Научная статья на тему 'РОЛЬ РОССИИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ АРАБСКИХ СТРАН: ВЫЗОВЫ, ВОЗМОЖНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ'

РОЛЬ РОССИИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ АРАБСКИХ СТРАН: ВЫЗОВЫ, ВОЗМОЖНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY-NC
310
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЛИЖНИЙ ВОСТОК И СЕВЕРНАЯ АФРИКА / УКРАИНСКИЙ КРИЗИС / РОССИЯ / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / САНКЦИИ / ЗЕРНОВАЯ СДЕЛКА / ГЛОБАЛЬНОЕ ПОТЕПЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Матвеев Игорь

Украинский кризис и западные санкции против России наносят ущерб продовольственной безопасности на общемировом, региональном и страновом уровнях. Арабский мир не стал исключением: нарушение логистических цепочек в черноморском бассейне и усиление волатильности цен на зерновых рынках на фоне демографического роста, глобального потепления и дефицита водных ресурсов создают риски возникновения новых очагов голода и «арабской весны 2.0». Между тем, США со своими союзниками пытаются обернуть в свою пользу нарастающие трудности в зоне Ближнего Востока и Северной Африки, используя тактику «кнута и пряника». Несмотря на временное продление компромиссной «зерновой сделки», она не решает проблемы, а лишь смягчает ее. Однако, несмотря на глубокие различия в интересах стран Запада и России, в т. ч. в этом регионе, Россия способна внести еще более существенный вклад в качественное улучшение ситуации в сфере продовольственной безопасности арабских стран, действуя на основе равноправного и взаимовыгодного сотрудничества с арабским миром.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIA’S ROLE IN ENSURING FOOD SECURITY OF ARAB COUNTRIES: CHALLENGES, OPPORTUNITIES, AND PROSPECTS

The crisis in Ukraine and Western sanctions against Russia have been causing severe damage to the food security at global, regional, and national levels. The Arab world has not been an exemption: disruption of logistic chains in the Black Sea region and increasing volatility of grain prices, aggravated by demographic boom, the global warming, and water deficit, generate high risks of producing new hunger hotspots and the “Arab Spring 2.0.”. Meanwhile, the United States and its allies are trying to benefit from growing challenges in the Middle East and North Africa, employing of the “carrot and stick” tactics. While the compromise “grain deal” has been temporarily extended, it does not solve the problem, but only somewhat alleviates it. However, despite all the difficulties and the deep differences between Western and Russian interests, including in this region, Russia can even more significantly contribute to enhancing food security of the Arab countries, acting on the basis of equal and mutually beneficial cooperation with the Arab world.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ РОССИИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ АРАБСКИХ СТРАН: ВЫЗОВЫ, ВОЗМОЖНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

РОЛЬ РОССИИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ АРАБСКИХ СТРАН: ВЫЗОВЫ, ВОЗМОЖНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

*

Игорь Матвеев

Институт востоковедения Российской академии наук

ORCID 0000-0002-4611-5669

© И. Матвеев, 2022 г.

DOI: 10.20542/2307-1494-2022-2-62-81

Аннотация Украинский кризис и западные санкции против России наносят ущерб продовольственной безопасности на общемировом, региональном и страновом уровнях. Арабский мир не стал исключением: нарушение логистических цепочек в черноморском бассейне и усиление волатильности цен на зерновых рынках на фоне демографического роста, глобального потепления и дефицита водных ресурсов создают риски возникновения новых очагов голода и «арабской весны 2.0». Между тем, США со своими союзниками пытаются обернуть в свою пользу нарастающие трудности в зоне Ближнего Востока и Северной Африки, используя тактику «кнута и пряника». Несмотря на временное продление компромиссной «зерновой сделки», она не решает проблемы, а лишь смягчает ее. Однако, несмотря на глубокие различия в интересах стран Запада и России, в т. ч. в этом регионе, Россия способна внести еще более существенный вклад в качественное улучшение ситуации в сфере продовольственной безопасности арабских стран, действуя на основе равноправного и взаимовыгодного сотрудничества с арабским миром.

Ключевые Ближний Восток и Северная Африка, украинский кризис, Россия,

слова продовольственная безопасность, санкции, зерновая сделка, глобальное

потепление

Title Russia's role in ensuring food security of Arab countries: challenges,

opportunities, and prospects

Abstract The crisis in Ukraine and Western sanctions against Russia have been causing severe damage to the food security at global, regional, and national levels. The Arab world has not been an exemption: disruption of logistic chains in the Black Sea region and increasing volatility of grain prices, aggravated by demographic boom, the global warming, and water deficit, generate high risks of producing new hunger hotspots and the "Arab Spring 2.0.". Meanwhile, the United States and its allies are trying to benefit from growing challenges in the Middle East and North Africa, employing of the "carrot and stick" tactics. While the compromise "grain deal" has been temporarily extended, it does not solve the problem, but only somewhat alleviates it. However, despite all the difficulties and the deep differences between Western and Russian interests, including in this region,

Матвеев Игорь Александрович - старший научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН, действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса, кандидат исторических наук.

Igor Matveev is a Senior Researcher at the Center for Arab and Islamic Studies, Institute of Oriental Studies of the Russian Academy of Sciences; Full Counselor of State of the Russian Federation, the 3d class.

Russia can even more significantly contribute to enhancing food security of the Arab countries, acting on the basis of equal and mutually beneficial cooperation with the Arab world.

Keywords Middle East and North Africa, the Ukrainian crisis, Russia, food security, sanctions grain deal, global warming

I. Введение

Кризис и вооруженный конфликт на Украине в сочетании с санкционной войной коллективного Запада против России не только осложнил международные отношения, но и начал расшатывать ситуацию с продовольственной безопасностью на глобальном, региональном и страновом уровнях.

Используя тактику «кнута и пряника», западные державы во главе с США стремятся сделать оружием фактор продовольствия, превратить последнее в средство неоколониального давления на арабский мир, пытаясь обыграть в свою пользу нарастающие в геометрической прогрессии трудности со снабжением товарами первой необходимости в целом ряде стран региона Ближнего Востока и Северной Африки (БВСА). Яркий пример - раздираемый внутренними противоречиями Ливан, которому в обмен на антироссийскую позицию в ООН и враждебные действия в отношении Сирии были обещаны масштабная помощь по линии Международного валютного фонда (МВФ) и посредничество государственного департамента США в урегулировании пограничного спора с Израилем. Ливанцы проявили готовность к сотрудничеству: например, 30 июля 2022 г. по обращению посольства Украины власти этой страны задержали в порту Триполи сирийское судно с 10 тысячами тонн муки и ячменя по подозрениям в их «незаконном присвоении» российской стороной, хотя и отпустили его после непродолжительного разбирательства.1 После этого Вашингтон действительно помог заключить 11 октября «историческое» ливано-израильское соглашение о демаркации морской границы.

На фоне украинского кризиса были разорваны или нарушены привычные транспортно-логистические цепочки, ограничено судоходство в акваториях Черного и Азовского морей. Боестолкновения нанесли ощутимый ущерб сельскохозяйственным угодьям, объектам инфраструктуры хранения и переработки аграрной продукции, прежде всего, в Луганской и Донецкой народных республиках, Запорожской и Херсонской областях.

Согласно заявлению официального представителя Всемирной продовольственной программы ООН Томсона Пири, из-за событий на Украине и связанного с ними роста стоимости продовольствия повысился риск глобального голода.2 Волатильность мировых цен на пшеницу резко возросла. Об этом, в частности, по данным института финансовых услуг европейских бирж сельскохозяйственных фьючерсов (KAACK),3 свидетельствует нестабильная динамика торгов на европейской бирже MATIF4 после начала российской специальной военной операции (СВО) на Украине (Рис. 1).

В регионе БВСА в группу особого риска попали самые густонаселенные арабские страны (Египет, Алжир, Судан), зоны вооруженных конфликтов (Йемен, Ливия, Сирия, Сомали; а также территории на Западном берегу и в секторе Газа, подконтрольные Палестинской национальной администрации - ПНА), государства со сложной военно-политической обстановкой и/или принявшие

многочисленных беженцев (Иордания, Ирак, Ливан) и даже на первый взгляд благополучные страны (Бахрейн).

Рисунок 1. Стоимость тонны продовольственной пшеницы на парижской фьючерсной бирже МДТ1Р, январь-ноябрь 2022 г.

