Научная статья на тему 'Клик о помощи'

Клик о помощи Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
79
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Бизнес-журнал
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аркадий Коновалов

Сервисы мелких бытовых дел, соединяющие тех, у кого есть время на фриланс, и тех, у кого времени нет совсем, но имеются лишние деньги, в последние пару лет стали весьма популярны в Соединенных Штатах. Разнообразные клоны появились и в России — но особого успеха еще не добились; видимо, у наших соотечественников пока нет лишних денег — или же привычки ценить собственное время. Между тем в США персональные помощники «из интернета» готовы выполнить за вас практически любое поручение — от традиционной доставки почты до написания рождественских открыток.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Клик о помощи»

и О

CL

т о

Аркадий Коновалов

Клик

о помощи

экономические проблемы и безработица породили целую плеяду новых стартапов в области персонального аутсорсинга: за небольшую плату тысячи исполнителей готовы взять любое задание или поручение. мобильные технологии и социальные сети позволили добиться недоступной прежде простоты, скорости и безопасности, но ниша по-прежнему ждет своих GOOGLE или facebook. несмотря на впечатляющий рост аудитории (в основном в сша), о финансовых успехах «бизнеса малых дел» говорить пока преждевременно.

I

Сервисы мелких бытовых дел, соединяющие тех, у кого есть время на фриланс, и тех, у кого времени нет совсем, но имеются лишние деньги, в последние пару лет стали весьма популярны в Соединенных Штатах. Разнообразные клоны появились и в России — но особого успеха еще не добились; видимо, у наших соотечественников пока нет лишних денег — или же привычки ценить собственное время. Между тем в США персональные помощники «из интернета» готовы выполнить за вас практически любое поручение — от традиционной доставки почты до написания рождественских открыток.

Набор конкурентов — на любой вкус: от крупных агре-гаторов вроде Task Rabbit и Zaarly, предлагающих найти «помощника» для практически любой задачи, до нишевых онлайн-сервисов с собственной бизнес-моделью. Среди них — Exec, предлагающий труд по фиксированной часовой ставке, Postmates, доставляющий посылки в пределах города в течение часа, Instacart — аналогичный сервис, но для продуктов питания, Lyft и Sidecar, работающие чем-то вроде частных такси, YourMechanic — «автомеханик по вызову» и многие другие.

По словам венчурного инвестора Семила Шаха, бум связан сразу с несколькими важными причинами. Во-первых, распространение мобильных технологий позволяет серьезно упростить поиск «помощника»: удачно организованное приложение может быть гораздо удобнее традиционных веб-сайтов с объявлениями вроде Craigslist. Во-вторых, подобные стартапы удачно вписываются в «локальный тренд», который пытаются развивать и крупные компании вроде Amazon. Быстрое, мобильное, специализированное приложение позволяет более эффективно свести вместе спрос и предложение на разнообразные локальные услуги, а также выстроить надежную репутационную систему.

Наконец, структурные и циклические изменения в американской (и мировой) экономике, связанные с недавней рецессией, из которой некоторые страны не вышли и по сей день, высвободили огромное количество квалифицированной — и не очень — рабочей силы, готовой взяться за любые поручения за вполне разумные деньги. Огромный набор сервисов позволяет получить собственного персонального ассистента на любые случаи жизни: Шах называет их «Siri для реальной жизни».

БИЗНЕС Р2Р

Разумеется, сама идея размещения объявлений о тех или иных услугах в онлайне далеко не нова: пионерами в этой сфере были еще Craigslist и eBay. Однако новая волна стартапов принципиально отличается от привычной «доски объявлений». Во-первых, спрос здесь играет даже большую роль, чем предложение: именно люди, которым требуются помощники, чаще всего являются активными пользователями. Во-вторых, новые сервисы могут похвастаться куда более удачным дизайном, дружелюбным подходом и серьезной интеграцией с социальными сетями — Facebook, LinkedIn и Twitter.

