Интернет-журнал «Мир науки» / World of Science. Pedagogy and psychology https://mir-nauki.com
2018, №6, Том 6 / 2018, No 6, Vol 6 https ://mir-nauki. co m/issue-6-2018.html
URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/102PSMN618.pdf
Статья поступила в редакцию 12.12.2018; опубликована 08.02.2019
Ссылка для цитирования этой статьи:
Желдоченко Л. Д. Взаимосвязь профессиональных представлений и самоэффективности у подростков // Интернет-журнал «Мир науки», 2018 №6, https://mir-nauki.com/PDF/102PSMN618.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Zheldochenko L.D. (2018). The relationship between professional ideas and self-efficacy in adolescents. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 6(6). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/102PSMN618.pdf (in Russian)
УДК 159.9
Желдоченко Людмила Дмитриевна
ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет» Академия психологии и педагогики, Ростов-на-Дону, Россия
Доцент
Кандидат психологических наук E-mail: [email protected]
Взаимосвязь профессиональных представлений и самоэффективности у подростков
Аннотация. В статье представлены результаты эмпирического исследования профессиональных представлений у подростков. Рассмотрена проблема формирования адекватных представлений о будущей профессии на этапе оптации. Проведен теоретический анализ научной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. Показаны факторы, способствующие формированию четких и полных профессиональных представлений в подростковом возрасте. Отмечено, что эффективность профессионального самоопределения зависит от того, насколько будущий субъект труда осведомлен о своих способностях, о требованиях, предъявляемых к личности будущей профессией, о специфике выбранного профессионального направления. Эмпирическим путем установлено, что у подростков с разной самоэффективностью, сформированность представлений о будущей профессии различается. Показано, что подростков с высокой самоэффективностью отличают более четкие, полные и адекватные профессиональные представления, в сравнении с низкоэффективными подростками, у которых представления о будущей профессии расплывчатые, мозаичные, фрагментарные. Достоверно точно установлено, что существую значимые взаимосвязи представлений об объекте будущей деятельности и самоэффективности у подростков. Результаты и выводы, представленные в статье, могут быть полезны в работе практикующих психологов и педагогов в профориентационной работе с подростками на этапе профессионального самоопределения.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение; профессиональные представления; оптация; профессиональный выбор; профессиональная ориентация; самоэффективность; профориентационная работа
Актуальность представленного исследования обусловлена тем, что представления подростков о будущей профессии выступают основой профессионального самоопределения и
https://mir-nauki.com
оказывают существенное влияние на выбор профессионального пути и построения траектории карьеры в будущем. Осознанный профессиональный выбор способствует успешной самореализации саморазвитию личности, как в профессиональной сфере, так и в жизни, в целом. Вместе с тем, на сегодняшний день в науке широко представлены исследования профессионального самоопределения, саморазвития личности в профессии, однако, исследования, посвященные формированию и развитию профессиональных представлений недостаточно глубоко проработаны в целом, а также, недостаточно представлены исследования, посвященные изучению факторов, детерминирующих формирование представлений подростков о будущей профессии, в том числе и взаимосвязи профессиональных представлений с самоэффективностью на этапе оптации у подростков.
Проблему профессионального самоопределения изучали как отечественные, так и зарубежные исследователи. Так, Е.Ю. Пряжникова отмечает, что «сущностью профессионального самоопределения является самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выполняемой работы и всей жизнедеятельности» [8, с. 46]. Е.А. Климов в своих исследованиях пришел к выводу о том, что если в подростковом возрасте процесс самоопределения образует основу развития личности, то формирование профессиональной направленности составляет основное содержание самоопределения. Ученый выделяет два уровня профессионального самоопределения: гностический, включающий перестройку сознания и самосознания и практический, как реальное изменение социального статуса человека [4, с. 42]. Согласно Л.М. Митиной, на развитие личности оказывает существенное влияние выбор будущей профессии и подготовка к будущей профессиональной деятельности. Наряду с этим, автор отмечает, что непосредственно сам этот выбор и развитие той или иной профессиональной деятельности определяют стратегию развития личности [7, с. 28]. Б.Ф. Ломов указывает на сложный амбивалентный характер профессиональных представлений: с одной стороны, они социальны, так как являются исторически обусловленными, а с другой -индивидуальны, потому что имеют свойство отражать опыт и индивидуальность каждого конкретного субъекта [6].
