Научная статья на тему 'Время «Российской специфики» прошло!'

Время «Российской специфики» прошло! Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
96
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Генин Влад Е.

На 1-й Зимней школе по технологическому предпринимательству, проведенной Санкт-Петербургским Государственным Университетом Информационных Технологий, Механики и Оптики при поддержке CRDF u Intel 28 января - 1 февраля, перед участниками Школы выступил глава Колледжа бизнеса, менеджмента и информационных технологий калифорнийского университета Феникс профессор ВЛАД ГЕНИН. Гость, представляющий также Международную академию наук высшей школы, ответил на вопросы аудитории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Time of "Russia's specificity" passed!

At the 1-th Winter School on Technological Entrepreneurship, held by St. Petersburg State University of Information Technologies, Mechanics and Optics, supported by CRDF u Intel 28 January 1 February, the participants of the School was made head of the College of Business, Management and Information Technology at University of California professor of PHOENIX VLAD Genin. Guest, also representing the International Academy of Higher Education, responded to questions from the audience.

Текст научной работы на тему «Время «Российской специфики» прошло!»

ИННОВАЦИИ № 05 (115), 2008

w w

Время «российской специфики» прошло!

В. Генин

На 1-й Зимней школе по технологическому предпринимательству, проведенной Санкт-Петербургским Государственным Университетом Информационных Технологий, Механики и Оптики при поддержке CRDFи Intel28 января — 1 февраля, перед участниками Школы выступил глава Кол-

леджа бизнеса, менеджмента и информационных технологий калифорнийского университета Феникс профессор ВлАДГЕНИН. Гость, представляющий также Международную академию наук высшей школы, ответил на вопросы аудитории.

— Каковы самые грубые ошибки, встречающиеся в бизнес-планах?

— В любом бизнес-плане, прежде всего, необходимо четко формулировать то, что вы предлагаете. И объяснить — почему у вас это купят?

Раскрою один секрет. Классический бизнес-план, которому мы учим в Фениксе наших МБА, имеет тринадцать разделов. Его девятый раздел — Management Team. И венчурный инвестор — неважно, бизнес-ангел или крупная компания — после того, как ознакомятся с темой бизнес-плана, и она их заинтересует, сразу перелистывают до 9-го раздела — им важно, в чьи руки они доверят себя, свои деньги... Именно этот раздел должен быть представлен продуманно и уверенно.

Следующее важное обстоятельство, которое нужно учитывать — степень сжатия бизнес-плана. Есть 2-х страничный бизнес-план, есть бизнес-план на 8 страниц. Общепринятый сегодня бизнес-план — это около 40 страниц текста и графических материалов, представляющих основные контуры проекта. Замечу, что когда дело доходит до практического воплощения вашей идеи, то бизнес-план со всеми приложениями может насчитывать и двести, и триста страниц.

Так вот, Two pages план — это ваша визитка, первичный инструмент представления вашего проекта и вас самих. Допустите, что этот документ большой начальник будет читать, лежа в джакузи. И если он его заинтересует, и он поставит галочку — секретари будут разбирать детали. Если нет — он разожмет пальцы над корзинкой для бумаг и на этом все закончится.

Поэтому хочу привлечь ваше внимание к искусству написания этих двух страниц. Здесь необходимо задействовать все ваши способности и представить все, чем вы располагаете: знание технической стороны дела, всю доступную вам информацию о рынке для вашего предложения, вашу психологическую компетентность.Это все очень важно потому что, как говорят американцы, «У вас никогда не будет второй возможности произвести первое впечатление.»

— Венчурные капиталисты любят смотреть истории успеха заявителей. Но из молодых людей немногие могут такую историю предъявить, и в этой аудитории как раз находятся те, у кого все еще только впереди...

— Если в разделе Management Team по понятным причинам нет известных имен, и каких-либо авторитетных ссылок, ничего страшного. существует устоявшая практика подключения управленцев от инвестора. Если ваша идея понравилась, а 9-й раздел слаб — то есть если начальная команда такова, что вкладывать в нее деньги страшновато, то инвестор дает свою управляющую команду. так произошло, например, с Google. Сергей Брин и Ларри Пейдж — это духовные отцы Google, но управляют компанией не они. Что-то похожее может произойти и с вами.

