Научная статья на тему 'Всемирные студенческие игры в актуализации ресурсного потенциала студенчества'

Всемирные студенческие игры в актуализации ресурсного потенциала студенчества Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
72
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Всемирные студенческие игры / студенчество / культурный потенциал / самореализация / ресурс / физическая культура / спорт / гендер / World Student Games / student community / cultural potential / selfactualization / resource / physical education / sports / gender

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Е.А. Шурманов, Д.Ю. Нархов, Е.Н. Нархова, И.М. Добрынин

Цель исследования – выявление факторов мотивации в реализации культурного потенциала студенчества при подготовке к Универсиаде-2023. Методика и организация исследования. В ходе научной работы проведены электронное анкетирование по репрезентативной выборке (N=333) и контент-анализ персональных страниц социальной сети ВКонтакте (N=368) студентов 18 вузов Свердловской области гражданской направленности в декабре 2020 – январе 2021 гг. Базовые индикаторы – структура ценностных ориентаций, личных и социальных проблем, формы вовлеченности в занятия физической культурой и спортом, их связь с отношением студентов к предстоящей Универсиаде-2023 и оценкой степени ее значимости для страны и региона. Результаты исследования и выводы. Одними из важных условий и факторов являются отношение, степень вовлечения студенческой общности в процесс подготовки к предстоящему событию, степень заинтересованности, степень активности участия. Исходя из ответов в группах по полу, можно предположить, что женщинам будут интересны проекты, связанные с международным сотрудничеством, мужчинам – тематика продвижения инфраструктуры физической культуры и спорта, проекты по вовлечению молодежи в занятия физической культурой – и тем, и другим в равной степени. Основным результатом Всемирных студенческих игр должно быть формирование мировоззренческих установок «физическая культура – норма жизни» и самореализации культурного потенциала на своей Родине.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Е.А. Шурманов, Д.Ю. Нархов, Е.Н. Нархова, И.М. Добрынин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WORLD STUDENT GAMES AS CULTURAL RESOURCE AND STUDENT COMMUNITY MOBILIZING FACTOR

Objective of the study was to survey the students’ motivations for the cultural resource mobilizing and contributions to the 2023 FISU World Student Games. Methods and structure of the study. We run, for the purposes of the study, a digital questionnaire survey (on CAVI platform, with the survey data mathematically processed by D.V. Shkurin using Vortex software tools) of a representative student sample (n=333); and analyzed contents of the personal accounts in the VKontakte social network (n=368) of students from 18 universities in the Sverdlovsk Oblast in December 2020 through January 2021. The survey and content analysis were designed to profile the values and priorities, personal and social problems, physical education and sports commitments, and attitudes to the 2023 FISU World Student Games, potential contributions and perceived regional and federal benefits of the event. Results and conclusion. One of the key conditions and factors for success of the upcoming major event is the commitment of the student community for preparations and hosting services, its interest and activity. The genderspecific survey data showed that women are apparently more interested in the international cooperation sensitive projects; men in the physical education and sports service infrastructure progress; with both of the gender groups equally interested in the youth physical education and sports encouragement initiatives. As for the negative and pessimistic opinions on physical education and sports on the whole and the 2023 World Student Games in particular, their origins need to be explored by special qualitative surveys. The 2023 World Student Games are expected to provide a great impetus for the sporting community and the national Sporting Life Norm project, and in general for the student cultural resource mobilizing initiatives in the homeland.

Текст научной работы на тему «Всемирные студенческие игры в актуализации ресурсного потенциала студенчества»

всемирные студенческие игры в актуализации ресурсного потенциала студенчества

УДК/UDC 796.01

Поступила в редакцию 21.11.2021 г.

