Научная статья на тему 'Время как сюжетообразующая категория в пьесе А. Вампилова "Старший сын"'

Время как сюжетообразующая категория в пьесе А. Вампилова "Старший сын" Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
3827
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ко Э Кенг

Time plays an important role as a component to build the plot of the play. In this case you need to view time as it is imagined in the play «The Eldest son» by A. Vampilov».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TIME AS THE PLOT MAKING CATEGORY IN THE PLAY BY A. VAMPILOV "THE ELDER SON"

Time plays an important role as a component to build the plot of the play. In this case you need to view time as it is imagined in the play «The Eldest son» by A. Vampilov».

Текст научной работы на тему «Время как сюжетообразующая категория в пьесе А. Вампилова "Старший сын"»

Ко Э Кенг

Российская академия театрального искусства — ГИТИС

ВРЕМЯ КАК СЮЖЕТООБРАЗУЮЩАЯ КАТЕГОРИЯ В ПЬЕСЕ А. ВАМПИЛОВА «СТАРШИЙ СЫН»

«Метод структурного анализа, избранный для исследования художественной системы драматургии А. Вампилова, позволяет рассмотреть организацию временных отношений»1. Именно через восприятие бытового, сюжетного, исторического времени в пьесе можно точнее понять драматургию Вампилова. Мотив времени играет важную роль в исследовании театра Вампилова как художественного целого.

По мнению Б. И. Зингермана,

... отличие чеховских пьес от традиционного театра просматривается по многим направлениям — в обрисовке сценических персонажей, толковании драматического конфликта, сочетании повествовательных и действенных мотивов. Необычность чеховской драматургии, так или иначе, связана с новой трактовкой сценического времени. Этой трактовки не избежал никто из более поздних драматургов <...> С Чехова, с его камерных лирических пьес и начинается современный эпический театр, основанный на расширительном толковании индивидуальных человеческих драм, непосредственно сопоставляющий театральное время с временем человеческой жизни, с прошлым и будущим, с бесконечной исторической преемственностью поколений2.

Ниже мы рассмотрим, как мотив времени проявляется в одной из программных пьес Вампилова — драме «Старший сын».

Действие пьесы происходит в течение одних суток, как в классицистической драме. По Аристотелю, «трагедия старается, насколько возможно, вместить свое действие в круг одного дня или лишь немного выйти из этих границ»3. Используя прием «сжатого времени», Вампилов создает напряженность действия, а ситуации обычные превращает в особые.

Пьеса начинается с того, что два героя, Бусыгин и Сильва, в пригороде опоздали на электричку и не смогли вернуться домой в город. Сначала они надеялись переночевать у девушек, с которыми только что познакомились, но девушки оставили их и ушли. Так первоначальный план героев не был реализован, сложилась непредвиденная ситуация. В конце пьесы эта ситуация повторится вновь: герой опять опоздал на электричку и не смог вернуться в город. Однако теперь, после того как Бусыгин познакомился с Сарафановыми, ситуация из катастрофической превратилась в забавную и приятную: ведь ни Сарафановы, ни сам Бусыгин уже вовсе не жалели о том, что он остался у них еще на одну ночь.

Коллизия «опоздание на электричку» открыла и завершила фабулу пьесы, сформировала ее структуру, — это значит, что время «держит» сюжет, воздействует на него. Благодаря такой коллизии герой пьесы Бусыгин вмешивается в события, происходящие в семье Сарафановых, и становится их деятельным участником. Композиция пьесы «Старший сын» отсылает нас к пьесе Чехова «Вишневый сад»: обе они начинаются и завершаются «опозданием» на поезд. «Мотив — человек торопится, рискует опоздать — имеет, конечно, не узкоконкретный, а символический смысл»4. В «Старшем сыне», в отличие от «Вишневого сада», подобный мотив решен в комедийном жанровом ключе, однако и здесь он является важным элементом сюжетно-фабульной конструкции.

Хотя и «композиция пьесы Вампилова служит организующим началом целого комплекса идейно-художественных компонентов (проблематика, образная система, строй языка)»5, но именно время держит эту композицию, влияет на нее, формирует систему драматургических перипетий.

В пьесе «Старший сын» сюжетное время очень плотное. Кроме некоторых отдельных сцен (диалогов Макарской и Васеньки6, Бусыгина и Сарафанова7, Бусыгина и Нины8), контрастирующих по ритму с напряженным строем пьесы, все остальные картины свидетельствуют, что время постоянно властно и сильно влияет не только на развитие действия, но и на самих действующих лиц.

