Научная статья на тему 'ВОЗЗВАНИЯ МОСКОВСКОГО ЕПАРХИАЛЬНОГО ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА О БЕДНЫХ ДУХОВНОГО ЗВАНИЯ И СИРОТАХ КАК РЕАКЦИЯ НА АНТИЦЕРКОВНУЮ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПОЛИТИКУ В 1918 Г'

ВОЗЗВАНИЯ МОСКОВСКОГО ЕПАРХИАЛЬНОГО ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА О БЕДНЫХ ДУХОВНОГО ЗВАНИЯ И СИРОТАХ КАК РЕАКЦИЯ НА АНТИЦЕРКОВНУЮ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПОЛИТИКУ В 1918 Г Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
43
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / ГЕОРГИЕВСКИЙ ХРАМ СЕЛА ИГНАТЬЕВА / МОСКОВСКАЯ ЕПАРХИЯ / ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО О БЕДНЫХ ДУХОВНОГО ЗВАНИЯ / ПРАВОСЛАВНАЯ РОССИЙСКАЯ ЦЕРКОВЬ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Никонов В. В.

В статье на основе текста двух воззваний Московского епархиального попечительства о бедных духовного звания и сиротах предпринимается попытка реконструкции его деятельности в первые послереволюционные годы. Анализ дат составления обоих воззваний позволяет автору сделать вывод о том, что первое было написано в связи с опубликованием Декрета об отделении Церкви от государства23 января 1918 г., а второе - вскоре после выхода постановления СНК РСФСР «О красном терроре» 5 сентября того же года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPEALS OF THE MOSCOW DIOCESAN GUARDIANSHIP ABOUT THE POOR OF THE CLERGY AND ORPHANS AS A REACTION TO THE ANTI-CHURCH STATE POLICY IN 1918

In the article, based on the text of two appeals of the Moscow Diocesan Guardianship about the poor of the clergy and orphans, an attempt is made to reconstruct its activities in the first post-revolutionary years. Analysis of the dates of compilation of both proclamations allows the author to conclude that the first was written in connection with the publication of the Decree on the separation of Church and state on January 23, 1918, and the second - shortly after the release of the resolution of the SNK of the RSFSR «On the Red Terror» on September 5 of the same year.

Текст научной работы на тему «ВОЗЗВАНИЯ МОСКОВСКОГО ЕПАРХИАЛЬНОГО ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА О БЕДНЫХ ДУХОВНОГО ЗВАНИЯ И СИРОТАХ КАК РЕАКЦИЯ НА АНТИЦЕРКОВНУЮ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПОЛИТИКУ В 1918 Г»

УДК 272.5 НИКОНОВ В.В.

кандидат педагогических наук, кафедра истории и организации архивного дела, Российский государственный гуманитарный университет E-mail: nikonova-box2009@yandex.ru

UDC 272.5 NIKONOV V.V.

Candidate of Pedagogical Sciences, Department of History and Organization of Archival Affairs, Russian State

University for the Humanities E-mail: nikonova-box2009@yandex.ru

ВОЗЗВАНИЯ МОСКОВСКОГО ЕПАРХИАЛЬНОГО ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА О БЕДНЫХ ДУХОВНОГО ЗВАНИЯ И СИРОТАХ КАК РЕАКЦИЯ НА АНТИЦЕРКОВНУЮ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПОЛИТИКУ В 1918 г.

APPEALS OF THE MOSCOW DIOCESAN GUARDIANSHIP ABOUT THE POOR OF THE CLERGY AND ORPHANS AS A REACTION TO THE ANTI-CHURCH STATE POLICY IN 1918

В статье на основе текста двух воззваний Московского епархиального попечительства о бедных духовного звания и сиротах предпринимается попытка реконструкции его деятельности в первые послереволюционные годы. Анализ дат составления обоих воззваний позволяет автору сделать вывод о том, что первое было написано в связи с опубликованием Декрета об отделении Церкви от государства23 января 1918 г., а второе - вскоре после выхода постановления СНК РСФСР «О красном терроре» 5 сентября того же года.

Ключевые слова: благотворительность; Георгиевский храм села Игнатьева; Московская епархия; попечительство о бедных духовного звания; Православная Российская Церковь.

