Научная статья на тему 'ВСЕ УШЛИ В ОНЛАЙН: КАК АПТЕКИ ВЫЖИВАЮТ В УСЛОВИЯХ САМОИЗОЛЯЦИИ'

ВСЕ УШЛИ В ОНЛАЙН: КАК АПТЕКИ ВЫЖИВАЮТ В УСЛОВИЯХ САМОИЗОЛЯЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
116
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АПТЕЧНЫЙ РЫНОК / ЛС / ФАРМРЫНОК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Куминова Екатерина

После ажиотажного спроса на лекарства в середине марта в апреле на аптечном рынке в России наблюдался резкий спад продаж. В Москве в середине апреля он составил порядка 25%, в регионах - на уровне -15%. При этом цены на лекарства выросли на 5-10%. Трансформация аптечного рынка неизбежна, считают эксперты. Как она будет происходить, они рассказали в ходе онлайн-конференций, прошедших в апреле.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВСЕ УШЛИ В ОНЛАЙН: КАК АПТЕКИ ВЫЖИВАЮТ В УСЛОВИЯХ САМОИЗОЛЯЦИИ»

ФАРМПОСТ

14.03.06. Фармакология, клиническая фармакология

14.04.03. Организация фармацевтического дела

У

Все ушли в онлайн: как аптеки выживают в условиях самоизоляции

Екатерина Куминова, «Ремедиум»

После ажиотажного спроса на лекарства в середине марта в апреле на аптечном рынке в России наблюдался резкий спад продаж. В Москве в середине апреля он составил порядка 25%, в регионах - на уровне -15%. При этом цены на лекарства выросли на 5-10%. Трансформация аптечного рынка неизбежна, считают эксперты. Как она будет происходить, они рассказали в ходе онлайн-конференций, прошедших в апреле.

«С 12 по 20 марта был аномальный рост спроса. Люди, опасаясь повышения цен, сметали все подряд, и особенно импортные препараты, - рассказал генеральный директор УК «Аптечные традиции» Дмитрий Руцкой, выступая 15 апреля на онлайн-саммите «Реалии аптечного бизнеса в условиях пандемии». -Я говорил о том, что на этом хайпе нельзя расслабляться и прогнозировал последующий спад продаж в 15%, но получилось больше. Сейчас я прогнозирую, что в мае мы просядем еще на 15% относительно апреля». Эту тенденцию подтвердил и генеральный директор АС «Столички» и «Нео-Фарм» Евгений Нифантьев, выступая 20 апреля на вебинаре Omni Pharma «Новая реальность на фармрынке»: «17 марта произошло двукратное увеличение нагрузки на наши аптеки. Но сейчас выручка упала по сравнению с мартом у кого-то на 30, у кого-то на 40%».

Сегодня аптечные сети проходят проверку на эффективность. Участникам рынка имеет смысл переоценить свои экономические и управленческие модели, пересмотреть продуктовые матрицы, советует Дмитрий Руцкой.

«Я нещадно сократил убыточные точки, - поделился он опытом выживания. - Управленческие расходы у меня составляют менее 1,5% товарооборота. Мы изначально создали достаточно компактную команду управленцев, поэтому у меня не стояла задача сократить штат, кого-то увольнять. И нам не придется сильно повышать цены. Мы внимательно проанализировали продуктовую матрицу, оценили доходность одной упаковки и тех производителей, которые имеют достаточно низкую доходность, мы потихоньку из матрицы убираем и делаем ставку на маржинальные, доходные, ликвидные позиции».

Предвидя осложнения, вызванные пандемией, и в частности повышение цен дистрибьюторами, а также во избежание дефектуры лекарств в компании создали товарный запас по старым ценам, подчеркнул эксперт.

По данным агрегатора «Все аптеки» mail.ru group, больше всего вырос спрос на капли для носа Нафтизин (+800%), антисептик хлоргексидин (+500%), противовирусный препарат Тамифлю и жаропонижающий парацетамол (+300%).

E-commerce в сложившихся условиях видится экспертам как основной инструмент выживания рынков. Пока рынок туризма и развлечений падает и сокращает штаты, онлайн-торговля растет. Сетевые магазины, маркетплейсы и службы доставки открывают тысячи вакансий.

Больше всего среди e-commerce выросли в объемах продаж

2020;(4-5-6) | REMEDIUM

96

ФАРМПОСТ

онлайн-аптеки (+809%), даже продукты - на втором месте (+525%). Такие данные привела управляющий партнер Центра бизнес-технологий Виктория Кузнецова, выступая на вебинаре Omni Pharma. При этом она отметила, что спрос на аптечные онлайн-сервисы настолько возрос, что они не справляются с ним, время ожидания доставки заказов в аптеки увеличилось в разы. 78% опрошенных Omni Pharma участников рынка считают, что коронави-русный кризис способствует трансформации бизнес-процессов в сторону онлайн. Но несмотря на подписанный 17 марта президентом В. Путиным указ о легализации дистанционной продажи безрецептурных лекарств и на принятие 1 апреля Государственной думой соответствующего закона, покупать лекарства, не выходя из дома, по-прежнему нельзя.

