Научная статья на тему 'ВСЕМИРНАЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ'

ВСЕМИРНАЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
277
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
продовольственная безопасность / геополитика / национальные интересы / кризис / food security / geopolitics / national interests / crisis

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Мазур Оксана Геннадиевна

Продовольственная безопасность как один из ключевых факторов развития современных государств выступает индикатором сбалансированности международной политики. В статье сделана попытка проанализировать влияние приоритетов во внешней политике отдельных международных акторов на обеспечение гарантированной физической и экономической доступности продуктов питания для граждан беднейших стран. Автор резюмирует, что однополярная система выстраивания международных взаимоотношений является устаревшей и неадекватной актуальному состоянию мирохозяйственных связей. Результатом политического протекционизма, направленного против России, стало углубление мирового продовольственного кризиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WORLD FOOD SECURITY IN THE CONTEXT OF MODERN GEOPOLITICAL RELATIONS

Food security, as one of the key factors in the development of modern states, is an indicator of the balance of international politics. The article attempts to analyze the impact of foreign policy priorities of individual international actors on ensuring guaranteed physical and economic access to food for citizens of the poorest countries. The author summarizes that the unipolar system of building international relations is outdated and inadequate to the current state of world economic relations. The result of political protectionism directed against Russia was the deepening of the global food crisis.

Текст научной работы на тему «ВСЕМИРНАЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ»

УДК 327 БОТ: 10.24412/2071-6141-2023-1-96-104

ВСЕМИРНАЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

В КОНТЕКСТЕ

СОВРЕМЕННЫХ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

О.Г. Мазур

Продовольственная безопасность как один из ключевых факторов развития современных государств выступает индикатором сбалансированности международной политики. В статье сделана попытка проанализировать влияние приоритетов во внешней политике отдельных международных акторов на обеспечение гарантированной физической и экономической доступности продуктов питания для граждан беднейших стран. Автор резюмирует, что однополярная система выстраивания международных взаимоотношений является устаревшей и неадекватной актуальному состоянию мирохозяйственных связей. Результатом политического протекционизма, направленного против России, стало углубление мирового продовольственного кризиса.

Ключевые слова: продовольственная безопасность, геополитика, национальные интересы, кризис.

Продовольствие - главнейший жизненный ресурс, поскольку по обеспеченности им населения можно объективно оценивать качество жизни людей. Именно уровень и качество питания населения характеризуют степень социально-экономического развития любой страны и определяют здоровье и продолжительность жизни человека, его физическое существование. Наличие продовольствия является базовым показателем жизнедеятельности человека, который во многом является основополагающим фактором здоровья следующих поколений. Увеличение количества жителей Земли, климатические кризисы, экономические последствия пандемии СОУГО-19 и военные конфликты детерминируют рост спроса на продовольствие. По оценкам экспертов Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), в 2021 г. от голода пострадали от 702 до 828 миллионов человек. С момента вспышки пандемии СОУГО-19 их число выросло примерно на 150 миллионов человек, что на 103 миллиона больше, чем в период с 2019 по 2020 год [1].

Обеспечение всемирной продовольственной безопасности базируется на международных договорах, ратифицированных большинством стран мира. Однако, геополитические интеракции последних 11 месяцев поставили под сомнение выполнение множества признанных и принятых мировым сообществом договоров и соглашений относительно поддержания существующего миропорядка. Отдельные страны-члены ООН прекращают в одностороннем порядке исполнение ратифицированных документов, тем самым нарушая как нормы международного права, так и традиционные политические практики. Указанные тенденции, на наш взгляд, стали

детерминантами в процессе разрушения не только мирохозяйственных и геополитических связей, но и национальной безопасности государств.

Обращает на себя внимание тот факт, что для многих международных акторов стало приемлемым нарушать принцип добросовестного выполнения обязательств по международному праву, существенными признаками которого являются недопустимость произвольного одностороннего отказа от взятых обязательств [2], а также один из основополагающих принципов коллективной безопасности, заключающийся в том, что безопасность одного государства не должна обеспечиваться за счёт безопасности другого [3].

Обеспечение национальной безопасности большинством современных государств признается главнейшим приоритетом государственной политики. Продовольственная безопасность является ключевым элементом социально-экономического развития и важным элементом экономической и национальной безопасности государства.