In the article, based on the text of two appeals of the Moscow Diocesan Guardianship about the poor of the clergy and orphans, an attempt is made to reconstruct its activities in the first post-revolutionary years. Analysis of the dates of compilation of both proclamations allows the author to conclude that the first was written in connection with the publication of the Decree on the separation of Church and state on January 23, 1918, and the second - shortly after the release of the resolution of the SNK of the RSFSR «On the Red Terror» on September 5 of the same year.

Keywords: charity; St. George's Church of Ignatievo village; Moscow Diocese; guardianship of the poor of the clergy; Orthodox Russian Church.

Благотворительность является важнейшей функцией Церкви на всех уровнях от общецерковного и епархиального до приходского. Примеры деятельной заботы Церкви о немощных и голодающих мы находим на всем протяжении тысячелетней истории российского христианства. Исключением стал лишь богоборческий период с конца 1920-х до середины 1980-х гг. Хотя церковная благотворительность подробно исследована, деятельность Московского епархиального попечительства о бедных духовного звания и сиротах, возможно, в силу относительного краткого периода его существования, на нашла отражения в научной литературе. Попытка восполнить этот пробел является целью настоящей статьи. Для достижения указанной цели представляется необходимымпознакомить читателя с содержанием воззванийМосковского епархиального попечительства о бедных духовного звания и сиротах, провести анализ причин их создания, а также очертить круг задач, которые Попечительство ставило перед приходским духовенством, что само по себе является выразительным штрихом к истории послереволюционной России.

Последствия прихода к власти большевиков как для Церкви, так и для всей некогда богатейшей Российской империи не замедлили сказаться самым негативным образом. В 1918 г. повсеместно происходили перебои

с поставками продовольствия и прочих необходимых товаров, и, хотя до страшного голода начала 1920-х гг. дело еще не дошло, его приближение ощущалось все явственнее. Сельские районы находились не в таком ужасном положении, как города, но политика «военного коммунизма» уже в 1919 г. стерла имевшиеся различия, обрушив полностью еще недавно процветавшее сельское хозяйство огромной страны.

Разруха сказалась и на жителях традиционно зажиточного Гжельского района, известного своими керамическими изделиями. История свидетельствует, что гжельцы во все времена отличались трудолюбием и крепкой верой. Многие гжельские заводчики жертвовали значительные суммы на строительство и бла-гоукрашение церквей. На небольшом пятачке радиусом менее пяти километров здесь располагалось пять храмов: Успенский в Гжели, Вознесенский в Речицах, Покровский в Карпове и Георгиевский в Игнатьеве. Кроме того, на Гжельской земле в селе Новохаритонове в 1912 г. был освящен еще один храм - во имя святого Великомученика и Победоносца Георгия, выстроенный И.Е. Кузнецовым, двоюродным братом «короля российского фарфора», знаменитого М.С. Кузнецова [5, с. 509-543]. Этот храм был древлеправославным, так как Кузнецовы придерживались старого обряда.

© Никонов В.В. © Nikonov V.V.

5.6.1 - ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ (ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ), 5.6.2 - ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ (СООТВЕТСТВУЮЩЕГО ПЕРИОДАНИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ) 5.6.1 - DOMESTIC HISTORY (HISTORICAL SCIENCES), 5.6.2 - GENERAL HISTORY (OF THE CORRESPONDING PERIOD) (HISTORICAL SCIENCES)

Расположенные в знаменитом промышленном районе в восточной части Московской губернии, населенном работящими и зажиточными мастеровыми людьми, гжельские храмы были богато украшены и не испытывали недостатка в жертвователях. Например, доход Успенского храма в Гжели в последние предреволюционные годы был одним из самых высоких в уезде [7, с. 105]. Есть все основания полагать, что ре-чицкий, карповский и игнатьевский были не менее богаты. Революция коренным образом изменила жизнь совсем недавно благоденствовавших соседних приходов. Политика «военного коммунизма» в одночасье поставила на грань выживания всю округу, что не могло не сказаться и на положении прихожан.

В архиве Георгиевского храма села Игнатьева Карповской волости Бронницкого уезда Московской губернии сохранились документы, выразительно показывающие, в каком положении оказались пока еще многочисленные сельские приходы Московской губернии. Сохранность этих документов обусловлена тем, что храм не закрывался в советское время, хотя угроза закрытия неоднократно оказывалась вполне реальной [9, с. 143-172].

