Экономика и управление народным хозяйством Economics and economic management
Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 4 Actual Problems of Economics and Law. 2015. No. 4
УДК 332.12:338.24:330.332 (470.41) Крамин Т В., Леонов В. А., Григорьев Р. А.
URL: http://hdl.handle.net/11435/2205 С. 141-150.
Т. В. КРАМИН,
доктор экономических наук, профессор
Институт экономики, управления и права (г. Казань), Россия,
В. А. ЛЕОНОВ,
кандидат экономических наук, министр по делам молодежи и спорту Республики Татарстан
Министерство по делам молодежи и спорту Республики Татарстан, г. Казань, Россия,
Р. А. ГРИГОРЬЕВ,
доктор философии в области экономики
Институт экономики, управления и права (г. Казань), Россия
ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ ПОВЫШЕНИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА ПОСРЕДСТВОМ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ И РЕАЛИЗАЦИИ КРУПНЫХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ1
Цель: определение направлений повышения инновационного потенциала региона посредством развития инновационных технологий и компетенций в процессе подготовки и реализации крупных инвестиционных проектов на примере Республики Татарстан.
Методы: методика проект-менеджмента, институциональный подход.
Результаты: доказано, что основными масштабными направлениями развития инновационного потенциала Республики Татарстан в результате подготовки и проведения универсиады 2013 г. в Казани являются: управление знаниями, информационные технологии, управление рисками. Показано, что в рамках рассмотренных инновационных направлений сформирована целостная система компетенций работников и менеджеров в сфере образования, торговли, индустрии гостеприимства и сервиса.
Научная новизна: определены ключевые направления повышения инновационного потенциала региона посредством развития инновационных технологий и компетенций в процессе подготовки и реализации крупных инвестиционных проектов на примере проекта Всемирной летней универсиады в Казани в 2013 г.
Практическая значимость: на основе конкретных примеров показан практико-ориентированный механизм развития инновационного потенциала региона в результате реализации крупных инвестиционных проектов.
Ключевые слова: региональная экономика; инновационный потенциал региона; универсиада; инвестиционная привлекательность региона; управление знаниями; управление рисками; информационные технологии.
Введение
Подготовка и реализация крупных инвестиционных проектов в спорте в большинстве случаев требует использования новых подходов и технологий [1, 2, с. XIV]. Вместе с тем дополнительной целью реализации крупных спортивных проектов является эффективное использование инфраструктуры в будущем и ее
органичная интеграция в функционирование города и региона [3, 4]. Очевидно также, что данная задача не является тривиальной, и исследования постэффективности [5, 6, 7, 8, 9] крупных спортивных событий показывают, что организаторам не всегда удается совместить большие инвестиционные затраты с последующей эффективностью инфраструктуры в регионе [10].
1 Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, в рамках исследовательского проекта № 13-02-00446а.
141
Экономика и управление народным хозяйством Economics and economic management
Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 4 Actual Problems of Economics and Law. 2015. No. 4
Примером эффективной реализации крупного спортивного мероприятия является проект XXVII Всемирной летней универсиады в Казани в 2013 г. (далее - универсиада) [11]. Проект ее подготовки был комплексно использован для роста инновационного и кадрового потенциала Республики Татарстан [12, 13, 14]. Цель настоящей работы - определение направлений повышения инновационного потенциала региона посредством развития инновационных технологий и компетенций в процессе подготовки и реализации крупных инвестиционных проектов на примере универсиады.
Результаты исследования
Универсиада - одно из самых крупных спортивных мероприятий международного масштаба как для Казани, так и для России в целом. Компетенции, развитые ранее в Республике Татарстан, были недостаточны для решения всех поставленных задач. Высокий уровень организации и проведения Игр 2013 г. обеспечило использование современных технологий, а также формирование новой профессиональной команды, способной ими эффективно распорядиться.
Безусловно, процесс подготовки универсиады стал уникальной площадкой создания и внедрения инноваций. В рамках подготовки и проведения Игр сформировано новое поколение инноваторов, обладающих компетенциями международного уровня.
Задача организаторов универсиады: максимальное распространение создаваемых инновационных технологий, организация программы стажировок молодых специалистов в технологических центрах подготовки универсиады, формирование и закрепление новых общественных институтов и институтов корпоративного управления - с успехом выполнена.
Решение указанной амбициозной задачи стало возможно благодаря консолидации усилий всего общества, кооперации многих организаций, населения, республиканских и местных властей. Большая роль была отведена учебным учреждениям. Республика Татарстан прошла уже большой путь по направлению к указанной цели. Ряд вузов Татарстана стали официальными партнерами универсиады, взяв на себя функции подготовки кадров. Отметим, что подготовке кадров уделяется достаточно большое внимание на универсиадах [15, 16, 17, 18].
