Научная статья на тему 'ВРП и степень агломерированности, есть ли связь?'

ВРП и степень агломерированности, есть ли связь? Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
74
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОДСКАЯ АГЛОМЕРАЦИЯ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ВРП / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ГОРОДСКИХ АГЛОМЕРАЦИЙ / ЕДИНОЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / URBAN AGGLOMERATION / REGIONAL ECONOMICS ECONOMIC POLICY / DEVELOPMENT TRENDS OF URBAN AGGLOMERATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ткачев Евгений Викторович

В статье анализируется место городских агломераций в региональной экономике, а также влияние агломераций на развитие экономики региона. Исследуется взаимосвязь между средним уровнем ВРП и степенью агломерированности городов и прилегающих к ним территорий. Рассматривается взаимосвязь между валовым региональным продуктом и степенью диверсифицированности экономики агломерации. Анализируются структурные особенности наиболее крупных агломераций, таких как человеческий капитал и анамнез их влияния на их развитие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GRP AND AGGLOMERATION DEGREE IS THERE A LINK?

The article analyzes the place of urban agglomerations in the regional economy, as well as the impact of agglomerations on the development of the regional economy. The relationship between the average level of GRP and the degree of agglomeration of cities and adjacent territories is investigated. The relationship between the gross regional product and the degree of diversification of the agglomeration economy is considered. The structural features of the largest agglomerations, such as human capital and a history of their influence on their development, are analyzed.

Текст научной работы на тему «ВРП и степень агломерированности, есть ли связь?»

УДК 332.363:711.4-16 ББК 65.049 Т 48

Е.В. Ткачев,

аспирант кафедры государственного и муниципального управления Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, г. Москва. Тел.: +7 (915) 245-57-66, e-mail: jekatk93@mail.ru

ВРП И СТЕПЕНЬ АГЛОМЕРИРОВАННОСТИ, ЕСТЬ ЛИ СВЯЗЬ?

(Рецензирована)

Аннотация. В статье анализируется место городских агломераций в региональной экономике, а также влияние агломераций на развитие экономики региона. Исследуется взаимосвязь между средним уровнем ВРП и степенью агломерированности городов и прилегающих к ним территорий. Рассматривается взаимосвязь между валовым региональным продуктом и степенью диверсифицированности экономики агломерации. Анализируются структурные особенности наиболее крупных агломераций, таких как человеческий капитал и анамнез их влияния на их развитие.

Ключевые слова: городская агломерация, региональная экономика, ВРП, экономическая политика, направление развития городских агломераций, единое социально-экономическое пространство.

E.V. Tkachev,

Post-Graduate Student of the Department of State and Municipal Management of the Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow. Ph.: + 7 (915) 245-57-66, e-mail: jekatk93@mail.ru

GRP AND AGGLOMERATION DEGREE IS THERE A LINK?

Abstract. The article analyzes the place of urban agglomerations in the regional economy, as well as the impact of agglomerations on the development of the regional economy. The relationship between the average level of GRP and the degree of agglomeration of cities and adjacent territories is investigated. The relationship between the gross regional product and the degree of diversification of the agglomeration economy is considered. The structural features of the largest agglomerations, such as human capital and a history of their influence on their development, are analyzed.

Keywords: urban agglomeration, regional economics economic policy, development trends of urban agglomerations.

На современном этапе развития, при обсуждении таких понятий, как «экономический рост региона», «системное развитие региона», «создание единого социоэкономического пространства в регионе», «модернизация и обеспечение устойчивости национальной экономики», приходит понимание того, что их сущность и содержание вытекают из современных пространственных закономерностей работы экономической системы

региона. Модернизация экономики, ее «актуализация», как сейчас принято говорить в западных странах, влечет за собой диалектическое воздействие на устоявшиеся формы экономических отношений в регионе.

Разработка же экономической политики способствует формированию территориально-хозяйственных распределений населенных пунктов и отношений и между ними. Необходимость поддержания

конкурентоспособности экономики региона приводит к мысли, что объектом управления становится не отрасль и не конкретные предприятия, а вся сеть многофакторного взаимодействия между контрагентами внутри региона на территории городской агломерации. И эта вся сеть держится на единой связующей инфраструктуре - транспортной инфраструктуре.

