Научная статья на тему 'Взаимосвязь профессиональных представлений и временной перспективы у педагогов разного возраста'

Взаимосвязь профессиональных представлений и временной перспективы у педагогов разного возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
136
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / СУБЪЕКТ ТРУДА / ОБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ВОСПРИЯТИЕ ВРЕМЕНИ / ВРЕМЕННАЯ ПЕРСПЕКТИВА / PROFESSIONAL ACTIVITY / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / PROFESSIONAL IDEAS / SUBJECT OF WORK / OBJECT OF ACTIVITY / PERCEPTION OF TIME / TIME PERSPECTIVE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Желдоченко Людмила Дмитриевна, Мукаева Асет Шахидовна

В статье представлены результаты и выводы эмпирического исследования профессиональных представлений у педагогов. Отмечено, что восприятие времени тесно связано с деятельностью чем точнее восприятие времени у субъекта труда, тем эффективнее его деятельность. Показана взаимосвязь профессиональных представлений и временной перспективы у представителей педагогической профессии. Установлено, что у педагогов разного возраста временные перспективы различаются, а также доказано, что существуют значимые взаимосвязи представлений об объекте профессиональной деятельности и временной перспективой у педагогических работников, имеющих разный возраст.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Correlation of professional perceptions and temporal perspective among teachers of different age

The article presents the results and conclusions of the empirical study of professional ideas of teachers. It is noted that the perception of time is closely related to the activity the more accurate is perception of time in the subject of labor, the more effective are activities. It shows the relationship between the professional representations and time perspective among the members of the teaching profession. It is established that teachers of different ages have different time perspectives, and it is proved that there are significant relationships of the ideas about the object of the professional activity and the time perspective of the teaching staff.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь профессиональных представлений и временной перспективы у педагогов разного возраста»

УДК 159.99

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ВРЕМЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ У ПЕДАГОГОВ РАЗНОГО ВОЗРАСТА

Людмила Дмитриевна Желдоченко, кандидат психологических наук, доцент, Южный федеральный университет (ЮФУ), г. Ростов-на-Дону, Асет Шахидовна Мукаева, кандидат педагогических наук, доцент,

Чеченский государственный педагогический университет (ЧГПУ), г. Грозный

Аннотация

В статье представлены результаты и выводы эмпирического исследования профессиональных представлений у педагогов. Отмечено, что восприятие времени тесно связано с деятельностью - чем точнее восприятие времени у субъекта труда, тем эффективнее его деятельность. Показана взаимосвязь профессиональных представлений и временной перспективы у представителей педагогической профессии. Установлено, что у педагогов разного возраста временные перспективы различаются, а также доказано, что существуют значимые взаимосвязи представлений об объекте профессиональной деятельности и временной перспективой у педагогических работников, имеющих разный возраст.

Ключевые слова: профессиональная деятельность, профессиональное развитие, профессиональные представления, субъект труда, объект деятельности, восприятие времени, временная перспектива.

CORRELATION OF PROFESSIONAL PERCEPTIONS AND TEMPORAL PERSPECTIVE AMONG TEACHERS OF DIFFERENT AGE

Lyudmila Dmitrievna Zheldochenko, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, Southern Federal University, Rostov-on-Don, Aset Shakhidovna Mukaeva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Chechen State Pedagogical University, Grozny

Annotation

The article presents the results and conclusions of the empirical study of professional ideas of teachers. It is noted that the perception of time is closely related to the activity - the more accurate is perception of time in the subject of labor, the more effective are activities. It shows the relationship between the professional representations and time perspective among the members of the teaching profession. It is established that teachers of different ages have different time perspectives, and it is proved that there are significant relationships of the ideas about the object of the professional activity and the time perspective of the teaching staff.

Keywords: professional activity, professional development, professional ideas, subject of work, object of activity, perception of time, time perspective.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования отражена в современных требованиях, предъявляемых к уровню подготовки и профессиональной компетентности педагогических работников. Сегодня в системе образования востребованы педагоги, эффективно реализующие свою профессиональную деятельность, способные к самоактуализации и саморазвитию, мобильные, конкурентоспособные, владеющие современными инновационными педагогическими технологиями, эффективно выстраивающие траекторию своего карьерного роста и управляющие образовательным процессом. Выбор будущей профессии - одна из самых важных и, вместе с тем, сложных задач, стоящих перед человеком. С одной стороны, перед молодым поколением открыты все двери, появляются новые виды деятельности, а в соответствие с этим и новые профессии, с другой - в юном возрасте, достаточно затруднительно взвесить все «за» и «против», адекватно оценить собственный потенциал и профессиональные склонности, сформировать свой профессиональный план.

