Научная статья на тему 'Всеобщая мобилизация'

Всеобщая мобилизация Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
105
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Бизнес-журнал
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Владислав Солодкий

Прошлый год прошел под знаком бурного роста стартапов в финансовой сфере. Целый ряд инновационных сервисов, большинство из которых задумывались и запускались три–четыре года назад, наконец-то по-настоящему «выстрелили» и по прошествии весьма короткого времени способны серьезно изменить положение дел на этом традиционно консервативном рынке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Всеобщая мобилизация»

Владислав Солодкий

Всеобщая мобилизация

Три «горячих» направления инноваций в финансовой сфере.

Прошлый год прошел под знаком бурного роста стартапов в финансовой сфере. Целый ряд инновационных сервисов, большинство из которых задумывались и запускались три-четыре года назад, наконец-то по-настоящему «выстрелили» и по прошествии весьма короткого времени способны серьезно изменить положение

вого общения дополняется возможностями сетевого действия (например, финансирования проектов методом краудфандинга), а привычка пользователя к удобным мобильным и онлайновым интерфейсам требует аналогичных решений и в области финансов. И пока традиционные игроки — старожилы рынка — медлят, стар-тапы пускаются в отрыв.

£ £ Даже консервативной финансовой сфере приходится меняться по мере того, как меняются привычки потребителей. Потребитель становится мобилен (благодаря смартфонам) и начинает больше ценить удобство интерфейсов и возможность совершать операции в онлайне ■■

дел на этом традиционно консервативном рынке.

Перемены неизбежны хотя бы потому, что на глазах меняется сам потребитель финансовых сервисов: идет всеобщая «смартфонизация» (так, в России, по данным J'son & Partners, уже 30% абонентов использует «умные» телефоны), практика сете-

МОБИЛЬНЫЙ ЭКВАЙРИНГ:

смартфон вместо банка

Предприниматели, работающие в рознице, знают, каково это — организовать прием оплаты пластиковыми карточками: заполнение кучи бумаг, покупка терминала для «прокатывания» карточек ($750-1 100), периодические проверки службой безопасности банка, предоставляю-

щего услугу эквайринга, а также необходимость завести в том же банке счет для зачисления средств...

Вокруг немало бизнесов, у которых потенциальный объем «пластиковых» платежей столь невелик, что не оправдывает всех этих хлопот. Джек Дорси, один из создателей сервиса микроблогов Twitter, придумал, как помочь им приобщиться к культуре «карточных» платежей, запустив стартап Square. Да так, что в прошлом году журнал American Banker назвал Дорси «банкиром года» — за создание платформенного решения, позволяющего превратить любое мобильное устройство в продвинутый терминал для оплаты банковской картой.

С точки зрения пользователя, решение выглядит очень простым — как раз таким, какое и требуется для малого и среднего бизнеса: на смартфон или планшет закачивается специальное приложение, а через аудиоразъ-ем подключается небольшая квадратная «насадка» с прорезью для пластиковой карточки. (Название устройства, как и самой компании — Square, — как раз и означает «квадрат».) Терминал готов: владельцу остается лишь указать

30%

абонентов

России уже пользуются

смартфонами.

Вся эта аудитория —

потенциальные

пользователи

«продвинутых»

мобильных финансовых

сервисов

счет в любом банке, куда должна зачисляться безналичная оплата — за вычетом комиссии за транзакцию, которая составляет менее 3% от суммы.

В ноябре 2012-го Square достигла оборота в $10 млрд в год (причем $2 млрд из них пришлось на последний месяц года), а также значительно увеличила число торговых точек, которые продают ее устройство. Теперь продукт представлен в магазинах таких брендов, как AT&T, Walgreens, Staples, FedEx Office, Apple, Walmart, Best Buy, RadioShack, Target.

