на проводит работу по унификации и упрощению структуры импортного тарифа.
Таким образом, в настоящее время в соответствии с установленными процедурами присоединения к ВТО Россия ведет с ЕС (как и с другими заинтересованными странами — членами ВТО) полномасштабные двусторонние переговоры по доступу на рынки товаров и услуг, а также по другим соглашениям Уругвайского раунда с целью выработки потенциальных обязательств нашей страны в этой влиятельной международной организации. Договоренности с ЕС имеют принципиальное значение для России, поскольку ЕС входит в группу "квадро" (США, ЕС, Япония и Канада), которая фиксирует базовые параметры присоединения каждой страны.
Итак, несмотря на наличие некоторых предсказуемых негативных последствий от вступления России в ВТО, скорейшее присоединение и последующее полноправное участие России в ВТО — одна из приоритетных задач руководства Российской Федерации. Решение этой задачи является необходимым условием продвижения российских реформ, поскольку сопровождающая этот процесс либерализация экономики, при условии соответствующего высокоорганизованного анализа принимаемых управленческих решений, существенно улучшит предпринимательский и инвестиционный климат в России.
i. ^. Кислякова
Всемирная торговая организация и Россия: выгоды и издержки вступления
Россия готовится к вступлению во Всемирную торговую организацию (ВТО). Что приобретает она от этого шага и что потеряет?
В современном мире центр тяжести сместился в сторону многостороннего экономического сотрудничества. С точки зрения выработки норм, регулирующих торговую политику в международном праве, доказательством этому служит то, что подавляющее большинство стран мира входит в универсальную многостороннюю систему торгово-политического регулирования Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), ныне — ВТО, 30 стран подали официальные заявки на вступление в нее, а ряд стран, не являющихся членами ГАТТ/ВТО, применяют их в рамках уже упомянутых соглашений о партнерстве и сотрудничестве, торговые разделы которых целиком построены на нормах ГАТТ.
Всемирная торговая организация ("World Trade Organization") начала действовать с 1 января 1995 г. Ее создание — результат сложных и многоплановых международных торговых переговоров, в которых участвовало 125 государств. Переговоры, проводившиеся в рамках ГАТТ, были открыты в г. Пунта-дель-Эсте, Уругвай, в сентябре 1986 г., почему и получили
название "Уругвайский раунд".
Эти переговоры установили своеобразный рекорд по своей продолжительности (сентябрь 1986 г. — декабрь 1993 г.) и по широкому кругу вопросов, ставших предметом переговоров. Официально они были завершены на совещании министров участвовавших стран в г. Марракеше 15 апреля 1994 г. подписанием Заключительного акта, который открыл для подписания Соглашение об учреждении ВТО.
Всемирная торговая организация — это организационный межгосударственный механизм, задача которого — обеспечить реализацию правовых документов, появившихся в итоге Уругвайского раунда, создать базу для дальнейших переговоров в сфере международной торговли товарами и услугами.
Моделью, на основе которой была создана ВТО, является ГАТТ, которое фактически на протяжении нескольких десятилетий 1948-1994 гг. выполняло функции международной торговой организации. В Соглашении о создании ВТО прямо сказано, что ВТО в своей деятельности будет руководствоваться решениями, процедурами и практикой ГАТТ. То же относится и к механизму принятия решений, и к структуре органов ВТО. Секретариат ГАТТ стал именоваться "Секретариат ВТО", а Генеральный директор ГАТТ — Генеральным директором ВТО.
Основой правовой системы ВТО по-прежнему остается Генеральное соглашение по тарифам и торговле. Причем из основных 56 правовых документов, входящих в систему ВТО, примерно 50 — это ГАТТ в его новой редакции 1994 г. (ГАТТ-1994) и правовые документы, интерпретирующие, развивающие статьи ГАТТ или вводящие в его орбиту новые области. В течение 1995 г. прежнее ГАТТ (его теперь называют ГАТТ-1947) и ВТО существовали параллельно. Затем страны-участницы ГАТТ вошли в ВТО, и ГАТТ окончательно стало составной частью ВТО. Однако во многом сохраняет свою автономию и в правовом, и в организационно-процедурном плане.
