Научная статья на тему 'Социальные последствия спортивных мегасобытий: между стимулом и симуляцией? Размышляя об Универсиаде 2013 в Казани'

Социальные последствия спортивных мегасобытий: между стимулом и симуляцией? Размышляя об Универсиаде 2013 в Казани Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
288
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОДСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / URBAN DEVELOPMENT / ЗАНЯТИЯ СПОРТОМ / СОЦИАЛЬ НАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / SOCIAL MOBILITY / ИНВАЛИДНОСТЬ / МЕГАСОБЫТИЯ / MEGA-EVENTS / УНИВЕРСИАДА / UNIVERSIADE / ОЛИМПИАДА / OLYMPICS / ВОЛОНТЕРСТВО / VOLUNTEERS / PHYSICAL CULTURE AND SPORT / DISABLED PEOPLE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кузнецова Ирина Борисовна

Статья посвящена противоречиям социальных последствий Универсиады 2013 в Казани, первого мультиспортивного мегасобытия в России. Анализ базируется на данных массового опроса, интервью и анализе СМИ. Какие перемены для горожан принесло данное мегасобытие, мы выясняем, фокусируясь на таких двух аспектах социальных последствий, как социальная мобильность и рост возможностей горожан заниматься физкультурой и спортом. Первый аспект включает в себя анализ возможностей мобильности, появившихся у волонтеров Универсиады, а также у ряда других категорий работников, участвующих в Универсиаде, дискуссию о роли международных студенческих спортивных игр в развитии малого и среднего бизнеса и трансформациях городских дорог и транспорта. Анализ влияния Универсиады на рост возможностей казанцев заниматься физкультурой и спортом включает в себя исследование самооценки занятий физкультурой и спортом горожанами, установок на использование спортивных объектов Универсиады, шансов людей с ограниченными возможностями заниматься на объектах Универсиады. Многие нововведения, появившиеся в рамках подготовки к Универсиаде, начинают играть роль в формировании возможностей у различных групп населения развитии волонтерства, трудоустройства, развитии бизнеса, занятий физкультурой и спортом, однако ввиду отсутствия оценки долговременного эффекта спортивных мегасобытий на социально-экономическое развитие и здоровье населения принимающего региона, отсутствия стратегии развития Казани, включающей подобные мероприятия, сложно оценить, насколько вложения в них могут быть оправданы с точки зрения преимуществ, полученных горожанами, и в какой мере мегасобытие оказалось стимулом городского развития, а не политикой его симуляции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Кузнецова Ирина Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SOCIAL CONSEQUENSES OF SPORT MEGA-EVENTS: BETWEEN STIMULUS AND SIMULATION? The 2013 Universiade in Kazan

This article explores the contradictory social consequences of Universiade 2013 in Kazan, the first multi-sport mega-event in Russia. The discussions are based on interviews conducted in Kazan, large-scale surveys and mass media analysis, focusing on aspects such as social mobility and the increasing opportunities for people to take part in physical culture and sport. The rhetoric of local authorities argues that to create an ‘international city’ there was a need to develop a city able to host international sport events. For example, the new and repaired roads link primarily Universiade facilities, bike rental locations were set up in locations popular with visitors. However, the number of new sports facilities built was not proportional to the size of district, while the Universiade venues are accessible for people with disabilities it is not accompanied with the advent of long-term employment opportunities and most of the volunteers and staff of the Universiade Directorate do not have an opportunity to use their new knowledge and skills after the student games. At the same time Universiade saw increasing investments and new opportunities for business. However, the article argues, because of a lack of evaluation of the long-term impacts of sport mega-events on the region’s social-economic development and the health of its population it is difficult to estimate how the financial investments can be justified. Thus it can be questioned to what extent are such mega-events a stimulus of urban development or a politics of simulation?

Текст научной работы на тему «Социальные последствия спортивных мегасобытий: между стимулом и симуляцией? Размышляя об Универсиаде 2013 в Казани»

Ирина Кузнецова

СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ СПОРТИВНЫХ МЕГАСОБЫТИЙ: МЕЖДУ СТИМУЛОМ И СИМУЛЯЦИЕЙ? Размышляя об Универсиаде 2013 в Казани*

Статья посвящена противоречиям социальных последствий Универсиады 2013 в Казани, первого мультиспортивного мегасобытия в России. Анализ базируется на данных массового опроса, интервью и анализе СМИ. Какие перемены для горожан принесло данное мега-событие, мы выясняем, фокусируясь на таких двух аспектах социальных последствий, как социальная мобильность и рост возможностей горожан заниматься физкультурой и спортом. Первый аспект включает в себя анализ возможностей мобильности, появившихся у волонтеров Универсиады, а также у ряда других категорий работников, участвующих в Универсиаде, дискуссию о роли международных студенческих спортивных игр в развитии малого и среднего бизнеса и трансформациях городских дорог и транспорта. Анализ влияния Универсиады на рост возможностей казанцев заниматься физкультурой и спортом включает в себя исследование самооценки занятий физкультурой и спортом горожанами, установок на использование спортивных объектов Универсиады, шансов людей с ограниченными возможностями заниматься на объектах Универсиады. Многие нововведения, появившиеся в рамках подготовки к Универсиаде, начинают играть роль в формировании возможностей у различных групп населения — развитии волонтерства, трудоустройства, развитии бизнеса, занятий физкультурой и спортом, однако ввиду отсутствия оценки долговременного эффекта спортивных мегасобытий на социально-экономическое развитие и здоровье населения принимающего региона, отсутствия стратегии развития Казани, включающей подобные мероприятия, сложно оценить, насколько вложения в них могут быть оправданы с точки зрения преимуществ, полученных горожанами, и в какой мере

* Статья подготовлена в рамках проекта РГНФ «Социальные последствия подготовки и проведения международных спортивных мега-событий для локальных сообществ в городах постсоветской России (на примере Универсиады в Казани в 2013 г. и Олимпийских игр в Сочи в 2014 г.)», проект № 13-03-00430.

Кузнецова Ирина Борисовна — кандидат социологических наук, директор Института сравнительных исследований модернизации обществ, в.н.с. Центра культурных исследований постсоциализма данного Института, Казанский (Приволжский) федеральный университет (irina.b.kuznetsova@gmail.com)

Irina Kuznetsova — Candidate of Science (Sociology), Director of the Institute for the Comparative Studies of Modernity; Research Fellow, Centre for the Cultural Studies of Postsocialism, Institute for the Comparative Studies of Modernity, Kazan (Volga Region) Federal University (irina.b.kuznetsova@gmail.com)

мегасобытие оказалось стимулом городского развития, а не политикой его симуляции.

Ключевые слова: городские исследования, занятия спортом, социальная мобильность, инвалидность, мегасобытия, Универсиада, Олимпиада, волонтерство.

Irina Kuznetsova

THE SOCIAL CONSEQUENSES OF SPORT MEGA-EVENTS: BETWEEN STIMULUS AND SIMULATION?