Авторитетные исследования данной проблематики проводятся как отечественными, так и зарубежными учеными, среди которых необходимо отметить Д.Н. Багрецова, Л. Брауна, Б.А.Воронина, В.В. Жаркова, З.М. Ильину, Х. Кейна, В.Ф.Ковина, В.В. Милосердова, В.И. Назаренко, В.А. Тихомирову, М. Трейси, Л.В.Шабалину и др. Однако исследования проблематики продовольственной безопасности с учетом новейших геополитических вызовов не являются исчерпывающими.

В данной статье мы акцентируем исследовательский интерес на сфере продовольственной безопасности в контексте актуального геополитического процесса.

Как известно, продовольственная безопасность определяется как ситуация, при которой все люди в каждый момент времени имеют физический и экономический доступ к достаточной в количественном отношении безопасной пище, необходимой для ведения активной и здоровой жизни. В «Римской декларации по всемирной продовольственной безопасности» (1996) говорится об обязанности любого государства обеспечивать право каждого человека на доступ к безопасным для здоровья и полноценным продуктам питания в соответствии с правом на адекватное питание и правом на свободу от голода [4].

Продовольственную безопасность можно рассматривать как один из стратегических приоритетов осуществления внешней и внутренней государственной политики, который в общем виде предопределяет направление движения любой национальной продовольственной системы к идеальному состоянию.

Согласно Концепции всемирной продовольственной безопасности, разработанной ФАО в 1973 г., мировая продовольственная безопасность понимается главным образом как сохранение стабильности на рынках продовольственных товаров при доступности базовых продуктов питания для всех стран мира.

Мировая продовольственная безопасность подразумевает, что мир как целое должен производить достаточное количество продовольствия для удовлетворения растущих потребностей. При этом торговля должна осуществляться беспрепятственно при относительно стабильных ценах с тем, чтобы страны могли при необходимости дополнять свое производство за счет импорта. Это предполагает и функционирование определенной системы обеспечения необходимых резервов для того, чтобы уберечься от неожиданных спадов производства или резких повышений цен.

В 1974 г. Генеральной Ассамблеей ООН были одобрены разработанные по рекомендациям ФАО «Международные обязательства по обеспечению продовольственной безопасности в мире». Этот документ определял несколько стратегических направлений по обеспечению всемирной продовольственной безопасности, среди которых заслуживают внимания следующие:

- создание национальных продовольственных резервов при координации их на международном уровне,

- предоставление экономической помощи с целью увеличения производства и строительства хранилищ продовольствия в развивающихся странах,

- установление глобальной информационной системы по вопросам производства и торговли продовольственными товарами, обеспечение регулярных межправительственных консультаций по вопросам мировой продовольственной безопасности.

Несмотря на прогрессивность и высокую степень поддержки упомянутого документа всеми странами-участницами Всемирной Организации Объединенных Наций, «Международные обязательства по обеспечению продовольственной безопасности в мире» носили декларативный характер и не были реализованы на практике: приоритетом в политике большинства правительств стала поддержка национальной продовольственной безопасности и обеспечение национальных интересов при минимальных инициативах в этом направлении в международном формате.

В России основным документом, определяющим совокупность официальных взглядов на цели, задачи и основные направления государственной экономической политики в области обеспечения продовольственной безопасности страны, является Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 21.01.2020 г. № 20 [5]. Как отмечается в преамбуле документа, в Доктрине развиваются положения Стратегии национальной безопасности Российской Федерации. Необходимость утверждения Доктрины 2020 года взамен принятой в 2010 году была продиктована значительно изменившимися в последние годы условиями социально-экономического развития страны, появлением новых рисков и угроз продовольственной безопасности, вызванных главным образом экономическими санкциями, введенными рядом западных стран в отношении России,

повышением открытости национального агропродовольственного рынка, связанного с присоединением к Всемирной торговой организации, и углублением интеграционных процессов в рамках Евразийского экономического союза [6].

В 2020 году Россия практически в два раза улучшила свои позиции в Глобальном индексе продовольственной безопасности - перейдя с 42-го места в 2019 году на 24-е место среди 113 стран [7].