Всемирная торговая организация — более жесткое по характеру создаваемых обязательств ГАТТ, дополненное рядом обязательств, и существующие параллельно с ним под эгидой ВТО Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) и Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС).
Но одно направление — правовой комплекс, лежащий в основе ВТО, определяет те правовые условия, в соответствии с которыми мировая торговля товарами и услугами будет осуществляться в ближайшие годы. Правительства стран-участниц ВТО, взяв на себя жесткие обязательства, одновременно создают для своих экспортеров и импортеров, предпринимателей и потребителей более открытые, универсальные (с точки зрения охвата ими многих стран) и предсказуемые "правила движения" на мировом рынке товаров и услуг. Страны, находящиеся вне системы этих правил, окажутся на периферии мировой торговой системы и не смогут участво-
вать в намеченных на ближайшие годы новых многосторонних переговорах по ее развитию.
Следует отметить, что вступление любой страны в ВТО — процесс длительный и окончательное решение подчас растягивается на многие годы.
На первом этапе в рамках специальных рабочих групп происходит детальное рассмотрение экономического механизма и торгово-политиче-ского режима присоединяющейся страны. После этого начинаются консультации и переговоры об условиях членства страны-соискателя в этой международной организации. Подобные консультации и переговоры, как правило, проводятся на двустороннем уровне со всеми заинтересованными странами-членами ВТО.
Прежде всего, эти переговоры касаются "коммерчески значимых" уступок, которые присоединяющаяся страна будет готова предоставить членам ВТО по доступу на ее рынок товаров и услуг, а также по срокам принятия на себя обязательств по соглашениям, вытекающих из членства в ВТО.
Взамен присоединяющаяся страна получает права, которыми обладают члены ВТО, что практически будет означать прекращение ее дискриминации на внешних рынках. В случае противоправных действий со стороны какого-либо члена организации, любая страна сможет обращаться с соответствующей жалобой в Орган по разрешению споров (ОРС), решения которого обязательны для безусловного исполнения на национальном уровне.
В соответствии с установленной процедурой результаты двусторонних переговоров о взаимной либерализации доступа на рынки и условия присоединения должны быть оформлены следующими официальными документами:
1) докладом рабочей группы, в котором будет изложен весь пакет обязательств, которые присоединяющаяся страна примет на себя по итогам переговоров;
2) протоколом о присоединении, юридически оформляющим достигнутые договоренности;
3) списком обязательств по тарифным уступкам в области товаров и сельского хозяйства;
4) списком специфических обязательств по доступу на рынок услуг.
Одним из главных условий присоединения новых стран к ВТО является приведение их национального законодательства и практики регулирования внешнеэкономической деятельности в соответствие с положениями пакета соглашений Уругвайского раунда.
Последним этапом является ратификация законодательным органом присоединяющейся страны всего пакета документов.
Все указанные процедуры присоединения полностью распространяются и на Россию.
Идея вступления нашей страны в ВТО отнюдь не нова — еще в 1978 г. Политбюро ЦК КПСС приняло решение о сближении СССР с предшественником ВТО ГАТТ. В то время это не удалось, поскольку все попытки активно блокировались ведущими странами ГАТТ, не без основания считавшими экономику СССР далекой от рыночной. В середине 1992 г. Российская Федерация получила статус наблюдателя в ГАТТ, когда формально унаследовала данный статус в этой международной организации от бывшего СССР. В июне 1993 г. Президент Российской Федерации Б. Н. Ельцин вручил А. Дункелю, являвшемуся в то время Генеральным директором ГАТТ, официальное заявление Правительства России о намерении присоединиться к ГАТТ в качестве полноправного участника. Данный шаг стал отправной точкой начала процесса присоединения России к этой влиятельной международной торговой организации. В целях координации процесса присоединения в 1993 г. была образована Межведомственная комиссия (МВК) по ГАТТ. Головным ведомством в этом переговорном процессе являлся МВЭС России (после реорганизации структуры правительства — Министерство экономического развития и торговли). В связи с изменением институционального статуса ГАТТ и возникновением ВТО, эта комиссия была преобразована в 1996 г. в МВК по вопросам ВТО. В августе 1997 г. на основе МВК была создана Комиссия Правительства Российской Федерации по вопросам ВТО.
