Научная статья на тему 'УФИМСКОЕ ЕПАРХИАЛЬНОЕ ЖЕНСКОЕ УЧИЛИЩЕ (1862-1919)'

УФИМСКОЕ ЕПАРХИАЛЬНОЕ ЖЕНСКОЕ УЧИЛИЩЕ (1862-1919) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
431
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕНСКОЕ ДУХОВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ЖЕНСКИЕ УЧИЛИЩА В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ / УФИМСКОЕ ЕПАРХИАЛЬНОЕ ЖЕНСКОЕ УЧИЛИЩЕ / WOMEN''S SPIRITUAL EDUCATION / DIOCESAN WOMEN''S COLLEGE IN PRE-REVOLUTIONARY RUSSIA / UFA DIOCESAN SCHOOL FOR GIRLS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ергин Юрий Викторович, Свице Янина Сигизмундовна

Статья представляет собой краткий исторический очерк почти 60-летней деятельности Уфимского епархиального женского училища (1862-1919) - одного из старейших в России средних духовных учебных заведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UFA DIOCESAN SCHOOL FOR GIRLS (1862-1919)

The Article presents a brief historical sketch of the almost 60-year old Ufa Diocesan women's College (1862-1919).

Текст научной работы на тему «УФИМСКОЕ ЕПАРХИАЛЬНОЕ ЖЕНСКОЕ УЧИЛИЩЕ (1862-1919)»

ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Ю.В. Ергин, Я.С. Свице УФИМСКОЕ ЕПАРХИАЛЬНОЕ ЖЕНСКОЕ УЧИЛИЩЕ (1862-1919)

Ключевые слова: женское духовное образование, епархиальные женские училища в дореволюционной России, Уфимское епархиальное женское училище.

Аннотация: Статья представляет собой краткий исторический очерк почти 60-летней деятельности Уфимского епархиального женского училища (1862-1919) - одного из старейших в России средних духовных учебных заведений.

История становления и развития женского образования в России до настоящего времени остается наименее изученной главой истории отечественного образования. Особенно не повезло епархиальным женским училищам, первоначально созданным для содержания дочерей бедных священников, но с 1860-х годов открывших свои двери для обучения детей не только духовного звания. В значительной степени это объясняется тем, что за годы советской власти сам термин «духовное образование» стал олицетворением отсталости и примитивности, впрочем, как и вся система народного образования дореволюционной России, подвергнутая уничижительной критике.

В 1993 году Центральным государственным историческим архивом Республики Башкортостан (ЦГИА РБ) была издана небольшая справочная книга «Дорога к Храму: история религиозных учреждения города Уфы» [1], в которой собрана краткая информация о некогда существовавших и ныне существующих в Уфе церквах, учебных и других духовных заведениях. Есть в ней и небольшая статья М.Г. Валеевой об Уфимском епархиальном женском училище [1, 64-68]. Фактически это краткое изложение 4-страничного описания данного учебного заведения из дореволюционной «Уфимской епархии» И.Е. Златоверховникова [2], представляющей собой географический, этнографический, административно-исторический и статистический очерк об Оренбургско-Уфимской епархии, открытой по указу Павла I с 1 января 1800 года, с пребыванием епископа в Уфе. В Центральном историческом архиве РБ в фонде И-120 (Уфимское епархиальное женское училище) [3] сохранилось всего лишь 15 дел: это Журналы совета училища (1881, 1886, 1893, 1898, 1903, 1905, 1914), отчет о состоянии учебно-воспитательной части (1915), распорядительные Журналы заседаний совета (1914, 1916), сметы по содержанию училища (1911, 1912), журналы приходов и расходов (1911), копии аттестатов выпускниц училища (1912, 1917). Дело в том, что в годы гражданской войны и первых лет советской власти документы Уфимской духовной консистории и Уфимского епархиального училищного совета были разграблены и оказались безвозвратно утраченными. В этой связи огромный интерес представляет все, что было написано об Уфимском епархиальном женском училище до 1917 года, поскольку авторы этих публикаций, безусловно, были знакомы с первоисточниками, оказавшимися недоступными для современного исследователя. Прежде всего, это два «Исторических очерка Уфимского епархиального женского училища...», написанные Михаилом Троицким и Иоанном Алфее-выми к 25-летию и 50-летию этого учебного заведения [4-5]. В нашем изыскании были использованы также материалы Отчетов о состоянии Уфимского епархиального женского училища за 1912/1913 и 1913/1914 учебные годы, опубликованные в «уфимских епархиальных ведомостях» [6-7] и последний, сохранившийся в ЦИА РБ, Отчет этого училища за 1915/1916 учебный год [8].

История возникновения епархиальных женских училищ в России ведет свое начало с Высочайшего указа Императора Николая I от 18 августа 1843 года об учреждении особого учебного заведения - Училища девиц духовного звания. Идея его создания принадлежала дочери императора Великой Княгине Ольге Николаевне, будущей королеве Вюртемберг-ской. Целью Образцового училища девиц духовного звания, открытие которого состоялось 22 октября 1843 года в Царском Селе в присутствии членов императорской семьи, являлось воспитание девиц из семей православных священнослужителей, преимущественно из сельской местности, не имевших средств для «приличного воспитания» своих дочерей. Предполагалось выпускать из училища девиц, способных стать «достойными супругами служителей алтаря Господня, на коих лежит священная обязанность назидания прихожан в вере и нравственности и детей своих в правилах благочестия и добронравия. Главная же забота училищного начальства должна состоять в том, чтобы укоренить в учащихся чистое православное учение, христианское благонравие, дух кротости, подчиненности, благотворительности, любовь к порядку» [9, 28].

Создание новой ветви женского образования шло медленно и трудно, и до конца царствования Николая I (после смерти в марте 1855 года отца на престол взошел его сын -Александр II) было открыто всего 4 таких училища: в Царском Селе (1843), Ярославле1

(1848), Казани (1853) и Иркутске (1854). Все они состояли в благотворительном Ведомстве Императрицы Марии2 и поэтому назывались Мариинскими.

Параллельно развивались женские школы для детей духовенства другого типа, получившие название епархиальных училищ: в них стали преобразовывать существовавшие ранее при монастырях приюты, в которых содержались дети не только духовенства. В отличие от училищ для девиц духовного звания, созданных на средства Духовно-учебного комитета Св. Синода, епархиальные училища содержались на средства местного духовенства. Официальный их историограф А. Кузнецов отмечал, что еще в середине 1850-х годов многие их этих училищ «не имели характера правильного организованного учебного заведения, они были неодинаковы даже по своему названию - одни были училищами в прямом смысле, а другие - более приютами и сиротовоспитательными учреждениями» [11, 2]. Естественно, что для этих училищ не было единого устава или положения, каждое жило по собственному закону, созданному в собственной епархии.

К 1855 году, началу царствования Александра II, такие более простые губернские епархиальные женские училища существовали в России лишь в четырех городах: в Полоцке (1844), Самаре (1847), Смоленске (1848) и Харькове (1853). Из них только Устав Смоленского епархиального женского училища был признан Св. Синодом образцом для других.

Различное состояние епархиальных женских училищ, каждое их которых функционировало по собственному уставу, побудило нового обер-прокурора Св. Синода графа Д.А. Толстого, бывшего тогда одновременно и министром народного просвещения, поручить 9 июня 1867 года Учебному комитету Синода разработать единый для всех Устав Епархиальных женских училищ, предполагавший полную унификацию их внутреннего строя и учебно-воспитательной части [11, 3]. Такой Устав Епархиальных женских училищ был разработан и утвержден: 20 октября 1868 года, находясь в Варшаве, Государь Император Александр II на первой его странице собственноручно начертал «Быть по сему» [12]. Цель епархиальных женских училищ, отраженная в новом Уставе, была шире той, что ставилась в 1843 году перед училищами девиц духовного звания: по Уставу 1868 года епархиальные женские училища «имели целью воспитание девиц в правилах благочестия по учению православной церкви и в русском народном духе, с тем, чтобы воспитанницы могли в последствии иметь благотворное влияние на окружающую среду строгою нравственною жизнью и деятельным исполнением семейных обязанностей». Именно целевой направленностью епархиальные женские училища отличались от светских женских учебных заведений.

Устав 1868 года содержал 16 глав, которые полностью регламентировали организацию деятельность и повседневную жизнь вновь созданных учебных заведений. Создание женских духовных училищ, которое, как правило, происходило по инициативе местного духовенства, в целом находилось в его ведении и быстро поставило женское духовное образование в епархиях в один ряд с образованием в других женских учебных заведениях государства, такими, как институты благородных девиц, гимназии Ведомства Императрицы Марии (Мариинские училища), составившими к началу XX века целостную систему женского среднего образования в России.