The 2013 Universiade in Kazan

This article explores the contradictory social consequences of Universiade 2013 in Kazan, the first multi-sport mega-event in Russia. The discussions are based on interviews conducted in Kazan, large-scale surveys and mass media analysis, focusing on aspects such as social mobility and the increasing opportunities for people to take part in physical culture and sport. The rhetoric of local authorities argues that to create an 'international city' there was a need to develop a city able to host international sport events. For example, the new and repaired roads link primarily Universiade facilities, bike rental locations were set up in locations popular with visitors. However, the number of new sports facilities built was not proportional to the size of district, while the Universiade venues are accessible for people with disabilities it is not accompanied with the advent of long-term employment opportunities and most of the volunteers and staff of the Universiade Directorate do not have an opportunity to use their new knowledge and skills after the student games. At the same time Universiade saw increasing investments and new opportunities for business. However, the article argues, because of a lack of evaluation of the long-term impacts of sport megaevents on the region's social-economic development and the health of its population it is difficult to estimate how the financial investments can be justified. Thus it can be questioned to what extent are such mega-events a stimulus of urban development or a politics of simulation?

Keywords: urban development, physical culture and sport, social mobility, disabled people, mega-events, Universiade, Olympics, volunteers.

Что именно получает население того или иного города, завоевавшего право проведения Олимпиады, Универсиады, Чемпионата мира по футболу и иных крупных спортивных мегасобытий, — вопрос, волнующий сотни тысяч россиян — от скромного собственника, сдающего комнаты для отдыхающих в Адлере, до яппи из Казани, часами мучающегося в пробках в период многомесячного строительства дорог и объектов Всемирных студенческих игр.

Проснувшись утром 18 июля, Казань словно выдохнула, жизнь потекла обычным чередом, без пробок, без строительной пыли, и даже стало казаться,

что произошло чудесное перевоплощение города и терпение жителей было не напрасным. «Россия, вперед!», — скандировали зрители на стадионах в июле 2013 г. Дискурс достижений и победы проявлялся во многих публикациях и выступлениях, касающихся первого мультиспортивного мегасобытия в России: «Универсиада — это момент истины для каждого», — напутствовал участников мэр. «От того, как мы организуем работу здесь, будут судить о наших возможностях», — высказался В.В. Путин в марте 2013 г. в Казани. Именно данная «символическая» составляющая предопределяет фокус анализа многих исследователей мегасобытий России: А. Макарычев выявляет их роль в позиционировании России, ребрендинге (Макарычев 2013), М. Мюллер характеризует происходящее в Сочи как спектакль (Müller 2012), Б. Петерсон и Э. Перссон используют концепцию политического мифа (Петерсон, Перссон 2013). Подобные подходы я нахожу весьма применимыми и в анализе Универсиады 2013 г., которая, будучи первым мультиспортивным мегасобытием в России, также становится своего рода новым символом, с помощью которого городские и республиканские власти утверждают статус Казани как «мировой спортивной арены», мегаполиса международного уровня, «спортивной столицы» и символа спортивных достижений России*.

Последствия подготовки и проведения Универсиады могут быть интерпретированы и в определении спортивных мегасобытий как «городских зрелищ» в период постиндустриализма, стратегии, используемой городами для передачи свой индивидуальности, повышающей их статус и рекламирующей их роль на глобальной сцене (Harvey 1989). Именно данное проявление мегасобытий предопределяет и содержание дискуссий на так называемых ивент-форумах и конференциях по маркетингу территорий в России**.

Вынесенная в заголовок данной статьи дихотомия «стимула» и «симуляции» отвечает предположению о том, что городская политика в период подготовки Универсиады выступала проявлением симуляции в понимании Бод-рийяра — как использование символов, знаков и образов, которые не представляют или не соотносятся ни с чем аутентичным, но которые производят или играют реальность, а презентируемое ими и есть свидетельство их истинности (Baudrillard 2001). Политика симуляции не репрезентирует Другого, но регенерирует Другого как история, которая производит смысл и устойчивость и которая в противном случае была бы неустойчивой (Blühdorn 2007: 268). В статье мы будем противопоставлять мнения горожан об изменениях в городе и в их жизни, произошедших благодаря Универсиаде, и сведения официальной статистики и риторику властей, которая пропагандирует ключевую роль Меж-

* Всемирная летняя Универсиада XXVII, проведенная 6—17 июля 2013 г. в Казани, стала первым мультиспортивным мероприятием в истории современной России. В Универсиаде участвовали 11778 чел. из 160 стран. Были представлены 27 видов спорта и разыгран 351 комплект медалей.

** Например, Евразийские Ивент Форумы в 2012 и 2013 гг. в Санкт-Петербурге, международная конференция «Событийный маркетинг как инструмент развития региона», прошедшая 11 ноября 2013 г. в Новосибирске, и др.

дународных студенческих игр 2013 г. в социально-экономическом развитии Казани. «Стимул» нередко оказывается «симуляцией», сама же «симуляция» призвана стимулировать новые векторы городского развития и укрепить веру населения в благоприятные перемены.

Каковы же последствия подготовки и проведения мегасобытий для жителей города, их повседневности? Что, помимо потенциального роста инвестиций, ожидаемого благодаря повышению узнаваемости города и развитию инфраструктуры и как следствие — развитию качества жизни в регионе, несет за собой многолетняя подготовка к Универсиаде? Данные вопросы пока недостаточно изучены в России. Каким образом можно оценить долговременные последствия спортивных мегасобытий — вопрос дискуссионный и в зарубежной науке. Так, британские исследователи Дж. Макартни и С. Томас в преддверии Олимпийских и Паралимпийских игр в Лондоне провели анализ данных 54 исследований социально-экономического эффекта и влияния на здоровье населения крупных спортивных событий c 1978 по 2008 гг. Полученные ими результаты свидетельствуют о том, что исследования не дают четких индикаторов негативного или позитивного влияния на здоровье принимающего населения крупных спортивных мероприятий. Две трети экономических исследований констатируют экономический рост и рост занятости непосредственно сразу после события, однако не дают долгосрочного прогноза сохранения подобных тенденций, фиксируя внимание на краткосрочном эффекте. Авторы делают вывод о том, что доступные исследования не дают возможности сконструировать четкие ожидания о влиянии крупных спортивных мероприятий на здоровье и социально-экономические процессы (McCartney, Thomas et al. 2010).

По мнению экс-главы Счетной палаты Сергея Степашина, Универсиада стала «одним из самых лучших проектных решений в нашей стране за последние 20 лет — и в первую очередь для людей» (Катаргин 2013a). Какие перемены для горожан принесло данное мегасобытие, мы попробуем выяснить, фокусируясь на таких двух аспектах социальных последствий, как социальная мобильность и рост возможностей горожан заниматься физкультурой и спортом. Первый аспект включает в себя анализ возможностей мобильности, появившихся у волонтеров Универсиады, а также у ряда других категорий работников, участвующих в Универсиаде, дискуссию о роли международных студенческих спортивных игр в развитии малого и среднего бизнеса и трансформациях городских дорог и транспорта. Анализ влияния Универсиады на рост возможностей казанцев заниматься физкультурой и спортом включает в себя исследование самооценки занятий физкультурой и спортом горожанами, установок на использование спортивных объектов Универсиады, шансов людей с ограниченными возможностей заниматься на объектах Универсиады.