Прежде чем перейти к рассмотрению документов, будет уместно отметить, что Церковь во все времена проявляла реальную заботу о своих служителях и их семьях, особенно если те по каким-либо причинам не могли продолжать служение и, таким образом, лишались доходов. Епархиальные попечительства действовали с 1823 г. согласно утвержденному императором Николаем I положению «О призрении бедных духовного звания». Благотворительные учреждения создавались в каждой епархии [2]. В крупных городах, как правило, имелись богоугодные заведения для призрения вышедших за штат священников, прочим же нуждавшимся выделялись необходимые для жизни средства. События, последовавшие за гибелью империи, сокрушительным образом повлияли на проверенную десятилетиями систему социальной помощи, и сотни состарившихся батюшек были поставлены на грань выживания. В начале 1918 г. по всем приходам Московской епархии было разослано «Воззвание Епархиального попечительства о бедных духовного звания и сиротах». Экземпляр Воззвания с рукописными пометками благочинного священника и адресом (Гжель Моск. губ. в село Игнатьево, в лавку А.В. Голованова для передачи о. Александру Некрасову) сохранился в Георгиевском храме [6, с. 54-55].

«Воззвание Епархиального попечительства о бедных духовного звания и сиротах», распространенное в марте 1918 г., содержит ряд важных сведений. Прежде всего, Воззвание было распространено от имени «специальной комиссии, образованной на экстренном объединенном Съезде клира и мирян Московской епархии», созданной по благословению Святейшего Патриарха Тихона. В комиссию вошли: председатель - протоиерей Василий Филаретович Сергиевский1 [1, с. 278]; члены от духовенства - священник Василий Смирнов2, диакон

Алексий Магницкий3 и псаломщик Сергей Вишняков4; от мирян - кандидат права Д.С. Баршев и присяжный поверенный М.Е. Смирнов. Существенной является дата образования комиссии - 23 января 1918 г. В этот день вступил в силу Декрет об отделении Церкви от государства и школы от Церкви. Несмотря на то что Декрет был принят на заседании Совнаркома тремя днями ранее, а его нормы обсуждались и в предварительной редакции публиковались в «Правде» еще в декабре 1917 г. и потому новостью не являлись, дата вступления Декрета в силу была моментом знаковым. Связь между вступлением в силу Декрета и составлением Воззвания косвенно подтверждается еще и тем, что созыв Съезда клира и мирян Московской епархии 23 января 1918 г. был экстренным, на что прямо указывалось в документе.

Участникам Съезда предстояло обсудить «особо важный и тяжелый вопрос о дальнейшей судьбе бедных духовного звания, призреваемых в приютах Попечительства, о существовании и самых учреждений, обслуживающих эту задачу, а равным образом и об участи детей, обучающихся на стипендии Попечительства»5, то есть фактически стоял вопрос о существовании самого Московского епархиального попечительства. Из доклада отца Попечителя и сообщения попечительского ревизора протоиерея Александра Добролюбова следовало, что дело призрения больных и опекаемых Попечительском лиц переживает «бедственный кризис». Отмечалось резкое подорожание всех необходимых продуктов, разруха, вызванная войной и революционными потрясениями, отсутствие необходимых средств. Прекращение деятельности банков сделало невозможным пользование капиталами, размещавшимися в них церковными учреждениями в течение десятилетий, а именно банковские вклады являлись основным экономическим инструментом деятельности Московского епархиального попечительства о бедных духовного звания. Кроме того, в докладе прозвучала озабоченность тем, что положение дел «особо осложняется постоянным вмешательством в хозяйство и управление учреждений различных самочинных организаций, уничтожающих всякую возможность правильной работы».

Перед Съездом был поставлен вопрос о невозможности продолжения деятельности Попечительства в создавшейся ситуации, если не предпринять незамедлительных мер по сбору средств. В противном случае «все дело, существующее много десятков лет», придется прекратить, а всех, кто до сих пор находился под опекой, оставить без всякой помощи и обречь на неминуемую гибель. Предпринимая отчаянную попытку сохранения возможности оказывать необходимую помощь бедным и немощным, Съезд принял решение избрать специальную комиссию, перед которой поставить две задачи. Во-первых, «изыскать постоянные источники для содержания приютов», и во-вторых, срочно, до мая 1918 г., собрать средства в сумме не менее 250 000 руб.