Не вызывает сомнения тот факт, что феномен продовольственной безопасности имеет как внутри- так и внешнеполитическое измерение. Уместным будет привести слова Лауреата Нобелевской премии экономиста Амартия Сена о том, что «нет такой вещи, как аполитичная продовольственная проблема» [8]. Наряду с естественными ухудшениями природных условий или неблагоприятным климатом на продовольственную безопасность государства, на ее уровень и уязвимость, решающее влияние оказывают действия или бездействие правительств. ХХ-й век дает возможность изучить примеры правительственных решений, таких как процесс коллективизации в СССР или стратегия большого скачка в КНР, которые практически разрушили продовольственную безопасность своих собственных стран.

Также, следует отметить, что нарушение продовольственной безопасности вплоть до приведения страны или ее региона к массовому голоду часто является оружием войны, которое использовала, например, нацистская Германия в блокаде Ленинграда, или Великобритания в морской блокаде Германии во время Первой мировой войны.

Сознательное ограничение доступа населения стран к продовольствию, нарушение цепочек поставок и заключенных договоров, принятие решений по созданию физических и юридических препятствий для поставок продовольствия в нуждающиеся регионы мира - это далеко не полный перечень современных средств разрушения системы общемировой продовольственной безопасности в современном геополитическом процессе.

Следствием введения санкционных мероприятий странами Западной Европы и США по отношению к России, направленных на ослабление стратегического и экономического потенциала нашей страны, стало нарушение поставок продовольствия и удобрений в нуждающиеся регионы мира, что усугубило остроту продовольственного кризиса. Из черноморских международных портов Украины, которые были заминированы украинскими военными, не смогли выйти танкеры с 22 млн тонн зерна, предполагавшегося на экспорт. Сухопутная транспортировка зерна также стала невозможной из-за перегруженности украинских железных дорог военными перевозками.

Многочисленные препятствия в осуществлении экспортных поставок Россией - от отказов в обслуживании в портах и страховании судов до отключения Россельхозбанка от международной системы передачи меж-

банковских платежей SWIFT, поставили под угрозу продовольственную безопасность стран и регионов мира.

По предложению Генерального секретаря ООН было сформулировано и подписано соглашение между Россией, Турцией и Украиной, получившее название «зерновая сделка». Инициатива Генерального секретаря ООН по урегулированию последствий санкционной политики стран ЕЭС и США в части поставок продовольствия на мировые рынки сделала возможным снижение уровня угроз продовольственной безопасности в ближайшем будущем, но не отменило их.

По данным МИД РФ, 51 % экспортных поставок продовольственных товаров пришлось на развитые страны и только 3 % - в те государства, которые ООН называет беднейшими. Около 70 судов за время действия сделки были задержаны или отстранены из-за систематических нарушений и попытки контрабанды в тайниках.

Россия как страна, всегда выполняющая и поддерживающая нормы и принципы международных соглашений, неоднократно озвучивала на международном уровне факты о неисполнении отдельных пунктов «зерновой сделки», и в том числе о нарушении договоренности о том, что преимущество в получении зерна должны иметь беднейшие страны мира. Президентом России было акцентировано внимание мировой общественности на том, что подобная практика избирательного экспорта и несоблюдение международных соглашений по продовольственной безопасности приведут к дальнейшему ухудшению ситуации на мировом продовольственном рынке. Более того, геополитические решения Европейского союза и США в части ограничения российского экспорта продовольственных товаров стали причиной задержки в портах Латвии, Эстонии, Бельгии и Нидерландов около 280 тыс. тонн удобрений, которые Россия была готова бесплатно передать африканским государствам, которые остро в них нуждаются.

На сегодняшний день в рамках «зерновой сделки» достигнута договоренность о поставках зерновых бедным странам в Африке, в частности в Джибути и Судан, однако Россия оставила за собой право выйти из этого соглашения в случае повторного нарушения протокола сделки украинской стороной. Продление «зернового соглашения», по словам Министра иностранных дел России С.В. Лаврова, возможно лишь с учетом и соблюдением национальных интересов Российской Федерации.

Следует отметить, что соблюдая вышеуказанные принципы коллективной безопасности Российская Федерация даже в случае выхода из сделки готова безвозмездно «поставить весь объем зерна, который был поставлен с территории Украины, в адрес беднейших стран» [9].

