Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2013. № 3
ТЕОРИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ
А.А. Фетисова
ВCЕ ЦВЕТА РАДУГИ, ИЛИ ВЛИЯНИЕ ЦВЕТА
НА УСВОЕНИЕ ИНОЯЗЫЧНОГО МАТЕРИАЛА
В статье рассматриваются некоторые результаты экспериментальных исследований влияния различных цветовых решений на процесс усвоения иноязычного материала. Автор статьи видит перспективу повышения эффективности усвоения языкового материала при активном привлечении данных цветопсихологии.
Ключевые слова: усвоение, непроизвольное запоминание, цветопсихо-логия.
The article reviews peculiarities of colour memory and stresses the possibility of implementing the potential of it in EFL classroom.
Key words: acquisition, involuntary memorization, colour psychology.
Общеизвестно, что приблизительно 90% всей поступающей к человеку информации передается с помощью зрительного анализатора. Слуховой канал восприятия обеспечивает 9% данных, а оставшийся 1 % приходится на работу других органов чувств. В этой связи показательны данные, которые приводит психолог И.М. Яг-лом: "...орган слуха взрослого человека может пропустить за одно и то же время 1000 единиц информации, орган осязания — 10 000, а орган зрения — 100 000"1. Особую значимость эти сведения приобретают в настоящее время.
В период интенсивного развития компьютерных и медиатехно-логий резко возрастает информационная насыщенность, которая приводит к формированию у человека так называемого "клипового мышления" (от англ. clip — отрывок, вырезка, нарезка). При таком типе мышления все события окружающей действительности предстают в виде мозаики разрозненных фактов, которые постоянно, как в калейдоскопе, сменяют друг друга. В своей статье "Google делает нас глупее?" Н. Карр так описывает эту ситуацию: "В последнее время у меня появилось неприятное ощущение, что кто-то или что-то затеял ремонт в моем мозге, перераспределяя нейронные схемы и перепрограммируя память. Мой мозг не умирает, на-
Фетисова Анастасия Александровна — канд. пед. наук кафедры английской филологии Института иностранных языков ГБОУ ВПО Московского городского педагогического университета; тел.: 8-906-776-23-83, e-mail: [email protected]
1 Яглом И.М. Теория информации. М., 1961. С. 89.
сколько я могу судить, но меняется. Я уже не думаю так, как думал раньше. Особенно это заметно при чтении. Раньше я с легкостью погружался в книгу или длинную статью. Мозг увлекался повествованием или поворотами дискуссии, и я часами бродил по длинным дорогам прозы. Теперь такое редко случается. После двух-трех страниц внимание начинает рассеиваться, появляется какая-то суетливость, я теряю нить, начинаю искать, чем бы еще заняться. Такое ощущение, что мне постоянно приходится возвращать свой непослушный мозг обратно к тексту. Осмысленное чтение, которое раньше происходило совершенно естественно, превратилось в борь-бу"2. Становится очевидным, что "клиповое мышление" характерно и для современных школьников и студентов. При этом исследователи отмечают, что подобное визуальное мышление отрицательным образом сказывается на их академической успеваемости.
Существуют ли приемы, которые смогут учесть особенности памяти, внимания, мышления и восприятия современных учащихся и повысить эффективность обучения? На наш взгляд, одним из таких приемов может стать использование данных цветопсихо-логии в организации процесса усвоения знаний.
Многие исследователи (В.В. Драгунский, С.Л. Рубинштейн, П.В. Яньшин, К. Ауэр, Г. Клар, М. Люшер, Г. Фрилинг) указывают на непосредственное влияние цвета на психофизическое состояние человека и особо отмечают возможность создания при правильном использовании цветовых сочетаний благоприятных условий для координации и повышения производительности деятельности, в том числе и учебной.