Если у вас нет records of success, это не значит, что вы должны капитулировать, сдаться на милость людей, которые возьмут с вас львиную долю — может быть, 70% — и поставят свои имена в вашем бизнес-плане. ваши отношения с венчурным капиталистом будут неслучайными, и при контактах с ним вы можете сказать — вот наша команда, но мы открыты, и если вы найдете нужным, то можете предложить свои варианты менеджмента будущей компании. это абсолютно нормально, и венчурные капиталисты часто ставят во главе опытных менеджеров из своих списков. во всяком случае, тогда, когда речь идет о серьезных идеях.

Но тут возникает другое затруднение — вопрос о вашей доле. Инвестиционная компания может взять 40 и 50 % , может 70, может 80 % (я говорю сейчас о компаниях Силиконовой долины). И этот процент зависит от рискованности вашего проекта — вам это четко объяснят. венчурные капиталисты не благотворители, и не собираются себя обижать. тем более, что они, как правило, инвестируют не свои собственные деньги, а деньги богатых людей, которые им доверяют. И если инвестор из десяти проектов выигрывает в одном-двух, то этот выигрыш должен покрывать убытки остальных проектов. Поэтому

вас и «грузят» такими большими процентами. Это нормально. Но вы должны помнить, что все в Америке negotiable — то есть является предметом переговоров, и у вас должна быть своя ясная и четкая точка зрения на распределение долей. И вы должны быть готовы объяснить эту точку зрения.

В связи с этим вспоминается такая история. В начале 90-х, когда появились «новые русские», мне позвонил знакомый директор торговой сети, занимающейся продажей автомобилей. Он был в растерянности и просил моих пояснений.

К нему пришел молодой человек из России с «дипломатом» и заявил: «Хочу купить у вас «Линкольн». Я вижу, что у вас стоит цена в 45 тысяч долларов, но мне известно, за сколько вы эту машину продаете, если с вами хорошо поторговаться». он поставил «дипломат» на стол и сказал: «Выкладываю вам 36 тысяч, и забираю машину». Продавец замахал руками: «Нет-нет», разговора не получилось. Молодой человек ушел, а продавец позвонил мне и попросил объяснить странное поведение русского человека.

Дело в том, что американцы имеют другую житейскую философию. В Америке, как на восточном базаре, стыдно не поторговаться. Помните об этом. Сегодня стыдно не поторговаться в крупных российских корпорациях — имею в виду в первую очередь нефтяные и газовые — там уже совершенно иная атмосфера, они живут уже в так называемом цивилизованном мире (не будем говорить сейчас, хорош он или плох, но он существует как некая реальность). Поэтому если вы видите цену на ярлыке — не думайте, что это истина в последней инстанции. о долях надо торговаться.

— Расскажите о ваших моделях обучения

— Мы занимаемся андрогогикой — наукой, как учить взрослых. вчера я спросил в одном из известнейших в мире университетов о том, каковы их модели обучения. И когда собеседник начал с того, что «наши педагогические модели позволяют.» мне стало неинтересно. Сегодня во всем мире — и в россии, и в Штатах, и в Англии (я представляю в ООН Международную Академию Высшей Школы — МАН ВШ) с образованием много путаницы. кроме неразличения — как надо обучать детей, и как надо учить взрослых — существует и путаница с образованием онлайн.

Есть много компаний, которые предлагают, как они говорят, «платформы онлайнового образования» — например BlackBoard. Фактически же их продукты таковыми не являются, потому что не включают в себя все необходимые компоненты онлайнового обучения и его администрирования.

Говорю об этом уверено потому, что хотя я и попал на большую должность в университете Феникс (он специализируется на дистанционном обучении, и в нем обучается сегодня 340 тысяч студентов), но должен был пройти курс рядового преподавателя онлайн. И сегодня я, как декан факультета, обязан вести в год как минимум шесть курсов, в т.ч. онлай-

новых. Поэтому у меня есть в этом предмете и личный опыт, и кругозор.