Источник данных: MATIF-Wheat № 2 (Euronext, Paris). Kaack Terminhandel GmbH, Cloppenburg, Germany. 28 October 2022.

Арабские государства традиционно не относятся к числу ведущих поставщиков продовольствия, в частности, пшеницы. В то же время Россия занимала первое место в мире по экспорту пшеницы и меслина5 в 2021 г., а Украина - пятое (Табл. 1).6

Таблица 1. 10 стран-крупнейших экспортеров пшеницы и меслина, 2021 г.

№ Название страны- Суммарная Доля в мировом Динамика по

п/п экспортера стоимость экспорта экспорте (%) сравнению с 2020 г.

(млн долл. США) (%)

1 Россия 7302 12,9 -8

2 США 7287 12,9 +15

3 Австралия 7247 12,8 +167

4 Канада 6639 11,7 +5

5 Украина 4723 8,4 +31

6 Франция 4551 8,1 +0

7 Аргентина 2973 5,3 +46

8 Германия 1982 3,5 -6

9 Румыния 1820 3,2 +92

10 Индия 1723 3,0 +609

Источник данных: List of Exporters for the Selected Product in 2021. Product: 1001 (Wheat and Meslin). [Table] // Trade Map: Trade statistics for international business development. International Trade Center. Величины суммарной стоимости экспорта округлены до целых.

Две арабских страны - Египет и Алжир - вошли в десятку крупнейших импортеров пшеницы, заняв по этому показателю, соответственно, шестое и седьмое места (Табл. 2).7

Таблица 2. 10 стран-крупнейших импортеров пшеницы и меслина, 2021 г.

№ Название страны- Суммарная Доля в мировом Динамика по

п/п импортера стоимость импорта импорте (%) сравнению с 2020 г.

(млн долл. США) (%)

1 Индонезия 3548 5,6 +36

2 Китайская Народная 3039 4,8 +34

Республика

3 Нигерия 2743 4,4 +33

4 Турция 2693 4,3 +15

5 Иран 2487 4,0 +170

6 Египет 2464 3,9 -9

7 Алжир 2343 3,7 +42

8 Италия 2297 3,7 +13

9 Бангладеш 1959 3,1 +52

10 Филиппины 1951 3,1 +24

Источник данных: List of Importers for the Selected Product in 2021. Product: 1001 (Wheat and Meslin). [Table] // Trade Map. International Trade Center. Величины суммарной стоимости экспорта округлены до целых.

По данным Глобального индекса продовольственной безопасности (Global Food Security Index) за 2019 и 2022 годы, представленным британским журналом "The Economist" совместно с аналитическим ресурсом "Corteva Agriscience",8 в большинстве стран БВСА, исключая большинство аравийских монархий, ситуация в сфере продовольственной безопасности оставляла желать лучшего, о чем свидетельствуют невысокие места этих государств в рейтинге. Из 14 государств-членов Лиги арабских государств (ЛАГ), рассматриваемых в индексе, в шести случаях наблюдалась негативная динамика, причем не только в перенаселенном Египте или в Сирии и Судане, где в той или иной форме продолжаются вооруженные конфликты, но и, например, в Катаре, население которого не страдает от нехватки продуктов питания, но столкнулось с последствиями экономической блокады со стороны Саудовской Аравии и других стран Совета сотрудничества государств Персидского залива (ССАГПЗ) во время дипломатического кризиса 2017-2022 годов. Положительные изменения прослеживаются лишь в четырех случаях, тогда как в остальных преимущественно сохранялся статус-кво (Табл. 3).

Таблица 3. Индекс продовольственной безопасности (Global Food Security Index), 2019, 2022

Название страны ЛАГ Место (общая оценка из 100 баллов) в мировом/межарабском рейтинге за 2019 г. Место (общая оценка из 100 баллов) в мировом/межарабском рейтинге за 2022 г. Динамика

Алжир 70 (59,8)/11 68 (58,9)/10 Статичная

Бахрейн 50 (66,6)/6 38 (70,3)/4 Выраженно положительная

Египет 55 (64,5)/7 77 (56,0)/11 Выраженно отрицательная

Иордания 64 (61,0)/9 47 (66,2)/6 Выраженно положительная

Йемен 111 (35,6)/14 111 (40,1)/13 Статичная

Катар 13 (81,2)/1 30 (72,4)/2 Выраженно отрицательная

Кувейт 27 (74,8)/3 50 (65,2)/7 Выраженно отрицательная

Марокко 59 (62,8)/8 57 (63,0)/8 Статичная

Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) 21 (76,5)/2 23 (75,2)/1 Статичная

Оман 46 (68,4)/5 35 (71,2)/3 Положительная

Саудовская Аравия 30 (73,5)/4 41 (69,9)/5 Отрицательная

Сирия 107 (38,4)/13 113 (36,3)/14 Отрицательная

Судан 99 (45,7)/12 105 (42,8)/12 Отрицательная

Тунис 69 (60,1)/10 62 (60,3)/9 Положительная

Источники: Global Food Security Index 2019. - London: The Economist Intelligence Unit Limited,

2019. P. 30-47; Global Food Security Index 2022. - London: The Economist Group, 2022. P. 27-28, 35.

Разумеется, власти и элиты значительной части арабских стран, в особенности аравийских монархий, которые располагают избытками капиталов, ни до, ни после начала украинского кризиса не сидели сложа руки, стремясь найти рецепты модернизации и повышения эффективности сельскохозяйственного сектора экономики в русле амбициозных национальных концепций устойчивого развития («Видение 2030» в Саудовской Аравии, «Стратегия Четвертой промышленной революции» в ОАЭ и др.). Выступая 5 сентября 2022 г. на форуме по местному производству в Эр-Рияде, саудовский министр окружающей среды, водных ресурсов и сельского хозяйства Абдуррахман аль-Фадли сообщил о решении властей выделить 91 млрд саудовских риалов (24,2 млрд долларов США) для наращивания производства и экспорта. Он спрогнозировал увеличение кредитов Фонда сельскохозяйственного развития в 2022 г. до семи млрд риалов (1,86 млрд долларов), т. е. в 18 раз больше, чем в 2015 г.9 Он же на встрече министров сельского хозяйства «Группы двадцати» на индонезийском острове Бали 28 сентября 2022 г. анонсировал запуск Саудовской Аравией Плана действий в сфере продовольствия с начальным финансированием в размере десяти млрд долларов.10

Логично, что тема продовольственной безопасности занимает видное место в зарубежных переговорах арабских лидеров. К примеру, в своем совместном заявлении по итогам визита во Францию саудовского наследного принца Мухаммеда бен Салмана 27-29 июля 2022 г. стороны, наряду со стабилизацией энергетических рынков, отнесли к приоритетам стратегического партнерства обеспечение бесперебойных поставок пшеницы для всех стран при соблюдении предсказуемости цен.11 Вместе с тем, несмотря на активизацию международного взаимодействия, кардинального улучшения ситуации с продовольствием в арабском мире пока не происходит. Основная причина, как представляется, заключается в наличии множественных вызовов продовольственной безопасности в регионе. Хотя далеко не все эти вызовы связаны с такими факторами внешней конъюнктуры, как украинский конфликт, внешние факторы так или иначе осложняют ситуацию, создавая «эффект домино».

