ФИЛОСОФИЯ
Вестн. Ом. ун-та. 2009. № 4. С. 30-33.
УДК 115:78 Д. И. Бахтизина
Сибайский институт Башкирского государственного университета (СИБГУ)
ВРЕМЯ В МУЗЫКЕ
Посвящена проблеме времени в музыке. Специфичность музыкального времени определяется особенностями протекания в ней интонационных процессов. Каждая эпоха создает свой образ времени, который находит воплощение в музыке.
Ключевые слова: время, бытие музыки, временные процессы в музыкальной форме, континуальное время, становление, мгновение и вечность в музыке.
Жизнь есть музыка с её живым и жизнь творящим ритмом.
Э. Жак-Далькроз Музыка - это параметры времени и пространства в её звуковом взаимодействии.
Б. Печерский
Музыка - тот вид искусства, который теснее всего связан со временем, так как сама сущность его - в движении. Возможно, поэтому на музыку всегда смотрели как на хранилище эзотерического знания, таящего в себе секрет самой животрепещущей загадки человечества.
Тайна времени - одна из тех, над разгадкой которых постоянно билась мысль человека. Трудно назвать какого-нибудь мыслителя, который, изучая бытие, не остановился бы на проблеме времени. Она волнует человечество потому, что непосредственно касается каждого человека, который на себе ощущает неотвратимость и безжалостность времени. Сама непродолжительность человеческой жизни заставляет мыслителя напряженно задумываться над проблемой времени, смотреть на время со страхом и ожиданием, как на неумолимого Хроноса или прядущих нить судьбы парок. Человек живет, в основном, воспоминаниями о прошлом и ожиданием будущего. Момент настоящего, как показывают наблюдения, оказывается вне его внимания. А ведь жизнь - это именно текущее настоящее. По мнению Г. Вильдановой, «ум постоянно отрицает настоящий миг в бытии и сопротивляется ему», «воспринимает безвременный настоящий миг как угрозу» [2, с. 164]. Может быть, причина кроется в том, что настоящий миг не осознается человеком, не насыщен еще смыслом, а для человека неизвестность и отсутствие смысла всегда были сигналом опасности. Только последующее осмысление дает возможность приобщить данную информацию к разряду привычных и неопасных. Но это уже будет не настоящее, а прошлое.
© Д. И. Бахтизина, 2009
В движении заключена сущность самой жизни, представляющей собой череду непрерывных и вытекающих друг из друга явлений. Понятие бытия подразумевает движение как динамический процесс, сочетающий в себе неизменность и вечное преображение. Вечность бытия, его несотворенность и устремленность в будущее обеспечиваются постоянными, незаметными его изменениями.
Загадочность феномена времени заставляла задумываться и музыкантов. Интересны в этом отношении рассуждения И. Стравинского, композитора, который весьма остро ощущал динамику времени. «Музыка - единственная область, в которой человек реализует свое настоящее, - писал он, - несовершенство природы его таково, что он обречен испытывать на себе текучесть времени, воспринимая его в категориях прошедшего и будущего и не будучи никогда в состоянии ощутить его как нечто реальное, а следовательно, и устойчивое, настоящее». Размышляя над ролью музыки в постижении феномена времени, композитор утверждает далее: «Феномен музыки дан нам единственно для того, чтобы внести порядок во все существующее, включая сюда, прежде всего, отношения между человеком и временем» [5, с. 99].
Стремление упорядочить свои отношения с неким внешним, неподвластным человеку началом, каковым является и время, существовало всегда. Порядок для человека всегда был областью понятного, привычного и, следовательно, безопасного, освоенного. От него идет и древняя идея превращения хаоса в гармонию, продиктованная желанием превратить мир в нечто близкое человеку, домашнее. Энтелехия, так тщательно разработанная Аристотелем, тоже становится способом не просто рационального освоения мира, но утверждения человеком собственного приоритетного права на творение. Энтелехия, ставшая, таким образом, универсальным принципом творчества человека, будет существовать столько, сколько живет человечество.
Музыка как искусство временное отражает в миниатюре процессуальность самого бытия. Наличие в каждом музыкальном произведении начала, развития и завершения, выраженного в универсальной асафьевской формуле 1 : т : 1, как
нельзя более точно отражает течение времени. Следует заметить, что формула Асафьева раскрывает и такую сторону музыкальной формы, как цикличность. Такие категории, как импульс, развитие и завершение присутствуют на всех уровнях формы, образуя иерархическую лестницу содержания произведения. Цикличность музыкальной формы отражает, с одной стороны, её замкнутость, обращенность на себя, с другой - её разомкну-тость, при которой один цикл становится импульсом для появления другого, находящегося на более высокой ступени иерархической лестницы. Если принять во внимание, что бытие пронизано цикличностью, то становится понятным, насколько полно отражает эту закономерность бытия музыка.