В Татарстане создан научно-образовательный кластер торговли, индустрии гостеприимства, сервиса и услуг. Якорными образовательными учреждениями указанного кластера, одним из которых является Ин-
ститут экономики, управления и права, уже многое сделано. В частности, институтом открыты новые специальности в спортивной сфере. Это «спортивный менеджмент», «спортивный туризм», «спортивная психология». Дальновидность руководства института состоит в том, что они смотрят на проблему комплексно, не только учитывают опыт проведения предыдущих крупных спортивных мероприятий, но и заглядывают в будущее. Так, важным уроком Олимпиады в Пекине является успех китайской сборной в результате использования ее наставниками новейших технологий подготовки спортсменов: это психологическая подготовка, инновации в питании спортсменов. Институт экономики, управления и права на базе факультета технологий общественного питания начал подготовку специалистов в сфере спортивного питания. Этот процесс реализуется на основе глубокого научного подхода, с учетом последних достижений в этой сфере. Специалисты такого профиля были особенно востребованы во время универсиады. Высокое качество специализированного питания оказало благоприятное воздействие на спортивные результаты участников летних Игр 2013 г., внесло значительный вклад в формирование благоприятного имиджа Татарстана, дополнительно привлекло туристов в республику. Суммарный поток туристов по итогам 2013 г. составил более 2,15 млн туристов [19], что значительно превысило прогнозные оценки [20]. Кроме того, в 2014 г. прирост общего турпотока составил 16 % [21].
Универсиада - во многом уникальное событие по своим масштабам и функциональной нагрузке. Создана мощная инфраструктура, многие ее объекты уникальны даже на национальном уровне - например, стадион на 45 000 мест, ресторан на несколько тысяч человек. Существующие в республике на момент начала подготовки к универсиаде компетенции были недостаточны для слаженного, оперативного управления этой инфраструктурой. Кроме того, необходимо было обеспечить условия, при которых спортивные объекты могли бы продолжить свое функционирование и после ее завершения. Поэтому потребовалась подготовка современных квалифицированных менеджеров, способных не только обслуживать уже приехавших гостей и вести текущую хозяйственную деятельность, но и обеспечить их устойчивое успешное долгосрочное развитие в жестких рыночных условиях постоянно растущей конкуренции на рынке туристических услуг. Они должны были научиться коммерциализировать деятельность объектов универсиады, снимая их с бюджетных дотаций.
142
Экономика и управление народным хозяйством Economics and economic management
Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 4 Actual Problems of Economics and Law. 2015. No. 4
Таким образом, это спортивное событие явилось мощным стимулом развития инновационного и кадрового потенциала принимающего региона.
В процессе подготовки универсиады был использован кластерный подход. Он, в частности, создал хорошие перспективы подготовки квалифицированных высоковостребованных кадров, способных удовлетворить любые запросы работодателей. Эта работа также потребовала создания и внедрения многих инновационных схем и подходов. Среди основных масштабных инновационных направлений следует выделить: управление знаниями, информационные технологии, управление рисками.
Управление знаниями включает приобретение, создание, накопление, анализ и распространение ценных знаний (интеллектуальных активов), полученных во время подготовки и проведения Игр, в том числе посредством организации и проведения дебрифингов, научно-образовательных конференций, семинаров, программ «Обозреватель» и других мероприятий.
В этом отношении важно было разработать и внедрить процессы и механизмы управления знаниями, которые обеспечат организационные комитеты Игр точной и оперативной информацией для эффективной организации работы в процессе подготовки и проведения универсиады и формирования ее наследия.
Управление знаниями - процесс создания организационных, коммуникационных и технологических условий для получения необходимой информации, знаний и опыта от предшествующих оргкомитетов Игр соответствующими функциями в максимально короткий срок в целях выполнения стратегических и тактических задач, сокращения рисков на всех этапах проведения Игр.
Управление знаниями способствует воплощению видения исполнительной дирекции, формируя и поддерживая среду эффективного и рационального создания, организации, доступа, использования и защиты важных для выполнения миссии информации и знаний; способствует процессу совершенствования организационной эффективности и улучшения результативности работы в условиях ограниченности ресурсов путем максимального использования знаний, информации, опыта и экспертизы в целях принятия обоснованных решений.
В процессе исследования определены основные направления в рамках функциональной сферы управления знаниями:
1. Управление информацией направлено на стратегические информационные потребности исполни-
тельной дирекции. В рамках управления информацией производится координация систем, процессов и структур создания и использования корпоративной информации:
Разработка и внедрение процесса эффективного управления информацией и средств, которые позволяют функциям и партнерам обмениваться информацией и получать доступ к нужной информации в нужное время для принятия своевременных и эффективных решений.
- Формирование базы данных по функциональным направлениям, организация оперативного обновления данного ресурса для поиска информации.
- Предоставление консультаций по управлению информацией для других бизнес-систем.
- Идентификация документов и владельцев информации для поддержания информационных потоков. Координация, сохранение и распространение ключевых данных и терминологии.
2. Функционирование ресурсного центра и аналитические услуги направлены на представление знаний в виде документов, баз данных, программного обеспечения и т. д., включая каталогизацию и циркулирование публикаций, мультимедийных средств и электронных материалов, разработку плана по сбору материалов ресурсного центра, включая коммуникационный план, который показывает выгоды использования централизованных библиотечных сервисов.
