Научная статья на тему 'Культурная идентификация в социальных сетях Интернета'

Культурная идентификация в социальных сетях Интернета Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1106
209
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ / ИДЕНТИЧНОСТЬ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ИНТЕРНЕТ / CULTURAL IDENTIFICATION / IDENTITY / SOCIAL NETWORKS / THE INTERNET

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Черняева Ксения Олеговна

Рассматриваются практики социальной идентификации в различных по своему предназначению и содержанию социальных сетях Интернета. Анализируются стратегии поиска партнеров, дается социологический анализ ожиданий акторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cultural Identification in Social Networks of the Internet

Practices of social identification in social networks differing in targets and contents are considered. The partner search strategies are studied and the sociological analysis of actors expectations is carried out.

Текст научной работы на тему «Культурная идентификация в социальных сетях Интернета»

3. Витгенштейн Л. Философские исследования // Новое в зарубежной лингвистике. М., 1985. Вып. XVI.

4. Новейший философский словарь / под ред. А.А. Грицанова. 3-е изд. испр. Минск, 2003.

5. Санников В.З. Русский язык в зеркале языковой игры. М., 1999.

6. Новейший философский словарь / под ред. А.А. Грицанова. Минск, 1998.

7. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения: в 30 т. Т 3.

8. Хабермас Ю. Отношения между системой и жизненным миром в условиях позднего капитализма / пер. с нем. В.И. Иванова // THESIS: теория и история экономических и социальных институтов и систем. М., 1993. Т. 1, вып. 2.

9. Швецов И.В., Вегенер Ю.С. Игра в рекламе: учеб. пособие / под ред. Л.М. Дмитриевой. М., 2009.

10. Хейзинга Й. Homo Ludens (человек играющий) / пер. с нидерл. В.В. Ошиса. М., 1997.

11. Колесников Н.П. О некоторых видах каламбура // Русский язык в школе. 1971. № 3.

12. Перфильева Н.П. Языковая игра с операциональной и прагматической позиции // Язык. Система. Личность. Языковая игра как вид лингвокреативной деятельности. Формирование языковой личности в онтогенезе: мат-лы докл. и сообщ. Всерос. науч. конф. (г. Екатеринбург, 25-26 апреля 2002 г.) / Уральский гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2002.

13. ЛюксембургА.М., РахимкуловаГ.Ф. Магистр игры Вивиан Ван Бок / А.М. Ростов н/Д., 1996.

14. Эко У. Отсутствующая структура: Введение в семиологию. М., 1998.

K.O. Chernyaeva Cultural Identification in Social Networks of the Internet

Practices of social identification in social networks differing in targets and contents are considered. The partner search strategies are studied and the sociological analysis of actors' expectations is carried out.

Key words and word-combinations: cultural identification, identity, social networks, the Internet.

Рассматриваются практики социальной идентификации в различных по своему предназначению и содержанию социальных сетях Интернета. Анализируются стратегии поиска партнеров, дается социологический анализ ожиданий акторов.

Ключевые слова и словосочетания: культурная идентификация, идентичность, социальные сети, Интернет.

УДК 316.77:11 ББК 60.026+60.031

К.О. Черняева

КУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ ИНТЕРНЕТА

I I оявление новых, все более разнообразных социальных общностей на фоне агрессивной глобализации сопровождается освоением на постсоветском пространстве западных стандартов идентичности и поведения. Огромную роль в этом процессе играет Интернет - и не только как интерактивное средство коммуникации, но и как инструмент конструирования собственной личности, а порой даже нескольких у одного и того же человека. Такая ситуация делает необходимым обращение к культурным, ценностным основаниям социального существования.

За последние годы число пользователей Интернета в России многократно увеличилось - он стал необходим не только на работе, но и занял прочное место в личном пространстве россиян. Согласно опросу, проведенному Фондом «Общественное мнение» (ФОМ), осенью 2009 г. аудитория взрослых пользователей насчитывала 42 млн человек, то есть около 36% взрослого населения страны, хотя еще совсем недавно, в июне 2003 г., 88% российских граждан никогда не пользовались Интернетом [1]. Лидером по количеству пользователей сети остается Северо-Западный федеральный округ, где Интернетом пользуются 48% процентов населения [2].

Если раньше Интернет был доступен преимущественно хорошо обеспеченным слоям населения, то сегодня он становится популярным и среди людей с низким уровнем дохода: их присутствие в сети в целом выросло на 61%. Типичным российским пользователем всемирной сети является молодой образованный человек с доходом выше среднего, но темпы интернет-проникновения в этой категории замедлились, тогда как в низкоресурсных группах, напротив, выросли. Так, среди россиян с низким уровнем дохода доля пользующихся Интернетом за год увеличилась с 12 до 21% [2].