Особенность музыки состоит в том, что она постоянно находится в движении, никогда не останавливаясь. Даже пауза в музыке - это перерыв в звучании, но отнюдь не остановка движения. Эту особенность музыки хорошо чувствовали талантливые исполнители и педагоги. Так, Г.Г. Нейгауз говорил, что «тишину, перерывы, остановки, паузы (!) надо слышать, это тоже музыка!» [4, с. 43]. Вообще, всё, что попадает в пространственно-временной континуум музыкальной формы, становится принадлежностью музыки.
В движении заключается сам смысл существования музыкальной формы. Завершение движения означает завершение формы. Так как музыкальное произведение представляет собой часть отграниченного во времени-пространстве бытия музыки, то оно неизбежно завершается. Однако форма не может завершиться где угодно, поэтому окончание произведения вовсе не является формальным моментом. Напротив, конец тщательно подготавливается с таким расчетом, чтобы заранее «погасить» динамику движения. Завершение произведения - это не просто окончание, а результат, к которому шло всё движение. Он впитывает в себя все те изменения, которые происходят во время разворачивания формы, ибо результат вбирает в себя содержание процесса её существования. Но формальное завершение музыкального произведения не означает его фактического окончания. Отзвучав в реальности, оно продолжает жить в иных формах: в созданном звучанием му-
32
Д. И. Бахтизина
зыки энергетическом поле, в сознании слушателей, в воспоминаниях исполнителя. В этом отношении прозвучавшее единожды произведение становится, скорее, началом своего бытия в других формах.
Музыкальное произведение имеет чисто физические границы, которые можно определить астрономическим временем. Но оно, хотя и обнимает произведение, носит чисто формальный характер. Время задается в музыке не количеством часов и минут его звучания и даже не темпом, а интенсивностью протекания в ней интонационных процессов. Таким образом, время в музыке - внутренний фактор, являющийся следствием её специфики. Время в музыке определяется скоростью разворачивающихся в ней процессов, активностью её событийности. В данном случае даже такая временная характеристика музыки, как темп, может не играть существенной роли. Если в произведении происходит непрерывное и частое изменение материала, то даже медленный темп не сможет сделать музыку статичной. Такова особенность, например, медленных частей сонат Л. Бетховена, где за короткий промежуток времени происходят столь значительные изменения, что даже при медленном темпе создается ощущение активного, динамичного развития.
Представления о времени традиционно связываются с категориями прошлого, настоящего и будущего. В музыке они весьма специфичны благодаря тому, что время в ней особое - континуальное, идущее вразрез с привычным физическим временем и рождающее парадоксы. Большую часть звучащей музыки составляет её прошлое и будущее, настоящему принадлежит лишь один миг, который моментально исчезает. Но этот миг имеет настолько большое значение в музыке, что А. Лосев рассматривает всю музыку как длящееся настоящее, которое не переходит в прошлое. По мнению А. Лосева, прошлое - это недостаток бытия, отсутствие его, то, чего уже нет, а будущее -ожидание бытия. Для музыки же характерно всеприсутствие - в ней, до завершения произведения, нет ощущения того, что звучание исчезло. Таким образом, приходит к выводу ученый, «перед нами течение времени - без перехода в прошлое» [3, с. 210]. А. Лосев рассматривает
время в музыке как длительное настоящее, которое возникает благодаря тому, что в ней присутствует высокая степень слитности звуков, не позволяющая рассматривать каждый звук в отдельности от других. Это, кстати, было отмечено и М. Бонфельдом, который трактует всё музыкальное произведение как единый, нечленимый знак. Звук, лишенный связи и вырванный из контекста музыкального произведения, перестает быть музыкой, так как теряет свой смысл, свою интонационную наполненность. Благодаря этому всё в звучащей музыке концентрируется вокруг настоящего, что и позволяет при её восприятии остро ощущать здесь-и-сейчас-бытие. Парадоксальность ощущения при слушании музыки возникает благодаря тому, что, с одной стороны, музыка воспринимается как длящееся настоящее, что создает ощущение остановки времени, с другой - непрерывное движение рождает ощущение истекания времени, чему способствует сама процес-суальность музыки. Соединение динамики и статики в музыке делает её уникальным явлением в мире искусства.