Особенно важно в пьесе представление героев о времени, их отношение к времени, а потому необходимо рассмотреть, как эти представления находят выражение в драматургической

ткани. У каждого героя пьесы есть личное время — прошлое и будущее. Более того, на них воздействует и время историческое, в которое написана пьеса. Эти временные пласты организуют композицию сюжета.

Дочь Сарафанова, Нина, потеряла своего жениха в одни сутки, в течение которых и разворачивается действие. Очевидно, что она хотела поспешить со свадьбой, но не для того, чтобы выйти замуж, а чтобы скорее уйти из дома. Нина стала хозяйкой, главой семьи вместо бросившей их мамы. Видимо, устав от этой тяжести, она хочет убежать из остановившегося времени семьи. Она терпеть не может ту жизнь, которая сложилась в настоящем, и планирует будущую. Кажется, что Нина подгоняет время, она хочет, чтобы ее личное время стремительно неслось вперед, к будущему. Однако общее время семьи держит ее личное время.

По сравнению с временем Нины время Васеньки никак не организовано. Он находится приблизительно в возрасте полового созревания, переходном, когда эмоции нестабильны, и это видно в поведении Васеньки — его нервности, агрессивности, переменчивости настроения. Личное время Васеньки, как и он сам, находится в переходном периоде.

Васенька любит соседку Макарскую, которая старше его на десять лет и не принимает его любви. Эта разница в возрасте и в прожитом ими времени вызывает конфликт между Васенькой и Макарской, т. е. временная, поколенческая дистанция разделяет этих людей. И Васенька, как и Нина, хочет выйти из общего времени семьи. В конце пьесы очевидно, что все члены семьи Сара-фановых вместе со «старшим сыном» Бусыгиным решили остаться дома, все, кроме Васеньки. Только его будущее совершенно лишено очертаний, но происходит это потому, что у мальчика почти нет прошлого.

Кудимов, жених Нины, едва появившись в доме Сарафанова, в столь важный для него момент знакомства с семьей невесты, то и дело смотрит на часы, напоминает, когда он должен быть в казарме, и к тому же в разговоре с другими персонажами постоянно сообщает, сколько времени у него осталось. Более того, он дал себе слово никогда не опаздывать — эта характеристика Кудимова у Вампилова гипертрофирована, комедийна, едва ли не гротескна. В конце концов, чтобы сдержать свое обещание,

Кудимов уходит от Сарафановых в кульминационный момент общения, мимоходом оскорбив всю семью и даже не заметив этого. Отношение Кудимова к времени намеренно и сознательно — ему важно только собственное время, он совершенно равнодушен к времени других, думает исключительно о собственной жизни и действует ради одного себя. «В последнем акте пьесы Кудимов демонстрирует верность своему слову в такой смехотворной форме, что у читателя не остается никаких сомнений насчет его полной ограниченности и тупости, и Нина уже поняла, что „определенность" его характера — не добродетель»9. Практически с первого появления в пьесе и до конца он изображается как отрицательный персонаж. Для него существует только настоящее, он послушен этому времени, он его раб. Вампилов лишает Кудимова прошлого и будущего, он живет лишь «здесь и сейчас», как будто раньше его не было вовсе, а потом он исчезнет бесследно, как исчезает из пьесы.

Еще один отрицательный герой, наряду с Кудимовым, — это Сильва. Сильва только что познакомился с Бусыгиным, и они вместе отправились за город в поисках «одноразовой» любви. Дальше они пойдут разной дорогой и по-разному будут реагировать на развитие событий. Когда произошло главное событие пьесы — Бусыгин начал играть роль мнимого старшего сына Са-рафанова, — Сильва занял позицию «третьей стороны», хотя сам же и придумал эту интригу. Ее двигателем Сильва сделал Бусыгина. После того как их цель (переночевать под крышей чужого дома) осуществилась, им следовало уйти. Бусыгин пребывал в нерешительности, а вот Сильва хотел уйти без колебаний. Он равнодушен к людям, и ему, как и Кудимову, важно только свое, настоящее время. Хотя Сильва знал, что сын Сарафанова любит Макарскую, он все-таки шел к ней, чтобы еще раз устроить «одноразовую» встречу. Не думая о прошлом и будущем, Сильва живет только сейчас, в нынешнем времени. В конце пьесы, когда Васенька поджег дом Макарской, Сильва, не обращая внимания ни на кого, думал лишь о себе, защищал себя и потому даже разоблачал Бусыгина. Примечательно, что оба эти персонажа, Сильва и Кудимов, которые ведут себя по-разному, но живут одинаково — лишь в настоящем времени, противостоят другим действующим лицам и оказываются отрицательными образами в пьесе.