Статья базируется на количественном и качественном исследованиях, включающих в себя два массовых опроса*, 16 глубинных интервью с эксперта-

* Выборка составила 500 человек в г. Казани, из которых 50 % проживают в непосредственной близости от спортивных объектов Универсиады и 50 % — в относительной удаленности. Выборка также квотировалась по полу и возрасту, осуществ-

ми, 10 интервью с людьми с ограниченными возможностями, фокус-группу с волонтерами, дискурс-анализ публикаций СМИ. Рамки проведенного исследования не позволяют оценить возможные долгосрочные социальные последствия Универсиады, потому что оно проводилось в 2013 г., что не дает возможности мониторинга трансформаций в данных сферах, поэтому выводы касаются положения дел на декабрь 2013 г.

Мегасобытие как социальный лифт

Большое внимание в СМИ и официальных мероприятиях как при подготовке к Универсиаде, так и при ее проведении, уделялось волонтерам. «Вот они — будущие чемпионы жизни», — представляла начало парада волонтеров ведущая Церемонии закрытия Яна Чурикова. Об их роли говорил и премьер-министр РФ Д. Медведев, и мэр Казани И. Метшин. Для большинства из 20 тысяч волонтеров* работа на Универсиаде оказалась первым опытом трудовой деятельности. Призыв стать волонтером, подкрепляемый специальными акциями, видеороликами, содержал в себе обещание приобретения новых знаний, знакомств, иными словами — символического и социального капитала.

Процесс обучения волонтеров длился с февраля по июнь 2013 г. и включал в себя различные тренинги, мастер-классы. Волонтеры работали более чем по 40 различным направлениям, объединенным в четыре категории — от волонтеров общего профиля и городских волонтеров до волонтеров-специалистов и спортивных волонтеров. Зачастую отбор и распределение волонтеров проводились в соответствии с их профессиональной принадлежностью — так, студенты факультета журналистики могли работать волонтерами в информационных центрах, студенты медицинского университета — быть волонтерами-медиками и шоперонами (сопровождающими спортивных команд). Что привлекло столь большое количество людей быть волонтерами? Прежде всего, возможность получить новые знания и навыки как в сфере собственной специализации, иностранных языков, так и компетенции широкого уровня: «А я думаю, что языковая, во-первых, практика для студентов тоже важно, и например, вот если Анна журналист, да, в будущем, т. е. есть тоже практика, во-первых, попробовать себя, ну, более менее как-то. Это такое основательное мероприятие, ну и опыт тоже мы получаем новый» (студентка, 21 год, фокус-группа). «...для волонтеров большой плюс. Опыт, опыт работы, возможно после университета пригодится вот эта вот хватка, там коммуникабельность, стрессоустойчи-вость, какие-то моменты» (студентка, 20 лет, фокус-группа).

лялся случайный отбор по месту проживания респондентов. Опрос проводился в режиме стандартизированного интервью. Время проведения опроса — апрель 2013 г.

* Волонтеры были из 53 вузов и около 20 молодежных объединений со всей России, из них 14995 волонтеров из Казани, 4855 волонтеров из других регионов России и 150 волонтеров из-за рубежа. Конкурс на позицию волонтеров составил 2—3 человека на место — так, было подано 50 319 заявок (Более 50 000 кандидатов... 2013). Помимо студентов вузов среди волонтеров были также пенсионеры — «серебряные волонтеры».

Волонтеры подчеркивали международный статус этого события, а также возможность приобрести связи для дальнейшего трудоустройства: «Я считаю, что с точки зрения именно практики — это, во-первых, даже не российское не региональное какое-то мероприятие — это международное мероприятие. Скажем, у меня друг — он тоже волонтер, работает в связях с иностранной прессой, т. е. это довольно таки большой шаг и в принципе, даже казанские издательства могут тебя заметить и вообще все здорово» (студентка, 22 лет, фокус-группа).

Для других важно было приехать в Казань как динамично развивающийся город. Так, волонтер из Владимира в интервью «Аргументам и фактам» признался: «Мы сами написали письмо и обратились с просьбой к Дирекции Универсиады принять волонтеров из нашего города, — рассказывает он. — На протяжении года приезжал сюда несколько раз и видел, как стремительно менялась столица Татарстана, а сейчас она просто цветет» (Шарафутдинова 2013). Волонтер из Нижнего Новгорода отметила: «Мне захотелось попробовать себя в новой роли. А Универсиада — одно из самых ярких спортивно-молодежных мероприятий. <...> Мне было интересно изучить мероприятие изнутри, получить опыт работы и пообщаться с носителями других культур» (Коротышева 2013).

По отношению к личному участию в Универсиаде волонтеров можно разделить на три условные группы: скептиков, романтиков и прагматиков. Прагматики видят для себя возможности карьерного роста, появления новых знакомств и пр. Лидеры волонтерских команд получали небольшую зарплату, имели возможность попасть в ряды волонтеров в Сочи. Скептики считают, что привлечение их в качестве волонтеров было недобровольным, и для себя они не видят значительных перспектив: «...так, по слуху, некоторые жаловались, типа им, что сказали, что лишняя трата времени, можно и по телевизору посмотреть. Т.е. в свободное время, например, кто-то может быть, ну, уедет на заработки, ведь студенты — это уже не школа, как бы другая жизнь, другой уровень, т.е. да, Универсиада — это такое событие, но как бы личное, ну, время тратить...» (студент, 20 лет, фокус-группа). Некоторые студенты жаловались также, что им приходится отказываться от прохождения производственной практики там, где им хотелось бы, поскольку волонтерство приходится на время практики и за-считывается за нее. В ряде блогов отмечается, что волонтеров было чересчур много: «Этот факт подтверждает наличие их в спальных районах города, где они просто целый день стояли на солнце и приветственно размахивали руками» (Волонтеры на Универсиаде в Казани. 2013).

Некоторые из волонтеров использовали свой опыт, накопленный в Казани, на других спортивных мегасобытиях: так, около сотни волонтеров, участвующих в проведении Универсиады, работали на Чемпионате мира по легкой атлетике в Москве. Многие волонтеры планируют работать на Олимпиаде в Сочи, на Чемпионате мира по бадминтону в Казани в 2013 г., Чемпионате мира по водным видам спорта в 2015 г. и других спортивных мероприятиях*. Где смогут

* Опыт организации волонтерского движения также популяризируется в Республике Татарстан и за ее пределами — так, например, на крупном молодежном мероприятии — II Международном молодежном образовательном форуме «Сэлэт»

применить свои навыки большинство из двадцати тысяч волонтеров — вопрос открытый. Среди казанских выпускников стратегия поиска работы в двух других столицах или за рубежом — практика достаточно распространенная. Так, порядка четверти студентов выпускных курсов инженерных специальностей города хотели бы трудоустроиться за пределами Казани*.

Как Универсиада повлияла на возможности трудоустройства жителей Казани? В целом, новое место работы как перемену в жизни, которая была привнесена Универсиадой, отметили 2,6 % из числа опрошенных. Вместе с тем гораздо большая доля горожан считают, что Универсиада повлияет на увеличение рабочих мест в Казани в будущем — так, 41 % согласны, 21,8 % скорее согласны с данным утверждением (6,2 % — скорее не согласны, 5,2 % — не согласны, 15,8 % не могут сказать, согласны или нет с данным утверждением, 10 % затруднились ответить). Можно предположить, что подобные ожидания связаны как с дискурсом Универсиады как «победы» и приведения Казани в разряд «европейского» города, так и с появлением новых видов занятости, связанных с подготовкой и проведением Универсиады.

