Научная статья на тему 'ВРЕМЕННАЯ ПЕРСПЕКТИВА ПСИХОЛОГА КАК СУБЪЕКТА ТРУДА НА ЭТАПЕ ДОПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ'

ВРЕМЕННАЯ ПЕРСПЕКТИВА ПСИХОЛОГА КАК СУБЪЕКТА ТРУДА НА ЭТАПЕ ДОПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональное становление / временная перспектива / допрофессиональное развитие / профессиональная подготовка психолога / профессиональное развитие / professional formation / time perspective / pre-professional development / professional training of a psychologist / professional development

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Егоренко Татьяна Анатольевна

Цель. Описать особенности временной перспективы психолога как субъекта труда на стадии профессиональной подготовки этапа допрофессионального развития. Процедура и методы. Анализируются результаты методики «Опросник временной перспективы» Ф. Зимбардо (адаптация А. Сырцовой, О.В. Митиной), проведённой на 817 студентах-психологах 1–4 курсов, обучающихся в ведущих вузах Москвы и центральной России. Интерпретация результатов исследования подтверждена методами математико-статистической обработки данных. Результаты. Выявлены содержательные особенности временной перспективы на разных фазах профессиональной подготовки. С возрастанием степени профессиональной подготовки студентов наблюдается превалирование временной ориентации позитивного настоящего и перспективного будущего. Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования вносят вклад в изучение проблемы построения временных перспектив профессионального становления психолога как субъекта труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Егоренко Татьяна Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TIME PERSPECTIVE OF A PSYCHOLOGIST AS A SUBJECT OF LABOR AT THE STAGE OF PRE-PROFESSIONAL DEVELOPMENT

Aim. To describe the peculiarities of the time perspective of a psychologist as a labor subject at the stage of professional training of the pre-professional development stage. Methodology. We analyze the results of the methodology "Time Perspective Questionnaire" by F. Zimbardo (adapted by A. Syrtsova, O.V. Mitina) conducted on 817 students – psychologists of 1–4 courses, studying in the leading universities of Moscow and central Russia. Interpretation of the research results was confirmed by methods of mathematical and statistical data processing. Results. The substantive features of time perspective at different phases of professional training were revealed. The prevalence of temporal orientation of positive present and promising future is observed with increasing degree of students' professional training. Research implications. The results of the study contribute to the study of the problem of constructing temporal perspectives of professional formation of a psychologist as a subject of labor.

Текст научной работы на тему «ВРЕМЕННАЯ ПЕРСПЕКТИВА ПСИХОЛОГА КАК СУБЪЕКТА ТРУДА НА ЭТАПЕ ДОПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ»

УДК (159.99)

DOI: 10.18384/2949-5105-2024-1-131-144

временная перспектива психолога как субъекта труда на этапе допрофессионального развития

Егоренко Т. А.

Московский государственный психолого-педагогический университет 127051, г. Москва, ул. Сретенка, д. 29, Российская Федерация

Аннотация

Цель. Описать особенности временной перспективы психолога как субъекта труда на стадии профессиональной подготовки этапа допрофессионального развития. Процедура и методы. Анализируются результаты методики «Опросник временной перспективы» Ф. Зимбардо (адаптация А. Сырцовой, О. В. Митиной), проведённой на 817 студентах-психологах 1-4 курсов, обучающихся в ведущих вузах Москвы и центральной России. Интерпретация результатов исследования подтверждена методами математико-статистической обработки данных.

Результаты. Выявлены содержательные особенности временной перспективы на разных фазах профессиональной подготовки. С возрастанием степени профессиональной подготовки студентов наблюдается превалирование временной ориентации позитивного настоящего и перспективного будущего.

Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования вносят вклад в изучение проблемы построения временных перспектив профессионального становления психолога как субъекта труда.

Ключевые слова: профессиональное становление, временная перспектива, допрофессио-нальное развитие, профессиональная подготовка психолога, профессиональное развитие

time perspective of a psychologist as a subject of labor at the stage of pre-professional development

T. Egorenko

Moscow State University of Psychology & Education ul. Sretenka 29,127051, Moscow, Russian Federation

Abstract

Aim. To describe the peculiarities of the time perspective of a psychologist as a labor subject at the stage of professional training of the pre-professional development stage. Methodology. We analyze the results of the methodology "Time Perspective Questionnaire" by F. Zimbardo (adapted by A. Syrtsova, O. V. Mitina) conducted on 817 students - psychologists of 1-4 courses, studying in the leading universities of Moscow and central Russia. Interpretation of the research results was confirmed by methods of mathematical and statistical data processing. Results. The substantive features of time perspective at different phases of professional training were revealed. The prevalence of temporal orientation of positive present and promising future is observed with increasing degree of students' professional training.

© CC BY Егоренко Т. А . , 2024.

Research implications. The results of the study contribute to the study of the problem of constructing temporal perspectives of professional formation of a psychologist as a subject of labor.

