In the process of education, it is necessary to take into account the interests and vital needs of the individual, to take into account the desires of the individual in the educational system, to adapt to it, to organize spiritual and educational activities aimed at the formation of an independent-thinking, socially active person who understands civil rights in a renewed society.
Reference
1.Узбекистон Республикаси Президенты Фармони. Узбекистан Республикасини янада
ривожлантириш буйича Х,аракатлар стратегияси тугрисида. - Тошкент:. Адолат, 2017. 25 бет
2. Fisher A. Critical Thinking. An Introduction / А. Fisher. - Cambridge: Cambridge University Press, 2001. - 294 р.
3. Терно С.О. Розвиток критичного мислення старшокласнишв на уроках юторп / С.О. Терно // Збiрник наукових праць Бердянського державного педагопчного ушверситету (Педагогiчнi науки). -№ 4. - Бердянськ: БДПУ, 2008. - С. 5.
ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА БУНТА КАК ОСНОВНАЯ ЛИНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ
АЛЬБЕРА КАМЮ
Князева Ольга Владимировна
Магистр факультета истории, политических наук и культурологии, направление «Философия», Вятский государственный университет, г. Киров, улица Московская, 36
АННОТАЦИЯ
В статье анализируется философский подход Альбера Камю к категории «бунт», который рассматривается как экзистенциальная проблема. Творчество французского философа, писателя и общественного деятеля Камю уверенно и безоговорочно вошло в предметную область историко-философских интересов и теоретических исследований. Его философия производит огромное впечатление своеобразием слова, нравственного поиска, мыслительного дискурса и занимает высокое и почетное место в философском календаре ХХ столетия. Тема абсурда и теснейшим образом объединенная с ней тема бунта являются актуальными, так как в них просматривается проблематика современности, связанная с нестабильностью гражданского общества и излишней устойчивостью некоторых политических институтов, оказывающих давление на человека. Процессы глобализации в целом становятся порой разрушающим фактором, влияющим на личность в отдельных государствах и на отношения личности и власти в мировых политических и гражданских сообществах. В таких условиях тема революции и бунта становится опасной, непопулярной. Однакопри этом возникает проблема необходимости противопоставления этим социальным явлениям, которыми далеко не исчерпывается проблема абсурда, того, что стало бы приемлемым для исправления положения. Может быть, творческое созидание? Камю затрагивает этот вопрос под знаком гуманизма, который требует своего решения сквозь призму философских произведений философа. В статье предлагается анализ литературно-философских текстов писателя, прямо связанных с его биографией, что позволяет проводить параллели, опираясь на биографический метод исследования.
По объему литературы, посвященной личности и философии А. Камю, его можно сопоставить с ведущими фигурами мировой философии. Философский метод данного исследования пролегает в области экзистенциальной феноменологии и ценностно-эстетического подхода: как мыслитель экзистенциалистского толка Альбер Камю прошел путь от нигилистической концепции абсурда до моралистического гуманизма и эстетизма.
ABSTRACT
The article analyzes the philosophical approach of Albert Camus to the category of «rebellion», which is considered as an existential problem. The work of the French philosopher, writer, and public figure Camus confidently and unconditionally entered the subject area of historical and philosophical interests and theoretical research. His philosophy makes a great impression with the originality of the word, moral search, thought discourse, and occupies a high and honorable place in the philosophical calendar of the twentieth century. The topic of absurdity and the theme of rebellion closely associated with it are relevant since they look at the problems of modernity associated with the instability of civil society and the excessive stability of some political institutions that put pressure on people. The processes of globalization as a whole sometimes become a destructive factor affecting the individual in individual states and the relations of the individual and the authorities in the world political and civil society. In such circumstances, the theme of revolution and rebellion becomes dangerous, unpopular. However, this raises the problem of the need to contrast these social phenomena, which far from exhaust the problem of the absurd, of what would become acceptable for rectifying the situation. Maybe creative creation? Camus touches on this issue under the sign of humanism, which requires its solution through the prism of the philosophical works of the philosopher. The article offers an analysis of the literary and philosophical texts of the writer, directly related to his biography, which allows us to draw parallels based on the biographical method of research.
In terms of the volume of literature devoted to the personality and philosophy of Albert Camus, it can be compared with leading figures in world philosophy. The philosophical method of this study lies in the field of existential phenomenology and value-aesthetic approach: as an existentialist thinker Albert Camus, he went from a nihilistic concept of absurdity to moralistic humanism and aesthetics.
