Научная статья на тему 'Время социальных сетей: проблема хроноцида'

Время социальных сетей: проблема хроноцида Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
169
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Шалимов А. Б.

В статье рассматривается проблема хроноцида, времяубийства с использованием социальных сетей. Автор анализирует ноуменальное и феноменальное время социальных сетей и приходит к выводам о том, что хроногенезис в социальных сетях, означает хроноцид в реальной действительности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Время социальных сетей: проблема хроноцида»

рально-нравственной основой деятельности социальных работников, обуславливающий выбор в пользу общечеловеческих ценностей.

Список литературы:

1. Бердяев Н.А. Философия свободы [Электронный ресурс] / Н.А. Бердяев. - Режим доступа: http://www.vehi.net/berdyaev/filos_svob/index.html.

2. Кант И. Как возможен категорический императив [Электронный ресурс] / И. Кант // Основы метафизики нравственности. - Режим доступа: http://www.philosophy.rU/library/kant/omn.html#_Toc439571631.

3. Махова Н.П. Этика: учебное пособие / Н.П. Махова. - Омск: Изд-во ОмГТУ 2008. - 108 с.

4. Махова Н.П., Филатов В.А. Профессионально-этические основы социальной работы: учебное пособие / Н.П. Махова, В.А. Филатов. - Омск: Изд-во ОмГТУ 2003. - 90 с.

5. Сартр Ж.П. Экзистенциализм - это гуманизм [Электронный ресурс] / Ж.П. Сартр. - Режим доступа: http://www.i-u.ru/biblio/archive/sartr_exis-tencialism.

6. Философия: учебное пособие / под ред. Н.П. Маховой. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2008. - 344 с.

7. Хайдеггер М. Экзистенциально-онтологические основания совести. [Электронный ресурс] / М. Хайдеггер // Бытие и время. - Режим доступа: http://www.heidegger.ru/sobranie_new.php.

ВРЕМЯ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ: ПРОБЛЕМА ХРОНОЦИДА

© Шалимов А.Б.*

Сибирский федеральный университет, г. Красноярск

В статье рассматривается проблема хроноцида, времяубийства с использованием социальных сетей. Автор анализирует ноуменальное и феноменальное время социальных сетей и приходит к выводам о том, что хроногенезис в социальных сетях, означает хроноцид в реальной действительности.

Памяти профессора, доктора философских наук Альберта Яновича Райбекаса

Суммарно люди проводят 700 миллиардов минут в месяц в Facebook. Согласно социологическому исследованию 2011 года россияне в среднем

* Преподаватель кафедры Журналистики. Научный руководитель: Свитин А.П., профессор кафедры Философии, доктор философских наук.

тратят на социальные сети 10,3 часа в месяц. По этому показателю Россия занимает второе место в мире после Израиля, граждане которого ежемесячно отдают социальным сетям по 10,7 часа. Далее в рейтинге идут Аргентина, Филиппины, Турция, Венесуэла и Колумбия с показателями от восьми с половиной до семи часов в месяц. Британцы и американцы ограничивают себя пятью с небольшим часами.

Социальные сети становятся одним из способов «убить время». Современная цивилизация предлагает человеку миллионы способов времяу-бийства (онлайн игры, ICQ, веб-серфинг и т.д.), даже просто на запрос «Как убить время?» Яндекс дает 92 млн. ответов. Философ М.Н. Эпштейн рассматривает это явление как постмодерную завороженность настоящим («исчезновение времени в синхронической игре означающих»). Хроноцид в реальности приводит к хроногенезису в виртуальности, и наоборот. Новое виртуальное время, время социальных сетей обладает рядом характерных качеств.

Человек воспринимает время реальной действительности как время одиночества и ищет общность в номинальной социальности социальных медиа, включаясь в виртуальную коммуникацию с людьми. Общение ради общения «съедает время», создает ощущение совместного бытия людей, соБытия встречи. Человек растворяется в коммуникации, оставляя за скобками своё одиночество. Но тем сильнее становится то чувство одиночества человека находящегося наедине с экраном.