Феномен профессиональных представлений рассматривается учеными как сложный и многоаспектный. По мнению О.А. Конопкина, профессиональные представления включают: «принятую субъектом цель деятельности; критерии успешности деятельности; программу исполнительских действий; субъективную модель значимых условий деятельности; информацию о реально достигнутых результатах; решения о коррекциях системы деятельности» [5, с. 234]. Авторская позиция в данном исследовании базируется на понимании феномена профессиональных представлений, как трехкомпонентной структуры, которая включает в себя: представление о профессии и личности профессионала; представление о себе как о будущем профессионале и представление о возможном профессиональном будущем [2]. Сформированные, четкие, полные и адекватные профессиональные представления способствуют осмысленному выбору будущей профессии и успешной профессиональной самореализации в дальнейшем. Ученые отмечают, что осознанный профессиональный выбор повышает учебно-профессиональную мотивацию и целенаправленное стремление овладеть профессиональными знаниями и навыками [1].
В связи с профессиональным самоопределением и самореализацией в профессиональной деятельности ученые рассматривают самоэффективность, как сочетание представлений человека о своих возможностях и способностях быть продуктивным при осуществлении предстоящих деятельности, общении и его уверенность в том, что он сумеет реализовать себя в них и достичь ожидаемого объективного и субъективного эффекта.
Согласно теории А. Бандуры, самооэффективность выступает детерминантой мотивации деятельности и оказывает непосредственное влияние на формы и стратегии
поведения человека, расширяя тем самым или ограничивая возможности выбора вида деятельности, а также усилия, которые ему необходимо будет приложить для преодоления препятствий [9, 10]. В исследованиях К.М. Гайдар самоэффективность представляется как совокупность представлений человека о собственном потенциале, о своих возможностях и способностях быть продуктивным при осуществлении предстоящих деятельности, общении и его уверенность в том, что он сумеет реализовать себя в них и достичь ожидаемого объективного и субъективного эффекта [3].
В связи с вышеизложенным, было высказано предположение о возможном существовании взаимосвязи профессиональных представлений и самоэффективности, сформулирована гипотеза. Респондентами выступили 95 подростков в возрасте от 16 до 18 лет, обучающихся в «Центре детского технического творчества». Для подтверждения гипотезы о том, что существуют значимые взаимосвязи представлений об объекте будущей деятельности и самоэффективности у подростков, был использован комплекс методов, включающий методику Маддукса и Шеера «Диагностика самоэффективности», «Опросник, направленный на изучение представлений об объекте деятельности» (Е.И. Рогова). Методы математической и статистической обработки, представление полученных данных: описательная статистика, определение достоверности различий: H-критерий Краскела - Уоллиса, корреляционный анализ Спирмена.
Эмпирическое исследование включает несколько логически обоснованных этапов. В соответствии с поставленными задачами, на первом этапе было проведено изучение самоэффективности подростков с помощью методики Маддукса и Шеера. Результаты представлены на рисунке 1.
низкии уровень само эффективно сти
среднии уровень самоэффективности
высокии уровень самоэффективности
0,00%
10,00% 20,00% 30,00% 40,00% 50,00%
Рисунок 1. Среднегрупповые показатели уровня самоэффективности у подростков в % (составлено автором)
Как показано на рисунке 1, большая часть подростков (45,3 %) показали средний уровень самоэффективности, около трети подростков показали низкий уровень самоэффективности (29,4 %), и только у четвертой части испытуемых выявлен высокий уровень самоэффективности (25,3 %). Анализируя полученные результаты, можно сделать вывод о том, что большая часть подростков в определенной степени имеет представления о своих способностях и возможностях, оценивает свой потенциал, как основу для достижения и реализации поставленных целей в деятельности и общении.