Так вот, платформа, которой пользуемся в нашем университете, ассоциируется у меня со старым грузовиком, что-то вроде советского ЗИЛ -130, который возил на стройку кирпичи и цемент. Для самой стройки — то есть для подготовки специалистов — какие-то изыски с доставкой роли не играют. Хотя, конечно, приятней в работе зависеть не от старого грузовика, а от серебристого лайнера.

Затем друзья пригласили меня поработать над платформой в университете Капелла. Капелла шла какое-то время «голова в голову» с Фениксом, и при работе над ее платформой удалось сгладить часть шероховатостей онлайновой платформы Феникса. Но скажу о главном для вас.

Мне довелось познакомиться с платформами ведущих университетов России. Вчера на заседании проректоров вузов петербурга я имел возможность беседовать с пятьюдесятью проректорами. и могу констатировать: хотя сегодня много говорится об образовании онлайн, речь, по сути, идет о каких-то разовых инструментах, которые называют платформами по недоразумению. А того грузовичка, который мог бы действительно обеспечить весь процесс онлайнового курса, нет. в россии только начали этой проблемой заниматься. и чтобы не запутаться во множестве приложений, необходима работоспособная основа, которая могла бы гладко связывать воедино разнообразные подсистемы.

необходимо, чтобы она регистрировала результаты участия студента во всех заданиях и дискуссиях, подготовке проектов в составе команд, выставляла оценки с учетом веса этого участия. И чтобы, если возникает спорный вопрос, и пишется апелляция, можно было доказательно продемонстрировать — было так и так, поэтому в итоге получилось именно это. таких технологических линий нет, и моя мечта, чтобы они были созданы в россии. Здесь больше энтузиазма, и, мне кажется, больше мозгов для такой работы. И тогда в образовании онлайн мы могли бы от слов перейти к делу, и сделать так, чтобы люди могли обучаться и на бакалаврском, и на магистерском, и на докторском уровне — как это происходит в университете Феникс.

Еще один важный момент, который был предложен два года назад, и российские университеты с этим согласились. все-таки чистый онлайн, без общения с преподавателем «вживую», несколько ущербен — не все составляющие знания можно формализовать, какая-то искра передается только из рук в руки, от учителя к ученику. поэтому в начале курса будет приветствоваться общение лицом к лицу. БОльшая часть последующего обучения будет вестись онлайн, а завершаться обучение также будет лицом к лицу.

вероятно, в случае затрудненности физического контакта — например, человек находится на полярной станции — будет чистый онлайн. так же, как, например, получается с американскими военнослужащими, находящимися в Германии. Правительство выдает им

ИННОВАЦИИ № 05 (115), 2008

ИННОВАЦИИ № 05 (115), 2008

ваучеры на получение образования в нашем университете. Они учатся онлайн, и к моменту демобилизации могут завершить любой курс — вплоть до получения степени МБА. В подобных случаях онлайн, безусловно, будет преобладать.

— Пожалуйста, приведите примеры технологического предпринимательства...

— Однажды я случайно встретился с двумя знакомыми выпускниками Стэнфорда у входа на какое-то производство. И заинтересовался: «Это ваша компания? Чем она занимается?» — Мне сказали: «Заходите!»

в помещении стояло несколько емкостей, где перемешивались химикалии. Оказалось, что во время обучения эти люди изобрели шампунь, который произвел революцию в офисной уборке. вся технология заключалась в новой формуле моющего средства, сами ингредиенты они заказывали у «хенкеля». в соседнем помещении располагалась очень корпусная бабушка-мексиканка, которая из пресса заполняла бутылки, а два то ли племянника, то ли внука навертывали пробки, обтирали бутылки полотенцами и паковали в коробки. вот и все производство, проще некуда.

Я спрашиваю — почему так получилось? Все-таки за вами стэндфордский университет.Отвеча-ют: «Мы с сестричкой в год по 250 тысяч делаем — зачем нам куда-то на работу ходить? тем более, это наш продукт, наша интеллектуальная собственность».

В связи с этим отмечу одну коренную проблему российских вузов. Дети в США — как только начинают понимать, о чем говорят взрослые — слышат: сколько стоит этот дом, сколько лет в нем нужно жить, как его надо перефинансировать, как вложить деньги, какие акции купить. Они эти разговоры слышат постоянно, и воспринимают их и сознательно, и подкоркой.