Время меняет свой ход, начинает бежать все стремительнее и современному человеку необходимо улавливать это и жить, ориентируя свою жизнедеятельность на общий

поток. Одна из актуальных задач современного педагога - «идти в ногу со временем», повышать свою профессиональную компетентность, самосовершенствоваться, стремиться к вершинам профессионального мастерства.

Исследователи отмечают, что существует связь между профессиональной деятельностью и восприятием времени. Важно отметить, что чем точнее восприятие времени у педагогов, способность ставить перспективные цели и задачи, и реализовывать их, опираясь на профессиональный опыт, активно взаимодействовать с участниками образовательного процесса, тем успешнее и эффективнее сама профессиональная деятельность [4].

Всесторонний анализ научной литературы по исследуемой проблеме исследования показал, что феномен профессиональных представлений рассматривается в основном с позиции профессионального самоопределения и формирования профессионального самосознания, результаты исследований представлены в работах З.Ф. Зеера, Е.А. Климова, Н.В. Кузьминой, О.Г. Носкова, Н.С. Пряжникова и др. Особенности профессионального выбора и профессиональной направленности личности отражены в исследованиях Н.Н. Захарова, Т.Т. Власовой, И.А. Сазонова, В.Ф. Сахарова, Н.Н. Чистякова и др. Феномен профессиональных представлений изучается научной школой Е.И. Рогова. Исследования динамики, особенностей и взаимосвязей представлений о профессии представлены в работах М.В. Науменко, И. А. Панкратовой, Е.Е. Роговой, Е.И. Рогова и др. [4, 5, 8]. Сравнительные исследований поколений представлены в научных работах А.В. Толстых, М.И. Постниковой, М.В. Сапоровской. Цикличность поколений представлена в трудах Г. Олпорта, Н. Хоува и У Штраусса. Феномен восприятия времени в разных аспектах изучали: Л.Я. Беленькая, А.К. Болотова, Е.И. Головаха, Ф. Зимбардо, Х. Эренвальд и др. [2, 3, 7]. Однако, исследования, посвященные проблеме профессиональных представлений педагогов, недостаточно представлены на сегодняшний день в научной литературе, в целом, и проблема взаимосвязи изучаемого феномена с временной перспективой, в частности.

Процесс профессионализации охватывает весь период трудовой деятельности человека: первичный выбор профессии осуществляется на этапе оптации, далее уточняется в течение профессионального обучения, затем, в результате профессиональной самореализации, при вхождении и утверждении в профессии, происходит корректировка траектории профессионального пути, субъект труда самосовершенствуется, стремится к вершинам профессионального мастерства. Целостные, адекватные профессиональные представления выступают основой успешного выбора будущей профессии и эффективной профессиональной самореализации, в дальнейшем, способствуют успешности и карьерному росту [4]. Профессиональные представления - это совокупность представлений о специфике профессиональной деятельности, о требованиях, предъявляемых профессией к личности, о собственных индивидуально-личностных особенностях, востребованных или невостребованных в выбранной профессиональной сфере, о перспективах профессионального роста в будущем, о востребованности выбранной профессии на рынке труда [5, 8]. Профессиональные представления динамичны - на разных этапах профессионального становления личности, с приобретением профессионального опыта претерпевают различные изменения, что в свою очередь приводит к корректировке профессионального развития субъекта труда.

По мнению ученых, восприятие времени выступает важным фактором эффективности профессиональной деятельности. Это связывают с тем, что зрелая личность должна рационально использовать свое время на те качественно важные поступки, события и т.д., которые в конечном итоге будут давать плоды для дальнейшего духовного и физического развития этой личности [6]. Точное восприятие времени способствует эффективности деятельности, в том числе и профессиональной. Важным является то, что человек начинает видеть и воспринимать время не как хаотичную совокупность событий и явлений, а как инструмент своей жизни. Ученые отмечают, что время является одним из важнейших человеческих ресурсов и ограничений, а также одним из основных измерений пространства,

в котором живет человек. Интересен тот факт, что восприятие времени у представителей разных поколений различается [1, 3]. Восприятие времени затрагивает все сферы жизнедеятельности человека. опирается на его личный опыт и субъективную оценку приобретенного опыта [2].

