Научная статья на тему 'Всемирная система построения человеческого потенциала отрасли связи, созданная международным союзом электросвязи'

Всемирная система построения человеческого потенциала отрасли связи, созданная международным союзом электросвязи Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
69
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Синева И. С.

Эффективное осмысление и продвижение новейших ИКТ1технологий, стандартов и рекомендаций в среде профессионалов по всему миру такую задачу ставит перед собой МСЭ. При этом речь идет о формировании человеческого потенциала на уровне топ1менеджмента компаний, администраций связи и регуляторов разных стран. На данный момент эта система включает в себя Академию МСЭ, Центры мастерства, форумы по основным проблемам, отдельные региональные семинары.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Синева И. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Всемирная система построения человеческого потенциала отрасли связи, созданная международным союзом электросвязи»

25 декабря 2011 г. 3:56

ТЕХНОЛОГИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Всемирная система построения человеческого потенциала отрасли связи, созданная Международным Союзом Электросвязи

Эффективное осмысление и продвижение новейших ИКТ-технологий, стандартов и рекомендаций в среде профессионалов по всему миру—такую задачу ставит перед собой МСЭ. При этом речь идет о формирован** человеческого потенциала на уровне топ-менеджмента компаний, администраций связи и регуляторов разных стран. На данный момент зга система включает в себя Академию МСЭ, Центры мастерства, форумы по основным проблемам, отдельные региональные семинары.

Синева И.С.,

МТУ СИ

В среде профессионалов повышение квалификации является необходимым элементом не только удержания личных позиций работника, но и адекватного развития его компании в целом Но, как правило, это относится к повышению квалификации отдельных специалистов эксплуатации, финансового управления или отдела кадров. Для руководителей такие курсы и разрабатываются сложнее, и включают в себя, как правило, совершенно другие вопросы, относящиеся больше к области управлении или изменениям законодательной базы.

В то же время есть острая необход имость для сотрудников администраций связи (министерств), регуляторов (агентств), руководителей копаний быть в курсе самых современных тенденций развития телекоммуникаций, направлений разработки новых технических решений и законодательной базы в других странах Удовлетворение таких потребностей можно отнести к повышению квалификации с большой натяжкой. К тому же приходится учитывать, что руководители сплошь люди очень занятые, поэтому их отвлечение на очные формы обучения возможно только в очень ограниченном формате, желательно дистанционное общение. Отдельного упоминания заслуживает желание получать информацию современную, актуальную и непредвзятую. Таким критериям не вполне удовлетворяют программы отдельных вендоров, поскольку они затрагивают только разработки одной конкретной компании. Насколько они современны, как соотносятся с решениями их конкурентов — большой вопрос. Кроме того, разные разработчики с большим успехом развертывают свой бизнес в разных регионах, поэтому велик риск того, что региональные сети будут обеспечивать приемлемое качество сервиса только в своем кластере

Перечисленные риски создали и сформулировали запрос к основному агентству ООН, имеющему мандат на координацию всех вопросов создания и развития инфокоммуникоционных технологий

— Международному союзу электросвязи — в создании системы развита человеческого потенциала администраций связи, регуляторов и компаний сектора И КТ. Эта система должна удовлетворять нескольким ключевым условиям:

— быть независимой, т.е. представлять точку зрения многочисленных экспертов из производственной, академической и управленческой среды, не склоняясь на сторону каких-то отдельных разработчиков или спонсоров,

— представлять самую актуальную на данный момент точку зрения экспертов высшей квалификации, независимо от того, в кокой части света они живут и работают,

— был. доступной во всех уголках земного шара, прежде всего за счет широкого использована возможностей дистанционного взаимодействия,

— позволять развертывать широкие обсуждения вопросов с привлечением других участников и экспертов, обмениваться опытом, сомнениями, предложениями, выстраивать горизонтальные профессиональные связи участников отдельных групп уже за рамками процесса изучения материала.