Согласно Уставу 1868 года, в Епархиальных женских училищах устанавливался 6-летний курс обучения и возраст поступающих составлял 6 лет. Училища могли быть 6-классными, с годичным сроком обучения в каждом классе и 3-классными, с двухгодичным сроком обучения. Перечень учебных предметов и в тех, и в других училищах был одинаков. В перечень обязательных предметов каждого епархиального женского училища входили 9 обязательных и 3 необязательных предмета. Обязательными были: история Ветхого и Нового Завета, пространный катехизис, объяснение богослужения; русский язык и русская словесность и практическое ознакомление со славянским языком; арифметика и общие основания геометрии; география всеобщая и русская; гражданская история всеобщая и

русская; общие необходимые сведения по физике; педагогика; чистописание; церковное пение. Необязательными предметами были: новейшие языки и рисование.

Если раньше устроители духовных училищ считали главной задачей гарантирование своим выпускницам замужества, то теперь выпускницы получили право на «звание домашних учительниц тех предметов, в коих они оказали хорошие успехи, без особого на это звание испытания». В отчете обер-прокурора Св. Синода за 1870 год отмечалось: «Присвоение этого преимущества воспитывающимся в женских училищах духовного ведомства дочерям духовенства, при бедности большинства в этом сословии, имеет весьма важное значение, - облегчая им возможность приобретать себе средства к жизни занятием обучением детей, домашним и школьным».

Управление епархиальными училищами, как и другими женскими учебными заведениями духовного ведомства, которые постепенно стали преобразовывать в соответствии с Уставом епархиальных училищ 1868 года, осуществлялось на трех уровнях. Верхний уровень - епархиальный архиерей - утверждал в должности всех служащих при училище; второй уровень - ежегодный съезд епархиального духовенства - попечение об изыскании денежных средств для содержания училища, выбор из своей среды двух членов в училищный Совет (сроком на три года), избрание начальницы училища, определение жалованья; третий уровень - училищный Совет, состоявший из начальницы училища, инспекторов классов и двух членов от духовенства, которому принадлежало непосредственное заведование училищем. В Уставе 1868 года закреплялось, что средства этих женских училищ были местными - епархиальными или частными: сбор с церквей и монастырей, отчисления из средств епархиальных свечных заводов, сборы с доходов епархиального духовенства, пособия от епархиального попечительства и плата за обучение и содержание воспитанниц.

Общее число епархиальных училищ к 1870 году не превышало двадцати. Среди вновь открытых - Астраханского, Воронежского, Вятского, Кишеневского, Нижегородского, Пал-тавского, Таврического, Черниговского - было и Уфимское епархиальное женское училище. К 1879 году в России насчитывалось уже двадцать девять преобразованных епархиальных училищ.

Отработка содержания обучения и воспитания в епархиальных женских училищах продолжалась и в последующие годы. Так своим определением от 6 - 28 сентября1896 года Св. Синод утвердил новые учебные программы: в отличие от прежних лет были не только определены объемы курсов по каждому предмету, но и введено систематическое изучение грамматики церковно-славянского языка, а вместо педагогики - дидактика, в которую вошло и учение о воспитании.

Определением от 23 августа - 5 сентября 1907 года Св. Синод включил в курсы летних епархиальных женских училищ новые предметы - алгебру, природоведение и черчение; к классному времени было отнесено рукоделие; причем по всем основным предметам общее количество часов значительно увеличилось. Тогда же Учебный комитет при Св. Синоде разработал проект общего положения о седьмом, дополнительном, классе как с одногодичным, так и с двухгодичными курсами. В этом классе, названном еще педагогическим, предполагалось ввести новые предметы: педагогическую психологию, историю педагогики, логику, историю иностранной литературы, методику преподавания русского и цер-ковно-славянского языков; вместо природоведения вводилось естествознание. Учебный курс второго года 7-го класса предполагалось разделить на два специальных отделения: словесно-историческое и физико-математическое.

На январь 1914 года в России насчитывалось 75 епархиальных женских училищ, что составляло 5,6 % от общего числа всех женских средних учебных заведений; общее число учащихся в них составляло на этот момент 28 671 человек.

Первая попытка открыть в Уфе училище девиц духовного звания была предпринята в начале 1850-х годов, когда епархия именовалась еще Оренбургско-Уфимской3, а управ-

лял ею Преосвященный Иосиф (Богословский)4, впоследствии епископ Воронежский. Однако в то время из-за отсутствия в епархии необходимых денежных средств и единогласия в среде духовенства по вопросу необходимости такого училища в Уфе идея его открытия была оставлена.

Вторично вопрос об открытии епархиального женского училища был поставлен 19 января 1861 года в докладе Уфимского попечительства о бедных духовного звания Преосвященным Филаретом (Малышевским)5, назначенным на Уфимскую кафедру 13 сентября 1860 года. В этом докладе сообщалось, что для открытия в Уфе училища девиц духовного звания только само Попечительство располагает денежными средствами до 37 тысяч рублей. Следует особо отметить, что Попечительство в своем докладе Преосвященному представило как собственное предложение епископа Филарета открыть такое училище для того, чтобы «жены священников хотя сколько-нибудь соответствовали образованию своих мужей и были истинными помощницами им как в семейной жизни, так и в реализации служения народу». 21 января Преосвященный наложил на доклад Попечительства резолюцию следующего содержания: «Благословляю на доброе дело и надеюсь вполне, что священнослужители окажут возможное пособие на устроение приюта для воспитания девиц духовного звания».

Во исполнение этой резолюции Духовная консистория поручила служившему в Попечительстве священнику Захарию Словохотову изыскать в городе подходящее здание для размещения училища, а на других сотрудников Попечительства была возложена обязанность пригласить духовенство епархии к пожертвованиям. Последнее было внесено уже 25 января 1861 года, когда по всей епархии были разосланы духовные листы для вписывания пожертвований. Своим отношением от 4 февраля 1861 года Преосвященный Филарет просил Преосвященного Оренбургского Антония (Радонежского) открыть такую же подписку и в Оренбургской епархии; от нее тотчас же поступило пожертвование в 273 руб. 80 ЛЛ коп. на устройство в Уфе женского училища.

Известно, что Уфимское духовенство одновременно пожертвовало на открытие женского училища денежную сумму в 3 тысячи руб. Часть приходов епархии обязались ежегодно жертвовать училищу до 2 %, другие - до 3 %, а некоторые по 10-20 руб. от получаемого приходом содержания. Кроме этого Уфимское попечительство обязалось одновременно выделить денежных средств от 7 до 10 тысяч руб. на покупку здания для училища, полностью оплатить необходимую для обустройства училища мебель, и ежегодно для содержания училища 1 тысячу руб.

Пока составлялся основной капитал для открытия епархиального женского училища в Уфе, для него подыскали и здание: выбор пал на дом титулярной советницы госпожи Парулиной, расположенный на углу улиц Ильинской (ныне - Заки Валиди) и Гоголевской (ныне - Гоголя), в то время по контракту на 4 года с оплатой 600 руб. в год, занятый Палатой государственных имуществ. На момент, когда здание было приискано для размещения Уфимского епархиального женского училища, его стоимость составила 10 тысяч руб. Об этом было извещено Высшее начальство: рапортом Св. Синоду от 4 октября 1861 года Преосвященный Филарет представил свои соображения относительно крайней необходимости открыть в Уфе епархиальное женское училище. Преосвященный сообщал, что в Уфе действует женское училище 1-го разряда6, но доступно оно только детям губернского духовенства: содержать на квартирах своих детей, не говоря уже о сиротствующих детях, сельскому духовенству никаких возможностей не было. К рапорту был приложен проект Устава Уфимского епархиального женского училища, составленный по образцу Устава Царскосельского училища духовных девиц 1843 года.

Рапорт Преосвященного Филарета был рассмотрен Св. Синодом 21 декабря 1861 года и представлен для утверждения Государю Императору Александру II, который 3 марта 1862 года Высочайше соизволил «разрешить покупку в г. Уфе дома у вдовы Парулиной

для открываемого там училища девиц духовного звания с учреждением при сем училище должности Почетного Блюстителя с теми правами, какие предоставлены подобным лицам при духовных училищах» [5, 6].

21 апреля 1862 года сообщение о Высочайшем утверждении доклада Св. Синода поступило в Уфу и 10 мая Преосвященный Филарет предложил Уфимской консистории: «Распорядиться о совершении купчей крепости на дом Парулиной, открыть Правление училища, поручить Правлению избрать начальницу училища, пригласить наставников и Почетного Блюстителя, избрать смотрителя дома, объявить духовенству об учреждении училища».

