Научная статья на тему 'ВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О ВОЕННОЙ ЦЕНЗУРЕ: ПРОЕКТ 1910 Г'

ВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О ВОЕННОЙ ЦЕНЗУРЕ: ПРОЕКТ 1910 Г Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
234
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННАЯ ЦЕНЗУРА / «ВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О ВОЕННОЙ ЦЕНЗУРЕ» / ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПО ДЕЛАМ ПЕЧАТИ / НИКОЛАЙ II / Н.А. МОНКЕВИЦ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Богомолов Игорь Константинович

В статье впервые публикуется и анализируется проект «Положения о военной цензуре», призванного регулировать цензуру печати, почтово-телеграфной корреспонденции, речей и докладов в военное время. Его разработка велась в 19091910 гг. совещанием, включавшим представителей различных ведомств Российской империи. Этот документ стал предтечей «Временного положения о военной цензуре», принятого уже на второй день Первой мировой войны. Несмотря на огромную важность и значение «Временного положения» для общественнополитической жизни предреволюционной России, история его создания до сих пор не освещена, о его создателях и разработке до сих пор известно мало. Публикация проекта 1910 г. проливает свет на процесс его создания в контексте общего развития военной цензуры в России в годы Первой мировой войны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROVISIONAL REGULATIONS ON MILITARY CENSORSHIP: VERSION 1910

The article publishes for the first time the draft «Regulations on military censorship», designed to regulate the censorship of the press, postal and telegraph correspondence, speeches and reports in wartime. Its development was led by a meeting that included representatives of various departments of the Russian Empire. This document became the forerunner of the «Provisional Regulations on Military Censorship», adopted on the second day of the First World War. Despite the great importance and significance of the «Provisional Regulations» for the socio-political life of pre-revolutionary Russia, the history of its creation has not yet been elucidated. The publication of the 1910 draft sheds light on the process of creating the «Provisional Regulations» and the general development of military censorship in Russia during the First World War.

Текст научной работы на тему «ВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О ВОЕННОЙ ЦЕНЗУРЕ: ПРОЕКТ 1910 Г»

СТАТЬИ

УДК 94(100) 1914/19

БОГОМОЛОВ И.К.* ВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О ВОЕННОЙ ЦЕНЗУРЕ: ПРОЕКТ 1910 г. DOI: 10.31249/rhist/2022.03.01

Аннотация. В статье впервые публикуется и анализируется проект «Положения о военной цензуре», призванного регулировать цензуру печати, почтово-телеграфной корреспонденции, речей и докладов в военное время. Его разработка велась в 19091910 гг. совещанием, включавшим представителей различных ведомств Российской империи. Этот документ стал предтечей «Временного положения о военной цензуре», принятого уже на второй день Первой мировой войны. Несмотря на огромную важность и значение «Временного положения» для общественно-политической жизни предреволюционной России, история его создания до сих пор не освещена, о его создателях и разработке до сих пор известно мало. Публикация проекта 1910 г. проливает свет на процесс его создания в контексте общего развития военной цензуры в России в годы Первой мировой войны.

Ключевые слова: военная цензура; «Временное положение о военной цензуре»; Главное управление по делам печати; Николай II; Н.А. Монкевиц.

BOGOMOLOV I.K. Provisional Regulations on Military Censorship: Version 1910.

Abstract. The article publishes for the first time the draft «Regulations on military censorship», designed to regulate the censorship of

* Богомолов Игорь Константинович - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института научной информации по общественным наукам РАН (ИНИОН РАН). E-mail: bogomolov@inion.ru

the press, postal and telegraph correspondence, speeches and reports in wartime. Its development was led by a meeting that included representatives of various departments of the Russian Empire. This document became the forerunner of the «Provisional Regulations on Military Censorship», adopted on the second day of the First World War. Despite the great importance and significance of the «Provisional Regulations» for the socio-political life of pre-revolutionary Russia, the history of its creation has not yet been elucidated. The publication of the 1910 draft sheds light on the process of creating the «Provisional Regulations» and the general development of military censorship in Russia during the First World War.

Keywords: military censorship; «Provisional regulations on military censorship»; General Directorate for Press Affairs; Nicholas II; N.A. Monkevitz.

