Научная статья на тему 'Символы и знаки как фактор мягкой политической силы в процессе воздействия на общественное сознание'

Символы и знаки как фактор мягкой политической силы в процессе воздействия на общественное сознание Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
2755
330
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗНАК / СИМВОЛ / ЦВЕТ / МЯГКАЯ СИЛА / SIGN / SYMBOL / COLOR / SOFT POWER

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Рыбакова Марина Геннадьевна

Воздействие знаков и символов на сознание человека, психологические рефлексии, ими порождаемые, давно стало предметом научных исследований Особый интерес исследователей посвящен и феномену человеческого внимания, которое является, по мнению ученых, строго избирательным, в основе которого тот или иной символический или знаковый код, усвоенный индивидом ранее. Фактор цвета в жизни общества имеет огромное значение, поскольку правильное его использование в различных областях жизни общества, начиная с цвета шрифта на рекламном плакате и заканчивая флагом государства, может не просто доставить эстетическое удовольствие, но и позволяет осуществлять четко направленное психологическое воздействие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Symbols and signs as the factor of soft political power in the process of influence on public consciousness

The influences of signs and symbols on human consciousness, psychological reflections they generate have long become the subject for scientific research. A particular interest of the researchers as well is devoted to the phenomenon of human attention, which is, according to scientists, highly selective and in the basis of which is either this or that symbolic or iconic code obtained by the individual in advance. The factor of the society color of life is also of great importance as its correct usage in various fields of the society life, starting with the print color on the advertising poster and ending with the color of the national flag, cannot only be of aesthetic pleasure, but can also produce a well-directed psychological impact.

Текст научной работы на тему «Символы и знаки как фактор мягкой политической силы в процессе воздействия на общественное сознание»

УДК 164.02:316.658

М. Г. Рыбакова

Символы и знаки как фактор мягкой политической силы в процессе воздействия на общественное сознание

Воздействие знаков и символов на сознание человека, психологические рефлексии, ими порождаемые, давно стало предметом научных исследований Особый интерес исследователей посвящен и феномену человеческого внимания, которое является, по мнению ученых, строго избирательным, в основе которого тот или иной символический или знаковый код, усвоенный индивидом ранее. Фактор цвета в жизни общества имеет огромное значение, поскольку правильное его использование в различных областях жизни общества, начиная с цвета шрифта на рекламном плакате и заканчивая флагом государства, может не просто доставить эстетическое удовольствие, но и позволяет осуществлять четко направленное психологическое воздействие.

Ключевые слова: знак, символ, цвет, мягкая сила

Marina G. Rybakova

Symbols and signs as the factor of soft political power in the process of influence on public consciousness

The influences of signs and symbols on human consciousness, psychological reflections they generate have long become the subject for scientific research. A particular interest of the researchers as well is devoted to the phenomenon of human attention, which is, according to scientists, highly selective and in the basis of which is either this or that symbolic or iconic code obtained by the individual in advance. The factor of the society color of life is also of great importance as its correct usage in various fields of the society life, starting with the print color on the advertising poster and ending with the color of the national flag, cannot only be of aesthetic pleasure, but can also produce a well-directed psychological impact.

Keywords: sign, symbol, color, soft power

Любые революции - от древних восстаний до современных «цветных революций» предполагают использование определенной символики, которая является их неотъемлемым атрибутом и позволяет создавать образы и знаки, которым будет следовать толпа или масса людей.

Современный человек в повседневной жизни интегрирован в 3 различных мира, которые находятся в постоянном взаимодействии: действительность, которая окружает индивида; виртуальный, или информационный мир, который, представляя из себя аналогию первого, позволяет удовлетворять коммуникационные и иные потребности индивида посредством использования социальных сетей и новейших технологий; третьим миром является мир знаков и образов, особое внимание которому и будет уделено в данной статье.