II. Современные вызовы продовольственной безопасности арабских стран

Один из самых тревожных вызовов продовольственной безопасности на Ближнем Востоке и в Северной Африке связан с угрозой глобального потепления в условиях дефицита водных ресурсов в арабском мире. Согласно данным исследовательского Института мировых ресурсов, в 2022 г. девять арабских государств из 17 были отнесены к категории стран, испытывающих крайне острую нехватку воды. В числе таких стран оказались Катар, Ливан, Иордания, Ливия, Кувейт, Саудовская Аравия, ОАЭ, Бахрейн и Оман.12

Экстремальные погодные условия - аномальная жара и отсутствие осадков (засуха) - ведут к увеличению экономических издержек и повышенной нагрузке на государственные бюджеты большинства арабских стран при ограниченности их финансовых возможностей. По оценкам Межправительственной группы экспертов по изменению климата, в случае глобального потепления на 2°С продовольственная безопасность в средиземноморском регионе станет существенно более уязвимой, нежели при 1,5-градусном повышении температуры. Это, в свою очередь, станет причиной падения урожайности кукурузы, риса, пшеницы и снижения их питательности,13 а также, по оценкам ООН, вызовет вынужденную миграцию 200 миллионов человек.14 При этом, согласно прогнозам Всемирного банка, к 2050 г. от неблагоприятных климатических изменений страны БВСА рискуют потерять от 6% до 14% ВВП.15

Иногда, как в случаях с Египтом и Ираком, негативное влияние вызова глобального потепления усугубляется воздействием местных факторов и проблем. Несмотря на наличие водных ресурсов (рек Нил, Евфрат и Тигр), эти государства оказались в группе риска из-за сооружения крупных плотин в соседних странах. По оценкам специалистов, при полном заполнении водохранилища в рамках проекта «Великой плотины Эфиопского возрождения» стоимостью 4 млрд долларов и мощностью 6000 МВт, в течение 21 года Египет будет ежегодно терять 3 млрд м3 нильских вод (или 5% всех водных ресурсов страны), что приведет к сокращению площади сельхозугодий на 2,5%. Однако если заполнение произойдет за три года, то соответствующие показатели составят уже 27 млрд м3 (что эквивалентно 50% египетских водных ресурсов) и потерю 67% сельскохозяйственных площадей.16 Строительство плотин в Турции и Иране неминуемо вызовет полное обмеление рек Евфрат и Тигр на территории Ирака, на которые сейчас приходится до 98% национальных водных ресурсов.17 Все это создает условия для превращения водного фактора в инструмент давления в региональной политике.18

На вызов глобального потепления накладываются не менее опасные риски роста степени «хрупкости» арабских стран, в особенности тех государств, которые подвержены вооруженным конфликтам, сталкиваются с демографическими проблемами, бесконтрольной урбанизацией, характеризуются доминированием государства в экономике и страдают от издержек неэффективного управления. Не случайно, гипотеза о том, что изменение климата является «мультипликатором угроз», давно служит предметом широкого экспертного обсуждения - к такому выводу пришли, к примеру, участники тематического стола, организованного еще в сентябре 2011 г. под эгидой Международного института устойчивого развития.19 Не стоит забывать и о потерях таких государств от пандемии ООУЮ-19 в 2020-2021 годах. В данном контексте актуален сделанный на заседании Совета Безопасности ООН 9 декабря 2021 г. вывод о логической связи между неблагоприятными изменениями климата и предпосылками для усиления угроз терроризма и насилия

в сочетании с соответствующими рекомендациями включить оценки рисков, связанных с глобальным потеплением, в комплексные стратегии ООН по предупреждению конфликтов.20

Опыт «арабской весны» 2010-2012 годов доказал: любое резкое удорожание продовольствия и других жизненно важных товаров несет в себе опасность усиления протестных настроений в арабских обществах. Это полностью согласуется с тезисом российского исследователя Л.Л.Фитуни о диалектике социальных катаклизмов, согласно которому экономика, с одной стороны, лежит в фундаменте любой революции, а с другой стороны, именно экономика стала бесспорной жертвой «арабской весны».21 Это мнение разделяют и многие зарубежные специалисты, в частности, Дж.Соффиантини из Лондонского столичного университета, доказавшая на примере Египта, Сирии и Марокко, что рост цен на продукты питания явился триггером возникшей ранее социальной напряженности.22 На фоне международных последствий нового обострения украинского кризиса в 2022 г., по оценкам, в первую очередь, самих арабских аналитиков, для ряда стран БВСА - особенно для таких стран с высоким уровнем конфликтности, как Ливан, Сирия, Тунис, Судан, Йемен и Сомали23 - вновь умножились риски, которые в сочетании с другими факторами могут привести к социальному взрыву в формате «арабской весны 2.0». В частности, сирийские экономисты бьют тревогу по поводу того, что в Сирии сложная ситуация с продовольственной безопасностью еще сильней усугубляется не только в результате прямых последствий боестолкновений, но и из-за односторонних западных санкций (прежде всего, американского «Акта Цезаря»), что, например, негативно сказывается на обеспеченности сельхозпроизводителей семенами

24

основных сельхозкультур.24

Еще одним наглядным примером служит крупнейшая по населению страна арабского мира - Египет, которая имеет острый дефицит обрабатываемых земель (96% территории занимают пустыни, а на оставшихся 4% в дельте и долине реки Нил проживают 97% египтян).25 Как отмечают российские исследователи В.А.Исаев и А.О.Филоник, во все времена египтяне с огромными трудовыми затратами буквально боролись за выживание в жесткой среде обитания.26 Все это обуславливает ограниченные возможности местного аграрного сектора по полному удовлетворению продовольственных потребностей населения и, как следствие, риски «хлебных бунтов» с участием молодежи (на начало 2022 г. доля египтян в возрасте от 15 лет до 64 года составила 62,8% населения)27 и в условиях высокого уровня безработицы (в 2021 г. доля безработных достигла 15% от численности рабочей силы в возрасте от 15 до 29 лет).28

Украинский кризис не мог не отразиться на продовольственной безопасности Египта, где импорт пшеницы в основном составляют поставки из региона Черного моря. По данным Центра агроаналитики при министерстве сельского хозяйства РФ, с 2015/16 по 2020/21 маркетинговые годы (МГ) главными экспортерами являлись Россия (20,14 млн т) и Румыния (4,92 млн т), за которыми следовала Украина (3,14 млн т). В 2021/22 МГ (с июня по февраль) структура египетского государственного импорта была скорректирована в пользу Румынии, доля которой возросла до 43% и которая предложила более конкурентоспособные цены по сравнению с Россией (доля российских поставок снизилась до 29%) и Украиной (23%).29 Серьезное нарушение логистических цепочек в черноморском бассейне побудило официальный Каир к поиску альтернативных партнеров в сфере поставок продовольствия, например, в лице Индии.

На этом фоне египетские власти продолжили реализацию продовольственной стратегии, сочетающей в себе экстенсивные и интенсивные методы хозяйствования: российский экономист И.В.Дерюгина считает такой подход классическим вариантом землесберегающего технологического способа производства.30 На практике предполагалось, с одной стороны, обеспечить прирост сельскохозяйственных угодий за счет проектов «горизонтального расширения» в районах Новая Дельта, Тошка, Северный и Центральный Синай,31 а с другой, повысить эффективность землепользования посредством активного внедрения современных способов орошения и биотехнологий и моделей управления при оказании адресной помощи местным производителям, от субсидий на закупки сельхозтехники до оказания им технической и научной поддержки.

Наряду с новыми подходами в сфере сельского хозяйства, египетские власти с целью профилактики протестов продолжили ставшее уже привычным с 1977 г. субсидирование цен на хлеб, приобретая пшеницу через Государственное агентство по закупкам продовольствия Египта (GASC).32 В 2021/22 финансовом году (с июня по июль) на субсидии было ассигновано 87 млрд египетских фунтов (или 5,5 млрд долларов США), включая 51 млрд египетских фунтов (3,2 млрд долларов) на импорт пшеницы. Вместе с тем, эффект от перечисленных мер предсказать трудно, учитывая раскручивание инфляционной спирали: только в первой половине 2022 г., по данным Центрального агентства общественной мобилизации и статистики Египта (CAPMAS), годовой уровень потребительских цен вырос на 14,9%.33 Инфляция заметно отразилась на ценах на продукты питания: стоимость овощей увеличилась на 32%, рыбы и морепродуктов - на 12,1%, фруктов - на 11,9%, мяса - на 5,4%.34

Другим следствием удорожания продовольствия (причем не только в Египте, но и в ряде других арабских стран) стала тенденция к росту случаев отказа от полноценного питания в пользу увеличения потребления хлеба как «еды бедняков» в условиях продолжавшегося быстрого роста населения в регионе. Данную тенденцию иллюстрирует увеличение объемов закупок пшеницы в 2021 г.: из 20 стран-членов ЛАГ оно наблюдалось в 15 (в Джибути, Ираке, Саудовской Аравии, Сирии объем закупок увеличился более чем на 100%), при том, что, демографический рост наблюдался почти во всех этих странах за исключением Ливии и Сирии, которые по-прежнему переживали отток беженцев (Табл. 4).

Таблица 4. Место арабских стран среди импортеров пшеницы, 2021 г.

