Научная статья на тему 'Психофизическое воздействие цветоощущения на эффективность познавательной деятельности личности'

Психофизическое воздействие цветоощущения на эффективность познавательной деятельности личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
647
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Закирова Х. Д.

В этой статье рассматривается психофизическое воздействие цветоощущения на эффективность познавательной деятельности личности. Показано важное значение знания цветопсихологии как для создания комфортных условий жизнедеятельности, так и формирования стабильного душевного состояния, повышения работоспособности человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOPHYSICAL ACTION COLOR SENSATION ON EFFECT FOR KNOWLEDGE ACTIVITY INDIVIDUALITY

In this article is given the explanation on the theme Psychophysical action color sensation on effect for knowledge activity individuality, about roles color psychology in process of studies activity and activity of condition persons.

Текст научной работы на тему «Психофизическое воздействие цветоощущения на эффективность познавательной деятельности личности»

УДК 88

Х.Д. Закирова

СГГ А, Новосибирск

ПСИХОФИЗИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ЦВЕТООЩУЩЕНИЯ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ

В этой статье рассматривается психофизическое воздействие цветоощущения на эффективность познавательной деятельности личности. Показано важное значение знания цветопсихологии как для создания комфортных условий жизнедеятельности, так и формирования стабильного душевного состояния, повышения работоспособности человека.

Kh.D. Zakirova

Siberian State Academy of Geodesy (SSGA)

10 Plakhotnogo Ul., Novosibirsk, 630108, Russian Federation

PSYCHOPHYSICAL ACTION COLOR SENSATION ON EFFECT FOR KNOWLEDGE ACTIVITY INDIVIDUALITY

In this article is given the explanation on the theme Psychophysical action color sensation on effect for knowledge activity individuality, about roles color psychology in process of studies activity and activity of condition persons.

Психофизиологический аспект восприятия цвета неразрывно связан с социально-культурными и эстетическими аспектами. Цвет или сочетание цветов воспринимается человеком в зависимости от пространственного расположения цветового пятна, его формы и фактуры, от настроения, культурного уровня и других факторов. Все спектральные цвета, так или иначе, влияют на функциональные системы и психику человека [1].

Цветовой объект может восприниматься человеком по-разному, в зависимости от поставленной цели и от психологического состояния. Цветовые ощущения вызывают воспоминания и связанные с ними эмоции, образы, состояния. Некоторые цвета возбуждают, другие, напротив, успокаивают нервную систему.

Еще И.В. Гете отмечал действие цветов на настроение и делил с этой точки зрения цвета на: а) возбуждающие, оживляющие, бодрящие; б) порождающие печально-беспокойное настроение. К первым он относил красно-желтые, ко вторым - сине-фиолетовые. Промежуточное место он отводил зеленому цвету [2]. И в своей «Теории цветов» он пишет, что желтый цвет «радует глаз, расширяет сердце, бодрит дух, и мы сразу ощущаем тепло». Многим хочется смеяться, когда они смотрят сквозь желтое стекло. Синий цвет «представляет все в печальном цвете», красный «придает пейзажу страшный вид» [5].

Немецкий педагог Иттен проводил исследования среди учащихся художественных школ и установил, что у каждого из молодых людей, которых он проверял, есть свои склонности к какому-нибудь цвету, есть своя

излюбленная цветовая гамма. Иттен пытался обосновать это явление, связывая отношение к цвету с психическим состоянием человека [1].

У цвета есть объективные качества, их нужно знать, чтобы анализировать свои ощущения и пользоваться цветом к средствам создания гармоничной предметной среды.

Психические процессы, с помощью которых формируются образы окружающей среды, а также образы самого организма и его внутренней среды, называются познавательными психическими процессами [3]. Этот же познавательный психический процесс позволяет человеку получать знания об окружающем мире и о самом себе.