Анонимность интернет-общения удовлетворяет стремление человека к свободе и обновлению. В сети можно вести себя гораздо раскрепощеннее, чем в обычной жизни, даже несмотря на институциализацию и формализацию интернет-коммуникаций, проявившиеся во введении ограничений и правил модерации.

Многие сетевые социальные структуры выстраиваются по законам и логике игры: ведь даже на самых серьезных сайтах присутствуют игровые элементы -анимация, мигающие баннеры, различное сочетание шрифтов. Стремление «слиться» с виртуальностью объяснимо: природа человека нуждается в игровом моменте, а вся культура, по мнению Й. Хейзинга, родилась из игры [3]. Всемирная паутина предоставляет огромные ресурсы развлечений различного рода: здесь можно найти сетевые игры любого жанра, фильмы, новости, сплетни. Этому способствуют разнообразные коммуникационные возможности - социальные сети, чаты, форумы и сайты знакомств.

На запрос «развлекательный ресурс» Яндекс отображает 12 млн страниц (данные от 6 октября 2009 г.). Развлечения Рунета представлены различными социальными интернет-сетями, которые набирают все большую популярность. Особого внимания заслуживают социальные ресурсы «В контакте», «Одноклассники», «Мой мир».

Журнал «Деловой квартал» публикует следующую статистику: в январе 2009 г. страницы социальной сети «В контакте» хотя бы раз посетили 13,09 млн уникальных пользователей из России - на 11 000 больше, чем привлекли за этот же период «Одноклассники». По данным TNS Web Index, в январе минимум раз в неделю визиты в эту сеть совершали 10,4 млн человек (аналогичный показатель «Одноклассников» - 9,5 млн), а ежедневно (в будние дни) - 6,7 млн («Одноклассники» - 4,7 млн). Третья по популярности социальная сеть -«Мой мир Mail.ru», чья месячная аудитория в январе составляла, по оценке TNS, 9,8 млн человек [4]. Если сложить данные хотя бы по этим трем социальным сетям, то получится, что практически каждый пользователь зарегистрирован в социальной сети, то есть имеет своего виртуального двойника.

В этом исследовании рассуждения строятся на основе постструктуралист-кой концепции, утверждающей, что каждый пользователь социальной сети выражает себя через текст и изображения - свои или чужие. В этом смысле виртуальное понимается как особая реальность, особый мир, а порой и как мираж, сконструированный из управлений впечатлениями Другого. Превращаясь в тексты и визуальные образы, пользователи конструируют свою идентичность, управляя взглядом Другого. В этом случае появляется киборг, синтезированный из «Я-наличного» и «Я-каким я хочу быть». Более того, каждый пользователь становится частью мозаичной, гибкой, изнутри меняющейся структуры, большого калейдоскопа Интернета. Он способен сам задавать и изменять направления поведения, разрешать или прекращать доступ посетителей к себе, менять стиль переписки, трансформировать репрезентационные модели и тем самым моделировать реальность согласно своим предпочтениям и настроению, но в то же время имманентно удерживая себя в поле внимания Другого.

Несколько иные качества мы находим при анализе общения в чате - коммуникационном сетевом ресурсе, предназначенном для обмена сообщениями группой пользователей в режиме реального времени. Здесь предоставляются одновременные возможности нескольких «комнат» для обсуждения и развития различных тем. Целью «чатлан» чаще всего является общение в сети само по себе, и порой желание перенести общение в режим реальности расценивается как «моветон». Модератор следит за коммуникационным порядком, отклонения от которого (флуд, спам, ненормативная лексика, оскорбления, высказывания, противоречащие политике комнаты) караются запретом на продолжение коммуникации (банном).

Разнообразные чаты предоставляют большое поле для фантазий, создания виртуальных образов себя [5]. Чат отличается своей анонимностью и виртуальностью персонажа, скрывающегося за «ником» (псевдонимом) и текстом. Правила чатов не требуют от пользователей выставлять свою фотографию. Вместо этого в основном встречаются картинки или фотографии знаменитостей. Лишь с развитием общения в чатах репрезентации приобретали все больше сходства со своими создателями.

Несколько позже чатов появились сайты знакомств, нацеленные именно на реальные встречи. Там прежде всего были поставлены ограничения на анонимность: пользователям предлагалось заполнить анкеты. Исходя из вопросов анкет, созданных администрацией сайта, можно понять цели разработчиков сайтов.