Место в Название Суммарная Динамика по Численность населения

списке 188 страны- стоимость сравнению с (2022 г.) млн чел./динамика

импортеров импортера импорта (млн долл. США) 2020 г. (%) по сравнению с 2021 г. (%)

6 Египет 2464 -9 105,8/+2,2

7 Алжир 2343 +42 45,1/+1,9

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13 Марокко 1590 +12 37,7/+1,4

23 Йемен 836 +25 31,0/+2,6

30 Тунис 609 +4 12,0/+1,1

33 Судан 508 -4 45,2/+2,2

36 Оман 458 +65 5,9/+8,3

38 ОАЭ 436 +15 10,2/+1,9

41 Саудовская Аравия 407 +110 36,2/+2,3

44 Ливия 355 +44 6,8/0,0

55 Ливан 236 +59 7,7/+5,9

58 Мавритания 220 +20 4,8/+2,5

59 Иордания 208 -20 10,8/+3,1

68 Кувейт 157 +8 4,7/+4,8

82 Джибути 86 +542 1,0/+1,3

115 Ирак 38 +328 42,4/+3,3

120 Бахрейн 27 -43 1,7/+1,8

125 Сомали 21 +18 16,4/+3,4

139 Сирия 10,5 +103 16,5/-2,3

165 Катар 0,35 -98 3,1/+4,7

Источники данных: List of Importers for the Selected Product in 2021. Product: 1001 (Wheat and Meslin). [Table] // Trade Map. International Trade Center; статистика численности населения и демографической динамики приведена по электронному ресурсу Countrymeters.info.

Украинский кризис сильно ударил по продовольственной безопасности целого ряда арабских стран. Так, в Ливане, для которого ключевым экспортеров была Украина,35 инфляция на продукты питания в 2022 г. подскочила до 122%.36 В 20162020 годах продажи украинской пшеницы Марокко и Тунису составили 857,4 млн долларов и 770,09 млн долларов, соответственно. В тот же период Украина являлась мировым лидером по экспорту кукурузы, суммарный объем поставок которой составил 15 млрд долларов (объем поставок российской кукурузы составил 3 млрд долларов).37

III. «Зерновая сделка»: реальность и прогнозы

Невзирая на боевые действия на Украине и эскалацию конфронтации Запада с Россией, на международном уровне, ради того, чтобы избежать резкого ухудшения ситуации на мировых рынках продовольствия, были предприняты усилия по достижению пакетных соглашений в этой сфере с участием как России, так и Украины. При дипломатическом посредничестве Анкары удалось заключить «зерновую сделку», которая базировалась на двух взаимосвязанных договоренностях.

Первая из них - Черноморская зерновая инициатива (ЧЗИ) - была подписана 22 июля 2022 г. в Стамбуле ООН, Турцией и по отдельности Россией и Украиной сроком на 120 дней (до 19 ноября) с возможным ее продлением по желанию сторон. ЧЗИ устанавливала порядок транспортировки сельскохозяйственных товаров по Черному морю. С 1 августа 2022 г. открылся коридор для вывоза пшеницы и удобрений из украинских портов Одесса, Черноморск и Южный (в октябре заместитель Генерального секретаря ООН по гуманитарным вопросам Мартин Гриффитс предлагал включить в ЧЗИ также порт Николаева).38 Участники сделки учредили Совместный координационный центр, организовав инспекции судов в районе Стамбула для предупреждения контрабанды. По данным ООН, к концу августа тоннаж морских перевозок из Украины в рамках ЧЗИ составил 1,25 млн т. Были выданы разрешения на 114 рейсов (62 - в порты Украины и 52 -обратно).39 К 12 сентября 2022 г. было вывезено 2,7 млн т продукции (53% составила кукуруза, 23% - пшеница, 12% - продукты переработки подсолнечника, 6% - ячмень),40 включая гуманитарные поставки пшеницы, закупленной Всемирной продовольственной программой для стран Африканского рога и Йемена (первое судно прибыло в Джибути 30 августа).41 К 31 октября объем вывозимой продукции вырос до 9,3 млн т, включая 4 млн т кукурузы и 2,7 млн т пшеницы.42

Вторая договоренность, не опубликованная в СМИ, - «Меморандум о взаимопонимании по российскому экспорту сельскохозяйственной продукции» -была также подписана 22 июля 2022 г. первым заместителем Председателя Правительства РФ А.Р.Белоусовым и Генеральным секретарем ООН

A.Гутеррешем на три года с целью обеспечения прозрачных и беспрепятственных поставок на мировые рынки российских продовольствия и удобрений, включая сырье для их производства.43 Речь шла об устранении ранее созданных США и ЕС препятствий для РФ в сфере финансов, страхования и логистики, то есть о пересмотре ограничительных мер. В самом деле, западные государства пошли на некоторые уступки: еще до «зерновой сделки», 14 июля 2022 г., Управление по контролю за иностранными активами министерства финансов США выдало генеральную лицензию № 6В, допускавшую изъятия из санкций в отношении российских поставок продуктов питания, семян растений, удобрений и племенного материала.44 21 июля, за день до подписания меморандума, было принято Постановление Совета ЕС 2022/1273, предусматривавшее смягчение режима торгового эмбарго против РФ.45

Вместе с тем, изначально цели участников «зерновой сделки» были кардинально различными, если не прямо противоположными. Запад стремился гарантировать поступление максимального объема украинского продовольственного экспорта, чтобы не допустить скачков цен на продукты питания в странах ЕС и хотя бы частично вернуть финансовые средства, потраченные на военную и экономическую поддержку киевских властей. При этом реально открывать доступ на глобальные и региональные рынки зерна и удобрений для России США и их европейские союзники не собирались. Москва, напротив, не скрывала заинтересованности в ослаблении западных санкций и замещении украинских поставщиков на рынках БВСА, Африки и Латинской Америки, в т. ч. посредством организации гуманитарных поставок пшеницы.

Российская позиция была обозначена в выступлении Президента России на совещании с постоянными членами Совета Безопасности 9 сентября 2022 г.

B.В.Путин подверг критике ЧЗИ, отметив, что из 87 судов, вышедших из украинских портов, лишь два было направлено в беднейшие страны по программам ООН (в Йемен и Джибути). В то же время, согласно озвученной В.В.Путиным статистике, Россия за май-август 2022 г. вывезла 6,6 млн т зерновых (в т. ч. 6,3 млн т в государства Азии, Африки и Латинской Америки),46 а также поставила с января по апрель 7 млн т удобрений (из них 3 млн т в развивающиеся страны),47 несмотря на сохранение фактического запрета на транзит российских удобрений через порты ЕС, в нарушение условий «зерновой сделки».

Неудивительно, что настолько глубокие различия в намерениях и подходах сторон отразились и на процедуре запуска ЧЗИ, и на перспективах ее реализации. Пилотная операция оказалась под угрозой срыва, когда ливанский покупатель после пятимесячной задержки с отгрузкой отказался от закупки 27 тысяч т. украинской кукурузы, которую планировалось доставить из Одессы в ливанский порт Триполи 9 августа48 (в итоге 1500 т из данной партии выгрузили в Турции, а остальную часть направили в Египет).49 При этом, в пику появившимся в западных СМИ инсинуациям о стремлении Москвы разыграть «зерновую карту» на саммите «Группы двадцати» в Индонезии 15 ноября 2022 г.,50 министерство иностранных дел РФ 28 октября обнародовало данные о том, что в ходе выполнения ЧЗИ свыше 70 судов были задержаны или отстранены за несоблюдение правил судоходства в морском коридоре и попытки контрабанды в специально оборудованных

51

тайниках.51

Российское руководство неоднократно заявляло о категорическом неприятии любых действий Украины и Запада по использованию ЧЗИ для вооруженных атак на Россию и дискриминации экспортеров сельскохозяйственной продукции из РФ вопреки декларируемым решениям о пересмотре санкций. По оценкам отечественных экспертов, российские потери от «зерновой сделки» составили несколько десятков процентов от объема экспорта ввиду того, что в рамках ЧЗИ преимущество при закупках отдавалось украинской пшенице: так, в июле-сентябре отгрузка российского зерна снизилась на 22% (13,7 млн т, по сравнению с 17,5 млн т за аналогичный период 2021 г.).52

На фоне таких явно негативных для России тенденций В.В.Путин, выступая 14 октября в Астане на полях саммита глав стран Содружества Независимых Государств (СНГ) и Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии, допустил закрытие коридоров в Черном море в случае установления факта доставки на зерновозах взрывчатки, использованной для взрыва на Крымском мосту 8 октября.53 Действительно, после нападения вооруженных сил Украины на корабли Черноморского флота 29 октября министерство обороны РФ заявило о приостановке российского участия в «зерновой сделке». И хотя вскоре - уже 2 ноября - Россия пересмотрела свое решение после получения Турцией письменных гарантий от Киева о неиспользовании ЧЗИ в военных целях, а позднее режим ЧЗИ был продлен еще на четыре месяца под гарантии ООН, будущее «зерновой сделки» остается неясным ввиду высокой вероятности новых систематических нарушений Западом встречных обязательств в отношении России.