•4« «Л .V 33

)|ЫЫ1 |<МП1ЙР

Здание консистории. Из серии открыток об Уфе московского издателя и книгопродавца Д.П. Ефимова, отпечатанных

фирмой «Шерер, Набгольц и Ко». Фото 1903 года

11 июня 1862 года член Консистории священник Стефан Яхонтов получил от Парулиной купчую крепость на ее дом и копию с контракта, по которому ранее он был сдан под помещение Палаты государственных имуществ. Поскольку купленный у Парулиной епархиальным духовенством дом не мог быть свободен ранее срока, указанного в контракте с Палатой государственных имуществ, было решено временно для открываемого училища арендовать здание, принадлежавшее женскому монастырю во 2-й части города Уфы на углу улиц Большой Успенской (ныне - Коммунистической) и Александровской (ныне - Карла Маркса). Игумения монастыря Евпраксия согласилась отдать дом училищу с оплатой 300 руб. в год. Правление училища приняло предложение, и с 1 сентября 1862 года договор об аренде здания был заключен.

Состав первого правления Уфимского епархиального женского училища по предложению Консистории был утвержден еще 18 мая 1862 года: председатель Правления архимандрит Григорий (Медиоланский)7, кафедральный протоиерей Владимир Владислав-лев8, ключарь кафедрального собора священник Стефан Яковлев. Первое заседание Правления состоялось 16 июня того же года: было решено, что до освобождения дома Парули-ной заседания Правления будут проводиться два раза в неделю в здании Уфимской духовной семинарии. Делопроизводителем правления был избран наставник семинарии Лев Су-

ходольский9, состоявший в то время секретарем правления семинарии. Тогда же был решен вопрос о приглашении преподавателей семинарии проводить занятия в женском училище безвозмездно.

31 августа 1862 года Преосвященным Филаретом в должности начальницы Уфимского училища по прошению была утверждена девица Евдокия Ивановна Сергеева: «Зная религиозно-нравственное образование девицы Сергеевой, я признаю ее достойною вполне быть руководительницей воспитания девиц духовного звания в открывающемся училище» [5, 7 ].

Открытии Уфимского женского училища состоялось 29 сентября 1862 года.

Из «Уфимских губернских ведомостей», 1862, № 46: «29 сентября (1862 года) предварительно была совершена Литургия Преосвященным Филаретом с соборным духовенством (в соборе). После Литургии был акафист10 Божией Матери. В 11 часов прибыл (в ученический дом) сам Преосвященный, встреченный воспитанницами в сопровождении начальницы заведения и классных дам. Городское духовенство, начальники и наставники семинарии и училища и некоторые из отцов и матерей воспитанниц предварительно уже собрались в училищном доме. Тотчас началось молебствие с водоосвящением, которое совершил сам Преосвященный. В служении с Архипастырем участвовали Ректор и Инспектор семинарии, два Протоиерея и четыре священника. После молебствия произнесена была речь самим Преосвященным. В речи, обращенной к воспитанницам, просто, но сильно было высказано о необходимости и условиях истинного воспитания. По окончании молебствия провозглашено многолетие Государю Императору, Святейшему Синоду, Преосвященному Филарету, учащим и учащимся. Так совершилось у нас открытие училища для воспитания девиц духовного звания».

Не сохранился Устав Уфимского женского училища, представленный Преосвященным Филаретом Св. Синоду 4 сентября 1861 года с докладом о разрешении учредить училище. Однако известны основные положения этого Устава, выработанного на основе Устава Царскосельского училища духовных девиц 1843 года применительно к местным уфимским условиям. Формально он действовал до введения Общего Устава епархиальных женских училищ, утвержденного 20 сентября 1868 года, а самом деле до 14 мая 1872 года, когда по Указу Св. Синода Уфимское епархиальное женское училище было преобразовано в первый раз [5, 9].

В первоначальном Уставе Уфимского женского училища говорилось о том, что оно открывалось для детей не только Уфимской, но и Оренбургской епархии, пока в последней не будет учреждено свое епархиальное Попечительство и открыто собственное женское духовное училище11. Училище состояло под управлением Преосвященного и особого Правления, в дирекцию которого входили: ректор духовной семинарии, начальница, кафедральный протоиерей, один из членов Попечительства и смотритель дома. Надзор за преподаванием возлагался на ректора духовной семинарии. При училище должен быть устроен храм в честь и память святителя Тихона Задонского12.

Возраст поступавших в Уфимское училище - 9-12 лет. Курс обучения составляли предметы: Закон Божий, чтение и письмо, арифметика и счисление на счетах, русская грамматика, география, гражданская история - всеобщая и русская, Богослужение Православной церкви, изучение местного раскола, церковное пение, чистописание и рукоделие. Полный курс обучения - шесть классов, по одному году в каждом. Преподавателями приглашались наставники Уфимской духовной семинарии, Уфимского духовного училища и местные священнослужители - все безвозмездно.

Число воспитанниц в Уфимском училище было установлено - 60 девочек. За содержание каждая пансионерка вносила 50 руб. с рассрочкой платы по полугодиям, при поступлении в училище единовременно 20 руб. с каждой воспитанницы для обеспечения ее всем необходимым. С детей духовенства было установлено ежегодно взимать плату лишь

в 10 руб., а дочери учащих училища освобождались от всякой платы. Воспитанницам -круглым сиротам после окончания училища оплачивались все расходы до прибытия на место назначения, а при выходе замуж из средств Попечительства единовременно выдавалась сумма от 30 до 50 руб.

Источником дохода Уфимского училища служили: ежегодный взнос Попечительства в размере 1 тысячи руб., взносы пансионерок и 2 %-ный сбор с доходов местного духовенства. В Уставе Уфимского женского училища оговаривалось и жалование: начальнице (от 150 до 200 руб. в год при готовом содержании), наставницам (от 100 руб. при том же содержании), экономке за ее труды плата устанавливалась по усмотрению Правления.

Сохранились сведения о всех преподавателях Уфимского женского училища до его реорганизации в соответствии с Указом Св. Синода от 14 мая 1872 года, а также изменения в его руководящем органе - правлении училища. 5 октября 1865 года начальницей училища, вместо уволенной по прошению Сергеевой, была определена княгиня Евдокия Григорьевна Путятина, но уже через год, 28 ноября 1866 года, начальницей училища стала Анна Григорьевна Дузь-Хотимирская. Ее, в свою очередь, должны была сменить Александровна Епанечникова, избранная 20 сентября 1869 года большинством голосов на Епархиальном съезде духовенства Елизавета и утвержденная на эту должность только что назначенным на епископскую кафедру в Уфе Преосвященным Петром (Екатериновским)13, бывшим епископом Якутским. Однако госпожа Дузь-Хотимирская не взяла назад свое заявление об оставлении училища и продолжила оставаться начальницей училища. Первым Почетным блюстителем училища по хозяйственной части был в 1862 году избран уфимский 2-й гильдии купец Василий Губанов.

В 1869 году, в силу Устава Епархиальных женских училищ, принятого 20 сентября 1869 года, в составе Правления Уфимского училища произошли изменения: Правление было переименовано в Совет училища, в который вошли: новая начальница: Александра Васильевна Лазарева, священники Павел Желателев и Александр Медиоланский, в 18551866 годах - ректоры Уфимской духовной семинарии, и делопроизводитель священник Николай Агров, ставший одновременно и экономом училища. Первым председателем Совета Уфимского епархиального женского училища стал Павел Желателев, но ненадолго: после его перехода 29 октября 1869 года в Мензелинск новым председателем Совета училища был избран священник Алексей Никитский, одновременно взявший на себя и преподавание Закона Божия.

В начале 1870 года избранная Съездом уфимского духовенства начальницей А.В. Лазарева неожиданно скончалась, и на эту должность была назначена вдова полковника Анна Николаевна Лапина. Тогда же новым председателем Совета училища стал Ника-нор Всесвятский, бывший до этого о. ключарем кафедрального Воскресенского собора, а почетной блюстительницей училища была утверждена уфимская 1 -й гильдии купчиха Мария Степановна Блохина.

При открытии Уфимского женского училища в 1862 году в него была принята 21 воспитанница: 9 состояли на епархиальном содержании, 6 были пансионерками с установленной денежной платой, остальные - вольноприходящими. Их разделили на два отделения (или класса). Поскольку прием воспитанниц в училище не был строго ограничен временем, их количество в течение учебного года не оставалось постоянным: оно постоянно возрастало, и в июне 1863 года число воспитанниц Уфимского училища - 30 человек.