Передача в Секретариат ГАТТ в феврале 1994 г. Меморандума о внешнеторговом режиме Российской Федерации стала первым практическим шагом в процессе присоединения России к ГАТТ. В связи с завершением Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров и созданием ВТО, в декабре 1994 г. была передана официальная заявка Правительства РФ о намерении России присоединиться к этой организации.
В апреле 1995 г. в Государственной Думе были проведены слушания по вопросу присоединения России к ВТО; итоги обсуждения получили одобрение этого законодательного органа. В сентябре 1995 г. состоялось заседание Правительства России, на котором были рассмотрены вопросы, связанные с ходом присоединения, и определены меры по развитию переговорного процесса. Основные подходы по присоединению России к ВТО определяются решениями Правительства Российской Федерации.
Сразу после подачи заявки о намерении Российской Федерации присоединиться к ГАТТ в соответствии с установленными правилами этой организации в июле 1993 г. была создана рабочая группа по присоединению России к ГАТТ (с 1995 г. — к ВТО), в рамках которой проводятся все основные мероприятия и процедуры по оформлению членства России. Первый т.н. информационный этап процесса присоединения проходит в рамках рабочей группы, состоящей из стран-членов ВТО (в нашей группе их около 50, включая всех основных торговых партнеров России), поэтому переговоры носят многосторонний характер. Главной задачей рабочей
группы на данном этапе является детальное рассмотрение экономической политики и внешнеторгового режима России на предмет их соответствия нормам и правилам ВТО, а также подготовка доклада группы по итогам обсуждения. В июле 1995 г. в Секретариате ВТО в Женеве состоялось первое заседание рабочей группы по присоединению России к ВТО. За истекший период удалось достичь понимания со стороны партнеров по переговорам, поэтому в настоящее время возможен переход к более активной стадии — переговорам о выработке условий присоединения, что уже и делается по трем основным направлениям — доступу на рынки товаров, услуг, а также подготовке протокола присоединения.
Что касается целесообразности присоединения России к ВТО, то достаточно отметить, что по законам этой организации строится торговля между 142 странами — 90% мировой торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью регламентируется 30 соглашениями ВТО, объединенными термином "многосторонние торговые соглашения" (МТС). Именно из-за того, что Россия не является членом ВТО, многие отечественные экспортные товары подвергаются в настоящее время откровенной дискриминации. В отношении российских экспортеров ныне действуют 99 антидемпинговых и других ограничительных процедур в 24 странах мира. Причем практика применения ограничительных мер используется не только странами ЕС, США, но и такими, как Индия, страны Латинской Америки, Центральной и Восточной Европы и даже СНГ, в первую очередь Украина. Основные нетарифные виды ограничений включают такие инструменты регулирования, как антидемпинговые меры, квотирование, мониторинг импорта, технические барьеры. Классическим примером могут являться антидемпинговые расследования в отношении экспорта продукции черной металлургии, азотных удобрений, а также количественные ограничения в отношении текстильной продукции. По разным оценкам, вследствие действующих в отношении России вышеперечисленных санкций ежегодные потери страны составляют около 2,5-3 млрд долл. Полноправное членство в ВТО дало бы шанс минимизировать эти потери путем отстаивания своих интересов через систему действующих в ВТО механизмов.
Таким образом, проблема не в целесообразности присоединения России к ВТО, а в том, как быстро и на каких условиях Россию примут в эту организацию. Было бы явной неудачей договориться, как Китай, которому за длительное сохранение высоких ставок импортных пошлин пришлось заплатить десятилетним запретом на подачу заявлений в третейский суд ВТО с жалобами на необоснованные антидемпинговые преследования. К тому же следует учитывать, что по пути в ВТО Китай Россию уже обогнал, а скоро может обогнать и Украина, а значит, России придется начать двусторонние переговоры и с этими странами, которые являются не менее сложными партнерами, чем США. Более того, именно сейчас, когда во многом благодаря поддержке США сложились благоприятные
переговорные условия, у России есть шанс выторговать у стран-членов ВТО максимум уступок. И прежде всего речь должна идти о максимально возможных переходных периодах, в ходе которых нынешний уровень импортных пошлин будет сохраняться или же снижаться постепенно. Темпы переговорного процесса о полноправном членстве в мировом торговом сообществе нельзя снижать также в силу того, что в ВТО уже начался новый раунд переговоров, в ходе которых должны определиться правила так называемой новой экономики, и если Россия опоздает со вступлением в ВТО, то в будущем придется принимать чужие правила.