Все это часть еще одной глобальной тенденции, которую называют то «экономикой обмена», то «пиринговой экономикой». В рамках подобных сервисов традиционные компании — такси, отели, торговые сети — исключаются из цепочки (а зачастую в ней не применяются и деньги). Пользователи получили возможность сдавать комнаты в аренду через Airbnb или CouchSurfing, предоставлять свой автомобиль в аренду через RelayRides и Getaround,

инвестировали американские венчурные капиталисты за последние два года в интернет-сервисы, обслуживающие аутсорсинг персональных поручений. из них $38 млн получил один из лидеров сегмента — TaskRabbit

находить партнеров для путешествий через Zimride, арендовать офисы напрямую у владельца через Loosecubes, обмениваться вещами через Swap.

— Прямые отношения становятся полноценным бизнесом, — говорит основатель венчурного фонда Collaborative Fund Крейг Шапиро. — На TaskRabbit есть люди, зарабатывающие временным подрядом и выполнением разного рода поручений до 5 тысяч долларов в месяц. Это серьезные деньги.

и О

CL

т о

Эксперты вспоминают, что печально известный бум доткомов начала 2000-х годов тоже породил немало онлайн-стартапов, связанных с персональным аутсорсингом. Например, Kozmo.com: его основатели обещали быструю и бесплатную доставку чего угодно — от DVD-дисков до мороженого. Увы, издержки оказались слишком высоки, и стартап — как и многие его тогдашние конкуренты — закрылся, не успев толком стартовать. В чем отличие новой волны? В куда более продвинутых технологиях — в том числе мобильных и социальных, а также

«Бизнес малых дел» существовал всегда. Однако нынешний бум вызван развитием мобильных технологий: специализированные приложения позволяют эффективно сводить спрос и предложение на локальные услуги, а также выстраивать надежную репутационную систему для пользователей

в более эффективных бизнес-моделях, перекладывающих логистические проблемы на плечи пользователей-исполнителей.

«Это обычные люди, которые работают на других обычных людей», — говорит основатель и СЕО Zaarly Бо Фишбек; его компания привлекла более $15 млн венчурных инвестиций от группы инвесторов во главе с фондом Kleiner Perkins Caufield & Byers.

Работает Zaarly — как и большинство конкурентов вроде TaskRabbit — по довольно простой схеме. Клиент размещает задание, содержащее примерные координаты, дедлайн и начальную цену. Оно попадает в пул сайта и отражается в мобильном приложении — в том числе на карте, с помощью которой исполнители могут искать задания вблизи места своего проживания. Объявления, впрочем, могут быть весьма экзотическими: на сайте размещают просьбы о помощи с покупкой музыкальных инструментов или билетов на популярные театральные постановки; по словам Фишбека, однажды пользователь предложил $6о за возможность прокатиться на быстрой спортивной машине. Если на задание находится исполнитель,

Zaarly связывает его с клиентом через собственную телефонную линию или анонимную электронную почту. Сервис берет около 10% за обработку онлайн-платежей, однако стороны всегда могут предпочесть наличные; в этом случае комиссию взять не получится.

Зачем обращаться к аутсорсингу? TaskRabbit заманивает пользователей простейшей арифметикой. Если ваш доход — около $500 тыс. в год, то один час работы приносит вам более $430. На эти деньги наемный «кролик» (rabbit в терминологии сайта) с легкостью подберет вам нужную мебель в новую квартиру. У вас $50 тыс. год? Около $20 в час — за подобную плату фрилансер обработает ваше письмо или доставит покупки из магазина.

Нишевые проекты пытаются найти собственную «фишку». Сервис Agent Anything привлек в качестве исполнителей около двух тысяч студентов Нью-Йоркского и Колумбийского университетов: они выполняют поручения только в пределах города. Чикагский стартап AirRun, напротив, охватывает всю территорию США, но делает ставку в первую очередь на приложение, карты и мобильность. FancyHands предлагает ежемесячную подписку стоимостью от $25 до $65, которая позволяет размещать до 15 поручений в месяц — причем тип этих задач никак не ограничен. Кроме того, FancyHands активно работают с корпоративными заказчиками, которым периодически нужны временные помощники, способные быстро доставить нужный конверт или обработать электронную таблицу.