МЕТОДИКА

Для подтверждения выдвинутой гипотезы о том, что могут существовать значимые взаимосвязи профессиональных представлений и временной перспективой у педагогов разного возраста, был использован комплекс методов включающий: «Опросник, направленный на изучение представлений об объекте деятельности» (Е.И. Рогова), «Опросник временной перспективы Ф. Зимбардо (2ТР1)». Методы математической и статистической обработки: определение достоверности различий по критерию Краскала-Уоллеса, корреляционный анализ Спирмена.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В нашем исследовании принятии участие педагоги техникума. Общий объем выборки составил 69 респондентов. Стаж работы варьирует от 1 года до 42 лет. Возрастные границы от 20 до 60 лет. На первом этапе в соответствии с задачами нашего исследования было проведено изучение временной перспективы у педагогов техникума с использованием опросника временной перспективы Ф. Зимбардо (2ТР1). Выборку респондентов разделили согласно возрастной периодизации В.И. Слободчиковаи Е.И. Исаева:

- 1 группа (молодость) от 21 года до 28 лет;

- 2 группа (взрослость) от 32 до 42 лет;

- 3 группа (зрелось) от 44 до 60 лет.

Далее, согласно задачам исследования, было проведено изучение представлений об объекте деятельности у педагогов разного возраста с использованием методики Рогова Е.И. Затем, для подтверждения гипотезы о наличии значимых взаимосвязей профессиональных представлений и временной перспективы у педагогов был проведен корреляционный анализ Спирмена.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

На рисунке 1 представлены результаты степени выраженности временных ориента-ций у педагогов разного возраста.

настоящее фаталистическое

прошлое позитивное

будущее

настоящее гедонистическое

негативное прошлое

21,2

1 19,5

22

40,3

30

33,

41,6

1 48,1

1 44,8

25,8

42,9

46,6

21,6

1 27,6

| 24,3

□ 3 группа (зрелость)

□ 2 группа (взрослость)

□ 1 группа (молодость)

0 20 40 60

Рисунок 1 - Выраженность временных ориентаций у педагогов разного возраста (в баллах)

Как показано на рисунке 1, у педагогов разного возраста степень выраженности по всем факторам различная. Так, у испытуемых выборки, характеризуемой определением «молодость» в приоритете «настоящее гедонистическое» (46,6 баллов), можно

предположить, что это связано с тем, что поколению присуще мнение, что жить нужно моментом, сегодня, сейчас. У выборки «взрослость» степень ориентации на будущее ярко выражена (48,1 балл). Это говорит о том, что у педагогов этой группы есть определенные цели и планы на будущее. У респондентов группы «зрелость» наибольшая выраженность по фактору «позитивное прошлое» (42,3 балла), что говорит конструктивном принятии своего прошлого опыта, как детерминирующего его настоящее. На второй позиции по степени выраженности у респондентов группы «молодость» располагаются показатели степени ориентации на будущее (44,8 баллов), т.е. педагогам этой группы свойственно наличие целей и планов на будущее. Далее, по степени выраженности располагаются показатели по фактору «позитивное прошлое» (33,6 балла), затем показатели по фактору восприятия «негативное прошлое» (24,3 балла) и на последней позиции показатели «фаталистического настоящего» (22,0).

Следовательно, можно предположить, что для педагогов группы «молодость» характерно мнение, что жить нужно моментом, сегодня, сейчас. Они умеют ставить цели и планировать свое будущее, опираясь на прошлый конструктивный опыт. Однако, у них некий негативный опят иди так субъективно воспринимаемый ими, который сеет сомнения в возможности самостоятельно управлять своей судьбой.

У педагогов группы «взрослость» на второй позиции располагаются показатели по фактору восприятия «гедонистическое настоящее» (42,9 баллов), далее по степени выраженности - «позитивное прошлое» (30,0 баллов), затем показатели «негативного прошлого» (27,6 баллов) и на последней позиции - «фаталистическое настоящее» (19,5 баллов).