Действие цветов обусловлено, с одной стороны, непосредственным физиологическим влиянием их на организм, а с другой — ассоциациями, которые цвета вызывают на основе предшествовавшего опыта, поэтому управление восприятием цвета рассматривается специалистами как прямой контроль над психоэнергетикой человека (Г.Г. Воробьев, В.В. Налимов). Физиологическое воздействие цвета на организм удалось установить французскому невропатологу Ч. Фере: при кратковременной работе производительность труда увеличивается при красном цвете и уменьшается при синем; при длительной работе производительность труда увеличивается при зеленом цвете и снижается при синем и фиолетовом3. Экспериментальные исследования В.М. Бехтерева и И.Н. Спиртова выявили возбуждающее и угнетающее действие различных цветов, в связи с чем была предпринята попытка использования терапев-
2 Carr N. Is Google Making Us Stupid? // The Atlantic Magazine. 2008. July—August. URL: http://www.theatlantic.com/magazine/archive/2008/07/is-google-making-us-stupid/ 306868/ (дата обращения: 05.01.2013).
3 См.: Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 2000. С. 236.
тического эмоционального воздействия цветов на психическое состояние пациентов4. Другой исследователь, Ф. Стефанеску-Гоанга, установил, что при действии пурпурного, красного, оранжевого, желтого цветов учащаются и углубляются дыхание и пульс, а при действии зеленого, голубого, синего и фиолетового цветов возникает обратное действие, на основании чего он определил первую группу цветов как возбуждающую, а вторую как успокаивающую5.
Исследование воздействия цветов на организм человека позволяет обоснованно осуществлять выбор подлинно эффективного режима их влияния с целью коррекции психического самочувствия учащихся и результативности их деятельности. Поскольку характер и специфика влияния цвета на психику человека остаются неизменными вне зависимости от состояния организма в момент воздействия, "психологический код" цвета действительно объективен: на него не влияет положение цвета в ряду индивидуальных предпочтений человека.
Психологическое воздействие на человека оказывают не только отдельные цвета, но и цветовые сочетания. В.В. Кандинский отмечал, что воздействие красок зависит от форм, которые краски заполняют, и от форм, на которые эти формы располагаются6. Исходя из этого положения можно прийти к выводу, что восприятие и запоминание текстового материала будут результативнее при выборе правильного цветового шрифта и фона.
Несомненный интерес представляют данные экспериментального исследования, проводимого американскими учеными в Университете Принстона. Специалисты сравнили способность студентов удерживать в памяти материал курса, представленный как простыми в графическом плане шрифтами, так и более сложными. Исследователи обнаружили, что процесс запоминания происходит гораздо эффективнее при использовании сложных шрифтов. Оказалось, что дополнительные усилия, необходимые для чтения сложных шрифтов, ведут к более глубокой обработке информации и соответственно к лучшему запоминанию7.
В 2002 г. К. Денби было проведено исследование, в котором было показано, что информация, переданная в цвете, запоминается намного лучше той, которая выполнена в черно-белом варианте. Только 6% испытуемых воспроизвели содержание черно-белых газетных объявлений по сравнению с 21% респондентов, вспом-
4 Там же.
5 Там же.
6 См.: Кандинский В. Точка и линия на плоскости. СПб., 2005. С. 63—78.
7 Сложные шрифты влияют на запоминание. URL: http://designberi.ru/blog/22/ (дата обращения: 08.01.2013).
нивших содержание цветных объявлений8. В науке давно установлен тот факт, что цвет предстает неотъемлемым атрибутом представлений и образов, хранящихся в долговременной памяти9, поэтому выбор правильного цветового решения для предъявления учебного материала может обеспечить прочность его запоминания и хранения.
Для большинства учебных материалов выбор цветового решения традиционно делается в пользу черного шрифта на белом фоне листа. Однако, согласно экспериментальной проверке размещения цветовых сочетаний по степени ухудшения восприятия, комбинация "черный на белом" является не самым лучшим выбором и занимает четвертую позицию из представленных10. Делая вывод из полученных результатов экспериментальных исследований, можно выявить оптимальное сочетание цветов фона и шрифта надписи для разработки дидактических пособий (наборов флеш-карточек с лексическими и речевыми единицами, раздаточного материала, плакатов с правилами) с целью повышения эффективности восприятия и усвоения учащимися языкового материала.
