Научная статья на тему 'УФИМСКОЕ ЕПАРХИАЛЬНОЕ ЖЕНСКОЕ УЧИЛИЩЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХIХ - НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА: ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА'

УФИМСКОЕ ЕПАРХИАЛЬНОЕ ЖЕНСКОЕ УЧИЛИЩЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХIХ - НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА: ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
82
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УФИМСКОЕ ЕПАРХИАЛЬНОЕ ЖЕНСКОЕ УЧИЛИЩЕ / РЕФОРМА / ДУХОВЕНСТВО / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / UFA DIOCESAN WOMEN'S SCHOOL / REFORM / CLERGY / EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Павлова Оксана Сергеевна

В статье рассмотрена деятельность Уфимского епархиального женского училища во второй половине XIX - начале XX вв., динамика численного состава воспитанниц, характер и основные направления учебно-воспитательной деятельности. Автором проанализированы причины реформы данного вида учебных заведений, предложенные проекты и реализованные мероприятия. Автор приходит к выводу, что содержание учебных программ епархиальных женских училищ и их воплощение в жизнь по своему уровню соответствовали уровню средних светских женских учебных заведений того времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UFA DIOCESAN WOMEN’S SCHOOL IN THE SECOND HALF OF THE XIX - THE BEGINNING OF THE XX CENTURY: ORGANIZATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS

In the article considers the activity of the Ufa diocesan women's school in the second half of the XIX - early XX centuries, the dynamics of the number of pupils, the character and main directions of educational activity. The author analyzes the reasons for the reform of this type of educational institutions, proposed projects and implemented events. The author came to the conclusion that the content of the curricula of diocesan women's schools and their implementation in life corresponded to the standards of secondary secular women's educational institutions of that time.

Текст научной работы на тему «УФИМСКОЕ ЕПАРХИАЛЬНОЕ ЖЕНСКОЕ УЧИЛИЩЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХIХ - НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА: ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА»

20. AGM. F.17. Op.1. D.338. L.L. 2,10.

21. Sedel'nikov V.G., Tuguzhekova, V.N., Artamonova N.YA., Asochakova V.N. The Formation of Primary Education in Eastern Siberia: the Example of Shushenskaya Volost // Bylye gody. Rossijskij istoricheskij zhurnal. - 2018. - № 50(4). - S. 1427-1436.

22. GAKK. F.3. Op.1. D.10. L.1ob.

ЧУПИЛКО ЮЛИЯ АЛЕКСАНДРОВНА - аспирант Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова. CHUPILKO, Y.A. - Ph.D. student, Khakass State University named after N.F. Katanov (zykova_yu@mail.ru).

УДК 94(470.57):37

ПАВЛОВА О.С.

УФИМСКОЕ ЕПАРХИАЛЬНОЕ ЖЕНСКОЕ УЧИЛИЩЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХГХ - НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА: ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА1

Ключевые слова: Уфимское епархиальное женское училище, реформа, духовенство, учебный процесс.

В статье рассмотрена деятельность Уфимского епархиального женского училища во второй половине XIX - начале XX вв., динамика численного состава воспитанниц, характер и основные направления учебно-воспитательной деятельности. Автором проанализированы причины реформы данного вида учебных заведений, предложенные проекты и реализованные мероприятия. Автор приходит к выводу, что содержание учебных программ епархиальных женских училищ и их воплощение в жизнь по своему уровню соответствовали уровню средних светских женских учебных заведений того времени.

PAVLOVA, O.S.

UFA DIOCESAN WOMEN'S SCHOOL IN THE SECOND HALF OF THE XIX - THE BEGINNING OF THE XX CENTURY: ORGANIZATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS

Keyword: Ufa diocesan women's school, reform, clergy, educational process.

In the article considers the activity of the Ufa diocesan women's school in the second half of the XIX - early XX centuries, the dynamics of the number of pupils, the character and main directions of educational activity. The author analyzes the reasons for the reform of this type of educational institutions, proposed projects and implemented events. The author came to the conclusion that the content of the curricula of diocesan women's schools and their implementation in life corresponded to the standards of secondary secular women's educational institutions of that time.