Время в поэтике и в философии жизни автора связано с историческим временем, когда были написаны его произведения; «в этой концепции времени, — пишет Б. И. Зингерман, — отразилась определенная эпоха русской жизни.»10. В пьесе «Старший сын» единственный герой, на образе которого прямо отразилось историческое время, — это Кудимов. Он раб времени, он покорен ему. Для него время — источник непреложной схемы жизни, течение которой жестко регламентировано. И Кудимов, соблюдая верность распланированному кем-то другим, господствующему над ним времени, жертвует душевными порывами, отказывается от всяких лирических рефлексий, утрачивает чуткость и человечность. Вампилов написал эту пьесу в 1967 году, когда хрущевская «оттепель» завершилась. Разумеется, пьесы его отразили начало другой, брежневской эпохи, тяжелый бюрократизм которой и олицетворяет образ Кудимова, противостоящий бесшабашному семейству Сара-фанова (не случайно членом этого семейства стал Бусыгин).

Особенно важно в пьесе время Сарафанова. С тех пор как жена бросила его четырнадцать лет назад, Сарафанов словно выпал из времени, погрузившись в жизнь детей. Время Сарафа-нова где-то остановилось, он прозябает в настоящем и мечтает о будущем.

Сарафанов давно сочиняет «то ли кантату, то ли ораторию», которая называется «Все люди — братья», но все еще не может перейти с первой страницы на вторую. На долгие годы он застрял между двумя нотными листами. Он не может идти дальше, но и назад дороги нет. Его музыкальное творчество очень похоже на его жизнь. Хотя Сарафанов скрывает от детей правду о том, что его выгнали из оркестра и сейчас он играет на танцах и похоронах, видно, что он не жалеет об этой перемене, как и не тоскует по жене, которая от него ушла. Кажется, что Сарафанов не хочет возвращаться к началу и вспоминать о прошлом, хотя он его и принимает. Не желая жить в настоящем, он не делает над собой усилия: ведь жизнь у него много отняла. Ему больно вспоминать о прошлом, но тяжела и жизнь в настоящем времени.

Когда мнимый старший сын возник перед ним, Сарафанов, не сомневаясь, принял его. Хотя возраст возможного сына и Бусыгина совпал случайно, реакция Сарафанова была неожиданно радостная. По сравнению с «обычными» людьми, он легко и бы-

стро принимает на веру все слова Бусыгина, потому что благодаря Бусыгину Сарафанов вспомнил о своем счастливом прошлом, когда он был еще свободен и молод. Для Сарафанова прошлое было источником боли, но он вдруг увидел в этом прошлом по-человечески счастливое время.

В основу кантаты «Все люди — братья» положена философия Сарафанова: он мечтает, что в наступающем будущем все люди наконец станут братьями. Сочинение музыки — это стремление Сарафанова соединить в ней распавшееся сегодня время страны и время обычных людей. Но он остановился, застрял между двух страниц, т. е. в конечном счете сам оказался вне прошлого, настоящего и будущего.

Когда Бусыгин появился перед Сарафановым, тот, принимая его за старшего сына, вдруг начал строить планы относительно их будущей общей жизни, — Бусыгин возвратил Сарафанову ощущение времени. Теперь Сарафанов может мечтать не только о будущем человечества, но и о своем, о будущем своей пополнившейся семьи.

Линия Макарской в сюжете пьесы идет параллельно линии Сарафанова. Макарская его соседка, ей двадцать семь лет, она работает в суде секретарем и живет одна, без мужа — в настоящем. Хотя в пьесе не обозначено, была ли она действительно замужем или нет, очевидно, что, насмотревшись процессов в суде, она не ждет ничего хорошего от замужества и семьи. Макарская не верит никому. Ее не трогают ни искренняя первая любовь Васеньки, ни притязания Сильвы. В отличие от Сарафанова, который думает, что все люди братья, Макарская ко всем равнодушна. Но если у Сарафановых ситуация к финалу изменилась, то Ма-карская как была одна вначале, так и осталась одна. Проследив весь ее путь через события пьесы, мы видим, что в нем практически никогда ничего не меняется, да и сама она не способна вмешаться в жизнь других действующих лиц.

