Научная статья на тему 'Профессионально-этический кодекс социального работника как регулятор морально-нравственных отношений специалиста'

Профессионально-этический кодекс социального работника как регулятор морально-нравственных отношений специалиста Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
586
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Сердюк С. А.

Этика социальной работы как разновидность профессиональной этики; «Категорический императив» И. Канта и экзистенциальная философия о соотношении принципов свободы и ответственности; Профессионально-этический кодекс социального работника – морально-нравственная основа деятельности социальных работников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессионально-этический кодекс социального работника как регулятор морально-нравственных отношений специалиста»

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА КАК РЕГУЛЯТОР МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ СПЕЦИАЛИСТА

© Сердюк С.А.*

Омский государственный технический университет, г. Омск

Этика социальной работы как разновидность профессиональной этики; «Категорический императив» И. Канта и экзистенциальная философия о соотношении принципов свободы и ответственности; Профессионально-этический кодекс социального работника - морально-нравственная основа деятельности социальных работников.

Социальная работа - такой вид профессиональной деятельности, в которой реализация моральных принципов осуществляется более напряженно и сложно, чем во многих других профессиях [2, с. 2]. Поскольку социальная работа характеризуется высокой степенью индивидуализации работника, которая порождает сложную систему отношений и ситуаций, возникающих ежедневно в социальных службах, следовательно, нужна гибкая и эффективная система контроля, выражающая сущность данной специальности, отражающая специфику личных качеств, пригодных для нее и показывающая те социальные функции и ожидания, которые общество накладывает на эту профессию. Таким регулятором как раз и является Профессионально-этический кодекс социального работника [4, с. 101-106].

Этика социальной работы - разновидность профессиональной этики, являющейся, в свою очередь, разновидностью этики прикладной, которая применяет общетеоретические основы к тем или иным конкретным ситуациям.

Для полного раскрытия темы морали и этики в социальной работе необходимо проанализировать источники, непосредственно или косвенно освещающие эти вопросы. Дефиниции свободы и ответственности в данном случае являются аксиоматичными и закладывают фундамент экзистенциального направления философии.

По мнению Ж.П. Сартра, экзистенциализм отдает каждому человеку во владение его бытие и возлагает на него полную ответственность за свое существование. Свобода - это выбор своей самости, ибо, выбирая, я есть. Таким образом, человек не может не выбирать, то есть он не может освободиться от своей свободы. Человек оказывается «приговоренным к свободе» [5], не человек обладает свободой, а свобода владеет человеком [7], все в человеческой

* Кафедра Социологии, социальной работы и политологии. Научный руководитель: Филатов В.А., профессор кафедры Социологии, социальной работы и политологии, кандидат философских наук.

236 ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ XXI ВЕКА: СТУПЕНИ ПОЗНАНИЯ

жизни должно пройти через испытание свободой [1]. Быть личностью, а значит, быть свободным - трудно, т.к. свобода заставляет взять на себя непосильное бремя [6].

Применительно к социальной работе, этика - показатель развития нравственной свободы человека, поскольку именно эта специальность в большей степени предполагает отказ от поведения, регламентируемого природными склонностями, в пользу совершения действий, детерминируемых моральными принципами. Следовательно, социальный работник обязан обладать должным поведением и моральными принципами, которые нормативно закреплены в Кодексе.

Основоположник немецкой классической философии И. Кант дифференцировал понятия «категорический» и «гипотетический императив» [4, с. 29]. Суть последнего заключается в следующем: если человек желает чего-то определённого, то для того, чтобы иметь этот «предмет», он должен поступить определённым образом. Здесь мы не можем увидеть дефиниции ни свободы, ни ответственности, поскольку строго установленные правила нивелируют возможность самостоятельного выбора. Следовательно, моральность, тесно связанная с долгом и обязанностью, требует волевых усилий. Так или иначе, человек вынужден подавлять свои стремления и, в конце концов, выбирает то, что он должен делать независимо от его склонности.

Категорический императив можно свести к одному утверждению: «Поступай так, чтобы при этом ты мог желать, чтобы твой образ действий стал всеобщим». Иначе говоря, если образ действия не проходит проверку на «всеобщность использования», то он не может считаться нравственным. Кант И. утверждает, что человек действует нравственно только в тех случаях, когда подавляет склонности (не имеющие отношения к морали, по мнению философа) и поступает так, как обязан поступить [2].

Таким образом, и Кант, и экзистенциалисты, опираясь на понимание свободы, иллюстрируют выражение ответственности социального работника перед обществом, клиентами, профессией следующим образом: поскольку свобода человека априорно не ограничена, он волен делать всё, что захочет. То, какими методами человек будет добиваться поставленной цели, детерминируется его аксиологическими установками, которые и завершают образ «человека свободного».

Итак, Кодекс является особенным документом, которым необходимо руководствоваться специалисту по социальной работе, поскольку в нем (Кодексе) через систему императивов даны не просто указания, как следует поступать в той или иной ситуации, но посредством этих указаний специалисту предлагается сделать выбор между «склонностями» и «обязанностями», таким образом, выявляя степень его свободы: либо это фиксация на биофизиологических потребностях, либо преодоление инстинктов, пристрастий, лени, следовательно, очеловечивание человека. Этический Кодекс является мо-

рально-нравственной основой деятельности социальных работников, обуславливающий выбор в пользу общечеловеческих ценностей.

Список литературы:

1. Бердяев Н.А. Философия свободы [Электронный ресурс] / Н.А. Бердяев. - Режим доступа: http://www.vehi.net/berdyaev/filos_svob/index.html.

2. Кант И. Как возможен категорический императив [Электронный ресурс] / И. Кант // Основы метафизики нравственности. - Режим доступа: http://www.philosophy.rU/library/kant/omn.html#_Toc439571631.

3. Махова Н.П. Этика: учебное пособие / Н.П. Махова. - Омск: Изд-во ОмГТУ 2008. - 108 с.

4. Махова Н.П., Филатов В.А. Профессионально-этические основы социальной работы: учебное пособие / Н.П. Махова, В.А. Филатов. - Омск: Изд-во ОмГТУ 2003. - 90 с.

5. Сартр Ж.П. Экзистенциализм - это гуманизм [Электронный ресурс] / Ж.П. Сартр. - Режим доступа: http://www.i-u.ru/biblio/archive/sartr_exis-tencialism.

6. Философия: учебное пособие / под ред. Н.П. Маховой. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2008. - 344 с.

7. Хайдеггер М. Экзистенциально-онтологические основания совести. [Электронный ресурс] / М. Хайдеггер // Бытие и время. - Режим доступа: http://www.heidegger.ru/sobranie_new.php.

ВРЕМЯ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ: ПРОБЛЕМА ХРОНОЦИДА

© Шалимов А.Б.*

Сибирский федеральный университет, г. Красноярск

В статье рассматривается проблема хроноцида, времяубийства с использованием социальных сетей. Автор анализирует ноуменальное и феноменальное время социальных сетей и приходит к выводам о том, что хроногенезис в социальных сетях, означает хроноцид в реальной действительности.

Памяти профессора, доктора философских наук Альберта Яновича Райбекаса

Суммарно люди проводят 700 миллиардов минут в месяц в Facebook. Согласно социологическому исследованию 2011 года россияне в среднем

* Преподаватель кафедры Журналистики. Научный руководитель: Свитин А.П., профессор кафедры Философии, доктор философских наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.