По каким критериям рассчитывалась указанная цифра, сказать трудно, но с большой долей вероятности можно предположить, что она была определена в

значительной мере умозрительно, так как в образовавшемся в революционные годы экономическом хаосе делать сколько-нибудь обоснованные выводы о стоимости тех или иных продуктов и услуг даже на короткую перспективу было невозможно. Современные исследователи определяют рост цен в Москве с июня 1917 г. по апрель 1918 г. в 9 раз [3, с. 23]. В дальнейшем этот процесс будет только ускоряться, а стоимость денег - стремительно падать. Следовательно, даже если бы сумма, определенная в январе 1918 г., и была собрана, маловероятно, чтобы количество продуктов, которые на нее можно было бы приобрести в мае, соответствовало бы ожиданиям участников Съезда.

Съезд выражал надежду на то, что «достать нужные суммы возможно при данном положении только путем займа под обязательства Попечительства на небольшой срок, не более года, когда, будем надеяться, по милости Всевышнего, придет более благоустроенное время»6. За ссудой предполагалось обратиться «в различные учреждения в монастыри, на кладбища, в церкви и часовни, особо почитаемые православным народом», хотя в начале 1918 г., и тем более после опубликования Декрета об отделении Церкви от государства, надеяться, что упомянутые учреждения обладают свободными средствами, также не приходилось. Несомненно, участники Съезда это понимали, и в Воззвании об этом говорится: «источников этих едва ли будет достаточно, тем более, что всюду ныне крайняя нужда стучится в дверь», и поэтому основная надежда возлагалась на приходы.

Следует отметить, что приходы, причем именно сельские, в рассматриваемый период и в самом деле могли стать реальным инструментом помощи Епархиальному попечительству. Разумеется, они, как и все церковные учреждения и объединения, испытывали прессинг со стороны новой власти. Но в начале 1918 г. большевики еще не приступили к тем массированным атакам на Церковь, которые начнутся вскоре, и сельские приходы в полной мере испытали на себе их тяжесть лишь с 1922 г., когда была проведена кампания по изъятию церковных ценностей.

Разумеется, авторы Воззвания понимали всю репрессивную сущность Декрета об отделении Церкви от государства, хотя, скорее всего, не могли даже предположить, насколько разрушительной станет антицерковная политика пришедших к власти большевиков в будущем. Однако, вполне представляя себе структуру приходских доходов и расходов, они имели основания надеяться на то, что в храмах могли оставаться некоторые суммы. Отмечая, что в сложившихся обстоятельствах распорядиться ими, положив на счет в банк, как это практиковалось (и даже предписывалось) прежде, невозможно, авторы Воззвания просили о передаче этих сумм в фонд попечительства: «В приходах, - говорилось в документе, - могут быть остатки хозяйственных сумм, которые некуда по обстоятельствам времени и поместить. Дайте же их, убедите приходы предоставить эти суммы заимообразно на столь непродолжительный, как год, срок, на святое дело призрения обездоленных жизнью и сирот.

Обратитесь к прихожанам с горячей просьбой прийти на помощь в это безвременье, памятуя, что эта жертва отрет слезы нуждающихся и будет, как нельзя более, угодна Богу, ибо, по слову Св. Писания, «милуяй нища и убога в заем дает Богови»7. Этот призыв содержит явную надежду на то, что ситуация непременно выправится, разруха в скором времени прекратится, банковская система будет реанимирована и жизнь постепенно войдет в нормальную колею. Такая надежда в полной мере соответствовала господствовавшим в 1918 г., как, впрочем, и в последующие годы, представлениям, что большевики - это временно, ибо не может их власть продолжаться долго [8, с. 309, 312, 251].

«Только спешите с этим делом, отцы настоятели храмов, - призывали члены комиссии, - ни на минуту не покладайте рук своих в делании его, помня, что только от вашего участия, от успеха его, зависит, будут ли дети продолжать учение, а призираемые иметь уголь и небольшой кусок пропитания, или же всю деятельность попечительства, столь необходимую в переживаемое время, придется остановить и учреждения закрыть, оставив на улице около 1000 человек»8.