Следовательно, можно предположить, что педагогов группы «взрослость» отличает видение изолированного настоящего, не связанного с прошлым и будущим, однако, им присуще принятие собственного конструктивного прошлого, как детерминирующего сегодняшнее настоящее.

У педагогов группы «зрелость» на второй позиции располагаются показатели по фактору «будущее» (38,6 баллов), затем «гедонистическое настоящее» (25,8 баллов); следом располагаются показатели по фактору «настоящее фаталистическое» (21,6 балла), на последней позиции - «негативное прошлое» (19,4 балла).

Следовательно, можно предположить, что педагогов группы «зрелость» отличает наличие планов на будущее, но при этом настоящее видится изолированным от их прошлого и будущего опыта, настоящее воспринимается ими как изначально предопределённым.

Статистическая обработка полученных данных позволила выявить достоверно значимые различия в показателях по фактору восприятия «гедонистическое настоящее» (Н=98,376, р=0,000) и «позитивное прошлое» (Н=70,516, р=0,000).

Таким образом, доказано, что показатели, полученные в группах педагогов разного возраста статистически достоверно различны по ряду факторов восприятия времени. При этом, ориентируясь на среднегрупповые показатели, можно сказать, что для педагогов группы «молодость» настоящее воспринимается в большей степени оторванным от прошлого и будущего, в отличие от педагогов группы «взрослость» и «зрелость», настоящее видится им, в большей степени, независимым от воли личности, изначально предопределённым, а личность - подчинённым судьбе.

На рисунке 2 представлены результаты исследования представлений объекте деятельности у педагогов разного возраста.

Очевидно, что степень выраженности по всем факторам у педагогов различная. Так, по фактору оценки наименьшая выраженность у педагогов группы «молодость», наибольшая у педагогов группы «взрослость», и самая слабая выраженность у педагогов группы «зрелость». Следовательно, можно предположить, что для педагогов группы «взрослость» характерно уважительное отношение к объекту со стороны субъекта, они склонны принимать объект, осознавать его как носителя позитивных, социально желательных

характеристик.

Фактор чёткости Фактор активности Фактор силы Фактор оценки

□ 3 группа (зрелость)

□ 2 группа (взрослость)

□ 1 группа (молодость)

0 5 10 15 20 25

Рисунок 2 - Степень выраженности представлений об объекте деятельности у педагогов разного возраста

Педагогов группы «молодость» критическое отношение к объекту деятельности. Педагоги группы зрелость воспринимают объект своей деятельности как малоценный.

По фактору силы степень выраженности выше у педагогов группы «взрослость», более низкая у педагогов группы «зрелость», и у педагогов группы «молодость» самая низкая выраженность. Следовательно, можно предположить, что педагоги группы «взрослость» воспринимают объект, как способный в трудной ситуации проявлять уверенность в себе, в отличие от педагогов группы «зрелость» и педагогов группы «молодость», которые представляют объект, как неспособный контролировать ситуацию.

По фактору активности наибольшую степень выраженности показали педагоги группы «молодость» в сравнении с остальными группами педагогов. Можно предположить, что именно педагоги этой группы представляют объект активным, общительным, эмоциональным отзывчивым, импульсивным. Остальные педагоги группы представляют объект деятельности в большей степени пассивным и интровертируемым.

По фактору четкости наибольшую степень выраженности показали педагоги группы «взрослость», далее, по степени выраженности показатели группы «зрелость» и более низкая степень выраженности по данному фактору у педагогов группы «молодость». Следовательно, педагоги группы «взрослость» представляют образ более точным, контрастным, адекватным, в отличие от педагогов остальных групп.

Статистическая обработка данных позволила выявить достоверно значимые различия в показателях по фактору оценки (Н=87,536, р=0,000) и фактору активности (Н=69,457, р=0,000). Далее, согласно задачам исследования, для подтверждения гипотезы о наличии значимых взаимосвязей профессиональных представлений и временной перспективы у педагогов был проведен корреляционный анализ Спирмена.