У социальных сетей и сайтов знакомств практики конструирования идентичности различаются. Однако в общем смысле идентичность в сети конструируется в соответствии с целями, которые актор ставит перед собой в той или иной виртуальной системе.

Сайты знакомств, например, на портале mail.ru или 24 open, созданы по одной матрице. Анкета содержит ряд вопросов, ответив на которые пользователь обозначает уровень образования, круг своих интересов, увлечений, материальное благосостояние, цель обращения к сайту.

Знакомство на таких ресурсах в большинстве случаев воспринимается как действие, направленное на реализацию заявленной цели. Такой вариант разви-

тия отношений подтверждают и сами пользователи: «В Одноклассниках или Контакте я тоже ищу партнера, но там висит много моих фотографий и виден список друзей, это лишает свободы действий и выражения, а здесь после пары фраз становится понятно, будет секс или нет, нет - так нет» (Дмитрий, 28 лет).

Нередко в анкетах существуют ограничения для желающих начать переписку, например: «Писать могут все, однако у меня есть свои предпочтения к барышням: до 27лет; брюнетка; не курит; не злоупотребляет алкоголем! без детей; стройная или спортивная фигура; воспитанная двумя родителями; предпочтительнее рост 168-176; с высшим образованием; способная сама о себе позаботиться в отсутствие мужчины» (Алексей, 30 лет).

Очень часто на сайтах знакомств пользователи скрывают фотографии, дабы не компрометировать себя, поскольку часть их состоит в браке или имеет постоянные отношения, а знакомство на сайте разнообразит досуг, является побегом от повседневности в мир фантазий или прибежищем гедониста.

Анализ анкет показывает гендерные различия в стратегиях поиска партнера. Заявлять о своих целях, связанных с сексуальным контекстом, - особенность мужской части «населения» сайтов знакомств. Женщины же ведут поиск более завуалированно, что связано с устоявшейся традицией сексуальных отношений, образом «приличной девушки», который сами пользовательницы в своих анкетах раскрывают примерно так: «Здравствуйте, друзья:) Прежде чем написать мне, подумай нужен ли ты мне здесь ? Мне нужен мужчина свободный! Которого я сделаю самым счастливым рядом со мной!Женатые и с девушками -вы уж извините, но мимо!» (Незабываемая, 24 года). Или так: «Уважаемые дяденьки, у которых есть в запасе тётеньки, не беспокойтесь, не надо, лучше потратьте время на своих часто позабытых вами же тётенек. С уважением ваша Маруся!» (Маруся, 23 года).

Женщины чаще мужчин выставляют собственные фотографии, которые, несмотря на стремление соответствовать образу приличной девушки, носят весьма откровенный характер: соблазнительные позы, фотографии в белье, ракурс сверху, где в фокусе, как правило, оказывается грудь, обрамленная глубоким вырезом; также популярны фотографии в купальниках-бикини, часто фокусируются надутые губы, застывшие в поцелуе.

В отличие от других социальных сетей, на сайтах знакомств фотографии, демонстрирующие принадлежность к молодежным субкультурам или имеющие мортальный характер, встречаются крайне редко. Редки и фотографии, демонстрирующие профессиональную сферу.

Виртуальное пространство усиливает желание потребления. В этом отношении Другой - кого ищет пользователь - не является исключением. Ценность Другого измеряется, прежде всего тем, насколько он может удовлетворить личные потребности пользователя. В терминах М. Маклюена, человек с его экономическими ресурсами становится частью самого пользователя сети, возможностью расширения тела за счет партнера [6]. За счет Другого увеличиваются возможности, статус, повышается самоуважение: «Ищу самодостаточного щедрого мужчину, адекватного, корректного, понимающего, для постоянных

отношений. Встречи только при взаимной симпатии, на материальной основе. Желающих прокатить на “халявку” хочу предупредить сразу: не пройдет, я слишком уважаю себя, чтобы растрачивать свое время впустую» (Мила, 29 лет».

Часто при дефиците собственных ресурсов потребитель восполняет лакуну за счет Другого, тем самым конструируя свою идентичность через символику потребления Другого, используя символические коды. Если пользователь пишет: «... у меня нет машины, я ищу партнера на машине хорошей марки», то он символически приобщается к статусу Другого, присоединяя его тем самым к виртуальному «телу»: «Респектабельного, который позволит себе фешенебельную. .. мне чужого не надо, но свое я возьму, чье бы оно ни было... » (Госпожа Удача, 20 лет).

Такие практики общения по своей структуре напоминают виртуальные магазины, где можно ознакомиться с ассортиментом, посмотреть фотографии во всех ракурсах, дождаться сезона скидок и вернуть товар, если не подойдет.