Для цитирования: Богомолов И.К. Временное положение о военной цензуре: Проект 1910 г. (Статья) // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 5: История. -Москва : ИНИОН, РАН, 2022. - № 3. - С. 7-24. DOI: 10.31249/rhist/2022.03.01

Военная цензура сыграла важнейшую роль в общественной жизни России в годы Первой мировой войны. В определенной степени это объяснимо: война 1914-1918 гг. оказывала беспрецедентное влияние на экономику, политику, культуру, и чем дольше она продолжалась, тем труднее было отделить информацию о ней от других, порой совершенно невоенных тем. Цензура неоднократно получала упреки во вмешательстве в «чисто политические» или экономические вопросы, в которые, казалось бы, не должна была вмешиваться.

Россия в этом смысле мало отличалась от других воюющих государств и более того - пыталась играть на опережение. Это видно по уже принятому указом Николая II на второй день войны «Временному положению о военной цензуре». Его 86 статей охватывали контроль над печатью, почтовыми и телеграфными отправлениями, публичными речами и докладами. Помимо подробного описания контроля и форм наказания за разглашение запрещенных сведений статьи «Временного положения» содержали ряд важных оговорок, позволявших выводить военную цензуру за рамки «во-

енных» вопросов. Особенно выделяется статья 31, позволявшая военным цензорам «не допускать к опубликованию путем печати всякого рода сведений, хотя и не предусмотренных правилами... но которые могут, по мнению цензора, оказаться вредными для военных интересов государства» [3, с. 11-12]. Иными словами, цензор мог запретить или вычеркнуть фактически любой материал, который, по его мнению, мог нанести вред, вне зависимости от тематики. Эта «лазейка» активно использовалась властью для сохранения и усиления контроля над печатью и публичными выступлениями, запрещая в том числе и материалы, «вредные» в политическом отношении [2, с. 187].

Несовершенное и не до конца проработанное «Временное положение» в то же время усложняло цензурный контроль и вызывало недовольство как в печати, так и у населения. Среди указаний наиболее распространенными и известными были: разрешение публиковать новость в одном издании и запрет в другом, перлюстрация писем высшего командного состава и членов царской семьи, купирование думских стенограмм, запрет поднимать далекие от войны темы (например, критиковать работу почты), а с 1916 г. - упоминать в печати Г.Е. Распутина [2, с. 188]. К 1915 г., на фоне поражений русской армии и политического кризиса, вопрос о военной цензуре привлекал большое внимание Думы - проект комиссии о печати по изменению Положения предполагал в том числе и отмену 31-й статьи1. Однако вплоть до весны 1917 г. серьезных изменений оно не претерпело, оставшись одним из важнейших документов предреволюционных лет.

Несмотря на большое значение и влияние Положения, его создание до сих пор почти не привлекало внимание историографии. Лишь военный историк Д.Г. Гужва упомянул о первоначальном проекте 1909 г., однако подробного анализа не провел [4, с. 525]. Отметим, что по-прежнему мало информации об авторах проекта и участниках его разработки, фрагментарные сведения содержатся в упомянутом Гужвой деле № 4895 из фонда Главного управления Генерального штаба (ГУГШ). Из него известно, в частности, что разработкой инструкции «О цензуре в военное время» (первоначальное название) занималось особое межведом-

1 РГВИА.Ф. 2003. Оп. 2. Д. 959. Л. 150-154.

9

ственное совещание. В него входили представители военного Министерства (генерал-майоры Н.А. Монкевиц и В.В. Бонч-Осмоловский, полковник Б.И. Шуцкой), морского Министерства (старший лейтенант М.И. Дунин-Борковский, капитан-лейтенант В.П. Пржеленский), Министерства иностранных дел (В.А. Березников, А.П. Вейнер), Главного управления почт и телеграфов (Д.Д. Франц), Главного управления по делам печати (М.И. Догель), Министерства юстиции (А.Н. Лазаренко), Министерства финансов (В.В. Розенберг), Государственного контроля (И.В. Разумовский), Государственной канцелярии (Т.П. фон Ренне). Председателем совещания был назначен генерал-квартирмейстер ГУГШ генерал-майор Ю.Н. Данилов. Пока не найдены документы заседаний и иная переписка совещания. Судя по сопроводительному письму Н.А. Монкевица, заседания проходили в конце 1909 и, возможно, в начале 1910 гг. Сам проект датирован июнем 1910 г.1