Здесь уместно напомнить, что именно в стране, которая экспортировала наибольшее количество «цветных революций» ХХ в. - США - обрела свое становление и развитие в конце XIX - начале ХХ в. семиотика - наука о знаках, знаковых системах, и символах. Одним из основоположников семиотики как отрасли философского знания является американский философ и логик Чарльз Сэндерс Пирс (Charles Sanders Peirce, 1839-1914) Считается, что именно Ч. Пирс, любивший создавать новые термины, ввел термин «семиотика» (хотя этот термин предложил еще Локк, в «Опыте о человеческом разумении»). Публикации Ч. Пирса охватывают период с 1867 г. до конца его жизни, однако они были небольшими по объему, нечастыми и обычно малодоступными, и широкое распространение его идеи получили в 1930-е гг., когда были опубликованы его архивы. Впоследствии другой американский философ Чарльз Уильям Моррис, развивая идеи Пирса, систематизировал семиотику и ввел разделение ее на синтактику, семантику и прагматику. В 1938 г. он опубликовал небольшую книгу «Основы теории знаков», которая является кратким очерком новой науки. Наиболее полную попытку изложения основных проблем семиотики можно найти в его книге «Знаки, язык и поведение», изданной в Нью-Йорке в 1946 г. Рассматривать семиотику как науку стали относительно недавно. В августе 1995 г. в г. Монтерей (Калифорния, США) на конференции по интеллектуально управляемым системам состоялся симпозиум, посвященный прикладной семиотике.

Выделению семиотики в отдельную науку, как это обычно и бывает, предшествовала длительная история формирования знаков и символов в практике различных культурных традиций. Национальная, религиозная и государственная символика были наиболее существенными в данном контексте, где цвет всегда играл доминирующую роль. Во время развития государства в древние века власть столкнулась с проблемой трактовки новых законов, создания административных документов, поскольку большинство представителей гражданского населения не имело какого-либо образования, вследствие чего люди не могли понимать законы. Именно поэтому правительству необходимо было создать новое средство, которое могло позволить сделать информацию доступной для каждого. «Предшествующие способы передачи и хранения информации (предметы, рисунки, пиктограммы) подготовили новый вид письма - идеографию. Человек уже не рисовал пиктограммы, а писал идеограммы - маленькие схемы, передающие понятие, идею (мысль). Теперь уже один маленький рисунок (знак) обозначал не только конкретный предмет, конкретное действие, но и абстрактное понятие»1. Все последующее развитие культуры предполагало развитие определенной системы знаков и символов, отражающих ту или иную философско-психологическую, социально-политическую, морально-религиозную, правовую, эстетическую парадигму.

Если говорить о современном этапе, то, например, упомянутые выше пиктограммы и идеография снова стали актуальными и получили еще большую популярность. Скорость всевозможных процессов внутри общества значительно выросла

по сравнению с XIX и XX вв., причиной чему является технический прогресс. Виртуальный мир постепенно замещает реальный, что привело к потере интереса к живому общению и использованию так называемых «посредников» или «смайлов» для обмена информацией между двумя и более индивидами. Парадокс XXI в. заключается в том, что при увеличении числа технологий, которые позволяют тратить меньше времени на всевозможные процессы внутри общества, человечество все также страдает дефицитом времени. Символы позволяют ускорить процесс обмена информацией. Таким образом, различные знаки используются в мобильной связи, Интернет-навигации и полиграфии2.

К моменту своего создания пиктограммы являлись проводниками между миром знаков и реальным миром, однако в современном обществе в связи с небывалым ростом создания новых знаков и символов различие между данными мирами постепенно исчезает. Знак становится отсылкой к другому знаку или символу, они начинают визуализировать все, что окружает человека, и стараются как можно сильнее привлечь его внимание для того, чтобы передать какую-либо информацию. Примером может послужить рекламный баннер, который находится возле дороги. Не замечая деталей, можно просто увидеть надпись и картинку, которые изображены на данном баннере, однако человеческий мозг усваивает намного больше второстепенной информации, чем кажется на первый взгляд. Рисунок, надпись, шрифт, цветовая гамма, второстепенные элементы рисунка, телефонный номер и слоган, составленные опытным дизайнером и маркетологом, могут в несколько раз увеличить нагрузку на умственные и психические процессы человеческого мозга, такие как память, мышление, эмоции и внимание. Таким образом, можно создать раздражитель, который заставит человека обязательно обратить на него внимание.

В последнее время, многие технологические гиганты, такие как «Microsoft» и «Apple», значительно упростили значение многих символов в собственной продукции и операционных системах. Это связано с тем, что знак, который не перенасыщен различными деталями, является более простым к восприятию, т. е. позволяет мозгу испытывать меньшую нагрузку во время обработки образа. Деньги входят в состав системы знаков и символов, т. е. являются обозначениями денежных единиц, так же как акции, облигации и виртуальная валюта. Символы стали предметами взаимодействия между членами общества. Вследствие вышесказанного можно сделать вывод - общество находится в мире знаков, которые окружают человека повсюду, начиная с придорожного рекламного баннера и заканчивая символом космической экспедиции.

