Научная статья на тему 'Практики формирования идентичности в социальных сетях Интернета'

Практики формирования идентичности в социальных сетях Интернета Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
920
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ / INTERNET / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / SOCIAL NETWORKS / ИДЕНТИЧНОСТЬ / IDENTITY / КОММУНИКАЦИЯ / COMMUNICATIONS / МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Черняева Ксения Олеговна

Статья посвящена стратегиям конструирования идентичности в социальных сетях. Автор рассматривает мотивации создания альбомов фотографий, публикуемых в социальных сетях. Выделены мотивы. Теоретические данные подкреплены результатами фокусированного интервью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to strategies of identity construction in social networks. The author considers motivations of creation of the photo albums published in social networks. The motives are defined. The theoretical data are supported by results of the focused interview.

Текст научной работы на тему «Практики формирования идентичности в социальных сетях Интернета»

УДК 316

К.О. Черняева

ПРАКТИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ИДЕНТИЧНОСТИ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ ИНТЕРНЕТА

Статья посвящена стратегиям конструирования идентичности в социальных сетях. Автор рассматривает мотивации создания альбомов фотографий, публикуемых в социальных сетях. Выделены мотивы. Теоретические данные подкреплены результатами фокусированного интервью.

Интернет, социальные сети, идентичность, коммуникация, мотивация.

K.O. Chernyayeva

IDENTITY DEVELOPMENT PRACTICES IN THE INTERNET SOCIAL NETWORKS

The article is devoted to strategies of identity construction in social networks. The author considers motivations of creation of the photo albums published in social networks. The motives are defined. The theoretical data are supported by results of the focused interview.

Internet, social networks, identity, communications, motivation.

Уже сейчас очевиден переход от сетевой анонимности к репрезентации подлинной идентичности. Несколько лет назад Интернет был анонимен [1]: в чаты, форумы, на сайты знакомств пользователь заходил под ником и размещал о себе лишь некоторые достоверные данные. В настоящее время все большую популярность завоевывают социальные сети, где личность позиционирует себя как актор повседневной реальности. Здесь помещаются достоверные данные о пользователе, образовании (можно найти одноклассников, друзей по студенчеству), роде занятий, указываются настоящие или предыдущие места работы. Такой переход актуализировал попытки осмыслить соотношение между виртуальной и реальной идентичностью.

Обратимся к рассуждениям И. Костериной: теории виртуальной идентичности оказались несостоятельными, так как не смогли объяснить и описать самого феномена виртуальной личности ввиду его полного слияния с личностью реальной [2, с.160]. Конечно, создатель своего виртуального двойника не может придумать то, чем он не обладает вдали от Сети. Но вряд ли можно оценивать несостоятельность попыток лишь слиянием личностей, тем более что далее автор продолжает: Попытки описать виртуальную идентичность привели к обнаружению того, что правила, по которым она конструируется, довольно схожи с теми, что существуют в оффлайне, вне линии, отключенной от Сети Интернет. Между тем значимость многих обязательных для идентичности признаков в онлайне, то есть в Сети, нивелируется, ибо никакие аскриптивные категории (пол, возраст, этничность), по идее, не применимы к участникам виртуальных интеракций, и каждый является тем, что он пишет

[2, с.160]. Действительно, виртуальная идентичность существует как феномен, конструируется по законам виртуальной реальности, ориентируясь на то, что диктуют законы ее существования. Это в определенной степени относится как к размещаемым фотографиям и рисункам, так и к текстам.

Фотография фиксирует настоящее и воспринимается как своего рода объективное свидетельство. Подпись - элемент субъективного видения. Вместе с тем, - и здесь мы согласны с Е. Петровской, - фотографический взгляд, при всей его видимой неантропоморфности, не является фиксатором реальности... Дело не только в том, что с самого начала он избирателен или некоторым образом эстетизирован. Дело скорее в том, что к его концептуализации всякий раз примешана конкретная познавательная установка и что, следовательно, сама фотография, совпадая с определенной формой познания мира, располагается в диапазоне от феноменологического свидетельства до деконструктивной схемы [3, с.56]. Социальные сети - всего лишь игра с объективной реальностью: данные обязаны быть достоверными. Многие страницы наполняются постановочными фотографиями, прошедшими обработку фотошопом (мы сейчас не берем во внимание демонстрацию чужих фотографий или картинок). Постановочные фотографии - особый жанр, их отличает художественность, концепция, модель позирует в каком-либо образе, в определенном ландшафте или декорациях, одевается, гримируется, выставляется свет. В повседневной жизни такой человек может быть абсолютной противоположностью герою его страницы.