Текст проекта «Временного положения» значительно отличается от итогового документа, введенного в действие в июле 1914 г. Так, военным цензорам еще не предоставлялось право запрещать распространение сведений, могущих «оказаться вредными для военных интересов государства». Предусмотрено меньше ситуаций и сфер действия военной цензуры, менее четко прописана сфера ее ответственности и порядок работы. В варианте 1910 г. нет разделения на «полную» и «частичную» цензуру, введенных, соответственно, в отношении событий на театре военных действий и вне его. От этого зависело, в частности, будет ли введена предварительная цензура печати, полный или частичный (на усмотрение цензора) просмотр почтовой и телеграфной корреспонденции. Фигурируют понятия «район военных действий» и «внутренние губернии», однако между ними еще нет четкой границы (заметим, что и в годы войны она была довольно расплывчатой). Не перечислены печатные издания, на которые налагаются ограничения, и в целом печати в варианте 1910 г. уделено ощутимо меньше внимания. Упоминается лишь об обязанности прохождения военной цензуры всех брошюр объемом до десяти листов, а все, что больше, должна была просматривать «общая цензура», под которой,

1 РГВИА.Ф. 2000. Оп. 1. Д. 4895. Л. 1-3.

10

вероятно, понимались комитеты по делам печати. С последними не были прописаны разделение ответственности и взаимодействие, тогда как «Временное положение» 1914 г. фактически обязывало представителей комитетов участвовать в военной цензуре.

Больше сходств при составлении указанных документов можно найти в описании главной и местных военно-цензурных комиссий, их функций и ответственности. Главное отличие - в отсутствии в составе комиссий только чинов военного ведомства, так как по «Временному положению» в них включались также представители министерств: морского, юстиции, а также внутренних и иностранных дел. Значительную часть документа занимает описание наказаний за нарушения и порядок прекращения действия военной цензуры. Характерно, что в отличие от проекта 1910 г. итоговый вариант был назван «временным». Бросается в глаза и отсутствие в итоговом варианте пункта об ограничении свободы слова и печати, который есть в проекте 1910 г. Вероятно, эти изъятия были сделаны в целях придать изначально карательному и ограничительному проекту большую благообразность. В окончательном варианте подчеркивалось, что цензура, как «мера исключительная», вводится только на период войны, а карательные меры на печать, авторов писем и речей будут налагаться лишь по факту нарушения законодательства.

Проект «Положения о военной цензуре» обнаружен в фонде 2000 (Главное управление Генерального штаба) Российского государственного исторического архива (РГВИА). Он публикуется впервые и без сокращений, в варианте 1910 г. Включен только текст «Положения», без приложений, представляющих собой таблицы с описанием штата главной и местных военно-цензурных комиссий. Не публикуется также «перечень сведений, не подлежащих оглашению во время действия военной цензуры путем печати, частной переписки или публичных речей и докладов»1, являющийся отдельным документом с собственной историей разработки [1].

1 РГВИА.Ф. 2000. Оп. 1. Д. 4895. Л. 22-23.

11

ПОЛОЖЕНИЕ О ВОЕННОЙ ЦЕНЗУРЕ1 Положения общие

1. Военная цензура имеет целью не допускать к обращению путем почтово-телеграфных сношений, печати, письма или словесно всякого рода сведений, вредных в военном отношении для нас или полезных для наших противников. Примечание. Перечень сведений, оглашение коих является вредным и потому недопустимо во время действия военной цензуры, - в приложении I.

2. Военная цензура вводится в действие по представлению военного министра постановлением Совета министров, утвержденным государем императором.

3. Если военная цензура вводится в мирное время, то действие ее распространяется на всю территорию империи. Если военная цензура вводится в военное время, то действие [ее] распространяется как на район военных действий, так равно и на внутренние области империи.

4. Действию военной цензуры не подлежат: 1) Вся служебная переписка лиц и учреждений как военного, так и гражданского ведомства. 2) Личная переписка членов императорской фамилии. 3) Личная переписка главнокомандующего (командующего отдельной армией). 4) Официальная переписка послов и посланников иностранных государств. Примечание: Переписка послов и посланников не подлежит военной цензуре лишь в том случае, если доставляются в почтово-телеграфные учреждения империи лицами, принадлежащими к составу посольства при разносных книгах, снабженных печатью посольства.

5. Действие военной цензуры прекращается по представлению военного министра постановлением Совета министров, утвержденным государем императором. Примечание: Если ко времени прекращения военной цензуры продолжает действовать Положение о полевом управлении войск, то предварительно о прекращении военной цензуры военный министр входит по сему предмету в соглашение с главнокомандующим (командующим отдельной армией).

