Научная статья на тему 'История нижегородского женского духовного училища в XIX–начале XX вв.'

История нижегородского женского духовного училища в XIX–начале XX вв. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
544
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
история Русской Православной Церкви / духовное образование / история Нижегородской епархии / епархиальное училище для девиц духовного ведомства / духовное сословие / history of the Russian Orthodox Church / religious education / history of the Nizhny Novgorod diocese / a diocesan school for maidens of the spiritual department / clergy

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Байрамов Фаиг (Серафим) Ариф Оглы

Статья посвящена рассмотрению истории создания и дальнейшего развития Нижегородского епархиального училища для девиц духовного звания в период с середины XIX по начало XX вв. Представлена информация об училище, собранная из различных источников: печатных, архивных и из личных воспоминаний. На основе проведенного исследования показана целостная картина деятельности училища в дореволюционный период его существования: описана история создания, становления как учебного заведения, ее административная часть, учебная программа, состав преподавателей и воспитанниц.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

History оf the Nizhny Novgorod Women's Theological School in the XIX-early XX centuries

The article is devoted to the history of creation and further development of the Nizhny Novgorod women's diocesan school in the period from XIX to early XX centuries. It is given the information about the school collected from various sources: print, archival and personal memories. On the basis of the conducted research the complete picture of activity of the school in the pre-revolutionary period of its existence is presented as the history of its creation, formation as an educational institution, its administrative staff, the curriculum and the structure of teachers and pupils.

Текст научной работы на тему «История нижегородского женского духовного училища в XIX–начале XX вв.»

УДК: 37

Байрамов Фаиг (Серафим) Ариф оглы, студент Нижегородской Духовной семинари, Россия, г.Нижний Новгород bairamovf@yandex.ru

История нижегородского женского духовного училища в XIX-

начале XX вв.

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению истории создания и дальнейшего развития Нижегородского епархиального училища для девиц духовного звания в период с середины XIX по начало XX вв. Представлена информация об училище, собранная из различных источников: печатных, архивных и из личных воспоминаний. На основе проведенного исследования показана целостная картина деятельности училища в дореволюционный период его существования: описана история создания, становления как учебного заведения, ее административная часть, учебная программа, состав преподавателей и воспитанниц.

Ключевые слова: история Русской Православной Церкви, духовное образование, история Нижегородской епархии, епархиальное училище для девиц духовного ведомства, духовное сословие.

Bairamov Faig (Seraphim) Arif oglu student of the Nizhny Novgorod Theological Seminary Russia, Belgorod bairamovf@yandex.ru

History оf the Nizhny Novgorod Women's Theological School in the XIX-early XX centuries

Abstract. The article is devoted to the history of creation and further development of the Nizhny Novgorod women's diocesan school in the period from XIX to early XX centuries. It is given the information about the school collected from various sources: print, archival and personal memories. On the basis of the conducted research the complete picture of activity of the school in the pre-revolutionary period of its existence is presented as the history of its creation, formation as an educational institution, its administrative staff, the curriculum and the structure of teachers and pupils.

Key words: history of the Russian Orthodox Church, religious education, history of the Nizhny Novgorod diocese, a diocesan school for maidens of the spiritual department, clergy.

В первой половине XIX века в России назрел вопрос о развитии системы женского духовного образования, поскольку перед Церковью остро стояла задача подготовки педагогических кадров для растущего числа церковноприходских школ в губерниях. С 1843 г. начинают создаваться епархиальные училища как средние учебные заведения. Замысел их основания нес сословный характер, поскольку училища первоначально предназначались строго для дочерей духовенства.

Становление и формирование системы образования для девиц духовного сословия происходило в России с середины XIX века и до начала XX столетия. По распоряжению Великой княжны Ольги Николаевны в 1843 г. в Царском селе было открыто особое учебное заведение для воспитания дочерей священнослужителей [15, с. 28]. Училище было задумано как образцовое и состояло под покровительством императрицы Александры Федоровны. В 1845 г. было открыто второе такое училище в г. Солигалич Костромской епархии, которое в 1848 г. было переведено в г. Ярославль [15, с. 29]. По образцу Царскосельского к 1866 г. было устроено одиннадцать подобных учебных заведений, которые впоследствии были переименованы в женские училища духовного ведомства. Данные учреждения находились на полном содержании Святейшего Синода [12, с. 26].