Разработку новых сервисов компания успешно сочетает с интересными экспериментами в области тарифных планов. В прошлом году Square предложила новый тариф для небольших компаний: если

объем транзакций не превышает $250 тыс. в год, то за пользование системой можно платить $275 в месяц. Еще одно нововведение: Square активно выходит на новый сегмент в рамках малого и среднего бизнеса, разрабатывая специальные предложения для небольших сетей (две-три торговых точки).

Бурный рост популярности сервиса на рынке привлек к нему

штабирования сервиса. Более того, демонстрируя приверженность новым технологиям, Starbucks начала активно переводить свои кофейни на использование сервиса. По итогам недавнего раунда инвестиций ($200 млн) компания Square была оценена в $3,25 млрд при выручке в $170 млн.

Бешеный успех Square породил множество клонов по всему миру

кк

I Стартап Square произвел революцию на рынке эквай ринга. С помощью небольшой «насадки» любой смартфон или планшет превращается в терминал для «прокатывания» пластиковых карт. В 2012-м компания вышла на $10 млрд годового оборота

внимание не только профильных игроков финансового сектора, но и лидеров из других отраслей. В частности, акционерами Square стали конгломерат Virgin и сеть кофеен Starbucks. Последняя, кстати, инвестировала на двух раундах — и в итоге не только стала владельцем одного из крупнейших пакетов, но и вошла в число главных идеологов дальнейшего развития и мас-

«Европейская Square» — шведская компания iZettle, которая представила немного модифицированное устройство (читает чипованные карты), — продолжает активно набирать обороты: расширяет количество стран присутствия, решает вопросы безопасности платежей, занимается экспансией на различные мобильные платформы и популяризацией сервиса. Среди ак-

бизнес-журнал апрель #4 2013

85

г

ционеров iZettle есть и российский капитал — фонд ru-Net. В Европе появилась даже «вторая европейская Square» родом из Германии — проект SumUp. В Южной Африке также есть свой аналог — проект mPowa.

Компания PayPal, в свою очередь, представила устройство с похожей технологией — PayPal Here. Но несмотря на то, что сервис имеет ряд мелких преимуществ перед Square, аналитики не понимают, за счет чего PayPal сможет победить первопроходца мобильного эквайринга. Зато интересны другие эксперименты PayPal в области мобильных платежей: недавно компания начала тестировать очень перспективную технологию — транзакции по QR-кодам в офлай-новых точках.

Интересно будущее американского стартапа Cardfree.com: этот новый проект в области мобильных платежей позиционирует себя как анти-Square, потому что не требует банковских карт для оплаты вообще.

приходится искать дополнительные источники дохода. Например, учиться зарабатывать на тех знаниях о потребительском поведении, которые появляются в процессе работы сервиса, на лидогенерации, продаже дополнительных CRM-модулей, системах, позволяющих работать сразу с несколькими точками продаж.

Р2Р-КРЕДИТ0ВАНИЕ:

сообщества взаимного кредита

В конце 2009 года, в разгар первой волны экономического кризиса, журнал Harvard Business Review предрекал нарастающий кризис доверия к банкам и говорил о тренде роста Р2Р-кредитования1, при котором не требуется посредников в виде банков. И если изначально Р2Р-сервисы (среди лидеров — Prosper, Lending Club и Zopa) развивались исключительно как кредитование физических лиц на текущие нужды, то «фишка» 2012 года — их выход в сегмент кредитования стартапов и малого бизнеса.

áá,

I Сервисы Р2Р-кредитования, которые исключили из процесса банки и напрямую сводят заемщиков и кредиторов, долгое время предлагали свои услуги лишь физлицам. Начиная с прошлого года они вышли в сегмент кредитования стартапов и малого бизнеса щщ

Аналоги Square появляются также в России — в рамках проектов «Яндекс.Деньги» и RBK Money, на базе украинского ПриватБанка и российского Банка24.ру. Есть независимые проекты — например, 2can (инвестиции — $2,3 млн) и LifePay ($2,6 млн). Впрочем, на российском рынке эти проекты пока не очень заметны: для «эффекта Square» им необходимы большие вложения в маркетинг и широкое распространение.