1 Сохранены стилистические особенности текста, орфография и пунктуация приведены к современным нормам русского языка.

12

О военной цензуре вообще

6. Военной цензурой ограничивается, на основаниях, в настоящем Положении точно указанных, свобода печати, свобода и неприкосновенность частной переписки и свобода слова. Примечание: Введение военной цензуры не приостанавливает действия цензуры общей, продолжающей исполнение возложенных на нее законом обязанностей.

7. В период действия военной цензуры ни одно периодическое издание в пределах империи не может выходить без разрешения военного цензора.

8. В период действия военной цензуры воспрещается в пределах империи напечатание без разрешения военного цензора брошюр объемом в 10 печатных листов и менее. Примечание: Литературные произведения объемом более 10 печатных листов подвергаются общей цензуре, обязанной следить за непомещением в них сведений, перечисленных в приложении № 1 к сему Положению.

9. В период действия военной цензуры частная переписка в районе военных действий, переписка, направляемая из района, в коем действует Положение о полевом управлении войск, во внутренние области империи, из внутренних областей империи в этот район, из империи за границу и из-за границы в империю, а также внутри империи подлежит пересмотру полностью или на выдержку особо уполномоченными на это лицами и порядком, в настоящем Положении точно указанным. Примечание: Таковому же пересмотру подлежат также бандероли, посылки и все иные почтовые отправления.

10. В период действия военной цензуры вся телеграфная переписка в район военных действий, а равно направляемая из района, в коем действует Положение о полевом управлении войск во внутренние области империи, из внутренних областей империи в этот район, из империи за границу и из-за границы в империю, а также внутри империи подлежит пересмотру особо назначенными для сего лицами и порядком, в настоящем Положении указанном.

11. В период действия военной цензуры воспрещается публичное произнесение речей, заключающих в себе какие-либо из сведений, перечисленных в приложении № 1, а также и всякое устное разглашение упомянутых сведений в публичном месте.

О лицах и учреждениях, ведающих военной цензурой, и о порядке ее применения

12. Отдельные лица, на коих возлагаются обязанности по применению военной цензуры, а также лица для замещения должностей в цензурных учреждениях избираются и назначаются еще в мирное время главными начальниками военных округов (наказными атаманами). С объявлением военных действий лица эти назначаются на должности высочайшим приказом. Примечания: 1) Председатель Главной военно-цензурной комиссии избирается начальником Генерального штаба с доклада о сем военному министру. 2) Списки предназначенных лиц с точным обозначением, кто именно и на какую должность предназначен, ведутся окружными штабами (штабом области) и поддерживаются ими в постоянной свежести.

13. В тех случаях, когда это будет признано главным начальником округа (наказным атаманом) возможным, обязанности по цензуре могут быть совмещаемы с обязанностями по ранее занимаемой предназначенным лицом должности. Примечание: 1) В случае совмещения прямой должности лица с обязанностями по военной цензуре обстоятельство это указывается в высочайшем приказе. 2) В случае совмещения в одном лице обязанности по прямой должности с обязанностями по военной цензуре лицо это получает все содержание по занимаемой им должности и столовые деньги, соответствующие должности по военной цензуре.

14. В случаях, когда по обстоятельствам это будет признано главным начальником округа (наказным атаманом) необходимым, обязанности по военной цензуре могут быть возлагаемы на лиц гражданской администрации, служащих по Министерству внутренних дел. В этом случае предварительно предназначения лица на должность необходимо соглашение главного начальника военного округа с местным губернатором. Примечания: 1) О возложении обязанностей по военной цензуре на гражданских лиц, состоящих на службе по Министерству внутренних дел, объявляется, с введением военной цензуры, в высочайшем приказе. 2) В случае возложения обязанностей по военной цензуре на лиц, упомянутых в настоящей статье, таковым, кроме содержания, получаемого по

занимаемой ими должности, полагаются столовые деньги, соответствующие должности по военной цензуре.

15. Применением военной цензуры ведают: Главная военно-цензурная комиссия, местные военно-цензурные комиссии и военные цензоры.

16. Главная военно-цензурная комиссия учреждается в городе Петербурге согласно штата, составляющего приложение № 2. Главная военно-цензурная комиссия следит за деятельностью местных военно-цензурных комиссий и военных цензоров, направляет и объединяет их работу. Она же разрешает недоразумения, возникающие при применении названными учреждениями и лицами военной цензуры.