И когда лучшие университеты США: Стэнд-фордский, МТИ, или Гарвард — готовят физиков или электронщиков высочайшего класса, у тех в крови уже существует представление о бизнесе, высокая готовность к нему. В россии же люди выросли в другом обществе, и не у всех родители по несколько часов в день обсуждали, как надо перефинансировать дом, и где выгоднее делать покупки. Поэтому здесь высшему

образованию не хватает серьезного компонента — нет воспитанной с детства готовности к маркетингу, готовности к бизнесу для себя. И важно хоть в какой-то степени компенсировать это обстоятельство, обучая студентов сознательному отношению к бизнесу.

Каково сегодня различие между лидером и менеджером? Я задавал этот вопрос многим проректорам — и если они отвечали, то отвечали неправильно!

Мы беседовали с Михаилом Николаевичем Стрихановым, ректором МИФИ, о том, что не только инженеров, но и «чистых» ученых нужно обучать искусству «продавать» себя, то есть попросту представлять себя с лучшей стороны, представлять и продавать свои достижения. МИФИ выпускает серьезных физиков, а сегодня начинает готовить лидеров и менеджеров, способных руководить малыми компаниями или научными коллективами. Эти элементы маркетингового образования должно войти в кровь и плоть — иначе наши выпускники будут неконкурентоспособны на глобальном рынке сегодняшнего дня.

— Что получится, если те, кто сегодня занят разработками, и занят ими полностью, переключатся на их продажи? Продавать они научатся, но сами разработки при этом станут слабее — человек везде не может успеть.

— Это хороший вопрос, острая тема. Действительно, даже составление хорошего бизнес-плана требует большого внимания и энергии, которые будут отвлекаться от исследовательской работы..Что тут можно сказать? наша жизнь не красится в один цвет, и ней не бывает света без тени.В жизни мы балансируем в поисках лучших решений, примиряем противоположности самой своей жизнью. Многие противоречия неразрешимы умозрительно, но мы живем, творим, работаем — и как-то удается справляться. Я не могу выписать рецепта, но знаю точно, что чистое творчество без попыток вывести его результаты «в люди» — то есть, на рынок — не выживет.

— Сегодня зарплата российских ученых и возможности для занятий наукой существенно отличаются от западных стандартов. Какое значение имеет этот разрыв?

— В 1993 году в Моррисоновский институт Стэнфорда пришли первые заявки от российских ученых. Институт платил тогда зарубежным профессорам по три тысячи долларов — с учетом инфляции эта сумма была весомее нынешней. Кроме того, оплачивалось жилье — квартира или коттедж, оплачивалась дорога. Была подготовлена встреча, на которую приехали представители российских ученых — тогда сами ученые за границу еще не ездили, ездили их представители. И эти представители беседовали с администрацией университета. Один из гостей выразился во время переговоров так: «В россии профессор получает сегодня сто долларов в месяц, так что если вы заплатите долларов

двести-триста, он будет вполне доволен». Мне стало жарко от стыда — ведь это и мне делают такое предложение, значит, и меня считают способным включится в такой выгодный бизнес...Переговоры шли дальше, но в конце, когда меня попросили высказаться по всему кругу затронутых вопросов, я сказал, что в затеваемой игре участвовать не буду. Если мы считаем, что люди вносят полезный вклад, и если мы его принимаем, то и вознаграждение они должны получать соответствующее этому вкладу, вознаграждение, принятое в цивилизованном мире. Иное я считаю позором... в итоге российские ученые, приглашенные в Моррисон, получали по три тысячи долларов.

И есть еще одна фраза того же рода «Ну, вы же знаете, наша российская специфика.». Перестаньте так говорить! Вы все — дети нового времени (и возраст здесь значения не имеет!), пожалуйста, усвойте себе это твердо! Нет никакой убогой российской специфики, все это осталось в прошлом! Надо уважать себя, и это необходимое условие, чтобы тебя стали уважать другие. И если вы будет говорить по-настоящему серьезно, если будет уважать себя — вас в Америке поймут. Если в силиконовую долину приходит бизнес-план без грамматических ошибок, на хорошем английском, без какой-либо «специфики» и без пропущенных страниц, и это толковый бизнес-план — то неважно, откуда он пришел — из Петербурга или Нижнего Новгорода, его будут рассматривать внимательно. Важно правильно повести себя, правильно во всем. И с вами будут считаться.