В пореформенный период одним из актуальных направлений реализации нового правительственного курса стало проведение реформы светского и духовного образования. Объектом особого исследовательского интереса в этой связи сегодня является женское духовное образование. Широкий круг работ посвящен изучению различных видов учебных заведений, однако история епархиальных женских училищ остается недостаточно исследованной. Между тем, изучение этого вида учебных заведений представляет несомненный интерес с точки целостного понимания сильных и слабых сторон системы сословного образования дореволюционной России и путей ее совершенствования в условиях новых общественно-политических реалий. Заявленная тема тем более интересна, что в конце XIX - начале XX века впервые за синодальную эпоху были практически поставлены вопросы осуществления реформ как в области церковного управления, так и в сфере церковного образования.

Как известно, до середины XIX века образование в России было сословным. В этой ситуации женские духовные училища представляли собой закрытые учебные заведения для девиц духовного звания, преимущественно сирот [1, с. 87]. Епархиальные женские училища создавались на местах по инициативе духовенства и архиерея и финансировались из местных епархиальных средств. Находились такие училища в ведении епархиального архиерея и Учебного Комитета при Св. Синоде.

Потребность в создании таких училищ отчасти объяснялась тем, что открытые в 1857 году всесословные женские училища (с 1870 г. гимназии и прогимназии) не могли охватить всех девочек соответствующего возраста. В 1869 году в 61 училище I и II разрядов обучались всего 15923 ученицы, из которых лишь 812 - из духовного сословия [2]. Кроме того, по мнению деятелей Православной Церкви, женские училища «не вполне могли быть применимы к воспитанию девиц духовного сословия, как будущих жен и матерей служителей Церкви». Первыми обратили на это внимание представители епископата. Так, по мнению московского митрополита Филарета (Дроздова): «воспитание дочерей духовенства должно быть направлено к тому, чтобы дать

1 Работа выполнена при поддержке гранта СФ БашГУ № В 19-78

57

девицам религиозно-нравственное и хозяйственное образование, но не уклонять их от простоты жизни, свойственной им по рождению и назначению».

Указ от 22 мая 1867 года нарушил корпоративную замкнутость духовного сословия. И в 1868 году для епархиальных женских училищ Учебным комитетом был разработан новый устав. С утверждением данного Устава, получил юридическое оформление фактически существовавший тип женских духовных учебных заведений. В частности, устанавливалось, что они подчинялись епархиальному архиерею и Совету училища в составе начальницы, инспектора классов и двух представителей от духовенства. Совет составлял инструкции для должностных лиц, утверждал учебные программы, инспекторов классов и т.д. [3, с.86]. Как и прежде, чрезвычайно большое внимание в училищах уделялось религиозному образованию. В этой связи, в частности, Закон Божий здесь преподавали лица, обязательно имевшие степень магистра [1, с. 88-89].

Развитие епархиальных женских училищ осуществлялось в духе церковной реформы 18601870-х годов, ориентировавшей на «сближение с миром» и некоторую демократизацию внутрицерковной жизни, а также соответствовало государственной образовательной политике, проводимой возглавившим Св. Синод и Министерство народного просвещения Д.А. Толстым. Тем не менее, развитие сети епархиальных училищ шло довольно медленно. К 1870 году только в четырех епархиях, в том числе и в Уфимской губернии (также в Харьковской, Вятской и Саратовской) женские училища были преобразованы по Уставу 1868 года [4, с. 267].

В 1861 году по инициативе Преосвященного Филарета, Епископа Уфимского было принято решение открыть Епархиальное женское училище в г. Уфе. В течение года шли споры между руководством губернии и церковью по вопросу о помещении, и только 29 сентября 1862 года состоялось официальное открытие училища в здании губернаторского дома.

Чтобы ускорить процесс преобразования епархиальных училищ согласно Уставу, вместо шести было оставлено три класса с двухгодичным курсом в каждом классе. Соответственно, прием учениц осуществлялся через год. Данное обстоятельство создавало определенные неудобства: в трехклассном училище дочерей духовенства могло обучаться вдвое меньше, а малоуспешных учениц приходилось оставлять для повторного курса не на один, а на два года [1, с. 88-89].