17. Главная военно-цензурная комиссия непосредственно подчиняется начальнику Генерального штаба. В отношении же требования, причитающегося комиссии в казне довольствия, она состоит при Главном управлении Генерального штаба.

18. Местные военно-цензурные комиссии учреждаются в пунктах расположения окружных штабов (военно-окружных управлений на театре войны) в составе согласно штата, составляющего приложение № 3. Примечание: Если по местным условиям главный начальник военного округа признает необходимым, то местные военно-цензурные комиссии могут быть учреждаемы также и вне пункта квартирования штаба округа (военно-окружного управления на театре войны).

19. Местные военно-цензурные комиссии подчиняются: в общем порядке службы - главному начальнику военного округа, а в специальном отношении - председателю Главной военно-цензурной комиссии. Требование причитающегося комиссии от казны довольствия возлагается распоряжением главного начальника военного округа на ближайшее из подчиненных ему учреждений или войсковых частей.

20. Должности военных цензоров учреждаются главным начальником военного округа (наказным атаманом) в пунктах или учреждениях, где таковая должность признана будет необходимой. Штат составляет приложение № 4.

21. Военные цензоры подчиняются в общем порядке службы главному начальнику военного округа, а в специальном отношении - председателю Главной военно-цензурной комиссии. Требо-

вание причитающегося военному цензору от казны довольствия возлагается распоряжением главного начальника военного округа на ближайшее подчиненное ему учреждение или войсковую часть. Примечание: В случаях, указанных статьями 13 и 14 сего Положения, столовые деньги за исполнение военно-цензорских обязанностей требуются лицу, несущему эти обязанности тем учреждением, на обязанности коего лежит удовлетворение этого лица денежным от казны довольствием по постоянной его должности.

22. Местные военно-цензурные и военные цензоры, как находящиеся на театре войны, так и внутри империи, обязаны: 1) Цензуровать те органы периодической печати, кои будут приписаны к комиссии или цензору. 2) Цензуровать издающиеся в пункте распоряжения комиссии или цензора (или в определенном районе) брошюры величиною в 10 печатных листов и менее. 3) Цензуровать все телеграммы, отправляемые через приписанные к комиссии или цензору телеграфные учреждения как лицами, состоящими на государственной службе, так и населением в пределах России и за границу. Примечание: Служебные телеграммы цензуре не подлежат. 4) Цензуровать все письма, как открытые, так и закрытые, адресованные за границу и поступающие для отправления в приписанные к комиссии или цензору почтовые учреждения, или проходящие через них. 5) Цензуровать все или на выдержку (так в тексте. - И.Б.) письма, как открытые, так и закрытые, адресованные в пределах империи и поступающие в приписанные к комиссии или цензору почтовые учреждения, или проходящие через них. 6) Цензуровать все бандероли, посылки и иные закрытые почтовые отправления, адресованные за границу и поступающие для отправления в приписанные к комиссии или цензору почтовые учреждения. 7) Цензуровать все или на выдержку бандероли, посылки и иные закрытые почтовые отправления, адресованные в пределах империи и поступающие для отправления в приписанные к комиссии или к цензору почтовые учреждения.

23. Цензура периодической печати, а также печатных произведений величиною в 1 0 печатных листов и менее, производится предварительным их просмотром военно-цензурными комиссиями или военным цензором независимо от общей цензуры, продолжающей действовать нормальным порядком. Примечание: Издания, выходящие на финском, шведском, эстонском, латышском, гру-

зинском, армянском, татарском и других малоизвестных языках, обязаны представлять для военной цензуры подстрочно переводы помещаемого материала, причем правильность перевода должна быть удостоверена соответствующими цензорами общей цензуры.

24. Все не пропущенное военной цензурой не может быть напечатано. При этом никакие ссылки и указания в печати на отсутствие материала как на последствие действий военной цензуры безусловно не допускаются.

25. Цензура телеграмм производится просмотром их перед отправлением. Принятые телеграфным учреждением телеграммы передаются по мере их накопления военному цензору при краткой ведомости, на коей соответственно расписываются в приеме телеграмм военный цензор, а при обратной передаче процензурован-ных телеграмм - лицо, уполномоченное на сие телеграфным учреждением. Примечание: Срочные телеграммы передаются на цензуру безотлагательно.

