Научная статья на тему 'ДИНАМИКА ВРЕМЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ И ЕЕ ВЗАИМОСВЯЗЬ С АКАДЕМИЧЕСКОЙ УСПЕВАЕМОСТЬЮ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ'

ДИНАМИКА ВРЕМЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ И ЕЕ ВЗАИМОСВЯЗЬ С АКАДЕМИЧЕСКОЙ УСПЕВАЕМОСТЬЮ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
144
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВРЕМЕННАЯ ПЕРСПЕКТИВА / СБАЛАНСИРОВАННАЯ ВРЕМЕННАЯ ПЕРСПЕКТИВА / АКАДЕМИЧЕСКАЯ УСПЕВАЕМОСТЬ / ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / МОТИВАЦИЯ / УСПЕШНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ / TIME PERSPECTIVE / BALANCED RIME PERSPECTIVE / ACADEMIC PERFORMANC / ADOLESCENCE / SOCIO-PHYSIOLOGICAL ADAPTATION / MOTIVATION / LEARNING SUCCESS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пономаренко Ирина Владимировна, Курусь Ирина Александровна

Временная перспектива является одним из факторов составляющих основу профессионального самоопределения студентов. На всем протяжении обучения временная перспектива тесно связана с успешностью освоения профессии, а также может выступать в качестве фактора организации жизненного пути и в связи с этим оказывает влияние на успешность социально-психологической адаптации. Представляет интерес анализ динамики временной перспективы и ее взаимосвязь с академической успеваемости в юношеском возрасте. В эмпирическом исследовании приняли участие 59 студентов г. Новосибирска, возраст 18-22 года, из них: мужского пола - 16, женского пола - 43. Методики исследования: опpocник временной перспективы Ф.Зимбардо в адаптации А.Сырцовой, Е.Т.Соколовой, О.В. Митиной (ZTPI). В настоящем исследовании получены данные, что в динамике временной перспективы в целом в группе студентов отмечается повышение показателей негативного прошлого. Неуспевающие студенты также характеризуются повышением показателей негативного прошлого в динамике. Отмечено, что успевающие студенты демонстрируют более высокие показатели направленности временной перспективы на «будущее» по сравнению с неуспевающими студентами. Полученные данные позволяют предположить, что развитие ориентации на будущее в ходе тренингов может способствовать профилактике социально-психологической дезадаптации и повышению академической успеваемости студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Пономаренко Ирина Владимировна, Курусь Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DYNAMICS OF TIME PERSPECTIVE AND ITS RELATIONSHIP WITH ACADEMIC PERFORMANCE IN ADOLESCENCE

The time perspective is one of the factors which constitute the basis of students' professional self-determination. All over the education, the time perspective is closely related to the success of the development of the profession and also can act as a factor of life`s path organization and in this regard has an effect on the success of socio-psychological adaptation. Of interest is the analysis of the dynamics of the time perspective and its interconnection with academic performance in adolescence. The empirical research involved 59 students from Novosibirsk,aged 18-22 years: 16 of them are male, 43 are female. Research methods: questionnaire of the temporal perspective F. Zimbardo in adaptation of A. Syrtsova, E.T. Sokolova, O.V. Mitina (ZTPI). In this research, data were obtained that in the dynamics of the time perspective, as a whole in the group of students ,there is an increase of indicators of the negative past. Unsuccessful students are also characterized by increasing of indicators of the negative past in dynamics. It is noted that successful students demonstrate higher indicators of the orientation of the time perspective to the «future» compared with unsuccessful students. The obtained data suggest that the development of a future orientation during the training courses can contribute to the prevention socio-physiological maladaptation and improve the academic progress of students.

Текст научной работы на тему «ДИНАМИКА ВРЕМЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ И ЕЕ ВЗАИМОСВЯЗЬ С АКАДЕМИЧЕСКОЙ УСПЕВАЕМОСТЬЮ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ»

психологические науки

Пономаренко Ирина Владимировна, Курусь Ирина Александровна ДИНАМИКА ВРЕМЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ И ЕЕ ВЗАИМОСВЯЗЬ ...