В терминах Р. Мертона у социальных сетей, как у любого института, есть явные и латентные функции. Явная функция таких сетей, как Одноклассники, В контакте, Мой мир - восстановление утраченных связей, компенсация дефицита общения, поиск новых знакомых. Латентная функция, скорее, заключается в создании своего мира, живущего по тем законам, которые предписываются субъектом. Это приводит к изменению соотношения реальности и виртуальности, границы между ними становятся и вовсе проницаемыми. В этом смысле можно говорить о рождении новой социальности - социальности виртуальной, компенсирующей коммуникативные разломы. Данный концепт мы вводим для обозначения ситуаций, в которых поддерживать необходимый для человека уровень общения по ряду причин становится невозможным.

В современном обществе большие коммуникативные дистанции, отчуждение становятся нормой жизни. Сейчас вполне естественно не знать соседей за стенкой в лицо, в том случае, конечно, если поведение последних не выходит за рамками приличия. Встречи с родственниками случаются только по особым поводам - свадьбы или похороны, да и то не всегда. Остаются друзья, но встречи с ними происходят редко - из-за особенного чувства времени, которое принесла с собой глобализация, для обозначения этого феномена мы вводим термин - темпоральной фобии. Последняя предстает как страх не успеть, оказаться не конкурентоспособным из-за дефицита времени. Поэтому встречи сначала заменило общение по телефону, а позже телефон стал вытесняться Интернетом. К тому же общение в Сети обладает одним из больших конкурентных преимуществ - оно не привлекает к себе внимания, окружающие не слышат разговоров - как в случае общения по телефону. Единственный путь узнать, что человек за компьютером активно чатится (от англ. to chat болтать), - заглянуть в монитор. Большинство работающих людей, в кабинетах которых компьютеры подключены к Интернету, в разгар рабочего дня посещают Одноклассники и В контакте. Руководство фирм, обеспокоенное расходами на корпоративный трафик и низкой производительностью труда, начинает следить за виртуальной жизнью своих подчиненных, системные администраторы ставят пароли и делают социальные сети и сайты знакомств недоступными в рабочее время, дабы служащих ничего не отвлекало от работы. Следуя фрейдистским образам, можно представить социальную сеть как машину, генерирующую идентичность, путь сублимации, по которому служащие убегают от труда.

Говоря об идентичности в Сети, уместно вспомнить об идентичности, которую Дж. Мид назвал неосознаваемой [4]. Она базируется на фундаментально принятых нормах,

привычках, это, по сути, комплекс ожиданий, поступающих от социальной группы, которой человек принадлежит. Так называемая предъявляемая идентичность - это набор образов, которые индивид транслирует другим людям с тем, чтобы повлиять на оценку своей идентичности. Человек старается приблизить реальную идентичность к желаемой и максимизировать дистанцию между реальной и негативной идентичностями. Соотнесение с желаемым образом достигается путем манипулирования предъявляемой идентичностью в социальном взаимодействии, и здесь открываются просторы для работы сознания. Как замечает И. Гофман, исполнитель склонен утаивать те мотивы, действия, факты, которые несовместимы с идеализированной версией его самого или продуктов его деятельности. Более того, исполнитель часто внушает своей аудитории убеждение, будто вот сейчас он связан с ней более идеально и интимно, чем всегда [5, с.81].

На своей страничке ты сам создаешь законы и правила; существуешь только ты, являясь хозяином положения; не понравилось - жми на крест, а неудобный коммент всегда можно удалить, как и низкую оценку. Для заметок, надписей выбираются слова и выражения, которые маркируют принадлежность творца к субкультуре. Ю. Хабермас утверждает, что определяющей техникой является язык, осваивая различные техники, человек стремится соответствовать социальным нормам, сохраняя свою неповторимость. «Понимание человеком самого себя зависит не только от того, как он сам себя описывает, но и от тех образцов, которым он следует. Самотождественность Я определяется одновременно тем, как люди себя видят и какими они хотели бы себя видеть» [6, с.235]. Тем самым хозяин страницы сам конструирует свой образ, собирая его подобно мозаике из своих фантазий, представлений о себе, мнений других и ожиданий социума. Позже М. де Серто отметил: «Человек подчиняется стереотипам, процедурам, принятым в группе, культуре. Эти процедуры зафиксированы прежде всего в языке - в способах устной речи, письма и чтения» [7, с.256-261].

