Научная статья на тему 'Имидж универсиады в цифровом социокультурном пространстве'

Имидж универсиады в цифровом социокультурном пространстве Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
90
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Универсиада-2023 / имидж / цифровое социокультурное пространство / студенчество / 2023 World Student Games / image / digital sociocultural space / student communities

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Л.А. Рапопорт, Д.Ю. Нархов, Е.Н. Нархова

Цель исследования – выявление актуального имиджа Универсиады-2023 в студенческой среде вузов Среднего Урала в реальном и цифровом социокультурном пространстве в разрезе профилей подготовки. Методика и организация исследования. В ходе изучения проводились электронное анкетирование и контент-анализ персональных страниц социальной сети ВКонтакте студентов 18 вузов Свердловской области гражданской направленности. Базовые индикаторы – отношение студентов к предстоящей Универсиаде-2023 и оценка степени ее значимости для страны и региона, формы вовлеченности в занятия физической культурой и спортом. Результаты исследования и выводы. В ходе исследования выявлена достаточно крупная по численности группа студентов, позитивно воспринимающих Универсиаду, что свидетельствует об успешности проделанной работы по созданию ее положительного имиджа. Дальнейшая работа в этом направлении предполагает расширение аудитории активных сторонников этого спортивного мегасобытия. Создание желаемого позитивного имиджа Универсиады с помощью социально-коммуникативных технологий в условиях цифрового пространства позволит оптимизировать процесс подготовки и ее проведения. В качестве одной из эффективных технологий предлагается вовлечение «неопределившихся студентов» в разработку PR и рекламных кампаний Универсиады, в том числе и в социальных сетях. При организации такой работы необходим учет социокультурной специфики групп студентов по разным направлениям подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Л.А. Рапопорт, Д.Ю. Нархов, Е.Н. Нархова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMAGE OF 2023 FISU WORLD STUDENT GAMES IN DIGITAL STUDENT SOCIO CULTURAL EN VIRONMENT

Objective of the study was to survey and analyze attitudes to the upcoming 2023 World Student Games image in the host mid-Urals university student communities using a social networking activity analysis and questionnaire survey on a specialty-specific basis. Methods and structure of the study. We run for the purposes of the study a digital questionnaire survey (on CAVI platform, with the survey data mathematically processed by D.V. Shkurin using Vortex software tools) of a representative student sample (n=333); and a social networking activity analysis of the VKontakte accounts (n=368) of the students from 18 universities in the Sverdlovsk Oblast [3, p. 66], in December 2020 through January 2021. The survey and social networking activity analysis were designed to profile attitudes to the 2023 FISU World Student Games, its perceived role for the federal and regional progress, and the physical education and sports devotions in the sample. Results and Conclusion. The study found a significant proportion of the sample demonstrating positive attitudes to the 2023 World Student Games – apparently as a result of the event promotion/ imaging initiatives. Further advocacy is recommended along these lines, including empowerment of the activists and special encouragements for the still passive/ uncertain student groups. Target efforts to shape up a positive image of the event using modern social and communication technologies will help improve the 2023 World Student Games organizing, management and hosting services, with special benefits for the student social networking activity. Of special interest in this context may be the PR campaigns, communication technologies and promotions (including the social networking ones) geared to engage the still passive/ hesitant students, with the potential communication toolkits including the linguistic means to encourage healthy considerations/ reflections, motivations and rationale for contributions to the mega-event – and facilitate the transition from the “Me and event” to "My event” mindsets. Such campaigning and promotions should be reasonably customized to the socio-cultural environments and specialties in the host student communities.

Текст научной работы на тему «Имидж универсиады в цифровом социокультурном пространстве»

имидж универсиады в цифровом социокультурном пространстве

УДК/UDC 796.:658

Поступила в редакцию 20.11.2021 г.