Есть и более экзотические варианты: к примеру, Fiverr.com предлагает пользователям размещать предложения о том, что они готовы сделать за $5 — записать короткое видео, вычитать небольшой текст или сделать несколько звонков. Стартап WeGoLook помогает клиентам, делающим покупки онлайн, воспользоваться услугами агентов-оценщиков — непрофессионалов, которые живут недалеко от продавца и могут оценить на месте состояние того или иного товара, описать его покупателю и сделать дополнительные фотографии.

ДЕШЕВЫЙ ТРУД

Многие критики отмечают трудности с безопасностью: тот же Craigslist может «похвастаться» довольно высоким уровнем мошенничества и других преступлений. Эта проблему каждый стартап решает по-своему: к примеру, в TaskRabbit проводят телефонное собеседование и делают стандартную проверку криминального прошлого. Социальные сети вроде Facebook упрощают процесс проверки: теперь каждый пользователь может довольно быстро оценить потенциального контрагента. Некоторые (скажем, Loosecubes) требуют

Арктический

МЕЖДУ НАРОДНЫЙ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ САММИТ 27 февраля, Intercontinental Moscow Tverskaya

Северный морской путь. Инфраструктура и транспортно-коммуникационная

система Арктического региона

• ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ САММИТА - формирование устойчивой международной платформы с участием руководства стран Арктического совета, стран-наблюдателей и топ-менеджмента финансово-промышленного сектора для обсуждения и решения вопросов Арктического региона, интеграции науки и бизнеса, выявления инвестиционных мотиваций и создания «банка» идей и научных проектов для практического применения.

• ИНИЦИАТИВА ПРОВЕДЕНИЯ САММИТА получила

одобрение и поддержку Правительства РФ, представителей администраций субъектов РФ, Финско-Российской торговой палаты. Арктической Общественной Академии Наук, представителей бизнеса и промышленности, имеющих отношение к решению проблем Арктики и Севера, топовых российских компаний ТЭК.

• В САММИТЕ ПРИМУТ УЧАСТИЕ: представители администрации Правительства РФ, представители Арктического совета, международных организаций, крупнейших российских и иностранных отраслевых компаний, ученые-эксперты в области Арктики, общественные деятели.

• ФОРМАТ САММИТА включает деловую часть, в программе которой пленарное заседание, тематические сессии, дискуссии, сессии практиков, круглые столы и пресс-конференция.

• УЧАСТНИКАМ САММИТА БУДЕТ ПРЕДСТАВЛЕНА

тематическая выставка в рамках мероприятия и фотовыставка на тему региона Арктики выдающихся российских и зарубежных современных авторов.

АУДИТОРИЯ И УЧАСТНИКИ САММИТА:

- Представители высшего руководства Арктического Совета

- Представители стран Арктического Совета

- Официальные представители от иностранных государств и международных организаций и представители Правительства Российской Федерации

- Представители Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

- Представители арктических субъектов РФ

- Топ-менеджмент крупных российских и международных корпораций

- Руководители и топ-менеджеры сырьевых компаний

- Руководители и владельцы транспортных компаний

- Руководители и топ-менеджеры сервисных компаний

- Руководители инвестиционных компаний и банковского сектора

- Представители экологических общественных и государственных организаций

- Мировая и российская научная элита

- Общественные деятели и политики

- Иностранная и российская пресса

Координатор Саммита

Продюсер В28 Event Company Милевская Юлианна Викторовна

Тел.:+7 (495) 797 9056 Моб. +7 (916) 71146» 7; +7 (985) 2001770 jmisb2bevent.ru; www.b2bevent.ru

На правах рекламы. 16+

ПАРТНЕР САММИТА:

ОРГАНИЗАТОР САММИТА:

h I EVENT rill COMPANY

ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПАРТНЕР:

Arctic

' info

По вопросу аккредитации СМИ:

PR-менеджер 828 Event Company Яна Склярова

Тел.: +7 (495) 797 9056, доб.1161 Моб.: +7 (926) 534 2585 E-mail: ysifib2bevent.ru

от своих исполнителен регистрации через аккаунт в Facebook или Linkedln. Другие предпочитают более надежные методы — например, страхование. В первую очередь это службы, связанные с прямой арендой жилья, автомобиля или офиса: так, сервис Airbnb заключил партнерское соглашение со страховой компанией Lloyd's of London, а стартапы, занимающиеся арендой автомобилей (RelayRides и Getaround), предоставляют страховое покрытие до миллиона долларов.