При этом важно помнить, что любая деятельность будет целенаправленной и продуктивной только в том случае, если человек сосредоточит на ней свое внимание. С.Л. Рубинштейн подчеркивает, что "внимание — сторона всех познавательных процессов сознания... Это избирательная направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, углубленность в направленную на объект познавательную деятельность"11. Внимание раскрывает связь сознания с определенным объектом, его сосредоточенность на нем. Особенности этой сосредоточенности определяют свойства внимания, к которым относят устойчивость, концентрацию, распределение, переключение и объем. Внимание выражает взаимоотношение сознания или психической деятельности индивида и объекта, в котором присутствует двусторонность: с одной стороны, внимание направляется на объект, с другой стороны, объект привлекает внимание.
Экспериментальные данные подтвердили, что наиболее предпочтительными цветами в учебном процессе оказываются светлые и теплые цветовые гаммы, поскольку эти тона больше привлекают внимание, а окрашенные ими объекты кажутся существенно ближе. Желтый оказывается наиболее эффективным для запоминания
8 Denby C. Importance of Memory Color. URL: http://hubel.sfasu.edu/courseinfo/ SL02/memory_color.htm (дата обращения: 08.01.2013).
9 Hanna A., Remington R. The Representation of Color and Form in Long-term Memory // Memory and Cognition. 1996. May. N 24. P. 322—330.
10 См.: Кармин А.С. Психология рекламы. СПб., 2004. С. 259.
11 Рубинштейн С.Л. Указ. соч. С. 349.
при выделении текста этим цветом. Он по сравнению с другими цветами, традиционно используемыми для текстовыделителей, лучше всего помогает привлечь и сосредоточить внимание и соответственно обеспечить концентрацию внимания на данном материале12. Концентрация внимания также усиливается при использовании зеленого шрифта на белом фоне. Использование красного и фиолетового шрифтов на белом фоне усиливает такое свойство внима-
13
ния, как устойчивость13.
Преподаватели и учителя могут использовать эти сведения в учебно-воспитательном процессе при разработке учебно-методических пособий, при оформлении учебных стендов, а также на страницах сайта школы или вуза, где размещается учебный материал, требующий особого внимания школьников и студентов.
Исходя из представленных выше результатов экспериментальных и теоретических исследований можно прийти к заключению о том, что использование цвета действительно расширяет дидактические возможности и повышает эффективность процесса усвоения иноязычного материала. Использование данных цветопсихологии является одним из простейших средств привлечения внимания учащихся и обеспечения непроизвольного запоминания языкового материала. При подготовке раздаточных материалов в выборе цветового решения мы считаем целесообразным руководствоваться установленными оптимальными сочетаниями цветов для повышения качества усвоения.
За рамками нашей статьи остаются вопросы влияния цветового решения интерьера помещения (аудитории, классной комнаты) на психофизиологическое состояние и работоспособность учащихся, что создает перспективу для дальнейших исследований в этой области.
Список литературы
Кандинский В. Точка и линия на плоскости. СПб., 2005. Кармин А.С. Психология рекламы. СПб., 2004. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 2000. Сложные шрифты влияют на запоминание. URL: http://designberi.ru/
blog/22/ (дата обращения: 08.01.2013). Яглом И.М. Теория информации. М., 1961.
12 Harlow L.L. The Effects of the Yellow Highlighter-Second-Language Learner Strategies and Their Effectiveness: A Research Update // Canadian Modern Language Review. 1998. N 45. P. 91—102.
13 Phillips S. Pastels Are Good for the Brain // Times Educational Supplement. 2004. N 4596. P. 2.
Carr N. Is Google Making Us Stupid? // The Atlantic Magazine. 2008. July— August. URL: http://www.theatlantic.com/magazine/archive/2008/07/ is-google-making-us-stupid/306868/ (дата обращения: 05.01.2013).
Denby C. Importance of Memory Color. URL: http://hubel.sfasu.edu/ courseinfo/SL02/memory_color.htm (дата обращения: 08.01.2013).
Hanna A., Remington R. The Representation of Color and Form in Long-term Memory // Memory and Cognition. 1996. May. N 24.
Harlow L.L. The Effects of the Yfellow Highlighter-Second-Language Learner Strategies and Their Effectiveness: A Research Update // Canadian Modern Language Review. 1998. N 45.
Phillips S. Pastels Are Good for the Brain // Times Educational Supplement. 2004. N 4596.