Следуя логике де Серто, для «завоевания идентичности» требуется выполнение трех условий, и первое - самоутверждение во времени: для этого требуется присваивать обретенные умения, успешные качества, готовить будущие расширения. Это покорение времени через создание автономного пространства. Это автономное пространство создается в виде странички на сайте, где посредством фотографий, переписок, надписей «на стенах», картинок и комментариев обретается определенная независимость при меняющихся обстоятельствах. Следующее условие завоевания идентичности по Серто - присвоение способов контроля, видения в удобных для этого пространствах. Социальные сети позволяют проследить связи, увлечения, места работы и учебы, что трансформирует способность видеть третье условие - овладение знанием, которое необходимо для трансформации «неопределенности истории в читаемые пространства, иметь власть обеспечить себе собственное место».

Интернет, в том числе и социальные сети, есть синтез текста и визуальных репрезентаций. Это придает виртуальной реальности сходство с комиксами, так любимыми и легко читаемыми молодежью. Некоторые пользователи сети В контакте придают себе сходство с героями комиксов: так появился новый стиль фотографий, называемый сайн, сигн (sign), на котором изображается человек, держащий в руках записку с текстовым посланием. Страницы в социальной сети - это картинка и подпись под ней, именно так легче всего воспринять информацию современному молодому человеку, которому не всегда хватает времени для рефлексии, а текст с иллюстрацией воспринимается гораздо легче, чем одно без другого. Поскольку Интернет в данной статье рассматривается и как текстовое пространство, то остановимся на постструктуралистской парадигме, а именно, Я - текст.

Следуя логике Ж. Лиотара [8], который рассматривал текст как продукт создающего и результат интерпретации читателя, мы можем выделить три аватары (репрезентативные модели), которые обретаются демиургом в социальных сетях или блогах: Я - действительный; Я - репрезентация - то, кем я хочу казаться; Я - интерпретация - то, как прочитал меня Другой. Первая модель Я - действительный, на наш взгляд, создается через согласование личных

и социальных представлений, подтверждаемых в жизненном опыте человека, в поле реальных коммуникаций. Я - репрезентация (вторая модель)- существует как имиджевая оболочка, требующая подтверждения в виде виртуального текста и образа. По словам А. Усмано-вой, вводя Другого в «сцену представления» (показа-называния), мы переводим его в иную реальность - реальность своего Я. Быть и быть в языке (раг1е1хе, в лакановской терминологии [9]) суть разные модусы бытия - особенно, когда этот язык мой (будь то естественный язык повседневного общения или концептуальный язык философии). Реальность Другого -это онтология молчания: только сохраняя друговость как территорию самодостаточной и никому не принадлежащей инаковости, можно рассчитывать на равные партнерские отношения Я и Другого (это, собственно говоря, не «отношения» - это ситуация взаимного созерцания [10]. Третья модель - Я - интерпретация - живет автономной жизнью, вне авторского контроля. Даже когда автор выходит в оффлайн, текст читается другим, оживляя виртуальный образ. Я - интерпретация - своеобразный социальный фантом.

Все три аватары воссоединяются в момент прорыва виртуальной социальности в реальное пространство: а именно, при встрече читателя и создателя. В этот самый момент ожидания Другого материализуются в нашем поведении, и дабы минуть момент разочарования, включаясь в игру, мы начинаем вести себя согласно ожиданиям. Где заканчивается игра и начинается реальная жизнь, понять трудно. В этом смысле социальные сети выступают как пиар-проект нашего времени: с их помощью пользователь конструирует и реконструирует свою идентичность, корректируя свой образ для Другого, в равной степени как и для самого себя.

Нами проведены фокусированные интервью с постоянными пользователями социальных сетей, юношами и девушками в возрасте от 21 до 25 лет. Имена сохранены так, как пользователи называют себя сами. Сохранены орфография и стиль информантов. Основная группа вопросов была направлена на уточнение мотивации создания альбомов фотографий. В результате мы выделили следующие мотивы.