29 октября 2001 г. в Кремлевском Дворце съездов состоялась конференция "Экономика России и мировая конкурентная среда: российский бизнес и ВТО". Целью созданного на этой конференции общественного совета при Президенте России по проблемам ВТО стал расчет, с привлечением независимых экспертов, всех возможных последствий вступления в ВТО.
Выгоды России от присоединения к ВТО следующие:
1. Россия получает выход в унифицированное международное правовое пространство, обеспечивающее всем экспортерам и импортерам стабильные и предсказуемые условия деятельности. В рамках ВТО снижение ставки таможенного тарифа по какой-либо товарной позиции превращается в многосторонний переговорный процесс, цель которого — найти компромисс, устраивающий все заинтересованные страны. Такое снижение тарифа компенсируется встречными уступками как в тарифной, так и в нетарифной областях. Сниженные тарифы "связываются" во избежание их дальнейшего повышения и включаются в национальный перечень уступок каждой страны. В рамках ВТО значительная часть товарных позиций таможенного тарифа приобретает статус "связанных". Выгоды от присоединения России к ВТО будут зависеть от того, насколько удастся обосновать в процессе переговоров встречные уступки. Сам по себе факт "связывания" тарифов создаст качественно новую ситуацию в российской тарифной системе. Она станет более стабильной в среднесрочной перспективе как для иностранных поставщиков, так и для российских импортеров, что послужит хорошим стимулом для развития торговли.
Кроме того, появится возможность защиты от дискриминационного применения иностранными государствами таможенных сборов, внутренних налогов, акцизов, технических барьеров и гарантия против необоснованного использования иных торгово-политических средств. Россия будет иметь также пути транзита для своих товаров. Все это в конечном счете будет содействовать развитию и повышению эффективности внешней торговли.
2. В качестве члена ВТО Россия сможет использовать специальный, достаточно эффективный, как показала практика его применения, механизм ВТО для разрешения торгово-политических споров. Так, в рамках ВТО существует судебный орган, решения которого обязательны к испол-
нению всеми участниками, в противном случае истец может с полным основанием применить к ответчику ответные меры.
3. Расширяется доступ российских предпринимателей к внешним рынкам в результате создания более благоприятных условий для инвестиционного сотрудничества с другими странами, поскольку в итоге Уругвайского раунда переговоров были приняты соглашения, предусматривающие либерализацию этого сотрудничества: Соглашение по торговым аспектам инвестиционных мер и Генеральное соглашение по торговле услугами.
4. Став членом ВТО, Россия сможет в дальнейшем оказывать влияние на формирование правил развития мировых торговых связей, руководствуясь национальными интересами.
5. Присоединение России к ВТО требует сближения отечественного внешнетогового законодательства с мировой торговой практикой и положениями документов ВТО. Адаптация к этим документам отвечает интересам не только ее зарубежных торговых партнеров, но и российских экспортеров и импортеров.
Таможенный тариф является производным от процессов, протекающих в экономике. Основные цели российского таможенного тарифа в настоящее время заключаются в рационализации товарной структуры импорта и формировании предпосылок для прогрессивных изменений в национальном производстве и потреблении, а также в защите российского рынка от недобросовестной иностранной конкуренции. Как главный инструмент регулирования торговли, таможенный тариф должен создавать условия для эффективной интеграции России в мировую экономику, соответствовать требованиям ВТО. Так, базовая структура российского таможенного тарифа построена с учетом мировой практики: ставки импортных пошлин повышаются по мере роста степени обработки продукции. Другой важный принцип — установление низких ставок пошлин на товары, необходимые для развития производств с высокой долей вновь созданной стоимости. Формирование текущих ставок таможенного тарифа на импорт происходит на основе базовых с учетом конкретной ситуации в экономической жизни страны. Например, учитывается степень дефицитности на внутреннем рынке того или иного товара, его производственная и социальная значимость, конкурентоспособность отечественной продукции, необходимость сохранения существующих и вероятность создания новых рабочих мест, возможность привлечения иностранных инвестиций и многое другое. Обоснованность подобного построения текущего таможенного тарифа подтверждается относительной устойчивостью его структуры. Количество запросов по корректировке ставок таможенных пошлин постепенно сокращается. Однако не следует забывать, что снижение в перспективе общего уровня тарифной защиты российского рынка должно компенсироваться развитой избирательной системой защитных мер в форме количественных ограничений и особых видов пошлин (спе-
циальных, антидемпинговых, компенсационных).