Keywords: professional formation, time perspective, pre-professional development, professional training of a psychologist, professional development

Введение

Временная перспектива личности определяет преимущественный способ структурирования и оценки опыта в соответствии с тремя измерениями жизненного развития - прошлым, настоящим и будущим . К . Левин, размышляя о временной перспективе, считает, что это процесс и результат реконструкции индивидом, исходя из своего текущего восприятия себя и своей жизненной ситуации («настоящего»), собственного прошлого и будущего [11]. Влияние настоящего на оценку прошлого, притязания, эмоциональный фон, интенции и мотивацию будущего, а также влияние прошлого и представлений о будущем на мысли, чувства, поведение человека в его настоящем создаёт единство и непрерывность опыта, поддерживает самотождественность личности на протяжении всего времени её жизни [11]. Ф . Зимбардо описал пять базовых ориентаций в восприятии и оценке личностью своего настоящего, прошлого и будущего: парные, содержательно сопряжённые для настоящего и прошлого («негативное» и «позитивное» прошлое, гедонистическое и фаталистическое настоящее) и единственное измерение для будущего [7]. Негативная и позитивная установки в восприятии прошлого, волюнтаризм и импульсивность в поиске позитивной стимуляции либо фаталистический настрой и пассивность в настоящем, будучи содержательно контрастными, не являются антитетичными в диспо-

зиции отношений к временным отрезкам своей жизни [18]. Любое отношение в силу своей психологической феноменологии имеет противоречивый, амбивалентный характер [11].

Ф Зимбардо также вводит понятие сбалансированной временной перспективы, подразумевая под ним оптимальный способ восприятия времени, заключающийся в сочетании ориентации на будущее с позитивным отношением к прошлому и гедонистическому отношению к настоящему [7].

Согласно последним исследованиям, сбалансированная временная перспектива характеризуется высоким уровнем психологического благополучия (в данное понятие обычно включают: позитивные эмоции, удовлетворённость жизнью, субъективное счастье, удовлетворённость временем, осмысленность жизни, оптимизм, самоэффективность) [12], умеренной ориентацией на будущее, средней ориентацией на гедонистическое настоящее [15], при этом позитивное прошлое преобладает над негативным прошлым [22]. Для сбалансированной временной перспективы также характерны наличие жизненных целей, чувство осмысленности существования, ощущение ценности жизненного опыта, активное участие в событиях, происходящих в их жизни [15].

При том, что временная перспектива считается индивидуальной характеристикой личности [7], она может меняться на протяжении жизни под влиянием естественной личностной

155Ы 2949-5113^

динамики (возраст) [15], ситуативно-средовых и социокультурных факторов [16], жизненных кризисов [8; 10]. Человек не существует вне времени: он живёт в определённый исторический период, в конкретном обществе, подчиняется закономерностям биологического времени [20], формирует собственное отношение ко времени Только познав и овладев собственным временем, человек может развиваться как личность и как профессионал [19]. Основываясь на структурировании, осмыслении собственного прошлого, настоящего и будущего, человек может планировать, организовывать и управлять собственным развитием [23].

Профессиональное становление личности - процесс, который характеризуется изменениями различных сторон жизнедеятельности индивида, динамикой и наличием кризисных периодов, что позволяет предположить связь содержательных и темпоральных характеристик профессионального становления с временной перспективой личности Допрофессиональное развитие субъекта труда включает в себя две стадии: первая стадия - подготовка к профессиональному выбору; вторая стадия - профессиональная подготовка На стадии профессиональной подготовки выделяется: фаза адаптации (1 курс); фаза освоения деятельности (2-3 курс); фаза готовности к профессиональной деятельности (4 курс) [6]. Следует отметить, что в настоящее время основная часть исследований направлена на изучение временной перспективы в подростковом возрасте в контексте проблемы профессионального и личностного самоопределения. И совсем немного исследований, касающихся юности и

| 2024 / № 1

молодости, когда происходит профессиональное и личностное становление в рамках выбранной профессии

Организация исследования

Выборка В исследовании приняли участие студенты-психологи с первого по четвёртый курс ведущих российских университетов города Москвы и центральных областей России . Из них на первом курсе обучаются 258 человек, на втором - 159 человек, на третьем - 172 человека, на четвёртом -228 человек, общее количество испытуемых составило 817 человек

Методики исследования

В качестве психодиагностического инструмента исследования выступила методика «Опросник временной перспективы» (7ТР1) Ф . Зимбардо в адаптации А . Сырцовой, Е . Т. Соколовой, О . В . Митиной [17]. Методика стандартизирована, валидизирована, прошла адаптацию (2007 г. ) на российской выборке Достоинством методики является простота её использования, возможность оценки различных измерений временной перспективы, а также «...теоретическая основа, соединяющую мотивационные, эмоциональные, когнитивные и социальные процессы» [17, с . 70]. При помощи методики были проанализированы пять аспектов временной перспективы:

1) негативное прошлое (прошлое видится неприятным, связано с негативным опытом или чувствами);

2) позитивное прошлое (тёплое, ностальгическое отношение к прошлому);

3) гедонистическое настоящее (ориентация на наслаждение настоящим моментом, принятие рисков);

Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки

4) фаталистическое настоящее (склонность верить в судьбу и подчиняться ей);

5) ориентация на будущее (целенаправленная деятельность по осуществлению собственных планов) .