Ключевые слова: экзистенциализм, бунт, Альбер Камю, философия, «метафизический бунт».
Keywords: Existentialism, rebellion, Albert Camus, philosophy, metaphysical rebellion
Родина Альбера Камю - город Мондови, Алжир. Именно там, во французской колонии, родился 7 ноября 1913 года будущий великий философ и писатель. Его отец был французом, погиб во время Первой мировой войны. Мать писателя по происхождению была испанкой, занималась неквалифицированным трудом. Свое детство писатель описывает как бедное и солнечное, он говорит, что «жил в нищете, но также и в чувственном восторге». Испанское происхождение дало Камю чувство собственного достоинства в бедности, а также страсть к чести.
Писать Альбер Камю начал еще в раннем возрасте. Во время обучения в университете Алжира писатель изучал философию, размышлял о ценности и смысле жизни, при этом акцентируя внимание на сравнении христианства и эллинизма. В это же время Камю основал театр, в котором одновременно и руководил, и играл в спектаклях. В семнадцатилетнем возрасте Альбер Камю заболел туберкулезом, и это не позволило ему заниматься преподавательской, спортивной и военной деятельностью. После окончания университета Камю работал на разных должностях, а в 1938 году стал журналистом. Его авторству принадлежат разные по жанру и тематике произведения. Однойиз главных идей Камю, положенной им в основу его писательской и философской экзистенциалистской концепции, стала идея бунта. Бунта, пусть трижды обреченного на неудачу, но побуждающего человека, который желает сам управлять своей судьбой, на борьбу против законов общества.
Целью настоящего исследования является анализ феномена бунта как экзистенциальной проблемы на примере философии Альбера Камю.
Ведущими подходами в исследовании выступают следующие: конкретно-исторический подход, который заключается в рассмотрении философских взглядов Камю в тесной связи с развитием культуры и общественной жизни XX века и метод сравнительного анализа.
Несмотря на то, что традиционно Камю упоминают в списке экзистенциалистов, он никогда не соотносил себя однозначно с данным философским течением. За свою жизнь он успел пройти долгий и извилистый путь, не раз менял свои взгляды, примыкал к новым направлениям, в которых вскоре разочаровывался. В итоге Альбер Камю создал множество гениальных литературно -философских произведений, которые теперь ценят и за их художественность, и за философские формулировки.
Вместе с огромной аудиторией людей в XX веке он пережил крах веры в гуманистические идеалы и личные трагедии. Сюда можно отнести
гибель отца, существование в бедности, заболевание, из-за чего перед молодым философом закрылась дверь в науку, а главное, социальное неравенство, которое он смог прочувствовать даже на себе.
Первыми опубликованными работами А. Камю были «Изнанка и лицо» и «Брачный пир». В своих эссе писатель размышлял о радостях жизни, о значении ее и бессмысленности. Стиль изложения Альбера Камю отличался от традиционного стиля буржуазного романа, внимание в своих произведениях Камю уделял философским проблемам и гораздо меньше интересовался психологическим анализом. Идея абсурдизма, которую развил Альбер Камю, обеспечила тему для большинства работ раннего творческого периода.
В период 1930 - начало 1940-х годов выходят в свет философское эссе «Миф о Сизифе», повесть «Посторонний» и пьеса «Калигула». Эти произведения были направлены на примирение с алогичной реальностью и на поиск устойчивой почвы под ногами, обретению нового смысла в условиях, когда всякие нравственные ориентиры и моральные ценности отвергаются обществом.
Абсурд - это пропасть между стремлением человека к счастью и миру, который он может понять рационально, и реальным миром, который запутан и иррационален. Из первой мысли возникла вторая, согласно которой человек не просто должен принять абсурдность вселенной, но и восстать против нее, восстать не в политическом смысле, а ради традиционных ценностей.
В 1942 году был опубликован первый роман Альбера Камю «Посторонний». Произведение было посвящено негативной стороне человека. В романе речь идет о молодом человеке Мерсо, работающем клерком. Мерсо является одновременно и главным героем, и рассказчиком. Ему незнакомы человеческие эмоции, он своеобразный «лунатик» по жизни. На пляже главный герой, который оказывается вовлеченным не по своей вине в ссору, стреляет в араба.