Однако сам факт членства в ВТО отнюдь не означает автоматической гарантии роста эффективности производства. Поэтому необходимо отразить и возможные негативные моменты, связанные с присоединением к ВТО:
1. В случае значительного облегчения доступа иностранных товаров и услуг на российский рынок, чего и добиваются партнеры России по переговорам о ее присоединении к ВТО, защита многих российских производств, находящихся в кризисном состоянии, будет затруднена. Действительно, резко усилится конкуренция на внутреннем рынке. Российские же товары к такому состязанию на равных с продукцией из стран дальнего зарубежья — нашими потенциальными партнерами по ВТО — пока не готовы. Анализ материалов прогноза спроса и предложения на российских товарных рынках до 2004 г. показывает, что цены продаж на многие виды отечественной продукции превышают или близки к ценам аналогичных товаров из дальнего зарубежья. Другими словами, рост затрат на изготовление отечественной продукции по сравнению с импортной с годами все увеличивается. Таким образом, наряду с разработкой защитных мер в форме импортных тарифов (обязательное условие вступления России в ВТО) необходимо предпринять серьезные усилия по сокращению производственных затрат. В противном случае по истечении переходного периода, когда прекратится действие тарифов, российские товары станут неконкурентными и по цене.
2. Ощутимым окажется сокращение поступлений в федеральный бюджет от существенного снижения импортных пошлин. Скорей всего эти потери будут компенсироваться с помощью повышения акцизов, НДС и других внутренних налогов.
3. Присоединение к ВТО в принципе дает больше возможности расширить экспорт продукции, однако пробиться на рынки стран-членов этой международной организации, учитывая высокие требования их граждан к качеству и цене товаров, будет непросто. Особенно актуально это для российской обрабатывающей промышленности, экспорт которой пока невелик. Его доля от поставок на внутренний рынок, к примеру, по грузовым автомобилям составляет всего 3,3%; по легковым — 6,7; автобусам — 0,6; шерстяным тканям — 8,7; обуви — 2,9; холодильникам — 2,0; стиральным машинам — 0,4; телевизорам — 0,05%.
4. У отраслей с высокими показателями экспорта в страны дальнего зарубежья будут возникать следующие проблемы. Во многих случаях цены экспорта отечественной продукции в страны дальнего зарубежья ниже цен ее продаж на внутреннем рынке. Так, по прокату черных металлов эта разница составляет около 40%; по полиэтилену и легковым автомобилям — 50; по полипропилену и полистиролу — около 30; по тракторам, по-ливинилхлоридной смоле и каучуку — более 40%; по целлюлозе и шинам для грузовых автомобилей — около 30%; по льняным тканям и обуви в
2 раза. Это обстоятельство уже сейчас, когда Россия не является членом ВТО, дает повод западным странам-импортерам применять к ней антидемпинговые процедуры. После присоединения к ВТО эти меры будут ужесточаться, так как правилами ВТО демпинг в принципе не допускается, и его проявления незамедлительно блокируются со стороны всего сообщества. Следовательно, российская промышленность должна пересмотреть свою экспортную ценовую политику и в дальнейшем следить за ее соответствием правилам ВТО.
5. Членство в ВТО ограничит свободу государства в применении тех или иных эффективных мер регулирования внешнеэкономической деятельности, особенно ограничивающих импорт. Принимаемая в ВТО страна должна привести в соответствие с нормами этой организации все законодательство, которое регулирует область внешней экономики. Так, например, во время заседания рабочей группы по вступлению России в ВТО в Женеве в июне 2001 г. было выдвинуто требование о том, чтобы все проекты законодательных актов России, относящихся к внешней торговле, представлялись на обязательную предварительную экспертизу в страны ВТО. Однако в силу того, что в ВТО не существует во многих случаях единого понимания, как та или иная норма должна действовать (отсюда и множество торговых споров в рамках ВТО), схему представления всех законопроектов всем странам ВТО просто невозможно реализовать. Здесь в переговорах возможен только компромисс.