С 1 сентября 1863 года в училище было уже три класса: 1-й класс - принято 17 воспитанниц; 2-й класс - после летних экзаменов в него перевели 19 воспитанниц; 3-й класс - состоял из 11-ти переведенных воспитанниц. В сентябре 1864 года в училище было уже четыре класса - 58 воспитанниц. Так каждый год прибавлялось по одному классу, пока их число не достигло шести. В сентябре 1866 года Уфимское епархиальное женское училище имело уже полный комплект классов, а в июне 1867 года состоялся первый выпуск

воспитанниц. Количество обучающихся в Уфимском училище воспитанниц за первые десять лет его существования с указанием их сословной принадлежности показано в таблице 1. Если в первый год учреждения Уфимского училища в него принимались лишь дети лиц духовного звания, то в дальнейшем с разрешения Преосвященного Филарета в него стали допускаться дочери и светских лиц, которые, кстати, отдавали своих детей в училище с большим желанием, чем духовные.

Таблица 1

Количество вослитанницъ.

Бь иакомъ году и 1 £ с — 5й 3 1 РЛ Им О' Р? м Я . -1 Ш'М 2 х _ ¡5|£ 3 55. ^ ■ 5 те г а К ¡У. о 11 1.1 > К % 5 • «8 , | © [ — ' О ■3 . £ 5*

1873 г. 83 40 30 . 52 41 123

1874 86 | 33 25 48 46 [ 8 119 33

1875 Г. | 88 32 Т7 * 55 38 9 121

1876 V Г 92 30 28 57 37 10 .1 122' 34

1877 и 92 31 28 59 36 6 123 .

1878 ! 87 30 27 54 36 10 ■'Т 117 37

1879 "И Г 84 35 26 58 35 7 119

1880 83 36 27 58 35 119 29

......- . ' Въ 1881 году. 96 45 27 75 »IHII.ili.ft |!И<| 39 6 141

„ 1882 110 57 30 90 47 8 167 24

1883 ! 121 1 55 35 83 58 6 176 12

„ 1884 ; ?« 1 134 57 48 94 49 11 191 25

>1885 ■ г | 137 59 43 78 . • 1 75 24 196 26

1886 гг. ■ айн ■ТУК; 126 57 45 68 70 59 1 •'7 16 х-.. к. . ;; 183 27

„ 1887 V 419 61 57 _ 64 14 т ■■ л | 180 18

8 февраля 1869 года Преосвященный Филарет «получил и препроводил в училище» новый «Устав Епархиальных женских училищ», Высочайше утвержденный 20 сентября 1868 года, предложив Правлению обсудить, «насколько он может быть приложен к состоянию Уфимского училища». Правление обсудило этот вопрос и довело свои соображения до Епархиального съезда духовенства, который нашел, что применение нового Устава немыслимо с материальной стороны. Поэтому было решено отложить реформирование Уфимского училища до более благоприятного времени. Впрочем некоторые изменения в учебный

план Уфимского епархиального женского училища были внесены: в новом Уставе по всем предметам было установлено 108 часов в неделю, тогда как в прежней практике преподавания в училище проводился лишь 71 час в неделю и совсем отсутствовали новые предметы - геометрия и физика. Епархиальный съезд обязал дирекцию училища ввести еженедельно три урока по физике, два урока по геометрии, увеличить на два число уроков по русскому языку, арифметике и на один урок - по гражданской истории, а также, что предусматривал уже Устав 1868 года, - сделать два урока по пению обязательными. Таким образом, число часов в неделю в Уфимском епархиальном женском училище было увеличено с 71 до 88: для полного недельного числа уроков, требуемого новым Уставом, недоставало только 19 уроков. Указанное количество уроков сохранялось в Уфимском училище до введения в действие Указа Св. Синода от 14 мая 1872 года.

Еще 22 апреля 1863 года Преосвященный Филарет выдал эконому архиерейского дома книжку для сбора пожертвований в Уфе и Мензелинске на устройство в училище домовой церкви в здании, купленном у Парулиной, которое Палата государственных иму-ществ обязалась освободить от постоя осенью того же года. Палата освободила этот дом 15 августа 1863 года, а уже через два месяца, 9 октября, эконом возвратил Преосвященному денежную книжку, на которой к тому времени числилось пожертвований на сумму 638 руб. 70 коп. Церковь решено было устроить во имя св. Тихона Задонского, как о том сообщалось еще в первом Уставе училища, посланном Преосвященным в Св. Синод 4 сентября 1861 года.

Вид с колокольни Воскресенского кафедрального собора: слева - дом Губернатора; в центре - здания Оренбургского Магометанского Духовного Собрания и Первой соборной мечети; справа - здание бывшей Конторы удельного ведомства (белое двухэтажное), в которое Епархиальное училище переехало в 1866 году из дома Парулиной. Фото 1867

года

Выбор покровителем церкви Уфимского епархиального женского училища святителя Тихона не был случайным: открытие мощей св. Тихона в августе 1861 года фактически совпало со временем открытия Уфимского училища. Выбор наименования храма в честь св. Тихона был также связан и с тем, что возглавлявший в то время епископскую кафедру в

П€/1ПГОГИЧ€СКИЙ ЖЫРНПЛ СПШНОРТОСТПНП Ы 4(53). 2014

Воронеже Преосвященный Иосиф (Богословский) до 27 августа 1853 года был епископом Оренбургским и Уфимским, а ведь именно при нем впервые заговорили в Уфе о создании женского училища. К тому же святитель Тихон являл образец простоты, кротости истинного христианского смирения, то есть был носителем тех качеств, которые особенно желательны в воспитании юношей и, особенно, девиц.

9 декабря 1863 года Преосвященный Воронежский Иосиф (Богословский), узнав о намерении построить при Уфимском училище церковь во имя св. Тихона, прислал в дар училищу икону святителя в золотой раме. Пока еще только собирались пожертвования на открытие при училище церкви, Преосвященный Филарет 25 апреля 1863 года предложил Правлению училища найти подрядчика на постройку церкви и условился с ним о цене работ. Устроить иконостас (без икон), два аналоя, клиросы и шкаф для ризницы согласился за 250 руб. мастер Христофор Безруков; 18 икон на сумму 180 руб. были заказаны местному художнику Матвею Тимашескому14.

С увеличением числа учащихся в Уфимском училище даже после частичной перестройки дом Парулиной стал для учебного заведения тесным. Поэтому было решено приискать для училища более просторное здание. Удобный случай представился в 1866 году: продавался дом, служивший помещением к тому времени упраздненной Конторы удельного ведомства15, расположенной на улице Воскресенской (ныне - Тукаева). Решили приобрести дом, поскольку именно с сентября этого года в училище образовался комплект всех 6-ти классов - 69 учащихся. Была совершена купчая крепость, дом бывшей Конторы удельного ведомства приобрели за 18400 руб.: 10000 были внесены единовременно, остальные деньги договорились уплатить рассрочкой так, чтобы в первые четыре года выплатить 4 400 руб. равными порциями, и последние 4 000 руб. в течение пятого года.

Здание Епархиального училища. Из серии открыток, отпечатанных фирмой «Шерер, Набгольц и Ко».

Издатель - Н.К. Блохин

В трудных экономических условиях руку помощи Уфимскому училищу подали состоятельные люди. Так, еще в 1862 году статская советница Е.С. Левашова пожертвовала училищу 50 рублей, а еще через пять лет передала Преосвященному 5 тысяч рублей на воспитание пяти сирот, названных «пансионерами». Единственной просьбой с ее стороны стало жела-

ние вписать в синодик16 училищной церкви имена десяти покойных родственников. Преосвященный Филарет, препровождая денежную сумму в училище, распорядился: «молится воспитанницам утром и вечером при всяком Богослужении о здравии Елизаветы Степановны Левашовой».

21 ноября 1867 года от известного золотопромышленника и мецената Ивана Федоровича Базилевского на имя Преосвященного для Уфимского епархиального женского училища поступила денежная сумма в 1000 рублей. 26 ноября того же года священнослужители села Табынска для училищной церкви пожертвовали серебряный вызолоченный крест на престол и серебряное кадило, а также материал на ризы. В 1868 году Варвара Петровна Базилевская, супруга И.Ф. Базилевского, пожертвовала училищу 300 рублей.

Выше уже говорилось о том, что до 14 мая 1872 года Уфимское епархиальное женское училище было 6-классным, но оно далеко не удовлетворяло Уставу епархиальных женских училищ, утвержденному 20 сентября 1868 года. По этому Уставу, в 6-классных училищах необходимо было иметь в каждую неделю по 108 уроков, а в Уфимском училище их было только 83; всем должностным лицам следовало платить в год 5 595 руб., а в Уфимском училище сумма не превышала 2 000 руб. (только в 1871 году она стала равной 2089 руб. 50 коп.).