Вскоре после открытия первых учебных заведений духовного ведомства постепенно начали появляться училища, которые содержались уже на средства епархий. В 1860-х гг. на епархиальных съездах часто поднимался вопрос о необходимости открытия епархиальных училищ, так как количество доступных учебных мест в открывшихся училищах было значительно меньше числа дочерей духовенства, которые хотели получить образование. В последующие десятилетия продолжался процесс открытия новых женских епархиальных училищ, формирование и становление их как средних учебных заведений.

В XX веке за годы советской власти Церкви был нанесен огромный ущерб: полностью разрушена её материальная база, практически не функционировала ни одна духовная школа; была острая нехватка священнослужителей, а самое главное - люди разучились жить церковной жизнью, были лишены возможности приобщения к христианской культуре, традициям и ценностям.

Процесс возобновления деятельности духовных школ в России требует размышления над его основами, в формировании которых огромную роль сыграл дореволюционной опыт. Данная тема является актуальной, поскольку доступных работ и исследований по истории Нижегородского епархиального духовного женского училища в дореволюционный период недостаточно.

Инициатива строительства женского епархиального училища для девиц духовного звания в Нижнем Новгороде принадлежит Нижегородскому архиепископу Иакову (Вечеркову), который управлял кафедрой с 1847 по 1850 гг. Он первый внес свои личные накопления, положив начало сбора

средств на это благое дело. Кроме того, архиепископ Иаков организовал и возглавил Комитет епархиального попечительства о бедных духовного звания, из счета этого капитала выделялись определенные суммы:

- на благоустроение сирых девиц духовного звания;

- на устройство училищного дома.

Преемник архиепископа Иакова (Вечеркова), епископ Иеремия (Соловьев), продолжил начатое предшественником дело и заботливо умножал капитал епархиального попечительства. В 1857 г. преемником преосвященнейшего Иеремии епископом Антонием II (Павлинским) у города было куплено место близ архиерейского дома за весьма малую сумму, всего за 40 руб. 58 коп., которое было площадью в 955 кв. сажени [17, с. 92]. Вышеупомянутый участок перешел во владение епархиального попечительства.

На следующий год был составлен план и фасад предполагаемого здания. Но не на этом месте было суждено основаться первому духовному "рассаднику" женского образования в г. Нижнем Новгороде. В 1859 г. епископ Антоний узнал, что у известной благотворительницы графини Анны Георгиевны Толстой есть в Нижнем Новгороде незанятое место, выходящее на главную улицу города, вполне приемлемое по своей обширности для устройства здесь женского епархиального училища. Графиня Толстая уступила епископу Антонию в просьбе о пожертвовании этого места. Данный участок был с тенистым садом и огородом для посадки овощей и находился на углу Большой Покровской улицы и Холодного переулка, общая площадь его составила 1 десятину 1779 сажень [17, с. 93].

Жребий стать основателем духовного училища для девиц духовного звания выпал преемнику преосвященнейшего Антония, архиепископу Нектарию (Надеждину). Этот иерарх с первых дней прибытия на Нижегородскую кафедру обратил свое внимание на устройство училища. Вскоре он учредил особый Строительный комитет, которому было поручено приобретение нужных материалов и надзор за возведением здания при непосредственном участии и ответственности архитектора И.К. Кострюкова. В состав комитета вошли: духовенство кафедрального собора, казначей попечительства, священник Покровской церкви и иеромонах Печерского монастыря. Впоследствии членами комитета остались только ключарь кафедрального собора протоиерей Ипполит Световидов, казначей попечительства - священник Петр Парийский и священник Покровской церкви Александр Раев [11, с. 20].

В мае 1861 г. архиепископ Нектарий торжественно заложил "основной камень училищного здания". В этом же году был построен сам корпус, а в следующем - хозяйственные помещения. На это из средств попечительства было отчислено до 29523 руб. [16, с. 409].

В 1863 г. по отчету попечительства значилось:

- суммы на благоустроение жребия сирых девиц духовного звания -20716 руб.;

- суммы на устроение училищного дома - 23549 руб. [16, с. 409].

В 1863 г. уже можно было приступать к окончательной отделке здания, но средства были истощены, а для завершения работ требовалось еще минимум 15000 руб. Епархиальное начальство обратилось к священнослужителям и пастве с просьбой о пожертвовании. Итак, к концу 1864 г. основные работы были окончены, итоговая стоимость всех построек по училищному комплексу равнялась 70 367 руб. [16, с. 410].