IV. Перспективы замещения Россией украинского экспорта сельскохозяйственных товаров

Одним из последствий украинского кризиса стала определенная лакуна, образовавшаяся на мировых продовольственных рынках после ухода украинских поставщиков. По оценкам Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), из-за боевых действий не удалось собрать урожай озимой пшеницы с 20-30% посевных площадей, в связи с чем в 2022 г. прогнозировалось снижение общего урожая зерновых на Украине до 51,1 млн т (включая 20 млн т пшеницы и 24 млн т кукурузы), т. е. на 40% по сравнению с рекордными показателями 2021 г.54 В итоге, по состоянию на 9 сентября 2022 г., было собрано лишь около 19,2 млн т пшеницы в бункерном весе.55

Наряду с сокращением обрабатываемых площадей, на посевную негативно влияют рост цен на топливо, нехватка рабочей силы, удобрений и средств борьбы с вредителями растений. Кроме того, по данным министерства аграрной политики и продовольствия Украины, из-за боевых действий и простоя портов на элеваторах скопилось 18 млн т прошлогоднего урожая зерновых и масличных культур, что не позволяет загрузить 60 млн т нового урожая. По состоянию на 2 июня 2022 г. яровыми культурами оказалось засеяно 14,2 млн га, что на 19,4% ниже аналогичного показателя 2021 г.56

Украинские власти при внешней поддержке предпринимают точечные меры в этой сфере. Так, в июне 2022 г. ФАО при финансировании со стороны Японии инициировала проект стоимостью в 17 млн долларов США, призванный помочь фермерам сохранить урожай и обеспечить его экспорт.57 1 ноября генеральный директор компании «Украинское Дунайское пароходство» Д.Москаленко заявил о запуске «Дунайского зернового пути», подразумевающего перевалку украинского

зерна в румынском порту Констанца.58 Однако такие меры едва ли способны компенсировать упомянутые потери.

С одной стороны, бессмысленно отрицать негативные последствия от украинского кризиса не только для Киева, но и для Москвы. Российские экспортеры сельскохозяйственной продукции столкнулись с явными и скрытыми препятствиями со стороны западных стран: председатель правления Союза экспортеров зерна Э.П.Зернин отметил остающиеся в рамках ЧЗИ проблемы с фрахтом, страховкой, расчетами с покупателями и торговым финансированием.59 Нарушение логистических цепочек еще до СВО (во время пандемии COVID-19) усилило риски, порожденные зависимостью отечественных аграриев от импортных семян. По данным Высшей школы экономики, по кукурузе уровень такой зависимости составил 58%, по подсолнечнику - 73%, а по сахарной свекле - 98%,60 тогда как принятая в 2020 г. Доктрина продовольственной безопасности РФ требует уровня самообеспеченности семенами на уровне не менее 75%.61 По сходным причинам обострились проблемы со средствами защиты растений: многие производители

со

перестали поставлять их по ранее оговоренным ценам.62

Под вопросом оказался и импорт племенных материалов: по оценкам Федерального исследовательского центра животноводства им. Л.К. Эрнста, отечественное свиноводство и птицеводство все еще зависят от ввоза инкубационных яиц, суточных цыплят, живых хрячков, а также материала для мясного овцеводства.63 В этой связи Правительство России своим Постановлением № 1489 от 3 сентября 2021 г. дополнило «Федеральную научно-техническую программу развития сельского хозяйства до 2025 года» четырьмя подпрограммами, включая «Развитие производства кормов и кормовых добавок для животных» и «Улучшение генетического потенциала крупного рогатого

64

скота мясных пород».64

Наконец, еще одним вызовом стало западное эмбарго на поставки сельскохозяйственной техники (в 2021 году российский рынок зависел от ее импорта на 75% против 69% в 2020 г.),65 в частности, прекращение закупок у крупнейшего американского производителя "John Deere". На передний план для РФ вышла задача поиска путей для налаживания параллельного импорта машин и запчастей к ним.

По расчетам ФАО, сокращение поставок пшеницы из России и Украины способно привести к серьезным последствиям. На 2022-2023 годы в ФАО рассматриваются «умеренный» сценарий сокращения поставок пшеницы Россией и Украиной на 10 млн т при росте мировых цен на нее на 9% и «суровый» сценарий при уменьшении экспорта на 25 млн т и удорожании зерна сразу на 21,5%.66

С другой стороны, вопреки упомянутым вызовам и расчетам ФАО, у России остается реальный потенциал для наращивания объемов экспорта продовольствия, в т. ч. в регион БВСА. Этому способствуют следующие факторы.

Во-первых, отечественная продовольственная пшеница третьего и четвертого классов конкурентоспособна на мировых рынках, обладая неплохими качественными и ценовыми характеристиками.

Во-вторых, урожаи пшеницы в 2019-2022 годах демонстрировали устойчивую положительную динамику. По итогам уборочной кампании 2020 г., согласно оценкам министерства сельского хозяйства РФ, удалось получить один из лучших в современной истории России урожаев - в размере 88,1 млн т в бункерном весе (в 2019 г. - 77,9 млн т).67 По состоянию на 24 ноября 2022 г. было собрано уже 155 млн т зерна в бункерном весе, в т. ч. 105,2 млн т пшеницы, тогда как на ту же дату 2021 г. эти показатели составили, соответственно, 125,5 млн т и 78,6 млн т.68

В свете рекордного урожая В.В.Путин еще в августе 2022 г. оценил размер экспортных поставок в 30 млн т до конца года с перспективой их увеличения, при необходимости, до 50 млн т и более.69 Заместитель Председателя Совета Федерации РФ К.И.Косачев 29 октября подтвердил готовность России полностью заместить украинское зерно на мировом рынке.70

В-третьих, в русле курса на структурную адаптацию российской экономики под новые задачи и вызовы, федеральный центр «Агроэкспорт» министерства сельского хозяйства РФ в июле 2022 г. приступил к подготовке концепции создания национального дистрибьютора продукции агропромышленного комплекса в Азии, на Ближнем Востоке и в Африке. Не дублируя функции Российского экспортного центра (РЭЦ) по кредитованию и страхованию торговых сделок (РЭЦ открыл постоянные дегустационные павильоны российского агропромышленного комплекса в ОАЭ и Египте), помощь компаниям со стороны нового оператора будет заключаться в поиске зарубежных партнеров, доставке и таможенной очистке

71

товара.'1

В-четвертых, налицо определенные достижения РФ в освоении новых арабских рынков. По данным «Центра оценки качества зерна», Россия с июля 2021 г. до января 2022 г. смогла нарастить экспорт пшеницы в Саудовскую Аравию в семь раз (до 916 тысяч т), а в Алжир - в 13 раз (до 363,5 тысяч т) по сравнению с предыдущим сельскохозяйственным годом. По данным на январь 2022 г., с момента доставки в Саудовскую Аравию первой партии пшеницы в апреле 2020 г. (в размере 60 тысяч т) в эту страну было отправлено в общей сложности почти 1,1 млн т зерна.72

V. Заключение

Несмотря на наличие многочисленных продовольственных проблем на фоне украинского кризиса и общей эскалации международной напряженности, Российская Федерация способна сыграть более заметную роль в обеспечении продовольственной безопасности арабских государств. В случае успеха, это способствовало бы более эффективному решению внутренних задач поддержки российских аграриев и обеспечения дополнительных источников валютных поступлений в государственный бюджет РФ.

В условиях исторического перехода от однополярного к многополярному миру формируется новая парадигма равноправного и взаимовыгодного сотрудничества России с арабским миром с новыми модальностями взаимодействия в агропромышленной сфере. Среди них возможное выполнение совместными усилиями гуманитарных проектов, которые подразумевали бы, например, координацию с ССАГПЗ организации и финансирования поставок российской пшеницы в зоны вооруженных конфликтов в Йемене, Сирии, Ливии, Сомали и на территориях, подконтрольных ПНА. Это, в свою очередь, способствовало бы укреплению авторитета России на международной арене.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Lebanon detains vessel accused of carrying stolen Ukrainian grain // The Maritime Executive. 01.08.2022. URL: https://maritime-executive.com/article/lebanon-seizes-vessel-accused-of-carrying-stolen-ukrainian-grain (accessed 16.11.2022).