Информация для связи с автором: shurmanov@bk.ru

Кандидат педагогических наук Е.А. Шурманов1

Кандидат социологических наук, доцент Д.Ю. Нархов1

Кандидат социологических наук, доцент Е.Н. Нархова1

Кандидат педагогических наук, доцент И.М. Добрынин1

1Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина,Екатеринбург

WÜRLD student games as CULTURAL resource AND student CoMMUNiTY MÜBiLiZiNG FACTOR

PhD E.A. Shurmanov1

PhD, Associate Professor D.Y. Narkhov1

PhD, Associate Professor E.N. Narkhova1

PhD, Associate Professor I.M. Dobrynin1

1 Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin, Yekaterinburg

Аннотация

Цель исследования - выявление факторов мотивации в реализации культурного потенциала студенчества при подготовке к Универсиаде-2023. Методика и организация исследования. В ходе научной работы проведены электронное анкетирование по репрезентативной выборке (N=333) и контент-анализ персональных страниц социальной сети ВКонтакте (N=368) студентов 18 вузов Свердловской области гражданской направленности в декабре 2020 - январе 2021 гг. Базовые индикаторы - структура ценностных ориентаций, личных и социальных проблем, формы вовлеченности в занятия физической культурой и спортом, их связь с отношением студентов к предстоящей Универсиаде-2023 и оценкой степени ее значимости для страны и региона.

Результаты исследования и выводы. Одними из важных условий и факторов являются отношение, степень вовлечения студенческой общности в процесс подготовки к предстоящему событию, степень заинтересованности, степень активности участия. Исходя из ответов в группах по полу, можно предположить, что женщинам будут интересны проекты, связанные с международным сотрудничеством, мужчинам - тематика продвижения инфраструктуры физической культуры и спорта, проекты по вовлечению молодежи в занятия физической культурой - и тем, и другим в равной степени. Основным результатом Всемирных студенческих игр должно быть формирование мировоззренческих установок «физическая культура - норма жизни» и самореализации культурного потенциала на своей Родине.

Ключевые слова: Всемирные студенческие игры, студенчество, культурный потенциал, самореализация, ресурс, физическая культура, спорт, гендер.

Abstract

Objective of the study was to survey the students' motivations for the cultural resource mobilizing and contributions to the 2023 FISU World Student Games. Methods and structure of the study. We run, for the purposes of the study, a digital questionnaire survey (on CAVI platform, with the survey data mathematically processed by D.V. Shkurin using Vortex software tools) of a representative student sample (n=333); and analyzed contents of the personal accounts in the VKontakte social network (n=368) of students from 18 universities in the Sverdlovsk Oblast in December 2020 through January 2021. The survey and content analysis were designed to profile the values and priorities, personal and social problems, physical education and sports commitments, and attitudes to the 2023 FISU World Student Games, potential contributions and perceived regional and federal benefits of the event.

Results and conclusion. One of the key conditions and factors for success of the upcoming major event is the commitment of the student community for preparations and hosting services, its interest and activity. The gender-specific survey data showed that women are apparently more interested in the international cooperation sensitive projects; men in the physical education and sports service infrastructure progress; with both of the gender groups equally interested in the youth physical education and sports encouragement initiatives. As for the negative and pessimistic opinions on physical education and sports on the whole and the 2023 World Student Games in particular, their origins need to be explored by special qualitative surveys. The 2023 World Student Games are expected to provide a great impetus for the sporting community and the national Sporting Life Norm project, and in general for the student cultural resource mobilizing initiatives in the homeland.

Keywords: World Student Games, student community, cultural potential, self-actualization, resource, physical education, sports, gender.

Введение. Всемирные студенческие спортивные игры-2023 (ВССИ), обладающие многоаспектным ресурсным потенциалом для решения многочисленных тактических задач, в стратегическом плане направлены на решение основополагающей для общества задачи - здоровье нации. Формирование мировоззренческих установок и ценностных ориентаций здорового образа жизни осуществляется в традиционных практиках студенчества, таких как учебно-профессиональные, научные, социально-управленческие. От степени готовности студентов к активному участию

в подготовке мегасоревновании зависит социальный результат их проведения.

Цель исследования - выявление факторов мотивации в реализации культурного потенциала студенчества при подготовке кУниверсиаде-2023.