УДК 159.9

DOI: 10.26140/anip-2020-0901-0092

ДИНАМИКА ВРЕМЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ И ЕЕ ВЗАИМОСВЯЗЬ С АКАДЕМИЧЕСКОЙ УСПЕВАЕМОСТЬЮ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

© 2020

Пономаренко Ирина Владимировна, аспирант кафедры психологии и педагогики

Новосибирский государственный технический университет (630073, Россия, Новосибирск, проспект Карла Маркса, 20, e-mail: I.V_Ponomarenko@mail.ru) SPIN-код: 7183-9800 AuthorlD: 847148

Курусь Ирина Александровна, старший преподаватель кафедры психиатрии, наркологии, психотерапии и клинической психологии Новосибирский государственный медицинский университет (630099, Россия, Новосибирск, улица Красный проспект, 52, e-mail: irina_kurus@rambler.ru) Аннотация. Временная перспектива является одним из факторов составляющих основу профессионального самоопределения студентов. На всем протяжении обучения временная перспектива тесно связана с успешностью освоения профессии, а также может выступать в качестве фактора организации жизненного пути и в связи с этим оказывает влияние на успешность социально-психологической адаптации. Представляет интерес анализ динамики временной перспективы и ее взаимосвязь с академической успеваемости в юношеском возрасте. В эмпирическом исследовании приняли участие 59 студентов г. Новосибирска, возраст 18-22 года, из них: мужского пола - 16, женского пола - 43. Методики исследования: опросник временной перспективы Ф.Зимбардо в адаптации А.Сырцовой, Е.Т.Соколовой, О.В. Митиной (ZTPI). В настоящем исследовании получены данные, что в динамике временной перспективы в целом в группе студентов отмечается повышение показателей негативного прошлого. Неуспевающие студенты также характеризуются повышением показателей негативного прошлого в динамике. Отмечено, что успевающие студенты демонстрируют более высокие показатели направленности временной перспективы на «будущее» по сравнению с неуспевающими студентами. Полученные данные позволяют предположить, что развитие ориентации на будущее в ходе тренингов может способствовать профилактике социально-психологической дезадаптации и повышению академической успеваемости студентов.

Ключевые слова: временная перспектива, сбалансированная временная перспектива, академическая успеваемость, юношеский возраст, социально-психологическая адаптация, мотивация, успешность обучения

DYNAMICS OF TIME PERSPECTIVE AND ITS RELATIONSHIP WITH ACADEMIC PERFORMANCE IN ADOLESCENCE

© 2020

Ponomarenko Irina Vladimirovna, postgraduate student of Department of psychology and pedagogy

Novosibirsk State Technical University (630073, Russia, Novosibirsk, avenue K.Marksa, 20, e-mail: I.V_Ponomarenko@mail.ru) Kurus Irina Aleksandrovna, senior teacher of department «Psychiatry, narcology, psychotherapy and clinical psychology» Novosibirsk State Medical University (630099, Russia, Novosibirsk, avenue Krasny prospekt, 52, e-mail: irina_kurus@rambler.ru) Abstract. The time perspective is one of the factors which constitute the basis of students' professional self-determination. All over the education, the time perspective is closely related to the success of the development of the profession and also can act as a factor of life's path organization and in this regard has an effect on the success of socio-psychological adaptation. Of interest is the analysis of the dynamics of the time perspective and its interconnection with academic performance in adolescence. The empirical research involved 59 students from Novosibirsk,aged 18-22 years: 16 of them are male, 43 are female. Research methods: questionnaire of the temporal perspective F. Zimbardo in adaptation of A. Syrtsova, E.T. Sokolova, O.V. Mitina (ZTPI). In this research, data were obtained that in the dynamics of the time perspective, as a whole in the group of students ,there is an increase of indicators of the negative past. Unsuccessful students are also characterized by increasing of indicators of the negative past in dynamics. It is noted that successful students demonstrate higher indicators of the orientation of the time perspective to the «future» compared with unsuccessful students. The obtained data suggest that the development of a future orientation during the training courses can contribute to the prevention socio-physiological maladaptation and improve the academic progress of students.

Keywords: time perspective, balanced rime perspective, academic performanc, adolescence, socio-physiological adaptation, motivation, learning success.

ВВЕДЕНИЕ

Временная перспектива является одним из факторов составляющих основу профессионального самоопределения студентов. На всем протяжении обучения временная перспектива тесно связана с успешностью освоения профессии, а также может выступать в качестве фактора организации жизненного пути и в связи с этим оказывает влияние на успешность социально-психологической адаптации. Временная перспектива в целом выступает фактором, позволяющим осуществлять регуляцию поведения [1]. Временная перспектива является многомерной конструкцией и может быть использована в качестве прогностического фактора в оценке нарушения поведения, в частности употребления алкоголя [2].

