Научная статья на тему 'Банк как IT-компания: развитие "банков без отделений"'

Банк как IT-компания: развитие "банков без отделений" Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
639
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВОЙ БАНК / БАНКИ БЕЗ ОТДЕЛЕНИЙ / МОБИЛЬНЫЙ БАНК / BIG DATA / ИНТЕРНЕТ ВЕЩЕЙ / ВИРТУАЛЬНЫЕ ВАЛЮТЫ / СОЦИАЛЬНЫЕ ДЕНЬГИ / BANK-AS-A-SERVICE / DIGITAL BANK / BANKS WITHOUT BRANCHES / MOBILE BANK / INTERNET OF THINGS / VIRTUAL CURRENCIES / SOCIAL MONEY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Цалкин Родион Альбертович

В данной статье рассматриваются ключевые тенденции в развитии финансовых операций и банковского дела. Так называемые «банки без отделений» появляются уже сейчас, что обусловлено переходом на новую модель ведение бизнеса в соответствии с современными реалиями и желанием быть достойными конкурентами на рынке. Мы выделили такие тенденции как повсеместное применение больших данных, развитие виртуальных и peer-to-peer-платежей, применение технологий беспроводной передачи данных для лучшего взаимодействия с клиентом и популяризацию кредитования P2P, т.е. без посредника в виде банка. Из этого можно сделать вывод, что наиболее приемлемым вектором развития для банков станет применение концепции «Banking-as-a-Service», а главными конкурентами выступят не финансовые институты, а высокотехнологичные компании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Bank as an IT company: development of banks without offices

The article considers key trends in the development of financial transactions and banking. Today the so-called "banks without branches" are emerging. It is caused by the transition to a new model of doing business in accordance with modern realities and the desire to be worthy competitors in the market. We point out such trends as the widespread use of large data, the development of virtual and peer-to-peer payments, the application of wireless data transmission technologies for better client interaction and the popularization of P2P crediting, i.e. without intermediary in the form of a bank. So we can conclude that the application of the concept of "Banking-as-a-Service" will be the most acceptable development bank vector, and financial institutions will not be the main competitors, but high-tech companies will.

Текст научной работы на тему «Банк как IT-компания: развитие "банков без отделений"»

ГЛОБАЛЬНЫЕ РЫНКИ И ФИНАНСОВЫЙ ИНЖИНИРИНГ

Том 4 • Номер 2 • апрель-июнь 2017 ISSN 2410-8618 Global Markets and Financial Engineering

издательство

Креативная экономика

Банк как IT-компания: развитие «банков без отделений»

Цалкин Р.А. 1

1 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Москва, Россия

АННОТАЦИЯ:_

В данной статье рассматриваются ключевые тенденции в развитии финансовых операций и банковского дела. Так называемые «банки без отделений» появляются уже сейчас, что обусловлено переходом на новую модель ведение бизнеса в соответствии с современными реалиями и желанием быть достойными конкурентами на рынке. Мы выделили такие тенденции как повсеместное применение больших данных, развитие виртуальных и peer-to-peer-платежей, применение технологий беспроводной передачи данных для лучшего взаимодействия с клиентом и популяризацию кредитования P2P, т.е. без посредника в виде банка. Из этого можно сделать вывод, что наиболее приемлемым вектором развития для банков станет применение концепции «Banking-as-a-Service», а главными конкурентами выступят не финансовые институты, а высокотехнологичные компании.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: цифровой банк, банки без отделений, мобильный банк, Big Data, интернет вещей, виртуальные валюты, социальные деньги, Bank-as-a-Service

Bank as an IT company: development of banks without offices

Tsalkin R.A. 1

1 The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Russia

«Банкинг - это всего лишь байты и биты». Джон Рид, CEO Citicorp (1984-1998)

Введение

Современный человек не представляет своей жизни без компьютера и смартфона, поэтому любой бизнес, в том числе банковское дело, должен соответствовать критериям мобильности и технологичности для удержания своих клиентов. Тенденция перехода банков на совершенно иной формат взаимодействия с потребителем стала заметной еще в 2000-е годы, но сейчас наступил момент, когда игнорировать эти изменения уже невозможно.