В соответствии с этими аспектами можно выделять разные временные профили личности [15].

Результаты исследования

Особенности временной перспективы психолога как субъекта труда на этапе допрофессионального развития исследовались нами на основе профилей временной перспективы личности по Ф . Зимбардо на каждой из фаз профессиональной подготовки (адаптационной, освоения деятельности и готовности к деятельности) [6], на основании результатов диагностики временной перспективы личности по шкалам опросника 7ТР1 [17].

Выявление преобладающей временной ориентации (доминанты профиля временной перспективы), специфичной для каждого из этапов профессионального становления, представляет немалый интерес. Центрирование и нормирование данных корректно лишь в случае их полной многомерной нормальности; в нашем исследовании некоторые шкалы опросника временной перспективы личности Ф Зимбардо распределены не в точном соответствии с гауссовым распределением (табл 1)

Статистическое сравнение профилей временной перспективы личности студентов-психологов на разных фазах стадии профессиональной подготовки даёт возможность оценить динамику временных ориентаций. Были выявлены различия по отдельным шкалам

опросника Ф . Зимбардо . Различия подтверждены на основании непараметрических статистических критериев Краскела-Уоллиса и попарных сравнений по критерию Манна-Уитни (непараметрические методы анализа различий выбраны в связи с тем, что эмпирические данные не отвечают требованиям многомерной нормальности распределения)

Статистически достоверные (р<0,01) различия выявлены при множественном межгрупповом сравнении по шкалам опросника Зимбардо «Негативное прошлое» (значение статистики хи-квадрат х2= 21,99, уровень значимости р=0,000); «Гедонистическое настоящее» (х2= 10,00, уровень значимости р=0,007); «Позитивное прошлое» (х2= 30,36, уровень значимости р=0,000) .

Парное сравнение профилей по критерию Манна-Уитни выявило следующее Временная перспектива, определяемая отношением к прошлому, в фазе адаптации стадии профессиональной подготовки проявляет выраженную специфику в сравнении с остальными этапами Показатели по шкале «Позитивное прошлое» у студентов-психологов, находящихся в фазе адаптации к профессиональному обучению, достоверно выше (р<0,01), а показатели по шкале «Негативное прошлое» ниже, чем у студентов, чьё профессиональное становление проходит в фазе освоения деятельности и готовности к деятельности (р<0,01, р<0,05) (табл 2) Выраженность ориентации на гедонистическое настоящее у студентов в адаптационной фазе ниже, чем в фазах освоения деятельности и готовности к деятельности (р<0,05), при этом показатели ориентации на гедонистическое настоящее у студен-

Таблица 1 / Table 1

Описательные статистики по шкалам Опросника временной перспективы личности Ф. Зимбардо (русскоязычная адаптация А. Сырцовой и О. В. Митиной) в выборках студентов-психологов, находящихся на различных этапах профессионального становления / Descriptive statistics on the scales of F. Zimbardo's Personality Time Perspective Questionnaire (Russian-language adaptation by A. Syrtsova and O. V. Mitina) in samples of psychology students at different stages of professional development

Ориентации во времени Этапы профессионального становления N Среднее значение Среднеква-дратическое отклонение 95% доверительный интервал для среднего значения

Нижняя граница Верхняя граница

Негативное прошлое Фаза адаптации 258 2,66 0,750 2,571 2,755

Фаза освоения деятельности 331 2,92 0,771 2,840 3,007

Фаза готовности к деятельности 227 2,76 0,739 2,662 2,855

Гедонистическое настоящее Фаза адаптации 258 3,27 0,555 3,198 3,334

Фаза освоения деятельности 331 3,40 0,537 3,348 3,464

Фаза готовности к деятельности 227 3,37 0,496 3,309 3,439

Будущее Фаза адаптации 258 3,50 0,601 3,427 3,574

Фаза освоения деятельности 331 3,43 0,535 3,370 3,486

Фаза готовности к деятельности 227 3,45 0,467 3,391 3,513

Позитивное прошлое Фаза адаптации 258 3,81 0,490 3,753 3,873

Фаза освоения деятельности 331 3,61 0,548 3,547 3,666

Фаза готовности к деятельности 227 3,65 0,465 3,591 3,713

Фаталистическое настоящее Фаза адаптации 258 2,66 0,662 2,577 2,739

Фаза освоения деятельности 331 2,64 0,604 2,619 2,749

Фаза готовности к деятельности 227 2,73 0,563 2,659 2,806

тов-психологов в фазе освоения деятельности и готовности к деятельности не различаются на статистически значимом уровне (табл 2)

Источник: составлено автором.