Конечно, "дьявол скрыт в деталях", поэтому на построение этой системы потребовалось почти 10 лет. Для определенности будем в дальнейшем называть эту деятельность образовательной, имея при этом в виду все те ограничения целевой аудитории и задач, о которых было сказано выше

Проблема номер один — язык общения. В МСЭ, как и в ООН вообще, имеются шесть официальных языков — французский, английский, испанский, арабский, русский и китайский. Именно на этих языках в первую очередь и организовываются все мероприятия. В то же время при необходимости и наличии финансовой поддержки возможно проведение мероприятий и на других языках. Например, в Африканском регионе успешно проходят семинары и дистанционные курсы на португальском языке. Но это исключение только подчеркивает правило — руководители сегодня должны владеть хотя бы одним из перечисленных шести языков на уровне не ниже В1 (Ьйр://www.obe.org/famework/index.php).

Вторая проблема — временные ограничения. Топ-менеджеры, как правило, люди весьма обремененные многочисленными обязанностями и регулярно отлучаться на "просвещение" они себе позволить не могут. Поэтому возникают естественные ограничения на количество очных мероприятий (семинаров, практических конференций, форумов) и их замена, по возможности, дистанционными технологиями. В то же время практика показала, что полностью отказываться от очных встреч не стоит, они несут в себе компоненты, которые практически невозможно реализовать в дистанционной технологии. Два примера из текущей практики работы российского узла Центра мастерства МСЭ. Мы приглашаем высококвалифицированного эксперта, например, руководителя агентства или заместителя министра, для выступления на 2-3 часа (презентация и последующее обсуждение), но рассчитывать, что все то же самое этот эксперт в течение нескольких дней в виде текста будет переносить на компьютер не следует, это совершенно неэффективные затраты его времени. К тому же возможности обсуждения будут более эффективны в очном формате. Другой пример — при проведении форума или семинара в фойе можно развернуть выставку, на которой разработчики могут представить свои технические решения обсуждаемой проблематики. Такое ознакомление, конечно, полезно не только возможностью посмотреть оборудование в действии, но и пооб-

Т-Сотт, #10-2011

83

ТЕХНОЛОГИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

щотъся задавая вопросы, с разработчиками. В дистанционной форме такой компонент реализовать, к сожалению, нельзя. Таким обро-зоч признавая целесообразным широкое использование дистанционных технологий, следует четко выделять темы, которые наиболее эффективно обсуждать именно в очном формате. Хотя при этом надо ясно отдавал, себе отчет в том, что более одной рабочей недели под такой семинар отвести мы не можем именно ввиду занятости потенциальных участников.

Третья проблема носит финансовый характер. Мероприятия, проводимые в МСЭ в рамках разных программ и планов, могут быть как бесплатными, так и с полной компенсацией затрат на организацию и проведение. При этом в принципе не предполагается извлечение прибыли организатором, так что вся эта деятельность является non-profit. Недавний кризис показал, что соответствующие статьи расходов на персонал в компаниях подвергаются секвестру в первую очередь, что, конечно, не способствует устойчивости образовательной структуры. На Совете МСЭ в феврале 2010 года было принято решение ликвидировать дублирование различных видов деятельности (семинары, практические конференции, дистанционные курсы), проводимых по разным линиям с разными условиями финансирования. Насколько полно это решение будет воплощено в дальнейшем покажет время.

На донный момент образовательная система МСЭ состоит из четырех компонент — это Академия МСЭ, Центры мастерства МСЭ, Интернет тренин г-цектры МСЭ и отдельные мероприятия, проводимые по оперативному плану. Остановимся более подробно на каждом компоненте.