1. Демонстрация. Желание показать себя, «напомнить о себе» и вызвать зависть и есть один из преобладающих мотивов для создания альбомов с фотографиями на странице в социальной сети.

- Фотку выложила только одну, поэтому на вопрос зачем? ответить трудновато. Ну наверное, чтобы себя показать, чтобы знакомые люди могли найти и посмотреть (Света).

- Фотки выкладываю затем, чтобы «себя показать»... К слову, недавно прочитала статью о том, что любые проявления себя в сети это специфический эксгибиционизм. В принципе, я с этим согласна. Если интересно, могу ссылку найти (Надя).

- Чтобы все видели как офигенно мне живется и как сильно я поменялась за последние годы). чтобы первая любовь обгрызла свои ногти обкакалась от грусти и беспомощности (Мария).

2. Психологическая близость. Желание найти людей эмоционально, психологически и социально близких автору заставляет выставлять не только собственные фотографии, но и фото друзей, красивых видов, интерьеров.

- Если это не изображения меня, то поделиться своими интересами с... с кем угодно. Меня очень радует, если кому-то оказывается близко то, что я выкладываю (Надя).

- После прошествия опр. времени пользования соцсетью вырабатывается зависимость от нее формируется специфический круг общения - те люди, с которыми ты общаешься практически исключительно в соцсети ты становишься эмоционально зависим от их мнения - это и заставляет обновлять альбомы повторяю, это суррогат общения такой у тебя вроде и так много друзей, по крайней мере многие перешли в сеть по наследству из реала (Григорий).

3. Управление впечатлением Другого: некоторые стороны личности остаются в стороне, в то время как акцент делается на других.

- Наверное показать яркие (которые всплывают в памяти события запечатленные на фото)) и те ...в которых я вижусь самим «Я» ...как человек, с ФИО.

- именно каким я сам себе вижусь ...и соответственно хочу чтоб так же воспринимали меня другие... (Павел).

- Все для рекламы. Для своего пиара + реклама, приглашаю друзей на вечеринки, у меня их около 1000... Хожу, т.к. там общаюсь с людьми, с кем нет иной связи и есть возможность, «поподглядывать» потому что мое кредо «хочу все знать».

- ...фотки выкладываю ессно те, которые мне нравтся самому в первую очередь порой чтобы похвалиться (Евгений).

4. Игра. Найти близких людей становится все сложнее, и все чаще Интернет выступает в роли коммуникационной игровой площадки, где в форме игры люди достигают вполне определенных и серьезных целей, таких, как бегство от гнетущего одиночества, равнодушия со стороны власти. Ощущение неудовлетворенности той социальной реальностью, в которую индивид помещен, заставляет его выстраивать новую виртуальную социальность, где он живет по своим правилам, играя такими категориями, как приватное и публичное.

Переплетение приватного и публичного в Сети настолько тесное, что порой мы сами не осознаем, где проходит грань. Социальные сети призваны демонстрировать индивида, то есть работать на публичность, сам акт демонстрации себя есть не что иное, как манифест против приватности. Однако общий дискурс информантов, описывающих критерии отбора фотографий, свидетельствует об обратном, вскрывая диссонанс между самим действием и его вербальной интерпретацией. Так, один из наших информантов, имеющий более 200 фотографий, не признался в наличии критериев отбора. И, хотя это может свидетельствовать о недостаточном уровне рефлексии, все же такая позиция больше говорит о желании сохранить полюс приватности. Создание альбома с фотографиями и открытый доступ к нему есть коридор в публичное пространство, в то время как нежелание говорить об этом и даже агрессия, которая проявлялась со стороны некоторых информантов - это своеобразный тупик, проявление приватности в вербальной табуи-рованности этой темы. Вопрос о критериях отбора фотографий вызывал у информантов недоумение, переходящее в агрессивность. Мы связываем это с тем, что при рефлексии на эту тему информант приходил к выводу, что его идентичность, демонстрируемая в Сети, является продуктом конструирования; внутренний конфликт идентичностей и вызывает такую реакцию.

5. Социализация. Социализация происходит по правилам, сконструированным обществом - ожидаемыми нормами и практиками.

- Все зависит от характера и степени интеллигентности человека, думаю) - если он не способен показать себя, начинает показывать свое окружение - тачки, телки, деньги и т.п. Или просто голый фоткается (Григорий).