Сопоставление профилей временной перспективы личности студентов-психологов на разных этапах профессиональной подготовки с описанными

Таблица 2 / Table 2

Результаты сравнения показателей ориентаций во времени студентов-психологов по опроснику временной перспективы личности (ZTPI) на различных этапах профессионального становления / Results of comparing the indicators of time orientation of psychology students according to the questionnaire of time perspective of personality (ZTPI - normalised and centred) at different stages of professional formation

Сравниваемые группы Значение статистики X2 критерия Краскела-Уоллиса Сравниваемые группы Значение статистики U критерия Манна-Уитни Средние ранги

Временная ориентация «Негативное прошлое» Фаза адаптации Фаза освоения деятельности Фаза готовности к деятельности 21,99** Фаза адаптации & фаза освоения деятельности 33301,0** 229,59 258,24

Фаза адаптации &фаза готовности к деятельности 25824,0* 258,57 323,39

Фаза освоения деятельности &фаза готовности к деятельности 33172,0* 292,78 260,13

Временная ориентация «Гедонистическое настоящее» Фаза адаптации Фаза освоения деятельности Фаза готовности к деятельности 10,00** Фаза адаптации & фаза освоения деятельности 36441,5** 270,75 313,90

Фаза адаптации &фаза готовности к деятельности 25938,0* 230,03 257,74

Фаза освоения деятельности &фаза готовности к деятельности 36044,0 284,11 272,78

Временная ориентация «Будущее» Фаза адаптации Фаза освоения деятельности Фаза готовности к деятельности 4,560 Фаза адаптации & фаза освоения деятельности 38605,0* 310,87 282,63

Фаза адаптации &фаза готовности к деятельности 26879,0 252,32 232,41

Фаза освоения деятельности &фаза готовности к деятельности 36462,0 276,16 284,37

Временная ориентация «Позитивное прошлое» Фаза адаптации Фаза освоения деятельности Фаза готовности к деятельности 30,36** Фаза адаптации & фаза освоения деятельности 32065,0** 336,22 262,87

Фаза адаптации &фаза готовности к деятельности 23091,5** 267,00 215,72

Фаза освоения деятельности &фаза готовности к деятельности 35061,0 271,92 290,55

Временная ориентация «Фаталистическое настоящее» Фаза адаптации Фаза освоения деятельности Фаза готовности к деятельности 2,973 Фаза адаптации & фаза освоения деятельности 41584,0 290,68 298,37

Фаза адаптации &фаза готовности к деятельности 26830,0 233,49 253,81

Фаза освоения деятельности &фаза готовности к деятельности 35041,0 271,86 290,63

** p<0,01 * p<0,05

Источник: составлено автором.

в литературе эталонными и типовыми профилями временной перспективы показало следующее Ф Зимбардо и И . Бонивелл обосновали оптимальный профиль временной перспективы, обеспечивающий наиболее благоприятствующие успешному личностному функционированию ориентации во времени [18]. Так, предпочтительной, согласно Ф Зимбардо, качественной характеристикой оптимального профиля является ситуативная гибкость, позволяющая изменять акценты во временных ориентациях в зависимости от задач ситуации: закрепления, полноценного использования достижений очередного этапа развития либо устремлённость на цели и возможности следующего отрезка жизни Основу профиля, относительно устойчивую к ситуативным изменения, составляет достаточно высокий (но не чрезмерный) уровень ориентации на гедонистическое настоящее, низкий уровень фаталистического настроя в отношении настоящего; умеренно повышенный, без излишней фиксации, уровень ориентации на будущее; выраженная ориентация на позитивное прошлое и низкий уровень оценки прошлого как негативного [18]. Наряду с эталонными профилями описаны типовые профили как обобщённая картина «реальных» профилей временной ориентации, полученных путем анализа обширных эмпирических массивов [12]. Эти профили варьируют в разных культурах [16]. И . Бонивелл и Е Осиным было выделено пять типов временной перспективы российских и британских студентов: гедонистический (ориентированный на настоящее); ориентированный на будущее; сбалансированный; негативный и

диффузный (фаталистический, склонный к риску; данный профиль характерен только для российской выборки) [16, с . 87]. Исследование на значительной по объёму (4751 испытуемых) выборке женщин позволило выделить шесть типичных профилей, схожих с описанными, что подтверждает устойчивость этих вариантов обобщённых профилей временной перспективы: диффузный, гедонистический, фаталистический, негативный, сбалансированный, ориентированный на будущее [16, с . 100]. Для выявления качественной специфики профилей временной перспективы студентов-психологов на различных этапах профессиональной подготовки, показатели были приведены к масштабу усредненного «фонового» профиля по выборке апробации и стандартизации методики 7ТР1 (нормированного и центрированного) Результаты нашего исследования были переведены в размерность 2-шкалы с центром шкалы, равным среднему и единицей шкалы, равной величине стандартного отклонения выборки стандартизации (табл 3)

Профили временной перспективы студентов-психологов содержательно различаются в разных фазах профессиональной подготовки