В конце июля в Казани прошла ярмарка вакансий Сочи, включающая около 350 рабочих мест. По словам начальника отдела обучения и мотивации персонала Исполнительной дирекции «Казань 2013» Юлии Влад, «Отклики и количество людей, претендующих на вакансии по отдельным направлениям, <...> превзошли все ожидания. Именно сейчас, получив колоссальный опыт и огромный позитивный заряд на Универсиаде 2013, сотрудники готовы приложить все усилия и стать частью столь масштабного события, как Олимпийские игры в Сочи» (Из Казани в Сочи 2013). Часть из 843 человек основного состава Дирекции Универсиады перейдет в «Дирекцию 2015» для подготовки чемпионата по водным видам спорта (Катаргин, Сабиров 2013). Проявлением влияния Универсиады на социальную мобильность можно считать и тот факт, что в Дирекции Универсиады работало четыре тысячи временных сотрудников, преимущественно молодежь, которые приобрели новые компетенции и знания.

Примером получения уникальных квалификаций может быть организация телевизионного вещания мероприятий Универсиады, для которой было задействовано 850 человек. «Панорама» — АНО «Спортивное вещание», занимающаяся производством телевизионного HD-сигнала и имеющая телевизионные права на освещение Универсиады в Казани, Олимпийских и Паралимпийских игр в Сочи, а также в перспективе обладающая правами на телевизионное осве-

(с. Билярск Алексеевского района Республики Татарстан, 12—17 августа 2013 г.), в котором приняли участие 5000 детей и представителей молодежи — «победители республиканских предметных олимпиад, творческих конкурсов и спортивных соревнований, а также лидеры детских и молодежных республиканских и общероссийских общественных организаций» из Республики Татарстан, России и десяти зарубежных стран (Секреты проведения. 2013).

* НИР «Социальное самочувствие инженерного корпуса Республики Татарстан» с участием автора. Центр перспективных экономических исследований Академии наук Республики Татарстан, 2010, рукопись.

щение летних Олимпийских игр в Рио-де-Жанейро 2016 г., в течение 2011— 2013 гг. подготовила более 1200 профессионалов, проведя отбор на конкурсной основе в десяти регионах России. Программа обучения проводилась по 27 специализациям в Москве, а также дистанционно, был создан электронный англорусский и русско-английский словарь для телевизионных специалистов объемом более 16000 словосочетаний в формате приложения к мобильным устройствам (Панорама. 2013). Обучение проводилось также и в Сколково. В ходе обучения участники слушали лекции, участвовали в мастер-классах, цель которых состояла в том, чтобы не только дать слушателям новые знания, но и научить их самостоятельно мыслить, планировать и реализовывать бизнес-проекты (четыре недельных модуля). Один из участников, освоивший новую профессию ассистента режиссера спортивных съемок, охарактеризовал свой опыт в Сколково как «социальный лифт»: «То есть, как в социологии говорят, страты, ступеньки, а это был лифт, который позволил <...> мобильность, то есть да, грубо говоря, учился с директором телекомпании "Енисей", изКрасно-ярска, генеральный директор. Я учился вместе <. > с генеральным директором компании НТС <...>То есть я фактически сидел рядом, пил водку, коньяк, обсуждал женщин, грубо говоря. Вот вместе с визави Аминовым [директор Татмедиа — авт.], то есть в реальной жизни, вот здесь в Казани с Аминовым я никак не встречусь, я буду, если я с ним встречусь, я буду на уровне босс-подчиненный, или там не знаю, заказчик, скорее всего никак <...> То есть хочешь выбраться, заходи в этот лифт, нажимай на кнопку, какую хочешь» (Интервью из архива автора: муж., 38 лет, высшее образование, г. Казань, июль 2013 г.).

Что же касается роли Универсиады в развитии малого и среднего бизнеса, то, по данным опроса, большая доля населения считает, что мегасобытие повлияло положительно. «Проведение Универсиады положительно повлияло на ситуацию с развитием малого и среднего бизнеса» — с данным утверждением согласны 26 % и скорее согласны 18 % опрошенных (7,2 % скорее не согласны, 9,4 % не согласны, 21,2 % не могут сказать, согласны или нет, 18,2 % затруднились ответить). По словам одного из респондентов, Универсиада может оказать долгосрочный эффект на развитие малого и среднего бизнеса, несмотря на то, что не все желающие могли участвовать в работе над объектами Универсиады: «.очень много было задействовано в Универсиаде предпринимателей. Ну и многим, конечно, не достались эти работы, потому что они по своим распределили, но, тем не менее, я же опять говорю, что если рассматривать будущее Казани, то в любом случае это скажется положительно, потому что Казань начинает быть узнаваемой, здесь много людей начинает приезжать, и для них нужно создавать структуру — и услуги, и торговлю, и питание, и все остальное» (Интервью из архива автора: бизнесмен, общественный деятель, муж., Казань, июль 2013 г.).

Многие горожане отмечали увеличение количества магазинов и организаций сферы услуг в своем районе. Так, отвечая на вопрос «В какой степени Вы согласны либо не согласны с тем, что Универсиада 2013 влияет на увеличение количества магазинов и организаций сферы услуг в Вашем районе?», около половины опрошенных высказались положительно — 28,2 % согласны, 22,8 % — скорее согласны, не согласна с этим одна пятая доля опрошенных.

Оптимистичен и отчет о работе Исполкома Казани за 2012 г., где прямо указано, что «благодаря победам столицы республики в конкурсах на право проведения XXVII Всемирной летней Универсиады 2013 года, чемпионата мира по водным видам спорта в 2015 году и отдельных матчей финальной стадии чемпионата мира по футболу в 2018 году Казань стала открытой площадкой для реализации крупных инвестиционных проектов. В 2012 году на развитие экономики и социальной сферы предприятиями и организациями города привлечено в основной капитал 184,8 млрд руб. инвестиций, что на 104,0 % больше уровня 2011 года». Указывается также, что в расчете на одного жителя это является одним из наилучших показателей среди городов-миллионников Российской Федерации. Основными направлениями инвестиций были объекты Универсиады.

В Казани значительно вырос и валовый территориальный продукт: с 291,2 млрд руб. в 2008 г. до 396,4 млрд руб. в 2011 г. (ожидаемый расчет ВТП за 2012 г. — 445,3 млрд руб.) (Отчет о работе. 2012: 3). Наибольшие объемы выпуска продукции формировали в 2012 г. предприятия оптовой и розничной торговли (20,6 %), химического производства (15,1 %), транспорта (13,7 %), строительства (9 %) (Там же).

