.А.Ильин, посвятивший этой проблеме статью «Спасение в качестве», где он пишет: «Верим и знаем: придет час, и Россия восстанет из распада и унижения и начнет эпоху нового рассвета и нового величия. Но возродится она и расцветет лишь после того, как русские люди поймут, что спасение надо искать в качестве! ... Да, в нашей прошлой истории нам не хватало ни времени, ни сил на качество, на спокойную сосредоточенную культуру; на взращивание и творческое оформление нашей природной даровитости; на воспитание и укрепление национального характера; на создание интенсивного, технически совершенного земледелия и промысла; на усовершенствование политической и бытовой организации жизни ... Качество необходимо России: верные, волевые, знающие и даровитые люди; крепкая и гибкая организация; напряженный и добросовестный труд; выработанный, первосортный продукт; высокий уровень жизни «\

С 50-х гг. XX столетия появился уже целый ряд содержательных зарубежных и отечественных работ, посвященных проблемам качества и управление качеством (по сути ценностной определенности) в экономике, управлении, технологии. В частности, именно в этот период в Японии начинают активно и эффективно действовать на предприятиях знаменитые «кружки качества». В работах известных современных исследователей У.Шухарта, Э.Деминга, Ф.Кросби, А.Фейгенбаума, Д.Джурана и других вновь особое внимание уделяется рассмотрению «систем качества» с формально-методологических позиций.

С проблемой качества оказывается тесно связана проблема управления качеством. Одним из проявлений этого является TQM — общая система тотального (всеобщего) управления качеством (менеджмента качества).

Тренд, связанный с повышением эффективности и результативности качества и управления качеством и в информационной экономике, и в экономике

1 Ильин И.А. Собр. соч. Русский колокол Журнал волевой идеи. М., 2008, с.295-297, 299.

знания, оказывается в этом плане весьма и весьма многообещающим. Поэтому обратим здесь особое внимание на саму специфику качества. У В.И.Даля в «Толковом словаре живого великорусского языка» читаем: «Качество — свойство или принадлежность, все, что составляет сущность лица или вещи»1.

В Энциклопедическом словаре «Экономика и право» Габлера ( выдержал к концу 90-х гг. XX в. 14 изданий на языке оригинала и переведен в 1998 г. на русский язык) отмечается: «Качество, набор характеристик продукции (материальной или бытовой услуги), определяющий пригодность для пользователя. Под качеством понимают общее впечатление, складывающееся из отдельных компонентов качества (например, функциональное качество, долгосрочное качество, интегральное качество, экологическое качество). Термин «качество» можно интерпретировать субъективно и объективно. Различают концептуальное качество и качество исполнения. На качество можно влиять с помощью технических и политико-маркетинговых мер (политика качества)».

Качество — совокупность свойств и характеристик изделий, услуг и процессов, обеспечивающих удовлетворение обусловленных или предполагаемых потребностей согласно Международному стандарту ИСО 9000.

В МС ИСО 8402:1994 под качеством понимается совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности. В МС ИСО 9000:2000 качество трактуется по иному. В п. 3.1.1 стандарта «качество» определяется как степень соответствия совокупности присущих характеристик требованиям.

Важное уточнение значения термина «качество» применительно к определению понятия «качество продукции» было сделано еще в ГОСТе 15467—79, где указывается, что «качество продукции — это совокупность свойств, обусловливающих ее пригодность для удовлетворения определенных потребностей в соответствии с назначением»1. При этом качество продукции формируется на

1 Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1989, т.2, с.99.

1 ГОСТ 15467-79. Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения.

различных этапах производства и характеризуется рядом показателей: надежностью, долговечностью, функциональностью и др.

Общим, неопределенным, а потому нерепрезентативным является определение, предложенное Европейской организацией по контролю качества, которое дал известный зарубежный ученый Ф. Никсон: «Качество изделия есть степень, до которой оно удовлетворяет требования потребителя. Для промышленной продукции качество представляет собой сочетание качества проекта и качества изготовления»2.

Не очень конкретным и ясным представляется и то, как качество рассматривается в Популярной экономической энциклопедии, где «качество — философское понятие, характеризующее совокупность существенных отличительных свойств предмета, явления или процесса. Применительно к экономике

3

различают качество товара или услуги, качество труда, качество жизни и др.»