Профиль временных ориентаций в фазе адаптации во многом схож с «классическим» фаталистическим профилем, описанным И Бонивелл и Е . Н . Осиным (2010), Е . А . Орлом и Е . Н . Осиным (2012): высокий уровень ориентации на фаталистическое настоящее и позитивное прошлое, низкий уровень выраженности ориентации на гедонистическое настоящее и отсутствие выраженной ориентации на будущее [1; 16]. В то же время обоб-

Таблица 3 / Table 3

Профили временной перспективы личности студентов-психологов на различных этапах профессионального становления, приведённые к размерности стандартной шкалы выборки адаптации и стандартизации ZTPI / Profiles of the time perspective of the personality of psychology students at different stages of professional formation, reduced to the dimensionality of the standard adaptation and standardization sampling scale ZTPI (normalised and centred)

Шкала опросника временной перспективы личности (7ТР1) Адаптационный этап профессионального становления Фаза освоения деятельности Фаза готовности к деятельности

Негативное прошлое -0,060 0,323 0,080

Гедонистическое настоящее -0,596 -0,347 -0,404

Будущее -0,021 -0,171 -0,120

Позитивное прошлое 0,306 0,023 0,085

Фаталистическое настоящее 0,722 0,774 0,871

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Источник: составлено автором

щённый профиль ориентаций во времени у студентов в этот период профессиональной подготовки не имеет однозначного противопоставления идеализированного прошлого настоящему: значения по шкалам позитивного и негативного прошлого не поляризованы, как в истинно фаталистическом профиле [4]. Прошлое воспринимается как благоприятный, но отнюдь не безоблачный период жизни: негативные моменты не отрицаются и не преуменьшаются; в то же самое время прошлое не драматизируется Таким образом, в той своей части, что описывает ориентации на прошлое, профиль представляет промежуточный вариант между «сбалансированным» и «диффузным» . В части, описывающей будущее, профиль временной пер спективы студентов -психологов адаптационной фазы наиболее схож с «негативным» профилем В обобщённом профиле временной перспективы не удаётся выявить какой-либо логи-

ки соотношения ориентаций на прошлое, настоящее и будущее: тёплое, но при этом достаточно объективное отношение к прошлому; восприятие жизни в настоящем преимущественно сквозь призму ограничений, а не возможностей и жизненных радостей; неустойчивое отношение к будущему, подверженное, по всей вероятности, ситуативным влияниям . Содержание профиля можно охарактеризовать как диссоциативно-фаталистическое . Феномен диссоциированной временной перспективы наблюдается, как показано в исследованиях О . Г. Квасовой, в экстремальных [10; 14] и трудных жизненных ситуациях [2; 13]. Период адаптации к новой ситуации развития является кризисным для студентов, что позволяет провести определённые содержательные параллели с особенностями временной перспективы в экстремальных и трудных ситуациях

Обобщённый профиль ориентаций во времени студентов-психологов, на-

155Ы 2949-5113^

ходящихся в фазе освоения деятельности, схож с ещё одним достаточно распространённым типовым профилем временной перспективы личности - негативным [9] Особенностью этого профиля является отвержение прошлого; пессимистическое восприятие настоящего и эмоционально незаинтересованное восприятие будущего Однако в негативном восприятии прошлого отсутствует последовательность и однозначность: акцент на негативных аспектах прошлого не сопровождается обесцениванием позитивно окрашенных воспоминаний: показатели ориентации на позитивное прошлое близки к фоновым в отличие от типично негативного варианта профиля, где высокие показатели ориентации на негативное прошлое сочетаются с низкими показателями ориентации на позитивное прошлое Показатели ориентации на гедонистическое настоящее не столь низки, как в типичном негативном профиле [21]. Усиление ориентации на негативное прошлое в фазе освоения деятельности (2-3 курсы) является во многом ситуативно обусловленным, связано с мотивацией поиска травматического заряда в собственной истории личностного формирования В соответствии с этим содержание профиля временной перспективы на этапе освоения деятельности можно определить как псевдонегативное .

Профиль временной перспективы, выборки фазы готовности к деятельности имеет черты переходного между профилями фазы адаптации и освоения деятельности (табл 3) Текущая ситуация развития (обучение в вузе) близка к завершению Новая для личности ситуация - начало самостоятельного пути в профессии потребует

| 2024 / № 1

адаптационных усилий, что является очевидным для выпускников [3]