26. В цензурованных телеграммах могут быть вычеркнуты слова, целые фразы и, наконец, весь текст. В последнем случае телеграмма не подлежит отправлению. Внесенная за телеграммы плата в случае цензурных сокращений поданных телеграмм возврату не подлежит.

27. Цензура писем производится: открытых - прочтением их и закрытых - вскрытием их и прочтением. Вскрытию одинаково подлежат как простая корреспонденция, так и страховая, и ценная. Вся переписка (письма, бандероли, посылки и проч.), адресованная за границу или из-за границы в Россию, передается в военную цензуру при особой ведомости: простая - общим числом писем или бандеролей, заказная - с перечислением адресатов поименно, денежная - с перечислением адресатов поименно и с указанием размера денежного в каждый пакет вложения. На ведомости расписываются в приеме корреспонденции военный цензор, а при возвращении ее с цензуры - лицо, уполномоченное на сие почтовым учреждением. Переписка внутри империи (письмо, бандероли, посылки и проч.) берется на цензуру лично военным цензором на выдержку в числе, какое он признает возможным (5 со 100, 10 со 100 и т.п.). Взятая военным цензором корреспонденция передается при такой же ведомости, какая положена для заграничной переписки.

28. Не пропущенные военной цензурой письма не подлежат возврату в пославшее их почтовое учреждение, а остаются при делах цензора. Денежные суммы, вложенные в письма, не пропущенные цензурой, подлежат пересылке адресату, но без всяких объяснений. Примечания: 1) О письмах, не пропущенных военной цензурой, делается цензором соответствующая отметка в ведомости. Если задержано денежное письмо, то в этой же ведомости делается отметка о сумме, возвращаемой цензором в почтовое учреждение для дальнейшей отправки ее по адресу. 2) Конверты закрытых писем вскрываются разрезом ножницами одной из коротких сторон конверта. Заклейка конвертов производится почтовым учреждением посредством наклейки на взрезанную сторону конверта клапана из бумаги, в каковом виде письмо и отправляется адресату. 3) Посылки вспарываются или вскрываются. Во избежание сего могут быть подаваемы желающими в открытом виде. Заделка их производится на счет почтовых учреждений.

Особые виды военной цензуры

29. Военная цензура распространяет свое действие также и на линию Англо-Индийского телеграфа в той ее части, которая пролегает по территории России. На каждую из станций сего телеграфа, расположенных в пределах России, с введением военной цензуры назначаются особые агенты из чинов почтово-телеграф-ного ведомства, обязанные наблюдать за тем, чтобы с этих станций не подавались бы телеграммы за границу. Исключение допускается лишь для телеграмм, содержащих сведения по вопросам обслуживания самой линии.

30. В армии и на флоте военной цензурой ведают: военно-цензурное отделение при штабе Верховного главнокомандующего и военно-цензурные отделения при штабах армий и флотов. Отделения эти действуют в отношении переписки военнослужащих, пересылаемой полевыми почтово-телеграфными учреждениями, на основании ст[атей] 25-28 сего Положения и непосредственно подчиняются начальнику штаба главнокомандующего или начальникам штабов армий и флотов по принадлежности. Состав отделений определяется штатами, составляющими приложение № 5 (А и Б).

31. Сверх обязанностей, указанных ст[атьей] Положения, военно-цензурное отделение при штабе главнокомандующего должно: 1) особо цензуровать все без исключений телеграммы, письма и почтовые отправления допущенных на театр военных действий военных корреспондентов и военных агентов. 2) цензуровать все известия, статьи, заметки, объявления, иллюстрации и т.п. материал, предназначенный военными корреспондентами, военными фотографами и военными агентами к напечатанию. Примечание: Обязанности и права начальника военно-цензурного отделения при штабе главнокомандующего по отношению к военным корреспондентам и военным фотографам подробно определены в Положении о военных корреспондентах.

32. Обязанности по военной цензуре отчасти возлагаются на всех начальников, пользующихся в армии и флоте правами командира отдельной части, обязанных следить за тем, чтобы ни один из подчиненных им офицерских, классных и нижних чинов ни в коем случае не сотрудничал бы в военное время в периодических изданиях, а по военным вопросам также и в литературе непериодической.

33. Наблюдение за иностранной печатью и появляющимися в ней сведениями возлагается на военных агентов по принадлежности. Обо всем замеченном военные агенты сообщают Главной военно-цензурной комиссии в Петербурге для доклада начальнику Генерального штаба.