В начале пьесы и Сарафанов, и Макарская устранялись из времени прошлого, настоящего и будущего. Но если в финале Сарафанов все-таки вернулся в течение реального времени, то Макарская окончательно из него выпадает: у нее пустая душа, и она не способна меняться. То есть течение общего времени не оказывает влияния на ее личное время.

По сравнению с Кудимовым Бусыгин, напротив, совсем не чувствует течения регламентированного времени — отсюда его опоздания на электричку, «закольцевавшие» пьесу. Бусыгин безответственен к своему времени, не следит за ним, а наоборот, вмешиваясь в время других или «притягивая» их к своему времени, сбивает его налаженный ход. Бусыгин — мнимый сын — рассказывает Сарафанову, как жили и живут теперь он сам и его мама. Он возвращает Сарафанова в его, пусть и мнимое, прошлое, а потом и сверх того, создает перспективу для нового будущего Нины и всех вообще Сарафановых. С этого момента — после разговора с Сарафановым — Бусыгин и начал вести себя как его настоящий сын. На правах старшего брата он вмешивается в отношения между Ниной и Кудимовым, обещает уговорить Васеньку не покидать дом.

Бусыгин жил без отца, с мамой. Теперь же отец у него появился — как и возможность в будущем образовать новую, настоящую семью с Сарафановыми. Бусыгин может планировать будущее время. Отстраняясь от своего подлинного прошлого и перспективы — времени с мамой и учебы в институте, — Бусыгин вошел в время семьи Сарафановых, одновременно расширяя, умножая собственное личное время. В течение общего времени, т. е. времени действия пьесы, у нашего героя Бусыгина ситуация изменилась полностью.

Итак, к концу пьесы можно разделить персонажей на две группы, с точки зрения влияния на них общего времени. Кудимов, Сильва и Макарская не претерпели такого влияния и не изменились. Между тем Бусыгин, Сарафанов, Нина и Васенька под воздействием времени изменились значительно, объединившись в новую семью, пусть и не по родственной, но по человеческой общности натур.

Таким образом, в этом произведении фабульное время стимулировало рождение случайного события, которое изменило героев и их ситуацию:

В «Старшем сыне» совершенно не ощущается драматической заданности эпизодов. Кажется, что это — почти поток жизни, пересказанный драматургом с подробностью, близкой к неореалистической, что пьеса просто неторопливо следует за всеми перипетиями этого дня <...> Особую черту, особую бы-

товую достоверность и вместе с тем художественную глубину пьесе придает то, что ее события как бы абсолютно случайны в сравнении с ходом жизни Сарафановых. Они развиваются контрапунктом к основному жизненному сюжету...11

Итак, случайность, которая воздействует на сюжет, играет важнейшую роль; мотив времени оказывается доминирующим в пьесе.

Композицию сюжета здесь организует не только мотив времени как таковой, но и разные его ипостаси: общее, личное и историческое время «держит» героев, влияет на их состояние, меняет ситуации.

К финалу театрального представления зритель должен думать не столько о том, что происходит перед ним на сцене, сейчас, в данный момент, сколько о том, что будет с героями впоследствии, когда закроется занавес. Не следует вкладывать слишком много энергии и страсти в последние сцены, надо играть их с наивозможной деликатностью, скорее проходно, чем подчеркнуто, гасить их, сводить на нет, чтобы не прерывать неумолимого рокового течения обстоятельств и не заслонять далеко вперед просматриваемой перспективы времени. Чем ближе к финалу, тем более текучими становятся драматические эпизоды, тем явственнее и сильнее ощущается ток времени12.

В «Старшем сыне» к финалу течение времени у героев восстанавливается шаг за шагом, достигая своего естественного движения из прошлого в настоящее к будущему. Движение временного потока становится в пьесе естественным, гармоничным, и это движение образует важный смысл пьесы.

* * *

В лучших пьесах Вампилова общее время действия ограничено течением одного дня, как в классицистической драме. Примечательно, что начальная ситуация в конце пьесы повторяется, т. е. каждый сюжет завершается согласно структуре пьесы в течение одного дня.

