Научная статья на тему 'Теоретические аспекты качества как экономической категории'

Теоретические аспекты качества как экономической категории Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1952
317
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО / КАТЕГОРИЯ / ПРИНЦИП / ГЕНЕЗИС / АНАЛИЗ / ЭКОНОМИКА / QUALITY / CATEGORY / PRINCIPLE / GENESIS / ANALYSIS / ECONOMICS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Семенов Владислав Львович

Рассмотрен генезис качества, отражены его исторические этапы как философской и экономической категорий; проведен анализ понятия качества с учетом его специфических форм; выявлены основные элементы качества, позволившие объединить существующие определения качества в несколько групп; раскрыты основные принципы, определяющие роль качества при решении теоретических и практических задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL ASPECT OF THE QUALITY AS AN ECONOMIC CATEGORY

The genesis of the quality is examined and all its historical stages as philosophical and economic category are represented; the analysis of the term «quality» is made considering its specific forms; the general components of the quality which permit to unite all the existing quality definitions into groups are revealed; basic principles which determine the role of the quality in solution of theoretical and practical tasks are discovered.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты качества как экономической категории»

УДК 658.56

В.Л. СЕМЕНОВ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КАЧЕСТВА КАК ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ*

Ключевые слова: качество, категория, принцип, генезис, анализ, экономика.

Рассмотрен генезис качества, отражены его исторические этапы как философской и экономической категорий; проведен анализ понятия качества с учетом его специфических форм; выявлены основные элементы качества, позволившие объединить существующие определения качества в несколько групп; раскрыты основные принципы, определяющие роль качества при решении теоретических и практических задач.

V.L. SEMENOV

THEORETICAL ASPECT OF THE QUALITY AS AN ECONOMIC CATEGORY Key words: quality, category, principle, genesis, analysis, economics.

The genesis of the quality is examined and all its historical stages as philosophical and economic category are represented; the analysis of the term «quality» is made considering its specific forms; the general components of the quality which permit to unite all the existing quality definitions into groups are revealed; basic principles which determine the role of the quality in solution of theoretical and practical tasks are discovered.

В настоящее время важнейшим средством и необходимым условием обеспечения конкурентоспособности продукции является качество, а активизация деятельности в области управления качеством способствует формированию действенного механизма социально-экономических преобразований в стране. Развитие науки, техники и технологий предоставляет человечеству принципиально новые возможности в достижении высокого уровня качества продукции и услуг, в улучшении на этой основе материальных, социальных и культурных условий жизни человека и человечества. В связи с этим наблюдается четкая взаимосвязь между качеством и конкурентоспособностью, заключающаяся в том, что качество, являясь основным фактором конкурентоспособности, пронизывает все направления деятельности по ее обеспечению [12, 13].

Отечественный и зарубежный опыт свидетельствует о том, что обеспечение качества может происходить только на комплексной основе, позволяющей объединить в систему множество факторов, от которых зависит конечный результат деятельности конкретного предприятия. В настоящее время необходимо руководствоваться вопросами не только обеспечения качества продукции и услуг, но и процессов, персонала, различных видов деятельности, а также качества жизни. Это вызвано тем, что качество пронизывает практически все стороны мироздания и является главным фактором экономического развития, социального устройства, имеет фундаментальное значение для понимания сущности человеческого бытия, развития духовной культуры общества. Не случайно качество продукции и услуг стало индикатором высокой эффективности труда, источником национального богатства, признаком развитой экономики, а качество жизни признано международным сообществом важнейшей характеристикой уровня развития стран и народов [14, 15].

Теоретические аспекты качества. Качество - одна из сложнейших категорий, с которой человеку приходиться сталкиваться в его деятельности. К понятию качества приходиться обращаться при выборе предметов для удовлетворения различных потребностей; планировании производства; оценке удовлетворенности потребителей; создании новых машин, изделий, сооружений; рассмотрении произведений искусства и т.д.

* Исследование выполнено по проекту № МК-4076.2011.6 гранта Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых.