Как косвенный эффект, способный повлиять положительно на развитие предпринимательства и занятости в долговременной перспективе, можно оценить строительство помещений и дорог к Универсиаде. Как отметил премьер-министр Татарстана Ильдар Халиков, за пять лет подготовки к Всемирным летним играм было построено и реконструировано 530 объектов, из которых 152 объекта — новое строительство, в том числе 31 спортивный объект, 37 зданий комплекса деревни Универсиады, 18 многоуровневых паркингов, 8 зданий и сооружений медицинского направления, здание вокзала «Казань-2», пути интермодального сообщения, 3 здания международного аэропорта Казань, 11 транспортных развязок, 39 пешеходных переходов, 3 станции метро, 174 км дорог (Катаргин, Сабиров 2013). На дороги и транспортную инфраструктуру обратил внимание и Президент: «.основные средства пошли именно на развитие города. Это развязки транспортные, аэропорт, вокзал, дороги» (В. Путин отметил. 2013).

Строительство новых дорог выступило важным маркером в позитивном отношении горожан к Универсиаде — у большинства опрошенных есть уверенность в том, что Универсиада в целом положительно повлияла на улучшение дорожной и транспортной ситуации в городе. Так, 38,8 % респондентов указали на то, что они согласны с тем, что Универсиада повлияла на улучшение дорожной транспортной ситуации в городе, а 28,4 % выбрали ответ «скорее согласен». Возможно, столь высокая доля опрошенных, отметивших улучшение дорожной ситуации в городе, связана с тем, что построенные транспортные развязки действительно сокращают время проезда и количество пробок.

Таким образом, Универсиада оказалась стимулом обновления дорожного полотна города. Однако дороги как таковые стали одновременно и проявлением «политики симуляции» — так, в процентном отношении 174 км дорог, построенных либо отремонтированных к Универсиаде, составляет 0,96 % от 18 тыс. км муниципальных дорог общего пользования республики, или при-

мерно порядка 9 % дорог общего пользования Казани (из 1783 км). Большинство улиц, на которых проводились ремонт и строительство, находится на маршрутах подъезда к объектам Универсиады. Даже после строительства новых дорог и ремонта старых Казань оказалась в нижних строчках рейтинга удовлетворенности состоянием дорог, составленного по результатам опроса 11 тыс. чел. в 36 крупных городах России. Так, лишь 25 % автолюбителей третьей столицы довольны состоянием дорог (Мартынец 2013). На форуме популярной казанской газеты ряд читателей высказали мнение, что дороги должны строиться городом на налоги граждан независимо от Универсиады: «За счет наших НАЛОГОВ правительство выпендривается, дороги показушные строит, а вы с центральных дорог в спальные районы проедете, будто бомбежка была»; «Нормальное правительство это делает и так, не прикрываясь различными событиями. Они ОБЯЗАНЫ держать город в чистоте, а дороги в порядке. Мы с вами налоги за это платим» (Муфтахов 2013).

«Чем лучше условия в городе, тем больше физкультурников и спортсменов»

В качестве ключевых компонентов наследия Универсиады в рамках реализации соответствующей Концепции организаторами мероприятия признается строительство и передача городу и вузам спортивных сооружений. В соответствии с данной Концепцией, «все спортивные объекты размещаются вдоль основной городской магистрали в районах плотного заселения, что позволит обеспечить их рациональную загрузку и полноценное функционирование» (Как использовать. 2012). Подводя итоги Универсиады, Президент республики указал на то, что «наполовину выросло число казанцев, занимающихся спортом» (Катаргин 2013а). Каким образом и действительно ли Универсиада привела горожан в спортзалы и бассейны?

Согласно опросу, проведенному в рамках проекта, физкультурой и спортом занимается треть опрошенных казанцев (33,5 %). Эти данные схожи со сведениями Министерства по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан, говорящие о том, что 31 % населения республики занимается физической культурой и спортом (Материалы коллегии. 2012: 34). Согласно Министерству, в 2010 г. эта доля составляла лишь 23,15 %. Показатели прошлого года значительно превышают среднероссийские (22, 5 %) (Концепция. 2013). Всего на Универсиаде было использовано 64 спортивных объекта, 30 из которых были построены специально к этому мероприятию. Согласно опросу, более одной пятой (21,4 %) из числа тех, кто занимается физкультурой и спортом, используют объекты Универсиады.

Отвечая на вопрос «В какой степени Вы согласны либо нет, с тем, что Универсиада 2013 влияет на увеличение доли населения, занимающегося физкультурой и спортом в Вашем районе?», 27,6 % отметили, что согласны, и 24,2 % — скорее согласны, 19 % указали, что не могут сказать, согласны или нет, 16, 6 % затруднились с ответом, отрицательный ответ дали 7,2 % (скорее, не согласен) и 5,4 % опрошенных. Даже не занимаясь физкультурой и спортом, многие горожане осознают, что у них появилось больше возможностей заниматься спортом в связи со строительством новых стадионов и спортивных помещений к Уни-

версиаде. Так, 45,15 % из числа опрошенных, проживающих поблизости от новых спортивных объектов, и 31,3 % из тех, кто проживает в удаленности, указали на этот факт. Один из респондентов продемонстрировал это влияние на собственном примере: «Что у нас в Казани произошло — у нас построено гигантское количество спортивных комплексов, как универсиадских, так и частных. Я живу на улице Мусина, рядом со мной "Ватан" (один из объектов Универсиады), 10 минут ходьбы, "Планета-фитнес" [коммерческий фитнес-центр], 7 минут ходьбы, <...> еще чуть-чуть дальше <...> какой-то не помню, какой спортивный комплекс, вот так же рядом плавательный бассейн, частный — "Акваарена". А на чуть-чуть подальше бассейн "Оргсинтез" и "Батыр". То есть, грубо говоря, для меня, человека, который обладает лишним весом, который думает, что когда-нибудь я пойду в спортзал, у меня гигантский выбор мест по доступным ценам имеется в пошаговой доступности» (Интервью из архива автора: муж., 38 лет, высшее образование, г. Казань, июль 2013).

Отметим, что схожие тенденции проявились и у жителей Лондона, проживающих в районе объектов Олимпиады. Так, доля тех, кто считает, что Олимпиада повлияла на увеличение их личной мотивации к занятию физкультурой и спортом, из числа жителей Восточного Лондона более чем в два раза превышает долю британцев, проживающих в других районах — 18,1 % к 8,8% (Inspiring a generation. 2012).

Большинство респондентов хорошо информированы о том, что в районе их проживания находятся те или иные спортивные объекты — особенно много их среди тех, кто проживает в непосредственной близости от объектов Универсиады — 94,3 % (35,8 % — среди тех, кто проживает в относительной удаленности). Таким образом, можно предположить, что в районах, не охваченных спортивными объектами Универсиады, количество спортивных объектов почти в три раза ниже. Подобная ситуация характерна для многих городов, принимающих спортивные мегасобытия. Так, например, анализ городской трансформации в Пекине, принимавшем Олимпийские игры 2008 г., выявил, что такие сферы, как спорт и туризм, а также наиболее развитые сервисы, развитые с ними, концентрируются в центре города, оставляя периферии слаборазвитыми (Cao, Liu et al. 2012).