Сюжет, определяющий временную последовательность, ведет действие между двумя точками — начальной и заключи-

тельной. Внешне они симметричны в драматургическом пространстве, ибо сопоставимы по сути происходящего — финальная сцена почти дословно повторяет начальную. <...> Однако эти две временные точки располагаются под вертикальным углом друг к другу. «Биографическое» время героев, воспользуемся терминологией М. Бахтина, прошло определенный путь развития. Временная последовательность двигается по спиралевидному кругу, который характеризуется разомкнутостью и вертикальностью. Тот условный выбор, который герой совершает, заставляет его вернуться назад к началу, в свое прошедшее время13.

Точно так же, в пьесах Вампилова биографическое время героев и общее время связываются, влияют друг на друга. И кажется, что из-за повторяющейся ситуации — начальной и финальной — драматическое время идет медленно, на самом же деле отношения времени и пространства динамичные.

Движение времени в пьесах Вампилова осуществляется, как и «в старой классической драме, через перипетию, без перипетии не может быть театра, она держит зрителя в постоянном напряжении, будоража и колебля ход театрального времени, неожиданно ускоряя и замедляя его, меняя его ритм и направле-ние»14. Действие подчинено ходу времени. Однако, в отличие от пьес «Старший сын» и «Прошлым летом в Чулимске», прошлое и настоящее в «Утиной охоте» перемежаются, но прошедшее время там фантомно и дано в ретроспекциях.

Время в поэтике Вампилова связано с историческим временем, когда были написаны его пьесы. «В произведениях Чехова в этой концепции времени отразилась определенная эпоха русской жизни — период тягостного безвременья и период канунов, ожидания благотворных общественных перемен»15. В героях, фонах и атмосферах пьес Вампилова столь же глубоко и драматично, как и в драмах Чехова, отразилось и проявилось историческое время.

Можно оспаривать те или иные трактовки его (Вампи-лова. — К.Э К.) пьес критиками и режиссерами, принимать или не принимать некоторые суждения о его героях, о жан-

ровом своеобразии его произведений. Однако, расходясь по частностям, критики единодушны в том, что драматургия Вампилова имеет глубокие корни в русской сценической классике <...> Особенно часто подчеркивается связь творчества Вампилова с чеховской традицией <...> Сейчас, когда в нашей литературе преобладают нравственные проблемы, ведется большой разговор о нравственных и духовных ценностях, о творческой и потребительской жизненных позициях,

0 сути интеллигентности, очень живо и современно звучит наследие Чехова, великого гуманиста, непримиримого борца с пошлостью16.

Чеховские традиции были продолжены в советской драматургии, очень тесно связанной с Чеховым, и параллели драматургии Вампилова с чеховской драматургией неизбежны. Поэтому, чтобы исследовать не только время, но и пространство пьес Вампилова, совершенно необходимо опираться на законы поэтики Чехова.

1 Меркулова М. /.Время в драматургии А. Вампилова // Проблемы эволюции русской литературы ХХ века: Материалы межвуз. науч. конф. М., 1995. С. 130.

2 Зингерман Б. И. Очерки истории драмы XX века. М., 1979. С. 131, 133.

3 Аристотель. Поэтика. М., 1957. С. 54.

4 Паперный З. С. «Вопреки всем правилам...»: Пьесы и водевили Чехова. М., 1982. С. 201.

5 Цымбалистенко Н. В. Художественное мастерство Александра Вампилова: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Горький, 1986. С. 6.

6 ВампиловА. В. Избранное. М., 1999. С. 136-137.

7 Там же. С. 120-124.

8 Там же. С. 139-142.

9 ТендитникН. С. Мастера. Иркутск, 1981. С. 169-170.

10 Зингерман. Указ. соч. С. 89.

11 Гушанская Е. Александр Вампилов: Очерк творчества. Л., 1990. С. 134.

12 Зингерман. Указ. соч. С. 92-93.

13 Меркулова. Указ. соч. С. 130.

14 Зингерман. Указ. соч. С. 85.

15 Там же. С. 89.

16 Громова М. И. Пьеса А. Вампилова «Прошлым летом в Чулимске» (к вопросу о чеховских традициях в современной советской драматургии). М., 1977. С. 2-6.

TIME AS THE PLOT MAKING CATEGORY IN THE PLAY BY A. VAMPILOV «THE ELDER SON»

Koh, Ae-kyoung

Time plays an important role as a component to build the plot of the play. In this case you need to view time as it is imagined in the play «The Eldest son» by A. Vampilov».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.