Привлекавшиеся средства предлагалось отправлять в адрес комиссии, которая должна была выполнять функции посредника между приходами и Московским епархиальным попечительством. Надо сказать, что неслучайным был состав комиссии, в которую входили не только известные своим авторитетом люди, как, например, протоиерей Василий Сергиевский, проповедник и духовный писатель, или правоведы Д.С. Баршев и М.Е. Смирнов, но также представители духовенства в составе священника и диакона и псаломщик, участие которых в комиссии делало ее вполне представительной и достойной доверия. Присутствие в комиссии юристов обеспечивало профессиональное составление «требуемых обязательств Попечительства взамен полученных сумм, <которые> по окончании своей работы, <комиссия> передаст Попечительству и обо всем представит отчет объединенному Съезду клира и мирян, имеющему быть в наступающем феврале»9. Последнее замечание содержит небезынтересную информацию о планировавшемся очередном Съезде клира и мирян уже через месяц.

Вскоре за первым Воззванием последовало второе, из которого следует, что ситуация нисколько не поправилась, а еще более усложнилась. На втором Воззвании, в отличие от первого, нет никаких указаний на время его написания и отправки по приходам, но из контекста можно сделать вывод, что составлено оно было в сентябре 1918 г. Ниже мы обоснуем это предположение. Таким образом, с времени рассылки по приходам первого Воззвания прошло более полугода. В течение этого времени произошли события, усугубившие положение дел в стране, итогом которых стало Постановление СНК РСФСР от 5 сентября 1918 г. «О красном терроре» [4]. Нельзя исключать, что именно этот факт побудил членов Попечительства обратиться к верующим Московской епархии с новым Воззванием10. Как уже говорилось,

5.6.1 - ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ (ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ), 5.6.2 - ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ (СООТВЕТСТВУЮЩЕГО ПЕРИОДАНИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ) 5.6.1 - DOMESTIC HISTORY (HISTORICAL SCIENCES), 5.6.2 - GENERAL HISTORY (OF THE CORRESPONDING PERIOD) (HISTORICAL SCIENCES)

причиной первого стало опубликование Декрета об отделении Церкви от государства и школы от Церкви, и здесь видна аналогия.

Начиналось второе Воззвание суровой констатацией: «Условия жизни нашего времени разрушительно сказались на положении различных учреждений православной Русской Церкви». Одним из таких учреждений являлось Московское епархиальное попечительство о бедных духовного звания. В документе содержатся краткие сведения о масштабах деятельности Попечительства, которое «щедрыми жертвами добрых людей составило себе средства, которыми до самого последнего времени содержало более 10-ти приютов и богаделен, а в них -более 800 призираемых; кроме того, около 1 000 человек ежегодно получали от Попечительства денежные пособия».

Финансовое положение Попечительства было крайне тяжелым. По имеющимся скудным сведениям, мы не можем определить, насколько эффективными оказались призывы о помощи, опубликованные в мартовском Воззвании. Возможно, что, если бы оно не дало вовсе никакого результата, Попечительства уже не существовало бы, а возможно, средства, которые удалось собрать весной, в значительной части просто пропали по причине небывалой инфляции. В любом случае можно говорить о том, что к концу лета Попечительству пришлось сократить число призреваемых, часть из которых была выселена из приютов и распределена по родственникам. При этом призираемых оставалось еще не менее 400 человек, самых беспомощных, которых некуда было выселять и средств для пропитания которых не было. «В настоящее время, - читаем в Воззвании, -наше Епархиальное Попечительство поставлено в положение крайне затруднительное: главных источников дохода оно лишено и содержит свои благотворительные учреждения исключительно на добровольные пожертвования. Недостаток денежных средств вынуждает Попечительство сократить число призреваемых в его приютах почти на половину. Всех, кого было возможно, из приютов уже выселили и разместили по родственникам; выселение продолжается и теперь. Но ведь остаются и такие, и их немало, которым, кроме приюта и богадельни, некуда приклонить голову. Что с ними делать? Неужели, как негодную ветошь, выбросить на улицу? Неужели их, старых и больных, а есть среди них и душевнобольные, обречь на бездомное нищенство, заставить стать на паперти тех храмов, где они, или их близкие, когда-то служили, и протянуть руку за милостыней...

Да не будет этого. Мы, на которых лежит ближайший долг попечения о больных и престарелых священно-церковно-служителях, об их вдовах и сиротах, обращаем мольбу свою к вам, боголюбивые миряне, к тебе, православный русский народ. Помогите нам своею посильной жертвой, помогите спасти от голодной смерти и бесприютного скитания старых и больных

служителей Церкви и близких им.

