УДК 130.2
ВРЕМЯ И МУЗЫКА В ФИЛОСОФИИ Ф. ГЕГЕЛЯ
А.В. Миронов
Белгородский государственный национальный исследовательский университет
e-mail: ruschac@yandex.ru
Целью статьи будет являться рассмотрение основных аспектов теории времени Гегеля и их проявления в музыкальном искусстве. В статье рассматривается проблема музыкально-временного континуума, которая тесным образом связана с «я». «Я» - понятие, раскрывающее целостность музыкального процесса во временном потоке разворачивания идеи, формируя единое целое из многообразия звуков. Они перерабатываются «я», в его субъективном опыте. Благодаря этому звук проникает в «я», приводя его в движение с помощью времени.
Ключевые слова: Ф. Гегель, становление, «теперь», субъект, такт, ритм, мелодия, музыка,
время.
Фридрих Гегель является одним из ярких представителей немецкой классической философии. Его философская система стала символом рациональности и диалектики. Хорошо известны его такие труды как «Философия природы», «Феноменология духа», «Наука логики», «Эстетика», «Философия религии» и многие другие. Написано большое количество исследований и комментарий к его философии. Вместе с тем не все стороны его наследия хорошо и подробно освещены в современной философской литературе. Одной из таких лакун оказалась теория времени, рассмотренная в контексте музыкального искусства.
Время традиционно связывают с именем Канта. Гораздо меньше уделяя внимания данной концепции в учении Гегеля. Поэтому целью статьи будет являться рассмотрение основных аспектов его теории времени и их проявления в музыкальном искусстве.
Время по Гегелю представляется как абстрактное, созерцаемое и идеализированное становление. «Время, как отрицательное единство вне-себя-бытия, есть также нечто всецело абстрактное и идеализированное; оно есть бытие, которое, существуя, не существует, и, не существуя, существует, - оно есть созерцаемое становление»1. Основной характеристикой времени для Гегеля является становление. Оно характеризуется как возникновение и уничтожение, рождение и смерть. «Но не во времени все возникает и приходит, а само время есть это становление, есть возникновение и происхождение, сущее абстрагирование»2. Абстрактность времени является становлением созерцаемого, как «чистое» внутри-себя-бытие. «Время, абстрактная (абстрагированная) субъективность, т.е. субъективность мысли, ставшая субъективностью внемысленного, есть форма, в которой сопредельное мысли достигает мысль. Время приходит из будущего, и в этом прихождении из будущего и выражается прежде всего собственный момент субъективности этой абстрактной
1 Гегель Г. Философия природы. Т. 2. М., 1934. С. 49.
2 Там же, c. 50.
субъективности»3. Будущее как одна из характеристик времени возможна только благодаря субъекту, о чем замечает Черняк. Говоря, что «время есть у Гегеля чистая субъективность к себе обращенного «я», чистый акт порождения мыслью себя в статусе автора самой себя, чистый акт творчества и творения»4. «Я» принадлежит и погружено во время, а время является бытием «я».
Время есть абстрагированный процесс, оно представляется в «чистом» виде. Если отвлечься от всего что наполняет время (мир вещей и явлений), то мы получаем «чистое» время, которое обладает своим автономным существованием. Время отделено от вещей, но вещи вовлечены в этот поток становления. Время представляется чистой абстракцией поглощения, определяемое наблюдением за вещами. «Если же вещи и длятся, то все же время приходит и не покоится; здесь время представляется независимым и отличным от вещей... так как вещи конечны, то они находятся во времени, но вещи исчезают не потому, что они находятся во времени, а сами вещи представляют собою временное, их объективным определением является то, что они таковы. Процесс самих действительных вещей составляет, следовательно, время»5.
Значительную роль в становлении играет еще одна характеристика времени -«теперь». «Теперь» - это моменты времени, которые в противоположность постоянному изменению и течению становления не длятся, являясь некими застывшими мгновениями во временном процессе. «"Теперь" обладает чрезвычайным значением, - оно есть не что иное, как единичное теперь. Но это, в своей гордыне исключающее из себя все другое, разлагается, растекается, распыляется в тот момент, когда я его высказываю. Длительность есть всеобщее этого «теперь» и всех других «теперь», есть снятость этого процесса вещей, которые не длятся»6. «Теперь» каждый раз преодолевает само себя, выходя за собственные границы. «Теперь» является утвердительным бытием, каждый раз переходящим в ничто. Такое отрицание и появление нового «теперь» - становление. Каждый раз, преодолевая «теперь», которое выступает утвердительным бытием, становление стремится к ничто. Такое взаимодействие становления и «теперь» выявляет еще одну характеристику времени: прошлое, настоящее и будущее.