Из предметов обучения обязательными считались следующие: Закон Божий, русский язык и словесность, арифметика, география, гражданская история, физика, педагогика, чистописание и церковное пение. Не обязательными считались музыка, рисование и новейшие языки. В 1875 году для желающих был введен французский язык (по 1 уроку в классе) [4, с. 267]. По решению Совета училища к программе были прибавлены уроки рукоделия, на которых воспитанницы сами шили форму себе и для воспитанниц младших классов. В свободное от уроков время они убирали комнаты и постели, поочередно готовили обеды и сервировали стол, занимались садоводством и другими предметами домашнего хозяйства. Эстетическое воспитание осуществлялось на уроках музыки (игра на рояле) [5, л.л. 4-7].

За содержание воспитанницы вносили плату, которая составляла (по данным 1915 года) для тех, кто живут в общежитии - 130 рублей в год, для иносословных - 260 рублей, а для тех, кто состояли на полуепархиальном жаловании - 65 рублей. Кроме того, при поступлении в общежитие в первый год обучения дополнительно взималось 20 рублей на обзаведение постельными принадлежностями [6, л.9]. Сироты из духовного сословия должны были определяться в учебные заведения за казенный счет [6, л.л. 3-4]. В 1870 году, в соответствии с «Положением о гимназиях», женские училища были преобразованы в гимназии. С этого времени курс обучения стал семилетним [7, с.57].

В 1882 году Уфимское епархиальное женское училище вновь было преобразовано из трехклассного в шестиклассное, предметы преподавания остались прежними, хотя по некоторым из них было увеличено количество уроков [4, с. 267]. Численный состав воспитанниц на протяжении всего времени деятельности Уфимского епархиального женского училища поступательно возрастал. Так, в 1866 году число воспитанниц составляло 69, в 1897 году - 208, а в 1915 году - 420 [6, л.6; 4, с. 267 - 268]. Эти данные подтверждают и свидетельства ревизии Уфимского епархиального женского училища в 1907 году: после последней ревизии в 1888 - 1889 годах численность воспитанниц возросла в 2 раза: в 1888 - 1889 годах их численность составляла 177, а в 1906 - 1907 годах - 308 учениц. В отчете было отмечено, что особенно заметно численность

воспитанниц возросла в последние 5 - 6 лет, следствием чего возникла необходимость открыть почти во всех классах параллельные отделения [8].

Отметим, что в целом по России процесс преобразования данного вида женских учебных заведений проходил медленно. Одной из причин тому являлась нехватка материальных средств. Содержавшиеся исключительно за счет местных ресурсов и пожалований благотворителей, они затруднялись в поиске необходимых средств, чтобы соответствовать обязательным по новому Уставу условиям (место учебного помещения, размеры здания и т.п. [7, с. 101].

Анализ содержания Журналов распорядительного совета Уфимского епархиального женского училища за разные годы позволяет сделать выводы о том, что вопрос его финансирования был в числе наиболее актуальных. Основной бюджет училища формировался из доходов, поступавших за содержание воспитанниц в училищном общежитии (своекоштных и иносословных учениц), поступлений от свечного завода и из доходов церквей и монастырей. Однако этих средств хватало для решения только самых насущных вопросов училищной жизни [9]. Одним из самых серьезных вопросов, который неоднократно поднимался в процессе заседаний Совета, был вопрос о судьбе тех воспитанниц, которые по ряду семейных обстоятельств не имели возможности оплачивать свое содержание. В связи с этим от членов Совета неоднократно поступали прошения о том, чтобы принять таких воспитанниц на епархиальное и полуепархиальное содержание [10]. Так, в 1905 году председатель Совета епархиального училища священник Гавриил Граммаков, выступая с предложением о необходимости бедных воспитанниц перевести на епархиальное содержание, поднял вопрос об источниках финансирования, один из которых он увидел в возможности создать попечительство при училище. Это предложение было поддержано, и при училищной церкви, освященной во имя Св. Тихона Задонского, в том же 1905 году было организовано Попечительство о бедных ученицах, именовавшееся Тихоновским. Все члены Попечительства выполняли свои обязанности безвозмездно, а средства формировались из членских взносов и пожертвований. Например, в 1915 году ученицам было выделено пособие в размере 530 рублей 58 копеек [6, л.9].