Выявлены особенности профиля временной перспективы обучающихся первого курса в сравнении с профилями временной перспективы студентов на более поздних этапах профессионального становления: 1) наибольшие среди всех профилей показатели по ориентации на позитивное прошлое и наименьшие ориентации на негативное восприятие своего прошлого; 2) самые низкие среди трёх профилей показатели ориентации на гедонистическое настоящее; 3) более высокие в сравнении с фазой освоения деятельности показатели временной ориентации на будущее отражают, на наш взгляд, специфичные черты адаптационного паттерна управления индивидом собственными ресурсами, в том числе ресурсом хронологически организованного и категоризованного опыта («настоящее», «прошлое», «будущее») . Тенденция к недооцениванию ресурсной, поддерживающей составляющей настоящего и «примирение» с травматической составляющей прошлого опыта; упование на будущее, его более интенсивное когнитивное выстраивание и эмоциональное освоение указывают на поиск в «там и тогда» поддержки, недостающей «здесь и сейчас», неосознанное стремление «убежать» из некомфортного настоящего Позитивный потенциал прошлого определяется главным образом тем, что даже в недавнем прошлом отсутствуют ограничения, характерные для настоящего, что создаёт контраст В этой связи уместно вспомнить утверждение К . Левина о том, что прошлое и будущее конструируются в настоящем и исходя из нужд настоящего [11].

Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки

Временная ориентация на гедонистическое настоящее отражает установки и поведение, которые характеризуются активным поиском стимуляции, принятием риска, фиксацией на настоящем, снижением интереса к прошлому и ожиданий от будущего Этот конструкт, который устойчиво воспроизводится в факторной структуре опросника 7ТР1 на различных по социокультурным параметрам выборках [16], описывает отношение к настоящему как к наиболее благоприятствующему для реализации потребностей жизненному периоду, возможности которого (получение поддержки со стороны среды в разных способах самоудовлетворения) психолог как субъект труда настроен использовать максимально . Взаимодействие со средой носит характер постадаптационного: ситуация является хорошо освоенной, наблюдается единство со средой, ограничения минимальны Таким образом, «антигедонистическое» восприятие настоящего более вероятно в период адаптации; усиление гедонистического потенциала настоящего для индивида свидетельствует об успешно завершившейся адаптации Полученные нами данные соответствуют этой динамике: более высокие показатели ориентации на гедонистическое настоящее у студентов, находящихся в фазах освоения деятельности и готовности к деятельности в сравнении с адаптационной фазой . Усиление характерных черт адаптационного паттерна в профиле временной перспективы фазы готовности к деятельности соответствует выходу на качественно

новый уровень профессионального развития, и, соответственно, началу нового адаптационного цикла Таким образом, предположение о содержательных особенностях временной перспективы на разных этапах профессионального становления подтверждено эмпирическими данными

Заключение

Необходимо отметить, что человек не существует вне времени: он живёт в определённый исторический период, в конкретном обществе, подчиняется закономерностям биологического времени, формирует собственное отношение ко времени Только познав и овладев собственным временем, человек может развиваться как личность и как профессионал Основываясь на структурировании, осмыслении собственного прошлого, настоящего и будущего, человек может планировать, организовывать и управлять собственным развитием [5]. Стадия профессиональной подготовки этапа допро-фессионального развития личности считается началом самостоятельной сознательной жизни, т к в этот период актуализируются процессы рефлексии и самоанализа. Именно в этот период фактор времени впервые осознается и входит в самосознание На первый план выходит будущее, появляются глобальные цели, при этом ближняя и дальняя перспектива совмещаются с трудом Настоящее начинает восприниматься с позиции будущего как подготовка к будущей жизни

Статья поступила в редакцию 04.12.2023

ЛИТЕРАТУРА

1. Акименко А. К. Взаимосвязь представлений о лжи и стратегий поведения в системе социально-психологической адаптации личности: дис . . . . канд . психол . наук . Саратов,

2. Березин Ф . Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л. : Наука,

3. Гут Ю. Н . , Кабардов М. К. Особенности временной перспективы личности на этапе профессионального самоопределения // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2019 . Т. 5 . № 3. С 85-97. 001: 10.18413/2313-8971-2019-5-3-0-7.

4. Егоренко Т. А. Психологическое сопровождение труда студентов в процессе их социально-психологической адаптации в среднем специальном учебном заведении: дис. ... канд . психол . наук . Тверь, 2004. 162 с.

5 . Егоренко Т. А. , Родина Е. М. Роль временной перспективы в профессиональном самоопределении студентов // Современная зарубежная психология. 2015 . Т. 4. № 4.

6 . Егоренко Т. А. Становление личностного компонента системогенеза психолога как субъекта труда и его психологическое благополучие на стадии профессиональной подготовки // Вестник Тверского государственного университета Серия: Педагогика и психология. 2023. № 4. С 59-70.

7. Егоренко Т. А. Детерминанты профессионального становления субъекта труда -будущего психолога // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2019 . № 2 (47). С. 36-42.

8 . Зимбардо Ф . , Бойд Дж. Парадокс времени: новая психология времени, которая улуч-

шит вашу жизнь / пер . с англ. О . Ю . Гатановой. СПб . : Речь, 2010. 352 с.

9 . Карабанова О . А. , Захарова Е . И . , Старостина Ю . А. Личностные факторы построе-

ния профессиональной карьеры в период вхождения во взрослость // Национальный психологический журнал . 2020. № 4 (40). С. 113-124.