Информация для связи с автором: rla66@mail.ru

Доктор педагогических наук, профессор Л.А. Рапопорт1

Кандидат социологических наук, доцент Д.Ю. Нархов1

Кандидат социологических наук, доцент Е.Н. Нархова1

1Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н.Ельцина,Екатеринбург

IMAGE ÜF 2023 FisU WÜRLD sTUDENT GAMEs iN DiGiTAL sTUDENT süCiüCULTURAL ENViRÜNMENT

Dr. Hab., Professor L.A. Rapoport1

PhD, Associate Professor D.Y. Narkhov1

PhD, Associate Professor E.N. Narkhova1

1 Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin, Yekaterinburg

□ и

£ г. CL

ч—

О OJ и

Аннотация

Цель исследования - выявление актуального имиджа Универсиады-2023 в студенческой среде вузов Среднего Урала в реальном и цифровом социокультурном пространстве в разрезе профилей подготовки. Методика и организация исследования. В ходе изучения проводились электронное анкетирование и контент-анализ персональных страниц социальной сети ВКонтакте студентов 18 вузов Свердловской области гражданской направленности. Базовые индикаторы - отношение студентов к предстоящей Универсиаде-2023 и оценка степени ее значимости для страны и региона, формы вовлеченности в занятия физической культурой и спортом.

Результаты исследования и выводы. В ходе исследования выявлена достаточно крупная по численности группа студентов, позитивно воспринимающих Универсиаду, что свидетельствует об успешности проделанной работы по созданию ее положительного имиджа. Дальнейшая работа в этом направлении предполагает расширение аудитории активных сторонников этого спортивного мегасобытия. Создание желаемого позитивного имиджа Универсиады с помощью социально-коммуникативных технологий в условиях цифрового пространства позволит оптимизировать процесс подготовки и ее проведения.

В качестве одной из эффективных технологий предлагается вовлечение «неопределившихся студентов» в разработку PR- и рекламных кампаний Универсиады, в том числе и в социальных сетях. При организации такой работы необходим учет социокультурной специфики групп студентов по разным направлениям подготовки.

Ключевые слова: Универсиада-2023, имидж, цифровое социокультурное пространство, студенчество.

Abstract

Objective of the study was to survey and analyze attitudes to the upcoming 2023 World Student Games image in the host mid-Urals university student communities using a social networking activity analysis and questionnaire survey on a specialty-specific basis.

Methods and structure of the study. We run for the purposes of the study a digital questionnaire survey (on CAVI platform, with the survey data mathematically processed by D.V. Shkurin using Vortex software tools) of a representative student sample (n=333); and a social networking activity analysis of the VKontakte accounts (n=368) of the students from 18 universities in the Sverdlovsk Oblast [3, p. 66], in December 2020 through January 2021. The survey and social networking activity analysis were designed to profile attitudes to the 2023 FISU World Student Games, its perceived role for the federal and regional progress, and the physical education and sports devotions in the sample. Results and Conclusion. The study found a significant proportion of the sample demonstrating positive attitudes to the 2023 World Student Games - apparently as a result of the event promotion/ imaging initiatives. Further advocacy is recommended along these lines, including empowerment of the activists and special encouragements for the still passive/ uncertain student groups. Target efforts to shape up a positive image of the event using modern social and communication technologies will help improve the 2023 World Student Games organizing, management and hosting services, with special benefits for the student social networking activity. Of special interest in this context may be the PR campaigns, communication technologies and promotions (including the social networking ones) geared to engage the still passive/ hesitant students, with the potential communication toolkits including the linguistic means to encourage healthy considerations/ reflections, motivations and rationale for contributions to the mega-event - and facilitate the transition from the "Me and event" to "My event" mindsets. Such campaigning and promotions should be reasonably customized to the socio-cultural environments and specialties in the host student communities.

Keywords: 2023 World Student Games, image, digital sociocultural space, student communities.