В то же время гораздо меньше внимания уделяется максимальному задействованию познавательных психических процессов обучаемых: память, внимание, мышление, ощущение, восприятие, речь, воображение.

На активизацию этих процессов значительное влияние оказывают так называемые комфортные условия, под которыми в дальнейшем будет пониматься совокупность факторов, положительно воздействующих на психофизическое состояние обучаемых и обеспечивающих активизацию основных познавательных процессов.

К факторам, определяющим комфортные условия, относятся: социальнополитические, морально-этические, учебно-методические и т.д.

В рамках возможностей учебного заведения рассмотрим комфортные условия с точки зрения оформления помещений (учебных и бытовых): качество и оформление дидактических материалов. При этом определяющими являются знания в области цветопсихологии. В процессе обучения задействованы познавательные психические процессы, такие как память, внимание, мышление, восприятие, ощущения, воображение и речь. На функционирование всех этих процессов влияет все то, что определено выше как комфортные условия. Необходимо выделить три компонента, которые играют ведущую роль при создании комфортных условий: 1. Интерьер; 2. Свет; 3. Цвет.

Сам интерьер полностью зависит от подбора цветовой гаммы. Цвет интерьера будет полностью зависеть и от освещенности самого помещения. Он ощущается человеком. Следовательно, человек через ощущения цвета, интенсивность которого зависит от света, получает часть информации и энергии, которые воздействуют на его организм. Включение процесса восприятия цвета координирует активизацию остальных психических процессов.

Связь сознания с деятельностью - важный принцип современной психологии. Сознание проверяет свои догадки и во взаимодействии с другими людьми. Неудивительно, что мнение других людей оказывают столь сильное влияние на восприятие и воспоминания, что под их воздействием человек начинает иначе и видеть, и помнить, он иначе осознает мир и себя

[4].

Учебная деятельность требует повышенного внимания к созданию этих условий. В ситуациях, где человек может самостоятельно что-либо изменить,

- он так и поступает. Другое дело, учебный процесс, где четко регламентировано время нахождения в определенной аудитории, время восприятия учебного материала, функционирование произвольности познавательных психических процессов.

На человека психологически и эстетически действуют не отдельные цвета, а их сочетания. Степень такого воздействия зависит от соотношения цветов по всем их характеристикам: нюанс, контраст, активность,

пассивность.

Ивли Грант заметил: «Чем больше смотришь на мир, тем больше убеждаешься в том, что цвет был создан для красоты, и красота - это не удовлетворение прихоти человека, а необходимость для него» [5].

Действительно, цвет способен возбуждать и подавлять, возносить и низвергать, лечить и облагораживать. Однако до сих пор современной педагогикой активно не используется психология цвета, несмотря на наличие колоссальных массивов фактических данных, касающихся психологического и физиологического воздействия цвета на человека. Возможности цветовоздействия огромны. Прямое воздействие определенным цветом, создание соответствующих интерьеров, целевое воздействие на активные зоны радужки глаз помогут грамотно манипулировать многими психическими процессами, которые определяют успешность учебного процесса.

Знание данной проблемы для художника-конструктора очень важно: промышленные изделия, машины, орудия труда, стены учебного заведения общественного и бытового интерьера, предметы убранства создают цветовую среду, формируют душевного состояния человека и его работоспособность. Цвет в данном случае играет огромную роль.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Яньшин, П.В. Психосемантический анализ категоризации цвета в структуре сознания субъекта: дис. ... докт. психол.наук / П.В. Яньшин. - М., 2001. - 393 с.

2. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2004. - 713 с.

3. Реан, А.А. Психология и педагогика / А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум. -СПб.: Питер, 2000. - 432 с.

4. Психология. Учебник / под ред. А.А. Крылова. - М.: ПБОЮЛ М.А. Захаров, 2001. - 584 с.

5. Миннарт, М. Свет и цвет в природе / М. Миннарт. - М., 1969. - 360 с.

© Х.Д. Закирова, 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.