Методика и организация исследования. В ходе научной работы проведены электронное анкетирование (CAVI-сервис, математическая обработка - Д. В. Шкурин, ПО Vortex,) по репрезентативной выборке (N=333) и контент-анализ персональных страниц социальной сети ВКонтакте

(N=368) студентов 18 вузов Свердловской области гражданской направленности [4, с. 66] в декабре 2020 - январе 2021 гг. Базовые индикаторы - структура ценностных ориен-таций, личных и социальных проблем, формы вовлеченности в занятия физической культурой и спортом, их связь с отношением студентов к предстоящей Универсиаде-2023 и оценкой степени ее значимости для страны и региона.

Результаты исследования и их обсуждение. В самом общем виде социальный потенциал определяется как системная совокупность «возможностей и способностей индивидов, социальных групп и общества в целом, которые формируются их действиями, взаимодействиями и отношениями, обеспечивая общественное воспроизводство» [3, с. 189]. Применительно к студенческой общности социальный потенциал обладает следующими характеристиками:

а) совокупные способности составляющих ее индивидов (чаще всего используется термин ООН «человеческий капитал», измеряемый на основе предполагаемой продолжительности жизни - физический потенциал, уровня образования -культурный потенциал и участия в ВВП - экономический потенциал);

б) комплекс социальных взаимодействий в социальном пространстве, сформированном как совокупность «социально сконструированных полей действия» [2, с. 146] - экономических, политических, культурных, научных, символических и др.;

в) возможности носителей социального потенциала при его актуализации в конкретных видах деятельности.

Одним из основных общностно-образующих признаков является обладание ресурсами, обеспечивающими социальные практики [4, с. 8-9]. Для студенчества как молодежной группы, не завершившей процесс профессиональной и общекультурной социализации, наблюдается неравномерность формирования ресурсного потенциала: экономические, политические и символические (т. е. доступ в высокостатусные сети) ресурсы еще только создаются, в то время как культурные ресурсы активно развиваются. От качества последних зависят и способы актуализации социального потенциала.

Замеры социальных индикаторов студентов Среднего Урала позволили скорректировать его социокультурный портрет. Центральная характеристика современного студенчества - представление о важнейших факторах счастья, поскольку именно оно определяет структуру смысложизненных ориентаций и жизненные стратегии. Здоровье, физическое совершенство традиционно фиксируются в числе первых пяти важнейших ценностей (отмечено 63 % респондентов), наряду с самостоятельностью, независимостью и свободой (66 %); верными друзьями; любовью и семьей (по 64 %).

Комплекс личных проблем, наиболее волнующих студентов, в условиях пандемии также претерпел заметные изменения: вариант «как сохранить свое здоровье» стал вторым по значимости (43 %, в 2016 г. отметил только каждый четвертый [1, с. 219]) после сложностей поиска хорошей работы (48 %, в 2016 г. - 37 %о, также первое место в рейтинге личных проблем [1, с. 219]).

В решении личных проблем студенты все более и более рассчитывают на себя (90 % ответов), родителей (60 %) и друзей (43 %). Роль институтов производства, государства и образования, по их мнению, достигла критического минимума (наставники и преподаватели, руководители производств и вузов, молодежные организации, как акторы решения таких проблем суммарно не набрали 10 % ответов, органы государственной власти и местного самоуправления - 2,1%, профсоюзы - 1,8 %).

Приведенный портрет во многом объясняет возможные мотивы и формы самореализации студенческого потенциала. Так, в структуре досуговой деятельности ценность ЗОЖ конвертируется в занятия физической культурой и спортом, а также посещению спортивных мероприятий в качестве болельщика (в 2020 г. выбрал каждый десятый).

Важно отметить, что в условиях самоизоляции студенты были вынуждены кардинально скорректировать сферу своего досуга: активные занятия физической культурой и спортом отодвинулись на 9-е место в рейтинге занятий (в 2020 г. отметили 37 % респондентов, в 2016 г. - 39 %), в то время как в приведенном многолетнем рейтинге [1, с. 639] они находились на 4-м месте после прослушивания музыки, выездов на природу, занятий хобби. Студенты в 2020 г. значительно чаще посвящали свободное время интернет-серфингу и новостных лент социальных сетей, чтению художественной литературы, онлайн-общению с друзьями.