14 мая 1872 года Св. Синод издал Указ, по которому епархиальные училища во всех отношениях должны были подчиняться Уставу от 20 сентября 1868 года: любые отступления как в определении жалования, так и в уменьшении недельного числа уроков запрещались. Если где-то денежные средства были недостаточными для содержания 6-классных училищ, училище должно было быть преобразованным в 3-классное с 2-годичными курсами преподавания, поскольку на содержание последнего требовались меньшие денежные затраты. Однако при этом и такие 3-классные училища не имели права отступать от вознаграждения, которое назначалось должностным лицам в 6-класных училищах. К вышеназванному Указу прилагалось расписание уроков для 3-классных училищ, нарушать которое было категорически запрещено. В этом Уставе, между прочим, прямо говорилось: «Все вновь учреждаемые женские училища с сокращением приложенных в Высочайше утвержденному 20 сентября 1868 года Уставу программ и уменьшением предложенных по штату окладов - допускать только как частные учреждения духовенства без присвоения им прав, указанных в XVI главе Устава Епархиальных женских училищ».

Таким образом, по Указу от 14 июля 1872 года Уфимское епархиальное женское училище из 6-классного было преобразовано в 3-классное. Однако и для 3-классного училища по установленному положению требовалась большая денежная сумма, чем та, которая расходовалась 6-классным Уфимским училищем. Совет училища доложил об этом Епархиальному съезду, собравшемуся 1 сентября 1872 года: требовалось увеличить денежные средства на 1 тысячу рублей в год. Съезд нашел дополнительные источники финансирования, и с 1 января 1872 года Уфимское епархиальное женское училище было преобразовано: оно стало 3-классным с 2-годичными курсами в каждом классе.

В соответствии с указанными преобразованиями в Уфимском училище изменились и программы учебных дисциплин: Закон Божий, русская словесность, арифметика, география, физика, педагогика, чистописание и пение. Число учебных часов в неделю стало приближаться к установленному Св. Синодом. Более того, в 1875 году в числе учебных предметов появился французский язык, ставший, правда, необязательным для всех воспитанниц.

В декабре 1876 года на Уфимскую кафедру был назначен деятельный, энергичный, обладавший большой ученостью епископ Никанор (Бровкович)17. Поэтому неудивительно, что уже в начале 1877 года Преосвященный Никанор задумался о преобразовании 3-классного Уфимского епархиального женского училища снова в 6-класное18. Однако, из-за недостатка у епархии денежных средств, положительное решение этого вопроса затяну-

лось на длительное время: сначала 4 декабря 1878 года Епархиальный съезд однозначно высказался в пользу безусловного преобразования училища в 6-классное, затем только 21 августа 1879 года на очередном съезде духовенства были определены соответствующие денежные средства и лишь 18 июня 1880 года Преосвященный Никанор представил в Св. Синод свое донесение с просьбой разрешить преобразование Уфимского епархиального женского училища из 3-классного в 6-классное, на что из местных епархиальных средств оказалось возможным в этом году выделить денежную сумму в 4623 руб.

Аттестат А. Гуменской, окончившей Уфимское епархиальное женское училище в 1910 году

Недостаток денежных средств на содержание училища усугублялся в эти годы еще и тем, что возникла проблема необходимости расширения его здания. В июле 1880 года с мастером Родионом Душиным на сумму 3 тысячи руб. было заключено соглашение на возведение к сентябрю 1881 года второго этажа над боковым корпусом Уфимского училища. В упомянутом выше донесении Преосвященного Св. Синоду от 18 июля 1880 года Совет училища просил также разрешить сделать пристройку к училищному зданию со стороны Ильинской улицы для размещения двух новых классов (помещения для четырех классов имелись). Преобразование училища в 6-классное намечалось начать с 1880/1881 учебного года, так как летом 1880 года состоялся выпуск воспитанниц 3-го класса и в новом учебном году нужно было открыть только пять классов.

Указ Св. Синода о разрешении преобразования Уфимского епархиального женского училища последовал 1 сентября 1880 года. Произошли изменения и в личном составе служащих, и в Совете училища. Еще в августе того же года съездом духовенства членами Совета училища были избраны священники Михаил Светловзоров и Николай Соколов.

Председателем Совета, по предложению Преосвященного, был оставлен протоиерей Павел Желателев, а его должность инспектора классов передали наставнику Уфимской духовной семинарии Ивану Любимову, который также принял на себя преподавание в училище церковной и гражданской истории. Были приняты новые преподаватели: по Закону Бо-жию - наставник Уфимской духовной семинарии Илья Троицкий, по географии - учитель Уфимского мужского духовного училища Иван Златоверховников, по математике и физике -бывший преподаватель Лазаревского института восточных языков в Москве Александр Жирнов, по арифметике (в младших классах) - священник Яков Барсов, по пению - псаломщик кафедрального собора Валериан Зеленцов.

Епархиальное женское училище. Из серии открыток «В.П. Колмацкого и Ко» в Уфе

В декабре 1889 года Высочайше было утверждено перемещение епископа Никано-ра в Херсонскую епархию и назначение на уфимскую кафедру епископа Якутского и Вилюй-ского Дионисия (Хитрова)19. К этому времени стало ясно, что при Уфимском епархиальном женском училище для достижения больших успехов в обучении воспитанниц требовалось открыть подготовительный класс или несколько параллельных отделений. Это, безусловно, требовало вливания новых денежных средств, которых в епархии явно не хватало. Только к 1886 году эти средства стали вполне достаточными настолько, что удалось увеличить жалование преподавателям училища и выделить некоторые средства на содержание при училище сирот. В этом плане помогло то обстоятельство, что в апреле 1887 года Почетным блюстителем Уфимского училища по хозяйственной части стал уфимский купец Василий Епифанович Поносов.

В этом же году губернским архитектором был составлен план училищных зданий, предусматривавший существенные изменения в главном корпусе училища. Переустройству подлежало и помещение училищной церкви, с тем чтобы алтарю было придано точно восточное направление. Вместе с архитектором здание училища несколько раз посетил Преосвященный Дионисий лично, детально ознакомившийся со всеми планами перепрофили-

рования учебных помещений. Однако новый проект расширения зданий Уфимского училища на некоторое время был оставлен: пристрой к зданию училища начали делать лишь в 1890-1891 годах.

3 ноября 1895 года при Уфимском училище была открыта церковно-приходская школа для девочек. Она имела три отделения и разместилась на училищном дворе в каменном флигеле.

Все возрастающее число учащихся, а также большое число желающих учиться заставило уфимское духовенство создать особую строительную комиссию, которой было поручено построить новый 3-этажный пристрой к училищу и перестроить его старое здание. На новый пристрой была составлена денежная смета в сумме 31 683 руб. 82 коп. Постройка была поручена подрядчику Илларионову со скидкой 10 % со всей суммы в пользу училища. На перестройку старого здания училища, строительные работы по которому было запланировано закончить к началу 1902/1903 учебного года, была составлена особая смета. К этому времени 3-этажный пристрой размерами в 19,70 саженей в длину и 9,50 саженей в ширину был уже вполне готов: учебные занятия в новом здании начались с 14 октября 1902 года. Строительные работы в старом здании училища продолжались до 1907 года.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сведения о состоянии Уфимского епархиального женского училища в последующие годы содержатся в его отчетах, часть из которых сохранилась: они печатались в отдельных выпусках на страницах «Уфимских епархиальных ведомостей» [6-7].

Выпускницы Уфимского епархиального женского училища с преподавателями. Во втором ряду (слева направо): ?; воспитательница А.А. Еварестова; начальница училища Е. Яблокова; священник АлександрГуляев; ?.

В 1912/1913 учебном году в состав Совета училища входили: кандидат богословия священник Благовещенского женского монастыря Гавриил Граммаков (состоял Председателем Совета с 1905 года); кандидат богословия священник Александр Гуляев, инспектор классов и законоучитель (с 1907 года); от духовенства - Николай Афанасьев, священник Рождество-Богородицкой церкви, и Иоанн Алфеев, священник церкви при психиатрической больнице, он же с 15 июня 1903 года - делопроизводитель Совета; от преподавателей -Алексей Казанский, учитель литературы и методики преподавания русского языка; Екатерина Уманская, старшая воспитательница. Почетным блюстителем по хозяйственной части состоял уфимский купец Л.Г. Вольмут, он же был и старостой училищной церкви. Все члены Совета училища служили безвозмездно.