3. Управление материалами и архивами направлено на воплощение знаний в процессах, продуктах и услугах. Электронный документ и система управления материалами - система на основе технологий для управления созданием, обслуживанием и хранением электронных документов и материалов, включая материалы по использованию торговых знаков «Казань 2013», по оценке ценности интеллектуальных активов и влияния управления знаниями на результаты бизнеса.
4. Обеспечение доступа к ценным знаниям за пределами организации включает работу с Международной федерацией студенческого спорта (FISU) для определения требований по передаче знаний, а также программы управления знаниями, образовательную программу «Обозреватель» и систему дебрифинга.
5. Концентрация ценных знаний для решения нестандартных, в том числе и инновационных, задач включает технологии распространения ценных знаний среди сотрудников исполнительной дирекции и их передачи новым сотрудникам; развитие культуры и создание организационных возможностей для получения, накопления и передачи знаний с ис-
143
Экономика и управление народным хозяйством Economics and economic management
Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 4 Actual Problems of Economics and Law. 2015. No. 4
пользованием образовательных, дистанционных и интернет-технологий.
6. Координация программы FISU по передаче знаний.
Дирекция Универсиады «Казань 2013» инициировала создание комплексной программы Всемирных студенческих игр по управлению знаниями с целью сбора знаний, опыта предыдущих организаторов Игр и передачи его будущим организаторам. Эта программа включает в себя услуги и экспертизу и направлена на повышение информации и знаний, имеющихся в «Казани 2013» для поддержки и обеспечения проведения Игр на всех этапах жизненного цикла. В свою очередь, дирекция «Казань 2013» также приняла участие и внесла вклад в эту программу в интересах будущих Игр.
7. Поддержка атмосферы передачи знаний - обеспечение развития и поддержания в корпоративной среде инновационных знаний, опыта и обмена идеями и изменение культуры путем содействия обмену знаниями, основываясь на ключевых ценностях «Казани 2013», определяя лидеров по передаче знаний во всех функциональных направлениях.
Таким образом, в рамках развития направления «Управление знаниями» обеспечиваются коммуникации дирекции Универсиады и всех заинтересованных лиц по обмену знаниями, формируются институты сотрудничества и компетенции командной работы.
Эффективная работа в представленных выше сферах позволила разработать и внедрить процессы и механизмы управления знаниями, которые обеспечили исполнительную дирекцию точной и своевременной информацией для эффективной организации работы в процессе подготовки и проведения Универсиады и сохранения наследия.
Таким образом, стратегическими целями в этой сфере являются следующие:
- осуществление эффективного управления знаниями, которое будет отвечать требованиям FISU и обеспечит высокий уровень обслуживания для всех групп клиентов Игр;
- организация, распространение и защита информации и знаний для немедленного и будущего использования;
- содействие процессу принятия обоснованных решений, обучения и непрерывного улучшения;
- реализация программ управления знаниями с участием функциональных ответственных лиц;
- извлечение практических уроков в целях формирования инновационной обучающейся организации;
- реализация стратегии универсиады для принятия обоснованных решений об эффективном инвестировании ограниченных ресурсов;
- накопление опыта и развитие ключевых организационных компетенций дирекции «Казань 2013», а также экспертных квалификаций для обеспечения наследия Игр;
- развитие, поощрение, поддержка и содействие развитию корпоративной культуры, основанной на взаимном доверии, обмене знаниями и стимулировании творческих идей и сотрудничестве;
- координация взаимодействия с FISU по поиску и передаче знаний;
- создание и обслуживание информационных архивов.
Ключевыми факторами успеха в этой сфере определены следующие:
- основанная на знаниях организация, использующая инновационные практики организации Игр;
- эффективное сотрудничество с FISU и другими организационными комитетами Игр;
- внедрение информационной системы, которая отвечает требованиям управления знаниями;
- сильная команда профессионалов;
- анализ и использование при планировании опыта ключевых клиентов и партнеров, их ожиданий и требований;
- адекватное восприятие политики и процедур по обмену информацией и знаниями;
- преодоление языкового барьера персоналом Игр и партнерами;
- преодоление разрыва между текущими и требуемыми знаниями;
- реализация четко определенных и эффективных внутренних и внешних связей, включая взаимодействие со стейкхолдерами универсиады;
- корпоративная культура, где обмен знаниями и «организационное обучение» признаны высшим руководством, поддерживаются и стимулируются.
Таким образом, в рамках подготовки универсиады, в частности первого из указанных выше направлений инновационного организационного развития, значительно возрос инновационный потенциал региона -расширились компетенции управления знаниями как дирекции универсиады, так всех ее партнеров, участвующих в подготовке Игр.
Развитие информационных технологий подразумевает все технологические аспекты, требуемые для проведения Игр: компьютерный сервис, телекоммуникации, информационные заявки и аппаратуру. Кроме
144
Экономика и управление народным хозяйством Economics and economic management
Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 4 Actual Problems of Economics and Law. 2015. No. 4
того, развитие информационных технологий включает аппаратное обеспечение, программное обеспечение, зоны поддержки и сервисы, требуемые для функционирования системы обработки данных, результатов, подсчета времени, телекоммуникации, коммуникации на объектах, аппаратные комнаты.
