Научная статья на тему 'Все формы устройства детей-сирот имеют право на существование'

Все формы устройства детей-сирот имеют право на существование Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
130
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ-СИРОТЫ / УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ / СЕМЕЙНЫЕ ФОРМЫ УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ-СИРОТ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЗАМЕЩАЮЩИХ РОДИТЕЛЕЙ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКИХ ДОМОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Курасова Татьяна Ивановна

Развитие института приёмной семьи при сохранении успешно решающих свои задачи детских домов и школ-интернатов. Детский дом как центр работы с замещающими семьями. Социализация воспитанников детских домов и школ-интернатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Курасова Татьяна Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

All forms of child-orphans settlement have rights to exist

The development of Fostering Institute while preserving the successful orphanages and boarding schools. Orphanage as a center of work with substitute families. Socialization of orphanages and boarding schools pupils.

Текст научной работы на тему «Все формы устройства детей-сирот имеют право на существование»



Все формы устройства детей-сирот имеют право на существование

Татьяна Ивановна Курасова,

директор Новолеушсковской школы-интерната VIII вида Краснодарского края, кандидат педагогических наук

• дети-сироты • учреждения для детей-сирот • семейные формы1 устройства детей-сирот • психолого-педагогическое сопровождение замещающих родителей • социализация воспитанников детских домов

Проблема, которую мы обсуждаем — не просто острая, она жжёт сердце. Современная жизнь такова, что такое понятие, как «сиротство» в стране, к сожалению, ещё есть, и причём в крупном масштабе.

Выстроенная за долгие годы система детских домов и школ-интернатов претерпевает сегодня изменения.

Всё чаще слышим мы на разных уровнях: «Детских домов и школ-интернатов не должно быть! Детей определить в семьи — и проблема сиротства будет решена».

Да, мы видим, что после того, как в России 2008 год был объявлен Годом семьи, произошла активизация семейных форм устройства детей-сирот. Жизнь показывает, что необходимо искать новые формы работы. Но нельзя допустить, чтобы новые подходы к проблеме сиротства исключали выработанную годами ювелирную, отточенную систему работы учреждений для детей-сирот.

И целесообразнее, на мой взгляд, говорить не о ликвидации и закрытии сети детских домов и интернатов, а об оптимизации работы этих учреждений. Если в учреждениях есть хорошая материально-техническая база и, главное, сотрудники обладают значительным воспитательным потенциалом, значит, эти учреждения имеют право на жизнь. Ведь с развитием семейных форм устройства детей они стали не только учреждениями для детей, лишённых родительского попечения, но и центрами помощи замещающим родителям.

Например, в 2005 году в нашем коррекци-онном учреждении воспитанников было 206. Сегодня — 193. Из них 151 проживает в приёмных семьях, и лишь 34 находятся на

О

ПЕДАГОГИКА И ПОЛИТИКА

круглосуточном пребывании. За это время нами определено в приёмные семьи 243 ребёнка. И до сих пор не было ни единого случая возврата. Что, дети особые? Или приёмные родители? Нет. Наши дети имеют диагноз «умственная отсталость», и родители далеко не все получили педагогическое образование, хотя и обучаются в Школе приёмных родителей, которая организована на базе учреждения. Причина в другом.

С первых дней приёмного родительства каждая семья получает мощную профессиональную поддержку от педагогического коллектива школы-интерната, службы сопровождения, которая работает в учреждении. Дети, ранее находившиеся в интернате, а теперь живущие в семьях, не оторвались от своего гнезда.

Сегодня у нас седьмая часть ребят пока являются воспитанниками учреждения, но с ними работают специалисты, их готовят к определению в семью и каждому из них такая семья подбирается. Предположим, что детских домов и школ-интернатов нет. Проследим цепочку: родителей ребёнка лишили родительских прав — и что, сразу его помещать в новую семью? А как же адаптационный период? Кто будет изучать ребёнка, готовить его в семью? А главное, как же подобрать для него семью, если мы не знаем о его особенностях?