23 сентября 1912 года Уфимское епархиальное женское училище праздновало свое 50-летие [6, 19-20]. Накануне юбилейного дня была совершена заупокойная литургия, а после нее панихида с поминовением всех лиц, записанных в синодик училищной церкви. На следующий день после литургии был отслужен благодарственный молебен. В 12 часов дня в училищном зале состоялся торжественный акт по следующей программе: после молитвы «Царю Небесный» был прочитан Указ Св. Синода о разрешении праздновать юбилей, заслушана Историческая записка об истории училища, составленная Иоанном Алфее-вым, и приветствия от разных учреждений и лиц. Торжественный акт закончился пением гимна «Боже, Царя храни».

Особый интерес в Отчете Уфимского епархиального училища за 1912/1913 учебный год представляют сведения о его 7-ом дополнительном (педагогическом) классе, открытом с 1 октября 1907 года [6, 20-21]. К началу 1912/1913 учебного года в этом классе состояло 27 учениц: из них 4 окончили 6-й класс училища в 1911 году, а остальные - в 1912 году. В состав учебного курса 7-го класса входили предметы: богословие (богословская энциклопедия) и методика Закона Божия (по 3 урока в неделю); история новой русской литературы (2 урока); церковное пение (2 урока). Кроме того в течение учебного года ученицы 7-го класса выполняли письменные работы, темы которых были выбраны из истории литературы, Закона Божия, педагогики, естествознания и истории. Один раз в год воспитанницы 7-го педагогического класса в образцовой при училище школе давали пробный урок с дальнейшим подробным его обсуждением.

Уфимское епархиальное женское училище внесло большой вклад в развитие народного образования. В конце XIX - начале XX веков большинство учительниц церковноприходских школ, в том числе в инородческих приходах, были епархиалками: с самых первых выпусков многие выпускницы училища, ставшие супругами священно- и церковнослужителей, особенно в сельской местности, помогали своим мужьям в преподавательской деятельности.

В отчете за 1912/1913 учебный год сдержатся сведения и о состоянии образцовой церковно-приходской школы, открывшейся при Уфимском училище еще в 1895 году [6, 2223]. Выше уже говорилось, что эта школа размещалась в помещении каменного флигеля во дворе училища. Содержалась школа на средства (500 руб. в год), отпускавшиеся из денежных сумм, специально выделенных для этой цели Св. Синодом. В штате служащих школы состояло три человека: законоучителем был протоиерей Иоанн Люперсольский, учительницей - выпускница Уфимского епархиального женского училища Елизавета Александровская, пение преподавал Михаил Сюткин. В 1912/1913 учебном году в этой церковноприходской школе обучалось 29 детей: в 1-м классе - 3 девочки и 1 мальчик, во 2-м классе - 6 девочек и 3 мальчика, в 3-м классе - 7 девочек и 3 мальчика. По итогам проведенных в мае 1913 года экзаменов 7 девочек и 2 мальчика старшего отделения были признаны успешно окончившими курс одноклассной ЦПШ.

Отчет Уфимского епархиального женского училища за 1913/1914 учебный год был опубликован в № 3 и № 4 «Уфимских епархиальных ведомостей» за 1914 год [7]. В этом

отчетном году училище находилось «под непосредственным управлением и руководством» Уфимских архипастырей: в первую половину года - епископа Михея (Алексеева) 0, а во вторую - епископа Андрея (Ухтомского)21.

При училищной церкви, освященной во имя святителя Тихона Задонского, с 1905 года действовало Попечительство, членами Правления которого в 1912 году состояли: священник Иоанн Алфеев (председатель), учительница образцовой школы Елизавета Александровская, помощник смотрителя Уфимского духовного училища Михаил Разумов; кандидатами к ним состояли протоиерей Михаил Шестаков и старшая воспитательница училища Екатерина Уманская [13]. В 1915-м в составе Правления Попечительства о бедных ученицах Уфимского епархиального женского училища: протоиерей Градо-Уфимского женского монастыря Владимир Сперанский, члены Правления - священник того же монастыря Гавриил Граммаков (он же товарищ председателя), начальница училища Елизавета Ябло-кова, инспектор классов Александр Гуляев, священник Никольской церкви Николай Куклин (он же казначей), ключарь кафедрального собора Николай Индолев, священник Свято-Духовской церкви при психиатрической больнице губернского земства Иоанн Алфеев, учительница образцовой ЦПШ при училище Елизавета Александровская, помощник смотрителя училища Михаил Разумов (он же делопроизводитель). Все члены Правления служили безвозмездно.

Главной задачей Попечительства было посильное удовлетворение материальных нужд учениц во время пребывания их в училище и при выходе из него при вступлении в самостоятельную жизнь. Средства Попечительства при Уфимскогом епархиальном женском училище составлялись из членских взносов и «доброхотных пожертвований». Так, в 1912 году от прежнего года в кассе попечительства оставалось: билетами 3 500 руб., наличными 1214 руб. 79 коп. В 1913 году поступило билетами 300 руб. и наличными 739 руб. 33 коп. Израсходовано было в том же году: наличными 617 руб. 63 коп., в том числе на покупку билетов 281 руб. 63 коп. К 1 января 1914 года в кассе Попечительства оставалось билетами 3 800 руб. и наличными 1277 руб. 09. коп. В марте 1914 года крупное пожертвование в 3000 рублей поступило от уфимского купца Константина Сладкова. Почетными членами попечительства в 1915 году состояли: Андрей, епископ Уфимский и Мензелинский, внесший 100 руб.; Михей, бывший епископ Уфимский и Мензелинский, внесший 200 руб.; Нафанаил бывший епископ Уфимский, тогда уже епископ Архангельский и Холмогорский, внесший 200 руб.; бывшая начальница училища Е.И. Лапина, внесшая 100 руб.; уфимский нотариус Н.И. Боголюбов, внесший 100 рублей и уфимский землевладелец купец К.П. Сладков, внесший 3000 руб.

Сразу же после Октябрьской революции 1917 года Уфимское епархиальное женское училище оказалось невольно втянутым в бурный круговорот событий, связанных с грубым вмешательством в жизнь учебных заведений Уфы местного большевистского Губрев-кома [14, 99-102]. Преподаватели училища не состояли членами Уфимского учительского союза, открытое противостояние которого Губревкому началось 20 декабря 1917 года, когда красногвардейцы бесцеремонно заняли здание Реального училища, в котором размещалось управление Учебным округом, и продолжалось до первого захвата города антибольшевистскими силами в марте 1918 года. Трехмесячная забастовка уфимских учителей, не имевшая аналога в стране, получила в те годы большой общественный резонанс, но в советское время тщательно скрывалась и замалчивалась.22

Губревком очень интересовало здание Уфимского епархиального женского училища. 31 декабря 1917 года, несмотря на протест со стороны Уфимского учительского союза, епископа Андрея и общего собрания приходских советов города, по распоряжению Губрев-кома больница-флигель во дворе епархиального училища был занят красногвардейцами, якобы, «для размещения только что организованного Комитета для защиты личной свободы и безопасности граждан от грабежей и насилий». На самом же деле этот фли-

гель, выходивший фасадом на реку Белую, представлял собой удобный наблюдательный пункт, и в случае появления за рекой противников советской власти мог быть очень легко превращен в удобный пулеметный форт. При захвате флигеля на нем был сломан замок, снята печать, а «непрошеные квартиранты стали брать дрова, явились на кухню и предъявили требование о предоставлении кипятку и печи» [15, 75].

Ученицы IV Уфимского Епархиального училища. Фото 1917 года, октябрь

Губревком надеялся, что после рождественских каникул забастовка уфимских учителей прекратится, однако в этом он просчитался. 7-8 января 1918 года общее собрание учителей города приняло постановление: «Забастовку продолжить, в переговоры с Губ-ревкомом вступать только тогда, когда будут освобождены помещения Учебного округа и Епархиального училища» [15, 78]. Хроника последовавших событий напоминала сводку боевых событий.

10 января Губревком постановил: «Предложить саботирующим учителям немедленно приступить к занятиям, а при отказе считать их уволенными, на их место набрать новых учителей» [15, 82].

14 января Учительский союз посчитал необходимым «забастовку против вмешательства в жизнь школы со стороны Ревкома ... продолжить».

20 января со стороны Губревкома началась широкомасштабная замена педагогического состава учебных заведений города «учителями», в большинстве своем совершенно непригодными для этих целей. Это продолжалось несколько недель.

27 февраля (уже по новому стилю) общее собрание Уфимского учительского союза постановило: «Старым учителям добровольно ставшим штрейкбрехерами, объявить бойкот». В свою очередь, Губревком отказался от ведения каких-либо переговоров с за-

бастовщиками. Тогда бастующие уфимское учительство решилось на шаг, во многих отношениях замечательный и беспрецедентный: в городе начала создаваться сеть местных частных начальных и средних учебных заведений. В таком количестве они не открывались никогда и нигде в России, да и не только в России, если не считать конфессиональных школ во Франции после отделения по закону от 9 декабря 1805 года Церкви от государства.