Таким образом, в результате эффективного управления информационными технологиями были обеспечены высококачественное и бесперебойное представление и работа инфокоммуникационных систем, сервисов, приложений, необходимых для проведения универсиады, и поддержка других подразделений и служб в этой сфере. Результаты этой работы - повышение уровня эффективности управления информационными ресурсами организаций Республики Татарстан на региональном (а в ряде случаев на международном) уровне. Формирование таких компетенций повышает эффективность татарстанских организаций, их конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность. Следовательно, возрастает инвестиционная привлекательность региона в целом.
Управление рисками определяет возможные риски во время проведения Игр, что, в свою очередь, требует разработки стратегий, призванных минимизировать данные риски.
В рамках данной функции осуществляется системное управление рисками в период подготовки и проведения Игр, включая оценку рисков, разработку комплекса мероприятий по минимизации рисков, управление инцидентами во время подготовки и проведения Игр. Во время подготовки мероприятия необходимо произвести всесторонний анализ совокупности имеющихся рисков, обеспечить их идентификацию, оценку и выработку механизмов контроля.
В рамках указанной функции предполагается несколько видов управления рисками, составленных с учетом интеграции с прочими функциональными областями: операционное управление рисками - включает разработку плана управления безопасностью на объектах и порядок действий на случай чрезвычайных обстоятельств (план специфических объектов и расширенный план на случай чрезвычайных обстоятельств). Предполагается проанализировать финансовые риски, риски, связанные с валютой, с обеспечением прав собственности и др., разработать комплексную программу страхования, охватывающую все необходимые мероприятия в соответствии с требованиями FISU. Алгоритм управления рисками включает:
1. Планирование управления рисками - выбор подходов и планирование деятельности по управлению рисками проектов, связанных с организацией и проведением Игр.
2. Идентификация рисков - определение рисков, способных повлиять на проекты, и документирование их характеристик.
3. Качественная оценка рисков - качественный анализ рисков и условий их возникновения с целью определения их влияния на успех определенного проекта.
4. Количественная оценка - количественный анализ вероятности возникновения и влияния последствий рисков на определенный проект.
5. Планирование реагирования на риски - определение процедур и методов по ослаблению отрицательных последствий рисковых событий и использованию возможных преимуществ.
6. Анализ рынка страховых услуг и выбор страховой организации, удовлетворяющей установленным требованиям.
7. Заключение договоров страхования гражданской ответственности за причинение вреда третьим лицам по любым причинам, связанным с планированием, организацией и подготовкой Игр.
8. Страхование участников Игр на время пребывания в Казани от рисков причинения вреда жизни или здоровью в результате наступления несчастного случая или болезни, предусматривающее репатриацию пострадавшего.
9. Страхование от других рисков, связанных с Играми, в отношении которых был проведен анализ рисков и выявлена необходимость проведения страхования.
10. Мониторинг и контроль рисков - мониторинг, определение остающихся рисков, выполнение плана управления рисками по проектам и оценка эффективности действий по их минимизации.
В результате реализации вышеуказанного алгоритма планируется сформировать систему управления рисками, обеспечивающую реализацию процессов идентификации, анализа рисков и принятия решений, направленных на максимизацию положительных и минимизацию отрицательных последствий наступления рисковых событий в период подготовки и проведения Игр, и достичь следующих целей:
- увеличение вероятности успешной реализации проектов, связанных с организацией и проведением Игр, путем снижения степени воздействия рисков до приемлемого уровня, включая проведение работ по
145
Экономика и управление народным хозяйством Economics and economic management
Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 4 Actual Problems of Economics and Law. 2015. No. 4
технике безопасности и планирование чрезвычайных обстоятельств (как на территории отдельных объектов, так и в масштабах всего комплекса мероприятий универсиады);
- определение в соответствии с требованиями FISU необходимого страхования ущерба и ответственности;
- подготовка на основании оценки рисков комплексной программы страхования, охватывающей все необходимые сферы деятельности согласно требованиям FISU;
- взаимодействие со службой закупок с целью определения требования по страхованию для поставщиков разных уровней, основанных на риске, связанном с товарами или услугами, предоставляемыми исполнительной дирекции;
- работа со всеми объектами с целью утверждения плана безопасности, который минимизирует потенциальные угрозы зрителям и технический ущерб;
- определение общего плана безопасности зрителей, персонала на объектах и имущества;
- обзор всех контрактов и правильное распределение возможных рисков между поставщиками и исполнительной дирекцией (при необходимости обеспечение оформления поставщиком собственной страховки).
Таким образом, в рамках вышеуказанного направления создаются и распространяются организационные компетенции управления рисками, создаются предпосылки развития систем риск-менеджмента республиканских организаций. Этот факт обеспечивает снижение инвестиционных рисков региона и рост его инвестиционной привлекательности.
В результате реализации вышепоставленных целей в рамках рассмотренных инновационных направлений сформирована целостная система компетенций работников и менеджеров в сфере торговли, индустрии гостеприимства и сервиса.
В дальнейшем будет необходимо передать сформированные компетенции максимальному числу студентов, аспирантов, работников указанных специальностей.