В данной статье освещены наиболее интересные, на наш взгляд, тенденции в развитии финансового и банковского сегмента.

«Банки без отделений» как новая бизнес-модель

Исторически розничные банки имели разветвленную сеть отделений. По мере развития технологий менялись каналы взаимодействия с клиентами. В 1970-х годах появились первые банкоматы, в 1980-х - колл-центры, в 1990-х - интернет-банкинг и в 2000-х - мобильные банки. Отличительной чертой этих нововведений было, что все технологические новинки внедрялись в уже существующую банковскую структуру, сохраняя сложившуюся за столетия бизнес-модель банкинга. В такой бизнес-модели банковское отделение является основной точкой взаимодействия клиента и банка.

Подобная концепция совершенно не соответствует современным реалиям. По результатам исследования агентства Markswebb Rank & Report (2017), 64,5 %, или 35,3 млн., респондентов в возрасте от 18 до 64 лет пользуются интернет-банкингом для частных лиц [5]. В мире же этот показатель еще выше.

Согласно прогнозам экспертов, в ближайшие 5-10 лет отделение банка в привычном для нас понимании исчезнет. В пользу этого предположения свидетельствует имеющийся американский опыт. По данным SNL Financial, в 2013 году количество отделений банков в США сократилось до 97 337, потеряв 867 отделений в течение 2012 года [12]. Использование помещений для операционной деятельности станет нераци-

ABSTRACT:_

The article considers key trends in the development of financial transactions and banking. Today the so-called «banks without branches» are emerging. It is caused by the transition to a new model of doing business in accordance with modern realities and the desire to be worthy competitors in the market. We point out such trends as the widespread use of large data, the development of virtual and peer-to-peer payments, the application of wireless data transmission technologies for better client interaction and the popularization of P2P crediting, i.e. without intermediary in the form of a bank. So we can conclude that the application of the concept of «Banking-as-a-Service» will be the most acceptable development bank vector, and financial institutions will not be the main competitors, but high-tech companies will.

KEYWORDS: digital bank, banks without branches, mobile bank, Big Data, Internet of things, virtual currencies, social money Bank-as-a-Service.

JEL Classification: G21, E58, L81 Received: 22.05.2017 / Published: 30.06.2017

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Tsalkin R.A. (tsalkin.rodion0gmail.com)

CITATION:_

Tsalkin R.A. (2017) Bank kak IT-kompaniya: razvitie «bankov bez otdeleniy» [Bank as an IT company: development of banks without offices]. Globalnye rynki i finansovyy inzhiniring. 4. (2). - 107-114. doi: 10.18334/grfi .4.2.38033. Globalnye rynki i finansovyy inzhiniring. 4. (2). - 107-114. doi: 10.18334/ grfi.4.2.38033

ональным, отделения в оживленных местах (центральные улицы, деловые и торговые центры) превратятся в точки продаж и консультаций, остальные будут заменены на пункты самообслуживания [1] (Kris Skinner, 2014). В России создание подобных пунктов мы можем видеть уже сейчас (Сбербанк).

Big Data - ключ к привычкам потребителя

Одним из ключевых изменений в современном банкинге станет использование Big Data. Big Data - это подходы, методы и инструменты обработки структурированных и неструктурированных данных огромных объемов для получения доступных человеческому восприятию результатов. В мире 6,7 миллиардов пользователей мобильной связи и около 5 миллиардов пользователей мобильных телефонов генерируют 13 % глобального интернет-трафика, или 1,3 эксабайта данных каждый месяц [4]. Сами по себе данные не представляют ценности, но информация, которую можно получить при их обработке, дает ключ к потребительским привычкам клиента, позволяет заранее определять его потребности. Эти технологии уже используют крупнейшие IT компании, такие как Google, Amazon, Apple, для демонстрации товаров и услуг, наиболее интересных пользователю. Например, показ релевантной рекламы, исходя из поисковых запросов пользователя, предложение книг и музыки на основе уже совершенных покупок. Для оценки финансового здоровья своих клиентов испанский банк Bankinter регулярно моделирует более 5 млн ситуаций кредитных рисков. Используя сервис облачных вычислений Amazon (AWS), банк сократил среднее время поиска подходящего финансового предложения для клиента с 23 часов до 20 минут. Крупнейший банк Лондона стал обрабатывать в 13 раз больше данных после того, как отдел управления рисками начал использовать метод имитационного моделирования, основанный на большом количестве случайных выборок.