Во второй части романа повествуется о суде над главным героем, которого обвиняют в убийстве и приговаривают к смертной казни. Приговор главный герой понимает так же, как причину, по которой он убил араба. Мерсо абсолютно честно описывает свои чувства, и эта честность обеспечивает ему обвинительный приговор. И именно из-за своей честности он выглядит чужим в современном мире. Общая ситуация произведения отражает абсурдность жизни, и эффект абсурдности усиливается намеренно плоским стилем книги, бесцветным описанием событий.
В 1941 году А. Камю закончил работу над своей следующей книгой - «Миф о Сизифе»,
которая была опубликована в 1942 году. «Миф о Сизифе» - это философское эссе, посвященное природе бессмысленности жизни. Героем произведения является мифический персонаж Сизиф, которого приговорили к вечному труду. Сизиф вновь и вновь поднимает в гору тяжелый камень для того, чтобы тот скатился вниз.Сизиф -символ человека, который в своих бесконечных усилиях добивается определенной печальной победы.
В 1942 году Камю возвращается во Францию, где присоединяется к группе «Сопротивления». Там писатель занимается подпольной журналистикой. В 1944 Камю был назначен редактором газеты «Бой». В этот же период были поставлены две первые пьесы Камю -«Недоразумение» и «Калигула». Главную роль в пьесе «Недоразумение» сыграла Мария Казарес, которая оставалась с Камю в дружеских отношениях до конца его жизни. Главной темой этих пьес является бессмысленность жизни и окончательность смерти. Наиболее успешным Камю чувствовал себя именно в драматургии [5, эл. ресурс].
В 1947 году был опубликован второй роман А. Камю «Чума», в котором писатель фокусирует свое внимание на положительной стороне человека. В произведении описывается вымышленная эпидемия бубонной чумы в городе Оран. Описывая это событие, писатель снова возвращается к теме абсурдизма, которая выражается бессмысленными и незаслуженными страданиями и смертью, которые вызваны чумой. Рассказчиком в романе выступает доктор Риэ, который объясняет свой идеал честности так - это человек, который несмотря ни на что, сохранил силу характера и всеми силами пытается вести борьбу против болезни, пусть даже и безуспешную.Роман «Чума» представляет собой символ борьбы со страданиями и злом, главными моральными проблемами человечества.
Еще одной важной книгой в творчестве А. Камю стала книга «Бунтующий человек», в которую вошли три важные философские работы писателя. Без этих работ крайне сложно разобраться в концепции экзистенциализма А. Камю. В этих произведениях писатель задается следующими вопросами: из чего состоит бытие истинно свободного человека и что такое свобода вообще. Согласно мнению Камю, в первую очередь, жизнь - это бунт. И ради того, чтобы начать жить по-настоящему, необходимо устроить восстание.
В 1957 году А. Камю был удостоен Нобелевской премии по литературе. В это же время он начал писать четвертый роман, а также готовился возглавить крупный парижский театр. В январе 1960 года писатель погиб в автомобильной катастрофе. Посмертно были опубликованы две его работы: «Счастливая смерть» и «Первый человек». После смерти писателя многие мировые режиссеры стали экранизировать произведения Камю. На
книгах философа основано шесть фильмов [6, эл. ресурс].
Философия атеистического экзистенциализма дала ответы на многие вопросы, беспокоившие молодого Камю. Он не признает религию как болеутоляющеесредство. Для экзистенциалистов жизненной ценностью является определение человеком своего собственного пути, верность самому себе. Они утверждают, что главная смелость заключается в способности открыто смотреть в лицо абсурду жизни: «Самая большая экономия, которая возможна в области мысли, -согласиться, что мир непознаваем, - и заняться человеком». Только смерть может быть признана единственной неизбежной действительностью. Утверждая это, Камю сам строго следует этому принципу, он строит свою жизнь так, чтобы она была максимально наполнена, постоянно находясь в состоянии изменения и стремления к развитию [5, эл. ресурс].
Роман «Чума», пьесы «Осадное положение» и «Праведники» принесли писателю мировую известность и сделали его кумиром поколения и невольным вдохновителем студенческой революции 1968 года. Тема бунта личности против мироустройства стала центральной в этот период творчества Камю, от нигилизма он приходит к утверждению универсальных человеческих ценностей.