«Теперь» является точкой пересечения будущего и прошлого, являясь границей в настоящем. «Измерения времени, настоящее, будущее и прошедшее, это становление внешности как таковой и разрешение этого становления в различия бытия, как переходящего в ничто, и ничто, как переходящего в бытие. Непосредственным исчезновением этих различий в единичности является настоящее как «теперь», которое как единичность исключает, но вместе с тем вполне непрерывно переходит в другие моменты и само есть лишь это исчезновение - бытия
у
в ничто, и ничто в бытии» .
«Теперь» является основанием прошлого, настоящего и будущего, именно отрицание (снятие) «теперь» самого себя делает возможным измерение времени. «Теперь» есть единство прошлого и будущего, потому что ни одно, ни другое не являются определяющим моментом времени. Прошлое занимает место небытия, которое проходит через «теперь»-настоящее, являясь из будущего. ««Теперь» всегда уже - «не-теперь», а всегда уже прошлое. Вот это «теперь» есть всегда уже другое
3 Черняк Л.С. Вечность и время. М., 2012. С. 540.
4 Там же, с. 545.
5 Гегель Г. Философия природы. Т. 2. М., 1934. С. 50-51.
6 Там же, с. 51.
7 Там же, с. 52.
«теперь», т.е. оно всегда уже не это, оно всегда абстракция»8. «Теперь» выражает настоящее, которое постоянно отрицает само себя, оставаясь в прошлом, переходя каждый раз в настоящее. «Настоящее существует только потому, что прошлого нет, и, наоборот, бытие данного «теперь» имеет своим предназначением (hat die Bestimmung) не быть, и небытие его бытия является будущим. Настоящее представляет собою это отрицательное единство»9. Настоящее есть результат прошедшего, которое чревато будущим. «Теперь», отрицая само себя, образует прошлое. Самым ярким примером чистого акта творчества является музыкальное искусство, которое определено, с точки зрения Гегеля временем.
Безусловно, музыка наглядно демонстрирует временной процесс. Время является ее стихией. Основной вопрос, связывающий время и музыку касается внутреннего времени субъекта. Прежде всего, музыка для Гегеля есть «внутреннее» переживание субъекта. «Музыка же имеет своим предметом звучащую душу, свободно вырывающуюся из пространственной материи в количественных отличиях звука и в продолжающем изливаться временном движении»10. Продолжая, Гегель, говорит, что «для музыкального выражения годится только совершенно лишенная объективности внутренняя сфера, абстрактная субъективность как таковая. Это -наше совершенно пустое «я», самость без дальнейшего содержания»11. Гегель указывает на величие музыки, которая способна объективировать свое внутреннее «я», «превращая себя в объект, свертывает устранение себя в для-себя-бытие и благодаря этому отношению к себе становится самочувствованием, самосознанием и т.д. В этой сосредоточенности по существу обрывается по себе неопределенное изменение, в каковом мы непосредственно представляли себе время»12. Время прекращает свой ход в тот момент, когда прекращается отрицание «теперь», когда «я» прерывает последовательность моментов, создает паузу и освобождается от изменений, переходя во что-то внешнее. Именно «я» и является той точкой, которая воспринимает себя в звучании, производя самоотчуждение. «Музыка не оперирует «чистым временем» как неопределенной и бесконечной длительностью (это прямое возражение Шеллингу), а только лишь тем временем, которое отражает «самость» (у Гегеля - «сосредоточенность») субъекта. Субъект вносит в абстрактную непрерывность момент «перерыва», осмысленной дискретности; и эта расчлененность смыслообразовательна по своей сути»13.
Музыкальная расчлененность обусловлена законами субъектно-временной связью. «Музыкальный процесс с необходимостью содержит расчлененность отраженной и непрерывной во времени последовательности; она наполняется жизнью и смыслом с помощью внутреннего содержания Я»14. Непрерывность временного процесса выражается в становлении, а некие ставшие моменты - «теперь». В отрицании каждого «теперь» является основа становления. Момент времени продолжается как отрицание самого себя для другого момента («теперь»). Музыкально-временной процесс это в точности повторяет. «Момент времени тотчас
8 Черняк Л.С. Вечность и время. М., 2012. С. 542.
9 Гегель Г. Философия природы. Т. 2. М., 1934. С. 55.
10 Гегель Г. Лекции по эстетике. Т. 14. М., 1958. С. 99.
11 Там же, с. 97.
12 Там же, с. 117.
13 Суханцева В.К. Категория времени в музыкальной культуре искусства. URL: 12.09.2015 г. http://ru.philosophy.kiev.ua/library/suh/Ktindex.htm. С. 45.