На сегодняшний день Россия безвозмездно передает развивающимся странам до 500 тыс. т. зерновых, разблокированных в портах ЕС, а в период действия зерновой сделки она экспортировала более 15 млн. т. зерна и удобрений в беднейшие страны Африки и Юго-Восточной Азии [10].

Однако, как отмечают эксперты, в черноморскую инициативу не заложен механизм гарантий соблюдения обязательств, что нивелирует преимущества взаимодействий такого формата.

Угроза мировой продовольственной безопасности стала детерминантом процесса формирования региональных межгосударственных соглашений для координации усилий по борьбе с новыми вызовами. Так, Ливан, Иордания, Сирия и Ирак планируют заключить четырехстороннее соглашение по сельскохозяйственной интеграции. Это соглашение будет включать в себя снятие избыточных таможенных и налоговых барьеров, мероприятия по проведению стандартизации технических регламентов для расширения возможностей экспорта и импорта продовольственных товаров в регионе. Как отмечают эксперты, данное соглашение будет иметь открытый характер, что позволит присоединиться к нему и другим странам региона [11].

Сложная геополитическая обстановка на Ближнем Востоке делает невозможным взаимодействие государств региона в одном формате, что предполагает возникновение параллельных проектов кооперации. Один из таких проектов реализуют Израиль и ОАЭ в виде соглашения о свободной торговле, которое охватывает до 90 % позиций торгуемых товаров, в том числе продовольствие. Также предполагается создание «продовольственного коридора» Индия-ОАЭ-Израиль, который соединит порт Бомбей с портами ОАЭ и средиземноморским побережьем Израиля, как региональная альтернатива китайскому новому шелковому пути. Реализация такого проекта вполне способна обеспечить продовольственную безопасность всех стран Персидского залива, а для ОАЭ и Израиля повысится интерес к инвестиционным проектам повышения производительности аграрного сектора Индии.

Иран в свою очередь, планирует использовать стратегию трансграничного земледелия, которая предполагает приобретение земель в сельскохозяйственное пользование у третьих государств.

Страны Юго-Восточной Азии для эффективного решения вопросов в области продовольственной безопасности стремятся укреплять институты регионального объединения АСЕАН. Индонезия, страна-председатель в G20 в этом году, предлагает укрепить Соглашение АСЕАН + 3 (Китай, Япония, Южная Корея), подписанное в 2009 г. и подразумевающее создание совместного антикризисного резервного фонда. В рамках него планируют создать чрезвычайные резервы риса, и возможно, других продуктов питания. Индонезия является единственным представителем региона в группе крупнейших мировых экономик G20, поэтому индонезийские инициативы воспринимаются как коллективная позиция развивающихся стран.

Однако реализация вышеуказанных проектов рассчитана на достаточно длительный период времени, требует подготовительных и согласовательных процедур, развития соответствующей инфраструктуры и т.д.,

тогда как угроза голода и продовольственной безопасности - факт сегодняшнего дня, который требует немедленного решения.

Таким образом, исследование процесса заключения и осуществления «зерновой сделки» дает возможность констатировать, что для стран западной коалиции во главе с США приоритетным является укрепление однополярного мироустройства, с присущими им политическими практиками главенства, невзирая на катастрофические последствия для остальных международных акторов. Ограниченная и недальновидная геополитическая стратегия западных стран, направленная на подавление России, уменьшение ее влияния, разрушение экономических связей и стратегического партнёрства, детерминировала беспрецедентный по масштабам уровень продовольственного кризиса и дисбаланс в продовольственной безопасности, как отдельных стран, так и мира в целом.

Особенность современного геополитического процесса такова, что решения, принятые с целью ограничения или исключения из него одного из акторов, имеют негативные пролонгированные влияния на остальных участников. Анализ текущей геополитической ситуации свидетельствует о том, что ограничительные политические и экономические меры, введённые государствами и международными организациями в отношении России и ряда российских лиц и организаций, в большей степени негативно отразились на самих инициаторах, а также стали причиной усугубления продовольственного кризиса в беднейших странах мира и поставили их на грань голода.