В 1867-1868 гг. были пристроены два дополнительных двухэтажных корпуса, в которых разместились спальни для воспитанниц, квартиры для воспитательниц, рукодельные комнаты, больница, епархиальный детский приют для детей-сирот из духовного сословия. На внутренней территории училища был выстроен одноэтажный корпус, в котором размещались амбар, каретник, коровник, конюшня, прачечная и баня. Таким образом, сумма затрат достигла 92 353 руб. 66 коп. [16, с. 410].

Значительный след в истории училища оставил своей благотворительностью владелец стекольно-фаянсового завода М.И. Ступин, который пожертвовал стекло для застекления окон здания и необходимую посуду для питания учащихся, особенно велико было его участие в устроении церкви и в ее благоустройстве [17, с. 93].

Училище открылось 22 октября 1866 года в день чествования иконы Божьей Матери, именуемой Казанской. В этот же день была освящена домовая церковь при училище в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы [10, с. 169].

Для выработки устава и штата архиепископом Нектарием был утвержден особый комитет. Предполагалось, что училище будет трехклассным с двухгодичным курсом, но это распределение просуществовало лишь один год. Первоначально епархиальные училища функционировали в соответствии с утвержденным собственным уставом. Руководство Святейшего Синода решило приступить к разработке общего устава, который приводил бы в единообразие внутренний строй и учебно-воспитательную часть женских духовных школ. Унифицированный Устав епархиальных училищ "Высочайше утвержденный императором" был введен 20 сентября 1868 г. В результате курс училищ стал составлять шесть классов с годичным курсом. Кроме того, распоряжением Святейшего Синода от 3 февраля 1867 г. было разрешено принимать в училище девиц всех сословий [17, с. 95].

В 1869 г. на Нижегородскую кафедру прибыл епископ Филарет (Малишевский), который владел педагогическим опытом, приобретенным в Уфимской епархии, где им было основано епархиальное женское училище. Он сумел добиться новых прав для воспитанниц училища. По пункту третьему: "...воспитанницы, кончившие полный курс, получают, не подвергаясь особому испытанию, право на звание домашних учительниц тех предметов, в которых оказали хорошие успехи, т.е. те же права, какими пользуются кончившие полный курс воспитанницы женских Гимназий и

женских Институтов" [17, с. 95]. Таким образом, с 1869 г. девицы, окончившие полный курс епархиального училища, получали звание домашних учительниц.

В августе 1869 г. духовенство епархии определило жертвовать на женское училище из церковных и личных средств до 5000 руб. в год, епархиальное попечительство отчисляло до 3400 руб., епархиальный свечной завод - до 2000 руб. Всего в год собиралось до 10400 руб. В связи с этим, с 1870 по 1874 гг. училище смогло пристроить дополнительные помещения и увеличить состав учащихся [16, с. 408].

Благодаря этому в 1882 г. было решено иметь кроме шести основных классов еще три параллельных, в 1891 г. открыли еще и четвертый. В 18911892 учебном году училище состояло из десяти классов с 358 воспитанницами, из которых 248 было из духовного звания, а 110 - из светского. Живущих в общежитии было 188, приходящих - 170 воспитанниц [16, с. 415].

С 1871 по 1874 гг. были построены дополнительные помещения на сумму до 30000 руб. А именно, с 1871 г. в училище открылся физический кабинет, который поддерживался и пополнялся приборами из сумм сметных годичных назначений. Он находился в одном помещении с фундаментальной библиотекой. В данном кабинете присутствовали следующие приборы: по механике твердых тел, по аэростатике, по акустике, по электричеству, по гидростатике и т.д. Всего их насчитывалось более шестидесяти [11, с. 20].

Кроме физического кабинета были учреждены фундаментальная и ученическая библиотеки. В распоряжении воспитанниц были фундаментальный, детский и учебный отделы библиотеки. Туда, кроме "Нижегородских епархиальных ведомостей", регулярно поступали лучшие светские журналы: "Русское богатство", "Нива", "Исторический вестник", "Журнал для всех" и др. [14, с. 16]. Фундаментальная библиотека начала оформляться с 1871 г., в нее жертвовались книги и денежные суммы от нижегородских архиереев и других лиц, а также отчислялись пособия из годичных смет. Заведовала ею одна из определенных на это место воспитательниц училища. Размещалась библиотека на верхнем этаже корпуса.