Нельзя сегодня бездумно закрыть детские дома и интернаты, ибо мы потеряем выстроенную систему подготовки кадров, способных работать с такой очень сложной категорией детей. Кроме того, в учреждениях для детей-сирот воспитательная работа осуществляется в круглосуточном режиме. И это даёт возможность восполнить тот воспитательный пробел, который характерен для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. А это, я считаю, очень важно.

В настоящее время на базе учреждений для детей-сирот создаются школы приёмных родителей, службы сопровождения. Таким образом, создана эффективная форма работы как с детьми, так и с семьями, т.е. новая система, выполняющая социальный закон государства.

Школа приёмных родителей, служба сопровождения — это настоящие спутники замещающих семей. Все понимают: ребёнка отдать в семью просто, но сложно сделать его счастливым.

Сегодня в Краснодарском крае проблема определения детей в семью решается успешно. Можно считать, что этот механизм отработан. Так, девять из десяти детей-сирот находятся в семье.

На территории каждого муниципалитета действуют школы приёмных родителей, службы сопровождения, которые позволяют снизить остроту проблемы вторичного сиротства. Все знают, что вторичное сиротство приводит к необратимым негативным последствиям для психики ребёнка и потере доверия к взрослому. В Краснодарском крае количество возвратов детей составляет ме-

Т.И. Курасова. Все формы устройства детей-сирот имеют право на существование

нее двух процентов. И именно ради этих пусть даже двух процентов нужно объединять усилия многих структур: власти, интернатных учреждений, детских домов, семьи, службы сопровождения, замещающих семей.

На территории Краснодарского края задача реструктуризации детских домов решается не под административным нажимом. Сама жизнь диктует нам необходимость частичного перепрофилирования детских домов. У нас в крае за прошлый год на двадцать процентов уменьшилось число детей-сирот, а следовательно, уменьшилось и число воспитанников школ-интернатов. Но квалифицированным кадрам этих учреждений находится другое применение — работа с замещающими семьями.

Благодаря активной пропаганде семейных форм устройства детей в крае увеличивается число детей различного возраста, которые обретают семью. В этом отрадном процессе есть особенно сложный аспект: семейное устройство детей, имеющих те или иные проблемы в развитии, в здоровье. Устройство таких детей на воспитание в семью — задача достаточно сложная. Но, как показывает опыт, вполне решаемая при определённых условиях. Одним из таких условий стало систематическое психолого-педагогическое, социально-педагогическое сопровождение приёмных семей, взявших на воспитание детей с проблемами в развитии и в здоровье, специалистами детских домов и школ-интернатов. К сожалению, научное осмысление и научно-методическое оснащение этого сложнейшего процесса делают только самые первые шаги. Этот социальный феномен, вызванный самой жизнью, в последние годы заслуживает самого пристального внимания и учёных, и практиков.

Воспитание детей-сирот признано сегодня профессиональной деятельностью, и приёмный родитель получает социальные гарантии, независимо от уровня образования, семье делегируется юридическая ответственность за ребёнка на время его воспитания. Эта форма устройства детей для родителя является работой, за которую государство выплачивает зарплату. Вот почему так важно помочь родителям обрести профессионализм. Успешная реализация родительских ролей во многом зависит от воспитательного потенциала семьи. Его-то и стремятся усилить, развить социальные педагоги и психологи службы сопровождения и Школы приёмных родителей.

Сегодня очевидно всем: необходимо учить родителей, повышать профессиональные родительские компетенции, создавая тем самым эмоциональное благополучие ребёнка. Отрадно отметить, что в контексте реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» институт социальной педагогики г. Москвы в течение 2011—2012 годов совместно с соисполнителями-учёными

П Е Д А Г О Г И К А И П О Л И Т И К А

и практиками осуществляет пилотный социально-педагогический эксперимент по проекту «Профессиональная школа родителей». Этот проект охватывает более чем 30 регионов России.