14 Золтаи Д. Этос и аффект. История философской музыкальной эстетики от зарождения до Гегеля. М., 1977. С. 329.
продолжается как отрицание себя, раз это теперь, поскольку оно по существу снимает себя для другого теперь и тем самым обнаруживает отрицательную деятельность. Вследствие внешности, в стихии которой движется время, дело не доходит до подлинного субъективного единства первого момента времени с другим, для которого снимается «теперь», но «теперь» остается в своей изменчивости все тем же; ибо всякий момент времени есть некоторое «теперь» и его так нельзя отличить от другого, взятого как простой момент, как нельзя отличить абстрактное «я» от объекта, для которого оно упраздняет себя и в котором оно сходится с собой, поскольку этот объект есть лишь само пустое «я». «Я» погружено во время, а время есть бытие самого субъекта»15. Звуки ограничиваются и перерабатываются содержанием «я», с помощью субъективного опыта. Именно «я» способно формировать текущие звуки в единое целое. Время связывается в единство, в котором «я» является основой самого себя, являясь тождеством самому себе.
Музыка есть время, которое проходит через «я», наполняя его содержанием, а время является точкой пересечения музыки и «я». Гегель рассматривает музыкально-временной процесс, который возможен благодаря «я». Звучащая душа музыки имеет непосредственное отношение к субъекту. «Я» это и есть звучащая душа, являясь основой времени и музыки. Действительное бытие музыки может быть только как осознанное самобытие субъекта. Музыкально-временной процесс объективирует интенции «я». Такая отрицательная деятельность, когда происходит снятие «теперь» для другого «теперь», проявляется в самоотчуждении. Данный процесс возможен только исключительно во временной длительности и движении. Постоянное становление, появление и исчезновение моментов «теперь», являясь равномерным потоком и неразличимой длительностью. Музыка вносит порядок во временной процесс благодаря такту, темпу, ритму, гармонии и мелодии.
Такт является мерой и единицей времени. Поскольку «я» тождественно само себе и связывает в единство различные части времени, являясь при этом абстрактной самостью, то такое «я» раскрывается в однообразных повторениях временного единства. Эту задачу выполняет такт. «Такт, если взять его простое определение, состоит в том, чтобы установить определенное временное единство в качестве меры и правила для отчетливого перерыва ранее нерасчлененного течения времени, равно как для столь же произвольной длительности отдельных тонов, сосредоточивающихся теперь в определенном единстве, и все сызнова возобновлять эту меру времени в абстрактном единообразии»16. Такт - абстрактная основа музыкального искусства, являясь единичностью времени для каждого «теперь». Именно в такте многообразие тонов сводится к единству. Для того чтобы как-то выделить в таком единстве существенные отрезки и оживить абстрактную закономерность необходим ритм. Акцентируя те или иные доли в такте, получается особый ритм. Например, в такте четыре четверти первая доля будет сильно, третья относительно сильной, а вторая и четвертая слабые. Если взять такт три четверти, то акцент падает на первую долю. Но бывают исключения, когда акцент переносится с сильной доли на слабую - синкопа.
В целом такт и ритм служит некой матрицей для музыкальных звуков (тонов). Они одновременно являются временем субъекта, приводя «я» в движение, с помощью протекания во времени. Именно через такую музыкальную определенность тона находятся в отношениях с другими звуками во временной продолжительности. «В этой последовательной смене моментов каждый отдельный тон отчасти фиксируется
15 Гегель Г. Лекции по эстетике. Т. 14. М., 1958. С. 111.
16 Там же, с. 118.
для себя, как единица, отчасти он образует количественную связь с другими
17
моментами, благодаря чему можно измерять время» . Числовая структура тона являются одновременно временем субъекта, приводя «я» в движение. Ведь в один промежуток времени разные тона имеют различное число колебаний. «Из определенного числа колебаний в определенный промежуток времени, поскольку тон созидается вибрированием тела и таким образом включается в сферу времени со своими колебаниями»18. Тон получает выражение благодаря своей определенности в частоте, получая музыкальное значение. Такие тона выстраиваются во временную продолжительность.