Важнейшим фактором, который способствовал мощному росту производства различных символов, является человеческое внимание. Индивид в своей повседневной жизни постоянно находится в окружении различных предметов, событий, внешней информации и личностных переживаний. В такие моменты человек концентрирует собственное сознание на том, что он усваивает, запоминает, т. е. об-

ращает внимание. Таким образом, «внимание - особая форма психической активности, которая проявляется в направленности и сосредоточенности сознания на значимых для человека предметах, явлениях окружающей действительности или собственных переживаниях»3. Внимание занимает особое место среди остальных психических процессов, так как оно позволяет познавать окружающий мир. Основной его чертой является избирательность, которая позволяет сконцентрироваться на определенном предмете, абстрагируясь от внешнего мира. «Избирательность внимания объясняется более выраженным тормозным действием значимых для человека предметов и переживаний, нежели менее значимых. При таком состоянии предметы внимания ярче отображаются в сознании. Внимание необходимо во всех видах сенсорной, интеллектуальной и двигательной деятельности»4.

Воздействие знаков и символов на сознание человека, психологические рефлексии, ими порождаемые, давно стало предметом научных исследований в области физиологии и нейрологии. Так, отечественный ученый и первый русский лауреат Нобелевской премии Иван Петрович Павлов в своих трудах, посвященных рефлексии, в частности, вниманию, писал: «Ежеминутно каждый новый раздражитель, который действует на нас, вызывает соответствующие движения с нашей стороны, чтобы больше узнать о раздражителе. Мы присматриваемся к предмету, который появился, прислушиваемся к звуку, усиленно втягиваем носом запах, приходящий к нам. Стремимся охватить или познать каждое новое явление или предмет соответствующими воспринимающими поверхностями, соответствующими органами чувств»5.

Особый интерес исследователей посвящен и феномену человеческого внимания, которое является, по мнению ученых, строго избирательным, в основе которого тот или иной символический или знаковый код, усвоенный индивидом ранее. Внимание подразделяется на произвольное и непроизвольное в зависимости от рода деятельности человека и различных окружающих его факторов. Непроизвольное внимание проявляется в различных неожиданных ситуациях, которые могут произойти под действием внешних раздражителей вне зависимости от места пребывания индивида. Основной характеристикой данного вида человеческого внимания является отсутствие первоначальной готовности к восприятию, а также неожиданность и краткосрочный характер действия. Возбудителями, или так называемыми раздражителями, могут выступать не только внешние обстоятельства, окружающие предметы, но и внутренние факторы, такие как потребности, эмоции, цели и многое другое6.

Четко определенная семиотическая парадигма как совокупность символов и знаков, является неотъемлемым атрибутом во время революций, различных шествий или митингов, во многом воздействуя именно на внимание человека, в частности, на его непроизвольную составляющую.

Доминирующее значение в символике любой «цветной революции» имеет, как и явствует из данного словосочетания, использование символов цвета. Фактор цвета в жизни общества имеет огромное значение, поскольку правильное его использование в различных областях жизни общества, начиная с цвета шрифта на рекламном плакате и заканчивая флагом государства, может не просто доставить эстетическое удовольствие, но и позволяет осуществлять четко направленное психологическое воздействие. В науке со времен Древнего Китая существует отдельная отрасль под названием «цветоведение». «Цветоведение - это комплексная наука о цвете, включающая систематизированную совокупность данных физики, физиологии и психологии, изучающих природный феномен цвета, а также совокупность данных философии, эстетики, истории искусства, филологии, этнографии, литературы, изучающих цвет как явление культуры»7. Изначально цвет изучался в рамках окружающего мира, т. е. рассматривалось сочетание различных оттенков для получения качественно нового. Начиная с XVII в. и по настоящее время цвет, его воздействие на человека, на психологические процессы как индивида, так и общества в целом, стал предметом психологии. В ХХ в. появились труды по цветоп-сихологии и знаменитый психодиагностический тест швейцарского ученого Макса Люшера8. В отечественной науке вопросами цветопсихологии в XXI в. занимался Г. Э. Бреслав9. Благодаря применению разработанных методов в науке о цвете, а также изучению психологических свойств внимания, цвет стал одним из инструментов «мягкой силы» в ненасильственной политике, которая, впрочем, от этого не менее мощна по силе психологического воздействия на массы.

