В статье представлены подходы к созданию временных творческих коллективов как один из путей перевода лицея в режим саморазвития.
Давыдова Наталия Николаевна, начальник отдела инновационных проектов
Уральского отделения РАО Решетняк Людмила Валентиновна,
заведующая кафедрой начальной школы, Лицея № 110 им. Л.К.Гришиной г. Екатеринбург
ВРЕМЕННОЕ ТВОРЧЕСКОЕ СОДРУЖЕСТВО КАК ОСНОВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАФЕДРЫ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПОВЫШЕННОГО СТАТУСА
Может ли помочь создание временных творческих коллективов переходу ОУ в режим саморазвития?
Ключевые слова: временные творческие содружества, саморазвитие, здоровьесберегающие технологии, реализация ценностно-ориентационной составляющей образованности
В условиях переосмысления целей и ориентиров образования на современном этапе модернизации общего образования появляется принципиально новое понимание образования как личностноориентированной культурной деятельности [1, 2, 3, 4, 5]. В этой связи перед педагогами начальной школы стоит ряд важных задач, среди которых на первое место выдвигаются проблемы обеспечения условий для формирования универсальных учебных действий и свободного социокультурного развития ребёнка [ 6, 7].
Деятельность учителей начальной школы сегодня основывается на всесторонней поддержке ребенка, направлена на развитие его личности, причем именно развитие личности является целью профессиональной деятельности педагогов кафедры начальных классов лицея.
Нужно отметить, что кафедральная форма управления, принятая в лицее позволяет более эффективно:
• добиваться преемственности и повышения качества образования, воспитания, развития учащихся на протяжении всех лет их обучения в лицее;
• сплотить педагогический, ученический коллективы, улучшить межличностные отношения и психологический климат в лицее, обеспечить участие всех ее субъектов в образовательном процессе;
• обеспечить научную и методическую базу непрерывного повышения профессионального мастерства учителей, воспитателей и других педагогических работников лицея, формирование индивидуального творческого стиля их деятельности.
В то же время анализ образовательного процесса начальной школы лицея выявил определенную рассогласованность между желаемым и реальным результатом деятельности кафедры. Была выявлена недостаточная ориентация в работе учителей на педагогическую поддержку школьников, обеспечивающую образование школьников в соответствии с их возможностями (реализация ресурсного подхода), недостатки в работе учителей по раскрытию перед учащимися социальной, практической значимости изучаемого материала. Имеется ряд проблем в организации образовательного процесса и применяемых педагогических технологий; отсутствие у части педагогов навыков активного включения учащихся в постановку целей учебных и внеучебных занятий, в определении их содержания и организационных особенностей на основе возможностей, представляемых УМК и организации дополнительных образовательных услуг; недостаточное использование возможностей системы пред-школьной подготовки для выравнивания стартовых возможностей получения общего образования для детей из разных социальных групп и слоёв. Не в полной мере решено противоречие между необходимостью индивидуализировать процесс обучения и воспитания учащихся и отсутствием у педагогического коллектива навыков проведения диагностики, проявляющийся в не владении частью педагогов методикой составления разноуровневых проверочных работ и поэлементного анализа результата педагогической деятельности (портфолио класса); рядом недостатков в системе контроля за развитием, обучением и воспитанием учащихся на основе стержневых линий (портфолио учащихся).
Проведенный анализ позволил выделить компоненты, подлежащие инновационным изменениям при переходе системы на новый качественный уровень развития. Эти изменения должны коснуться:
• организации учебного процесса
• подготовки учителей к внедрению современных образовательных технологий
• вопросов совершенствования нравственно -этического воспитания учащихся начальных классов
• направлений развития познавательных способностей учащихся начальных классов
• сохранения и укрепления здоровье учащихся начальных классов
• педагогического сопровождения учащихся из ДОУ в начальную школу и из начальной школы в среднее звено лицея.
Изменения в условиях и содержании образовательного процесса обуславливают внесение соответствующих изменений, корректив, инновационных преобразований в формы и методы управления этим процессом. Для реализации поставленной цели педагогическим коллективом кафедры был разработан проект «Временные творческие содружества как основа деятельности кафедры начальных классов», направленный на расширение сферы профессиональной и личностной самореализации педагогов через вовлечение в новые виды деятельности.
Задачи, на решение которых направлен проект:
• Стимулирование педагогов кафедры к самосовершенствованию через повышение квалификации, систему аттестации, участие в профессиональных конкурсах разного уровня.
• Совершенствование качества современного урока, повышение его эффективности путём использования современных методов обучения и технических средств.
• Создание организационно-содержательных условий для развития предметно-информационных, деятельностно-коммуникативных и ценностно-ориентационных компетенций младших школьников
• Освоение и внедрение инновационных технологий обучения.
• Изучение и освоение стандартов II поколения с последующим внедрением в образовательный процесс.
Идея проекта заключается в объединении учителей с единой педагогической идеологией и высокой мотивацией для совместной работы по выбранному направлению инновационных изменений в начальной школе лицея [ 5, 6, 8].