10 Карпова Е В , Свешникова С Л Временная перспектива как базовый конструкт проблемы социально-психологической адаптации личности // Ярославский педагогический вестник. 2017. № 4. С. 195-201.

11 Квасова О Г Трансформация временной перспективы личности в экстремальной ситуации: дис. ... канд. психол . наук. М. , 2013. 216 с.

12 Левин К Теория поля в социальных науках / пер с англ СПб : Сенсор, 2000 368 с

13. Осин Е. Н . , Орел Е . А. Возрастная динамика временной перспективы (на материале

российских женщин) // Перспективные направления психологической науки М : НИУ Высшая школа экономики, 2012. С. 85-103.

14 Попова О Н Прогнозирование эффективности самоопределения личности по характеристикам сбалансированности временной перспективы // Сибирский психологический журнал. 2020. № 75 . С. 195-208. 001: 10.17223/17267080/75/11.

15 Прошутинский Ю С Психологическая модель адаптации и дезадаптации человека в экстремальных условиях существования: дис. ... канд . психол . наук . СПб . , 2003. 126 с .

16 Сырцова А , Митина О В Возрастная динамика временных ориентаций личности // Вопросы психологии. 2008. № 2. С. 41-54.

17 Сырцова А , Митина О В Феномен временной перспективы в разных культурах (по материалам исследований с помощью методики 7ТР1) // Культурно-историческая психология . 2007. № 4 . С . 19-31.

18 Сырцова А , Соколова Е Т , Митина О В Методика Ф Зимбардо по временной перспективе // Психологическая диагностика 2007 № 1 С 85-105

2008. 217 с.

1988. 270 с.

С. 11-15.

19 . Шилова Н . П. Особенности временной трансспективы студентов среднего про-

фессионального образования: результаты сравнительного исследования // Вестник Московского государственного педагогического университета. Серия: Педагогика и психология . 2022. № 1. С 94-108.

20 . Шилова Н . П. Половые различия в формировании временной перспективы в юноше-

ском возрасте // Вестник Московского государственного педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. 2023. № 3. С. 133-148. 21. Boniwell I. , Zimbardo P. G. Balancing Time Perspective in Pursuit of Optimal Functioning

// Positive Psychology in Practice . New York: John Wiley & Sons, 2004. P. 165-178. 22 . Gaile A. , Baumane-Vitolina I . , Sumilo E . Values and career behaviours of entrepreneurs and employees // International Journal of Entrepreneurial Behavior & Research. 2019 . № 26 (7). P. 1607-1625.

23. McElheran J. J. N. Time perspective, well-being, and hope: PhD thesis in Psychology. Alberta, 2012. 106 p.

1. Akimenko A . K. Vzaimosvyaz' predstavlenij o Izhi i strategij povedeniya v sisteme social'no-psihologicheskoj adaptacii lichnosti: dis. ... kand. psihol. nauk [Interrelation of ideas about lies and behavior strategies in the system of socio-psychological adaptation of personality: Cand. Sci. thesis in Psychology], Saratov, 2008. 217 p.

2. Berezin F. B. Psihicheskaya i psihofiziologicheskaya adaptaciya cheloveka [Mental and psychophysiological adaptation of a person], Leningrad, Nauka Publ. , 1988. 270 p.

3. Gut Yu. N. , Kabardov M. K. [Features of the temporal perspective of the individual at the stage of professional self-determination]. In: Nauchnyj rezul'tat. Pedagogika i psihologiya obrazovaniya [Scientific result. Pedagogy and psychology of education], 2019, vol. 5, no. 3, pp. 85-97. DOI: 10.18413/2313-8971-2019-5-3-0-7.

4 . Egorenko T. A . Psihologicheskoe soprovozhdenie truda studentov vprocesse ih social'no-psiho-

logicheskoj adaptacii v srednem special'nom uchebnom zavedenii: dis. ... kand. psihol. nauk [Psychological support for the work of students in the process of their socio-psychological adaptation in a secondary special educational institution: Cand. Sci. thesis in Psychology], Tver', 2004. 162 p .

5 . Egorenko T. A . , Rodina E . M . [The role of time perspective in the professional self-determi-

nation of students]. In: Sovremennaya zarubezhnayapsihologiya [Modern foreign psychology], 2015, vol. 4, no . 4, pp . 11-15 .

6 . Egorenko T. A . [Formation of the personal component of the systemogenesis of a psycholo-

gist as a subject of labor and his psychological well-being at the stage of professional training], In: Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika i psihologiya [Bulletin of Tver State University. Series: Pedagogy and psychology], 2023, no . 4, pp . 59-70.

7 . Egorenko T. A . [Determinants of the professional development of the subject of labor - the

future psychologist]. In: Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika i psihologiya [Bulletin of Tver State University. Series: Pedagogy and psychology], 2019, no. 2 (47), pp. 36-42.