Менеджерам и администраторам следует передать, а затем и развить способности самостоятельного обучения, обучения на основе практической работы (learning by doing), умение работать в новых неизвестных условиях; способности работать и обучаться в команде. Также они должны будут научиться эффективно работать и взаимодействовать в многонациональной среде, в том числе использовать знания
английского и других иностранных языков в общении с представителями разных стран.
Преподаватели и академические работники должны овладеть интерактивными формами обучения, научиться развивать образовательные стандарты в области деятельности кластера (и не только) за счет выявления новых компетенций, определяемых современной практикой. Более того, они приобретут навыки формирования учебных программ и программ стажировок, приобщающих их участников к международным стандартам качества предоставления услуг.
В рамках активной работы кластера работодатели смогут получить навыки формирования «обучающейся» организации, совершенствования внутрикорпоративных стандартов качества предоставления услуг и повышения профессионализма персонала. Актуальными для них будут навыки операционного управления рисками, включая разработку плана управления безопасностью на объектах и планирование на случай чрезвычайных обстоятельств.
Используя инновационные методы в своей работе, организации - участники кластера обеспечат ключевые факторы успеха в подготовке к международным спортивным студенческим мероприятиям, к которым относятся:
- эффективное сотрудничество с организационными комитетами Игр, а также с другими участниками научно-образовательного кластера;
- внедрение информационной системы, которая отвечает требованиям управления знаниями;
- следование самым современным тенденциям и стандартам в мире инфокоммуникационных технологий;
- эффективная стратегия управления рисками, обеспечивающая высокую степень защищенности от нежелательных событий.
Выводы
Успешное внедрение инновационных технологий и компетенций в процессе подготовки и проведения XXVII Всемирной летней универсиады 2013 г. стало возможно в результате формирования сильной высокопрофессиональной команды, способной оперативно и качественно решать любые возложенные на нее задачи.
Универсиада 2013 г. приняла более 13 500 участников и членов официальных делегаций, более 1 500 представителей средств массовой информации; было привлечено и подготовлено более 20 000 волонтеров, включая иностранцев, 3 260 водителей и
146
Экономика и управление народным хозяйством Economics and economic management
Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 4 Actual Problems of Economics and Law. 2015. No. 4
транспортного персонала, размещено порядка 20 000 иногородних сотрудников спецслужб, и организована их работа.
Мероприятие столь масштабного уровня привлекло внимание многочисленной армии туристов из регионов России и зарубежных стран, по оценкам экспертов, их количество достигло 50 000 человек. Безусловно, это потребовало значительного совершенствования оказываемых услуг в гостиничной, туристической и прочих сферах. Процесс подготовки к универсиаде создал хорошую почву для формирования высококвалифицированных кадров в различных отраслях экономики.
Подготовленные к универсиаде кадры - это высокопрофессиональные специалисты. Их знания и компетенции были особо востребованы в период Игр. В дальнейшем они также будут использованы при реализации крупных проектов в Республике Татарстан. Следовательно, универсиада обеспечила прирост человеческого (кадрового, интеллектуального) потенциала республики, а значит, рост ее международной конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности.
Созданные в рамках подготовки и проведения универсиады в Казани инфраструктура и интеллектуальный капитал стали высоковостребованными. Так, многие организационные процессы, отработанные в Казани в 2013 г., были использованы при проведении зимних Олимпийских игр в г. Сочи в 2014 г., там же большая группа подготовленных в Казани волонтеров успешно реализовала свой потенциал. Кроме того, накопленный опыт проведения крупных международных мероприятий позволил Казани получить почетное право принимать чемпионат мира по водным видам спорта в 2015 году (ЧМВВС-2015).
Указанное соревнование в России проводилось впервые, поэтому на Казани лежала большая ответственность за качество его проведения. В чемпионате приняло участие 2 500 спортсменов из двухсот стран мира, и более 170 000 туристов посетили его [22]. Не было сомнений в успешности данного мероприятия, так как организаторы проекта «Универсиада 2013» системно поработали над вопросом сохранения ее наследия, и прежде всего человеческого капитала, информационных технологий, бизнеспроцессов и процессов кооперации стейкхолдеров спортивных мероприятий. Так, организационный комитет ЧМВВС-2015 был значительно расширен относительно состава организационного комитета Универсиады-2013; исполнительная функция по под-
готовке и проведению ЧМВВС-2015 была возложена на АНО «Исполнительная дирекция спортивных программ», которая выполняла аналогичные функции в период подготовки и проведения Универсиады 2013 г. (в то время она называлась АНО «Исполнительная дирекция XXVII Всемирной летней универсиады 2013 г. в г. Казани»); церемонии открытия и закрытия чемпионата готовила команда, создавшая представления высокого уровня в дни открытия и закрытия универсиады в г. Казани.
Список литературы
1. Ratten V Sport-based entrepreneurship: towards a new theory of entrepreneurship and sport management // International entrepreneurship and management journal, 2011, vol. 7, no. 1, pp. 57-69.
2. Sports marketing and the psychology of marketing communication // Kahle L. R., Riley C. Psychology Press, 2004, 408 p.
3. Preuss H. The economic impact of visitors at major multisport events // European Sport Management Quarterly, 2005, vol. 5, no. 3, pp. 281-301.