Московское Епархиальное Попечительство о бедных духовного звания, уже более полугода вынужденное сократить до самых ограниченных размеров свою благотворительную деятельность, вследствие аннулирования его капиталов и прекращения доходов от кладбищ, в настоящее время, с захватом епархиального свечного завода, лишилось последней прочной опоры и поставлено в безвыходное положение. Около 400 призираемых, в большинстве больных и престарелых, обречены на голодное и холодное вымирание. Нужна спешная помощь епархии. Нужно энергичное содействие ваше, о.о. благочинные и о.о. настоятели»11.

Второе Воззвание Московского епархиального попечительства содержало обращение к благочинным и настоятелям храмов епархии о конкретных действиях по сбору средств по двум направлениям. Во-первых, указывалось на необходимость «принять все меры к успешному производству тарелочного сбора в пользу Попечительства в праздники 14-го сентября, 1-го и 22-го октября и в другие, по местным условиям, храмовые, престольные и пр.»12. Сбор должен был быть специальным, с упоминанием о его цели и с предварением «живым словом». Для этого предлагалось даже выделить одного из членов причта, которому вменялось это в обязанность. Даты, упомянутые в Воззвании, по церковному календарю соответствуют трем православным праздникам - Крестовоздвижению (27 сентября), Покрову Пресвятой Богородицы (14 октября) и празднованию Казанской иконе Божией Матери (4 ноября). Эти даты с высокой долей вероятности позволяют нам датировать второе Воззвание сентябрем 1918 г., причем, скорее всего, второй его половиной. Логика очевидна: ближайшим двунадесятым праздником, отмечаемым до Крестовоздвижения, является Рождество Пресвятой Богородицы (21 сентября по гражданскому календарю). Еще раньше (11 сентября) празднуется Усекновение главы Иоанна Крестителя, но указаний на то, чтобы производить специальный тарелочный сбор в пользу Попечительства в эти дни, во втором Воззвании не имеется. Это дает основание для предложенной датировки.

Помимо тарелочного сбора, благочиниям и приходам предлагалось открыть отдельный сбор пожертвований по подписным листам.

Завершалось Воззвание уже не призывом, а фактически воплем о помощи: «Помните, возлюбленные, что они - ваши духовные отцы, духовные родители, возродившие вас Святыми таинствами в жизнь христианскую. А заботы о родителях, особенно старых и больных, есть прямой долг детей. Помните, что они уже отстояли свой час на страже Христовой, послужили, насколько хватило сил, алтарю Господню. Помните и то, что эта служба ваша им, эта жертва для них будет службой и жертвой Господу. Ведь Он сказал о своих служителях: «Иже вас приемлет, Мене приемлет», Матф. Х, 40. Сердце русского православного человека всегда от-

крыто нуждам Церкви и ее служителей. Искони Русский мирянин чтил «чин священнический», памятуя, что церковными молитвами священнослужителей утверждается и домашнее благополучие мирян. Не затворите же и ныне сердца вашего от людей этого священнического чина, в болезни и старости сущих. Окажите им теперь вашу посильную помощь»13.

Рассмотренные воззвания Московского епархиального попечительства о бедных духовного звания и сиротах, оттиски которых сохранились в архиве Георгиевского храма села Игнатьева Московской области, свидетельствуют о непрестанной заботе Церкви о нуждающихся служителях и их детях в тяжелые послереволюционные годы. Несмотря на лавинообразное

падение достатка прихожан, стремительное разрушение экономических связей, массовую безработицу и всеобщую разруху, епархиальное руководство всеми силами стремилось продолжать обеспечивать необходимыми средствами тех, кто по немощи уже не был в состоянии обеспечить себя сам. Судя по всему, 1918 год стал последним годом деятельности Московского попечительства о бедных духовного звания и сиротах, во всяком случае, обнаружить документы, по которым можно было бы проследить деятельность Попечительства в последующие годы, автору не удалось. Выражаем надежду на то, что настоящая публикация станет полем для дальнейших исследований.

Примечания

1. Сергиевский Василий Филаретович, протоиерей церк. Параскевы Пятницы на Пятницкой ул.