В 1875 г. нижегородским архиепископом Иоаникием (Рудневым), впоследствии митрополитом Московским и Коломенским, при училище был открыт епархиальный приют с целью призрения детей-сирот духовенства и приучения учениц женского училища к педагогическим занятиям с ними, поскольку воспитанницы - это будущие матери семейств и народные учительницы. В детском приюте проживало двадцать мальчиков и двадцать девочек [11, с. 22].

Состояние Нижегородского епархиального училища на 1900 г.:

1. Церковь домовая в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, освященная в 1866 г., однопрестольная. Она была устроена на верхнем этаже училищного корпуса.

2. Корпус училищный каменный, трехэтажный, в нем также находился епархиальный детский приют, фасад обращен на Большую Покровскую улицу и на Холодный переулок к церкви Покрова Пресвятой Богородицы. Площадь - около 600 кв. сажен [17, с. 4110].

Со стороны улицы Большой Покровской находилось два подъезда, парадный и к церкви, выездные ворота и на двор имелись два выхода.

На первом этаже корпуса находился парадный вход. Правее от главного входа находилась столовая, левее - швейцарская, учительская комната, гардеробная, первый класс, четвертый штатный класс, пятый класс, зал, соприкасающийся со зданием детского приюта. На этом же этаже вдоль Холодного переулка располагались выход во двор, гардеробная, сени, комната помощницы начальницы, две комнаты классных воспитательниц, шестой класс.

Наверх вела каменная лестница. На втором этаже левее от лестницы размещалось помещение начальницы данного учебного заведения, состоящее из четырех комнат, а правее - зал совета училища, кабинет классной воспитательницы, третий параллельный класс. Кроме того, наверху находились ранее упоминаемая домовая церковь, библиотека и третий штатный класс.

В подвальном этаже располагались кладовая, две комнаты людских помещений, рухлядная, чулан, прачечная, второй вход в этаж, четвертый параллельный класс, рукодельная комната, кухня, помещения повара, кладовая, квартира исполняющего должность эконома, второй параллельный класс и второй штатный класс [16, с. 96].

3. К училищному корпусу, с южной стороны, был сделан каменный, двухэтажный пристрой, соединяющийся с корпусом сенями. На верхнем этаже располагались коридор, комната рукоделия, покои учительницы, умывальня и три ученические спальни. А на нижнем этаже - коридор, умывальня, небольшая гардеробная, три ученические спальни. Площадь пристроя - 3 кв. сажени [17, с. 410].

4. Корпус больничный полукаменный, двухэтажный, находился в училищном саду и имел два входа: со стороны двора и сада. На нижнем этаже располагался коридор с выходом в сад, комната первой надзирательницы лазарета, приемная больных, две больничные палаты, ванная, кухня. На верхнем этаже - две больничные палаты, комната второй надзирательницы, умывальня, столовая. Площадь корпуса - 42 кв. сажени [17, с. 410].

5. Служебные помещения находились в отдельном одноэтажном каменном корпусе, где размещались ледник, амбар, каретник с двумя въездами, коровник, конюшня, прачечная, водогрейня и баня с тремя в ней комнатами и входом. Общая площадь данного корпуса - 15 кв. сажень [17, с. 410].

6. На черном дворе имелось деревянное строение, состоящее из сенника и сарая для склада домашних и хозяйственных вещей. В саду была сооружена деревянная беседка.

Все помещения училища снабжались водой из городского водопровода. Площадь всей училищной местности, кроме приютской, равна 1 десятине 1779,5 кв. саженям [17, с. 410].

Училищу были вручены в дар от нижегородских архиереев следующие иконы:

- святителя Дмитрия Ростовского - от епископа Иеремии (Соловьева);

- Казанская икона Божьей Матери - дар епископа Нектария (Надеждина);

- Введения во храм Пресвятой Богородицы - от епископа Макария (Миролюбова).

Училищем для обучения музыки и швейному искусству были закуплены следующие инструменты:

- семь роялей;

- три ручные швейные машины системы "Зингер";

- две ножные швейные машины системы "Виллер и Вильсон" [17, с.