Сам же термин «городская агломерация» имеет два определения:

- научный, в котором агломерация описывается как система городов, ПГТ, деревень и других населенных пунктов, объединенных общей сетью товарно-денежных отношений, трудовых, социально-экономических, культурно-бытовых связей;

- управленческий, в котором агломерация описывается как управляемая структура, основанная на межмуниципальном взаимодействии органов власти ради решения вопросов межмуниципального характера.

Несмотря на то, что время образований наиболее крупных агломераций может занимать тысячелетие, сам термин относительно новый, ибо появился еще в 60-80-х годах ХХ века.

В течение последних 30 лет тенденция экономического роста, демографического роста сохраняется преимущественно в крупных городах и системах расселения, причем данная практика наблюдается не только в России, но и в странах Азии.

Если систематизировать большинство исследований ученых, консалтинговых компаний и министерств региональных развитий, то можно выделить основные факторы, на которые опирается рост агломераций: обширный внутренний рынок, способность к развитию человеческого капитала, способность к внедрению инноваций, интенсивность предпринимательской активности, качественная городская среда и развитая социальная инфраструктура. Сочетание перечисленных факторов способствует активному развитию деловых и финансовых услуг, высокотехнологичных и наукоемких отраслей обрабатывающей промышленности и сферы услуг с более высокой производительностью

труда по сравнению с остальными территориями.

Говоря о развитости региона, в первую очередь, подразумевают его рейтинг внутри страны. Если в регионе выше среднего уровень зарплат, а объем товарооборота превышает средний уровень по стране, то можно утверждать, что такой регион имеет большие шансы считаться «развитым».

Говоря об основном региональном показателе экономической мощи региона, исследователи часто используют показатель ВРП. Однако подчас в практике встречаются случаи, когда вся экономическая мощь региона сосредоточена внутри одной агломерации, которая является «ядром» данного региона.

Если посмотреть мировую статистику по объему ВРП, можно увидеть, что на 2017-2019 гг. мировыми лидерами оставались несколько городов: Токио, Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Лондон, Париж. Следствием такого высокого уровня развитости городов являются сильные агломерационные связи.

Есть мнение, что агломерации являются «точками роста» не только региона, но национальной экономики вообще. Используя агломерационные преимущества, вышеперечисленные лидеры обгоняют собственные страны локации по большинству показателей.

И этому есть подтверждение: Лос-Анджелес, являясь «столицей» штата Калифорния, является также и лидером по ВРП во всем США в 2018 г. Официальные источники пишут, что все благодаря компаниям из списка Fortune 500 и IT-гигантам (таким как Apple, Google, HP, CiscoSys.), которые расположили свои штаб-квартиры именно здесь и юридически здесь платят налоги, однако это следствие, а причина - в невероятно развитой транспортной инфраструктуре (железнодорожной, морской и автомобильной) и высокой производительности труда: 110 тыс. долл. США по паритету покупательной способности.

Рассмотрим более подробно структурные особенности социально-экономического развития таких крупнейших городских агломераций мира, как Лондон, Париж, Нью-Йорк и

Токио, а в частности - особенности структурных изменений, которые происходят у них в сфере среднего и малого бизнеса.

Вывод из городской среды производственных предприятий оказывает оздоровительное воздействие на городскую среду и ее экологию, позволяя занимать освободившиеся места менее требовательными предприятиями, которые, тем не менее, также способны давать рабочие места для городских жителей. Не стоит также забывать о важной роли, которую играет ограниченность трудовых ресурсов и высокая стоимость труда в городе по сравнению с периферийными территориями. Однако подобные преобразования требуют значительных капиталовложений. Конечно, крупнейшие ядра агломераций могут получать значительное финансирование из сторонних источников, например, из государственных и региональных бюджетов. Однако им как развитой территории намного легче извлекать ресурсы из своей развитой городской среды. Необходимость в повышении экономического потенциала проявляется в достаточно гибких нормативных актах и сопровождается привлечением больших ресурсных

возможностей, которые сконцентрированы в данных агломерациях [2].

Определенное представление об экономике крупных городов и их округов можно получить из рассмотрения структуры занятости по основным видам деятельности (табл. 1.).