Работа кафедры начальных классов лицея № 110 построена на основе использования потенциала временных творческих содружеств (далее ВТС) -для работы по следующим направлениям:
1. Нравственно - этическое воспитание учащихся начальных классов
2. Развитие познавательных способностей учащихся начальных классов
3. Сохранение и укрепление здоровье учащихся начальных классов
4. Педагогическое сопровождение воспитанников системы дошкольного образования лицея при переходе в начальную школу.
Основные задачи ВТС:
1. Создание условий для повышения творческого потенциала учителей, их самореализации и социализации;
2. Разрешение в совместной работе профессиональных проблем, трудностей обучения и воспитания, помощь в овладении инновационными процессами в обучении;
3. Формирование педагогической рефлексии участников группы
Основные функции ВТС:
1. Поиск и систематизация инновационных идей, способствующих модернизации содержания образования;
2. Проведение педагогических исследований и формирование аналитических выводов по инновационным направлениям развития образования;
3. Разработка и апробация программно - методических комплексов, методик, дидактических средств по направлениям педагогической деятельности;
4. Подготовка научно - методических рекомендаций по инновационным направлениям педагогической деятельности;
5. Проведение семинаров, круглых столов, творческих мастерских, мастер - классов по рассматриваемым направлениям педагогической деятельности.
ВТС начальных классов имеют право:
1. Вносить коррективы в план работы кафедры с учётом текущих результатов;
2. Дополнять и уточнять критерии оценки методической работы;
3. Разрабатывать методические рекомендации педагогическим работникам.
Общим результатом работы ВТС является:
1. Создание необходимых условий для повышения творческого потенциала учителей, их самореализации и социализации, отчёт о работе ;
2. разработка методических рекомендаций по заявленной теме;
3. проведение серии семинаров, мастерских, открытых уроков для педагогов кафедры в целом.
Основным фактором успешной работы ВТС является координация и постоянная связь, чёткое планирование и гибкость в совместной работе.
Исходя из всего выше сказанного, следует, что вся деятельность кафедры позволяет позиционировать коллектив как сообщество профессионалов, для которых важно не только обобщение накопленного опыта, но и обмен своими методическими наработками друг с другом, с педагогами лицея, района, города и области. Схема организации деятельности ВТС кафедры начальных классов лицея представлена на рис. 1.
Для оценки деятельности ВТС в ходе работы по проекту были определены следующие критерии:
Первый критерий - умение находить и систематизировать инновационные идеи, способствующие модернизации содержания образования
Рис. 1 Организация деятельности ВТС кафедры начальных классов МОУ лицея № 110 им. Л.К.Гришиной
Второй критерий - разработка и проведение исследований и формирование аналитических выводов по инновационным направлениям
Третий критерий - разработка и апробация программно-методических комплексов, методик, дидактических средств по направлениям деятельности ВТС.
Четвёртый критерий - подготовка научно-методических рекомендаций по инновационным направлениям, с последующим представлением их образовательному сообществу.
Анализ оценки профессионального мастерства учителей и профессионального самосознания показал, что благодаря переходу к работе в режиме ВТС на 15% повысился общий уровень профессиональной компетентности членов педагогического коллектива кафедры начальных классов лицея.. Происходит системное переосмысление функций, целей и задач собственной педагогической деятельности. Повышается активность педагогов , возникает стремление разобраться в современных педагогических теориях и концепциях и использовать полученные знания для разработки новых, авторских учебных программ и различных факультативных курсов, которые были бы более эффективными. Деятельность педагогического коллектива кафедры становится более целеустремленной, более организованной, научно обоснованной и более эффективной. Модели управления с использованием ВТС как педагогической инновации при-
надлежит важная роль в педагогическом стимулировании учебно-методической работы на пути непрерывного повышения эффективности учебного процесса, совершенствования профессионального мастерства педагогов лицея.
Библиография
1. Борытко Н.М. В пространстве воспитательной деятельности: Монография / Науч. ред. Н. К. Сергеев. - Волгоград: Перемена, 2001. - 181 с.
2. Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте// Теории учения. Хрестоматия. Часть 1. Отечественные теории учения./ Под ред. Н.Ф. Талызиной, И. А. Володарской. - М.: Редакционноиздательский центр «Помощь», 1996
3. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления / Пер. с англ. Н.М. Никольской. - М.: Совершенство, 1997.- 208 с.
4. Каверин С.Б. Мотивация труда. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1998. - 224 с.
5. Орлова О. В. Право и самореализация личности в гражданском обществе. - М.: Институт государства и права РАН, 2007. - 203 с.
6. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. - М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. - 272 с.
7. Ушева Т.Ф. Формирование и мониторинг рефлексивных умений учащихся: Методическое пособие. - Красноярск, 2007. - 88 с.
8. Чередниченко И.П., Тельных Н.В. Психология управления / Серия «Учебники для высшей школы». - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. - 608 с.