Научная статья на тему 'Временная организация в художественном дискурсе'

Временная организация в художественном дискурсе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
191
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ДИСКУРС / КАТЕГОРИЯ ВРЕМЕНИ / ТЕМПОРАЛЬНАЯ КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ / КОГНИТИВНЫЕ МОДЕЛИ ВРЕМЕНИ / LITERARY DISCOURSE / TIME CATEGORY / TEMPORAL CONCEPTUALIZATION / COGNITIVE TIME MODELS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Двинина Светлана Юрьевна

В статье рассматриваются особенности художественного исторического дискурса постмодернизма. Приводятся различия в восприятии времени в разные эпохи, обсуждается взаимосвязь времени и движения, исследуется влияние пространственной ориентации на репрезентацию категории времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Time Organization in Literary Discourse

The article dwells on peculiarities of postmodern historical literary discourse. The diversity of time perception in different periods is defined. The relation between time and motion is discussed. The influence of space orientation on the time category representation is studied. An attempt to analyze time organization of the contemporary English novel is undertaken.

Текст научной работы на тему «Временная организация в художественном дискурсе»

Временная организация в художественном дискурсе

137

15.Солдатский песенник Михаила Андреевича Круглова // Налепин, А. Л. Два века русского фольклора: Опыт и сравнительное освещение подходов в фольклористике Росии, Великобритации и США в Х1Х-ХХ столетиях. М., 2009. С. 429-454.

16.Эмер, Ю. А. Концепт «война» в современном песенном фольклоре: когнитивно-дискурсивный анализ // Вестн. Томск. гос. ун-та. 2012. Сер. Филология. № 4 (20). С. 58-67.

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 37 (328). Филология. Искусствоведение. Вып. 86. С. 137-139.

С. Ю. Двинина

ВРЕМЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ДИСКУРСЕ

В статье рассматриваются особенности художественного исторического дискурса постмодернизма. Приводятся различия в восприятии времени в разные эпохи, обсуждается взаимосвязь времени и движения, исследуется влияние пространственной ориентации на репрезентацию категории времени.

Ключевые слова: художественный дискурс, категория времени, темпоральная концептуализация, когнитивные модели времени.

Со второй половины XX века историческое знание начинает подвергаться критике: осознание того, что история может ошибаться, порождает в искусстве как интерес к «частной» истории, так и создание альтернативной истории, криптоистории. Правдивость и ложность исторического прошлого теперь не являются критерием оценки, а художественное произведение считается единством, напоминающим фразеологизм [1. С. 51].

Писатели постмодернизма пытаются осмыслить, как «настоящее» превращается в «прошлое», то есть в историю. Проблема времени становится одной из основных тем исследования. Вводится идея «вечного настоящего», когда «прошлое, настоящее и будущее сосуществуют в едином временном акте» [1. С. 62]. Другими словами, нет преемственности эпох, нет поступательного движения времени, есть только всеобъемлющее время как часть непрерывного пространственно-временного континуума. Широкое распространение получает идея о существовании бесконечного количества потенций в каждой точке исторического процесса: «настоящее» неотделимо от «прошлого», реализация определенного события приводит именно к этой реальности, а не к какой-то другой, существующей в потенции.

На протяжении всей истории человечества разными народами время воспринималось по-разному: в нем видели и бесформенную, вечную субстанцию, и циклическую последовательность. Лишь позднее в сознании людей течение времени приобрело линейные черты, а затем и векторное направление [3. С. 105]. Современные исследования указывают на циклично-линейное восприятие времени как в русском, так и в английском языках [4].

Революцией в понимании времени стала теория относительности А. Эйнштейна, где время неразрывно связано с пространством. Специальная теория относительности говорит о возможности единого времени только в данной инерциальной системе отсчета, где все свободные тела движутся прямолинейно и равномерно. Значит, в разных «мирах», с разными системами отсчета, время будет течь по-разному. Общая теория относительности постулирует кривизну пространства-времени с присутствующей в нем инородной материей, другими словами, если отдельный «мир» испытывает влияние другого «мира», то пространство-время в нем искривится.