Социальные сети и сайты знакомств живут полной жизнью: в них присутствует максимальное число пользователей в режиме «онлайн». В будние дни люди скрашивают таким образом свое рабочее время, поскольку большинство современных компаний располагают информационными ресурсами и имеют доступ в Интернет.

Функции социальных сетей и сайтов знакомств отличаются друг от друга. Сайты знакомств имеют явную цель - поиск партнера, что видно из предлагаемой для заполнения анкеты и критериев поиска. Социальные сети позиционируют себя как сообщества людей, знающих друг друга, имеющих общих друзей, учившихся или работавших вместе.

В социальных сетях нужно указать имя и фамилию, место учебы или работы, пометки о присутствии на фотографиях друзей. Поиск также может осуществляться по критериям, определяющим сферы интересов и увлечений. Косвенным индикатором социальной близости можно считать аудио- и видео записи, где отображается, сколько пользователей добавило этот файл себе на страницу.

В социальных сетях пользователи ничуть не меньше чем на сайтах знакомств, конструируемы изнутри. Конструируется при этом киборг, виртуальный персонаж с реальными данными. Ведь только актор решает, в какой альбом и какие фотографии добавлять; выбирает круг пользователей, для которых этот альбом может быть доступен.

У социальных сетей, как у любого института, есть явные и латентные функции. Например, явная функция таких сетей, как Одноклассники, В контакте, Мой мир - восстановление утраченных связей, компенсация дефицита общения, поиск новых знакомых. Латентная функция, скорее, заключается в создании своего мира, живущего по тем законам, которые предписываются субъектом. Социальные сети позволяют находить не только старых друзей и реконструировать их представление о себе при помощи виртуальных инструментов, но и знакомиться в видимой сети - окружении пользователя, если он не «скрывает» своих друзей. Можно обнаружить общих знакомых, что придает контакту безопасность и практически лишает возможности ошибиться в человеке.

Интернет выступает, с одной стороны, как срез, с одной стороны, альтернативной социальности, пространство социальной тени, которая начинает мо-

Н.Е. Кузьмина

билизовать реальность, бросая ей вызов, пробуждая интерпелляции. С другой стороны, он может рассматриваться как институциальный проект и как поле социализации, где осваивается своеобразная субкультура, ценностные основания, целевые ориентиры, коммуникативные паттерны и способы самоидентификации.

Идентификация в социальных сетях формируется на основе культурно-дифференцированных признаков, в том числе и властных. Одной из мер потребительской власти в Интернете становятся свежесть, новизна информации, которая теряет ценность с каждой минутой своего обнародования, и численность пользователей этой информации, поднимающей рейтинг ресурса. Власть в сетевом сообществе имеет полипирамидальную структуру, предоставляя каждому возможность и право голоса и вместе с этим - право формировать и редактировать правила.

Библиографический список

1. Интернет в России. Осень 2009: бюллетень. URL: http://bd.fom.ru/report/map/int1209_pressr

2. 88% россиян вне Интернета. И большинство не собирается в Сеть. URL: http:// www.gazeta.ru/37250.shtml

3. Хейзинга Й. Homo Ludens: ст. по истории культуры. М., 1997.

4. Деловой квартал. URL: http://www.dkvartal.ru/news/3392496

5. Джефф Заслоу. delo ne v tebe. URL: The Wall Street Journal / http://www.inopressa.ru/wsj/ 2007/02/14/ // http://poza.livejournal.com/ 232600.html

6. Маршалл М. Понимание медиа: внешние расширения человека. М., 2003.

N.E. Kuzmina

The Identification Function

of Argumentation in Science

The importance of the identification function for the theory of argumentation is based. The identification in science is proved to be a rational action. Criteria of the scientific character of knowledge are analyzed as ways of identification.

Key words and word-combinations: identification, argumentation function, a criterion of the scientific character.

Обоснована важность функции идентификации для теории аргументации. Доказывается, что идентификация в науке является рациональным действием. Критерии научности знания проанализированы как способы идентификации.

Ключевые слова и словосочетания: идентификация, функция аргументации, критерий научности.

УДК 165.15 ББК 87.22

Н.Е. Кузьмина

ИДЕНТИФИКАЦИОННАЯ

ФУНКЦИЯ

АРГУМЕНТАЦИИ В НАУКЕ

I I аучно-аналитическая деятельность представляет собой цельное, сложное явление, где действуют логические нормы и законы. Особое значение в ней отводится аргументации.

Посредством различных своих компонентов (мировоззренческих, этических, психологических) аргументация нацелена на выявление, обоснование, придание системности информации. Как упорядоченная система, аргументация обладает определен-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.