413].

С самого своего основания до революции 1917 г. училище находилось под попечением и заботой как самих управляющих Нижегородской епархией архиереев, так и всего духовенства области. Лучшие священнослужители города входили в Попечительский совет училища. Кандидаты богословия преподавали церковные дисциплины, среди них были протоиерей Павел Тихонравов, Александр Ильич Преображенский, Николай Николаевич Иорданский, Павел Никонорович Городецкий, Дмитрий Покровский, Николай Михайлович Боголюбов, Сергей Михайлович Парийский и другие.

Кроме того, высокий престиж Нижегородского женского епархиального училища подтверждался посещением высокопоставленных особ, например, принцем Ольденбургским, обер-прокурором Святейшего Синода К.П. Победоносцевым. Училище также посещали Палладий, экзарх Грузии; Павел, архиепископ Казанский; Вениамин, архиепископ Иркутский, Феогност, архиепископ Владимирский и др. [9]

Административная часть

Нижегородское епархиальное училище для девиц духовного звания находилось в ведении Святейшего Синода и имело трехуровневое местное управление.

Первый уровень - правящий нижегородский архиерей. Он утверждал в должности всех служащих при училище.

Второй уровень - ежегодный съезд епархиального духовенства. Все решения съезда получали силу после утверждения епархиального архиерея. В его ведении находилось следующее: попечение в поиске средств на

содержание училища; надзор за его благосостоянием в части хозяйственной и учебной; избрание двух членов из духовенства в училищный совет на трехлетний срок; назначение начальницы училища; определение жалования всем служащим и т.д.

Третий уровень - совет училища, который избирался для непосредственного руководства училищем. Совет состоял из председателя, начальницы училища, двух членов от духовенства и инспектора классов.

К примеру, состав совета училища за 1900 г.:

Правящим архиереем был епископ Владимир (Никольский).

Председатель - протоиерей Николай Успенский.

Начальница училища - дворянка Мария Ивановна Симанская.

Инспектор классов - протоиерей Александр Преображенский, законоучитель и преподаватель педагогики.

Члены - священники Павел Соловьев и Дионисий Листов [4].

Воспитательная, хозяйственная часть была сосредоточена в руках начальницы, а учебная - в руках инспектора классов. Последнее служение соединялась по Уставу с должностью законоучителя.

Со времени основания училища в течение почти двадцати одного года начальницей его состояла дворянка Муза Петровна Менделеева, вдова коллежского регистратора, окончившая в

1844 г. Московский Николаевский сиротский институт со званием домашней наставницы. Она скончалась в Пятигорске, куда уехала на лечение, 24 мая 1887 г. после тяжелой болезни и там была похоронена [14, с. 15].

С 1887 г. начальницей училища стала Мария Ивановна Симанская. Дворянка сорока двух лет, дочь прапорщика, получившая образование в Нижегородском Мариинском институте благородных девиц в 1844 г., имевшая звание домашней наставницы. Она являлась преподавателем истории, арифметики, французского языка, имела многочисленные награды за педагогическую работу [14, с. 16].

С 1900 по 1918 гг. начальницей училища была Александра Вениаминовна Кубинцева, дочь псаломщика, окончившая Нижегородское епархиальное училище для девиц духовного звания. А.В. Кубинцева внесла большой вклад в развитие Нижегородского епархиального училища и приложила огромные усилия для сохранения его и в первые годы советской власти.

Представителями совета училища чаще всего назначались видные лица губернского духовенства, как, например, протоиерей Александр Крылов, протоиерей Димитрий Страхов, протоиерей Александр Остроумов, протоиерей Николай Успенский [14, с. 15].

Преподаватели и воспитанницы

Преподавателями в соответствии с Уставом училища должны быть лица с высшим или со средним образованием. Сначала ими были люди, преимущественно преподающие в других учебных заведениях, но потом

постепенно сложился свой состав педагогов [5]. В социальном отношении преподаватели были выходцами из семей духовенства, мещан и мелкого чиновничества.