4. Spilling O. R. Mega event as strategy for regional development The case of the 1994 Lillehammer Winter Olympics // Entrepreneurship & Regional Development, 1996, vol. 8, no. 4, pp. 321-344.
5. Siegfried J., Zimbalist A. The economic impact of sports facilities, teams and mega-events // Australian Economic Review, 2006, vol. 39, no. 4, pp. 420-427.
6. The Sports Stadium as a Municipal Investment // Baim D. Westport: CT: Greenwood Press, 1992, 264 p.
7. Rosentraub M. S., Swindell D., Przybylski M., Mullins D. R. Sport and Downtown Development Strategy If You Build It, Will Jobs Come? // Journal of Urban Affairs, 1994, vol. 16, no. 3, pp. 221-239.
8. Stadiums, professional sports, and economic development: Assessing the reality // Baade R. A.: Heartland Institute, 1994, 40 p.
9. Coates D., Humphreys B. R. The effect of professional sports on earnings and employment in the services and retail sectors in US cities // Regional Science and Urban Economics, 2003, vol. 33, no. 2, pp. 175-198.
10. Essex S., Chalkley B. Olympic Games: catalyst of urban change // Leisure studies, 1998, vol. 17, no. 3, pp. 187-206.
11. Крамин М. В., Леонов В. А. Оценка влияния крупных региональных инвестиционных проектов на социально-экономическое развитие региона на примере проекта «Универсиада-2013» // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия Экономика. 2014. № 3. C. 101-109.
12. Крамин Т., Леонов В. Определение приоритетов управления инвестиционной привлекательностью региона и их учет в рамках реализации крупных спортивных мероприятий // Актуальные проблемы экономики и права. 2012. № 1. C. 39-45.
147
Экономика и управление народным хозяйством Economics and economic management
Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 4 Actual Problems of Economics and Law. 2015. No. 4
13. Крамин Т. В., Леонов В. А., Тимирясова А. В. Влияние крупных региональных инвестиционных проектов на инвестиционную привлекательность региона в условиях членства России в ВТО // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2013. T. 2. № 24. C. 301-306.
14. Крамин Т. В., Леонов В. А., Тимирясова А. В. Инвестиционная привлекательность региона как основа разработки и реализации регионального инвестиционного проекта // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2013. № 2 (24). C. 293-300.
15. Xin L. Volunteer service achievement management of 2009 World Winter Universiade // Journal of Wuhan Institute of Physical Education, 2007, vol. 8, p. 6.
16. Xiaoduo C., Yanhong W. The Job Satisfaction of Volunteers in Harbin Winter Universiade: A Factor Analytic Study // Management and Service Science (MASS), 2010 International Conference on IEEE, 2010, pp. 1-4.
17. Pei L. Reflection on Perfecting the Performance Assessment of Chinese Sports Organizations // Journal of Chengdu Sport University, 2009, vol. 8, p. 2.
18. Zhang H. A Preliminary Investigation into the Antecedents of Volunteer Participation in Mega Sports Events Kai (Natalia) Jiang Honggen Xiao // The international sounds and tastes of tourism education, 2011, pp. 273.
19. Сафина А. Более 2 млн человек составил турпоток в РТ в 2013 году. 2014. URL: http://www.tatar-inform.ru/news/ 2014/02/01/392857/?font=big (дата обращения: 29.09.2015).
20. Арсланова Г., Хисматуллин М. Влияние индустрии туризма на социально-экономическое развитие региона // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2014. T. 3. № 29. C. 89-92.
21. Ренкова Т, Константинова Е. Р. Минниханов нащупал «большие резервы» в туриндустрии Татарстана. 2015. URL: http://www.tatarstan.net/news.php?id=73121 (дата обращения: 29.09.2015).
22. Татар-информ. Средняя загрузка в отелях города Казани за период с 18 июля по 8 августа составила 95 процентов. URL: http://www.tatar-inform.ru/news/2015/08/20/468185/ (дата обращения: 29.09.2015).
В редакцию материал поступил 03.09.15
© Крамин Т. В., Леонов В. А., Григорьев Р. А., 2015. Впервые опубликовано в журнале «Актуальные проблемы экономики и права» (http://apel.ieml.ru), 15.11.2015; лицензия Татарского образовательного центра «Таглимат». Статья находится в открытом доступе и распространяется в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution License (http://creativecommons.org/licenses/ by/2.0/), позволяющей неограниченно использовать, распространять и воспроизводить материал на любом носителе при условии, что оригинальная работа, впервые опубликованная в журнале «Актуальные проблемы экономики и права», процитирована с соблюдением правил цитирования. При цитировании должна быть включена полная библиографическая информация, ссылка на первоначальную публикацию на http://apel.ieml.ru, а также информация об авторском праве и лицензии.