На наш взгляд актуальная динамика геополитического процесса характеризуется качественной и количественной трансформацией его участников в сфере соблюдения национальных интересов и стратегической безопасности развития государств.

Следовательно, очевидным является решение о создании новых проектов и инициатив и перспективных форматов сотрудничества со стороны Российской Федерации в области стратегического партнёрства с государствами мира на равных, взаимовыгодных и сбалансированных условиях для укрепления собственного суверенитета и соблюдения национальных интересов.

Список литературы

1. Положение дел в области продовольственной безопасности и питания в мире - 2022. Переориентация политики в области продовольствия и сельского хозяйства в интересах повышения экономической доступности здорового питания // ФАО, МФСР, ЮНИСЕФ, ВПП и ВОЗ. Рим, ФАО. 2022 г. [Электронный ресурс]. URL : https://doi.org/10.4060/cc0639ru (дата обращения 01.03.2023).

2. Устав ООН (полный текст) [Электронный ресурс]. URL: https://www. un. org/ru/about-us/un-charter/full-text (дата обращения: 01.02.2023).

3. Лукашук И.И. Международное право. Особенная часть: Учебник для студентов юрид. фак. и вузов. Wolters Kluwer Russia, 2010. Т. 2. С. 297. 517 с.

4. Римская декларация по всемирной продовольственной безопасности [Электронный ресурс]. URL: http s: //www.freepapers.ru/3 0/rimskaya-deMaraciya-po-vsemirnoj-prodovolstvennoj/257315.1708779.list1 .html (дата обращения 01.02.2023).

5. Указ Президента Российской Федерации от 21.01.2020 г. № 20 [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/acts/bank/45106 (дата обращения: 02.02.2023).

6. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https://mcx.gov.ru/upload/iblock/3e5/3e594 1f295a77fdcfed2014f82ecf37f.pdf (дата обращения: 02.02.2023).

7. Сухорукова Е. Россия догнала Белоруссию по уровню продовольственной безопасности // РБК -Бизнес 04.03.2021 [Электронный ре-сурс].URL : https://www.rbc.ru/business/04/03/2021/603f75f69a7947b7a8cda8 cb (дата обращения: 01.03.2023).

8. Michael Veseth. Scarcity and Choice: The Poverty Problem // Introductory Microeconomics. Elsevier, 1981. С. 323-339.

9. История зерновой сделки // ТАСС 17 ноября 2022 [Электронный ресурс]. URL : https://tass.ru/info/16355839 (дата обращения: 01.02.2023).

10. Россия в рамках зерновой сделки экспортировала более 15 млн тонн зерна // Российская газета 18.11.2022 [Электронный ресурс]. URL : https://rg.ru/2022/11/18/rossiia-v-ramkah-zernovoj-sdelki-eksportirovala-bolee-15-mln-tonn-zerna.html?ysclid=laso22tgti914145711 (дата обращения: 02.02.2023).

11. Мировая продовольственная безопасность: базовые тренды, кризис, региональная специфика // Региональные комментарии. Агентство политических и экономических коммуникаций 17.08.2022 [Электронный ресурс]. URL : http: //regcomment.ru/reports/mirovaya-prodovolstvennaya-bezopasnost-bazovye-trendy-krizis-regionalnaya-spetsifika/.(дата обращения: 03.02.2023).

Мазур Оксана Геннадиевна, д-р полит. наук, проф., oksanamazur1974@gmail.com, Россия, Луганск, ГОУ ВО ЛНР «Луганский государственный университет им. В. Даля»

WORLD FOOD SECURITY IN THE CONTEXT OF MODERN GEOPOLITICAL RELATIONS

O.G. Masur

Food security, as one of the key factors in the development of modern states, is an indicator of the balance of international politics. The article attempts to analyze the impact of

foreign policy priorities of individual international actors on ensuring guaranteed physical and economic access to food for citizens of the poorest countries. The author summarizes that the unipolar system of building international relations is outdated and inadequate to the current state of world economic relations. The result of political protectionism directed against Russia was the deepening of the global food crisis.

Key words: food security, geopolitics, national interests, crisis.

Mazur Oksana Gennadievna, doctor of political sciences, professor, oksanama-zur1974@,gmail.com, Russia, Lugansk, LuhanskState University V. Dahl

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.