К примеру, отчет 1900 г. сообщает о следующем составе преподавателей: ".помощник законоучителя - священник Нижегородской Мининской богадельни Александр Ильич Преображенский; преподаватель истории - Павел Никонорович Городецкий, учитель Нижегородской семинарии, кандидат богословия; преподаватель Закона Божия, Священного Писания, русского языка - протоиерей Павел Александрович Тихонравов, кандидат богословия, священник Александро-Невской церкви при Губернской земской богадельне; преподаватель словесности, географии и русского языка - Николай Николаевич Иорданский, кандидат богословия; преподаватель физики и геометрии - Иван Евстратьевич Дементьев, кандидат физико-математических наук; учитель общей гражданской и русской истории - Николай Александрович Владимирский, кандидат богословия. Состав преподавательниц: Анна Александровна Савельева, окончила курс в Мариинской женской гимназии, имеет звание учителя арифметики; Мария Максимовна Лебедева, окончила курс в Епархиальном женском училище, имеет звание домашней учительницы, преподаватель арифметики; Любовь Андреевна Аристова, окончила курс в Мариинском женском институте, имеет звание домашней наставницы, учитель географии; Александра Яковлевна Раткина, преподаватель французского и немецкого языков; Елизавета Ивановна Лебедева, учительница музыки, окончила курс в Епархиальном женском училище и в Нижегородском отделении Императорского музыкального Общества" [4].

Воспитательная часть в училище по Уставу возлагалась на начальницу, которая избирала воспитательниц для каждого класса. Наставницы все время проводили с учащимися, следили за их поведением и подготовкой к занятиям, особенно тщательно они обязаны были заниматься с отстающими в учебе. В своих воспоминаниях воспитанницы писали: ".в училище было шесть классов, а поэтому и шесть воспитательниц, одна из которых была помощницей начальницы училища, а одна - заведующая библиотекой и физическим кабинетом. Следует отметить высокую заботу о нравственном здоровье епархиалок: утром и вечером молитва, общая молитва прежде и после стола, перед началом и окончанием уроков" [9].

После введения Синодом нового Устава для епархиальных училищ в 1868 г. в учебное заведение теперь уже смогли поступать девицы из других сословий. Однако училище осталось преимущественно ориентированным на дочерей духовенства, а число девиц из других сословий было ограничено.

Всего учениц было 344. Можно выделить следующие классификации среди учащихся:

А. По классам:

- первый класс - 35 учениц.

- второй штатный класс - 34 учениц.

- второй параллельный класс - 34 ученицы.

- третий штатный класс - 43 ученицы.

- третий параллельный класс - 40 учениц.

- четвертый штатный класс - 38 учениц.

- четвертый параллельный класс - 37 учениц.

- пятый класс - 43 ученицы.

- шестой класс - 40 учениц [7]. Б. По содержанию:

1) на епархиальном финансировании - 40 учениц.

2) полупансионерки: из духовного сословия - 2 ученицы, светских -2 ученицы.

3) стипендиантки - 14 учениц.

4) финансируемые редакцией "Нижегородские Епархиальные Ведомости" - 2 ученицы.

5) пансионерки со взносом: духовных - 120 учениц, светских - 28

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

учениц.

6) оплачивающих обучение: духовных - 60 учениц, светских - 51 ученица.

7) обучающиеся бесплатно: духовных 24 ученицы, светских - одна ученица.

В. По социальному статусу:

- из семей духовенства - 264 ученицы.

- из дворянских семей - 5 учениц.

- из чиновников - 27 учениц.

- из семей почетных граждан - 5 учениц.

- из купеческих - 6 учениц.

- из мещан - 18 учениц.

- из военных - 3 ученицы.

- из крестьян - 16 учениц. Г. По месту жительства:

1) в здании училища: духовных - 176 учениц, светских - 28 учениц.

2) в здании приюта - 5 учениц.

3) у родителей и родственников - 135 учениц.

За обучение за год дочери духовенства платили 25 руб., а иносословные - 45 руб. Сумма взноса за содержание одной воспитанницы в общежитии взималась с дочерей духовенства - 120 руб., с иносословных -230 руб. в год [7].

Из этих цифр видно, что девочки духовного звания находились в привилегированном положении в отличие от иносословных. Таким образом, ученицы подразделялись:

- на тех, кто пользовался полным епархиальным содержанием - это сироты, дети духовенства;

- на тех, кто был на половинном епархиальном обеспечении;

- на стипендианток;

- девиц, содержавшихся на частные благотворительные средства;

- на тех, кто сами себя обеспечивали, их, как правило, было большинство.