Далее подростки были распределены по трем группам по 24 респондента с разным уровнем самоэффективности: высокий, средний и низкий соответственно. В каждой группе была проведена диагностика по опроснику Е.И. Рогова, результаты представлены на рисунке 2.
Четкость образа Активность образа Сила образа Оценка образа
низкии средний I высокий
0 5 10 15 20 25 30
Рисунок 2. Показатели выраженности представлений об объекте деятельности у подростков со разным уровнем самоэффективности в баллах (составлено автором)
Как показано на рисунке 2, у подростков с разным уровнем самоэффективности показатели степени выраженности по каждому фактору представлений об объекте деятельности различные. Так, высокая степень выраженности по фактору «оценка образа» (24 балла) у подростков с высоким уровнем самоэффективности, несколько меньшую выраженность можно отметить у подростков со среднем уровнем самоэффективности (21 балл) и наименьшую степень выраженности показали подростки с низкой самоэффективностью (20 баллов). Можно заметить, что показатели степени выраженности по фактору «оценка образа» примерно одинаковые. Следовательно, можно предположить, что для подростков с разной самоэффективностью характерно принятие выбранной профессии, осознании ее объекта как носителя позитивных, социально желательных показателей, в целом. Кроме того, можно отметить определенную степень удовлетворенность выбором будущей профессии у испытуемых всех групп.
По фактору «сила образа» наибольшая выраженность (21 балл) у подростков с высоким уровнем самоэффективности, значительно меньший показатель по данному фактору (14 баллов) у подростков со средним уровнем самоэффективности и наиболее низкий (10 баллов) у подростков с низким уровнем самоэффективности. Следовательно, можно сделать вывод о том, что подростки с высоким уровнем самоэффективности представляют образ объекта деятельности как уверенного в себе, независимого от мнения окружающих и рассчитываюего на себя, собственные силы в трудных ситуациях, в отличие от подростков с низким и средним уровнем самоэффективности, которые образ объекта представляют как имеющий недостаточный уровень самоконтроля и неспособный добиваться желаемого.
По фактору «активность образа» наибольшая выраженность (20 баллов) у подростков с высоким уровнем самоэффективности, меньшая выраженность (15 баллов) у подростков со средним уровнем самоэффективности и самый низкий показатель (7 баллов) у подростков с низким уровнем самоэффективности. Следовательно, можно высказать предположение о том, что для подростков с высоким и средним уровнем самоэффективности характерны представления об объекте будущей деятельности как о достаточно активном, коммуникабельном, эмоционально отзывчивом, в отличие от подростков с низким уровнем самоэффективности, которые склонны представлять образ объекта будущей деятельности как пассивный, замкнутый, эмоционально сдержанный.
По фактору «четкость образа» преобладающая степень выраженности у подростков с высоким уровнем самоэффективности (19 баллов), значительно меньше выраженность у подростков со средним и низким уровнем самоэффективности (8 и 11 баллов соответственно).
Следовательно, можно предположить, что подростки с высоким уровнем самоэффективности представляют образ объекта будущей деятельности адекватно, четко, ярко. Подростков с низким и средним уровнем самоэффективности отличает недостаточная чёткость, яркость, контрастность образа объекта, представления о своей работе у них мозаичные и фрагментарные.
Для подтверждения достоверности предположений был использован критерий Краскала-Уоллиса. Достоверно точно установлено, что существуют значимые различия по факторам «активности образа» (Н = 70,348, р = 0,000), фактору «четкость образа» (Н = 68,736, р = 0,000) и «сила образа» (Н = 82,542, р = 0,000).
Далее, согласно задачам исследования, для подтверждения гипотезы о том, что существуют значимые взаимосвязи представлений об объекте будущей деятельности и самоэффективности у подростков, был проведен корреляционный анализ Спирмена. Результаты представлены на рисунке 3.