Виртуальные валюты и Р2Р-платежи

Следующим важным фактором является развитие виртуальных валют. Нельзя не заметить резкий рост популярности Биткоина - платежной системы, использующей одноименные единицы для учета. Эмиссия происходит посредством работы по всему миру компьютеров, использующих программу для вычисления математи-

ОБ АВТОРЕ:_

Цалкин Родион Альбертович, студент [tsa1kin.rodion0gmai1.com]

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Цалкин Р.А. Банк как IT-компания: развитие «банков без отделений» // Глобальные рынки и финансовый инжиниринг. - 2017. - Том 4. - № 2. - С. 107-114. doi: 10.18334/grfi.4.2.38033_

ческих алгоритмов. Преимуществами биткоина перед обычной валютой являются доступность (к биткоину можно получить доступ из любого места, где есть Интернет; любой человек может использовать биткоины независимо от своего географического местоположения), децентрализованность (между пользователями нет никакой организации, например, банка, нет эмитента-монополиста), бесплатность. Банкам стоит обратить внимание на такого сильного конкурента и предоставить своим клиентам настолько же удобный, дешевый и безопасный инструмент для совершения P2P-платежей. Самым ярким примером подобного сервиса в сфере интернет-платежей является PayPal. На данный момент он насчитывает 197 миллионов активных пользователей, выручка за 2016 год составила 10,842 млрд. долларов [9]. В области мобильных Р2Р-платежей сейчас лидируют такие стартапы, как Square [11], mPowa [8], iZettle [6]. Кроме того, некоторые компании реализовали специальные приложения для перевода денег через Facebook. На российском рынке интерес представляют следующие сервисы:

- мобильное приложение от Тинькофф «На карту», позволяющее переводить деньги с комиссией ниже той, которую предлагает банк-эмитент;

- запущенный в сентябре 2016 года сервис от MasterCard, с помощью которого можно присылать деньги пользователям социальной сети «Вконтакте» без комиссии [3].

Стоит отметить, что для банков такие сервисы могут служить не средством извлечения прибыли, но инструментом для повышения лояльности и построения доверительных отношений с клиентами.

Интернет вещей в банковской сфере: современное применение

Также вызывает интерес концепция «интернета вещей». Она заключается в использовании физических предметов, оснащенных встроенными технологиями для взаимодействия друг с другом или с внешней средой. На данный момент наиболее популярными являются NFC (near field communication) - технология беспроводной передачи данных, которая дает возможность обмена данными между устройствами, находящимися на расстоянии около 10 сантиметров и QR-коды - разновидность штрих-кода, распознаваемая камерой телефона.

Технология NFC уже встроена во все передовые смартфоны и применяется повсеместно для оплаты покупок привязанной картой (в России пока доступна только привязка карты MasterCard Сбербанка к сервису ApplePay).

QR-коды удобны как для Р2Р-платежей, о которых говорилось выше, так и для коммерческого использования. Например, британский банк Barclays предоставляет для коммерческих клиентов сервис Pingit [10]. Благодаря ему компания может прислать счет в QR-формате, после чего клиенту достаточно отсканировать код с помощью смартфона и подтвердить оплату.

Также перспективным является использование GPS-системы, встроенной в телефон, в совокупности с Big Data и тесным партнерством с ритейлерскими сетями. Такая комбинация позволит присылать клиенту выгодные индивидуальные предложения (например, скидки на товар, который он недавно искал в Интернете, или выгодную ставку по потребительскому кредиту) именно в тот момент, когда он находится недалеко он нужного магазина. Подобные технологии смогут сделать подход к клиенту более персонализированным и увеличить вероятность покупки. При этом очень важно учитывать право пользователя на частную жизнь и обрабатывать данные только с разрешения клиента.