2 Цит. по: В ООН заявили о риске голода в мире из-за ситуации на Украине // Lenta.ru. 11.03.2022. URL: https://lenta.ru/news/2022/03/11/un_hunger (дата обращения: 16.11.2022).

3 MATIF-Wheat № 2 (Euronext, Paris). Kaack Terminhandel GmbH, Cloppenburg, Germany. 28 October 2022. URL: https://www.kaack-terminhandel.de/en/euronext/wheat (accessed 16.11.2022).

4 MATIF (Marché à terme international de France) - Международный фьючерсный рынок Франции, на данный момент является частью международной биржи "NYSE Euronext".

5 Меслин - смесь пшеницы и ржи, обычно в пропорции два к одному.

6 List of Exporters for the Selected Product in 2021. Product: 1001 (Wheat and Meslin). [Table] // Trade Map: Trade statistics for international business development. [International Trade Center web-site].

URL: https://www.trademap.org/Country_SelProduct.aspx?nvpm=1%7c%7c%7c%7c%7c1001%7c%7c%7c4%7c 1%7c1%7c2%7c1%7c1%7c2%7c1%7c1%7c1 (accessed 26.11.2022).

7 List of Importers for the Selected Product in 2021. Product: 1001 (Wheat and Meslin). [Table] // Trade Map: Trade statistics for international business development. [International Trade Center web-site].

URL: https://www.trademap.org/Country_SelProduct.aspx?nvpm=1%7c%7c%7c%7c%7c1001%7c%7c%7c4%7c 1%7c1%7c1%7c1%7c1%7c2%7c1%7c1%7c1 (accessed 26.11.2022).

8 Global Food Security Index 2019. - London: The Economist Intelligence Unit Limited, 2019. P. 30-47. URL: https://nonews.co/wp-content/uploads/2020/05/GFSI2019.pdf; Global Food Security Index 2022. -London: The Economist Group, 2022. P. 27-28, 35. URL: https://impact.economist.com/sustainability/project/ food-security-index/reports/Economist_Impact_GFSI_2022_Global_Report_Sep_2022.pdf (both accessed 16.11.2022).

9 Saudi Arabia to invest SR91 billion in local food products // Saudi Gazette. 05.09.2022. URL: https://saudigazette.com.sa/article/624644 (accessed 16.11.2022).

10 Saudi Arabia launches $10bn food security plan: minister // Arab News. 29.09.2022. URL: https://www.arabnews.com/node/2172131/business-economy (accessed 16.11.2022).

11 Final Statement at conclusion of HRH Saudi Crown Prince's visit to France // Saudi Press Agency. 29.07.2022. URL: https://www.spa.gov.sa/viewfullstory.php?lang=en&newsid=2373197#2373197 (accessed 16.11.2022).

12 Цит. по: Lok W. T. 4 countries with water scarcity in 2022 // Earth.org. 18.09.2022. URL: https://earth.org/ countries-with-water-scarcity (дата обращения 16.11.2022).

13 Почему потепление даже на 1,5 градуса - это опасно? Объясняем, что ждет Россию и мир. Национальная ассоциация нефтегазового сектора. Нефегазовая лента: экология. 17 мая 2021. URL: https://nangs.org/news/ecology/pochemu-poteplenie-dazhe-na-15-gradusa-eto-opasno-obayasnyaem-chto-zhdet-rossiyu-i-mir (дата обращения 16.11.2022).

14 People, Countries Impacted by Climate Change Also Vulnerable to Terrorist Recruitment, Violence, Speakers Tell Security Council in Open Debate. 8923rd Meeting (AM & PM). SC/147289. UN Press release. 9 December 2021. URL: https://press.un.org/en/2021/sc14728.doc.htm (accessed 16.11.2022).

15 Beyond Scarcity: Water Security in the Middle East and North Africa. - Washington, D.C.: The World Bank, 2017. URL: https://openknowledge.worldbank.org/bitstream/handle/10986/27659/9781464811449.pdf?seque nce=14&isAllowed=y (accessed 16.11.2022).

16 Saving the Nile // Al Jazeera Information Poral. N. d. URL: https://interactive.aljazeera.com/aje/2020/saving-the-nile/index.html (accessed 16.11.2022).

17 Цит. по: Al-Ansari N., Abdellatif M., Ali S., Knutsson S. Long term effect of climate change on rainfall in Northwest Iraq // Central European Journal of Engineering. 2014. V. 4. № 3. P. 251.

18 Alaaldin R. Climate change may devastate the Middle East: here's how governments should tackle it // Planetary Policy [Blog]. Brookings Institution. 14.03.2022. URL: https://www.brookings.edu/blog/planetpolicy/ 2022/03/14/climate-change-may-devastate-the-middle-east-heres-how-governments-should-tackle-it (accessed 16.11.2022).

19 Climate Change and Fragile States: Resilient Development and the Struggle for Security. International Institute for Sustainable Development Workshop Report. September 28-29, 2011. - Winnipeg (Calif.): International Institute for Sustainable Development, 2011. P. 1. URL: https://strausscenter.org/wp-content/ uploads/pdf/climate_change_and_fragile_states_workshop_report.pdf (accessed 27.11.2022).

20 People, Countries Impacted by Climate Change also Vulnerable to Terrorist Recruitment, Violence.

21 Фитуни Л. Л. Экономические причины и последствия «Арабской весны» // Проблемы современной экономики. 2012. № 1 (41). С. 90.

22 Soffiantini G. Food insecurity and political instability during the Arab Spring // Global Food Security. 2020. V. 26. [Publ. online]. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S2211912420300547 (accessed 27.11.2022).

23 аль-Кхатер Х. Халь тушаккиль аль-харб ар-русийя аль-укранийя тахдидан ли аль-амн аль-гизааый аль-арабий? [Создает ли российско-украинская война угрозу для арабской продовольственной безопасности?] // Аль-Джазира. 20.04.2022. URL: https://www.aljazeera.net/opinions/2022/4/20/-JS^j'-jA Ajjl jSj'vl-^jjll-^ jaJl (дата обращения 27.11.2022).

24 Саллюм С. Хусад амн 2021... аль-Амн аль-гызааый ас-Сурий «аль-мустахдаф аль-авваль» [Урожай 2021... «Главная мишень» - сирийская продовольственная безопасность] // Аль-Маядин. 31.12.2021.

URL: https://www.almayadeen.net/news/economic/Jj'Vl-Ui.$j.Jl-^ jj.3l-(^Jlii]l-^Vl-2021-fU-.t^>^

(дата обращения 27.11.2022).

25 Мамед-заде П. Н. Демографическая проблема в Египте. Институт Ближнего Востока: статьи. 24 августа 2005. URL: http://www.iimes.ru/?p=3785 (дата обращения 16.11.2022).

26 Исаев В. А., Филоник А. О. Продовольственный суверенитет и аграрная политика Египта // Мир новой экономики. 2021. Т. 15. № 1. С. 83.

27 Население Египта // Countrymeters. 30.10.2022. URL: https://countrymeters.info/ru/Egypt (дата обращения 30.10.2022).

28 Цит. по: В Египте сообщили о сокращении уровня безработицы // Красная весна. 17.04.2022. URL: https://rossaprimavera.ru/news/cea99672 (дата обращения 16.11.2022).

29 Длуцкий К. Ситуация на рынке пшеницы в Египте. Центр агроаналитики: статьи. 12 июня 2022. URL: https://specagro.ru/news/202206/situaciya-na-rynke-pshenicy-v-egipte (дата обращения 16.11.2022).

30 Дерюгина И. В. Сельское хозяйство Египта в XXI веке // Труды Института востоковедения РАН. 2019. № 22. С. 129.

31 Геращенко И. Д. Продовольственная безопасность Египта: с какими проблемами столкнется крупнейший импортер пшеницы? // Федеральный центр оценки безопасности и качества зерна и продуктов его переработки («Центр оценки качества зерна»). [Официальный сайт]. 5 октября 2022. URL: http://fczerna.ru/news/?NAME=prodovolstvennaya-bezopasnost-egipta-s-kakimi-problemami-stolknetsya-krupneyshiy-importer-pshenitsy (дата обращения 16.11.2022).