Здесь возникает вопрос о связи и единстве между тонами. Если учитывать, что каждое «теперь» это момент времени, в который отзвучал тон, то вопрос касается единства временного процесса. «Это подобные точки в виде снятой внеположности, это своего рода отрицательная деятельность, как упразднение данного момента, уступающего место следующему, которое в свою очередь упраздняется, сменяется другим и т.д., и т. д. В этой последовательной смене моментов каждый отдельный тон отчасти фиксируется для себя, как единица, отчасти он образует количественную связь с другими моментами, благодаря чему можно измерять время. Наоборот, поскольку время есть непрерывное возникновение и исчезновение таких моментов, время так же раскрывается, как равномерный поток и как в себе неразличимая длительность - ведь если взять моменты как моменты, то в этой нерасчлененной абстракции они неразличимы друг по отношению к другу»19. Такая неразличимость каждого «теперь» (момента) говорит о том, что «теперь» остается в своей изменчивости все тем же, потому что каждое «теперь» нельзя отличить от другого «теперь».
Происходит растягивание «теперь» в становлении. Тон, звучавший в настоящем, звучит один и только в данный момент времени «теперь». В таком звучании нет ничего, что говорилось бы о связи с предшествующим звучанием. Поэтому бывшее звучание не может переживаться в настоящем звучании. Даже если допустить, что есть эхо, воспроизводимое после каждого звука, то, в конечном счете, в конце мелодия превратилась бы в хаос. Отзвучавшее «теперь» уже в прошлом и не воздействуют в данный момент на субъект, но продолжает являться действительным конститутивным составляющим каждого последующего «теперь». Именно такое актуальное «теперь» удерживает прошлое и нацелено на будущее. Поэтому последовательность тонов растянута во временном интервале, включающем в себя предшествующие тона. Таким образом, тона урегулированы внутренней закономерностью и должны быть упорядочены в своей последовательности.
Другой стороной тонов является то, что они принимают на себя выражение субъективной жизни, тона проходят художественную обработку. «Отдельный тон по себе самостоятельнее и до известной степени может быть одухотворен чувством и получить определенное выражение»20. Деятельность музыки сводится к тому, чтобы субъективный мир (звучащая душа или «я») раскрылся в звуках, и, погрузив в них представления, показать чувства и эмоции. Это возможно с помощью мелодии.
Мелодия опирается на все элементы, изложенные выше. Мелодия, с одной стороны, возвышается над тактом, ритмом, гармонией, но, с другой стороны, она не может выразиться без ритмических движений тонов, которые соотносятся по внутритактовым взаимоотношениям. Именно благодаря мелодии такт, ритм, гармония
17 Гегель Г. Лекции по эстетике. Т. 14. М., 1958. С. 116.
18 Там же, с. 126.
19 Там же, с. 116.
20 Там же, с. 113.
приобретают истинное музыкальное значение, поскольку сами по себе они абстрактны.
Мелодия является и основой для тонов, которая образует законченное и целое единство
тонов. В мелодии раскрывается звучание свободной души. «Мелодия соответствует
свободному в-себе-бытию субъективности, выражением этой субъективности она и
должна быть»21. «Мелодия - чистое звучание внутреннего чувства - есть душа музыки в
22
собственном смысле»22. Музыка же исходит из глубин «я».
Таким образом, главной задачей музыкально-временного процесса является объективация «я», которая выражается в музыкальных категориях и звуках. Музыка является субстанциональной основой, на которую опирается «я». «Музыка есть дух, душа, непосредственно существующая, звучащая для себя самой и чувствующая себя удовлетворенною в этом восприятии себя»23.
Список литературы
1. Гегель Г. Лекции по эстетике. Т. 14. - М.: Издательство социально-экономической литературы, 1958.
2. Гегель Г. Философия природы. Т. 2. - М.: СОЦЭКГИЗ, 1934.
3. Золтаи Д. Этос и аффект. История философской музыкальной эстетики от зарождения до Гегеля. -М.: Прогресс, 1977.
4. Суханцева В.К. Категория времени в музыкальной культуре искусства. URL: 12.09.2015 г. http://ru.philosophy.kiev.ua/library/suh/Ktindex.htm.
5. Черняк Л.С. Вечность и время. - М.: Нестор-История, 2012.
TIME AND MUSIC IN F. HEGEL'S PHILOSOPHY
A.V. Mironov
Belgorod national research university e-mail: ruschac@yandex.ru
The aim of the article will be the review of the main aspects of Hegel's theory of time and their manifestations in music. The article touches the problem of musical time continuum, which is closely related to "I". "I" is a concept that reveals the integrity of the musical process in the time stream of an idea unfolding, forming a single unit of the variety of sounds. They are processed by "I" in its subjective experience. This makes the sound penetrate into the "I", setting it in motion with the help of time.
Keywords: F. Hegel, becoming, "now", the subject, rhythm, melody, music, time.
21 Гегель Г. Лекции по эстетике. Т. 14. М., 1958. С. 134.
22 Там же, с. 138.
23 Там же, с. 139.