Данная теория находит свое воплощение и в литературе. Точка зрения, что время, как и пространство, не ждет своей очереди, чтобы «произойти», а находится здесь, рядом, поблизости,

138

С. Ю. Двинина

и «происходит» одновременно со всеми событиями во Вселенной, становится в умелых руках постмодернистов как ярким художественным приемом, так и философским воззрением. Например, в романе П. Акройда «Хоксмур» прошлое, начало XVIII века, и настоящее, конец XX века, сосуществуют одновременно: как единое с двумя реальностями, как свет и тень, - разные, но неделимые.

Образы света и тени, центральные в романе «Хоксмур», раскрывают свою сущность только при наличии определенных условий - зданий, являющихся творением архитекторов, кем и является главный герой Дайер. Следовательно, рассматривать временную организацию без учета окружающего пространства просто невозможно. Но связь времени и пространства весьма сложна. С феноменологической точки зрения, время является внутренним физиологическим опытом человека, хотя практически и не осознается. Однако с точки зрения концептуальной метафоры, это лишь абстрактная идея, которая выводится из наблюдений.

Источниками для темпоральных метафор часто служат пространство и движение: три измерения пространства и возможность передвижения в нем являются более продуктивными и выразительными, чем одна временная ось. К тому же даже простая интеграция пространства, движения и времени дает потрясающий эффект. Так, в примере «The church changed its shape as he came closer to it» наличие движения («changed», «came closer»), также свидетельствующего о ходе времени, изменяет перспективу - восприятие пространства: «<...> it ceased to be one large building and became a number of separate places - some warm, some cold or damp, and some in perpetual shadow» [5. С. 16], где завершение - «perpetual shadow» - особенно существенно, поскольку для архитектора Дайера нет ничего важнее тени, а тень, возведенная в вечность, для него наилучшее достижение.

Время - это концептуальная область-мишень, «заимствующая» структуру области-источника. При этом часто заключают, что вначале появилось понятие пространства, а лишь затем - времени. Пространство может являться не только источником для метафор времени, но и добавлять оттенки. Так, в предложении «All that Night I wandred in the open Fields, sometimes giving vent to my Passions in loud singing and sometimes sunk into the most frightful Reflections: for in what a Box was I?» [5. С. 8] созвучие «all that Night» и «in the open Fields» создают мир

бесконечно длящихся времени и пространства, а внезапное окончание «box» ограничивает как просторы местности, так и времени.

Следует отметить, что некоторые культуры связывают время с вертикальным измерением, однако восприятие времени в горизонтальном измерении более распространено, основой при этом являются корпореальные отношения «перед-зад» [4], реализацию которых можно наблюдать в следующих примерах: «Generally after work he left quickly.» [5. С. 41], «<...> then realised that he had put on his dark overcoat before leaving» [5. С. 43], «<...> each age has lost its forefathers<...>» [5. С. 124], «It had grown colder when he left the house the next morning» [5. С. 124].

Важным является и вопрос направленности времени. Так, время можно рассматривать не как ассиметричную «стрелу», а как симметричную [6. С. 245]: время становится обратимым, где настоящее может влиять на прошлое, или же настоящее может быть известно, а прошлое оказаться «ненаписанным»: «Hawksmoor stared at the page, trying to imagine the past which these words represented, but he saw nothing in front of him except darkness» [5. С. 125].

Восприятие времени тесно связано с понятием движения, которое в нашей жизни играет существенную роль: оно вездесуще. Как отмечает В. Эванс, наш зрительный аппарат воспринимает мир как «текущее прошлое», причем темпоральные концепты, связанные с траекторией движения, так же, как и эта траектория, могут быть изогнуты, а не простираться вдоль прямой линии [6. С. 202]. Движение может быть «приписано» как какому-то событию (event), так и субъекту (Ego), что отражается в когнитивных моделях времени «комплексное движущееся время» (Complex Moving Time) и «комплексное движущееся Эго» (Complex Moving Ego) соответственно [6]. Например, в примере «And the time came when Nicholas Dyer, architect, began to construct a model of the first church» [5. С. 1] первая часть предложения воплощает в себе модель «движущегося времени», а вторая часть - модель «движущегося Эго».