Сами стартаперы видят главный вызов в наращивании критической массы пользователей — как

Аутсорсинг персональных поручений вполне укладывается в глобальную тенденцию «экономики обмена» или «пиринговой экономики», в которой продавцом товаров и услуг все чаще становится не профессиональная бизнес-организация, а частное лицо, обладающее

каким-либо ресурсом

заказчиков, так и исполнителей. Каждый выбирает собственную стратегию: к примеру, TaskRabbit и HeyNeighbor изначально сконцентрировались на нескольких крупных локальных рынках, в то время как в AirRun попытались с ходу запустить бренд федерального уровня.

Какая стратегия оказалась более успешной — пока не ясно: ни один из стартапов не раскрывает своих финансовых показателей (о выходе на IPO тоже никто пока не заикается), а TaskRabbit в 2013 году вообще объявлял о сокращении штатов; впрочем, о банкротстве речь пока не идет. По словам аналитика Frost & Sullivan Джейка Венгроффа, рынок пока еще далек от устойчивого состояния, и его ждет серьезная борьба за пользователей. «Места здесь останется не более чем для трех крупных игроков, — говорит он. — Им предстоит решить основную проблему — как убедить заказчика и исполнителя платить комиссию, а не просто договариваться об оплате наличными на месте».

Другие эксперты опасаются, что с ростом экономики популярность подобных сервисов может сойти на нет. По словам Бо Фишбека из Zaarly, большинство исполнителей используют сервис лишь как дополнение к основному заработку: больших

денег подобная работа принести не может (разве что удовлетворит студентов, основная альтернатива для которых — работа в фастфуде). Стартаперы убеждают инвесторов, что специализация и аутсорсинг — будущее рынка труда, однако некоторые инвесторы сомневаются в том, что кто-то на самом деле сможет построить карьеру на сборке мебели, купленной в IKEA (самое популярное задание на TaskRabbit).

По оценкам TaskRabbit, около 10% пользователей платформы живут исключительно на доходы от исполнения поручений: наиболее продвинутые и активные из них зарабатывают до $55 тыс. в год (уровень менеджера средней руки или школьного учителя). Чтобы обеспечить себе подобный доход, исполнитель должен ежедневно обрабатывать четыре заказа: средняя плата составляет $45, из которых 20% уходит платформе. Из общей суммы вычитаются налоги и медицинская страховка — так что «на руки» остается еще меньше. Кроме того, многие заказы приходится исполнять весьма срочно — что не позволяет планировать темпы работы.

— В какой-то степени все эти стартапы (при условии достаточного спроса) позволяют фрилансерам эффективнее использовать свое свободное время, — говорит Семил Шах. — Однако не всем нравится быть фрилансером: я думаю, многие предпочитают более предсказуемые и надежные формы занятости, и водители Lyft и Sidecar не раз говорили мне об этом. Большинство из них временно безработны или находятся в каком-то переходном периоде своей жизни. Возможно, в какой-то момент эти компании превратятся в реальный HR-бизнес, который содержит исполнителей в штате, как это пытается делать, например, Exec. Да, в Кремниевой долине любят эксперименты, однако пока не ясно, как эти модели будут работать в национальном масштабе — и выдержит ли бизнес-модель.

Впрочем, как отмечает основатель TaskRabbit Лея Баск, все чаще клиентом компании становится малый бизнес, который ищет работников на небольшие контракты — от временного офис-менеджера до специалиста по вводу данных в электронные базы. Это напоминает HR-агентства временного найма, однако с более современной моделью. «В этом бизнесе ничего не менялось уже лет 25, — говорит Баск. — У всех больших игроков огромные накладные расходы, которых у нас просто нет». Возможно, именно за этим направлением будущее: даже если персональный аутсорсинг не станет популярным среди обычных потребителей, В2В-сектор сможет воспользоваться всеми преимуществами быстрого и эффективного поиска нужных временных специалистов в режиме онлайн.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.