Впервые качество как философскую категорию изучил Аристотель. По мнению Аристотеля, качествами именуется то, «благодаря чему предметы называются такими-то» [2], и можно различать четыре разновидности качества: устойчивые, преходящие, претерпеваемые и качество-очертание. Таким образом, именно качество определяет свойства предмета.

Более детально категорию качества в своих трудах изучил Кант, сопоставив его с количеством. По Канту, с одной стороны, количество представляет собой сплошную однородность синтезируемого материала. С другой стороны, Кант свойство однородности априори приписывал лишь пространству и времени, а поскольку пространство и время являются в то же время всеобщими, необходимыми условиями (формами) существования предметов (явлений), то все предметы с необходимостью подпадают и под синтезирующую функцию категории количества. Категория количества, таким образом, выполняет функцию синтеза многообразного однородного [7].

Если категория количества представляет собой синтез многообразного однородного, то категория качества, по Канту, есть «принцип... сочетания также и неоднородных частей знания в одном сознании» [7]. Как и количество, категория качества, по Канту, является прежде всего «чистой» формой мысли, априорной категорией рассудка и имеет, таким образом, всеобщий и необходимый характер. Определением времени, опосредствующим подведение явлений под категорию качества, является содержание времени. В соответствии с этим «реальность в чистом рассудочном понятии есть то, что соответствует ощущению вообще, следовательно, то, понятие чего само по себе указывает на бытие (во времени). Отрицание есть то, понятие чего представляет небытие (во времени)» [7].

Другой представитель немецкой классической философии, Гегель, эксплицируя содержание категории «качество», вводит понятие «определенности» как эмпирической презентации качества, «свойства» как проявления качества в конкретной системе взаимодействий или отношений и «границы» как феномена дифференцированности качества от других качеств. Аналогично содержание категории «количество» уточняются посредством введения понятий «величины» (пространственной протяженности и временной длительности системы) и «числа» как непустого множества [17]. Синтезом качества и количества у Гегеля выступала мера.

Гегелизируя марксистскую парадигму миропонимания, Энгельс трансформировал учение Гегеля о противоположенности качества и количества и их синтезе в мере и придал данной схеме прочтение и статус закона «перехода количественных изменений в качественные и обратно». Появление и прогресс совокупности математизированных эмпирических наук, основанных на процедуре измерения количественных параметров вещей и явлений, на соотнесении и сопоставлении этих параметров с качественными характеристиками элементов бытия, сохраняет и актуализирует философскую значимость категорий «качество» и «количество» [17].

Философы до начала индустриальной эпохи не могли рассматривать качество с точки зрения экономических аспектов, так как развитие общества не сопутствовало этому, однако уже в трудах Маркса и Энгельса появляются предпосылки отражения качества через призму развития производства, а значит, экономику. Как писал Маркс, «каждую полезную вещь, как, например, железо, бумагу и т.д., можно рассматривать с двух точек зрения: со стороны качества и со стороны количества. Каждая такая вещь есть совокупность многих свойств и поэтому может быть полезна различными своими сторонами. Открыть эти различные стороны, а следовательно, и многообразные, способы употребления вещей, есть дело исторического развития» [9].

Если рассматривать существующие определения качества как экономической категории, то наиболее интересными являются следующие.

У.-Э. Деминг [5] под термином качество понимает удовлетворение требований потребителя не только для соответствия его ожиданиям, но и для предвидения направления их будущих изменений. Таким образом, Деминг определил изменчивость качества, что предполагает возможность прогнозирования тех или иных его показателей.

Дж.-М. Джуран [19] под качеством понимал соответствие объекта назначению или применению. При этом Джуран объективно определял, что качество не появляется случайно, оно должно планироваться на основании анализа требований потребителей.

Известный американский специалист в области качества Ф. Кросби [8] определял качество как соответствие требованиям, которые устанавливает организация для своей продукции, и, следовательно, системой, создающей качество, является предотвращение ошибки, а не оценка сделанного.