8 . Zimbardo F , Boyd J. The paradox of time: a new psychology of time that will improve your

life (Rus . ed . Gatanova O . Yu . , transl. Paradoks vremeni: novaya psihologiya vremeni, ko-toraya uluchshit vashu zhizn'. St. Petersburg, Rech' Publ. , 2010. 352 p. ).

9 . Karabanova O . A . , Zaharova E . I . , Starostina Yu . A . [Personal factors in building a profes-

sional career during the period of entering adulthood]. In: Nacional'nyj psihologicheskij zhurnal [National psychological journal], 2020, no. 4 (40), pp. 113-124.

REFERENCES

10 . Karpova E . V. , Sveshnikova S . L. [Time perspective as a basic construct of the problem of socio-psychological adaptation of the individual]. In: Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik [Yaroslavl Pedagogical Bulletin], 2017, no. 4, pp. 195-201. 11. Kvasova O. G . Transformaciya vremennoj perspektivy lichnosti v ekstremal'noj situacii: dis. ... kand. psihol. nauk [Transformation of a person's time perspective in an extreme situation: Cand. Sci. thesis in Psychology], Moscow, 2013. 216 p. 12 . Levin K. Field theory in social sciences (Rus . ed . , transl. Teoriya polya v social'nyh naukah. St. Petersburg, Sensor Publ. , 2000. 368 p. ).

13. Osin E . N . , Orel E . A. [Age dynamics of time perspective (on the material of Russian women)]. In: Perspektivnye napravleniyapsihologicheskoj nauki [Perspective directions of psychological science], Moscow, National Research University Higher School of Economics Publ. , 2012, pp. 85-103.

14. Popova O. N. [Forecasting the effectiveness of personality self-determination according to the characteristics of a balanced time perspective]. In: Sibirskij psihologicheskij zhurnal [Siberian psychological journal], 2020, no. 75, pp. 195-208. DOI: 10.17223/17267080/75/11.

15 . Proshutinskij Yu . S . Psihologicheskaya model' adaptacii i dezadaptacii cheloveka v

ekstremal'nyh usloviyah sushchestvovaniya: dis. ... kand. psihol. nauk [Psychological model of human adaptation and disadaptation in extreme conditions of existence: Cand Sci thesis in Psychology], St. Petersburg, 2003. 126 p.

16 . Syrcova A. , Mitina O. V. [Age dynamics of personality's time orientations]. In: Voprosy

psihologii [Questions of psychology], 2008, no. 2, pp. 41-54. 17. Syrcova A. , Mitina O. V. [The phenomenon of time perspective in different cultures (based on research using the ZTPI methodology)]. In: Kul'turno-istoricheskaya psihologiya [Cultural-historical psychology], 2007, no 4, pp 19-31

18 Syrcova A , Sokolova E T , Mitina O V [Methodology of F Zimbardo from a time perspective]. In: Psihologicheskaya diagnostika [Psychological diagnostics], 2007, no . 1, pp. 85-105.

19 . Shilova N . P. [Peculiarities of temporal transspectivity of students of secondary vocational

education: results of comparative research]. In: Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo ped-agogicheskogo universiteta. Seriya: Pedagogika i psihologiya [Bulletin of the Moscow State Pedagogical University. Series: Pedagogy and psychology], 2022, no. 1, pp. 94-108.

20 . Shilova N. P. [Sexual differences in the formation of time perspective in adolescence]. In:

Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya: Pedagogika i psihologiya [Bulletin of the Moscow State Pedagogical University. Series: Pedagogy and psychology], 2023, no . 3, pp . 133-148. 21. Boniwell I. , Zimbardo P. G. Balancing Time Perspective in Pursuit of Optimal Functioning. In: Positive Psychology in Practice. New York, John Wiley & Sons Publ. , 2004, pp. 165-178.

22 Gaile A , Baumane-Vitolina I , Sumilo E Values and career behaviours of entrepreneurs and employees . In: International Journal of Entrepreneurial Behavior & Research, 2019, no . 26 (7), pp. 1607-1625.

23 McElheran J J N Time perspective, well-being, and hope: PhD thesis in Psychology Alberta, 2012. 106 p .

Егоренко Татьяна Анатольевна - кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогической психологии имени профессора В . А. Гуружапова, Московского государственного психолого-педагогического университета; e-mail: egorenkota@mgppu. ru

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Tatiana A. Egorenko - Cand . Sci . (Psychology), Assoc. Prof. , Head of the Chair of Pedagogical Psychology named after Professor V. A . Guruzhapov of Moscow State University of Psychology & Education;

e-mail egorenkota@mgppu . ru

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ

Егоренко Т. А . Временная перспектива психолога как субъекта труда на этапе допрофес-сионального развития // Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки . 2024. № 1. С. 131-144 . DOI: 10.18384/2949-5105-2024-1-131-144

FOR CITATION

Egorenko T. A . Temporal perspective of a psychologist as a subject of labor at the stage of pre-professional development . In: Bulletin of State University of Education. Series: Psychological Sciences, 2024, no . 1, рр . 131-144 . DOI: 10.18384/2949-5105-2024-1-131-144

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.