На судьбу Уфимского епархиального женского училища, в числе таких же учебных заведений в иных губерниях России, повлияли дискуссии о необходимости церковной реформы и, в данном контексте, реформы духовного образования. Содержание этой полемики нашло отражение на страницах епархиальных ведомостей. Так, в 1907 году на страницах Уфимских епархиальных ведомостей отмечалось, что реформа епархиальных женских училищ необходима и неизбежна по ряду причин. Во-первых, в связи с неудовлетворительной постановкой организации управления в училище. Хотя в Уставе закреплялась коллегиальность управления, однако на деле все сводилось к единоличному правлению председателя, поскольку он назначался епископом [11, с. 512-513]. Следствием этого стала борьба «республиканского и монархического начал». Во-вторых, отмечалось, что принципиальное зло епархиальных женских училищ состоит в том, что они по своей образовательной стороне мало удовлетворяют современным широким требованиям, предъявляемым к женскому образованию. Некоторые епархиальные женские училища стали учреждать седьмой класс, подражая женским гимназиям, но это не решало проблему, поскольку в женских гимназиях на изучение общеобразовательных предметов использовалось семь лет, а не шесть, как в епархиальных училищах. Поэтому положительный результат мог быть возможен только в том случае, если учреждать седьмой общеобразовательный класс, а не специальный -педагогический. Также епархиальные женские училища должны были перейти от системы четырехчасовых ежедневных уроков к системе гимназической - пятичасовых или 50 - минутных уроков [12]. Имели место и радикальные предложения ликвидации епархиальных женских училищ. Отмечалось, что «... училища эти должны быть преобразованы по типу общих женских гимназий, поскольку нет необходимости оставлять их в ведении центрального духовного управления и они должны быть подчинены на общих основаниях Министерству народного просвещения» [11, с.509].

Исследователь Е.А. Андреева отмечает, что в ходе дискуссий было принято решение о коренном пересмотре учебных программ Училищ, в результате чего, были осуществлены следующие меры. В 1907 г. произошли существенные изменения учебного плана, в результате чего увеличилось число предметов за счет алгебры, природоведения, черчения, а также рисования и рукоделия, перенесенных из ряда необязательных дисциплин. Было увеличено количество уроков

по русскому языку, истории русской литературы, геометрии, гражданской истории, физике и дидактике. При этом сократилось количество уроков по Закону Божьему (с 21 до 18), арифметике (с 18 до 12), географии (с 12 до 11), чистописанию (с 10 до 6). Поскольку в училищный курс были внесены существенные изменения, то и общее число уроков в каждом классе значительно увеличилось, особенно в старших. Например, в 4 классе, вместо 18 уроков в неделю стало 25, в 5 классе вместо 20 - 26, а в 6 классе не 20, а 28. Это, в свою очередь, потребовало перестроить учебный распорядок занятий «епархиалок» в ежедневную пятиурочную систему [13; 14].

Обращаясь к конкретно-историческому опыту деятельности Уфимского епархиального женского училища, следует отметить, что, согласно материалам ревизии за 1907 год, состав и уровень профессиональной квалификации преподавателей был здесь был качественным. Было отмечено, что, будучи с 1903 года начальницей Училища, вдова Е. Яблокова зарекомендовала себя с самой лучшей стороны как руководитель. Кроме того, важным аспектом деятельности ревизионной комиссии стало изучение вопросов, связанных с анализом революционной активности и поведения учащихся светских и духовных учебных заведений в период событий первой российской революции в 1905 - 1907 годах. В отчете по этому поводу было отмечено следующее: «Поведение воспитанниц вполне удовлетворительно. Корректно и прилично они держали себя и во время забастовок и уличных демонстраций в 1905 году, в которых принимали участие учащиеся всех уфимских средних учебных заведений, в том числе и воспитанниц женской гимназии. Делались было попытки со стороны забастовщиков и демонстрантов вовлечь в них епархиалок, но никакого успеха они не имели» [8].