Другой известный американский специалист в области качества А. Фейген-баум [16] подчеркивает, что качество отнюдь не означает «самый лучший», но означает «лучший для использования потребителем и за реальную рыночную цену». Таким образом, Фейгенбаум ассоциирует качество не только техническими характеристиками объекта, но и ее ценой, определяя тем самым тотальность качества. Поэтому качество рассматривается как фактор, являющийся единственной и самой важной силой, ведущей к организационному успеху и росту компании на национальном и международном уровнях. Следовательно, по Фейген-бауму, качество - это способ управления организацией.

Известный японский специалист Г. Тагути [20] дает следующее определение: качество - это потери, ощущаемые обществом и связанные с несвоевременной поставкой и неэффективным использованием продукции. Таким образом, Тагути качество ассоциирует теми потерями, которые несет потребитель в ходе эксплуатации товара, поэтому производитель обязан при проектировании продукции в первую очередь задуматься о снижении потерь для общества.

Другой японский специалист К. Исикава [6] под качеством понимает деятельность по разработке, проектированию, производству и обслуживанию продукции, являющуюся наиболее экономичной и полезной и точно соответствующей требованиям потребителя, т.е. качество есть осознанная ценность для потребителя.

Всемирно признанный американский специалист по управлению качеством Дж. Харрингтон [18] качество определяет как удовлетворение ожиданий потребителя за цену, которую он себе может позволить, когда у него возникает потребность Высокое качество - превышение ожиданий потребителя за более низкую цену, чем он предполагает.

По мнению известного отечественного специалиста в области качества Г.Г. Азгальдова [1], качество есть система (единство) его частных суждений-определителей, в которых отражаются основные системные принципы и закономерности формирования и развития качества.

В.Ю. Огвоздин указывает на нецелесообразность связи понятия «качество» с удовлетворением потребностей и предлагает следующее определение: «Качество - это совокупность объективно существующих свойств и характеристик продукции или услуги, характеризующих потребительную стоимость продукции» [11].

Согласно ГОСТ 15467-79 [3], под качеством понимается совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. В данном определении проявляется в первую очередь техническая сторона качества, т.е. технический уровень продукции.

В международном стандарте ИСО 8402-94 дано следующее определение: качество - совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворить установленные и предполагаемые потребности [10]. По сравнению с определением, данным в ГОСТ 15467-79, объект оценки здесь значительно расширен, и кроме продукции рассматривается также деятельность или процесс, организация, система или отдельное лицо или любая комбинация из них. Следует отметить, что в данном определении есть существенный недостаток: система как пример объекта - категория слишком обширная. Под системой можно подразумевать и продукцию, и услугу, и информацию, и человека и т.д.

В стандарте ГОСТ Р ИСО 9000-2008, представляющем собой дальнейшую эволюцию международных стандартов, дано совершенно новое определение качества. Под качеством подразумевается степень соответствия совокупности присущих характеристик требованиям [4]. Таким образом, в данном определении появляется степенная характеристика качества, что предполагает, что один и тот же объект, например продукция, может по-разному удовлетворять потребности различных приобретателей, т.е. для кого-то продукция действительно будет представлять ценность, а для кого-то нет.

Следует отметить, что существуют и другие определения качества, данные учеными, специалистами, международными организациями и т.д., что указывает на продолжающую дискуссию по данной терминологии и свидетельствует, что данная проблема остается актуальной как для развития науки управления, так и для практики работ по управлению качеством на предприятиях. Все существующие определения качества можно разбить на пять основных групп.

1. Качество как отражение бытия. Данные определения рассматривают качество с позиции философии, выражающее то, что присуще всем материальным явлениям.

2. Качество как абсолютная оценка. В этом распространенном значении качество является синонимом превосходства. Согласно этому подходу, качество нельзя измерить - оно является принадлежностью товара.

3. Качество как свойство продукции. В этом значении качество является производной от какого-либо измеримого количественного параметра продукта. Качество выше, если параметр больше.

4. Качество как соответствие назначению. Согласно данной трактовке, качество представляет собой способность продукта или услуги выполнять свои функции.