- За два года многих узнал, но не со всеми поддерживаю контакты. Ну, если попытаться из тех 220 «друзей» в контакте вычленить по-настоящему интересных мне людей, их выйдет не больше 30 именно.. а если из этих 30 выделить действительно моих друзей (в полн. смысле слова), получится 5 человек). В сети рано или поздно становится ясно, твой ли человек или нет чему ты можешь у него поучиться (Григорий).

- Зарегистрировалась, потому что друзья все там были (Мария).

6. Тренинг личной идентичности. Жизнь в Сети выступает как психотренинг, саморефлексия через виртуальное пространство, конструирование имиджа успешного человека. Этот мотив подчиняет себе и страх слиться с толпой, и желание собственной уникальности и неповторимости.

- Так что думаю, это, как правило, делается как бы для поднятия самооценки, чтоль, в-общем, себя людям показать.

Один из ответов на вопрос, почему вы выставляете фотографии в сети, наиболее ярко иллюстрирует этот феномен.

- «странный вопрос, и звучит, как будто у меня там 150 фотографий разложенные по 10 альбомам... что бы были... что бы тот (та), кто залезет на мою страничку, мог (могла) конкретно рассмотреть того, с кем он (она) имеет дело...» (Артем).

- Страх слиться с толпой проявляется в стремлении к тому, чтобы фотографии не были названы попсовыми.

- Если бы я все выставлял, был бы похожим на многочисленных малолеточек, у которых 20 альбомов по 200 фоток в каждом (Григорий).

- Ну у меня критерий один: я должна быть там офигенна и чтобы они были более менее не попсовые, причем попсовые фотки это попсовость, понятно, термин субъективный интересно что значение слова попсовость несколько изменилось если гопники сидят в подъезде и бухают это неприкольная фотка попсовая, а если что то прикольное изображено например, Берлин))) тогда нормальная (Мария).

Фотографий на фоне других городов и достопримечательностей в социальных сетях много, это связано с тем, что пользователи стремятся показать необычные для них места и явления.

- Придать своей жизни значимость , выложив фотографии «интересные для друзей» (Алексей).

Есть и другая версия - Для меня попсовой является та фотка, которая - 1. безвкусная; 2. априори не содержащая никакого сообщения, кроме «смотрите какой я крутой (-ая)»; 3. создана желанием «быть как все» - например, все эмо и околоэмо любят фоткать сами себя, держа фотик над головой, - значит, «и я должен так сделать, чтобы быть в теме, т.е. как все» (Григорий).

7. Ощущение полноты жизни. Потеря чувства настоящей жизни также может толкать к поискам ее в сети.

- Ну после регистрации ощущала, особенно когда все мои бывшие там собрались, некое другое видение мира и ощущение времени появилось, щас как то уж прошло и все ок) (Надя).

8. Целенаправленный поиск партнеров. Довольно распространенный мотив. Может сопровождаться выкладыванием наиболее соблазнительных фотографий.

- Вот еще девушки одинокие на сайте размещают фото посексуальнее, тк это уже сайт знакомств (Наташа).

- Сеть - инструмент знакомства, расширения круга общения, итд... при ограниченности возможностей - идеальное средство сети (Павел).

Приведем высказывания наших информантов о том, по каким критериям отбираются фотографии для альбомов в сети, почему они меняются или удаляются.

- Критерии разные, в зависимости от тематики альбома. Опять же, если это фото каких-то условно говоря модных фотографов, то они просто удовлетворяют моему вкусу, эстетическим потребностям настолько, что мне хочется выложить их (это не зависит от характера изображений: то есть не важно порно это или юмор). Если фотки со мной, то... В контакте я точно НЕ буду выкладывать домашнее порно, эротические фотосессии со своим участием, свои фото в нижнем белье или обнаженной (купальник нижнем бельем не считается), в общем ничего очень личного. Все это относится и к моим близким. То есть своего голого мужа я тоже вряд ли выложу. Но, кстати, в жж я могу выложить фото себя эротического содержания. Это связано с тем, что там другой принцип выбора друзей. Здесь я френжу всех подряд, а в жж только «избранных»=))) Не вижу особого смысла также выкладывать пейзажи без людей. Буду выкладывать фотки на которых я считаю красивой себя и своих друзей (Вика).