Поэтому так важно хорошо знать язык, и я постоянно это повторяю своим студентам — учите английский! Не потому, что это американский язык, а потому, что он сегодня — язык международного общения, и он дает вам возможность заявить о себе, и быть услышанным.

— Сегодня широко практикуется аутсорсинг, по которому российские компании выполняют заказы зарубежных заказчиков на разработку каких-либо продуктов — особенно в сфере IT. Как дожить до того времени, когда российские специалисты будут рассматриваться не как исполнители, а как полноправные партнеры, имеющие долю в прибыли?

— Когда вас хотят использовать, вам дают часть проекта и платят за проделанную работу. Но на что еще вы можете в таком случае рассчитывать? Если же вы автор идеи, то о каком аутсорсинге может идти речь? Тогда вы обязательно партнер, и как я уже говорил, вопрос стоит о размерах долей — все в Америке negotiable — обсуждаемо. Добавлю следующее: цыгане и американцы относятся к нациям, традиционно считающимся хорошими психологами. Помните об этом, когда будет вести переговоры с американцами. Они будут внимательно смотреть, насколько сильна ваша позиция. И если она действительно сильна — с вами будут разговаривать серьезно, к вам отнесутся как к партнеру, с вами будут считаться. Но для это-

го вы должны хотя бы знать, сколько стоит на рынке продукт или услуга, которую вы предлагаете. Еще раз — аутсорсинг при вашем авторстве — это смешно и возмутительно!

— Сегодня в России вузы резко ограничены в праве на коммерческую деятельность. Переменится ли ситуация в обозримой перспективе, и каковы, по-вашему, перспективы вузовской науки?

— Первый вопрос — это вопрос о взаимоотношениях государства и национальной системы образования. Сегодня в россии преобладают государственные вузы, и можно сказать уверенно, что частный инвестор не будет сколько-нибудь широко участвовать в совместных проектах с университетами — по закону частная компания и госучреждение имеют разные условия ответственности за результаты своей деятельности. Существуют некоторые промежуточные формы такого рода сотрудничества — малые предприятия в инкубаторах или технопарках. По мере того, как вузы будут переходить в частные руки, ситуация будет меняться. но насколько реален такой переход к частным исследовательским вузам (распространенным, например, в Штатах) в ближайшие годы — мне неизвестно.

Относительно перспектив вузовской науке видится следующее. Сегодня есть три сектора научных и технологических исследований: вузы, отраслевые институты и российская Академия наук. Отраслевая наука находится в явном упадке, и для ясности картины ее можно опустить. Соотношение же вузовской и академической науки определиться в ближайшем будущем из судьбы РАН.

россия по структуре экономики, общественного устройства и системе управления сближается с европейскими образцами. Везде есть Академии наук, но нигде в мире нет Академии наук в сегодняшнем российском понимании. там академии — престижные клубы ученых, членством в которых гордятся, мнение которых оказывается значимо во многих вопросах. Но как хозяйственные структуры со своими исследовательскими институтами и жилищно-коммунальным хозяйством академии не существуют. Почему так сложилось в России, и насколько оправдана такая структура сегодня — судить не берусь. Никто, однако, не будет отрицать огромную роль РАН, которую она сыграла и играет в развитии российской науки, для самого существования страны. И пока РАН, привлекая государственные ресурсы, будет оставаться ведущим игроком в развитии национальной науки и технологии, судьба вузовской науки — оставаться в ее тени.

Если же РАН перейдет в разряд научного клуба — так же, как в западных странах — нынешний баланс изменится. Вузовская наука выйдет на первый план, и успехи технологического развития России будут закладываться и определяться в университетских лабораториях.

(подготовил Юрий Нешитов)

ИННОВАЦИИ № 05 (115), 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.