Временная перспектива представляет собой совокупность представлений о прошлом, настоящем и будущем,

событий и объектов наполняющих их, а также эмоциональное и ценностное отношение к ним и их представленность в субъективном семантическом пространстве индивида [3]. Выделяют понятие «сбалансированная временная перспектива». Фактически ощущение неразрывности прошлого, настоящего и будущего, обеспечивающееся высоким уровнем осмысленности жизни студентом, отражает понятие сбалансированности [4]. При сбалансированной временной перспективе отмечается высокий уровень психологического благополучия. Для таких личностей характерны: позитивные эмоции, субъективное ощущение счастья, оптимизм и т.д. [3].

В исследованиях авторы выделяют 4 типа профилей временной перспективы: сбалансированный, с преобладанием негативного прошлого, с преобладанием гедонистического настоящего и с преобладанием будущего.

Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9. № 1(30)

377

Ponomarenko Irina Vladimirovna, Kurus Irina Aleksandrovna DYNAMICS OF TIME PERSPECTIVE AND ITS RELATIONSHIP ..

psychological science

Эти профили связаны с самооценкой, самоэффективностью, агрессией, родительской привязанностью, навыками планирования и целеполагания, а также с ориентацией временной перспективы. Сбалансированная временная перспектива или преобладание профиля с ориентацией на будущее выступает в качестве фактора адаптивного функционирования [5]. Направленность временной перспективы на будущее, как показано в исследованиях, связана с формированием, в том числе профессиональных целей. В то время как преобладание негативного прошлого и фаталистического настоящего может усиливать кризисные переживания студентов [6]. Ориентация временной перспективы на будущее выступает в качестве одного из параметров индивидуального успеха [7]. Наличие целей в отношении карьеры способствует формированию временной перспективы в момент кризиса при окончании учебного заведения [8]. При ориентации временной перспективы на настоящее характерен более слабый самоконтроль и вероятность прокрастинации и развития интернет-зависимости, в то время как ориентация на будущее способствует более сильному самоконтролю и снижению риска прокрасти-нации и интернет-зависимости [9], что особенно важно для студентов.

Выделяют факторы, обеспечивающие учебную успеваемость студентов и являющиеся составляющими учебно-профессиональной мотивации:

1. Вспомогательные: материальное положение, особенности здоровья, возраст, семейное положение, уровень довузовской подготовки.

2. Процесс учебной деятельности: владение навыками самоорганизации, планирования и контроля своей деятельности, организация учебного процесса в вузе, индивидуальные психологические особенности студентов [10].

Академическая успеваемость, осознание будущей цели непосредственно связаны с формированием профессиональной идентичности [11]. На успешность обучения непосредственно оказывает влияние такая психологическая характеристика как идентичность. В период студенчества профессиональная идентичность играет важную и значимую роль. Как показывают исследования, более успешными в учебной деятельности выступают студенты, имеющие сформированную профессиональную идентичность. Студенты с неопределенной идентичностью сильнее выгорают и теряют интерес к учебной деятельности [12]. Временная перспектива тесно взаимосвязана с профессиональным самоопределением и выбором жизненного пути [13]. Как известно, временная перспектива связана с формированием профессиональной идентичности, поэтому представляет интерес изучение динамики временной перспективы у студентов на начальном этапе формирования профессиональной идентичности.

Цель исследования: изучить динамику временной перспективы и ее взаимосвязь с академической успеваемостью в юношеском возрасте.

МЕТОДОЛОГИЯ

В эмпирическом исследовании приняли участие студенты Новосибирского государственного медицинского университета, обучающиеся по специальности «клиническая психология». Обследовано в динамике (исходно и через 1 год) 59 студентов, возраст 18-22 года, из них: мужского пола - 16, женского пола - 43.

Методики исследования: опросник временной перспективы Ф. Зимбардо в адаптации А. Сырцовой, Е.Т. Соколовой, О.В. Митиной ^ТР1) [14].

Статистическая обработка проводилась с помощью программы Statistica 10.0 для персональных компьютеров. При исследовании динамики показателей временной перспективы по методике Ф. Зимбардо использовался непараметрический критерий Вилкоксона . С целью выявления достоверности различий был использован Ц-критерий Манна-Уитни._

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

При исследовании динамики показателей временной перспективы по методике Ф. Зимбардо с использованием непараметрического критерия Вилкоксона получены следующие результаты, представленные на рисунке 1.