32 Длуцкий К. Ук. соч.

33 Цит. по: СМИ: уровень инфляции потребительских цен в Египте достиг в апреле почти 15% // ТАСС. 12.05.2022. URL: https://tass.ru/ekonomika/14611617 (дата обращения 16.11.2022).

34 т

Там же.

35 Сумма украинских поставок в 2020 г. составила 119,1 млн долларов США, а российских - 22,93 млн долларов. См.: Leiva M. Which countries are most exposed to interruption in Ukraine food exports? // Investment Monitor. 02.03.2022. URL: https://www.investmentmonitor.ai/special-focus/ukraine-crisis/ countries-exposed-ukrainian-food-exports. В 2021 г. Ливан приобрел 630 тысяч т пшеницы, из них 520 тысяч т на Украине, остальное - в России, Молдове и Румынии. См.: Hamdan H. Lebanese Fear Wheat Shortage Amid Ukrainian Crisis // Al-Monitor. 02.03.2022. URL: https://www.al-monitor.com/originals/ 2022/03/lebanese-fear-wheat-shortage-amid-ukrainian-crisis (both accessed 16.11.2022).

36 Mathews S. First ship carrying Ukrainian grain finally sold after Lebanese buyer refused cargo // Middle East Eye. 10.08.2022. URL: https://www.middleeasteye.net/news/ukraine-first-shipment-carrying-grain-buyer-found (accessed 16.11.2022).

37 Leiva M. Op. cit.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

38 ООН: в зерновую сделку можно включить морской порт Николаева // Военное обозрение. 27.10.2022. URL: https://topwar.ru/204074-oon-vyrazila-optimistichnyj-nastroj-po-povodu-prodlenija-zernovogo-soglashenija.html (дата обращения 16.11.2022).

39 Черноморская зерновая инициатива: что это такое и почему она важна для всего мира? // Новости ООН. 16.09.2022. URL: https://news.un.org/ru/story/2022/09/1431761 (дата обращения 16.11.2022).

40 Factsheet. Black Sea Grain Initiative Joint Coordination Center. 12 September 2022. // United Nations [Official web-site]. URL: https://www.un.org/sites/un2.un.org/files/12_september_2022_-_black_sea_grain_ initiative_factsheet_final.pdf (accessed 16.11.2022).

41 Баласян Л. Судно с украинским зерном прибыло в Джибути // Коммерсантъ. 30 августа 2022.

42 Black Sea Grain Initiative vessel movements: Dataset. UN Office for Coordination of Humanitarian Assistance (UN OCHA), Ukraine Data Exporer, The Humanitarian Data Exchange (HDX). 31 October 2022. URL: https://data.humdata.org/dataset/black-sea-grain-initiative-vessel-movements (accessed 16.11.2022).

43 Меморандум РФ-ООН по экспорту зерна и удобрений заключен на три года // Интерфакс. 22.07.2022. URL: https://www.interfax.ru/russia/853512 (дата обращения 16.11.2022).

44 General License № 6B: Transactions Related to Agricultural Commodities, Medicine, Medical Devices, Replacement Parts and Components, or Software Updates, the Coronavirus Disease 2019 (COVID-19) Pandemic, or Clinical Trials. Russian Harmful Foreign Activities Sanctions Regulations 31 CFR part 587. U.S. Department of the Treasury, Office of Foreign Assets Control. 14 July 2022. URL: https://home.treasury.gov/ system/files/126/russia_gl6b.pdf (accessed 16.11.2022).

45 Council Regulation (EU) 2022/1273 of 21 July 2022 Amending Regulation (EU) № 269/2014 Concerning Restrictive Measures in Respect of Actions Undermining or Threatening the Territorial Integrity, Sovereignty and Independence of Ukraine // Official Journal of the European Union. L 194/1. 21 July 2022. P. 1-4.

URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:32022R1273&from=EN (accessed 16.11.2022).

46 Совещание с постоянными членами Совета Безопасности // Президент России [Официальный сайт]. 9 сентября 2022. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/69324 (дата обращения 16.11.2022).

47 Там же.

48 Григоренко В. Ливанский покупатель отказался от закупки следовавшего на судне Razoni украинского зерна // Взгляд. 08.08.2022. URL: https://vz.ru/news/2022/8/8/1171635.html (дата обращения 16.11.2022).

49 Mathews S. Op. cit.

50 Putin to use U.N. grain deal as leverage at G20, European diplomat says // Reuters. 26.10.2022. URL: https://www.reuters.com/world/putin-use-un-grain-deal-leverage-g20-european-diplomat-says-2022-10-26 (accessed 16.11.2022).

51 О выполнении Стамбульских договоренностей по вывозу украинского продовольствия и нормализации российского сельхозэкспорта. Министерство иностранных дел Российской Федерации. Сообщение для СМИ. 28 октября 2022. URL: https://mid.ru/ru/foreign_policy/news/1835614 (дата обращения 16.11.2022).

52 Комраков А. Зерновая сделка может не пройти проверку практикой // Независимая газета. 18 октября 2022.

53 Путин заявил о вопросе к работе зерновозов из-за взрыва на Крымском мосту // Росбизнесконсалтинг (РБК). 14.10.2022. URL: https://www.rbc.ru/politics/14/10/2022/63495a309a79475a9a14913d (дата обращения 16.11.2022).

54 Ukraine: Note on the Impact of the War on Food Security in Ukraine. 20 July 2022. - Rome: Food and Agriculture Organization of the United Nations (FAO), 2022. P. iv-v. URL: https://www.fao.org/3Zcc1025en/ cc1025en.pdf (accessed 26.11.2022).

55 Цит. по: Ukraine 2022 grain harvest at 25.9 mln t as of Sept. 9 // Successful Farming [web-resource]. 09.09.2022. URL: https://www.agriculture.com/markets/newswire/ukraine-2022-grain-harvest-at-259-mln-t-as-of-sept-9 (accessed 26.11.2022).

56 Михальчук В. Украина: ФАО наращивает усилия по сохранению нового урожая и обеспечению экспорта важнейших зерновых культур. Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций (ФАО): Новости. 5 июля 2022. URL: https://www.fao.org/newsroom/detail/ukraine-fao-scales-up-efforts-to-save-upcoming-harvest-ensure-export-of-vital-grains/ru (дата обращения 16.11.2022).

57 Там же.

58 Феоктистов А. На Украине заявили о начале работы по доставке зерна через «Дунайский зерновой путь» // Газета.ru. 01.11.2022. URL: https://rn.gazeta.ru/business/news/2022/11/01/18929905.shtml (дата обращения 16.11.2022).

59 Цит. по: Задорожная А., Фахрутдинов Р., Волкова Д. На каких условиях России выгодно продлить зерновую сделку // Взгляд. 19.10.2022. URL: https://vz.ru/politics/2022/10/19/1182759.html (дата обращения 16.11.2022).

60 Цит. по: Карабут Т. В России предлагают ограничить импорт семян // Российская газета. 20 марта 2022.

61 Указ Президента Российской Федерации № 20 от 21 января 2022 г. «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации» // Президент Российской Федерации [Официальный сайт]. 21 января 2022. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45106 (дата обращения 16.11.2022).

62 Полухин А. Урожай остается без защиты // Коммерсантъ. 14 марта 2022.

63 Цит. по: Алексеева Н. «Движемся к замещению импорта»: ученый-селекционер - об обеспечении российского животноводства племенным материалом // RT на русском. 05.04.2022. URL: https://russian.rt.com/article/985765-import-zhivotnovodstvo-selekciya-intervyu (дата обращения 16.11.2022).

64 Правительство расширило Федеральную научно-техническую программу развития сельского хозяйств. Новости Правительства РФ. 11 сентября 2021 // Правительство России [Официальный сайт]. 11.09.2021. URL: http://government.ru/news/43241 (дата обращения 16.11.2022).

65 Аграрии начали искать замену сельхозмашинам из недружественных стран // Российская газета. 16 марта 2022.

66 Демьяненко В. Ук. соч.

67 В России завершилась уборочная кампания // Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (Официальный сайт). 16.12.2020. URL: https://mcx.gov.ru/press-service/news/v-rossii-zavershilas-uborochnaya-kampaniya/ (дата обращения 26.11.2022).