CL

с

га

^

О (U .с I—

Введение. Всемирные летние студенческие игры FISU 2023 года являются значительным событием для России,

Свердловской области и Уральского федерального университета, поскольку масштабные мероприятия такого уровня

рассматриваются как катализатор регионального развития [2, 4 и др.]. Опыт их проведения повлек за собой смещение акцентов в оценке молодежью от сугубо спортивного события к многофакторному социокультурном явлению. Для университетского сообщества - «это важнейшие компоненты «строительства» международного имиджа и авторитета университета» [1, с. 9], принимающего спортивное мегасо-бытие. Важнейшим изменением в формате проведения игр является введение в его структуру культурной программы, призванной реализовать эти качества мегасобытия.

Цель исследования - выявление актуального имиджа Универсиады-2023 в студенческой среде вузов Среднего Урала в реальном и цифровом социокультурном пространстве в разрезе профилей подготовки.

Методика и организация исследования. В ходе изучения проводились электронное анкетирование (CAVI-сервис, математическая обработка - ПО Vortex, Д. В. Шкурин) по репрезентативной выборке (N=333) и контент-анализ персональных страниц социальной сети ВКонтакте (N=368) студентов 18 вузов Свердловской области гражданской направленности [3, с. 66] в декабре 2020 - январе 2021 гг. Базовые индикаторы - отношение студентов к предстоящей Уни-версиаде-2023 и оценка степени ее значимости для страны и региона, формы вовлеченности в занятия физической культурой и спортом.

Результаты исследования и их обсуждение. Анализ процессов взаимовлияния реального и виртуального подпространств, моделей поведения традиционной и виртуальной студенческих общностей позволил определить характеристики социокультурного цифрового пространства [3, с. 65-66]. Виртуальная интерактивность детерминирует формы участия на основе конструирования своей социаль-

ной идентичности, сформированных в «реальной реальности» на первых этапах социализации и, в зависимости от субъективных факторов и социальных условий, степенью погружения в «виртуальную реальность».

В виртуальной общности, в которой потребность к принадлежности формируется на основе содержательных, а не формальных признаков, выбор осуществляется на основе референтности группы и индивидуальных характеристик интеллекта, тезауруса и т. д. Объективное социокультурное пространство интерпретируется в соответствии с уже сложившимися представлениями, стихийно формирующимися в условиях цифровизации. Публичные (первичные) каналы в большей степени информируют, формируя образ. Вторичные, личные каналы, трансформируют контент в соответствии с установками, интересами. Многоаспектность характеристик любого социального явления, включая мегасобытия, является исходным для конструирования образа, имиджа.

Переход от рационального к эмоциональному воздействию, от подачи информации к попытке актуализировать имеющиеся преддиспозиции позволяет рассматривать имидж как социально-коммуникативную технологию влияния и управления общественным мнением. Однако сам процесс формирования носит стихийный характер: имидж, как результирующая совокупность представлений, идей, впечатлений, закрепляется в общественном мнении и, опираясь в большей степени на эмоции, формирует ассоциативные связи, символы.

Таким образом, реальный имидж, сформированный стихийно, является эмоциональным конструктом, не в полной мере соответствующим объективности в силу специфики цифрового коммуникативного пространства.

Таблица 1. Отношение студентов к предстоящей Универсиаде-2023 в зависимости от профиля подготовки, 2020 г., % от группы

Профиль подготовки m в м

Группы Вариант ответа Гуманитарный Естественнонаучный, математический Инженерно-технический Общественно-экономический s о о ^ сел

a ОЧЕНЬ интересуюсь 3 9 12 8 8

b СКОРЕЕ интересуюсь 25 14 21 31 23

Отношусь безразлично 22 15 17 18 18

Затрудняюсь ответить 8 23 9 9 12

c СКОРЕЕ НЕ интересуюсь 14 14 8 12 11

d СОВЕРШЕННО НЕ интересуюсь 29 25 33 23 28

Коэффициент заинтересованности (К)* -0,411 -0,308 -0,285 -0,116 -0,277

Таблица 2. Информативность аккаунтов в отношении к физической культуре, спорту и мегасобытиям, поливариантный признак,% от группы