Из данных табл. 1 следует, что у Московской агломерации есть значительные отличия от Лондонской и Токийской агломераций. Москва до сих пор считается сильным индустриальным городом, в нем сосредоточено 32,2% занятого населения, тогда как в остальных городах показатель куда ниже: 17% - в Лондоне; 24,1% - в Париже; 13,4% - в Нью-Йорке и 23,7% - в Токио.

Если рассматривать сферу услуг, можно заметить, что в Москве в этой сфере сосредоточено всего около 40% занятых, тогда как в сравниваемых городах (табл. 1) в этой сфере сосредоточено 60-70% занятых в городской экономике. Объяснение этому противоречию можно найти ниже.

Как уже говорилось ранее, благодаря плотной застройке, развитой инфраструктуре и связи агломерации стягивают на себя большинство административных функций, в том числе и управления, объекты которой

Таблица 1

Структура занятости в крупнейших городах мира [1]

Показатели Москва Лондон Париж Нью-Йорк Токио

Занято всего (тыс. чел.) 5139 3255 4153 3257 7394

Виды деятельности Структура занятости по видам деятельности (%)

Промышленность 21,6 13,0 16,5 10,7 16,8

Строительство 10,6 4,0 7,6 2,7 6,9

Торговля 10,3 13,5 27,8 11,2 30,8

Финансы и страхование 3,6 21,0 6,1 13,3 6,3

Операции с недвижимостью 0,1 2,0 2,1 3,3 2,7

Транспорт и связь 10,2 9,0 4,2 7,2 6,7

Энергетика и водоснабжение 5,0 0,9 4,5 2,3 0,4

Сфера услуг 21,0 25,0 29,0 43,5 26,6

Управление 4,1 8,0 ---- 2,8 2,7

Прочие виды деятельности 13,5 3,6 ---- 3,0 0,1

находятся далеко за ее пределами. В последние 10-15 лет благодаря развитости интернет-технологий крупнейшие города становятся новой родиной для банков, страховых и финансовых организаций, бирж и т.д. Эта концентрация также дает высокий уровень доходности (по сравнению с классической производственной занятостью) в сфере специальных технических и бизнес-услуг. В Лондоне, старой финансовой столице мира, эти виды деятельности имеют доминирующий вес и приносят до 45,6 млрд долл. дохода в год, что дает нам треть ежегодного объёма от всех видов деятельности в городе. Рассмотрим подробнее данные о структуре занятости в сфере оказания бизнес-услуг (табл. 2).

Столь стремительную динамику Нью-Йорка и Лондона можно объяснить следующим образом: Нью-Йорк и Лондон уже давно имеют статус крупнейших игроков в финансовом секторе. Так как финансы и администрирование их потоками неразрывно связаны друг с другом, у обоих городов были все ресурсы, чтобы первыми «выстрелить» в данном направлении. За последние 20 лет в Нью-Йорке занятость в сферах финансов и бизнес-администрирования выросла на четверть, создав почти 800,000

рабочих мест для специалистов. Только в самом Токио, благодаря повальному внедрению новейших способов передачи информации, за последние 10 лет занятость в бизнес-обслуживании выросла на 52%, достигнув уровня 1540 тыс. работающих. Наибольший скачок в развитии получили следующие отрасли:

- компьютерная и 1Т-сфера дали рост в 3,3 раза;

- НИ-службы и кадровые технологии - в 6,5 раз;

- услуги по оказанию бизнес-администрирования и консалтингу выросли в 3 раза.

В России же (в частности в Москве) похожая тенденция тоже имеется, однако выражена она по-особенному. Дело в том, что в агломерациях Нью-Йорка, Лондона и Парижа нет такого стремительного разрыва цен на жилье или аренду помещений. Пока крупнейшие компании бьются за офисные места в самом «деловом сердце» старого или нового света, российская практика дает ассиметричный ответ: все виды услуг, которые можно оказывать удаленно, лучше разместить в офисах за пределами города, а в идеале - так и вообще в другом регионе. И налоги меньше, и аренда дешевле, и

Таблица 2

Структура и динамика занятости в сфере оказания бизнес-услуг [1]