В будущем ВТО собирается регулировать и многие стороны внутренней экономики — соблюдение трудовых, экологических и многих других стандартов. Тогда, например, от России могут потребовать резко ускорить реформу электроэнергетики, а значит, отказаться от политики сдерживания энергетических тарифов, в результате чего:
1. Обострятся вопросы обеспечения необходимого уровня национальной информационной и технологической безопасности.
2. Может осложниться продвижение по пути интеграции России со странами СНГ в рамках Таможенного союза и Союза с Белоруссией. Несмотря на то, что между членами Таможенного союза имеется договоренность о взаимных консультациях по вопросам вступления в ВТО, некоторые страны могут подписать соглашения о присоединении к ВТО раньше других стран, и тогда их обязательства перед ВТО станут определенным стандартом для остальных стран-участниц. Причем, весьма велика вероятность того, что принятые обязательства окажутся неприемлемыми для остальных стран СНГ.
3. В рамках ВТО действует крайне сложный судебный механизм разрешения торговых противоречий между странами-участницами для обеспечения выполнения принятых ими обязательств. Это создаст дополнительные трудности в отстаивании интересов российских производителей.
4. Россия, получив статус полноправного члена ВТО, будет обязана "либерализовать" свой крайне неустойчивый внутренний рынок с непред-
сказуемыми для него последствиями.
Российский таможенный тариф является главным инструментом регулирования торговли, как того и требуют правила ВТО. Вместе с тем не следует забывать, что у нас в стране отсутствовал "исторический уровень" тарифной защиты, который мог бы стать отправной точкой при принятии государственных решений по регулированию импорта. Россия не использует многие инструменты импортного регулирования (в том числе нетарифного характера), активно применяемые в мировой практике. Поэтому было бы справедливо учитывать ту реальную экономическую ситуацию, которая сложилась в России, а не перенимать нынешний уровень тарифной либерализации государств-членов ВТО, к которому они шли весь послевоенный период.
И несмотря на то, что действующее российское законодательство в целом отвечает требованиям рыночной экономики, в нем предусмотрено немало количественных ограничений прежде всего во внешней торговле услугами, например, ограничения деятельности иностранных банков и страховых компаний на российском рынке. Важно учитывать слабость отечественного финансового рынка после краха 1998 г., а также то, что совокупный капитал всей банковской системы Российской Федерации не превышает активов одного крупного американского или европейского банка. Поэтому полная либерализация доступа на российский рынок зарубежных банков и страховых компаний при таком неравенстве сил будет означать их абсолютное и безраздельное доминирование.
Принятие Россией обязательств во Всемирной торговой организации по либерализации своего рынка должно основываться на собственных планах экономических преобразований. Делать его еще более открытым для импорта после вступления в ВТО для нашей страны вряд ли целесообразно.
Либерализация должна осуществляться постепенно и поэтапно, с расчетом на среднесрочную перспективу в 5-7 лет после присоединения к ВТО, с тем чтобы успеть завершить, хотя бы в общих очертаниях, структурную перестройку экономики и выйти на устойчивые темпы ее роста.
Существуют и другие актуальные проблемы, которые предстоит решать в спешном порядке при вступлении в ВТО. Большинство предприятий промышленности нуждается в срочном техническом перевооружении и обновлении ассортимента выпускаемой продукции. По оценкам Российской инженерной академии, моральный и физический износ основных фондов отечественных предприятий составляет от 40 до 60%. Институт машиноведения РАН называет другие цифры — 70-80%. Но все эксперты сходятся в одном: если не обновить устаревшие производственные фонды, российская экономика может окончательно утратить конкурентоспособность. Отсутствие же в России дешевых кредитов не позволяет привлечь необходимые для этого инвестиции. Российская финансово-кредитная система нуждается в коренном реформировании, которое
позволило бы выравнять условия, сроки предоставления и стоимость кредитов в сравнении с мировыми. В настоящее время российские промышленные предприятия, выпускающие сложную наукоемкую продукцию (аудио- и видеомагнитофоны, лазерные проигрыватели, цветные кинескопы, унифицированные узлы и интегральные схемы для телевизоров), в значительной мере утратили свои позиции на внутреннем рынке, однако исчезновение этих отраслей повлечет за собой остановку многих смежных производств и массовую безработицу.