Информация об авторах
Крамин Тимур Владимирович, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой финансового менеджмента, Институт экономики, управления и права (г Казань)
Адрес: 420111, г. Казань, ул. Московская, д. 42, тел.: (843) 231-92-90 E-mail: kramint@ mail.ru
Леонов Владимир Александрович, кандидат экономических наук, министр по делам молодежи и спорту Республики Татарстан, Министерство по делам молодежи и спорту Республики Татарстан Адрес: 420107, г. Казань, ул. Петербургская, 12, тел.: (843) 222-81-01 E-mail: [email protected]
Григорьев Руслан Аркадиевич, доктор философии в области экономики (Великобритания), Институт экономики, управления и права (г. Казань)
Адрес: 420111, г. Казань, 420111, ул. Московская, д. 42, тел.: (843) 231-92-90 E-mail: [email protected]
Г л
Как цитировать статью: Крамин Т. В., Леонов В. А., Григорьев Р. А. Определение направлений повышения инновационного потенциала региона посредством развития инновационных технологий и компетенций в процессе подготовки и реализации крупных инвестиционных проектов // Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 4. С. 141-150.
V_____________________________________________________________________________________J
148
Экономика и управление народным хозяйством Economics and economic management
Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 4 Actual Problems of Economics and Law. 2015. No. 4
T. V. KRAMIN,
Doctor of Economics, Professor
Institute of Economics, Management and Law (Kazan), Russia,
V. A. LEONOV,
PhD (Economics), Minister on Youth Affairs and Sports of Tatarstan Republic
Ministry on Youth Affairs and Sports of Tatarstan Republic, Kazan, Russia,
R. A. GRIGORYEV,
PhD (Economics)
Institute of Economics, Management and Law (Kazan), Russia DETERMINING THE DIRECTIONS OF INCREASING THE INNOVATIVE POTENTIAL OF THE REGION BY DEVELOPING INNOVATIVE TECHNOLOGIES AND COMPETENCES WHEN PREPARING
AND IMPLEMENTING LARGE INVESTMENT PROJECTS
Objective: to determine the directions of increasing the innovative potential of a region through the development of innovative technologies and competences in the process of preparation and implementation of large investment projects in the Republic of Tatarstan.
Methods: methodology of project management, institutional approach.
Results: it is proved that the main large-scale directions of innovative potential development in the Republic of Tatarstan as a result of preparation and implementing of Universiade 2013 in Kazan are: knowledge management, information technologies, risk management. It is shown that in the framework of the considered innovative areas, a complete system was formed of competences of employees and managers in the fields of education, trade, hospitality and service.
Scientific novelty: the key directions were defined of increasing the innovative potential of a region through the development of innovative technologies and competences in the process of preparation and implementation of large investment projects by the example of the World Summer Student Games in Kazan in 2013.
Practical significance: on the basis of specific examples, the authors illustrate the practice-oriented mechanism of innovative potential development of a region as a result of implementation of large investment projects.
Key words: regional economy; innovative potential of the region; Universiade; investment attractiveness of the region; knowledge management; risk management; information technologies.
References
1. Ratten, V Sport-based entrepreneurship: towards a new theory of entrepreneurship and sport management // International entrepreneurship and management journal, 2011, vol. 7, no. 1, pp. 57-69.
2. Sports marketing and the psychology of marketing communication // Kahle L. R., Riley C. Psychology Press, 2004, 408 p.
3. Preuss, H. The economic impact of visitors at major multi-sport events // European Sport Management Quarterly, 2005, vol. 5, no. 3, pp. 281-301.
4. Spilling, O. R. Mega event as strategy for regional development The case of the 1994 Lillehammer Winter Olympics // Entrepreneurship & Regional Development, 1996, vol. 8, no. 4, pp. 321-344.
5. Siegfried, J., Zimbalist, A. The economic impact of sports facilities, teams and mega-events // Australian Economic Review, 2006, vol. 39, no. 4, pp. 420-427.
6. The Sports Stadium as a Municipal Investment // Baim D. Westport: CT: Greenwood Press, 1992, 264 p.
7. Rosentraub, M. S., Swindell, D., Przybylski, M., Mullins, D. R. Sport and Downtown Development Strategy If You Build It, Will Jobs Come? // Journal of Urban Affairs, 1994, vol. 16, no. 3, pp. 221-239.
8. Stadiums, professional sports, and economic development: Assessing the reality // Baade R. A.: Heartland Institute, 1994, 40 p.
9. Coates, D., Humphreys, B. R. The effect of professional sports on earnings and employment in the services and retail sectors in US cities // Regional Science and Urban Economics, 2003, vol. 33, no. 2, pp. 175-198.
10. Essex, S., Chalkley, B. Olympic Games: catalyst of urban change // Leisure studies, 1998, vol. 17, no. 3, pp. 187-206.
11. Kramin, M. V., Leonov, V. A. Otsenka vliyaniya krupnykh regional'nykh investitsionnykh proektov na sotsial'no-ekonomicheskoe razvitie regiona na primere proekta «Universiada-2013» (Estimating the influence of large regional investment projects on the social-economic development of a region by the example of «Universiade 2013» project) // VestnikAstrakhanskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. Seriya Ekonomika, 2014, no. 3, pp. 101-109.
12. Kramin, T., Leonov, V. Opredelenie prioritetov upravleniya investitsionnoi privlekatel'nost'yu regiona i ikh uchet v ramkakh realizatsii krupnykh sportivnykh meropriyatii (Determining the priorities in managing the investment attraction of a region and their role in implementation of large sports events) // Aktual'nyeproblemy ekonomiki iprava, 2012, no. 1, pp. 39-45.