Более приемлемой, хотя все еще недостаточно конкретной и определенной, является дефиниция качества из ГОСТа Р 50779.11-2000, действующего с 01.07.2001, согласно которому «качество — совокупность свойств и признаков продукции или услуги, которые влияют на их способность удовлетворять установленные или предполагаемые потребности». Очевидно, именно это определение понятия «качество» попытался уточнить и расширить В.Ю.Огвоздин: «Качество — это совокупность объективно присущих продукции свойств и характеристик, уровень или вариант которых формируется поставщиками при создании продукции с целью удовлетворения существующих потребностей»1.

Все же более точен в определении качества А.А.Титович, который указывает на интегральность качества и его ценностную сущность. Он пишет: «Понятие "качество" является многогранным:

• качество — философская категория, но одновременно оно является элементом нашей ежедневной действительности, простой и основ-

2 Никсон Ф. Роль руководства предприятия в обеспечении качества и надежности. М., «1990, с.28.

3 Популярная экономическая энциклопедия. М., 2001, с. 119.

1 Огвоздин В.Ю. Управление качеством. Основы теории и практики. Учеб. пособие. М., 2007, с.131.

ной ценностью, присутствующей как в жизни отдельного человека, так и целого общества;

• качество — ценность, присущая всему, она касается всех сфер как частной, так и институциональной жизни;

• качество — ценность, понимаемая и распознаваемая всеми, каждый человек независимо от возраста, образования или социальной позиции, приспосабливает данное понятие к своим потребностям. Более того, свои действия он обычно направляет, основываясь на оценках, осуществляемых на основе качества;

• качество является универсальной и выходящей за рамки отдельных культур ценностью;

• качество не постоянная, раз и навсегда приобретенная ценность, ее уровень меняется вместе с растущими ожиданиями потребителей;

• в условиях свободного рынка существуют две рациональные предпосылки потребительского выбора в момент покупки товара или услуги — качество и цена. Комбинация этих ценностей имеет решающее значение для выживания каждой организации, участвующей в свободной конкурентной игре;

• каждый профессионально работающий человек выступает в двух традиционно считающихся противоречивыми ролях: как потребитель продуктов и услуг, ожидающий от них высокого качества; как работник, участвующий в создании качества продукта или услуги по месту своей работы;

• в современных системах управления качество и производительность (продуктивность) являются неразрывно связанными между собой понятиями, в конечном счете они влияют на уровень жизни общест-ва»1.

Далее рассмотрим специфику качества на конкретном примере качества информации. Проблемы качества информации в современной научной литера-

1 Титович А.А. Менеджмент и качество. Минск, 2008, с.20-21.

туре хотя и поставлены, но еще недостаточно осмыслены. Уже более полувека, начиная с момента опубликования первых работ Н.Винера по кибернетике и работ по теории информации К.Шеннона, не утихают дискуссии по вопросу о природе информации.

Феномен информации по своей природе является многосложным, требующим общенаучных, междисциплинарных, системных подходов. По мнению некоторых ученых, исследование феномена информации возможно в рамках информационной парадигмы, что предполагает признание базового характера «информационных понятий» в поисках смыслов сознания, разума, интуиции, языка, взаимопонимания, информационного общества, информационной экономики, информационного труда и т.д. и т.п. Исследования в этом направлении ведутся в том числе в рамках проблематики информационной эпистемологии.

Рассмотрим лишь качественные аспекты информации. Информация интроспективно принадлежит любому объекту, она выражает его качественную определенность. Информация может быть по отношению к объекту внутренней и внешней. Посредством внешней информации объект выражает свои отношения с другими объектами, и она может рассматриваться как выражение информационного взаимодействия источника с потребителем информации. Вне этого процесса внутренняя информация имеет лишь потенциальное значение.

Количественная мера информации (различимой как внутренняя и внешняя) во многом зависит от того, каким множеством (разнообразием) возможностей обладает источник информации. Поэтому определяют внутреннюю информацию как разнообразие возможностей, а внешнюю информацию — как отражение разнообразия.