Если обратиться к истокам, то одна из наиболее ранних концепций цвета была разработана немецким поэтом и государственным деятелем Иоганном Вольфгангом фон Гете. Он считал, что цвет оказывается огромное воздействие на душевное настроение человека, а также, что цвет вызывает различные впечатления самостоятельно, т. е. без каких-либо предметных ассоциаций, которые могли иметься у индивида раннее. «Отдельные красочные впечатления должны действовать специфически и вызывать специфические состояния. Все темные цвета успокаивают, светлые возбуждают. Цвета могут оказывать физическое и психическое воздействие, они воспринимаются через ассоциацию, например - синий - холодный. От зрения восприятие цвета идет на органы и доходит до тактильных ощущений. Цвет оказывает влияние на кровяное давление - оно повышается от синего к зеленому, к желтому и красному, обратный процесс при обратном предъявлении. Надо обращать внимание на форму - одни цвета поглощают форму (желтый, белый), другие ею поглощаются»10. В своей концепции Гете разделяет цвета на положительные и отрицательные. К группе «положительных» он относит желтый, оранжевый, желто-красный, поскольку считает, что их сочетания создают у индивида позитивный эмоциональный настрой, в то время как вторая группа «отрицательных», в которую входят синий, красный и их сочетания, создают негативный или критический эмо-

циональный фон. Иоганн Вольфганг фон Гете был одним из первых, кто совместил цвет и психологию, демонстрируя в своих работах непосредственную связь между различными цветами и психикой человека.

Во время революций или боевых действий, одним из самых наиболее часто используемых цветов являлся красный. В своих работах Гете относил данный цвет сразу к двум группам, поскольку он является как положительным, так и отрицательным в силу различных обстоятельств. Во многих мифах и сказках, красный цвет символизировал огонь, свободу, красоту, любовь и жизнь в целом, т. е. имел положительные качества, однако во время битв и войн он ассоциировался с кровью, силой, враждой, ненавистью и борьбой. Примером использования красного цвета может послужить гражданская война в России 1917-1923 гг., сторонами которой выступали большевики и их сторонники (Красная армия) и неофициальные военные формирования, выступавшие против Советской власти и за возвращение к «законному правопорядку», во главе которых были М. В. Алексеев, П. Н. Врангель, А. И. Деникин, А. В. Колчак и другие (Белая гвардия). Во время сражений, красный цвет представлял намного большую угрозу, в отличие от белого, поскольку благодаря своим цветовым характеристикам он символизирует вражду, борьбу и кровь, что серьезно дестабилизирует войска противника, создает ощущение страха. «Красный цвет в трактовке большевиков - цвет крови, пролитой трудовым народом в борьбе против эксплуататоров. В более ранней и узкой трактовке, красный - цвет революционной борьбы, рабочего движения, символ пролитой народной крови в борьбе за свободу»11. Победа большевиков в Гражданской войне 1918-1923 гг. закрепила красный цвет как символ СССР вплоть до 1991 г.

Рассмотрим теперь символику цвета в событиях, произошедших на Украине в 2004 г., и названных впоследствии «оранжевой революцией». Здесь мы увидим иную, менее агрессивную и радикальную, как в случае с Гражданской войной в России, символику, отражающую реалии современного концепта мягкой политики. Символом оппозиционной кампании против президентских выборов на Украине стал, как известно, оранжевый цвет. Главным плюсом данного символа революции являлось то, что цвет может быть использован повсеместно и в любой ситуации, таким образом, его использование может иметь довольно обширный характер. Особенно выраженно оранжевая символика использовалась перед вторым туром президентских выборов. В это же самое время огромное количество сторонников оппозиции носили шапки, кофты, куртки, футболки, шарфы и аксессуары, окрашенные в оранжевый цвет, а также перекрашивали собственные автомобили. Большое количество оранжевых элементов создавало видимость большой толпы, поддерживающей оппозицию. «Яркий оранжевый цвет захватывает гораздо больше пространства, чем он реально занимает, привлекая всеобщее внимание. Цвет в этом плане обрел информацию, перестав быть чисто физической сущностью»12.