По данным «Отчета о состоянии Уфимского епархиального женского училища в учебно-воспитательном отношении» в 1915-1916 учебном году в училище было 12 классов, также 12 воспитателей и одна помощница. Все пользовались готовой квартирой и столом от училища. В первые пять лет службы воспитательницы получали жалование 240 рублей в год, а прослужившие более 5 лет - 300 рублей в год. В дополнение к жалованию выделялось еще 69 рублей в год из сумм хозяйственного управления при Святейшем Синоде.

Что касается регламентации учебного процесса, то уроки начинались в 8.45 и заканчивались в 13.50. Продолжительность уроков составляла 50 минут при 10 минутной перемене. После третьего урока большая перемена составляла 25 минут. Из 420 воспитанниц были оставлены на повторный курс по прошению родителей вследствие болезненного состояния и большого числа пропущенных уроков - 2. Допущено к поверочным испытаниям к началу года -37 учениц. Уволенных по причине неуспеваемости в училище не было. 10 учениц выбыли в течение года по прошению родителей по различным причинам домашнего характера. Общие сведения об успеваемости были отмечены как вполне удовлетворительные. Общее число имевших неудовлетворительные баллы составляло не более 9 %. Как было отмечено в отчете, поведение учениц характеризовалось как образцовое за исключением единичных случаев нарушения дисциплины, «по причине впечатлительности, чем легкомыслия» [6, л.9].

Таким образом, разработанное для дочерей духовенства содержание среднего образования по своему уровню соответствовало образцам средних светских женских учебных заведений. Однако, как свидетельствует исторический опыт, духовенству было достаточно сложно, не имея государственных ассигнований, равняться на другие женские образовательные учреждения. Тем не менее, в рамках рассматриваемого периода предпринимались меры по усовершенствованию качества обучения, при сохранении его религиозно-нравственной направленности.

Литература и источники

1. Васильева С.П. Епархиальные училища в России конца XIX - начала ХХ в. Особенности образовательного процесса // Вестник ТГУ. 2008.- Вып.9(65).

2. Козлов К.В. Создание епархиальных женских училищ в России во второй половине XIX века // [Электронный ресурс] Режим доступа. URL: http://www. e-lib.gasu.ru.

3. АндрееваЕ.А. Епархиальные женские училища в России // Педагогика. - 1999. - №3. - С.86.

4. Уфимская епархия Русской православной церкви: справочник-путеводитель / авт.-сост. Егоров П.В., Рудин Л.Г. - М.: Уфим. епархия РПЦ; О-во сохранения лит. наследия, 2005. - 672 с.

5. Национальный архив Республики Башкортостан (НАРБ). Ф. И-120. Оп.1. Д.14.

6. НАРБ. Ф. И-120. Оп.1. Д.13.

7. Попова О.Д. В стенах конвикта... (Очерки повседневной жизни женских епархиальных училищ). - Рязань, 2006.

8. Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 802. Оп.10. Д.46. Л. 68.

9. НАРБ. Ф. И-120. Оп.1. Д.6. Л. 35; Д. 14. Л.Л. 40-47.

10. Церковный вестник. 1905. № 42. С. 1324.

11. К вопросу о реформе женских епархиальных Училищ. // Уфимские епархиальные ведомости. - 1907. - № 9.

12. Богословский вестник. - 1905. - № 7-8. - С. 692.

13. Андреева Е.А. Духовное образование в женских епархиальных училищах// [Электронный ресурс] Режим доступа. URL: http://biblio.narod.ru

14. Андреева Е.А. Возникновение и развитие епархиальных женских училищ в России (середина XIX - начало XX века). Дис. ... канд. пед. наук. - М., 2000. - 236 с.

References and Sources

1. Vasil'eva S.P. Eparhial'nye uchilishcha v Rossii konca HIH - nachala HKH v. Osobennosti obrazovatel'nogo processa // Vestnik TGU. 2008.-Vyp.9(65).

2. Kozlov K.V. Sozdanie eparhial'nyh zhenskih uchilishch v Rossii vo vtoroj polovine XIX veka // [Elektronnyj resurs] Rezhim dostupa. URL: http://www. e-lib.gasu.ru.

3. Andreeva E.A. Eparhial'nye zhenskie uchilishcha v Rossii // Pedagogika. - 1999. - №3. - S.86.

4. Ufimskaya eparhiya Russkoj pravoslavnoj cerkvi: spravochnik-putevoditel' / avt.-sost. Egorov P.V., Rudin L.G. - M.: Ufim. eparhiya RPC; O-vo sohraneniya lit. naslediya, 2005. - 672 c.