Проблема с помещениями для частных школ во многом была решена благодаря поддержке Епархиального света и лично Преосвященного Андрея: первые школы открылись в зданиях Благовещенского женского монастыря, при Александровском, Симеонов-ском и Рождество-Богородицком храмах, помещениях других церковно-приходских школ. Открылись они в помещениях таких епархиальных учебных заведений, как Уфимская духовная семинария и Уфимское епархиальное женское училище: в первом начали свои занятия 1-я мужская и 2-я женская частные гимназии, а во втором - 1-я женская частная гимназия.

Губревком, естественно, сразу же начал поход против всех частных школ: в числе первых оказались частные школы, приютившиеся в помещениях Успенского и Никольского приходов. Однако уже через несколько дней печати, наложенные Губревкомом на их двери, пришлось снять, поскольку оказалось, что открытие частных учебных заведений декретами Наркомпроса запрещено не было. Тогда частные учебные заведения в Уфе стали закрывать просто «для нужд Губревкома»: в конце февраля 1918 года первым под размещение красногвардейцев было занято школьное здание Благовещенского женского монастыря.

4 марта 1918 года Губревком «в связи с просьбой Городской коммуны для размещения детей петроградских рабочих, прибывающих в Уфу» вынес постановление реквизировать помещения духовной семинарии и епархиального женского училища [18]. Как раз в этот день Преосвященный Андрей отслужил в семинарском храме в присутствии родителей, учащих и учащихся упомянутых выше частных гимназий молебен перед началом учебы. Однако уже на следующий день, 5 марта, когда не успел еще окончиться первый учебный день, в семинарию явился вооруженный отряд боевой дружины, захватил здание, устроил обыск в квартирах ректора, его помощника и эконома [19].

Делегация собрания Епархиального совещания, состоявшегося 11 марта под председательством епископа Андрея по поводу захвата здания семинарии и незаконного требования уплатить контрибуцию в 10 тысяч руб. свечным заводом епархии, обратилась в Губревком и получила от его председателя А.И. Свидерского уверение в том, что в ближайшее время здание семинарии от вооруженных лиц будет освобождено и занятия в нем можно продолжить: «гоните всех, кто явится без наших подписей и печати Революционного комитета» [20]. Однако уже на следующий день, 12 марта, в здание семинарии прибыл отряд Боевой организации народного вооружения (БОНВ), которому предписывалось «немедленно принять решительные меры по приведению в исполнение декрета Совета Народных Комиссаров по очищению здания бывшей семинарии и удалению из нее, как перешедшую в собственность народа, всех лиц, состоявших ранее на службе в семинарии и занимающих там квартиры».

В тот же день, 12 марта, с таким же требованием вооруженные люди явились в здание епархиального женского училища: парты из классов училища вынесли, а всем служащим училища (начальнице, классным надзирательницам) было предложено в кратчайший срок выселиться с казенных квартир [16, 70-74]. Следующие дни также было реквизировано здание Уфимского мужского духовного училища. А.И. Свидерский, к которому обратились по этому поводу, заявил, что, якобы, для него самого все это стало полной неожиданностью: реквизиция состоялась по распоряжению вышестоящего военного комиссара Уральской области и боевой организации по борьбе с военной контрреволюцией.

В ночь с 3-го на 4-е июля 1918 года большевистская власть в Уфе пала: город взяли части мятежного Чехословацкого корпуса и Народной армии КОМУЧа. Не сохранились

документы о деятельности Уфимского епархиального женского училища за последующий год, когда город несколько раз переходил в руки красных (31 декабря 1918 года), затем белых (с 18 марта 1919 года) и наконец, окончательно, снова в руки красных (9 июня 1919 года).

ПАМЯТНИК АРХИТЕКТУРЫ И ИСТОРИИ

Объект культурного наследия регионального значения

Училище епархиальное женское 11-ая пол. XIX в.

ежит государственной охране. Лица, причинившие вред объекту культурного несла« несут ■ соответствии с законодательством Российской Федерации уголовную, административную и иную ответственность

АРХИТЕКТУРА ьем ТАРИХ КОМАРГКЫЬЫ

Тебек еЬемиетендеге межени мире? объекты

Епархия -катын--кы?эар училищеИы XIX б. 2-се яртыИы

Деулет Ьегы алтына алынган. Меуени мира? объектына мин килтергеи кешелер Ресей ФедерецияЬы кануниетеке ярашлы енейет, админ истратив Ьем башка тер яуаплылытса тарттырыла

ARCHITECTURAL AND HISTORICAL LANDMARK

Cultural Heritage Object of Regional Significance

Diocesan School for Girls 2nd Half of the 19th Century

tate protected. Persons causing damage to the object of cultural heritage bear criminal, administrative end other responsibilities under the Russian Federation law

Здание бывшего Уфимского епархиального женского училища (улица Тукаева, 48). Является объектом культурного наследия регионального значения и находится под защитой государства

Попытки возобновить занятия в духовной семинарии предпринимались, но так как большинство учеников и учениц мужского и женского духовных училищ были детьми сельского духовенства, можно предположить, что в кровавом хаосе гражданской войны родители вряд бы решились отправить своих детей на учебу в Уфу.

Сохранилось сравнительно мало документов и о деятельности в это время духовенства Уфимской епархии.

Летом 1918 года в «Воззвании», изданном Восточно-русским культурно-просветительным обществом, епископ Андрей выступил с поддержкой белого движения [21] затем позиция антибольшевизма была подтверждена в постановлениях Уфимского епархиального собрания, состоявшегося в Уфе 31 июля - 18 августа того же года. Знаковым по

отношению к большевикам стало и решение этого собрания - предоставить здание духовной семинарии в Уфе под белогвардейский госпиталь.

Летом 19l9 года Уфимское епархиальное женское училище было закрыто. Сначала в его зданиях были размещены воинские части, затем несколько советских партийных школ. В 1941-1943 годах в зданиях училища работал эвакуированный в Уфу 1-й Московский медицинский институт имени И.М. Сеченова, на базе клиник которого развернулись первые в городе военные госпитали. В послевоенное время там размещалась городская клиническая больница № 1, а в настоящее время в его здании находится Городской госпиталь ветеранов войн.

1. Второе училище девиц духовного звания, подобное Царскосельскому, открылось в 1846 году в городе Со-лигаличе Костромской епархии, но уже через два года оно было переведено в Ярославль. В конце 1846 года Великая княгиня Ольга Николаевна, выйдя замуж, покинула Россию, сообщив обер-прокурору Св. Синода графу Н.А. Протасову, что «попечение об училищах девиц духовного звания Царскосельском и Солигалическом передает невестке своей Государыне царевне [будущей Императрице Марии Александровне - авторы] с тем, чтобы Ее Императорское Высочество, сообразуясь с Ея предложением, старалось бы распространить подобные и в прочих городах России» [10, 204].

2. Благотворительное Ведомство учреждений Императрицы Марии было образовано в 1796 году с переводом воспитательных домов в Москве и Санкт-Петербурге в ведение Императрицы Марии Федоровны (жены Павла I). После смерти Марии Федоровны в 1828 году вошло в состав Собственной канцелярии в качестве четвертого отделения. С 1854 года получило название «Ведомство учреждений Императрицы Марии».

3. С 1 марта 1859 года из Оренбургско-Уфимской епархии, существовавшей с 1800 года, выделились епархия Уфимская и Мензелинская с кафедрой в Уфе, которую занял епископ Порфирий (Соколовский), и епархия Оренбургская и Уральская с кафедрой в Оренбурге, епископом которой был оставлен прежний Оренбургский и Уфимский Преосвященный Антоний (Радонежский).

4. Епископ Иосиф (в миру - Иоанн Иоаннович Богословский) 20 ноября 1848 года был назначен на Оренбург-ско-Уфимскую кафедру, в то время самостоятельную. 27 августа 1861 года он был переведен в Воронеж, возведен в сан архиепископа Воронежского и Задонского. При его активном участии в августе 1861 года были открыты мощи святителя Тихона Задонского. В 1864 году удалился на покой в Воронежский Митрофанов монастырь, где жил до своей кончины.

5. Епископ Филарет (в миру - Фома Федорович Малышевский) был назначен на Уфимскую кафедру 13 сентября 1860 года. 29 февраля 1869 года переведен епископом Нижегородским и Арзамасским.