«Социальные деньги» как альтернатива традиционному банкингу

Банкам следует обратить внимание на так называемые «социальные деньги». Это

использование различных сервисов, приложений и платформ для финансовых операций с привязкой к социальному взаимодействию людей. Такая концепция используется в различных бизнес-моделях, которые позволяют исключить банк из денежных отношений. Ниже приведем примеры подобных компаний.

• Сервис социального кредитования Zopa (Великобритания). Данный сервис основывается на том же принципе, что и банковское кредитование, то есть кредиты выдаются за счет денег вкладчиков. Отличительной особенностью является то, что Zopa не осуществляет управление деньгами, а берет 0,5 %-ый спред. Это позволяет предлагать процентные ставки по кредитам и депозитам значительно выгодней банковских. Для проверки кредитоспособности Zopa использует банковские сервисы. Чистая прибыль компании за 2015 год составила 10,693 млн фунтов [13].

• Сервис социальных сбережений SmartyPig (США). Бизнес-модель банка основана на желании людей накопить деньги на какую-либо крупную покупку. Онлайн-банк предоставляет удобный инструмент для управления своими накоплениями, а также начисляет процент на сбережения. Кроме того, действует реферальная система (денежное вознаграждение за приведенных друзей). Сервис стимулирует людей делиться своими достижениями в социальных сетях, делая процесс накопления увлекательным.

• Краудфандинговая платформа Kickstarter. Отличие краудфандинга от традиционного инвестирования в том, что он позволяет получить деньги за счет предпродажи идеи, а не путем предоставления доли в компании. Сервис позволяет оставлять пред-заказы на понравившиеся продукты или инвестировать в проекты в обмен на вознаграждение (например, в виде сувениров). В случае, если проект не набрал нужной (целевой) суммы для запуска, деньги инвесторов возвращаются. За все время существования Kickstarter собрано около 2,97 млрд долларов, из них 2,59 млрд успешно использованы для реализации проектов [7].

Необходимо отметить, что перечисленные компании являются лишь одними из

представителей данных отраслей и имеют множество альтернатив. Такие компании в недалеком будущем могут составить конкуренцию традиционным банкам в таком «исконно банковском» сегменте, как кредиты и депозиты.

Выводы

Наиболее приемлемым путем развития современного банкинга представляется развитие концепции «Banking-as-a-Service». Она подразумевает разбиение банковских продуктов на отдельные сервисы/приложения/виджеты (встраиваемые программы с открытым кодом), которые будут просты в использовании и доступны другим компаниям для применения. Интеграция сервисов и партнерство с представителями различных сегментов бизнеса позволит создавать продукты, максимально удовлетворяющие потребности клиента. Пользователь же, в свою очередь, сможет выбирать и использовать сервисы, подходящие под его конкретные нужды.

Подводя итог, важно сказать, что в современном мире наиболее опасными конкурентами для банков представляются не крупные представители этой отрасли, а IT-гиганты, имеющие гораздо более обширный опыт как в работе с мобильными коммуникациями, так и в общении с клиентами. В связи с этим уже сегодня для поддержания конкурентоспособности и выживания в долгосрочной перспективе банкам необходимо пересмотреть свои бизнес-модели и использовать передовой опыт высокотехнологичных компаний.

ИСТОЧНИКИ:

1. Крис Скиннер Цифровой банк. Как создать цифровой банк или стать им. - Москва:

Манн, Иванов и Фербер, 2014. - 26 с.

2. Бретт Кинг Банк 3.0. Почему сегодня банк - это не то, куда вы ходите, а то, что вы

делаете. - М.:Олимп-Бизнес, 2014.

3. ВКонтакте запустил сервис денежных переводов. Тм. [Электронный ресурс]. URL:

https://geektimes.ru/post/280632/ (дата обращения: 09.04.2017).

4. Hadoop, Yahoo, 'Big Data' Brighten BI Future// eWEEK. Eweek. [Электронный ресурс].

URL: http://www.eweek.com/storage/hadoop-yahoo-big-data-brighten-bi-future (дата обращения: 09.04.2017).