Удаленность объектов Универсиады не мешает 15,9 % респондентов, проживающих в относительной удаленности, заниматься именно в них физкультурой и спортом (против 26,7 % из числа респондентов, проживающих в непосредственной близости от них). В среднем распределение респондентов, занимающихся физкультурой и спортом, не зависит от того, проживают они близко или далеко от объектов Универсиады. Так, отличие доли тех, кто занимается спортом, среди проживающих в близости от объектов (34,4 %), не превышает процент допустимой погрешности по сравнению с долей проживающих в удаленности (32,5 %). В чем причина подобного распределения? Безусловно, Универсиада — только один из факторов ориентации людей на здоровый образ жизни, — немаловажную роль играют воспитание, доход, культура поддержания здоровья и пр., — но ее значимость сложно переоценить. Превращение спорта в один из символов города могло повлиять на то, что на-

селение начало активнее потреблять услуги в спортивных центрах, бассейнах, воспринимая занятия физкультурой и спортом как часть престижного потребления, способного стать частью повседневности многих горожан. Один из респондентов отметил, что наличие большого количества спортивных объектов и благоустроенная городская среда влияют на увеличение доли людей, занимающихся физкультурой и спортом: «в хороших условиях не хочется быть дряблым, а хочется чего-то <...> если облик города красивей и красивей становится, и мест становится больше, где надо ходить или бегать, или ездить — сразу отражается на людях» (Интервью из архива автора: бизнесмен, общественный деятель, муж., Казань, июль 2013 г.).

Символы здорового молодого тела как часть этой идеологии тоже могли оказать определенное влияние на население. Так описывает свою мотивацию один из респондентов, целенаправленно похудевший за несколько месяцев на 17 кг: «Вот я просто залюбовался на одного норвежца. Он как будто, ставь его... и скульптуру с него делай. <...> Это была настолько сильная мотивация для меня, что если раньше у меня дома висел турник, я в марте поставил себе турник, я так 2 раза, 3 раза в неделю залезал на него и лениво подтягивался, а теперь я каждый день залезаю на турник, подтягиваюсь несколько раз. <...> То есть это самая лучшая мотивация для меня была» (Интервью из архива автора: муж., 38 лет, высшее образование, г. Казань, июль 2013 г.).

Доступность спортивных объектов Универсиады оценивается горожанами высоко: так, стоимость посещения устраивает 33,5 % опрошенных и не устраивает 18,4 %; транспортная доступность устраивает 57,8 %, не устраивает 13, 4 %; время работы устраивает 40,9 % респондентов и не устраивает 8,7 % (остальные затруднились с ответом).

Отдельный интерес в исследовании представляет доступность объектов Универсиады и города в целом для людей с ограниченными возможностями. Подготовка города к Универсиаде совпала с реализацией проекта «Доступная среда»*, поэтому городские власти неоднократно подчеркивали особое внимание к данной проблеме.

Мнения горожан относительно того, каким образом Универсиада повлияла на ситуацию с доступной средой для людей с ограниченными возможностями, разделились, однако доля тех, кто считает, что данное событие положительно

* Долгосрочная целевая программа Республики Татарстан «Доступная среда» на 2011—2015 гг. (Постановление Кабинета министров РТ от 22.09.2011 № 786) реализуется в целях обеспечения участия республике в мерах по реализации государственной политики в отношении инвалидов, установленных как ФЗ и местными законами, так и Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.03.2011 N 175 «О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 — 2015 годы». Одной из важнейших задач программы выступает адаптация приоритетных объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры для беспрепятственного доступа и получения услуг инвалидами и другими маломобильными группами населения с учетом их особых потребностей исходя из основных ограничений жизнедеятельности.

повлияло на то, что инвалиды в колясках и с нарушениями зрения могут более свободно передвигаться по городу, выше доли скептиков. Так, 21 % согласны с положительным влиянием, 16,8 % — скорее согласны, а 16,8 % не согласны и 8,8 % — скорее не согласны. Вместе с тем 22,2 % опрошенных не смогли сформулировать мнение по данному вопросу, что свидетельствует о слабой артику-лированности проблемы доступной среды в повседневности горожан и их слабой информированности о проблеме.

Люди с ограниченными возможностями выразили иную оценку. Так, в интервью, взятом в ходе проекта среди людей, передвигающихся на колясках (n=10), большинство отмечали, что доступная среда реализуется не в полной мере: «Оборудованы, конечно, но тоже очень так для вида, я бы сказала, вот чтобы для галочки это все оборудовано так. Для галочки» (Интервью из архива автора: жен., высшее образование, 26 лет, май 2013).

Ряд объектов Универсиады действительно оборудуется с учетом потребностей людей с ограниченными возможностями, и многие инвалиды осведомлены об этом: «Вот "Ватан"я знаю, там построили лифт, для инвалидов специально, чтобы могли попасть на второй этаж. Как его, Дворец единоборств, тоже доступно там. Вот так больше я не знаю, больше не видел» (Интервью из архива автора: муж., среднее специальное образование, 46 лет, май 2013).

В архитектурном отношении спортивные объекты Универсиады приспособлены для передвижения людей на колясках — есть удобные лифты, пандусы и пр., т. е. инвалиды могут присутствовать на соревнованиях в качестве зрителей. На спортивных соревнованиях Универсиады и церемониях на стадионе «Арена» действительно можно было увидеть людей с ограниченными возможностями. Многие из них пришли по бесплатным билетам, распространенным Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан. Вместе с тем на большинстве спортивных сооружений города отсутствуют специально обученные тренеры для работы с людьми с ограниченными возможностями. Остается нерешенным вопрос о транспортной доступности города — общественный транспорт совершенно не приспособлен для людей с ограниченными возможностями, несмотря на реализацию в Казани пилотного проекта «Доступная среда» (Кузнецова 2012).

Подготовка к Универсиаде заострила в городе вопрос о развитии велосипедного транспорта. До студенческих спортивных игр в городе отсутствовала массовая сеть проката велосипедов. Проблема, с которой сталкиваются велосипедисты, — отсутствие специальных дорожек, что вынуждает либо, нарушая правила, использовать тротуар, либо, зачастую рискуя безопасностью, использовать проезжую часть. В Казани существует активный Союз велосипедистов, занимающийся продвижением велосипедного движения, ежегодно организующий веломарафоны*. На каждом веломарафоне ставился вопрос о необходимости велосипедных дорожек и изменении правил дорожного движения.

* В веломарафоне 2013 г. приняли участие более 500 человек, для сравнения, в 2010 г. участие в мероприятии приняли 70 человек, в 2011 г. — более 140 человек, в 2012 г. — около 350 человек (Велосипедисты Казани 2013).

В 2011 г. главный архитектор города отмечала, что в Казани «.нет единой концепции развития велотранспорта — не в социальном плане, а с точки зрения градостроительной политики. <...> Не утверждена единая сеть велодорожек для всей Казани, не созданы единые правила их проектирования» (Дынник 2011). Не возникла такая концепция и позже, хотя перед Универсиадой в июле 2013 г. в Казани появилась новая сеть общественного проката велосипедов*. В 2014 г. будет разрабатываться проект создания велосипедных дорожек по всему городу.