5. Nacional'nyj arhiv Respubliki Bashkortostan (NARB). F. I-120. Op.1. D.14.

6. NARB. F. I-120. Op.1. D.13.

7. Popova O.D. V stenah konvikta... (Ocherki povsednevnoj zhizni zhenskih eparhial'nyh uchilishch). - Ryazan', 2006.

8. Rossijskij gosudarstvennyj istoricheskij arhiv (RGIA). F. 802. Op.10. D.46. L. 68.

9. NARB. F. I-120. Op.1. D.6. L. 35; D. 14. L.L. 40-47.

10. Cerkovnyj vestnik. 1905. № 42. S. 1324.

11. K voprosu o reforme zhenskih eparhial'nyh Uchilishch. // Ufimskie eparhial'nye vedomosti. - 1907. - № 9.

12. Bogoslovskij vestnik. - 1905. - № 7-8. - S. 692.

13. Andreeva E.A. Duhovnoe obrazovanie v zhenskih eparhial'nyh uchilishchah// [Elektronnyj resurs] Rezhim dostupa. URL: http://biblio.narod.ru

14. Andreeva E.A. Vozniknovenie i razvitie eparhial'nyh zhenskih uchilishch v Rossii (seredina XIX - nachalo XX veka). Dis. ... kand. ped. nauk. -M., 2000. - 236 s.

ПАВЛОВА ОКСАНА СЕРГЕЕВНА - кандидат исторических наук, доцент Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета (oksana.s.pavlova@mail.ru )

PAVLOVA OKSANA SERGEEVNA - Ph.D. in History, Associate Professor, Sterlitamak branch of Bashkir State University, the Russian Federation (oksana.s.pavlova@mail.ru)

УДК 94(470.53)"18/19" + 352:616.89

ЧЕРНОУХОВ Д.Э. ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В ПЕРМСКОМ ГУБЕРНСКОМ ЗЕМСТВЕ В 1870-1914 гг.

Ключевые слова: Пермское губернское земство, приют для душевнобольных, психиатрическая больница.

В статье проанализирована деятельность Пермского губернского земства по организации психиатрической помощи в 18701914 гг. Установлено, что новый орган местного самоуправления достиг значительных успехов по ряду направлений: расширению доступности психиатрической помощи, приоритету лечения перед изоляцией, разделению различных категорий больных, внедрению трудотерапии. Проведенное исследование показало, что для дальнейшего совершенствования организации психиатрической помощи в Пермской губернии требовалось существенное увеличение земских бюджетов.

CHERNOUKHOV, D.E.

ORGANIZING OF PSYCHIATRIC CARE IN THE PERM PROVINCE ZEMSTVO IN 1870-1914-IES

Keywords: Perm provincial zemstvo, a shelter for the mentally ill, psychiatric hospital.

In the article analyzed the activity of the Perm province zemstvo in organizing psychiatric care in 1870-1914-ies. It determined that the new authority of local self-government has achieved significant success in a number of areas: expanding an accessibility of psychiatric care, prioritizing treatment over isolation, separating different categories of patients, introducing occupational therapy. The research showed that it was required a significant increase in zemstvo's budgets for further improvement of the psychiatric care in the Perm province.

Земские учреждения получили в наследство от приказов общественного призрения губернские больницы с отделениями для умалишенных. Соответственно, к их обязательным расходам по медицинской части было отнесено и «попечение» об этой категории местного населения. В условиях минимальной реализации правительственной программы создания сети окружных психиатрических больниц именно на органы земского самоуправления была возложена основная ответственность в этой сфере. Земские учреждения за короткий срок внесли кардинальные новшества в организацию медицинской помощи душевнобольным.

Эта проблематика в общероссийском масштабе проанализирована в фундаментальной монографии Т.И. Юдина [1] и статье И.В. Егорышевой [2]. По истории организации земством психиатрической помощи в Пермской губернии до сих пор не создано какого-либо обобщающего исследования. Не удивительно, что сайты современных психиатрических больниц Перми и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.