68 Сбор зерна в России составил 155 млн тонн // СовЭкон [электронный ресурс]. 25.11.2022. URL: https://sovecon.ru/blog/interfax/2022/11/25/сбор-зерна-в-россии-составил-155-млн-тонн

(дата обращения 26.11.2022).

69 Совещание с постоянными членами Совета Безопасности.

70 Россия готова заместить украинское зерно на мировом рынке, заявил Косачев // РИА Новости. 29.10.2022. URL: https://ria.ru/20221029/zerno-1827827078.html (дата обращения 16.11.2022).

71 Захарова А. Власти предложили создать национального дистрибьютора продовольствия // РБК. 08.08.2022. URL: https://www.rbc.ru/business/08/08/2022/62ed30b69a794750d5afc799 (дата обращения 16.11.2022).

72 Россия существенно увеличила поставки пшеницы в Саудовскую Аравию и Алжир. Центр агроаналитики: статьи. 20 января 2022. URL: https://specagro.ru/news/202201/rossiya-suschestvenno-uvelichila-postavki-pshenicy-v-saudovskuyu-araviyu-i-alzhir (дата обращения 16.11.2022).

БИБЛИОГРАФИЯ

Геращенко И. Д. Продовольственная безопасность Египта: с какими проблемами столкнется крупнейший импортер пшеницы? // Федеральный центр оценки безопасности и качества зерна и продуктов его переработки» («Центр оценки качества зерна»). [Официальный сайт]. 5 октября 2022. иРЬ: ЬИр:/Яс7егпа.ги/пеш8/?МАМЕ= рго^уо^уеппауа-Ьегораэпоэ!-ед1р1а-8-как1т1-ргоЫетат1-81о1кпе18уа-кгирпеу8Ыу-1тро|1ег-р8Ьеп118у (дата обращения 16.11.2022).

Дерюгина И. В. Сельское хозяйство Египта в XXI веке // Труды Института востоковедения РАН. 2019. № 22. С. 129-142.

Длуцкий К. Ситуация на рынке пшеницы в Египте. Центр агроаналитики: статьи. 12 июня 2022. URL: https://specagro.ru/news/202206/situaciya-na-rynke-pshenicy-v-egipte (дата обращения 16.11.2022).

Исаев В. А., Филоник А. О. Продовольственный суверенитет и аграрная политика Египта // Мир

новой экономики. 2021. Т. 15. № 1. С. 82-90. DOI: 10.26794/2220-6469-2021-15-1-82-90. Мамед-заде П. Н. Демографическая проблема в Египте. Институт Ближнего Востока: статьи.

24 августа 2005. URL: http://www.iimes.ru/?p=3785 (дата обращения 16.11.2022). Фитуни Л. Л. Экономические причины и последствия «Арабской весны» // Проблемы

современной экономики. 2012. № 1 (41). C. 90-97. Al-Ansari N., Abdellatif M., Ali S., Knutsson S. Long term effect of climate change on rainfall in Northwest Iraq // Central European Journal of Engineering. 2014. V. 4. № 3. P. 250-263. DOI: 10.2478/s13531-013-0151-4. Beyond Scarcity: Water Security in the Middle East and North Africa. - Washington, D.C.: The World Bank, 2017. 175 p.

Climate Change and Fragile States: Resilient Development and the Struggle for Security. International Institute for Sustainable Development Workshop Report. September 28-29, 2011. - Winnipeg (Calif.): International Institute for Sustainable Development, 2011. 23 p. URL: https://strausscenter.org/wp-content/uploads/pdf/climate_change_and_fragile_states_ workshop _report.pdf (accessed 27.11.2022). Global Food Security Index 2019. - London: The Economist Intelligence Unit Limited, 2019. 46 p.

URL: https://nonews.co/wp-content/uploads/2020/05/GFSI2019.pdf (accessed 16.11.2022). Global Food Security Index 2022. - London: The Economist Group, 2022. 46 p.

URL: https://impact.economist.com/sustainability/project/food-security-index/reports/Economist_ Impact _GFSI_2022_Global_Report_Sep_2022.pdf. Soffiantini G. Food insecurity and political instability during the Arab Spring // Global Food Security. 2020. V. 26. [Publ. online]. DOI: 10.1016/j.gfs.2020.100400. URL: https://www.sciencedirect. com/science/article/abs/pii/S2211912420300547 (accessed 27.11.2022). Ukraine: Note on the Impact of the War on Food Security in Ukraine. 20 July 2022. - Rome: Food and Agriculture Organization of the United Nations (FAO), 2022. 22 p. URL: https://www.fao.org/3/ cc1025en/cc1025en.pdf (accessed 26.11.2022).

BIBLIOGRAPHY

Al-Ansari N., Abdellatif M., Ali S., and Knutsson S. (2014). Long term effect of climate change on rainfall in Northwest Iraq. Central European Journal of Engineering. V. 4. No. 3. P. 250-263. DOI: 10.2478/s13531-013-0151-4.

(2017). Beyond Scarcity: Water Security in the Middle East and North Africa. Washington, D.C.: The World Bank. 175 p.

(2011). Climate Change and Fragile States: Resilient Development and the Struggle for Security. International Institute for Sustainable Development Workshop Report. Winnipeg (Calif.): International Institute for Sustainable Development. . September 28-29. 23 p. URL: https://strausscenter.org/wp-content/uploads/pdf/climate_change_and_fragile_states_ workshop _report.pdf (accessed 27.11.2022).

Deryugina I. V. (2019). Sel'skoye khozyaistvo Yegipta v XXI veke [Egypt's Agriculture in the 21st Century]. Trudy Instituta vostokovedeniya RAN [Proceedings of the Institute of Oriental Studies, Russian Academy of Sciences.] No. 22. P. 129-142.

Dlutsky K. (2022). Situatsiya na rynke pshenitsy v Egipte [The Situation at Egypt's Food Market]. Tsentr agroanalitiki (Center for agroanalytics): articles. June 12. URL: https://specagro.ru/news/202206/situaciya-na-rynke-pshenicy-v-egipte (accessed 16.11.2022).

Fituni L. L. (2012). Ekonomicheskiye prichiny i posledstviya "Arabskoi vesny". [Economic causes and consequences of the "Arab Spring"]. Problemy sovremennoi ekonomiki [Problems of Contemporary Economy]. 2012. № 1 (41). P. 90-97.

Gerashchenko I. D. (2022). Prodovolstvennaia bezopasnost Egipta: s kakimi problemami stolknetsa krupneishiy importior pshenitsy? [Egyptian Food Security: What Problems Will the Largest Wheat Exporter Face?]. Federal Center for Assessment of Safety and Quality of Grain and its Products. October 5. URL: http://fczerna.ru/news/?NAME=prodovolstvennaya-bezopasnost-egipta-s-kakimi-problemami-stolknetsya-krupneyshiy-importer-pshenitsy

(accessed 16.11.2022).

(2019). Global Food Security Index 2019. London: The Economist Intelligence Unit Ltd. 46 p.

URL: https://nonews.co/wp-content/uploads/2020/05/GFSI2019.pdf (accessed 16.11.2022). (2022). Global Food Security Index 2022. London: The Economist Group. 46 p.

URL: https://impact.economist.com/sustainability/project/food-security-index/reports/ Economist _Impact_GFSI_2022_Global_Report_Sep_2022.pdf (accessed 16.11.2022). Isayev V. A. and Filonik A. O. (2021). Prodpvol'stvennyi suverenitet i agrarnaya politika [Egyp't food sovereignty and agrarian policy]. Mir novoi ekonomiki [New Economy World]. V. 15. No. 1. P. 82-90. DOI: 10.26794/2220-6469-2021-15-1-82-90. Mamed-zade P. N. (2005). Demograficheskaia problema v Egipte [The Demographic Problem in Egypt]. Moscow: Institut Blizhnego Vostoka. URL: http://www.iimes.ru/?p=3785 (accessed 16.11.2022).

Soffiantini G. (2020). Food insecurity and political instability during the Arab Spring. Global Food Security. V. 26. [Publ. online]. DOI: 10.1016/j.gfs.2020.100400. URL: https://www.sciencedirect. com/science/article/abs/pii/S2211912420300547 (accessed 27.11.2022). (2022). Ukraine: Note on the Impact of the War on Food Security in Ukraine. Rome: Food and Agriculture Organization of the United Nations (FAO). 20 July. 22 p. URL: https://www.fao.org/ 3/cc1025en/cc1025en.pdf (accessed 26.11.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.