4 3.5 3 2.5 2 1.5 1 о.5 о

НП* ГН Б ПП ФН

—Исходно 2,8 3.3 3.4 3.4 2.5

—Через год 2,9 3.4 3.5 3.4 2.5

Рисунок 1. - Сравнительный анализ показателей временной перспективы у студентов исходно и через 1

год по методике Ф.Зимбардо, средние значения

Прим.: * - уровень значимости р<0,05, НП - негативное прошлое, ГН - гедонистическое настоящее, Б -будущее, ПП - позитивное прошлое, ФН - фаталистическое настоящее.

Установлено, что показатели негативного прошлого у студентов стали выше исходных (2,9±0,7 по сравнению с 2,8±0,6; р<0,05, Т=550,5). Значимых различий по другим шкалам не выявлено. Так увеличение показателей негативного прошлого может свидетельствовать о прохождении кризисного периода и пересмотра отношения к своему жизненного пути. В исследовании зарубежных авторов показано, что наличие трудностей в средней школе при выборе дальнейшего места обучения или работы может способствовать более выраженной негативной временной перспективе [8]. В процессе профессионального становления можно предположить студенты столкнулись с пересмотром своего отношения к выбранной профессии, в связи с чем и повысились показатели негативного прошлого. Как показывают исследования, показатель негативного прошлого входит в структуру обедненной временной перспективы, которая тесно связана с восприятием себя отвергнутым, вне жизни и характеризуется отказом от целеполагания [15]. Ориентация временной перспективы на негативное прошлое затрудняет формирование осмысленности жизни и снижает способность к произвольной регуляции поведения, фиксирует студентов на зависимости от трудных жизненных ситуаций [16]. Полученные данные указывают на необходимость психосоциального-сопровожде-ния обучающихся на каждом курсе обучения.

При изучении динамики временной перспективы представлялось важным исследовать дополнительные факторы, влияющие на ее восприятие у студентов, в том числе факторы, связанные с успеваемостью.

При выполнении анализа данных выделены две подгруппы студентов:

1) успевающие студенты (имеющие оценки «хорошо», «отлично», «удовлетворительно» в период промежуточной аттестации и не имеющие неудовлетворительных оценок) - 39 (66,1%) человек;

2) неуспевающие студенты (имеющие неудовлетворительные оценки в период промежуточной аттестации - 20 (33,9%) человек.

В структуре выделенных групп среди успевающих преобладали лица женского пола (87,2%), среди неуспевающих - мужского (55%).

Нами была изучена динамика временной перспективы в группах успевающих и не успевающих студентов. Значимые различия представлены на рисунке 2.

Так нами были получены данные, что в группе успевающих не выявлено значимых различий по всем параметрам временной перспективы, включая негативное

378

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2020. Т. 9. № 1(30)

психологические науки

Пономаренко Ирина Владимировна, Курусь Ирина Александровна ДИНАМИКА ВРЕМЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ И ЕЕ ВЗАИМОСВЯЗЬ ...

прошлое (р>0,05 по критерию Вилкоксона). В структуре средних значений наиболее высокие значения наблюдались по показателям будущего (3,7±0,55), наиболее низкие значения наблюдались по шкале фаталистического настоящего (2,5±0,6). Показатели негативного прошлого находились на умеренном уровне и составили 2,8±0,69.

□ НП1 ■ НП2

успевающие

неуспевающие

ляют для себя ведущие задачи, а в юношеском возрасте одной из ведущих выступает учебно-профессиональное самоопределение.

Ш -1

Рисунок 2. - Динамика показателя «негативного прошлого» у успевающих и неуспевающих студентов (методика Зимбардо) в динамике, средние значения

Прим.: НП1 - временная перспектива «Негативное прошлое», первое измерение; НП2 - временная перспектива «Негативное прошлое», второе измерение; в группе неуспевающих указаны значимые различия (р<0,05)

В группе неуспевающих студентов выявлены значимые различия по уровню негативного прошлого: показатель возрастает с 2,6±0,59 до 3,0±0,7 (р<0,05). По остальным показателям в динамике не выявлено значимых различий. Можно предположить, что полученные данные связаны со спецификой группы. Исходно негативный опыт, доминирующий в прошлом, влияет на мотивационную направленность студентов и их успеваемость. Такие студенты могут испытывать трудности при построении целей своего жизненного пути, в связи с чем успешность обучения теряет свое актуальное значение. Студенты сосредотачиваются на негативном прошлом опыте, переживают его, заново осмысливают, в результате чего снижается мотивация достижения успеха. Возможно негативные переживания, накапливаемые в период обучения, также усугубляют восприятие прошлого. В исследованиях показано, что показатели негативного прошлого взаимосвязаны с переживанием кризисов в процессе учебной деятельности [6].