Своеобразным подведением итогов жизни и творчества Камю можно считать «Шведские речи», с которыми он выступил на церемонии получения им Нобелевской премии в 1957 году. Они произвели огромный резонанс в обществе всего мира[3, с.319]. Возможно, Камю еще не один раз пережил бы и преобразование своих мыслей, взглядов и как философ, и как писатель, и как человек, если бы смерть в автомобильной катастрофе не прервала жизнь этого великого человека.
На протяжении своей жизни Камю оставался искренне предан искусству, в особенности театру. Уже с юности он участвует в постановках: сначала
- в качестве актера (исполняет роль Ивана в пьесе по «Братьям Карамазовым» Достоевского, одного из любимейших своих авторов), затем - в качестве режиссера (с театральной труппой «Экип» он объехал весь Алжир в 1930-х годах), и наконец - в качестве драматурга, чьему перу принадлежит гениальная пьеса «Калигула». Сегодня эти работы Альбера Камю не только продолжают ставиться на сценах театров мира, но и служат основой сценариев для фильмов именитых режиссеров. Не ослабевающая с годами популярность произведений великого француза подтверждает их художественную ценность.
Можно утверждать, что писательская и философская концепция А. Камю основана на идее бунта. В его философииясно выступают две крайности человеческого существования -абсолютное соглашение, безоговорочное принятие, конформизм, с одной стороны, и другая крайность
- полное отрицание и нигилизм. Однако в этих
крайностях, несмотря на ихчетко выраженную противоположность,заключена разрушительность, как составляющая отдельной личности, так и часть всего человеческого общества. Проявляя излишний конформизм, человек принимает окружающее общество, отдельных людей и весь миртакими, каковы они есть, со всеми его слабостями, подлостями и абсурдом. Это значит, что он не способен к борьбе или сознательно отказывается от нее, отказывается от свободы, от своего взгляда на этот мир. К самоубийству личности, саморазрушению ееведет и нигилизм. Балансирование между двумя этими крайностями и есть бунт.
Все эти мысли А.Камю изложил в своем произведении «Бунтующий человек». «Бунтующий человек» - произведение неоднозначное, трудное для понимания и интерпретации. Его можно охарактеризовать так: Камю стремится понять, как, когда человек и человечество становятся способными убивать, начинать войны, какие идеи и концепции лежат в основании их оправдания.
Камю напоминает о результатах, достигнутых им в философии абсурда. Человечество способно не только осуждать войны, насилие, но и оправдывать это некоей неизбежностью, необходимостью, следовательно, нет однозначного логически обоснованного решения проблемы. По философии абсурда Камю, отказ от самоубийства косвенно может являтьсяи доводом против убийства. Однако этот вопрос оставался непроясненным. Теперь, в «Бунтующем человеке», он был поставлен в повестку дня. Отталкиваясь от философии абсурда, утверждает Камю, мы пришли к тому, что «первая и единственная очевидность», которая дается в опыте абсурда - это бунт [2, с.28].
А.Камю рассматривает примеры бунтарского поведения римского раба, внезапно отказавшегося подчиняться господину, самоубийство русских террористов на каторге из протеста против издевательства над товарищами по борьбе, из анализа которых писатель делает вывод: «В опыте абсурда страдание индивидуально. В бунтарском прорыве оно приобретает характер коллективного существования. Оно становится общим начинанием... Зло, испытанное одним человеком, становится чумой, заразившей всех. В наших повседневных испытаниях бунт играет такую же роль, какую играет «cogito» в порядке мышления: бунт является первой очевидностью. Но эта очевидность извлекает индивида из его одиночества, она является тем общим, что лежит в основе первой ценности для всех людей. Я бунтую, следовательно, мы существуем» [4, с.422].
Если попытаться выразить основной смысл «Бунтующего человека», то это философский анализ тех форм бунта, которые в XIX и XX в. переросли в сокрушительные по своим последствиям революции. Больше всего философа интересует, какие идеи могли толкнуть людей к убийству, к революции, к войне, причем войне -гражданской, в которой идет убийство своих братьев.
В труде Камю исследуютсятеории русских писателей, философов, проповедующих идеи бунта: революционность Белинского, Герцена, нигилизм 60-х годов, анархизм Бакунина, идеи народничества Нечаева. Не остается без внимания и марксизм, его особенность в восприятии на русской почве. Основополагающей для писателя в данном анализе продолжает оставаться тема «Бунт и революция».