Значения Профиль подготовки % значений в массиве

Гуманитарный Социально-экономический Естественные науки и математика Инженерно-технический

Следит за международными, российскими соревнованиями по видам спорта 37 36 44 20 34

Интересуется студенческим спортом 14 26 21 24 21

Следит за мегасобытиями (Универсиады) 15 8 11 17 12

Физическая культура (образ жизни, систематические занятия) 22 33 28 20 26

Физическая культура, спорт (только интересуется, как занимаются другие) 30 27 11 17 25

Профессиональный спортсмен 14 16 33 20 17

Среднее число значений в группе 1,31 1,47 1,28 1,17 1,36

№1 • 2022 Январь | Yanuary

http://www.teoriya.ru

109

□ и

£ г. CL

ч—

О 0J и

CL ' -о с га

О (U .с Н

Спираль умолчания - процесс, как правило, запускаемый массовой коммуникацией. В его результате некоторые индивиды, сознавая, что их мнение совпадает с мнением большинства, высказывают его, в то время как другие лица, имеющие отличные от общепринятых оценки, оставляют их при себе. Этот процесс движется по спирали и приводит к тому, что некоторые темы или позиции начинают занимать доминирующее положение в общественном сознании, формируя имидж социального явления. Такой процесс происходит и в отношении Универсиады-2023.

Анкетный опрос выявил существенные расхождения между объективным и субъективным имиджем Универсиа-ды-2023 в сознании студентов Среднего Урала. Уже на этапе проявления интереса к ней прослеживаются три близких по численности, но относительно самостоятельных группы (табл. 1): интересующихся (позитивно активных), безразличных и не интересующихся (негативно активных) ходом подготовки мегасобытия.

*К= (2 а+Ь-с-2 d)/100

«Коэффициент заинтересованности», находящийся в отрицательных значениях, свидетельствует о преобладании пассивной позиции по отношению к предстоящей Универсиаде. Основная причина, как представляется, в отсутствии у большинства респондентов понимания «непосредственно личной» выгоды и в определенной степени - «перспективность» мероприятия, время проведения которого выходят за рамки студенчества. Заметна и существенная разница между группами по профилю подготовки в вузе. Как видно, студенты общественно-экономических (39 % по строкам а+Ь) и инженерно-технических (33 %) направлений значительно чаще отмечали наличие интереса, чем их коллеги гуманитарных (28 0%) и естественно-научных (23 0%) специальностей.

Контент-анализ персональных страниц студентов показал более высокую степень заинтересованности в информации о физической культуре, спорте и мегасобытиях (табл. 2) по сравнению с данными опроса: не содержали каких-либо данных 34 % обследованных страниц.

Значения в группах по профилю подготовки коррелируют с данными, полученными в ходе анкетирования, а группа интересующихся студенческим спортом также составила не менее трети в массиве.

Оценивая значение Универсиады для страны и региона в ходе анкетирования, студенты чаще всего отмечали важный фактор развития инфраструктуры спорта в стране и регионах (29 0% в массиве при несущественной разнице оценок в группах), повышение престижа страны и ее роли в международном спортивном движении (27 % в массиве, реже всех - «студенты-«естественники» - 15 % в группе против 35 % «общественников») и стимул для развития отечественного профессионального и массового спорта (каждый четвертый ответ в массиве).

Вместе с тем, суждение о необходимости постоянной и систематической (а не только в периоды проведения ме-гасобытий) поддержки сферы физической культуры и спорта выбрал каждый пятый респондент (реже всего - студенты-«гуманитарии» - 14 % в группе) и каждый седьмой респондент высказал опасения о неэффективности затрат на универсиаду (чаще всего - студенты-«инженеры» - 18 %). Наименьшее число ответов получено в отношении суждения «Участие российских спортсменов укрепляют патриотизм россиян» - 7 % в массиве («естественники» - 3 %, «инженеры» - 9 % в группах).