Студенты с несформированной идентичностью могут терять интерес к учебе и демонстрируют более высокие показатели эмоционального выгорания. Ориентация студентов на будущее можно предполагать будет способствовать повышению академической успеваемости и полученные данные могут быть использованы в работе центров психосоциального сопровождения обучающихся.

Также выполнен сравнительный анализ параметров временной перспективы в двух подгруппах между собой (критерий Манна-Уитни), что представлено на рисунке 3.

Установлено, что показатели будущего значимо выше в группе успевающих студентов (3,7±0,55) по сравнению с неуспевающими (3,2±0,39), (и=184,0 при р<0,05). Можно предположить, что успевающие студенты больше направлены в будущее, имеют четко видимую цель перед собой и осознают, для чего им необходимо обучение. Ориентация на будущее в целом способствует большим показателям самоконтроля и поэтому студенты с такой направленности временной перспективы демонстрируют большую успешность в любых видах деятельности. Такие студенты обладают навыками планирования, целеполагания и четко опреде-

Рисунок 3. - Сравнительный анализ показателей временной перспективы у неуспевающих и успевающих студентов, средние значения

Прим.: * - уровень значимости р<0,05, НП - негативное прошлое, ГН - гедонистическое настоящее, Б -будущее, ПП - позитивное прошлое, ФН - фаталистическое настоящее

По некоторым данным, в большинстве своем студенты ориентированы на настоящее, но по мере обучения и взросления должен происходить сдвиг в сторону будущего, в том числе планирования будущей работы и семьи. Лица с оптимальной временной перспективой ориентированы на будущее, характеризуются свободой выбора, удовлетворенностью от самореализации, способны ставить цели и воплощать их в жизнь [15]. Исследования показывают, что нормальный уровень интеллекта и мотивации являются лишь одними из факторов, влияющих на успешность обучения в вузе. Важным фактором выступает представленность образа будущего в картине жизненного пути студента. Именно эта представленность является залогом самостоятельности студента, способствует организации учебной деятельности и адекватному выстраиванию и планированию своего распорядка дня [17]. В целом в процессе обучения студентов отмечается формирование временной перспективы будущего и связанных с ней навыков планирования и целеполагания [18]. Продуктивное обучение в высшем учебном заведении невозможно без развитой временной перспективы. Развитая временная компетентность способствует освоению большого количества учебной информации [19]. Студенты с ориентацией временной перспективы на будущее демонстрируют большую включенность в учебно-образовательный процесс, характеризуются меньшим количеством пропусков учебных занятий [20].

Полученные данные позволяют отметить, что изменение динамики временной перспективы в направлении будущего является положительным признаком для формирования профессиональной идентичности и повышения учебной успеваемости студентов.

ВЫВОДЫ:

1.При исследовании усредненного профиля временной перспективы у студентов в динамике через год установлено увеличение показателей негативного прошлого (р<0,05)

2. При сравнении показателей временной перспективы в зависимости от успеваемости установлено, что показатели негативного прошлого возрастают в течение года в группе неуспевающих студентов (р<0,05) в отличие от группы успевающих.

3. Показатели будущего значимо выше в группе успевающих студентов по сравнению с неуспевающими, как в исходных данных, так и через год (р<0,05).

Полученные в настоящем исследовании результаты могут быть использованы в работах центров по психосоциальному сопровождению обучающихся.

Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9. № 1(30)

379

3,0

3

2,9

2,8

2,7

2,6

2,5

2,4

Ponomarenko Irina Vladimirovna, Kurus Irina Aleksandrovna DYNAMICS OF TIME PERSPECTIVE AND ITS RELATIONSHIP .

psychological science

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Карпова Е.В., Свешникова С.Л. Временная перспектива как базовый конструкт проблемы социально-психологической адаптации личности // Ярославский педагогический вестник.2017. № 4. С.195-201.

2. Braitman A.L., Henson J.M. The impact of time perspective latent profiles on college drinking: a multidimensional approach // Subst Use Misuse. 2015. V. 50 (5). pp.664-673. doi: 10.3109/10826084.2014.998233.