При сохранении детских домов и школ-интернатов педагоги этих учреждений имеют возможность продолжить наблюдение за организацией учебно-воспитательного процесса для ребёнка. И конечно, при необходимости оказывать помощь. Следовательно, таким образом сохраняется воспитательное поле, т.е. создаётся благоприятная среда как для самого ребёнка, так и для его новой семьи.

Почему мы решили участвовать в эксперименте? Прежде всего, чтобы помочь замещающим родителям решать проблемы, которые возникают на их нелёгком пути. Ведь кто-то из них успешно, а кто-то менее успешно преодолевает трудности. А участие в эксперименте, помимо всего прочего, даёт возможность создать систему наставничества в родительском сообществе и, конечно, систему непрерывного обучения, повышающую компетентность родителей. Ведь сегодня мы понимаем, что материнство — это не только необходимый, но и очень сложный труд. Неслучайно депутаты Государственной думы РФ часто озвучивают мысль М. Горького о том, что «без матери нет ни поэта, ни героя. Самое святое на земле — это мать».

Однако с развитием института замещающих семей нельзя детей лишать той надёжной пристани, которой всегда были детские дома и школы-интернаты. Всегда есть и будет определённая категория детей, которых мы не сможем передать в семьи. И куда мы сможем определить детей, ставших, к сожалению, вторичными сиротами, чтобы они восстановились после нанесённой им травмы?

Мы, практики, понимаем, почему возникла мысль о закрытии детских домов и школ-интернатов. Принято считать, что в этих учреждениях воспитывают детей чуть ли не под стеклянным колпаком. В результате выпускники склонны к потребительскому отношению к жизни, они недостаточно социализированные не подготовлены по-настоящему к овладению профессией. Но это не всегда так.

В нашем учреждении обучаются 193 ребёнка из 41 города и района Краснодарского края. Трудовое обучение ведётся по семи профилям, введено в экспериментальном режиме допрофессиональное обучение в 10 — 11-х классах. При выходе из стен школы-интерната ребёнок получает свидетельство об уровне квалификации государственного образца.

Создана крепкая материальная база для учебного и воспитательного процесса. В школе-интернате 11 лет существует достаточно развитое подсобное хозяйство с животноводческой фермой, полями, пастбищем, огородом, сельскохозяйственной техникой. Всю кормо-

Т.И. Курасова. Все формы устройства детей-сирот имеют право на существование

вую базу для животных заготавливаем самостоятельно. За этот период нами выращено зерновых — 889 т, подсолнечника — 166 т, кукурузы — 76 т.

Дети учатся выращивать овощи по современным технологиям — теплица с капельным орошением; заложен виноградник в 500 кустов.

Выходя из стен школы-интерната, они умеют делать всё, что необходимо для самостоятельной жизни.

Сегодня в нашем населённом пункте 68 приёмных семей воспитывают 151 учащегося нашей школы. Считаю, что сплав коллектива школы-интерната и родительского сообщества даёт результат: мы живём одной большой семьёй; проводим мероприятия, спортивные праздники, учёбу, встречи. И это позволяет объединить педагогическую мудрость, опыт педагогов и родительскую любовь к ребёнку. Итог — успешное осуществление приёмного родительства.

Развитие семьи, при сохранении успешно решающих свои задачи детских домов и школ-интернатов, стало национальной задачей в крае. Если два года назад детских домов и школ-интернатов для детей-сирот было 40, то сегодня их 26. И они являются центрами работы с семьями, воспитателями их воспитанников.

Развёрнутая кампания вокруг закрытия детских домов и школ-интернатов может нанести существенный вред не только работе этих учреждений, но и семейным формам устройства детей-сирот.

Эта кампания мне напоминает время, когда всей страной боролись с пьянством. Да и не заметили, как вырубили гектары виноградников. Кинулись, а было уже поздно. Как бы и сегодня нам не «наломать дров»... Ведь дело мы имеем с самым дорогим и хрупким — ребёнком.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.