У зарубежных же сервисов другой вызов: транзакционный бизнес не очень маржинален, поэтому

1Под P2P (от англ. peer-to-peer — «равный к равному») понимается децентрализованная сетевая организация равноправных участников.

За 2012 год компания Lending Club вырвалась вперед и превратилась в безусловного лидера этого направления в США. Во-первых, в совет директоров компании вошел бывший СЕО банка Morgan Stanley Джон Мак, и это стало для участников рынка сигналом, что Р2Р-кредитование уже не «прикольная игрушка», а большой и серьезный взрослый бизнес. Во-вторых, Lending Club, основанная всего пятью годами ранее, преодолела оборот в $1 млрд: 45 тыс. кредиторов дали в долг 80 тыс. заемщикам (ставки колеблются в диапазоне 5,7-13%).

Другой сервис Р2Р-кредито-вания Zopa — старейший и один из самых известных — недавно

преодолел планку в 250 млн фунтов выданных кредитов, став лидером в Великобритании, где есть и другие подобные площадки. Это позволило ему привлечь нового стратегического инвестора — фонд Augmentum Capital.

Перспективность направления вызвала рост интереса к нему За 2012 год появилась пара новых проектов — американский сервис Commonbond.co, ориентированный на студентов, и австралийский SocietyOne. Интересно будет понаблюдать за судьбой эстонского проекта isePankur. Ему уже четыре года, и его услугами пользуются все чаще (хотя суммарные объемы совсем не впечатляют).

Естественным конкурентом выступают компании, занимающиеся микрофинансированием, — такие онлайн-сервисы «кредитов до зарплаты», как Wonga. Спикер конференции «Деньги будущего», автор бестселлеров «Банк 2.0» и «Банк 3.0», соос-нователь стартапа Movenbank Бретт Кинг написал недавно, что его очень интересует не только взрывной рост за последнее время Р2Р-кредитования, но и в целом микрокредитования в Интернете. В частности, сервис Wonga, который к июню 2012 года выдал 5,2 млн микрокредитов, а в 2013 году собирается достичь оборота в миллиард долларов. В 2012 году сервис вышел на новую для себя нишу — кредитование малого бизнеса (размер кредитов — от 3 до 10 тысяч фунтов).

В Америке в прошлом году появился микрофинансовый онлайн-стартап ZestCash, который претендует на 20% американского рынка. А инвестфонд Finam Global запускает первую микрофинансовую организацию в России — Platiza, которая будет выдавать займы в онлайн-режиме. Модель скопирована с британской Wonga.

От краудфандинга— к краудинвестингу

Краудфандинговые2 платформы в прошлом году били один рекорд за другим. Практика коллективного инвестирования наглядно доказала, что загоревшаяся каким-либо

г

проектом «толпа» жертвователей, каждый из которых вкладывает по чуть-чуть, вполне способна тягаться с профессиональными инвесторами — бизнес-ангелами и венчурными капиталистами. Так, на платформе Kickstarter в мае 2012 года почти 70 тыс. жертвователей сообща собрали свыше $10,2 млн на проект по созданию наручных часов Pebble.

Kickstarter — самый раскрученный проект в области коллективных инвестиций. С помощью этой площадки с 2009 года было профинансировано около 34 тыс. проектов, а в прошлом году она достигла оборота в $376 млн и вышла на рынок Великобритании (до этого существовала только американская площадка, хотя на ней размещались проекты со всего мира). Сейчас Kickstarter тестирует версию сайта, на которой проекты будут представлены только в виде видеороликов. Руководство платформы исходит из того, что часть пользователей желает не читать о проектах, а смотреть их видеопрезентации.

Проекты из России и СНГ также активно заявляют себя на площадке и даже иногда удачно собирают нужные суммы.