Если говорить о тюльпановых, жасминовых, розовых и прочих «цветных» революциях современности, то эти ласкающие эстетическое чувство символы весенних цветов с их опьяняющими свежестью запахами смеем предположить, навевают надежду на лучший мир, на обновление жизни, позитивные перемены, и являются мощным рычагом мягкой силы в политике, подталкивая на бессознательном уровне оппозицию к решительным действиям ради воплощения романтически привлекательного идеала. Ведь революционеры по своему психологическому типу - всегда романтики и идеалисты. Например, 22. 11. 2003 г., когда в Грузии около тысячи оппозиционеров во главе с лидером «Объединенного общественного движения» Михаилом Саакашвили прорвали полицейское оцепление и заняли площадь возле парламента, Саакашвили держал в руках цветок розы. Оппозиция пробралась в зал заседаний и устроила драку с депутатами, вследствие чего Шеварднадзе покинул здание грузинского парламента, и глава оппозиции провозгласил победу народа над правительством.

Названия революций цветов (или «цветных революций», - большинство из них происходят за пределами «белого» мира, у «цветных туземцев»), как правило даются в привязке к чистым природным, национальным и религиозным символам, пробуждающим в массах стремление не на жизнь, а на смерть бороться за собственное право на свободу и самоопределение, обращающим к «чистым национальным истокам», к «золотой ветви» каждого народа - революция лотоса в Египте (2011), васильковая революция в Белоруссии (2006), жасминовая революция в Китае (2011), революция кедров в Ливане (20015) - на весь мир известны знаменитые ливанские кедры Библии, этот символ национального достоинства и непоколебимости духа народа.

Таким образом, знаки и символы окружают человека повсюду, что особенно прослеживается на современном этапе развития общества. Использование того или иного цвета, шрифта, рисунка, формы может по-разному влиять на человеческую психику, в частности на внимание, вызывая определенные эмоции и ассоциации, которые необходимы создателю раздражителя.

Символика всегда занимала особое место практически в любой революции, о чем свидетельствуют исторические факты. Но именно в современных конфликтах методы манипуляции человеческим сознанием, инструментами которых являются знаки, символы и цвет, стали доминирующими методами реализации мягкой политической силы с вполне предсказуемыми разрушительными насильственными последствиями для общества, где такие методы применяются. Как пишет отечественный исследователь О. Ф. Русакова, «интерпретации концепта soft power при всех своих особенностях философско-политического видения современных способов властвования сходятся в одном: в постиндустриальном информационном обществе основными инструментами властного воздействия выступают дискурсы „мяг-

кой" власти»13. Таким образом, символы и знаки в современной практике «мягкой» политической силы играют далеко не последнюю роль.

Примечания

1 Потапов В. В. Краткий лингвистический справочник: языки и письменность. М.: Фонд Развития фундамент. лингвист. исслед., 2014. 272 с.

2 Бутивщенко Е. Символическое эсперанто // Пси-Фактор: информ. ресурс. центр по науч. и практ. психологии. 2008. URL: http: // psyfactor. org (дата обращения: 02. 04. 2015)

3 Максименко С. Д. Общая психология. М.: Рефл-бук, 2001. С. 251-261.

4 Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Аспект пресс, 1998. С. 137-171.

5 Павлов И. П. Рефлекс цели. URL: http: // dugward. ru (дата обращения: 03. 04. 2015)

6 Мельникова В. М. Психология. М.: Физкультура и спорт, 1987. С. 37-41.

7 Михалькевич С. Введение в цветоведение и цветовые системы. URL: http: // mikhalkevich. narod. ru (дата обращения: 05. 04. 2015)

8 Люшер М. Цвет вашего характера. М.: Вече: Персей: Act, 1996; Люшер М. Оценка личности посредством выбора цвета. М.: Эксмо-пресс, 1998.

9 Бреслав Г. Э. Цветопсихология и цветолечение. М., 2003.

10 Месяц С. В. Иоганн Вольфганг Гете и его учение о цвете. М.: Кругъ, 2012. Ч. 1. С. 300-320.

11 Научный коммунизм: ^оварь / А. М. Румянцев и др.; под ред. А. М. Румянцева. 4-е изд., доп. М.: Политиздат, 1983. 352 с.

12 Почепцов Г. Г. Революция. com: основы протестной инженерии. М.: Европа, 2005. С. 256.

13 Русакова О. Ф. Концепт «мягкой» силы (soft power) в современной политической философии. URL: http: // ifp. uran. ru (дата обращения: 05. 04. 2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.