5. Internet Banking Rank 2017 — шестая волна ежегодного исследования эффектив-

ности российских сервисов интернет-банкинга физических лиц. Markswebb. [Электронный ресурс]. URL: http://markswebb.ru/e-finance/internet-banking-rank-2017/ (дата обращения: 09.04.2017).

6. IZettle - Accept credit card payments with your iPhone, iPad or Android. Izettle.

[Электронный ресурс]. URL: https://www.izettle.com/ (дата обращения: 09.04.2017).

7. Kickstarter Stats — Kickstarter. Kickstarter. [Электронный ресурс]. URL: https://www.

kickstarter.com/help/stats?ref=footer (дата обращения: 09.04.2017).

8. MPOWA Finance. Mpowa. [Электронный ресурс]. URL: https://mpowafin.co.za/ (дата

обращения: 09.04.2017).

9. PayPal Reports Fourth Quarter and Full Year 2016 Results. PayPal. [Электронный ре-

сурс]. URL: https://investor.paypal-corp.com/releasedetail.cfm?ReleaseID=1009339 (дата обращения: 09.04.2017).

10. Pingit. Pingit. [Электронный ресурс]. URL: https://www.pingit.com/ (дата обращения: 09.04.2017).

11. Square Point of Sale. Squareup. [Электронный ресурс]. URL: https://squareup.com/ (дата обращения: 09.04.2017).

12. U.S. Bank bucks branch-closing trend. St Louis Today. [Электронный ресурс]. URL: http://www.stltoday.com/business/local/u-s-bank-bucks-branch-closing-trend/article_ e2e29ee7-4751-52d1-8dd0-810c44419803.html (дата обращения: 09.04.2017).

13. Zopa doubles lending to £532 million in 2015. Zopa. [Электронный ресурс]. URL: http://cdn.zopa.com/pressrelease/2016/26th_august_2016_zopa_doubles_lending_ to_532_million_in_2015.pdf (дата обращения: 09.04.2017).

REFERENCES:

Brett King (2014). Bank 3.0. Pochemu segodnya bank - eto ne to, kuda vy khodite, a to, chto vy delaete [Bank 3.0: Why Banking Is No Longer Somewhere You Go But Something You Do] M.: Olimp-Biznes. (in Russian). Hadoop, Yahoo, 'Big Data' Brighten BI Future// eWEEKEweek. Retrieved April 09, 2017,

from http://www.eweek.com/storage/hadoop-yahoo-big-data-brighten-bi-future IZettle - Accept credit card payments with your iPhone, iPad or AndroidIzettle.

Retrieved April 09, 2017, from https://www.izettle.com/ Internet Banking Rank 2017 — шестая волна ежегодного исследования эффективности российских сервисов интернет-банкинга физических лицMarkswebb. (in Russian). Retrieved April 09, 2017, from http://markswebb.ru/e-finance/internet-banking-rank-2017/

Kickstarter Stats — KickstarterKickstarter. Retrieved April 09, 2017, from https://www.

kickstarter.com/help/stats?ref=footer Kris Skinner (2014). Tsifrovoy bank. Kak sozdat tsifrovoy bank ili stat im [Digital Bank: Strategies to Launch or Become a Digital Bank:] Moscow: Mann, Ivanov i Ferber. (in Russian).

MPOWA FinanceMpowa. Retrieved April 09, 2017, from https://mpowafin.co.za/ PayPal Reports Fourth Quarter and Full Year 2016 ResultsPayPal. Retrieved April 09, 2017, from https://investor.paypal-corp.com/releasedetail.cfm?ReleaseID=1009339

PingitPingit. (in Russian). Retrieved April 09, 2017, from https://www.pingit.com/ Square Point of SaleSquareup. Retrieved April 09, 2017, from https://squareup.com/ U.S. Bank bucks branch-closing trendSt Louis Today. Retrieved April 09, 2017, from http://www.stltoday.com/business/local/u-s-bank-bucks-branch-closing-trend/ article_e2e29ee7-4751-52d1-8dd0-810c44419803.html Zopa doubles lending to £532 million in 2015Zopa. Retrieved April 09, 2017, from http:// cdn.zopa.com/pressrelease/2016/26th_august_2016_zopa_doubles_lending_to_532_ million_in_2015.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.