У сервиса Kickstarter уже много клонов по всему миру — например, британский Fondomat, финский Holvi, американские Gofundme и Crowdilt. И это только несколько примеров; в действительности площадок, подобных Kickstarter, в разы больше. Только в России уже создано около 20 клонов, и все это площадки широкого профиля. Более интересны эксперименты в области создания узко таргетированных платформ. Например, новый краудфандин-говый проект Petridish — тот же Kickstarter, только в области науки. Создатели сайта Petridish задумались о том, чтобы дать шанс преподавателям вузов, аспирантам и молодым ученым, которые хотят найти финансирование для своих научных исследований и стартапов.

Однако у всех этих проектов есть одно маленькое «но»: вокруг них много шума, но с точки зрения бизнеса они показывают

низкии уровень среднего чека и небольшие обороты в целом. Все это следствие того, что они не дают пользователю настоящего чувства сопричастности и вовлеченности, которое может возникнуть, только если ему будет предоставлена возможность получить в обмен на инвестиции долю в проекте. Именно поэтому такие площадки, как Secondmarket.com и Sharespost. com, — онлаИн-биржи непубличных компании (или «eBay для ак-

вас ограничат во влиянии на управление компанией.

Не обошлось и без активной интеграции в соцсети. Очень интересен проект Loya3 (который, впрочем, никак не запустится): он предлагает, не выходя из Face-book, покупать микродоли в компаниях, которые вам нравятся. Это некоторое объединение кнопки «Like!» с фондовой биржей: вы инвестируете не столько в доходность, сколько в бизнес, который вам нравится и который меняет

áá i

I Вполне логичное развитие идеи краудфандинга— краудинвестинг. Это когда «толпа» не просто жертвует деньги на понравившийся проект, а приобретает долю в нем — на правах инвестора ^^

ционеров») — показывают в разы большие средние чеки и обороты. Например, нынешний годовой оборот Secondmarket.com — более $500 млн (сервис берет комиссию в размере 3-5% от сделки).

В России что-то похожее делает только SmartMarket.net — сайт, давший возможность частным инвесторам приобрести долю в проекте. SmartMarket — яркий пример платформы, сделавшей ставку на личную заинтересованность инвестора. Это первая российская площадка, которая позволяет частным инвесторам знакомиться с подробным описанием проектов, общаться с их основателями и вкладывать в ИТ и мобильные стартапы от 30 тыс. рублей, приобретая таким образом долю непубличных компаний и доли прибыли. В результате проектом заинтересовался венчурный фонд «Лайф.СРЕДА», выделивший на развитие платформы $1,3 млн.

В 2012 году американский сервис для коммуникации инвесторов и стартаперов Angel List совместно с площадкой SecondMarket начали принимать не только инвестиции от профессиональных инвесторов, но и микровложения от новичков. Теперь стать инвестором сможет любой, у кого есть $1 000. Правда,

вашу жизнь к лучшему Та же цель и у SmallKnot.com — дать возможность инвестировать в проекты, но с небольшим уточнением, суть которого можно определить как «инвестируйте в бизнес в вашем районе», то есть создавайте вокруг себя комфортную для жизни среду (одно из «золотых правил» Уоррена Баффета).

В сфере инновационных решений для малого и среднего бизнеса наметилось несколько устойчивых тенденций: упрощение транзакций, всеобщая планшетизация, интеграция в соцсети, коллективное инвестирование. Все они призваны снизить издержки уже на старте проекта и создать новую модель софинансирования, которая приходит на смену традиционному банковскому кредитованию. Проникновение финансовых инструментов в мобайл стало закономерным этапом развития мобильного банкинга и позволяет упростить выход компаний в онлайн. При этом способность компании следить за трендами и оперативно реагировать на изменения все чаще влияет на прямые продажи. ■

Об авторе

Владислав Солодкий

СЕО венчурного фонда «Лайф. СРЕДА»

2 От англ. crowd funding — «толпа» и «финансирование» — кампании по сбору средств на различные цели, включая коммерческие проекты; как правило, координируются через Интернет.

бизнес-журнал апрель #4 2013

87

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.