Условные обозначения: * - уровень значимости; 0,05, ** - уровень значимости 0,01
Рисунок 3. Корреляционные плеяды (составлено автором)
Как показано на Рисунке 3, фактор активности, силы, оценки и четкости значимо коррелирует с высоким уровнем самоэффективности. Важно отметить, что с увеличением показателей самоэффективности, увеличивается степень выраженности показателей по всем факторам представлений об объекте деятельности. Следовательно, можно заключить, что чем выше самооценка и осознание своего потенциала, а также способность использовать его для достижения поставленных целей, тем более четкие, яркие, полные и адекватные представления у подростков об объекте будущей деятельности, о своих способностях и возможностях в профессиональной самоопределении и самореализации.
Таким образом, подтверждена гипотеза о том, что существуют значимые взаимосвязи профессиональных представлений и самоэффективности у подростков полностью подтвердилась.
Выводы и результаты исследования могут быть полезны педагогам-психологам, психологам, педагогам и другим специалистам в области профориентационной работы, а также при осуществлении психолого-педагогического сопровождения процесса профессионального развития.
Перспективы дальнейшего исследования актуальны в направлении изучения проблемы формирования целостных адекватных представлений о будущей профессии через повышение самоэффективности подростков.
ЛИТЕРАТУРА
1. Желдоченко Л.Д. Профессиональные представления как детерминанта учебной мотивации студентов вуза / Интернет-журнал «Мир науки» / 2016, Том 4, № 6 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://mirnauki.com/PDF/61PDMN616.
2. Желдоченко Л.Д., Рогов Е.И. // Роль профессиональных представлений в формировании траектории профессионального развития / Известия Южного федерального университета. Педагогические науки / Изд. ЮФУ. - Ростов н/Д. -2015. - №12.
3. Гайдар К.М. Новые противоречия и проблемы в системе подготовки профессиональных психологов [Текст] / К.М. Гайдар // Психология - XXI век. Роль и место психолога в современном образовательном пространстве / науч. ред. К.М. Гайдар. - Воронеж: ВГУ - 2007. с. 4-14.
4. Климов Е.А. Как выбирать профессию? [Текст] / Е.А. Климов / Учебное пособие. Москва: Академия - 2009 г. с. 246.
5. Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. [Текст] / О.А. Конопкин - М.: 1980. 384 с.
6. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии [Текст] / Б.Ф. Ломов - М.: Наука, 1984. 444 с.
7. Митина Л.М. Психология личностно-профессионального развития субъектов образования [Текст] / Л.М. Митина / Издательство «Нестор-История», 2014. 377 с.
8. Пряжникова Е.Ю. Психология труда: теория и практика [Текст] / Е.Ю. Пряжников - М.: Изд-во «Юрайт», 2012. 520 с.
9. Bandura A. Organizational applications of social cognitive theory. [Текст] / А. Bandura. Australian Journal of Management, 13 (2):1988. 275-302.
10. Bandura, A. Self-efficacy: The exercise of control. [Текст] / А. Bandura. New York: Henry Colt & co. 1997. 148 с.
Zheldochenko Lyudmila Dmitrievna
Southern federal university Academy of psychology and pedagogy, Rostov-on-Don, Russia
E-mail: [email protected]
The relationship between professional ideas and self-efficacy in adolescents
Abstract. The article presents the results of empirical research of professional ideas in adolescents. The problem of formation of adequate ideas about the future profession at the stage of option is considered. The theoretical analysis of scientific psychological and pedagogical literature on the problem of research is carried out. The factors contributing to the formation of clear and complete professional ideas in adolescence are shown. It is noted that the effectiveness of professional self-determination depends on how the future subject of labor is aware of their abilities, the requirements for the individual future profession, the specifics of the chosen professional direction. Empirically found that adolescents with different self-efficacy, the formation of ideas about the future profession is different. It is shown that adolescents with high self-efficacy are distinguished by more clear, complete and adequate professional ideas, in comparison with low-effective adolescents, whose ideas about the future profession are vague, mosaic, fragmentary. It is reliably established that there are significant relationships of ideas about the object of future activity and self-efficacy in adolescents. The results and conclusions presented in the article can be useful in the work of practicing psychologists and teachers in career guidance work with adolescents at the stage of professional self-determination.
Keywords: professional self-determination; professional ideas; option; professional choice; professional orientation; self-efficacy; career guidance