Тем не менее, 34 % респондентов отметили, что на занятия физической культурой и спортом дома или на улице они стали уделять времени больше, чем до пандемии, еще для 39 % в этом отношении ничего не поменялось. Это доказывает отношение к физической культуре и спорту как более инструментальной ценности.

Впрочем, и терминальная составляющая не утрачивает своего значения: в нашем опросе 17 % респондентов отметили, что они активно участвуют в социальных акциях, направленных на пропаганду физической культуры, спорта и здорового образа жизни (анализ аккаунтов социальной сети позволяет утверждать, что такая активность еще выше -вовлечен каждый пятый респондент; в 2016 г. таковых было только 12 % [1, с. 538]).

□ и

£ г.

а

ч—

о (и и

2 а

с

га

^

О (и .с Н

Очень интересуюсь (а) Скорее интересуюсь (Ь) Отношусь безразлично Скорее НЕ интересуюсь (с) Совершенно НЕ интересуюсь № Затрудняюсь ответить

11 23

■ 16 26

18 18

11

8 13

25

Г-1112

1 1 11 13 1 1 1

0 5

I Массив в целом

10

Женщины

15

I Мужчины

20

25

28

33

30

35

*Коэффициент заинтересованности (К): мужчины - -0,366; женщины - -0,231; массив в целом - -0,277. *К= (2а+Ь-с^)/100 Отношение студентов к предстоящим Всемирным студенческим Играм 2023 в зависимости от пола, 2020 г., % от группы

106

http://www.teoriya.ru

№!• 2022 Январь | Yaпuary

в поисках нового прорыва

Таблица 1. Распределение поливариантного признака «Отношение к физической культуре, спорту и мегасобытиям» в аккаунтах социальной сети «ВКонтакте», % от группы

Признак Мужчина Женщина Массив в целом

Следит за международными, российскими соревнованиями по видам спорта 33 34 33

Физическая культура - образ жизни 32 19 27

Физическая культура, спорт, интересуется только тем, как участвуют другие 26 24 25

Интересуется студенческим спортом 17 24 20

Профессиональный спортсмен 14 21 17

Следит за мегасобытиями (Универсиады) 8 18 12

Среднее число ответов 1,30 1,42 1,35

Таблица 2. Мнения студентов о значении Универсиады-2023 в Екатеринбурге в зависимости от пола, 2020 г., поливариантный вопрос, % от группы

Вариант ответа Мужчины Женщины Массив в целом

Это - важный фактор развития инфраструктуры спорта в стране и регионах 35 26 29

Повышение престижа России, ее роли в международном спортивном движении 21 30 27

Это - стимул развития отечественного спорта - профессионального и массового 27 24 25

Они способствуют международному сотрудничеству 8 19 16

Они привлекут к занятиям физкультурой и спортом все новых и новых людей 14 14 14

Благодаря им расширятся возможности пропаганды спорта, спортсменов 6 10 8

Участие российских спортсменов укрепляют патриотизм россиян 4 8 7

Меня эти события не интересуют, я безразличен к физкультуре и спорту 34 30 31

Сфера физкультуры и спорта нуждается в постоянной и систематической поддержке, а не только в период подготовки к крупным международным спортивным событиям 18 21 20

Опасаюсь, что затраты на эти мероприятия не будут достаточно эффективными 14 14 14

Среднее число ответов 1,83 1,98 1,93

Значительную гендерную разницу в отношении к физической культуре, спорту и универсиадам удалось зафиксировать при контент-анализе персональных страниц студентов (анализировались текстовые, аудио- и видео-посты в ленте, табл. 1).

