Научная статья на тему 'Время и Вечность в лирике М. Цветаевой'

Время и Вечность в лирике М. Цветаевой Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
328
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЭЗИЯ / POETRY / М. ЦВЕТАЕВА / M. TSVETAEVA / ВРЕМЯ / TIME / ВЕЧНОСТЬ / ETERNITY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Хаимова В. М.

В докладе прослеживается, как, начиная с самых ранних стихов, в лирике М.Цветаевой раскрывается тема времени и Вечности. Намечается эволюция этой темы: вызревание от первых стихов о жизни и смерти, где тема проглядывает уже в самом интересе к жизни и не-жизни (небытию), пронизанных острой тоской от ощущения конечности земного бытия, к последующим стихам, в которых явственно ощутима тяга к небытию как области абсолютного духа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TIME AND ETERNITY IN THE LYRICS OF M. TSVETAEVA

The report traces how, starting from the earliest verses, the lyrics of M. Tsvetaeva reveals the theme of time and Eternity. The evolution of this theme is outlined: aging from the first verses about life and death, where the theme looks through already in the most interest to life and non-life (non existence), permeated by the acute anguish from the feeling of the finiteness of earthly existence, to the subsequent verses, in which the craving for non-existence as an area of the absolute spirit is clearly felt.

Текст научной работы на тему «Время и Вечность в лирике М. Цветаевой»

УДК 82-1/29

В.М. Хаимова

Московская международная академия

ВРЕМЯ И ВЕЧНОСТЬ В ЛИРИКЕ М. ЦВЕТАЕВОЙ

В докладе прослеживается, как, начиная с самых ранних стихов, в лирике М.Цветаевой раскрывается тема времени и Вечности. Намечается эволюция этой темы: вызревание от первых стихов о жизни и смерти, где тема проглядывает уже в самом интересе к жизни и не-жизни (небытию), пронизанных острой тоской от ощущения конечности земного бытия, - к последующим стихам, в которых явственно ощутима тяга к небытию как области абсолютного духа.

Ключевые слова: поэзия, М. Цветаева, время, вечность

Violetta М. Khaimova

Moscow International Academy

TIME AND ETERNITY IN THE LYRICS OF M. TSVETAEVA

The report traces how, starting from the earliest verses, the lyrics of M. Tsvetaeva reveals the theme of time and Eternity. The evolution of this theme is outlined: aging from the first verses about life and death, where the theme looks through already in the most interest to life and non-life (non - existence), permeated by the acute anguish from the feeling of the finiteness of earthly existence, - to the subsequent verses, in which the craving for non-existence as an area of the absolute spirit is clearly felt.

Keywords: poetry, M. Tsvetaeva, time, eternity

Хаимова В.М. Время и Вечность в лирике М. Цветаевой

В^В ранних стихах тема времени находит свое воплощение в привязанности героини к прошлому («Ока»). Уже здесь намечается конфликт, обусловленный несмирением с преходящим, с временным, с обреченным на уход.

В «Верстах-П» резко меняется тональность стихов о смерти, и это связано с уверенностью лирической героини Цветаевой в бессмертии творчества («Любовь! Любовь! И в судорогах, и в гробе...»).

В «Верстах - II» начинает резко звучать тема плоти и духа, тленности, временности плоти, обреченности ее на исчезновение и торжества духа («Психея», «Плоти - плоть, духу - дух»).

В аспекте темы времени и Вечности предстает и тема земной любви. Земная любовь являет себя в разных ликах в поэзии М.Цветаевой. Тема эта раскрывается в противоречивом переплетении тяги к любовной неге и отвержения этой тяги, что свидетельствует о драматической коллизии («Бренные губы и бренные руки.».

Внутренняя противоречивость, характерная для многих стихотворений Цветаевой о любви, обнажает борьбу 2-х начал: любви и творчества. В ее поэзии эти два начала стремятся как бы взаимоисключить друг друга. Но любовь - чувство, из которого рождается творчество. А оно бессмертно: «Быть - повести! На то ведь и / Поэтом в мир рождаешься!». «Что страсть? - Старо. / Вот страсть! - Перо!»

Т.о., сознание М.Цветаевой - амбивалентно. Но, отвергая телесное как временность и тленность, утверждая духовное как область абсолютного бытия, и наоборот, Цветаева все-таки разделяет идею их единства. Жизнь плоти в состоянии страсти, захватывающей все существо (стихия!) приравнивалась ею к бытийному.

Стремление постичь время и пребыть в Вечности, желание исполнить свой долг как поэта делает эту тему настойчиво звучащей. Жизнь и быт все более опутывают поэта, отсюда - все большее стремление к запредельности как осуществлению абсолютного бытия. Для М.Цветаевой в высшей степени характерно тяготение к абсолютным категориям, к пределу. Категория Вечности и служит одним из таких Абсолютов. Абсолютный слушатель в ее поэзии - слушатель мертвый: поэт Рильке в «Новогоднем».