О порядке прекращения действия военной цензуры

34. Военно-цензурные комиссии и военные цензоры прекращают свою деятельность тотчас по получении соответствующего приказа от председателя Главной военно-цензурной комиссии. Военно-цензурные отделения при штабе главнокомандующего и при штабах армий или флотов прекращают свою деятельность тотчас по получении соответствующего приказа от начальника штаба главнокомандующего или начальника штаба армии или флота по принадлежности.

35. В течение месяца по получении приказа о прекращении военной цензуры военно-цензурные комиссии, военно-цензурные отделения и военные цензоры обязаны закончить свои дела по

цензуре и сдать их при подробной описи: 1) военно-цензурные отделения - в штаб главнокомандующего или начальника штаба армии или флота по принадлежности. 2) военно-цензурные комиссии и военные цензоры - в те учреждения, кои будут для сего указаны главными начальниками военных округов.

36. Штаб главнокомандующего и штабы армий или флотов передают дела по военной цензуре на хранение в то учреждение, которое будет назначено дел армий и флотов вообще. Учреждения, принявшие от военно-цензурных комиссий и военных цензоров дела по военной цензуре (ст[атья] 35), представляют их в месячный срок для хранения в окружные штабы по принадлежности.

37. По окончании действий военной цензуры каждый из ведавших ею органов (военно-цензурные отделения, военно-цензурные комиссии, военные цензоры) составляет отчет о своих действиях и представляет его не позднее как через 2 месяца по получении приказа о прекращении военной цензуры - начальнику Генерального штаба.

38. По получении отчетов, указанных в ст[атье] 37 сего Положения, в Главном управлении Генерального штаба составляется общий «Отчет о действии военной цензуры с... по... месяца... года».

О наказаниях, налагаемых за нарушение против военной цензуры

39. Лица, учреждения, заведения и разного рода предприятия, уличенные в нарушении требований военной цензуры, подвергаются наказаниям, в настоящей главе указанным.

40. Все наказания за нарушение требований военной цензуры налагаются и приводятся в исполнение в административном порядке, причем состоявшееся решение не подлежит обжалованью ни в административном, ни в общесудебном порядке.

41. Право возбуждения дел о нарушении требований военной цензуры принадлежит: военно-цензурным комиссиям, военно-цензурным отделениям, военным цензорам, чинам жандармского корпуса и чинам наружной полиции. Примечание: Чины жандармского корпуса, а также чины наружной полиции, установив факт нарушения требований военной цензуры, препровождают все по

сему случаю делопроизводство в ближайшую военно-цензурную комиссию или ближайшему военному цензору.

42. Военно-цензурные отделения, военно-цензурные комиссии и военные цензоры, удостоверившись в нарушении кем-либо требований военной цензуры, составляют по сему предмету краткий протокол и немедленно представляют таковой главному начальнику штаба главнокомандующего, начальнику штаба армии или флота или главному начальнику военного округа, по принадлежности. Примечание: Представлению подлежит лишь самый протокол. Все же по делу делопроизводство остается при делах отделения, комиссии или цензора. Таковой же протокол составляется и представляется по делам, возбужденным чинами жандармского корпуса или наружной полиции, причем самые дела остаются при делах отделения, комиссии или цензора.

43. Начальник штаба главнокомандующего, начальник штаба армии или флота и главные начальники военных округов (наказные атаманы) пользуются следующими правами по наложению взысканий за нарушение правил военной цензуры: 1) В случае оглашения кем-либо в публичном месте лично или при пользовании телефоном какого-либо из сведений, перечисленных в приложении № 1, на виновного налагается штраф в размере от 10 до 3000 рублей с заменой его при несостоятельности арестом на время от 3-х суток до трех месяцев. 2) В случае напечатания в периодической печати без разрешения военной цензуры какого-либо из сведений, перечисленных в приложении № 1, виновный в сем орган подвергается в лице своего ответственного редактора штрафу в размере от 500 до 10 000 рублей, а в случае неуплаты штрафа, а также при повторении указанного проступка - закрытию на все время действия военной цензуры. 3) В случае выпуска периодического издания без разрешения военной цензуры, хотя бы в выпущенном издании и не были нарушены требования военной цензуры, ответственный редактор выпущенного издания подвергается штрафу в размере от 25 до 300 рублей. 4) В случае напечатания без разрешения военной цензуры в брошюре величиной в 10 листов и менее какого-либо из сведений, указанных в приложении № 1 , издатель подвергается штрафу в размере от 100 до 3000 рублей с заменой штрафа при несостоятельности арестом на время от 10 дней до 3-х месяцев, а при повторении сего проступка - заключению в