На фоне одинакового интереса к соревнованиям по видам спорта мужчины чаще публиковали материалы о массовом спорте и ЗОЖ, женщины - о студенческом спорте и своих личных достижениях, а также конкретно о «российских» Универсиадах. Весьма показательно проявление интереса студентов к предстоящей Универсиаде-2023, отраженное в ходе анкетирования (см. рисунок).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Отрицательные значения коэффициента заинтересованности говорят о преобладании пассивного отношения студентов к этому мегасобытию, и чаще его проявляли респонденты-мужчины, и их мнение поляризовано: в ответах больше максимально интересующихся и совершенно не интересующихся, чем в группе женщин. В то же время практически равная группа пассивных наблюдателей (а вместе с тем, кто не смог однозначно оценить свою позицию - это почти треть массива респондентов) может составить резерв активных сторонников ВССИ, чей культурный потенциал может быть реализован в ходе их подготовки и проведения. Этого возможно достичь, если при составлении программ вовлечения студентов, рекламных и PR-акций ВССИ ориентироваться на оценки значимости ее различных аспектов (табл. 2).

Выводы. Одними из важных условий и факторов являются отношение, степень вовлечения студенческой общности в процесс подготовки к предстоящему событию, степень заинтересованности, степень активности участия. Исходя из ответов в группах по полу, можно предположить, что женщинам будут интересны проекты, связанные с международным сотрудничеством, мужчинам - тематика продвижения инфраструктуры физической культуры и спорта, проекты по вовлечению молодежи в занятия физической культурой -и тем, и другим в равной степени.

Что касается обладателей пессимистичных суждений как о спорте в целом, так и о перспективах ВССИ, то их причины следует выявлять, опираясь на качественные методики. Основным результатом Всемирных студенческих игр должно быть формирование мировоззренческих установок «физическая культура - норма жизни» и самореализации культурного потенциала на своей Родине. Литература

1. Банникова Л.Н. Студент 1995-2016 гг.: динамика социокультурного развития студенчества Среднего Урала: монография / Л.Н. Банникова [и др.]; под общ. ред. Ю.Р. Вишневского. - Екатеринбург: УрФУ, 2017. - 904 с.

2. Бурдье П. Социальное пространство: поля и практика: перевод с французского языка / П. Бурдье; составитель Н.А. Шматко. - М.: Институт экспериментальной социологии, 2005. - 576 с.

3. Докторович А.Б. Социальный потенциал как предмет системного исследования // Россия и современный мир. - 2007. - № 3 (56).

- С. 179-189.

4. Зборовский Г.Е. Теоретические основания изучения социальной общности / Г.Е. Зборовский // Социологические исследования. -2010. - № 4 (312). - С. 3-12.

5. Нархов Д.Ю. Развитие физической культуры студентов в цифровом социокультурном пространстве / Д.Ю. Нархов, Е.Н. Нархова, Е. С. Кириллов и др. // Теория и практика физ. культуры. - 2021.

- № 2. - С. 65-67.

References

1. Bannikova L.N. et al., Vishnevsky Y.R. [ed.] Student 1995-2016 gg.: dinamika sotsiokulturnogo razvitiya studenchestva Srednego Urala [Student of 1995-2016: dynamics of socio-cultural development of students in the Middle Urals]. Yekaterinburg: UrFU publ., 2017. 904 p.

2. Bourdieu P., Shmatko N.A. Sotsialnoe prostranstvo: polya i praktika [Social space: fields and practice]. Translation from French. Moscow: Institute of Experimental Sociology publ., 2005. 576 p.

3. Doktorovich A.B. Sotsialny potentsial kak predmet sistemnogo issle-dovaniya [Social potential as subject of systemic research]. Rossiya i sovremenny mir. 2007. No. 3 (56). pp. 179-189.

4. Zborovskiy G.E. Teoreticheskie osnovaniya izucheniya sotsialnoy obschnosti [Theoretical foundations of study of social community]. Sotsiologicheskie issledovaniya. 2010. No.4 (312). pp. 3-12.

5. Narkhov D.Yu., Narkhova E.N., Kirillov E.S. et al. Razvitie fizicheskoy kultury studentov v tsifrovom sotsiokulturnom prostranstve [Formation of students' personal physical culture in digital socio-cultural environment]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2021. No. 2. pp. 65-67.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.