- Для меня критерии отбора фоток для вконтакте следующие: - они должны отражать динамику, действие, должны быть на определённую тематику, например, «встреча нового года», фотки выбираю яркие, насыщенные образами, либо какие-то смешные мо-

менты, которые могут улыбнуть и случайно заглянувшего ко мне человечка Хотя сейчас уже такое желание угасло, и фотки я там не выкладываю, т.к. хочется быть более загадочной или же я просто повзрослела (Таня).

Обобщая данные о критериях отбора фотографий, отметим, что во многих ответах были выделены эстетические мотивы (выкладываешь самые красивые), соответствие моде (показываешь новые вещи), ориентация на референтную группу (то, что понравится друзьям), фиксация значимых событий (день рождения, свадьба, рождение ребенка, юбилеи, в том числе родственников и друзей), достопримечательности или живописные места, необычный, смешной сюжет (Что бы фотография была забавной и могла отобразить какую либо сторону моей сущности....), желание получить высокие оценки - приятно, когда тебе ставят высокие оценки (Ольга).

Виртуальность по-разному конструирует идентичность. Приведем высказывание одной из информанток - девушки, попавшей в Сеть с интересом к готике и прошедшей процесс виртуальной социализации. Девушка обрела друзей по разуму и стала одной из ключевых фигур саратовской готической тусовки. Следующая цитата может быть подтверждением тому, что контекстуальная репрезентация есть способ формирования идентичности.

К.Ч.: А Ваша, так скажем, тусовка закрытая, и попасть в нее человеку со стороны сложно? Социальная сеть «В контакте» играет какую-то роль для вашей тусовки и какую? Бывает ли, что люди приходят в тусовку через Интернет?

Информант: В основном сейчас так и происходит благодаря форумам и сайтам типа «В контакте» - мы легко получаем уведомления о следующих концертах, вечеринках, встречах.

Осваивая коммуникативный контекст референтной культуры, автор становится частью этой культуры. Второй момент - использование виртуальных репрезентаций как пиар-проекта, то есть, конструируя виртуальную личность, автор оглядывается на социум, работает на тех, кто будет испытывать интерес и поддерживать выбранный имидж.

Примером тому может служить следующая цитата из интервью с постоянным пользователем сети «V kontakte.ru»»:

- Классная была тусовка, Бегбедера своими глазами видела, как тебя на расстоянии вытянутой руки... Жаль, не успела с ним сфотографироваться.Представляешь, вывесить фотография, где я в обнимку с Бегбедером «V коМаЫв». И подпись: моя любимая работа.пусть гадают, кем я работаю! (Мария. 22 года. РЯ менеджер).

Социальная сеть - мощный инструмент создания собственного имиджа, который можно использовать для осуществления реальных целей. Встреча с Бегбедером для информанта было событием не рядовым в профессиональной жизни. Оно и послужило основанием построения образа, адекватного собственной оценке, но не полностью соотносящегося с повседневной действительностью. В пиаре этот прием известен как присоединение к знаменитости.

Для комфортной жизни в сети необходимо ориентироваться на стандартные правила и обладать гибкой идентичностью. Постоянные пользователи - особый род людей, способных к частым трансформациям идентичности. Однако есть и такие, кто заинтересован в поддержании какого-то устойчивого впечатления, чаще всего такая позиция встроена в профессиональную принадлежность. Один из информантов признался, что не может общаться и знакомиться в Интернете, так как это помешает его профессиональной идентичности: «А зачем вестиЖЖ, от имени кого-то другого?... сложно это все». Другими словами, автор устанавливает границы репрезентаций и интерпретаций идентичности, существенно сужая поле возможностей. Количество пирамид идентичности и их интегральный профиль составляют как уникальную характеристику человека, так и социально-виртуальный конструкт, результат анализа ожиданий и требований референтной группы.