Информация об Универсиаде в аккаунтах студентов ти-пологизируется как новостные репосты (более половины в группе), желание участвовать в качестве зрителя (бо-

лельщика - каждый четвертый) или волонтера (каждый шестой в группе), критических комментариев (каждый шестой в группе - большей частью демонстрирующих пассивное или негативное отношение с физической культуре в принципе) к новостям, отражающие сомнения в эффективности вложенных в проведение мероприятия средств и предлагающих альтернативные варианты их использования (на повышенные стипендии, ремонт аудиторий и общежитий, лабораторного оборудования и т. п.).

Вывод. В ходе исследования выявлена достаточно крупная по численности группа студентов, позитивно воспринимающих Универсиаду, что свидетельствует об успешности проделанной работы по созданию ее положительного имиджа. Дальнейшая работа в этом направлении предполагает расширение аудитории активных сторонников этого спортивного мегасобытия. Создание желаемого позитивного имиджа Универсиады с помощью социально-коммуникативных технологий в условиях цифрового пространства позволит оптимизировать процесс подготовки и ее проведения.

В качестве одной из эффективных технологий предлагается вовлечение «неопределившихся студентов» в разработку PR- и рекламных кампаний Универсиады, в том числе и в социальных сетях. При организации такой работы необходим учет социокультурной специфики групп студентов по разным направлениям подготовки.

Благодарность. Исследование выполнено с использованием материалов, полученных в рамках научного проекта РФФИ и ЭИСИ № 20-011-31274 - «Социальная активность студенчества Среднего Урала в условиях транзита к цифровой общности». Литература

1. Амбарова П.А. Значение крупных спортивных мероприятий в развитии территорий / П.А. Амбарова, М.Э. Мустафаев // Стратегии развития социальных общностей, институтов и территорий: матер. V Международной науч.-практ. конференции, Екатеринбург, 22-23 апреля 2019 г.: в 2-х т. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2019. - Т. 1. - С. 8-12.

2. Ланцев А.О. Влияние спортивных мегасобытий на устойчивое развитие территорий / А.О. Ланцев, Е.Г. Шурманов, А.В. Пономарев и др. // Теория и практика физ. культуры. - 2021. - № 1.

- С. 62-64.

3. Нархов Д.Ю. Развитие физической культуры студентов в цифровом социокультурном пространстве / Д.Ю. Нархов, Е.Н. Нархова, Е. С. Кириллов и др. // Теория и практика физ. культуры. - 2021.

- № 2. - С. 65-67.

4. Рапопорт Л.А. Спортивное мегасобытие как катализатор территориального развития / Л.А. Рапопорт, Е. В. Харитонова, А. С. Маркова // Теория и практика физ. культуры. - 2021. - № 7.

- С. 104-106.

References

1. Ambarova P.A., Mustafaev M.E. Znachenie krupnykh sportivnykh me-ropriyatiy v razvitii territoriy [Role of major sporting events in territorial development]. Strategii razvitiya sotsialnykh obshchnostey, institu-tov i territoriy [Strategies for the development of social communities, institutions and territories:] Proc. V International research-practical conference, Yekaterinburg, April 22-23 2019: in 2 vol.. Yekaterinburg: UU publ., 2019. V. 1. pp. 8-12.

2. Lantsev A.O., Shurmanov E.G., Ponomarev A.V. et al. Vliyanie sport-ivnyih megasobyitiy na ustoychivoe razvitie territoriy [Impact of sports mega-events on sustainable regional development]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2021. No. 1. pp. 62-64.

3. Narkhov D.Yu., Narkhova E.N., Kirillov E.S. et al. Razvitie fizicheskoy kulturyi studentov v tsifrovom sotsiokulturnom prostranstve [Formation of students' personal physical culture in digital socio-cultural environment]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2021. No. 2. pp. 65-67.

4. Rapoport L.A., Kharitonova E.V., Markova A.S. Sportivnoe megaso-byitie kak katalizator territorialnogo razvitiya [Major sports events: regional development catalyzing effects]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2021. № 7. pp. 104-106.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.