5. Качество как соответствие стоимости. В этом случае качество определяется как соотношение полезности и цены продукта. С этой точки зрения, качественным является продукт, который по своим полезным свойствам соответствует продуктам конкурентов, но продается дешевле либо превосходит по своим характеристикам аналогичные товары при равной цене.

6. Качество как соответствие стандартам. Данный производственный подход определяет качество как соответствие техническим стандартам и условиям, которые включают в себя целевые и допустимые значения тех или иных параметров продукции или услуг.

Анализ существующих определений позволяет выявить следующие принципы, отражающие сущность качества как экономической категории.

Принцип дифференцированности. Качество есть совокупность отдельных свойств, которые необходимо изучать отдельно друг от друга, что в значительной степени облегчает процесс дальнейшего изучения объекта. Несомненно, пренебрежение теми или иными свойствами объекта приводит к искажению представления о носителе качества, но не самой материальной субстанции.

Принцип непрерывности. Можно выделить некоторые параметры и свойства объекта, которые могут принимать любые значения в определенном диапазоне. Например, показатели экономичности объекта, некоторые единичные показатели надежности объекта, показатели технологичности и т.д.

Принцип дискретности. Непрерывный процесс изменения качества отдельного объекта дискретен в определенные моменты времени. С другой стороны, у объекта могут быть параметры и свойства, значения которых дискретны, например показатель количества пузырьков на поверхности стекла.

Принцип достоверности. Показатель качества объекта определяет его расположение в пространстве при заданных параметрах. Например, при оценке качества продукции с использованием интегрального показателя однозначно можно оценить ее местоположение среди аналогов, эталонов.

Принцип изменчивости. Со временем некоторые показатели качества объекта становятся не главенствующими для потребителя и переходят в ранг «стандартных», т.е. в какой-то момент времени определенные показатели качества перестают нести ценность в глазах потребителя.

Принцип прогрессивной динамичности. Со временем параметры и свойства объекта начинают менять свои значения в сторону улучшения под воздействием внешней среды. Это свидетельствует о системной привязанности качества к научно-техническому прогрессу.

Принцип привязанности. Качество как экономическая категория не может существовать отдельно, само по себе, что предполагает его привязанность к какому-либо объекту и явлению материального мира. Поэтому на практике речь идет о «качестве продукции», «качестве услуг», «качестве жизни» и т.д.

Принцип иерархии. Принцип предполагает, что из-за сложного характера качества возникает необходимость его анализа на трех уровнях: рассмотрение отдельных свойств качества объекта; рассмотрение группы свойств объекта; рассмотрение всей суммы свойств объекта - качество как комплексный показатель.

Принцип прогнозирования. Некоторые значения свойств и параметров объекта подчиняются определенным закономерностям, что предполагает возможность их предсказания в будущем за счет применения определенных методов прогнозирования.

Принцип приоритетности. Объект не может быть качественным, если базовые свойства или параметры не удовлетворяют требованиям, предъявляемым к ним, несмотря на высокое качество других свойств или параметров. Например, самолет никакой ценности не несет, если по показателю надежности он не соответствует требованиям, а другие показатели являются высококачественными.

Принцип сложности. С одной стороны, чем сложнее объект, тем многообразней его параметры и свойства, тем труднее оценка качества с точки зрения времени. С другой стороны, максимальное число показателей и свойств объекта не может иметь границ, так как зависит от сложности самого объекта, от степени полноты и точности, с которой хотят получить представление о качестве.

Принцип субъективности. Один и тот же объект по-разному может быть оценен разными потребителями с точки зрения качества. Данный принцип определяет необходимость привязки объекта при оценке качества к конкретному субъекту.

Принцип генезиса. В историческом плане происходит процесс все большего усложнения смысла понятия качества объекта. Сначала при рассмотрении качества оно отожествлялось с каким-то важнейшим, доминирующим, полезным свойством. Постепенно прибавляются и другие признаки, интересующие общество или отдельного человека с точки зрения потребления, приходят к более полному пониманию качества, характеризующему уже потребительскую стои-

мость и т.д. При этом ранее существовавшие понятия не опровергаются в будущем, а включаются как составные частные случаи, верные при определенных условиях.