Музыка - это не только погружение во время, острое переживание времени, это и игра со временем. Специфические приемы музыки позволяют ей ускорить и замедлить течение времени. Приметы времени присутствуют в музыке всюду. Каждый её раздел отмечен определенным характером протекания временных процессов. Таким образом, не только место расположения материала, но и сама его специфика определяет его неповторимую характерность. Во власти музыки замедлить, оттянуть время, дать возможность насладиться его прелестью. Миниатюры композиторов-романтиков демонстрируют примеры «остановившегося мгновения», дающего возможность впитывать его и радостно переживать его полноту. Но музыка также способна подчеркнуть стремительность пролетающего времени, причем сделать это такими приемами, где темп будет не самой яркой его стороной.
Обычно человек переживает жизнь как будущее, которого нужно ждать. Человек, мысль которого не устремлена в будущее, не способен жить. Ожидание повышает ценность будущего, но и умеряет ценность настоящего, которое в проекции будущего расценивается как нечто
менее значимое, просто как шаг к ожидаемому и желаемому. Человеку необходимо научиться переживать жизнь не только как прошлое и будущее, но и как протекающее настоящее. Однако склонность к обобщениям всегда приподнимает его над сейчас-бытием. В результате, человек пробегает мимо настоящего, не уделяя ему должного внимания.
На настоящем человеку помогает остановиться именно музыка. Недаром К. Леви-Стросс сказал, что, только слушая музыку, и только в тот момент, когда мы её слушаем, мы приближаемся к тому, что можно назвать бессмертием. Вероятно, ученый имел в виду то, что умение пережить мгновение дает человеку особое знание, приобщающее его к вечности. Музыка раскрывает перед человеком возможность переживания настоящего как здесь-бытия. Она погружает нас в миг настоящего, т. е. того, что происходит непосредственно, дает возможность заглянуть в действие того механизма, из которого соткано неуловимое время. Мгновение, наполненное смыслом, обретает для человека ценность, не просто становясь безличной чередой явлений, значимость которых заключается только в их множественности, а приобретая самостоятельность. Здесь мгновение смыкается с вечностью, ибо вечно то, что значимо само по себе, вне зависимости от чего-либо иного.
В музыке быстротечность, естественно, сопрягается со стабильностью, что и рождает ощущение прикосновения к вечности. Каждый миг музыки воспринимается как сама сущность бытия в её изменчивости и постоянстве. Исчезает та неопределенность мига, которая, из-за отсутствия в ней информативной насыщенности, воспринимается как угроза. В музыке нет мгновений, свободных от смысла.
Мгновение, теряя неопределенность, рождающую состояние угрозы, освобождает человека от напряжения. Человек, слушая музыку, становится свободным, т. е. обретает себя. Возникает та ситуация, при которой свобода понимается в
её экзистенциальной трактовке как верность человека самому себе (см.: [1, с. 180-181]). Время в музыке превращается в часть вечности.
Каждая эпоха создает свой образ времени, представляющий собой обобщение динамики её временных процессов. Наиболее яркое воплощение образ времени эпохи находит в музыке как самом динамичном искусстве. Так, средневековая музыка создала в григорианском хорале образ застывшего времени, что было связано с восприятием музыки как проводника идеи вечности и незыблемости христианской истины. Время эпохи классицизма, проявившееся в произведениях композиторов - венских классиков, отличается крайней динамичностью. Недаром наиболее активная музыкальная форма, способная отражать сложные явления действительности в их динамике - сонатная, - появилась именно в это время.
Знаменитый пианист XX в. А. Шнабель определил музыку как цепь непрерывных изменений. В этом отношении музыка является олицетворением времени. Особенность музыкальной формы состоит в том, что она находится в вечном становлении, т. е., по словам А. Лосева, составляет синтез бытия и не-бытия (см.: [3, с. 272]). Подобный парадокс возникает за счет уникальной жизни времени в музыке. Время - вечная загадка для человечества, и музыка, возможно, является тем путем, который способен приоткрыть её тайны, ответив на некоторые важные её вопросы.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Аббаньяно Н. Введение в экзистенциализм.
СПб., 1998.
[2] Вильданова Г.Б. Онтологические и гносеологи-
ческие основания мудрости и истины. Уфа:
Изд-во БГПУ, 2008.
[3] Лосев А.Ф. Музыка как предмет логики // Из
ранних соч. М.: Просвещение, 1990.
[4] Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры.
Записки педагога. М.: Музыка, 1988.
[5] Стравинский И. Хроника моей жизни. Л.: Музы-
ка, 1962.