После Универсиады началось строительство восьми спортивных площадок в различных районах города, на которых будут располагаться поля для мини-футбола, волейбола и воркаута (так называемой уличной физкультуры). По сообщению популярного в Казани Интернет-издания «Бизнес-онлайн», «реализация проекта стала возможна благодаря конкурсу на самое активное участие в строительстве футбольного стадиона "Казань-Арена", объявленному президентом. Казань, понятное дело, заняла первое место и получит на создание мест для активного отдыха 16,3 млн. рублей» (Катаргин 2013b).

Вместе со значительными инвестициями в строительство спортивных объектов и проведение физкультурно-спортивных мероприятий (так, в 2012 г. расходы на физкультуру и спорт составили 0,5 % бюджета — 111,8 млн. рублей), расходы на здравоохранение чрезвычайно малы, составляя 0,1 % бюджета (26,4 млн. рублей) (Отчет о работе. 2012: 10). Делая ставку на развитие капиталоемкой и инвестиционно привлекательной отрасли, город в действительности не может «похвастаться» статусом столицы здоровья, о чем свидетельствует, в частности, статистика в отношении здоровья подростков и молодежи (см., напр., Загрутдинова 2013).

Что дальше?

Итак, Универсиаду можно оценить как стимул для получения новых профессиональных навыков, компетенций и новых направлений социальной мобильности, в особенности в сферах, касающихся проведения мегасобытий. Так, для студентов волонтерство стало определенным фактором наращивания символического и социального капиталов. В городе в среднем 2,6 % опрошенных приобрели новую работу благодаря Универсиаде. Горожане высоко оценивают влияние Универсиады на увеличение рабочих мест в будущем и на развитие малого и среднего бизнеса в Казани. Универсиада позволила как части казанцев, так и жителям других городов освоить специализации, требующиеся для обслуживания мультиспортивных мегасобытий — в особенности это затрагивает сотрудников непосредственно Дирекции Универсиады и компании, осуществляющей телевизионное вещание со спортивных соревнований. Что касается таких социальных инфраструктурных последствий, как дороги, влияние Универсиады на объемы их строительства и ремонта было значительным, но в целом темпы роста отстают от потребностей города, охватывая преимущественно маршруты летних игр.

* Сеть включает в себя 7 терминалов, в ближайшее время их количество увеличится до 12 с парком в 260 велосипедов (Велик Казань [http://www.veli-k.com]; Вильданов 2013 и др.).

Увеличение возможностей для занятий спортом, связанных со строительством новых спортивных сооружений и модернизацией имеющихся, а также массовая пропаганда здорового образа жизни, предшествующая проведению Универсиады, вероятно, могли повлиять на увеличение доли населения, занимающегося физкультурой и спортом в Казани. В то же время распределение респондентов, занимающихся физкультурой и спортом, не зависит от того, проживают они в близости или вдалеке от объектов Универсиады. В районах, где нет спортивных объектов Универсиады, доля спортивных объектов почти в три раза ниже. Не решены вопросы доступности городской среды и занятий физкультурой и спортом людей с ограниченными возможностями и горожан, проживающих в удаленных от объектов Универсиады микрорайонах, а также проблема велосипедных дорожек.

За риторикой местных и федеральных властей, представляющей Казань городом международного уровня, кроются усилия по созданию города как достойного места проведения событий международного уровня. Я предполагаю, что Универсиада стала стимулом для данных сфер социальной жизни, но не произвела решительных трансформаций. Официальная риторика манипулирует «волшебством» перемен, произошедших с городом, уверенно констатируя его переход на совершенно новый уровень. Так, по словам мэра Казани И. Мет-шина: «Как только мы победили в борьбе за право проведения Универсиады, у города исчез налет провинциальности» (И. Метшин 2013); М. Шаймиев, экс-Президент РТ отметил, что «то, что мы ее проводим, это уже огромное завоевание» (Вагизов 2013), и, наконец, отзыв В. Путина о Казани: «Сегодня он превратился просто в шикарный европейский город» (Прозоров 2013).

А способен ли город сам по себе в российских условиях стать островом благополучия или так называемым европейским городом? По мнению Е. Труби-ной, «тот факт, что современные города нуждаются в крупных событиях, чтобы поправить свои дела, свидетельствует о принципиальной неустойчивости их развития и о фундаментальных трудностях, с которыми они сталкиваются, выполняя свои функции» (Трубина 2012). Можно согласиться с Й. Терборном, что «большинство репрезентаций государственной власти сосредоточено в столичных городах» (Терборн 2013: 36). Казань как «третья столица» или «спортивная столица» также сосредотачивает репрезентацию государственной власти. Поэтому ни новые рабочие места и полученные профессиональные компетенции, ни новые возможности для занятий физкультурой и спортом не могут существенно изменить образа и качества жизни горожан «третьей столицы» до тех пор, пока в неизменном состоянии будут сохраняться системы образования и здравоохранения, правопорядка, ЖКХ и пр., а перемены в данных областях могут быть предприняты и иметь долгосрочный эффект исключительно при новациях и инвестициях на республиканском и федеральном уровнях.

Многие нововведения, появившиеся в рамках подготовки к Универсиаде, начинают играть роль в формировании новых возможностей у различных групп населения — трудоустройства, развития бизнеса, образования, занятия физкультурой и спортом. Однако ввиду отсутствия оценки долговременного эффекта спортивных мегасобытий на социально-экономическое развитие

и здоровье населения принимающего региона, отсутствия стратегии развития Казани, включающей подобные мероприятия, сложно оценить, насколько вложения в них могут быть оправданы с точки зрения преимуществ, полученных горожанами, и в какой мере мегасобытие оказалось стимулом, а не симуляцией.

Литература и источники

Более 50000 кандидатов в волонтеры «Казань 2013» ждут результатов интервью, 2013. [http://www.kazan2013.ru/ru/news_items/6143] (Дата обращения 15.05.2013).

В ведение вузов Казани перейдут 18 объектов Универсиады // Город Казань. Официальный портал мэрии Казани. 14.10.2010 [http://www.kzn.ru/old/news/ show/18178] (Дата обращения 14.04.2013).

Вагизов М. Минтимер Шаймиев: «Когда мы взялись за развитие спорта лет 10— 12 назад, нас ругали.» // Бизнес-онлайн. 11.07.2013. [http://www.business-gazeta.ru/ article/83696/] (Дата обращения 12.07.2013).

Велосипедисты Казани: есть проблемы, нет решений // Инказан.ру. [http:// inkazan.ru/velosipedistyi-kazani-est-problemyi-net-resheniy/ 22 апреля 2013] (Дата обращения 12.07.2013).

Вильданов Н. В Казани открыли новые пункты велопроката: первые полчаса аренды бесплатны, 2013. [http://news.prokazan.ru/news/view/82513] (Дата обращения 03.07.2013).

Велик Казань [http://www.veli-k.com/] (Дата обращения: 02.07.2013).

Волонтеры на Универсиаде в Казани: сказка или миф? // Блог Йополиса. 25 июля 2013. Радио «Эхо Москвы». [http://echo.msk.ru/blog/yopolisnews/1122714-echo/] (Дата обращения 25.08.2013).

В. Путин отметил работу тех, кто много сделал для того, чтобы Универсиада прошла на высоком уровне // Первый канал. 13.07.2013. [http://www.1tv.ru/news/ sport/237338] (Дата обращения 14.07.2013).