3. Егоренко Т.А. РодинаЕ.М., Роль временной перспективы в профессиональном самоопределении студентов // Электронный журнал «Современная зарубежная психология». 2015. Т. 4. № 4. С. 11-15. doi: 10.17759/jmfp.2015040402.

4. Ковдра А.С. Психологические особенности временной перспективы студентов вуза // Гуманизация образования. 2012. № 2. С.30-35.

5. Worrell F.C., McKay M.T., Andretta J.R. Concurrent validity of Zimbardo Time Perspective Inventory profiles: A secondary analysis of data from the United Kingdom // J Adolesc. 2015. V.42. pp.128-139. doi: 10.1016/j.adolescence.2015.04.006

6. Курусь И.А. Взаимосвязь кризисов, кризисных переживаний и направленности временной перспективы у студентов на начальном этапе обучения в вузе//Образование и наука. 2016. № 2 (131). С. 68-79.

7. Gomes Carvalho R.G., Novo R.F. Personality traits, future time perspective and adaptive behavior in adolescence // Span J Psychol. 2015. V.18, E.19 doi: 10.1017/sjp.2015.20.

8. Tsuzuki M. Examination about the effects of future career choice on time perspective in Japanese high school students // Span J Psychol. 2015. V.18, E.17. doi: 10.1017/sjp. 2015.21

9. Kim J, Hong H, Lee J, Hyun MH. Effects of time perspective and self-control on procrastination and Internet addiction // J Behav Addict. 2017. V.6 (2). pp. 229-236.

10. Губин В.А., Акулов А.О. Взаимосвязь учебно-профессиональной мотивации и успеваемости студентов. //Психопедагогика в правоохранительных органах. — 2017. — № 4(71) — С.40-45

11. Cheng C, Yang L, Chen Y, Zou H, Su Y,, Fan X. Attributions, future time perspective and career maturity in nursing undergraduates: correlational study design // BMC Med Educ. 2016. V.16. P.26 doi: 10.1186/ s12909-016-0552-1.

12. Сарычева Ю.В., Курусь И.А., Пономаренко И.В., Лазюк И.В., Гладких М.А., Абрамова Е.Д. Особенности мотивационной направленности, профессиональной идентичности, эмоционального выгорания в кризисе профессионального становления у студентов 4 курса // Казанский педагогический журнал. 2019. №4.С.132-135.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Недбаева К.М. Взаимосвязь временной перспективы и профессионального самоопределения в юношеском возрасте // Молодой ученый. 2017. №50. С. 349-354. URL https://moluch.ru/archive/184/47212/ (дата обращения: 27.11.2019).

14. Сырцова А. Методика Ф. Зимбардо по временной перспективе / А. Сырцова, Е.Т. Соколова, О.В. Митина // Психологическая диагностика. 2007. № 1. С. 85-106.

15. Попова О.Н. Проблематизация определения сбалансированности временной перспективы личности // Сибирский психологический журнал. 2018. № 69. С.85-99.

16. Карелин А.А., Динамика структуры временной перспективы смысловой сферы личности в подростковом и юношеском возрасте // Известия Саратовского университета. Сер. Философия. Психология. Педагогика. Т.15. В.4. С.84-88.

17. Червинский Ф.Б. Особенности образа будущего у студентов ДВФУ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 1. С. 41-45. URL: http://e-koncept.ru/2016/56009.htm.

18. Белогай К.Н., Морозова И.С.,. Медовикова Е. А., Сахарчук Н. Ю., Тупикина Г. Г. Особенности временной перспективы личности студентов с различным уровнем осознанной саморегуляции на этапах обучения в вузе // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2018. Т.8. № 5. С.57-68.

19. Виноградова Н.И., Леснянская Ж.А. Влияние временной перспективы на профессиональное саморазвитие будущего педагога. Социальная и педагогическая психология Учёные записки ЗабГУ. 2014. № 5. (58). С.117- 122.

20. Проконич О.А. Взаимосвязь характеристик временной перспективы личности студентов вуза со смысловыми аспектами отношения к процессу обучения //Вестник Кемеровского государственного университета. 2014. № 4 (60). Т. 3. С.117-122.

Статья поступила в редакцию 30.11.2019 Статья принята к публикации 27.02.2020

380

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2020. Т. 9. № 1(30)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.