Научная статья на тему 'ВРАЧ, КАТЯЩИЙ КАМЕНЬ В ГОРУ'

ВРАЧ, КАТЯЩИЙ КАМЕНЬ В ГОРУ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВРАЧ, КАТЯЩИЙ КАМЕНЬ В ГОРУ»

Scientist

Scientist, 2023, 4(26), 110-112._

ВРАЧ, КАТЯЩИЙ КАМЕНЬ В ГОРУ

Алтайский государственный медицинский университет, г. Барнаул Тарабукина П. В.

Научный руководитель: к. фил. н., доцент, заведующий кафедрой философии Дегтярев С. И.

Проблема, которую я хочу поднять здесь, относится к проблеме биоэтики. Краеугольным камнем в биоэтике почти всегда является пациент, что естественно. Мы представляем его самым незащищенным звеном: уязвимым и нуждающимся в помощи, пришедшим к нам и протягивающим руку в просьбе. Но сегодня мне хотелось бы перейти ко второму немаловажному действующему лицу - врачу и его личному отношению к происходящему. Личный подход врача к своей профессии является очень актуальным в нынешнее время. Сейчас все больше и больше выпускников медицинских вузов разочаровываются в выбранном пути, едва начав свою деятельность. Тем важнее помочь им найти твёрдую почву под ногами, помочь найти ответ на мучающие их вопросы.

Я представляю здесь врача как человека-абсурда в истинном его проявлении. Именно доктор как никто другой осознает смерть. Мы не только сталкиваемся с ней на работе, еще на этапе обучения мы узнаем, что смерть есть неизбежный финал. Но вместе с осознанием этой неизбежности мы понимаем, как сохранять и продлевать жизнь.

Здесь важно отметить: я не собираюсь спорить, имеет ли жизнь смысл, есть ли что-то потустороннее, божественная кара или вознаграждение. Я лишь хочу использовать то логическое путешествие, которое проделал Камю, и показать, как этот подход был бы удачен в деятельности врача, чтобы облегчить его ношу, но не снять ее. Итак, если мы примем смерть как неизбежность, деятельность врача становится очевидным бунтом против этой смерти. Попытка продлить жизнь человеку, который в любом случае

111

Врач, катящий камень в гору

умрет. Актом бунта я ставлю лечение. Именно это действие будет тождественно абсурду. Врач есть Сизиф, бесконечно толкающий камень в гору, зная, что этот камень упадет, и путь придется начать заново.

Мне кажется, очень важно, чтобы студент-медик прежде чем стал врачом, осознал, что камень будет скатываться вечно. Люди никогда не перестанут болеть, болезнь неотделима от жизни и будет преследовать человека до тех пор, пока тот не умрет. И все же, держа в уме этот очевидный факт, мы решаем вступить на тропу войны с болезнью и смертью. Здесь важно сохранять стойкость и не позволить надежде завладеть собой. Оставить глаза широко открытыми и быть готовым, что в тот момент, когда камень достигнет вершины и пациент вылечится -камень скатится назад. В то время, пока врач спускается к подножью своей горы - тянется за новой историей болезни - перед ним как никогда ясно предстает бессмысленность его работы. И тем важнее продолжить бесконечное восхождение к вершине.

Я знаю истории врачей, которые, впервые столкнувшись с падением камня, были сокрушены этим. Несомненно, подобное откровение мучительно. Поэтому столько историй о хирургах, покинувших практику после первой смерти пациента. Поэтому столько врачей парализует эмоциональное выгорание от понимая рутинности и бессмысленности их каждодневной работы. Здесь я и хочу приложить философию Камю.

С его позиции каждый человек, осознавший абсурдность существования, становится абсолютно свободным и оттого абсолютно ответственным. Это поможет нам понять, что, отказавшись от прикрытия божественного предназначения, мы становимся теми, из-за кого мы оказались в своем нынешнем положении. Этот вывод, пожалуй, важно сделать еще на этапе обучения. Понять, что ответственность за свои поступки несешь только ты сам, и потом с ясным рассудком отправишься в мир практической медицины. Осознать свою свободу и ответственность, и, если только вы привыкли жить в согласии собой, только тогда вы сможете

БаепШ, 4(26), 2023

Scientist

112

принять решение заниматься столь абсурдной деятельностью как лечением.

Стоит также заметить, что абсолютная свобода не подталкивает человека нарушать какие-либо моральные нормы. «Все дозволено», -говорит Иван Карамазов, но это не радостный возглас освобожденного, его слова отдают горечью на языке. Абсурд не освобождает, он связывает. Абсурд не говорит, что ничего не запрещено, а только делает последствия наших поступков равноценными. Не призывает поступать дурно, а лишь подчеркивает бессмысленность угрызений совести. И поскольку все виды опыта равноценны, выполнение своего долга как врача ничуть не противоречит абсурду и столько же законно, как и все прочие варианты. Мы можем быть добродетельны просто из прихоти, а, становясь врачами, ставим это себе в обязательство.

В чем же, подводя итог, практическая значимость такого подхода в профессии врача? Продолжать толкать камень в гору. Но изменить свое к этому отношение. Врач каждый день продолжает совершать свою бессмысленную работу, но он не боится и не ломается, он сам решил оказаться в этом месте, сам выбрал свою судьбу. Он совершает ошибки, но получает опыт без удушающей тянущей на дно вины. За свои поступки он отвечает сам, а потому разум и знания - его главные помощники.

Список литературы:

1. Камю Альбер. Миф о Сизифе: [эссе]/[перевод с французского] -Москва: Издательство АСТ, 2016.

2. Камю Альбер. Бунтующий человек: [эссе]/[перевод с французского] - Москва: Издательство АСТ, 2017.

3. Камю Альбер. Чума: [роман-притча]/[пер. с фр. Н. Жарковой]. -Москва: Издательство АСТ, 2016.

Как цитировать:

Тарабукина П. В. Врач, катящий камень в гору. Материалы IX итоговой конференции НОМУИС. Барнаул. Scientist. 2023; 4 (26): 110-112.

Scientist, 4(26), 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.