6. В 1860 году оно было основано в Уфе как Оренбургское женское училище 1-го разряда; с 1865 года -Уфимская Мариинская (в честь Императрицы Марии Федоровны) женская гимназия.

7. Епископ Григорий (в миру - Евлампий Павлович Медиоланский), выпускник Московской духовной академии (1848), инспектор Оренбургской (в Уфе) духовной семинарии, возведен в сан архимандрита (22 мая 1855 года) и 11 октября того же года назначен ректором Уфимской семинарии; с 1856 года - настоятель Успенского монастыря в Уфе. 2 февраля 1767 года хиротонисан во епископа Выборгского; с 21 августа 1868 года

- епископ Пензенский и Саратовский. Скончался в Пензе в 1881 году.

8. Владиславлев В.Ф. (1813-1877) - выпускник Киевской духовной академии (1843), преподаватель словесности Уфимской духовной семинарии, одновременно (с 1865 года) настоятель Воскресенского кафедрального собора, член Уфимской консистории. Был награжден орденом Св. Владимира (1877).

9. Суходольский Л.С. - выпускник Петербургской духовной академии (1845), преподаватель богословия, одновременно инспектор Уфимской духовной семинарии, действительный член Русского географического общества (1858), автор «Церковно-исторического описания Оренбургской епархии», которая отдельными вы кусками печаталась в 1854, 1858, 1859 и 1863 годах в «Оренбургских губернский ведомостях».

10. Акафист, в христианском богослужении - разновидность церковного хвалебного песнопения, исполняемого всеми присутствующими стоя.

11. Оренбургское епархиальное женское училище было открыто в Оренбурге 3 (15) сентября 1889 года.

12. Тихон Задонский (в миру - Тимофей Савельевич Сахаров), богослов, крупнейший религиозный просветитель (1727-1783), епископ Воронежский и Елецкий (1763-1767). В 1783 году погребен в Задонском Рождество-Богородском монастыре. Канонизирован 13 августа 1861 года в городе Задонске: при стечении паломников со всех концов России в сослужении многочисленных иерархов и духовенства были открыты мощи святителя Тихона.

13. Епископ Петр (в миру - Федор Екатериновский), выпускник Московской духовной академии (1844), кандидат богословия, епископ Якутский, викарий Камчатский (1866-1867), с апреля 1869 по 19 ноября 1876 года

- епископ Уфимский и Мензелинский, затем - епископ Томский и Семипалатинский; в 1883 году уволен на покой в Оптину пустынь.

14. В мемуарах С.Н. Дурылина «Нестеров в жизни и творчестве» (М., 1976), написанных об М.В. Нестерове, уроженце Уфы, содержится эпизод, рассказанный художником биографу и другу о своих гимназических годах: «Был тогда в Уфе художник - Тимашевский. Портреты писал, деревянные. Художник в те годы в Уфе был в диковинку. Идет он по Уфе, а на него пальцами показывают: Тимашевский идет! Смотрите, вот он!».

15. Удельное ведомство - государственное учреждение в Российской империи, осуществлявшее управление имуществом с удельными землями, имениями, а до 1863 года и удельными крепостными крестьянами императорской семьи. Было учреждено Павлом I в ходе реформ государственного управления «для удоволь-ствования происходящими от крови императорской родов всем нужным и непостыдному их себя содержанию».

16. Синодик - список (или книга) с перечислением имен умерших для поминовения во время богослужения или в частной молитве.

17. Епископ Никанор (в миру - Александр Иванович Бровкович), выпускник Санкт-Петербургской духовной академии (1851), ректор нескольких духовных семинарий (Рижской - с 1856 г., Саратовской - с 1858 г., Полоцкой - с 1865 г.), ректор Казанской духовной академии (1868-1871), епископ Уфимский и Мензелинский (с 24 декабря 1876 по 12 декабря 1883), затем - епископ Херсонский и Одесский.

18. В 1878году по резолюции Преосвященного председателем Совета Уфимского епархиального женского училища был назначен протоиерей Воскресенского кафедрального собора Павел Желателев.

19. Епископ Дионисий (в миру - Дмитрий Васильевич Хитров), выпускник Рязанской духовной семинарии (1840), ректор Якутской духовной семинарии (1855-1867), епископ Якутский и Вилюйский (с 1869 г.), с декабря 1883 года переведен на уфимскую кафедру. Скончался в 1896 году.

20. Епископ Михей (в миру - Михаил Федорович Алексеев), кандидат богословия (1896), епископ Сарапульский (с 1902 г.), епископ Владимиро-Волынский (с 1905 г.), с 17 апреля 1912 года - епископ Уфимский и Мензелинский. 22 декабря 1913 года уволен на покой, жил в Оптиной пустыни. В 1923 году был арестован, после освобождения переехал в Козельск, с 1924 - епископ Козельский. Умер в Козельске в феврале 1931 года.

21. Епископ Андрей (в миру - Александр Андреевич Ухтомский), на уфимской кафедре в 1913-1921 годах создал Восточно-Русское культурно-просветительное общество. С апреля 1917 года - член нового состава Св. Синода. В годы советской власти неоднократно подвергался арестам и ссылкам (1920, 1922-1923, 1927, 1928-1931, 1932). Расстрелян в 1937 году.

22. Впервые публично о ней рассказал известный исследователь истории российского просвещения А.М. Цирульников в книгах «Из тайных архивов русской школы» (М., 1992) и «История образования в портретах и документах» (М., 2002).

Литература

1. Васильева, О.В., Латыпова, В.В., Любимова, О.И. и др. Дорога к храму. История религиозных учреждений Уфы. - Уфа : ЦГИА РБ, 1993.

2. Златоверховников, И.Е. Уфимская епархия : географический, этнографический, административно-исторический и статистический очерк. - Уфа : Изд. Уфим. епарх. брат. Воскр. Христова, 1899.

3. ЦИА РБ. Фонд И -120 (1881-1917 гг.), 15 ед. хр., 1 опись.

4. Троицкий, М. Исторический очерк Уфимского епархиального женского училища со времени учреждения его (с 1862 г.) по 1887 год. - Уфа : Губерн. тип., 1888.

5. Алфеев, И. Исторический очерк Уфимского епархиального женского училища с 1862 по 1912 год. - Уфа : Сеятель, 1913.

6. Гуляев, Ал., Алфеев, И. Отчет о состоянии Уфимского епархиального женского училища в учебно-воспитательном отношении за 1912/1913 учебный год и экономическом за 1912 год // Уфимские епархиальные ведомости. Отд. неоф. 1914. № 2. С. 1-23.

7. Граммаков Г. Алфеев И. Отчет о состоянии Уфимского епархиального женского училища в учебно-воспитательном отношении за 1913/1914 учебный год и экономическом за 1914 год // Уфимские епархиальные ведомости. Отд. неоф. 1914. № 3. С. 95-105; № 4. С. 156-171.

8. Отчет о состоянии Уфимского епархиального женского училища в учебно-воспитательном отношении за 1915/1914 учебный год и экономическом за 1915 год // ЦИА РБ. Фонд И-120. Оп. 1, дело 13, лл. 1-13.

9. Семенов, Д.Д. Епархиальные женские училища за первое 50-летие их существования // Русская школа. 1893. № 9-10.

10. Преображенский, И.В. Отечественная церковь по статистическим данным с 1840-1841 по 1890-1891. -СПб. : Тип. Сибир. акц. об-ва печат. дела в России, 1901.

11. Кузнецов, А. Епархиальные женские училища. - СПб. : Изд. Св. Синода, 1909.

12. Полное собрание законов Российской империи. 2-е изд. Т. XLI, № 46271.

13. Сперанский, В., Разумов, М. Отчет о состоянии Попечительства при Тихоновской церкви Уфимского епархиального женского училища за 1912 год // Уфимские епархиальные ведомости. 1914. Отд. неоф. № 5. С. 1-12.

14. Ергин, Ю.В. Уфимский учительский союз: противостояние большевистско-эсеровскому губревкому (декабрь 1917 - июнь 1918 года) // Педагогический журнал Башкортостана. 2006. № 6 (7). С. 99-122.

15. Педагогический журнал (Уфа). 1918. № 2.

16. Педагогический журнал (Уфа). 1918. № 3.

17. Известия союза учителей Уфимской губернии. 1918. № 14.

18. ЦИА РБ. Фонд Р-1. Оп. 3, дело 18., л.л., 37, 37 об.

19. Уфимский церковно-народный голос. 1918. № 3-4. С. 19-20.

20. Уфимский церковно-народный голос. 1918. № 5-6. С. 70-71.

21. ЦАОО РБ. Фонд 1832. Оп. 2, дело 57., л.л., 1-2 , 4б.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.