Дынник В. Казань велосипедная: как сказку сделать былью // Казанские ведомости. 09.06.2011. [http://www.kazved.ru/article/34855.aspx] (Дата обращения 14.05.2013).

Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Министерства спорта Российской Федерации. Москва, 2013. [http://www.minsport.gov.ru/activities/ reports/] (Дата обращения 19.08.2013).

Загрутдинова А.Г. Особенности медицинской активности молодежи Республики Татарстан // Вестник экономики, права и социологии. 2013. 2. С. 203—205.

Из Казани в Сочи 24.07.2013. [http://kazan2013.ru/ru/news_items/10623] (Дата обращения 19.08.2013).

И. Метшин: «Универсиада — это этап в развитии Казани» // Казань. Официальный портал города. 30.05.2013. [http://www.kzn.ru/news/39755-imetshin-%C2%ABuniversiada-eto-etap-v-razvitii-kazani%C2%BB] (Дата обращения 02.06.2013).

Казанскую Универсиаду будут транслировать в HD-качестве // Бизнес-онлайн 02.07.2013. [http://www.business-gazeta.ru/article/82986/] (Дата обращения 02.07.2013).

Как использовать инфраструктуру международных мероприятий после их проведения? // ЭКСПО ВЕДОМОСТИ. 2012. 5-6. [http://rnc-consult.ru/netcat_files/ userfiles/informexpo-2012.pdf] (Дата обращения 14.05.2013).

Катаргин Д. Сергей Степашин: «Если сделано хорошо, зачем же обязательно надо накопать и бросить это в морду людям?» // Бизнес-онлайн.07.09.2013а. [http:// www.business-gazeta.ru/article/87189/] (Дата обращения 07.09.2013).

Катаргин Д. «Тем руководителям, кто выдохнул после Универсиады, пора заново вдохнуть воздух и нырять в новые задачи» // Бизнес-онлайн. 05.08.2013b. [www.business-gazeta.ru/article/85307/] (Дата обращения 06.08.2013).

Катаргин Д., Сабиров Р. Ильдар Халиков: «Нам удалось убедить Ильсура Раисо-вича все двухуровневые развязки и переходы не разбирать» // Бизнес-онлайн. 23.07.2013. [http://www.business-gazeta.ru/text/84584/] (Дата обращения 23.07.2013).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Концепция Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса. Москва, 2013.

Коротышева В. Наши на Универсиаде: Юлия Худина // Типичный Нижний. [http://typical-nn.ru/universiada_volonteer/] (Дата обращения 18.08.2013).

Кузнецова И.Б. Жизнь взаперти // Бизнес-онлайн. 13.10.2012. [http://www. business-gazeta.ru/article/68169/] (Дата обращения 13.10.2012).

Макарычев А. Российские олимпийские дискурсы: эффекты унификации и многообразия // Неприкосновенный запас. 2013. 2 (88). [http://magazines.russ.ru/ nz/2013/2/m10.html] (Дата обращения 14.05.2013).

Мартынец А. Рейтинг российских дорог: Казань — в списке «неудовлетворенных» // Деловой квартал 05.06.2013. [http://kazan.dkvartal.ru/news/rejting-rossijskix-dorog-kazan-v-spiske-neudovletvoritelnyx-236732763] (Дата обращения 10.06.2013).

Материалы коллегии. Итоги работы Министерства по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан за 2012 год // Сайт Министерства по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан. [http://mdmst.tatarstan.ru/rus/file/ pub/pub_159237.pdf] (Дата обращения 28.07.2013).

Муфтахов М. Что делать простым казанцам во время Универсиады: бежать из города или оставаться? // Сайт PROKazan.ru. Форум. 31 мая 2013 г. — 17 июля

2013 г. [http://live.prokazan.ru/live/view/198] (Дата обращения 19.07.2013).

Отчет о работе Исполнительного комитета за 2012 год // Город Казань. Официальный портал города Казань. [http://www.kzn.ru/old/page15543.htm] (Дата обращения 18.06.2013).

Панорама. АНО «Спортивное вещание». [http://www.panoramahd.ru/about] (Дата обращения 17.06.2013).

Петерсон Б., Перссон Э. Политическое мифотворчество и зимняя Олимпиада

2014 г. // Неприкосновенный запас. 2013. 2 (88). [http://magazines.russ.ru/nz/2013/2/ p12.html] (Дата обращения 12.06.2013).

Подневольные волонтеры Универсиады. Эхо Петербурга. Сайт радио «Эхо Москвы». [http://www.echomsk.spb.ru/blogs/EchoSPB/15377.php] (Дата обращения 18.08.2013).

Прозоров И. Владимир Путин поздравил призеров Универсиады и испытал новейшие технологии на себе // Первый канал. [http://www.1tv.ru/news/sport/237311] (Дата обращения 13.07.2013).

Терборн Й. Как понять города: современный кризис и идея городов без государства // Журнал социологии и социальной антропологии, 2013, 16(1), c. 20—40.

Трубина Е. Полис и мегасобытия // Отечественные записки. 2012. 3 (48). [http:// www.strana-oz.ru/2012/3/polis-i-megasobytiya] (Дата обращения 12.04.2013).

Сафронова А. Что волонтеры думают об Универсиаде? [http://www.rb.ru/article/ chto-volontery-dumayut-ob-universiade-v-kazani/7185367.html] (Дата обращения 18.08.2013).

Секреты проведения Универсиады рассказали на Форуме «Сэлет». [http://www. kazan2013.ru/ru/news_items/10704] (Дата обращения 19.08.2013).

Шарафутдинова А. Универсиада-2013: как устроена «армия волонтеров» // Аргументы и факты. Казань. 10.07.2013. [http://www.aif.ru/sport/article/64962] (Дата обращения 11.07.2013).

Baudrillard J. Selected Writings, 2nd ed. Cambridge: Polity, 2001.

Blühdorn I. Sustaining the unsustainable: symbolic politics and the politics of simulation, Environmental Politics, 2007, 16(2), pp. 251-275.

Cao G, Liu T, Liu H, Miao Y. Changing spatial and structural patterns of non-agricultural activities in outward-moving Beijing urban fringe, Chinese Geographical Science, 2012, 22(6), pp. 718-729.

Harvey D. From managerialism to entrepreneurialism: the transformation of urban governance in late capitalism, Geografiska Annaler. Series B. Human Geography, 1989, 71(1), pp. 3-17.

Inspiring a generation: A Taking Part report on the 2012 Olympic and Paralympic Games [https://www.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/ file/78316/Taking_Part_Olympic_Report.pdf] (Retrieved 11.08.2013).

McCartney G., Thomas S., Thomson H., Scott J., Hamilton V., Hanlon P., Bond L. The health and socioeconomic impacts of major multi-sport events: Systematic review (19782008), BMJ. Online, 2010, 340(7758). [http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/ PMC2874130/] (Retrieved 11.08.2013).

Müller M. Popular Perception of Urban Transformation through Mega-Events: Understanding Support for the 2014 Winter Olympics in Sochi, Environment and Planning C: Government and Policy, 2012, 30(4), pp. 693-711.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.