Согласно президентскому указу, продавать лекарства через интернет могут аптеки, получившие у Росздравнадзора специальное разрешение. В документе сказано, что требования к аптекам для получения этого разрешения, а также правила дистанционной торговли и порядок доставки препаратов должны быть разработаны правительством РФ.

Сегодня онлайн-торговля лекарствами происходит в основном посредством бронирования и доставки в ближайшую аптеку, используемую в качестве ПВЗ (пункт выдачи заказа). Но сейчас уже никто не сомневается в том, что доставку безрецептурки разрешат. На это с большой надеждой смотрит нефармацевтический е-com, а вот представители аптечного бизнеса смотрят скептически. «Закон принят рамочный, правительство должно определить порядок, но он еще не определен. Правила должны быть одинаковыми - и для интернета,

и не для интернета, - отметил директор по развитию НПК «Катрен» (apteka.ru) Анатолий Тен-цер. - Если доставлять лекарства может кто угодно, значит, в аптеке за прилавком тоже может стоять кто угодно. Это, кстати, тоже повысит доступность лекарств для населения, т. к. они станут дешевле. Если в аптеке за прилавком стоит фармацевт, значит, и доставлять должен фармацевт».

В настоящее время apteka.ru доставляет заказы в партнерские аптеки, используя их в качестве пунктов выдачи и отдавая им 6-7% от стоимости заказа.

«Если кто-нибудь предложит мне доставку за аналогичные проценты, я готов это обсудить. Но курьерская доставка составит 10-15%. При той маржинальности и том среднем чеке, которые есть на этом рынке, никогда курьерская доставка существенного рынка не сделает, - полагает он. - Она будет съедать 15-20% цены заказа. Это в городах-миллион-никах. А в деревню Кудыкино доставка не поедет или поедет за деньги, соизмеримые со стоимостью заказа». По словам А. Тенцера, лидеры e-commerce отказываются от доставки на дом в пользу ПВЗ. А Евгений Нифантьев против доставки лекарств в ПВЗ и постаматы, если они не могут обеспечить соблюдение холодовой цепи. «Испорченную курицу или молоко видно, испорченное лекарство - нет. А от него может погибнуть пациент. Поэтому ни в коем случае нельзя допускать выдачу ЛС через ПВЗ или постама-ты, - полагает он. - Если лекарства должны доставляться, то только домой или в офис». Коммерческий директор «Магнит Фармы» Юлия Собакина объяснила, почему интернет-торговля лекарствами должна быть частью традиционного аптечного рынка, а не сама по себе: «Было бы правильно, если бы

потребитель, получая лекарство, знал, из какой аптеки оно к нему пришло. И что доставка - это сервис от конкретной аптеки. Иначе как быть, если при отпуске ЛС произошла ошибка? Ведь сейчас не предусмотрен обмен и возврат». Этот вопрос встанет особенно остро, если 1 июля на лекарственном рынке вступит в силу обязательная маркировка. Как тогда осуществлять обмен/ возврат уже выбывших из системы лекарств? Не возникнет ли серый рынок лекарств из уже проданных/ выбывших из системы ЛС? Еще одно возможное следствие перехода лекарственного рынка в интернет - всплеск самолечения, особенно на фоне снижения доступности врачебной помощи в условиях самоизоляции. «Необходимо выстраивать цепочку: дистанционная консультация врача -получение от него электронного рецепта - покупка лекарства онлайн и доставка с соблюдением холо-довой цепи», - отметил директор департамента внешних связей Stada Russia Иван Глушков. Другой вариант - онлайн-консультация фармацевта или провизора. Несмотря на отсутствие регулятор-ных механизмов, на аптечный рынок уже выходят организации, ранее не имевшие к нему отношения, в частности службы такси и сервисы по доставке еды. Эксперты фар-мрынка сообщают, что в аптечные сети регулярно поступают предложения по организации доставки от небольших ИП до «Яндекса», Delivery Club, «СДЭКа» и «Ситимо-била». О том, можно ли допускать неквалифицированных курьеров к доставке лекарств, нет единой позиции даже внутри отрасли. Вероятно, все эти вопросы затрудняют выработку механизмов регулирования доставки ЛС, которых так ждут от правительства « участники рынка.

РЕМЕДИУМ I 2020;(4-5-6)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.