Академия МСЭ на данный момент представляет собой основной образовательный проект МО. Создана в 2009 году для интеграции не только дистанционных курсов, выходящих под маркой МСЭ, но и для общеню экспертов и участников очных мероприятии Например, при формировании повестки дня Регионального форума по построению человеческого капитала для стран Европы и СНГ (Монтенегро, 2009) были организованы две серии обсуждений на разных языках Надо отметить, что участники оказались не готовы к такому формату и открытости организаторов, но эго вопрос времени и практики.

В создании курсов принимают учостие многочисленные государственные и частные партнеры Бюро развития электросвязи. Доступны курсы по широкому кругу тем И КТ от программ для регулято-

ров и разработчиков национальной политики в области И КТ, профессиональных бизнес-ориентиро ванных программ для руководителей высшего звена до специализированных программ для технического звена и оперативного персонала. Последние (по состоянию на декабрь 2010) загруженные курсы посвящены техническим аспектам широкополосного доступа, кибербезопасности, ценовому регулированию, связи в чрезвычайных ситуациях, IPTV

На донный момент партнерами Академ и являются около 60 Центров мастерства и 77 Интернет тренинг-центров, играющие ключевую роль в распространении информации и образовательных программ МСЭ, подготовке кадров в регионах.

Портал Академии МСЭ (hep://ocademyjfu.tnt/) представляет собой единую точку доступа ко всем его образовательным ресурсам Он предоставляет следующие возможности:

— единый подход ко всей деятельности Бюро развития электросвязи МСЭ по созданию человеческого потенциала,

— каналы поддержки образовательной деятельности — очной, самообучения, дистанционного обучения, смешанных видов обученю,

— контент и обучающие программы для учебных модулей,

— блок ресурсов первичных знаний по различным направлениям ИКТ и создания потенциала,

— единые стандарты качества курсов, инструкции для разработчиков и мультимедийные форматы представления материалов,

— материалы различной степени погружения для различных групп участников.

Портал структурирован на базе образовательной платформы Moodle (http://moodJe.org/), которая имеет широкие возможности для администрирована учебного процесса и, как показала наша практика, удобна и для разработчиков курса, и для участников, и для менеджеров курса. Немаловажным удобством является и то, что платформа представляет собой open source и при этом поддерживается разработчиком. Наличие в том числе русскоязычного интерфейса позволяет работать с платформой на пространстве СНГ Но, к сожалению, все администрирование сервера МСЭ осуществляется только на английском языке, что не всегда удобно русскоязычным участникам. Поэтому данная платформа в русифицированном виде установлена на сервере дистанционного обучения ИПК МТУСИ, где на ее базе подготовлены и проводятся дистанционные курсы.

Центры мастерства МСЭ (Centers of Excellence, СоЕ) представ-

CIS

со

1. Higher State College of Communications

ITU ArnHf (HSCO. Belarus И и /лсаас 2 Kazakh infocon

ОД Academy fVc. 1. Структура сети Центров мастерства МСЭ

84

2. Kazakh Infocommumcation Academy (KAI), Kazakhstan

3. Moscow Technical University of Communications and Informatics (MTUCI). Russian Federation

4. Ukrainian State Centre of Radio Frequencies (UCRF), Ukraine

work

T-Comm, # 10-2011

ляют собой организационные структуры, распространяющие опыт и знания в области ИКТ по всему миру. На данный момент существуют восемь таких центров: два в Африке (един работает на английском и французском языках, другой — на испанском и португальском), по одному в азиатско-тихоокеанском регионе, арабских странах. Южной Америке, на Карибских островах, в Восточной Европе и странах СНГ. В нашем регионе деятельность ЦМ осуществляется через четыре узла, которые расположены в России, Белоруссии, Казахстане, на Украине. Российским узлом сети ЦМ является Московский Технический университет связи и информатики (см. рис. 1).

Наш узел на пространстве СНГ курирует два ключевых направления — "Информационно-коммуникационные технологии" и "Корпоративный менеджмент'1. При этом за вторую фазу проекта (2007

— 2010 гг.) на наш узел приходится более трех четвертей всей проводимой на пространстве СНГ роботы. Наши коллеги с Украины курируют направления "Управление и надзор за использованием радиочастотного спектра" и "[Цифровое телевидение и звуковое вещание", из Казахстана — направление "Вопросы политики и регулирована", из Беларуси — направление "Интернет-технолши".