По Л. Альтюссеру, интерпелляция понимается как процесс и результат воздействия идеологии на отдельного субъекта, что предполагает предваряющий характер ситуации по отношению к субъекту. В контексте социологии интерпелляция означает идентификацию с ка-

кой-либо идеей или личностью. Благодаря интерпелляции мы осознаем принадлежность идеи, человеку или группе, которые, окликая нас, заставляют находить в себе соответствующие ценностные паттерны. Указывается и на повсеместный характер процесса: «Эта операция стоит даже за самыми обычными действиями, например, когда полицейский (или кто-нибудь другой) окликает тебя: Эй, ты!... Индивид, которого только что окликнули на улице, обернулся. Потому что он распознал, что оклик был действительно адресован ему и что окликнули действительно его (а не кого-то другого)... И вы, и я всегда уже субъекты и как таковые постоянно исполняем ритуалы идеологического узнавания, гарантирующего, что мы действительно есть конкретные, индивидуализированные, различимые и, естественно, незаменимые субъекты» [11]. Соответственно, любая идентификация носит перформативный характер: мы отождествляем себя с любой предложенной ролью, воспринимая всерьез предложенный маскарад, который и составляет необходимое условие, по Дж. Батлер, самоопределения субъекта. Невозможно обнаружить внутреннюю сущность субъекта или субъективности самой по себе, потому что субъект есть не что иное, как представление, перформанс [12, с.218-219].

Возможности такого перформанса для многих людей связываются напрямую с Интернетом, ведь аудитория потребителей виртуального мира многократно перекрывает аудиторию реального общения. Наши рассуждения касаются, прежде всего, отношений индивида и общества, но есть и другой пласт, который мы пока фиксируем как возможное направление социологической рефлексии. Для общества, существующего в рамках привычных практик повседневности, Интернет выступает срезом альтернативной социальности, пространством социальной тени. И эта тень начинает мобилизовать реальность, бросая ей вызов, пробуждая новые интерпелляции.

ЛИТЕРАТУРА

1. Интернет - гуманис. Проект Фонда общественного мнения. http://rocid.ru/fi1es/ п12008/рго§гат/рге8е^айоп/3арг.ЫЬ-1_1еЬеёеу.21р. Доступ 3.02.2009.

2. Костерина И. Публичность приватных дневников: об идентичности в блогах Рунета / И. Костерина // Неприкосновенный запас. 2008. № 3(59). С.160.

3. Петровская Е. Фото(био)графия: к постановке проблемы / Е. Петровская // Автобиография. К вопросу о методе. Тетради по аналитической антропологии № 1 / под ред В.А. Подороги. М.: Логос, 2001. С. 296-305.

4. http://www.porta1us.ru/modu1es/psycho1ogy/print.php?subaction=showfu11&id=11074287 04&archive=1120045935&start_from=&ucat=27& Доступ 2.02.2009.

5. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни / И. Гофман. М.: КАНОН_Пресс-Ц., Кучково поле, 2000. 302 с.

6. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие / Ю. Хабермас. Цит. по: Идентичность человека. Социально-философские аспекты. Ростов-н/Д: Изд-во Сев.-Кавказ. науч. центра высшей школы, 1999. С.235.

7. де Серто М. Цит. по: Идентичность человека. Социально-философские аспекты. Ростов-н/Д: Изд-во Сев.-Кавказ. науч. центра высшей школы, 1999. С. 256-261.

8. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна / Ж.-Ф. Лиотар; пер. с франц. Н.А. Шматко. М.: АЛЕТЕЙЯ, СПб.: Ин-т экспериментальной социологии, 1998. 160 с.

9. http://1acan.narod.ru/ind_1ak/oni_4.htm.

10. Усманова А.Р. Репрезентация как присвоение: к проблеме существования Другого в дискурсе / А.Р. Усманова // Топос. 2001. № 1(4). http://topos.ehu.1t/zine/2001/1/ousmanova.htm.

11. Грицанов А.А. Альтюссер (A1thusser) Луи Пьер (1918-1990) - французский философ, крупнейший представитель неомарксизма / А.А. Грицанов, А.В. Филиппович. http://cu1ture.niv.ru/doc/phi1osophy/phi1osophy-history/019.htm. Обращение 2.02.2009.

12. Жукаускайте А. Взгляд (в) мое желание / А. Жукаускайте // Визуальное (как) насилие / отв. ред. А.Р. Усманова. Вильнюс: ЕГУ, 2007. С. 218-219.

Черняева Ксения Олеговна - Chernyayeva Kseniya Olegovna -

аспирант кафедры «Социальная Post-graduate Student of the Department

антропология и социальная работа» of «Social Anthropology and Social Work»

Саратовского государственного of Saratov State Technical University технического университета

Статья поступила в редакцию 02.06.09, принята к опубликованию 23.09.09

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.