Следует обратить внимание на позицию Камю при сравнении фашизма и коммунизма.Он утверждает, что эти явления имеют бесспорное сходство, их объединяет призыв к бунту, ошибочность философии истории. Камю не поддерживает ни фашизм, ни коммунизм, выступая против них как философий насилия и террора.В результате он подвергся нападкам как левых, так и правых.
Камю называют гуманистом и «совестью Запада», его позиция по освобождению Алжира из-под колониальной власти Франции отличалась отвержением любых средств и методов, содержащих радикализм и особенно терроризм, даже если они направлены на борьбу за освобождение.
В заключение можно сделать вывод, что философия бунта Камю - выдающееся достижение гуманистической мысли современности. Рожденная в огне антифашистского Сопротивления, имеющая в своей основе катастрофический опыт ХХ века, когда даже существование цивилизации и самого человека было поставлено под сомнение. Осмысленная жизнь, по Камю, невозможна без борьбы, как невозможна борьба без воли к свободе, снова и снова ставящей перед нами «проклятые» вопросы бытия.В своей книге «Бунтующий человек» Камю выступает против революции, показывая, что кроме насилия и последующей тирании она ничего не дает.
Произведения Камю нельзя рассматривать однозначно. Они побуждают к размышлениям, к анализу доказательств того или иного суждения и, следовательно, порождают многочисленные споры и обсуждения. Именно этим отличаются и «Посторонний» Камю, и его «Бунтующий человек». Читатель ставится перед выбором, с кем он: с теми, для кого главными ценностями жизни являются честность, собственная совесть, общественные нормы и общепризнанное мнение; или с теми, кто проповедует суетность повседневной жизни и безразличие природы.
В одном из последних произведений - повести «Падение» - можно обнаружить отражение внутреннего сомнения автора, даже самобичевания. Безусловно, можно сказать, что многие писатели подвергали себя тому же. Если на страницах других произведений Камю выступает как гуманист, то герой «Падения» -«ложный пророк», оправдывающий себя тем, что другие не менее, а может быть, более порочны, чем он. Он не способен на любовь, главная задача его жизни -оправдать себя, казаться, но не быть. Многие
исследователи творчества Камю видят в этом произведениидушевную неустроенность автора, его сомнения,терзания, отражение его борьбы с собственным скепсисом и мизантропией [4, с.423].
По праву считается, что А. Камю нет равных в философской эстетике. При этом он не был великим философом, не создал какой-либо философской системы. Мировую славу А. Камю принесли две книги: «Человек бунтующий» и «Миф о Сизифе». В этих произведениях заключены размышления умного человека о надежде и тщетности, о бунте и смирении, о поражении, и возможно, о победе. Читатель вместе с автором предается размышлениям о радостях жизни и о тщетности бытия. В качестве примеров в своих произведениях А. Камю использовал примеры из русской действительности, обращался к русской литературе [1, с. 164-180]. Таким образом, Альбер Камю своим творчеством закладывает целое направление в философской литературе, посвященное теме смерти и ее преодолению в рамках экзистенциальной философии и философии абсурда, которую выявляет экзистенциализм. Может ли быть счастливым человек на пороге своей смерти? И это уже абсурдное вопрошание, тем не менее, имеет смысл: к этому должен
стремиться человек, в этом заключено его качество жизни и ее ценность.
Список литературы
1. Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. М., 1990. —415 с.
2. Миф о Сизифе: Эссе об абсурде / Пер.: А. Руткевич // Бунтующий человек. М., 1990.— 415 с.
3. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм// Сумерки богов. Ф. Ницше, З. Фрейд. М.: Политиздат, 1989. —403 c.
4. Соловьев, В. С. Философское начало цельного знания / В. С. Соловьев. Минск: Харвест, 1999. —911 с.
5. Спыну Л.М. В поисках истины: философия «абсурда и свободы» А.Камю// Вестник РУДН, серия Философия, 2012, № 3.URL: https://cyberleninka.m/artide/n/v-poiskah-istiny-filosofiya-absurda-i-svobody-a-kamyu (дата обращения 25.01.2020)
6. Горохов П.А. Некоторые мысли о философии Альбера Камю: научная статья доктора философских наук: 20.03.2013. Оренбург. URL: https://docviewer.yandex.ru/view/4678740/?page (дата обращения 11.02.2020)