Принцип универсальности. Зачастую понятие качества ассоциируется с продукцией. При этом любая формулировка термина «качество продукции» имеет такое содержание и форму, которые позволяют применять ее ко всем существующим отраслям народного хозяйства, ко всем продуктам труда. Следовательно, технологии, инструментарии, основанные на повышении качества продукции, будут являться универсальными, т.е. применимыми во всех случаях.

Таким образом, обобщая вышесказанное, категорию «качество» необходимо рассматривать как научный инструмент повышения конкурентоспособности в единстве науки управления качеством и экономики.

Литература

1. Азгальдов Г.Г. Теория и практика оценки качества товаров. Основы квалиметрии. М.: Экономика, 1982. 256 с.

2. Аристотель. Метафизика. Сер. Выдающиеся мыслители / пер. с англ. А.В. Кубицкого. Ростов н/Д.: Феникс, 1999. 608 с.

3. ГОСТ 15467-79. Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения. Введ. 1979-07-01. М.: Изд-во стандартов, 2002. 21 с.

4. ГОСТ Р ИСО 9000-2008. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. Введ. 2008-12-18. М.: Стандартинформ, 2009. 35 с.

5. Деминг Э. Выход из кризиса: Новая парадигма управления людьми, системами и процессами: пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. 370 с.

6. Исикава К. Японские методы управления качеством. М.: Экономика, 1988. 199 с.

7. Кант И. Сочинения: в 6 т. Т.4. Критика практического разума. М.: Мысль, 1964. 468 с.

8. Кросби Ф.Б. Качество и я: Жизнь бизнесмена в Америке / пер. с англ. А.В. Денисова, О.В. Замятиной. М.: Стандарты и качество, 2003. 264 с.

9. Маркс К. Капитал. Т. 1 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://esperanto-mv.pp.ru/ Marksismo/Kapital1.

10. Международный стандарт ИСО 8402-94. Управление качеством и обеспечение качества. Словарь. - Введ. 1994-04-01. М.: Изд-во стандартов, 1994. 10 с. (Отменен стандартом ГОСТ Р ИСО 9000-2008. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь).

11. Огвоздин В.Ю. Управление качеством. М.: Дело и сервис, 2009. 304 с.

12. Семенов В.Л. Взаимосвязь качества и конкуренции как экономических категорий // Качество и конкурентоспособность в XXI веке: материалы III Всерос. науч.-практ. конф. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2004. С. 130-139.

13. Семенов В.Л. Взаимосвязь рекламы, мотивов и качества // Качество и конкурентоспособность в XXI веке: материалы IX Всерос. науч.-практ. конф. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2010. С. 311-316.

14. Семенов В.Л. Выбор конкурентной стратегии региона // Качество и конкурентоспособность в XXI веке: материалы VII Всерос. науч.-практ. конф. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2008. С. 215-219.

15. Семенов В.Л. Общие проблемы качественной трансформации / // Качество и конкурентоспособность в XXI веке: материалы IX Всерос. науч.-практ. конф. Чебоксары: Изд-во Чуваш. унта, 2010. С. 317-320.

16. Фейгенбаум А. Контроль качества продукции: сокр. пер. с англ. М.: Экономика, 1986. 471 с.

17. Философский словарь [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://filosofi-online.ru/ filosofskij-slovar.

18. Харрингтон Дж. Управление качеством в американских корпорациях: сокр. пер. с англ. М.: Экономика, 1990. 272 с.

19. Juran J.M. Architect of Quality. The autobiography of Dr. Joseph M. Juran. McGraw-Hill, 2004, P. 379.

20. Taguchi G, Chowdhury S., Wu Y. Taguchi's Quality Engineering Handbook. Wiley-Interscien-ce, 2004. Р. 1696.

СЕМЕНОВ ВЛАДИСЛАВ ЛЬВОВИЧ - кандидат экономических наук, доцент кафедры управления качеством и конкурентоспособностью, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (wlad21@mail.ru).

SEMENOV VLADISLAV LYVOVICH - candidate of economics sciences, associate professor of Quality Management and Competitiveness Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.