Социологические исследования подтверждают тот факт, что сегодня люди значительно меньше времени проводят в «живом» общении, чем, например, 20 лет назад, т.е. до массового распространения компьютеров и сети Интернет. Так исследователи из Национального института общественного здравоохранения Дании в результате опроса 11-15-летних школьников установили, что современные дети тратят на живое общение с друзьями на 50 % меньше времени, чем, к примеру, дети в 1988 году. Т.е. иллюзия одиночества толкает людей к общению в сети, но при этом создает одиночество реальное. На наш взгляд это напрямую связано с восприятием времени в социальных сетях.

Время реальной действительности становится для бытия в социальных сетях ноуменальным временем, феноменальное же время как последовательная смена разнокачественных состояний той или иной «вещи» - прежде всего, изменения в новостной ленте сети - события. В каждом процессе отражена его история (память), именно она воплощена в истории сообщений пользователя, на его «стене», списке заметок, комментариев и т.д. Феноменальное время - неоднородно, оно зависит от «всплесков творчества» людей, но главным образом от количества ваших виртуальных друзей в социальной сети, ведь именно они создают для вас «повестку дня». Общение с людьми в реальной жизни носит очень фрагментарный характер, занимает чаще всего

минуты и представляет собой обмен стандартными фразами и информацией. В реальной жизни на вопрос «Как дела?» можно услышать только «Нормально». А как действительно дела у человека можно узнать, заглянув (даже анонимно) на его страницу в социальной сети.

Общение в социальных сетях носит у людей более длительный, скорее даже длящийся характер. Оно воспринимается как «навсегда», потому что мы будем получать информацию об этом человеке всё время, пока сами не решим от нее отказаться (удалив его из своих друзей).

Важным моментом является то, что пользователь в любое время может вернуться к своим сообщениям, нажать кнопку редактировать или удалить, т.е. изменить прошлое. Пользователи социальных сетей «хозяева своих слов», история их коммуникаций носит обратимый характер.

Работа в социальных сетях проводится сеансами. Каждый сеанс начинается с того, что пользователь указывает свое имя и подтверждает свою личность вводом пароля. Для удобства, сеансовость участия обычно скрывается от пользователя техническими средствами, но, тем не менее, идентификация пользователя происходит постоянно. Т.е. пользователь вводится в заблуждение, для него конструируется мир, в котором практически нет фрагментарности, есть только длящаяся история отношений, коммуникации людей с возможностью ее отредактировать, стереть лишнее, добавить новое.

Особое значение приобретает актуальность событий, т.е. тех сообщений, которые попадают в ленту пользователя. Актуальность события зависит, прежде всего, от отклика на него виртуальных друзей пользователя. Именно актуальность определяет нахождение события в прошлом, настоящем или будущем. Анонс мероприятия, события, получивший отклика, мгновенно становится прошлым. Наоборот, событие, реально произошедшее год, два или даже десятилетие или несколько назад, но обсуждаемое в социальной сети относится к настоящему длящемуся.

В 1976 году было снято на киноленту выступление советского баритона Эдуарда Хиля с вокализом советского композитора А.И. Островского «Я очень рад, ведь я, наконец, возвращаюсь домой». Это выступление, выложенное на Youtube в конце 2008 года, стало интернет-мемом «Мистер Трололо» сначала в англоязычном пространстве, а затем и в рунете. В марте 2010 года видео стало очень популярным, набрав более 5 млн. просмотров и более 13 тыс. комментариев за несколько месяцев. Факт реальной действительности тридцатилетней давности стал событием в социальных сетях сегодня. Т.е. события реально и виртуально возникают асинхронно, реальность события в социальных сетях зависит от множества часто случайных факторов, основным из которых является внимание членов вашего сообщества. Здесь становится особо важным показатель, сколько ваших виртуальных друзей находится в данный момент онлайн в социальной сети. Именно от них вы сможете получить мгновенный отклик на написанное (произне-

сенное) вами. Или не получить его, столкнувшись с непониманием, безразличием.