ВЫВОДЫ

Таким образом, проведенное эмпирическое исследование полностью подтвердило гипотезу и позволило установить значимые взаимосвязи представлений педагогов об объекте деятельности с показателями временной перспективы. Достоверно точно установлено, что у педагогов группы «молодость» представления об объекте деятельности значимо коррелируют с такими показателями временной перспективы, как «позитивное прошлое» и «фаталистическое настоящее». Определено, что с увеличением степени выраженности показателей фактора восприятия фаталистического настоящего, уменьшается степень выраженности показателей по всем факторам представлений об объекте деятельности: силы, активности, четкости и оценки. У педагогов группы «взрослость» представления об объекте деятельности значимо коррелируют с такими показателями временной перспективы, как «фаталистическое настоящее» и «будущее». С увеличением степени выраженности показателей фактора восприятия фаталистического настоящего, уменьшается

степень выраженности показателей по всем факторам представлений об объекте деятельности. У педагогов группы «зрелость» представления об объекте деятельности у педагогов группы «зрелость» значимо коррелируют с такими показателями временной перспективы, как «позитивное прошлое» и «негативное прошлое». Достоверно точно установлено, что с увеличением показателей по фактору восприятия негативного прошлого, показатели по всем факторам представлений об объекте деятельности повышаются.

Анализируя полученные результаты и выводы исследования, можно заключить, что восприятие времени является важной характеристикой, пронизывающей все сферы жизнедеятельности человека, в том числе и профессиональную. В педагогической профессии восприятие времени опирается на личный профессиональный опыт, его субъективную оценку, чем точнее педагог воспринимает время, тем эффективнее его профессиональная деятельность.

ЛИТЕРАТУРА

1. Арестова, О.Н. Операциональные аспекты временной перспективы личности / О.Н. Арестова // Вопросы психологии. - 2000. - № 4. - С. 61-73.

2. Болотова, А.К. Психология организации времени : учебное пособие для студентов вузов / А.К. Болотова. - М. : Аспект Пресс, 2006. - 254 с.

3. Головаха, Е.И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности. - СПб. : Питер, 2009. - 464 с.

4. Желдоченко, Л.Д. Роль профессиональных представлений в формировании траектории профессионального развития / Л.Д. Желдоченко, Е.И. Рогов // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. - 2015. - № 12. - С. 107-112.

5. Желдоченко, Л.Д. Взаимосвязь профессиональных представлений и самоэффективности у подростков // Интернет-журнал «Мир науки». - 2018. - № 6. - Режим доступа : https://mir-nauki.com/issue-6-2018.html (дата обращения: 01.06.2019).

6. Олпорт, Г. Психология становления личности // Избранные труды / Г. Олпорт. - М. : Смысл, 2002. - С. 166-216.

7. Zimbardo, P.G. Putting time in perspective: A valid, reliable individual-differences metric / P.G. Zimbardo, J.N. Boyd // Journal of Personality and Social Psychology. - 1999. - № 77. - P. 1271-1288.

8. Zheldochenko, L. Inadequacy of professional submission as a determining factor of professional deformation of the subject of work / L Zheldochenko // The Second International conference on development of psychological science in Eurasia : collection of works. - Vienna, Austria, 2014. - Р. 16-20.

REFERENCES

1. Arestova, O.N. (2000), "Operational aspects of the temporal perspective of the individual", Questions of psychology, No. 4, рр. 61-73.

2. Bolotova, A.K. (2006), Psychology of time organization. Textbookfor students of Universities, Aspect Press, Moscow.

3. Golovakha E.I. (2009), Life perspective and value orientations of personality, Peter, St. Petersburg.

4. Zheldochenko, L.D. and Rogov, I.E. (2015), "Role of professional considerations in the formulation of a trajectory of professional development", News of southern Federal University. Pedagogical Science, No. 12, рр. 107-112.

5. Zheldochenko, L.D. (2018), "Relationship of professional perceptions and self-efficacy in adolescents", Internet journal World of science "No. 6, available at: https://mir-nauki.com/issue-6-2018.html.

6. Allport, G. (2002), "Psychology of personality", Selected works, Sense, Moscow, pp. 166-216.

7. Zimbardo, P.G. and Boyd, J.N. (1999), "Putting time in perspective: A valid, reliable individual-differences metric", Journal of Personality and Social Psychology, No. 77, pp. 1271-1288.

8. Zheldochenko, LD (2014), "Inadequacy of professional submission as a determining factor of professional deformation of the subject of work", The Second International conference on development of psychological science in Eurasia: collection works, Vienna, Austria, pp. 16-20.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Контактная информация: ludmilakateryna@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 21.06.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.