Над проблемой движения размышляет Л. Талми [7]. Он выделяет фиктивное движение (fictive motion), когда какое-либо движение «приписывается» физическим объектам, которые в действительности неподвижны. Л. Тал-ми осуществляет классификацию лингвистических проявлений фиктивного движения и осо-

Языковая личность В. Муратовского в аспекте поэтики литературы

139

бо выделяет эманацию (emanation), сущность которой - в появлении чего-то неосязаемого из объекта. При этом источник эманации определяется согласно активно-определяющему принципу (active-determinative principle): объект, проявляющий большую активность, считается источником движения. Данный принцип, согласно Л. Талми, является следствием нашей концептуализации деятельности: способность людей оказывать влияние на другие объекты проецируется и на неподвижные сущности. Эманацию, несущую в себе признаки поступательного движения времени, хотя иногда и с яркими вспышками, мы наблюдаем в следующем примере: «<...> there is only his heavy breathing as he bends over his papers and the noise of the fire which suddenly flares up and throws deep shadows across the room» [5. С. 1], где огонь является активным деятелем, а потому и «отбрасывает» тени, тем самым создавая пространственно-временную атмосферу.

Итак, нами рассмотрены основные характерные признаки времени. Однако другие признаки, основанные на метафорическом восприятии времени, о которых также говорит Т. К. Елизова, а именно: время есть сущность, которую можно чувствовать, видеть, ценить, ненавидеть, убить и пр. [2. С. 89], остались пока вне нашего анализа. В ходе работы мы сделали вывод о том, что следует различать то, как вре-

мя моделируется в сознании людей, и то, что оно есть по своей сущности. В первом случае можно постулировать одномерность времени и наличие в нем порядка, тогда как во втором случае эти характеристики неприменимы.

Список литературы

1. Барашковская, Ю. А. История и вымысел в английском романе 1980 - 1990-х гг. : дис. ... канд. филол. наук. М., 2006. 210 с.

2. Елизова, Т. К. Специфика научного концепта «ВРЕМЯ» в английском и русском языках // Филол. науки. Вопр. теории и практики. 2012. № 7 (18): в 2 ч. Ч. I. С. 87-89.

3. Лягушкина, Н. В. К вопросу о формировании базовых концептов: ВРЕМЯ и ДВИЖЕНИЕ// Филол. науки. Вопросы теории и практики. 2012. № 1 (12). С. 104-108.

4. Чугунова, С. А. Ландшафт времени в различных культурах // Изв. Рос. гос. пед. унта им. А. И. Герцена. 2008. № 11 (75). С. 57-64.

5. Ackroyd, P. Hawksmoor [Электронный ресурс]. URL: http://www.ruHt.net/author/akrojd-piter/hawksmoor-download-free-156162.html.

6. Evans, V. The structure of time. Language, meaning and temporal Cognition. Amsterdam, Philadelphia, 2007. 184 p.

7. Talmy, L. Toward a cognitive semantics. Vol. I. Cambridge, 2000. P. 99-175.

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 37 (328). Филология. Искусствоведение. Вып. 86. С. 139-142.

Н. О. Джуанышбеков

ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ В. МУРАТОВСКОГО В АСПЕКТЕ ПОЭТИКИ ЛИТЕРАТУРЫ

В статье раскрывается структура языковой и поэтической личности В. Муратовского в когни-тивно-прагматичеком аспекте в контексте теории коммуникации и поэтики литературы.

Ключевые слова: языковая личность, когнитивность, концепты, теория коммуникации, поэтика.

Структура языковой личности В. Мура- его необходимо связывать с поэтикой литера-

товского на вербально-семантическом уровне туры.

предполагает нормальное владение естествен- В пятом классе учительница задала сочине-

ным языком, в данном случае, русским. Но ние о лете. Вася написал короткое стихотворе-

это не обычный средний литературный язык, ние об алматинском веселом лете, о прохладе

а язык поэтический, следовательно, изучение горных речек, о жаркой прелести летних дней.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.