Достаточно отметить, что более половины объема российских авиаперевозок осуществляется самолетами, предоставленными в лизинг зарубежными компаниями. Очевидно, что самолетный парк будет пополняться и после вступления в ВТО исключительно иностранными самолетами, так как в отличие от Запада в России не налажена система лизинга отечественной авиатехники. Для восстановления конкурентоспособности таких предприятий потребуется определенное время и меры государственной поддержки и защиты. В связи с этим для отдельных наиболее важных товаров и товарных групп необходимо установить более высокие ставки ввозных таможенных пошлин и имплементационный период до 7-8 лет.
Тем не менее, во вступившем в силу в январе 2002 г. импортном тарифе снижены ставки таможенных пошлин почти по 400 товарным позициям, в том числе на станки, машины, механизмы, измерительную технику — все, что можно считать технологическим оборудованием. Это снижение направлено в первую очередь на реализацию фискальной задачи, а именно: практика показывает, что уменьшение налоговой нагрузки приводит к росту объемов ввоза и к росту объемов таможенных платежей. Не менее важно и то, что снижение ставок пошлин позволяет вывести из тени часть "серого" импорта. Так, например, статистика показывает, что ввоз ряда товаров за первое полугодие 2001 г., когда были сделаны первые шаги по изменению импортного таможенного тарифа, что сводилось к сокращению уровней импортных пошлин с 7 (0, 5, 10, 15, 20, 25, 30) до 4 (5, 10, 15, 20), существенно вырос. При этом объем продаж на внутреннем рынке остался прежним. Это свидетельствует о том, что многие импортеры решили легализовать свои операции. Таким образом, снижение ставок пошлин дало двойной эффект: увеличился объем таможенных платежей, и уменьшилось количество нарушений.
Одной из актуальных проблем в настоящее время является необходимость определения правительством приоритетов отечественного производства. В идеале нужен закон о промышленной политике, но провести его через Думу было бы чрезвычайно сложно, так как приоритетов должно быть немного, гораздо меньше, чем отраслевых лоббистов. Значит, правительство должно на своем уровне четко определить, что в отечественной экономике оно собирается защищать, а что обойдется без его поддержки. На наш взгляд, особая защита и после вступления в ВТО нужна по крайней мере 5-6 отраслям, где в последнее время наметились высокие темпы
роста, но еще недостаточно накоплены резервы для равной конкуренции с иностранными производителями. Это фармакология, цветная и черная металлургия, деревообработка и производство мебели, химия и нефтехимия, а также автомобилестроение. И прежде всего речь может идти о стабилизации на определенные переходные периоды после вступления в ВТО нынешнего уровня импортных пошлин.
Существует мнение, что снижение пошлин выгодно потребителям, и от того, какая цена складывается на товары, зависит благосостояние общества. Однако это не всегда так. Например, объем импорта фармацевтической продукции достигает 2 млрд долл. в год. Пошлины — от 5 до 15%. В среднем бюджет получает до 200 млн. Если правительство снизит пошлины, то бюджет существенно пострадает, а розничные цены все равно не упадут, так как в этом бизнесе слишком длинная цепочка посредников. Вдобавок снижение пошлин может привести к тому, что российский рынок простейших дешевых препаратов, изготовляемых, как правило, отечественными производителями, будет заполонен лекарствами более плохого качества из азиатских стран. При очевидной необходимости вступления России в ВТО важно четко осознавать, что вступить в ВТО можно только один раз, и обратной дороги уже не будет. Внесение Россией в одностороннем порядке изменений в режим своей внешней торговли потребует крайне сложных и затяжных международных переговоров. Поэтому главная задача переговорного процесса сводится к получению таких условий членства в ВТО, которые исключали бы ущемление прав России в сфере международной торговли и обеспечивали бы реальное улучшение доступа на мировой рынок отечественных товаров и услуг. Таким образом, особенно важно соблюсти баланс уступок и выгод, которые приобретет Россия, вступив в ВТО.