Представляется, что для современного этапа исследования ключевое значение приобретает не только выявление количественной меры информации, но и раскрытие проблемы качественного выражения информации, включая аспекты ее сохранения, обеспечения систем защиты.

В практическом аспекте в экономике знания становятся значимыми вопросы разработки качества систем защиты программного обеспечения (ПО) и

информационных технологий (ИТ), все большее значение приобретают различные методы защиты программного обеспечения от копирования, распространения и использования, не санкционированного разработчиками. Это связано с тем, что в результате развития вычислительной техники и глобальных компьютерных сетей значительно облегчилось копирование, передача и распространение больших объемов информации. Востребованное программное обеспечение, являющееся дорогим товаром и разработанное в результате длительных работ, множества усилий и больших затрат, может в одночасье стать ненужным потребителю, утратит свою цену. Значительно возросло количество пользователей персональных компьютеров, а это, в свою очередь, таит возможность несанкционированного использования ими программных продуктов. Поэтому современное программное обеспечение снабжается различными средствами защиты от несанкционированного доступа.

В основаниях требований к качеству информации и программных систем его выражения находятся экономические, технологические и социокультурные критерии. Даже самая сложная и наукоемкая техника никогда не исключит социум и человека. Напротив, в настоящее время она лишь экспоцио-нально усиливает требования к степени информатизации общества, к уровню образованности (интеллектуальности) человека. Современные информационные технологии и их результаты предъявляют самые высокие требования и к духовно-нравственному миру личности, которая должна осознавать меру своей свободы и ответственно принимать решения, отдавая приоритетное значение высшим человеческим ценностям и качествам. Особенно большое значение это приобретает в современный исторический период, в процессе перехода к экономике знания.

В истории становления и развития определенных систем качества и управления качеством, начиная с конца 90-х гг. XIX в. и вплоть до начала XXI в., можно выделить ряд этапов.

Первый этап соответствует новому подходу к управлению— менеджменту--администрированию и проблемам качества продукции и услуг.

Хронологически -- это период конца XIX в.- первой четверти XX столетия. Наиболее яркими представителями этого подхода являются: Анри Файоль ( «Общее и промышленное управление»), Гаррингтон Эмерсон ( «Двенадцать принципов производительности») и Фредерик Тейлор («Принципы научного менеджмента»).

Вторым этапом является разработка метода статистического управления качеством Уолтера Шухарта .

Как особые этапы можно выделить плодотворную деятельность Уильяма Деминга ( «Четырнадцати принципов повышения качества»), Джозефа Джурана ( «Руководство по контролю за качеством» ), известного японского специалиста в области управления качеством и организации производства Као-ру Исикава, Арманда Фейгенбаума и известного американского специалиста по управлению, организации производства и качеству Филиппа Кросби.

Следующими этапами в период с 80-90-х mXX в. и с 90-х гг. XX в. по настоящее время явились соответственно: переход от системы тотального (всеобщего, комплексного) контроля качества (TQC) к тотальному (всеобщему, комплексному) менеджменту качества (TQM), связанный с разработкой таких Международных стандартов системы качества и управления качеством, как ИСО 9000 (1987), а впоследствии и переход к значительно более совершенным стандартам серии ИСО 14000, где начинают предъявляться необходимые требования к качеству товаров и услуг, в большей степени отвечающие реалиям современной экономики.

В современной экономике качество и управление качеством оказываются интегрированы прежде всего в инновационное производство товаров и услуг, в том числе информационных, напрямую влияющих на экономику труда и сферу менеджмента в их наиболее передовых проявлениях, что говорит о необходимости выделения отдельных вопросов применительно к самым современным и эффективным видам труда, отрасли информационных товаров и услуг, знанию в его фундаментальном и прикладном значении.

Экономика знания предусматривает использование информации, информационных технологий, специфики программного обеспечения, интеллекта и труда, качества и ценности. При этом для общего концептуального понимания важнейших актуальных проблем их следует рассматривать в единстве анализа и синтеза, системного метода и синергетического подхода, традиционных технологий и современных инноваций, междисциплинарных отношений и специальных вопросов, формальных методик и аксиологических смыслов. Построение этой общей концепции в рамках намеченного исследования, раскрывающего те или иные аспекты экономики знания, в дальнейшем должно позволить выработать вполне определенные методики решения насущных прикладных современных задач экономического и социогуманитарного плана и предложить как одну из возможных современных парадигм общий методологический и конкретно-содержательный подход к экономике знания в ее важнейших трендах.