В рамках ЦМ проводятся как очные семинары, так и дистанционные курсы. При этом мероприятия нашего узла, относящиеся к указанным программам, могут проводиться как в других странах (Армения, Казахстан), так и в других городах России. Так, многие дистанционные курсы по программе "Корпоративный менеджмент" готовили и успешно проводили наши коллеги из СибГУТИ.

Целевая аудитория ЦМ полностью выдержана в рамках исходной постановки задачи — более 60% участников семинаров и курсов ДО нашего центра относятся к руководителям среднего и высшего звена администраций связи и компаний стран СНГ (от руководителей департамента министерства и директоров крупных операторов связи до главных инженеров, руководителей департаментов и ведущих экспертов различных организаций). Оценки курсов и семинаров участники дают высокие, при этом их предложения, в том числе относящиеся к планированию тем меропрютий, являются основой для дальнейшей работы.

По материалам дистанционных курсов российским узлом были подготовлены компакт-диски no NGN, ICT, IMS, различным аспектам корпоративного менеджмента, распространением которых занимается Зональное отделение МСЭ для стран СНГ.

ТЕХНОЛОГИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Интернет тренинг-центры МСЭ (Internet Training Centers InNftative. ІЇО) были созданы как программа создания потенциала, которая не только должна создавать и совершенствовать ИКТ, но и готовить соответствующих специалистов. В отличие от Центров мастерства в данном случое целевой аудиторией являются технические специалисты более низкого уровня, но их массовая подготовка именно в формате интернет-курсов является оптимальной. Центры работают прежде всего в развивающихся странах (см. рис. 2). Строятся центры как госудор-ственно-частиое партнерство с участием учебных заведений. На данный момент центры развернуты корпорациями Microsoft, Osco Systems» Inveneo и Еврокомиссией. Выпускники получают соответствующие сертификаты ксл-ланий, организующих тренинги. Программы дополнены модулями, обучающими основам бизнеса, чтобы выпускники ииели возможность организовать собственный бизнес.

Этот вид образовательной деятельности отступает от одного из базисных принципов МСЭ, поскольку в явном виде ассоциируется с определенными коммерческими структурами. Но из гуманитарных и политических соображений именно на пространстве развивающихся стран такая деятельность была признана оправданной. В Европе инициатива развернута в восточном регионе (Болгария, Румыния Сер-бга), на пространстве СНГ — в Армении, Беларуси и Кыргызстане

Картина была бы не полной, если не упомянуть семинары и форумы, проводимые по оперативному плану работы МСЭ. Такой план составляется только на один год и имеет большую гибкость по сравнению с другими направлениями работы. Последним по времени таким мероприятием (по состоянию на декабрь 2010 г.) был Региональный форум по кибербезопасности для стран Европы и СНГ, который собрал более 60 специалистов. Форум проходил в МТУ СИ на базе Института повышения квалификации. Предпосылкой ус пеха форума явился в том числе семинар по кибербезопосности прошедший в 2009 году в тех же стенах в рамках Центра мастерст во МСЭ и получивший отличные отзывы участников.

Авторитет деятельности МСЭ по формированию потенциала отрасли и отдельных специалистов по всему миру активно помогает продвигать самые современные подходы развития инфокоммуника-ций. С другой стороны, именно обсуждения в среде топ-менеджеров и лучших экспертов позволяют самому союзу сверять направление своего движения, поскольку основной лозунг МСЭ переводится как "Верен идее соединить мир".

ITU Academy Internet Training Centres

.v»

rtjjJ Acooemy ftc. 2. Структура Интернет трейтт-центров МСЭ

T-Comm, #10-2011

85

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.