Быт, «жизнь» в сознании цветаевской героини связывается с дроблением. Все земное в поэтическом мире Цветаевой отмечено печатью времени («Эвридика - Орфею»).

Цветаевское двоемирие заявлено в стихотворении «Не здесь, где связано». В нем отразилось ощущение данного земного мира как мира неистинного, и того, сущностного, который смыкается в ее сознании с небытием, с обиталищем духа: «Где даже слов-то нет: / - Тебе - моей».

Лингвистические исследования

Здесь, в этом мире, господствует необходимость, там - свобода: мир распадается на «здесь, где связано» и «там, где велено», на «здесь, где скривлено» и «там, где отвечено», на «здесь, где взыскано», и «там, где отпущено», «где вся расплескана измена дней». Здешний мир характеризуется такими признаками временности, как «щебень дней».

Конфликтность отношений с Временем, достигшая своего апогея в стихотворении «Хвала Времени» («Время, Я не поспеваю! / ... Время, ты меня обманешь! ... Время, ты меня предашь!...»), рождает желание миновать Время, «вычеркнуться из широт» («Прокрасться»).

Стремление лирической героини М.Цветаевой к окончательному отрешению от бренного, тленного, земного мира находит свое полное выражение в «Поэме Воздуха». Лирическая героиня поэмы устремляется «В полную божественность / Ночи, в полный рост / Неба», ... «В полную неведомость / Часа и страны», «В полную невидимость / Даже на тени». Она постепенно освобождается от признаков материальности: от звука в себе («Больше не звучу»), от дыхания («Больше не дышу»), от веса («Больше не вешу»), от слуха («Больше не слышу»), от земного тяготения (Оттяготела»). Лишившись оплотненности: зависимости, она становится сплошным духом: «Ухом - чистым духом / Быть. Оставьте буквы - / Веку».

Один из завершающих образов поэмы - емкая метафора, которая предельно обнажает мысль об устремленности духа в бесконечность: Так, пространством всосанный Шпиль роняет храм -Дням.

80 Вестник ММА

Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт языкознания Российской академии наук 06-08 июня 2019 г. проводит

XIX международный симпозиум по психолингвистике и теории коммуникации «ТЕОРИЯ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОСТИ»

Основная проблематика:

- Методология и теория речевой деятельность.

- Проблемы анализа сознания.

Языковое сознание: онтология и гносеология.

Русское языковое сознание: динамика и вариативность (конец ХХ-начало XXI вв.). Аксиологическое языковое сознание: проблемы анализа.

- Межкультурное общение.

Межкультурное общение: контакты и конфликты.

Би-, поли-, транслингвизм: теоретический анализ и практика.

Психолингвистические проблемы перевода

- Новые методы анализа речевых практик: цифровая реальность.

Мультимодальность современной коммуникации. Медиатекст в новой информационной среде. Современные технологии анализа текста. Психолингвистический анализ больших данных. Новые медиа как источники психолингвистического анализа.

- Ассоциативные базы данных.

Ассоциативные базы данных: обработка и анализ.

Слово как средство доступа к информационной базе человека.

Ассоциативная лексикография.

- Онтогенез языка.

Овладение языком в онтогенезе.

Речевые патологии как инструмент анализа речевых практик. -Проблема анализа гипертекста: производство и восприятие.

- Экология языкового сознания и родного языка.

- Психолингвистические аспекты преподавания русского языка.

- Право в языковом сознании.

Право в обыденном языковом сознании.

Особенности правосознания носителей разных языков/культур.

Закон и его восприятие в обыденном языковом сознании: региональный аспект.

До 1 ноября 2019 г. принимаются заявки на проведение круглых столов, мастер-классов и дополнительных секций.

Условия участия в симпозиуме До 1 марта 2019 г. в Оргкомитет необходимо предоставить:

1. заявку на участие в симпозиуме (см. форму участника);

2. материалы для публикации (тезисы) по адресу zhizn-jazyka@yandex.ru. Убедительная просьба посылать заявку и тезисы ДВУМЯ отдельными файлами

в ОДНОМ письме (Иванов_заявка, Иванов_тезисы), указав в теме сообщения свою фамилию «Иванов».

Оргвзнос просьба посылать только после подтверждения о принятии тезисов к публикации.

Тел. для справок: +7(495) 690-14-64 (отдел психолингвистики). Сборник материалов планируется издать к началу симпозиума. Рассылка печатной версии сборника не предусматривается: заочные участники получают pdf-версию по электронной почте после проведения симпозиума.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.