2. Смирнов Василий Федорович (1868-1921), священник Георгиевского храма на Лубянке.

3. Магницкий Алексей Владимирович, диакон церкви Николая Чудотворца на Мясницкой.

4. Вишняков Сергей Михайлович, псаломщик Спиридоньевского храма на Козьем болоте.

5. Причту, приходскому Совету и всем прихожанам Георгиевской села Игнатьева церкви. Воззвание (первое) Московского епархиального попечительства о бедных духовного звания и сиротах // Архив Георгиевского храма села Игнатьева Московской области.

6. Там же.

7. Там же.

8. Там же.

9. Там же.

10. Воззвание (второе) Московского епархиального попечительства о бедных духовного звания и сиротах // Архив Георгиевского храма села Игнатьева Московской области.

11. Там же.

12. Там же.

13. Там же.

Библиографический список

1. Волобуева Т.И., Кузнецова О.П., Романова С.Н. и др. Священно-церковнослужители и ктиторы Московской епархии первой трети ХХ столетия. Тверь: Булат, 2013. 416 с.

2. Иконников С.А. Материальное обеспечение заштатных клириков, вдов и сирот духовного звания во второй половине XIX - начале ХХ века // Вестник Тамбовского государственного университета. 2018. № 7. С. 151-157.

3. ИльюховА.А. Как платили большевики: Политика советской власти в сфере оплаты труда в 1917-1941 гг. М.: РОССПЭН. 2010. 415 с.

4. Колотков М.Б. Значение Декрета «о красном терроре» от 5 сентября 1918 г. в формировании системы политических репрессий в советской России в 1918-1922 гг. // Актуальные проблемы российского права. 2009. № 3. С. 94-100.

5. КузнецовБ.А. Иван Емельянович Кузнецов - новгородский король российского фарфора. М.: Галлея-принт, 2015. 732 с.

6. Никонов В.В. За Христа претерпевшие. Церковь и политические репрессии 1920-1950-х гг. на территории Раменского района Московской области. Т. 2. Гжельская волость. Гжель: ГГУ, 2017. 576 с.

7. Никонов В.В., Толмачева И.А.Храм Успения Пресвятой Богородицы села Гжель. Исторический очерк.Гжель: Кунай-колодец, 2011. 176 с.

8. ОкуневН.П. В годы великих потрясений: Дневник московского обывателя 1914-1924. М., 976 с.

9. Толмачева И.А. Храм великомученика Георгия Победоносца села Игнатьева. Исторический очерк. Гжель: Кунай-колодец, 2017. 500 с.

References

1. Volobueva T.I., Kuznetsova O.P., Romanova S.N., etc. Sacred clergy and curators of the Moscow diocese of the first third of the twentieth century. Tver:Bulat, 2013. 416 p.

2. Ikonnikov S.A. Material support for minor clerics, widows and orphans of the clergy in the second half of the XIX - early XX century // Bulletin of Tambov State University. 2018. No. 7. Pp. 151-157.

3. Ilyukhov A.A. How the Bolsheviks paid: The policy of the Soviet government in the field of wages in 1917-1941. Moscow: ROSSPEN, 2010. 415 p.

4. KolotkovM.B. The significance of the Decree "on the red terror" of September 5, 1918 in the formation of the system of political repression in Soviet Russia in 1918-1922. // Actual problems of Russian law. 2009. No. 3. Pp. 94-100.

5. KuznetsovB.A. Ivan YemelyanovichKuznetsov - Novgorod king of Russian porcelain. M.:Galleya print, 2015. 732 p.

6. Nikonov V.V. Those who suffered for Christ. The Church and political repressions of the 1920s-1950s on the territory of the Ramenskoye district of the Moscow region. Vol. 2. Gzhelskayavolost. Gzhel: GGU, 2017. 576 p.

7. Nikonov V.V., Tolmacheva I.A. Church of the Assumption of the Most Holy Theotokos of the village of Gzhel. Historical essay. Gzhel:Kunaykolodets, 2011. 176 p.

8. Okunev N.P. In the years of great upheavals: The Diary of a Moscow philistine 1914-1924. M.: Kuchkovo pole, 976 p.

9. Tolmacheva I.A. The Church of the Great Martyr George the Victorious Ignatiev village. Historical essay. Gzhel:Kunaykolodets, 2017. 500 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.