Таким образом, интегральность, универсальность и инновационный характер качества и его управления полностью присущи соответствующим реалиям современной экономики. Это касается и управления (менеджмента), и процесса производства, и обмена, и потребления, и распределения товаров и услуг, в том числе информационных, а также качественной специфики в современной экономике труда, в частности экономике труда интеллектуального.

Вместе с тем ныне существует большое число исследований, ориентирующихся на различные общенаучные, общеметодологические, но и вполне конкретные, прикладные исследования качества во всем его многообразии, включая сюда и качество жизни, и качество человека, и качество окружающей среды. Так, один из основоположников современной системной парадигмы качества У. Деминг подчеркивает необходимость выработки наукой и практикой новых «глубинных знаний». Система глубинных знаний, по Демингу, это прежде всего четыре взаимосвязанных элемента: проникновение в суть совокупной системы знаний, включая ее преимущества и недостатки; знание психологических механизмов глубинного знания; общие мировоззренческо-

гносеологические подходы к осмыслению глубинного знания, т.е. то, что связано с ценностями и с качеством человеческого индивидуального бытия и социального устройства1.

В свою очередь, один из основателей современного менеджмента Питер Друкер указал на универсальный, комплексный, системный характер и предпринимательства, и инноваций: «Предпринимательские стратегии так же важны, как и целенаправленная инновационная деятельность и предпринимательский менеджмент. Объединение воедино всех этих трех компонентов лежит в основе инновационной деятельности и предпринимательства»2.

Все это говорит о необходимости выделения отдельных вопросов, касающихся построения общей концепции «качества».

Общая концепция качества должна включать в себя и философскую («философия качества»), и социологическую («общество качества»), и ценностную («качество жизни»), и технологическую («техника качества»), и научную («наука качества»), и культурологическую («культура качества»), и управленческую («качество управления, или качество менеджмента»), и собственно экономическую («экономика качества», или «качественная экономика»), и трудовую («качество труда»), и интеллектуально-трудовую («качество интеллектуального труда»), и иные универсальные составляющие1.

При этом для общего концептуального понимания проблем качества их следует рассматривать в виде соответствующих программ и подпрограмм, ориентирующихся на практику (одной из которых является проблема качества информационных технологий и компьютерных программ применительно к экономике, управлению, финансам, инновации, модернизации). Построение же общей концепции в рамках единой концептуальной системы проблем качества в дальнейшем позволит выработать универсальный научно-методологический подход и конкретные теоретико-прикладные методики (в том числе на основе

1 См.: Деминг Э. Новая экономика. М., 2007.

2 Друкер П. Бизнес и инновации. М., 2007.

1 См.: Салимова Т.А., ВатолкинаН.Ш. История управления качеством. М., 2005; Рамперсад Хьюберт К. Общее управление качеством: личностные и организационные изменения. М., 2005; Минько Э.В., Кричевский М.Л. Качество и конкурентоспособность. СПб., 2004.

моделирования и информационных технологий) решения насущных практических актуальных значимых задач, стоящих перед человеком и человечеством.

Таким образом, исходя из потребностей экономики знания наряду с комплексным системным интегральным пониманием категориального аппарата экономической науки следует обратить особое внимание на точное и вместе с тем глубоко содержательное раскрытие понятий «качество» и «управление качеством» в их междисциплинарном, концептуальном, систематическом, интегральном и многоаспектном контексте.

Лебедев С.Н. Концептуальный подход к качеству и управлению качеством. Здесь рассматриваются современные проблемы качества и управления качеством в контексте экономики знания, которые оказываются соотнесенными с необходимостью общего концептуального подхода к качеству в его ин-тегральности и целостности.

Ключевые слова: качество, управление качеством, всеобщее управление качеством, экономика знания.

Lebedev S.N. Conceptual approach to quality and management quality.

The article deals with the modern problems of quality and quality management in the context of knowledge economy, these problems appear to be correlated with the necessity of the common conceptual approach to quality in its integrity.

Key words: quality, quality management, total quality management, knowledge economy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.