13. Kramin, T. V., Leonov, V. A., Timiryasova, A. V. Vliyanie krupnykh regional'nykh investitsionnykh proektov na investitsionnuyu privlekatel'nost' regiona v usloviyakh chlenstva Rossii v VTO (Influence of large regional investment projects on the investment attraction of a region under the Russia’s membership in WTO) // Vektor nauki Tol'yattinskogo gosudarstvennogo universiteta, 2013, vol. 2, no. 24, pp. 301-306.
149
Экономика и управление народным хозяйством Economics and economic management
Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 4 Actual Problems of Economics and Law. 2015. No. 4
14. Kramin, T. V, Leonov, V. A., Timiryasova, A. V. Investitsionnaya privlekatel'nost' regiona kak osnova razrabotki i realizatsii regional'nogo investitsionnogo proekta (Investment attraction of a region as the basis of elaboration and implementation of a regional investment project) // Vektor nauki Tol'yattinskogo gosudarstvennogo universiteta, 2013, no. 2 (24), pp. 293-300.
15. Xin, L. Volunteer service achievement management of 2009 World Winter Universiade // Journal of Wuhan Institute of Physical Education, 2007, vol. 8, p. 6.
16. Xiaoduo, C., Yanhong, W. The Job Satisfaction of Volunteers in Harbin Winter Universiade: A Factor Analytic Study // Management and Service Science (MASS), 2010 International Conference on IEEE, 2010, pp. 1-4.
17. Pei, L. Reflection on Perfecting the Performance Assessment of Chinese Sports Organizations // Journal of Chengdu Sport University, 2009, vol. 8, p. 2.
18. Zhang, H. A Preliminary Investigation into the Antecedents of Volunteer Participation in Mega Sports Events Kai (Natalia) Jiang Honggen Xiao // The international sounds and tastes of tourism education, 2011, pp. 273.
19. Safina, A. Bolee 2 mln chelovek sostavil turpotok v RT v 2013 godu (The tourist flow in Tatarstan in 2013 was more than 2 mln people) 2014, available at: http://www.tatar-inform.ru/news/2014/02/01/392857/?font=big (access date: 29.09.2015).
20. Arslanova, G., Khismatullin, M. Vliyanie industrii turizma na sotsial'no-ekonomicheskoe razvitie regiona (Influence of tourist industry on thesocial-economic development of a region) // Vektor nauki Tol'yattinskogo gosudarstvennogo universiteta, 2014, vol. 3, no. 29, pp. 89-92.
21. Renkova, T., Konstantinova, E. R. Minnikhanov nashchupal «bol'shie rezervy» v turindustrii Tatarstana (Minnikhanov found «large reserves» in tourist industry of Tatarstan). 2015, available at: http://www.tatarstan.net/news.php?id=73121 (access date: 29.09.2015).
22. Tatar-inform. Srednyaya zagruzka v otelyakh goroda Kazani za period s 18 iyulya po 8 avgusta sostavila 95 protsentov (Tatar-inform. The average traffic in Kazan hotels from July 18 to August 8 was 95 per cent), available at: http://www.tatar-inform.ru/news/2015/08/20/468185/ (access date: 29.09.2015).
Received 03.09.15
Information about the authors
Kramin Timur Vladimirovich, Doctor of Economics, Professor, Head of the Chair of Financial Management, Institute of Economics, Management and Law (Kazan)
Address: 42 Moskovskaya Str., 420111, Kazan, tel.: (843) 231-92-90 E-mail: [email protected]
Leonov Vladimir Aleksandrovich, PhD (Economics), Minister on Youth Affairs and Sports of Tatarstan Republic, Ministry on Youth Affairs and Sports of Tatarstan Republic
Address: 12 Peterburgskaya Str., 420107, Kazan, tel.: (843) 222-81-01
E-mail: [email protected]
Grigoryev Ruslan Arkadiyevich, PhD (Economics) (Great Britain), Institute of Economics, Management and Law (Kazan)
Address: 42 Moskovskaya Str., 420111, Kazan, tel.: (843) 231-92-90 E-mail: [email protected]
For citation: Kramin T. V, Leonov V. A., Grigoryev R. A. Determining the directions of increasing the innovative potential of the region by developing innovative technologies and competences when preparing and implementing large investment projects // Actual Problems of Economics andLaw, 2015, no. 4, pp. 141-150.
© Kramin T. V, Leonov V. A., Grigoryev R. A., 2015. Originally published in Actual Problems of Economics and Law (http://apel.ieml.ru), 15.11.2015; Licensee Tatar Educational Centre «Taglimat». This is an open-access article distributed under the terms of the Creative Commons Attribution License (http://creativecommons.org/licenses/by/2.0/), which permits unrestricted use, distribution, and reproduction in any medium, provided the original work, first published in Actual Problems of Economics and Law, is properly cited. The complete bibliographic information, a link to the original publication on http://apel.ieml.ru, as well as this copyright and license information must be included.
150