В такой ситуации наиболее остро стоит проблема своевременности. Насколько вы, ваши мысли, чувства, сообщения и комментарии своевременны, решает сообщество ваших виртуальных друзей. Человек, окруженный единомышленниками, будет находиться всегда в настоящем. А сообщения инакомыслящего будут мгновенно уходить в прошлое или даже растворяться в небытие. Т.е. чтобы оказаться в одном времени с людьми в социальной сети, нужно найти людей, мысли которых находятся с твоими мыслями в одном времени, т.е. своих современников. Современность в социальных сетях носит максимально субъективный и максимально социальный характер. Своевременно то, что современно для твоего круга общения, тех, с кем ты находишься в коммуникации.

Социальные сети предлагают тебе свои системы отчета времени - от момента вашей регистрации в сети, подсчет вашего, ваших детей, родителей возраста по дате рождения и т.д. Эти системы отчета связаны с измерением временных величин повседневности, статичны и оказывают минимальное влияние на ход событий в сети. В качестве примера можно привести день рождения человека, когда все его виртуальные друзья получают напоминание от социальной сети и отсылают поздравления. Так как этот параметр (день рождения) можно изменять неограниченное количество раз, существует возможность привлечь к себе внимание несколько раз в год, так как реальную дату вашего рождения знает лишь несколько виртуальных друзей.

Мартин Хайддегер пишет, что «время присутствия, мобилизованного в молчание осуществления, тянется медленнее, чем время толков, которые «не отстают от жизни»». Толки, любопытство и двусмысленность заботятся о том, чтобы все подлинное для публичности оказывалось устаревшим». Хроногенезис социальных событий социальных сетей приводит к хроно-циду реальности. Такой хроноцид как следствие приводит к клиоциду, смерти истории и историчности, так как история становится историей коммуникации, а не реально произошедшего, кроме того полностью стираются границы настоящего, прошлого и будущего, растворяясь в длящихся толках единомыслия и одинаковости. «Теперь», «потом» и «тогда» лишь вопрос согласия между членами одного сообщества.

Теряет время тот, который его никогда не имеет. Убить время способен лишь тот, кто уже находится вне зоны актуальности. Социальные сети как форма бытия, как гносеологический аппарат человека зависят от его экзистенциальных, познающих усилий, а значит, время социальных сетей не только событийно, но деятельно. Хайдеггер утверждал, что «публичное время возникает из временности фактичного присутствия». Социальные сети стирают границу фактического присутствия в публичности, но при этом повышают значимость деятельности, практики для актуализации себя.

В недавнем исследовании формирования культурной идентичности посредством социальных сетей К.О. Черняева вводит понятие темпоральной фобии (страха не успеть, опоздать, оказаться неконкурентоспособным). Вряд ли такой страх перманентно присущ всем, но именно социальные сети как социальный институт и форма бытия оказывают на данный момент самое существенное влияние на человеческие представления о времени.

Определяя наличие прямой и обратных зависимостей хроногенезиса в социальных сетях от хроноцида в реальной действительности, мы также должны отметить событийный характер и возможность управления через деятельность временем в социальных сетях, что предоставляет уникальные возможности для самоактуализации личности.

Список литературы:

1. Average Time Spent on Social Networking Sites Across Geographies [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.comscoredatamine.com/2011/ 06/average-time-spent-on-social-networking-sites-across-geographies.

2. Эпштейн М.Н. Хроноцид: Пролог к воскрешению времени / Октябрь. - 2000. - № 7. - С. 157-171.

3. Лазарев С.С. Эволюция бытия и «теория» времени: от гравитации до этики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.evolbiol.ru/lazarev1.htm.

4. Черняков А.Г. Онтология времени. Бытие и время в философии Аристотеля, Гуссерля и Хайдеггера. - СПб., 2001.

5. Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. - М., 1993.

6. Черняева К.О. Глобализация, потребление, виртуализация как культурные контексты идентичности / К.О. Черняева // Известия Саратовского государственного университета. Серия Социология и политология. - 2010. Т. 10, № 2. - С. 56-60.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.