Бизнес услуги (виды деятельности) Лондон Париж Нью-Йорк Токио

тыс. чел./ % тыс. чел./ % тыс. чел./ % тыс. чел./ %

Банки и финансы 239/7,7 150/4,7 306/9,4 345/3,9

Страхование 36/1,1 56/1,8 81/2,5 166/1,9

Операции с недвижимостью 59/1,9 всего по этим услугам 454/14 116/3,6 229/2,6

Рекламная деятельность 22/0,7 33/1,0 74/0,8

Компьютерное обслуживание 40/1,3 18/0,6 283/3,2

Инжиниринг и архитектура 57/1,8 16/0,5 97/1,1

Юридические услуги 54/1,7 70/2,2 23/0,3

Аудит и бухучёт 49/1,6 26/0,8 34/0,4

Подбор специалистов 56/1,8 47/1,4 23/0,3

Обслуживание зданий и офисов 93/3,0 34/1,0 118/1,3

Управленческие услуги 41/1,3 29/0,9 149/10,6

Бизнес услуги, всего 747/24,0 660/20,7 776/24,0 1540/17,5

Занято в городе, всего 3092/100 3183/100 3241/100 8777/100

средняя заработная плата для персонала тоже ниже.

В московской же агломерации средний уровень производительности труда г. Москвы (103 тыс. долл. США по ППС), ядра агломерации, выше производительности Московской области (65 тыс. долл. США по ППС), периферии агломерации, на 37%. В агломерации в целом - 89 тыс. долл. США по ППС.

Московская агломерация является лидером по:

- образованию и интеллектуальному капиталу;

- искусству и креативному сектору;

- транзакционным издержкам;

- количеству созданных рабочих мест за своими пределами.

Однако Московская агломерация уступает лидерам по:

- общей производительности труда (мешает нестабильность валюты);

- инфраструктурным издержкам (перегруженность транспортных путей внутри одних ареалов и их нехватка в других);

- среднему уровню доступности жилья: одна из самых дорогих в Европе, наравне с Лондоном, московская недвижимость даже дороже своих «соратников» из Лос-Анджелеса и

куда дороже примерно равной площади в Токио.

Излишек и диверсифицирован-ность рабочих мест в Московской агломерации позволяет невостребованным специалистам трудоустроиться в другой сфере быстрее, чем в других регионах. В агломерациях, относящихся к развитым странам, сложность поиска работодателем востребованных специалистов ниже, чем в странах их нахождения, то есть найти таких специалистов в агломерации легче, чем в среднем по региону и стране. В развивающихся странах результат прямо противоположный. Большинство агломераций сталкиваются с проблемой увеличивающегося количества невостребованных должностей при усиливающемся уровне конкуренции за высококвалифицированных специалистов [3].

Таким образом, можно сделать вывод, что агломерированность территории ведет к развитию человеческого капитала, способности к внедрению инноваций и экономической необходимости поддержания/создания инфраструктурного каркаса, обеспечивающего функциональность этой системы. Развитие указанных пунктов приводит к диверсификации экономики и, как следствие, к увеличению ВРП.

Примечания:

1. Малый бизнес Москвы. URL: http://mbm.allmedia.ru/content/document_r_ F25B126A-A244-4AEE-87A6-56855C342386.html.

2. Разнообразие и концентрация отраслей в российских городах как факторы экономической эффективности / П.Д. Кузнецов, П.В. Воробьев, Н.Б. Давидсон, Н.В. Кисляк // Вестник УрФУ. Сер. Экономика и управление. 2014. № 6. С. 4-18.

3. Эффект масштаба: первый глобальный рэнкинг агломераций: отчет, представленный компанией PwC в 2017 г. URL: https://www.pwc.ru/ru/assets/agglomerations-rus.pdf.

References:

1. Small business in Moscow. URL: http://mbm.allmedia.ru/content/document_r_ F25B126A-A244-4AEE-87A6-56855C342386.html.

2. The diversity and concentration of industries in Russian cities as factors of economic efficiency / P.D. Kuznetsov, P.V. Vorobyov, N.B. Davidson, N.V. Kislyak // Bulletin of UrFU. Ser. Economics and Management. 2014. No. 6. Pp. 4-18.

3. The economies of scale: the first global ranking of agglomerations: report presented by PwC in 2017 URL: https://www.pwc.ru/ru/assets/agglomerations-rus.pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.