тюрьме гражданского ведомства на время от одного месяца до шести месяцев. 5) В случае обнаружения нарушений требований военной цензуры в телеграммах, открытых и закрытых письмах, бандеролях, посылках и прочих почтово-телеграфных отправлениях на виновных налагаются: выговор или штраф в размере от 5 до 100 рублей с заменой его при несостоятельности арестом на время от одного дня до шести дней. Если же переданное при помощи почтовых отправлений известие, не подлежащее оглашению (приложение № 1), своевременно не будет открыто военной цензурой, а затем будет оглашено тем или иным путем в период действия военной цензуры, то в этом случае лицо, виновное в отправлении означенного известия, подлежит штрафу в размере от 50 до 1000 рублей с заменой его при несостоятельности арестом на время от десяти дней до одного месяца. Примечание: Наказание, налагаемое в этом случае на автора известия, не избавляет огласителя от соответствующего наказания (п[ункты] 1, 2 и 4 настоящей статьи).

44. Если нарушителем правил о военной цензуре, изложенных в настоящем Положении, является лицо, стоящее на военной или гражданской государственной службе, то независимо от наказания, налагаемого на это лицо согласно сего Положения, о проступке его главный начальник военного округа обязательно сообщает непосредственному начальнику виновного. От последнего зависит или ограничиться наложением на виновного дисциплинарного взыскания, или же предать его суду как за разглашение тайны, вверенной по службе. Примечание: Если виновный замечен в нарушении правил военной цензуры во второй раз, то в этом случае предание суду обязательно.

45. Приведение в исполнение наказаний, налагаемых за нарушение требований военной цензуры, производится чинами наружной полиции, которая извещается о сем штабом главнокомандующего, штабами армий или штабами военных округом (штабом области).

46. Взысканные чинами наружной полиции с виновных штрафные деньги сдаются ими в казначейства для зачисления в доход сумм Александровского комитета о раненых.

47. В случае нарушения станциями Англо-Индийского телеграфа требований ст[атьи] 29 сего Положения, заведывающие сими станциями подлежат в первый раз штрафу в размере от 300 до

3000 рублей с заменой при несостоятельности арестом на время от двух недель до трех месяцев, во второй раз - заключению в тюрьме гражданского ведомства на срок до 6-ти месяцев, и в третий раз -закрытию станции. Примечание: Предварительно принятия последней меры (закрытия станции) главный начальник военного округа входит по сему в соглашение с начальником Генерального штаба.

О служебной ответственности лиц, ведающих применением военной цензуры

48. Все сведения как частного, так и общественного или правительственного значения, полученные лицами, ведающими применением военной цензуры, путем их цензорской деятельности, должны почитаться тайной, вверенной им по службе.

49. В случае разглашения лицом, ведающим применением военной цензуры, какого-либо сведения как частного, так и общественного и правительственного значения, полученного им путем цензорской деятельности, таковое лицо подлежит ответственности по суду как за разглашение тайны, вверенной ему по службе. Примечание: Предание суду лиц, ведающих применением военной цензуры, зависит: в действующей армии - от начальника штаба главнокомандующего, начальника штаба армии или флота, по принадлежности; в районах военных округов от главного начальника военного округа и предание суду лиц Главной военно-цензурной комиссии зависит от начальника Генерального штаба.

Подлинный подписал: генерал-майор [Н.А.] Обручев.

РГВИА. Ф. 2000. Оп. 1. Д. 4895. Л. 3-12.

Список литературы

1. Батулин П.В. Перечни военной цензуры 1912-1923 гг. // Ленинградский юридический журнал. - 2012. - № 4. - С. 152-157.

2. Богомолов И.К. Цензура печати в Москве в годы Первой мировой войны // Цензура в России: история и современность. - Санкт-Петербург : Российская национальная библиотека, 2019. - Вып. 9. - С. 178-196.

3. Временное положение о военной цензуре, в связи с действующим Уставом о цензуре и печати. - Одесса : тип. «Спорт и наука», 1914. - 40 с.

4. Гужва Д.Г. Военная цензура русской периодической печати в годы Первой мировой войны // Русская публицистика и периодика Первой мировой войны: политика и поэтика. Исследования и материалы. - Москва : ИМЛИ, РАН, 2013. - С. 524-537.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.