Учебный процесс

В епархиальное училище поступали девицы в возрасте от 10 до 12 лет. Из "Отчета по учебной и нравственно-воспитательной части в Нижегородском епархиальном женском училище" можно узнать, что в нем было шесть классов [11, с. 29]. Об учебном процессе сообщается в воспоминаниях выпускницы Марии Вейсовой: "Епархиалки, кроме Закона Божиего, изучали педагогическую психологию, методику русского и церковно-славянского языка, историю русской литературы, историю, алгебру, тригонометрию, физику, естествознание. В программу входили также пение, ведение сельского хозяйства и гигиена. Как факультативные, или "необязательные," дисциплины преподавались французский и немецкий языки, а также музыка" [9].

На первом плане было поставлено преподавание Закона Божьего, число уроков которого значительно превышало остальные предметы. С изучением его связано чтение религиозно-нравственных книг. Широкая постановка Закона Божия и строгое отношение к этому предмету обуславливает одна из основных задач школы: "утверждать воспитанниц в истинном благочестии, правильно развивать характер, соответственно их будущему назначению и ближайшими практическими соображениями" [11, с. 21].

Преподавание славянского языка отличало училище от других светских учебных заведений. Педагогике посвящалось в шестом классе два урока в неделю, практически ученицы изучали данный предмет, занимаясь с сиротами в детском приюте.

Учебная программа училища включала следующие предметы:

- первый класс - Закон Божий, русский язык, арифметика, пение, чистописание.

- второй класс - Закон Божий, русский язык, гражданская история, география, арифметика, пение, чистописание.

- третий класс - Закон Божий, русский язык, гражданская история, география, арифметика, пение, чистописание,

- четвертый класс - Закон Божий, русский язык, словесность, гражданская история, география, арифметика, природоведение, пение.

- пятый класс - Закон Божий, словесность, гражданская история, география, алгебра, геометрия, физика, природоведение, пение.

- шестой класс - Закон Божий, литература, гражданская история, космография, алгебра, геометрия, дидактика, физика, сельское хозяйство, гигиена, пение, педагогика [5].

Во вновь изданной программе 1907 г. было значительно расширено преподавание математики, геометрии, истории, природоведения и др., общий

курс шести классов был приближен к курсу женских гимназий. Позже в том же 1907 г. было утверждено выработанное Святейшим Синодом положение о седьмом дополнительном педагогическом классе с двухгодичным курсом обучения [5]. Это нововведение своей целью имело теоретическое и практическое приготовление воспитанниц к учебно-воспитательной деятельности через сообщение им необходимых социально-педагогических познаний и навыков.

Учебный программа седьмого класса включала в себя:

- первый год - Закон Божий, педагогическая психология, история русской литературы, методика русского языка, гражданская история, алгебра, тригонометрия, логарифмы, методика арифметики, физика, естествознание, гигиена, пение, история педагогики, практические занятия.

- второй год - Закон Божий, педагогика, логика, пение, словесно-историческое отделение, естественно-математическое отделение.

Закрытие училища

Нижегородское епархиальное женское училище просуществовало до декабря 1918 г. После Октябрьской революции учебный год прошел без существенных изменений. Однако в августе 1918 г. Губернский комитет по Народному образованию постановил: "Известить Епархиальный Училищный Совет, чтобы он сделал распоряжение: Уездным Училищным Советам сдать все дела местным Училищным Комиссариатам, а дела и все прочие принадлежащие Губернскому Епархиальному Училищному Совету следует сдать Губернскому Комиссариату по Народному образованию" [1].

Далее в середине сентября 1918 г. в здании училища Губернский военный комиссариат размещает 1 -й Инженерный батальон. Первым делом красноармейцы расположились в корпусах училища, поэтому воспитанницы (около 500 из 700) лишились места проживания, следовательно, и возможности дальнейшего обучения. Затем военные возымели желание заниматься физикой, для чего им потребовались приборы и различные предметы из физического кабинета. Далее красноармейцы увлеклись уже музыкой, в результате чего пропали музыкальные инструменты. Из этого можно заключить, что проводилась целенаправленная политика по прекращению учебной деятельности училища и разграбления его имущества, которое с великим трудом было закуплено с момента его основания.

В отчаянии начальница училища А.В. Кубинцева написала письмо в Нижегородский губернский военный комитет, в котором сообщалось следующее: "В половине сентября текущего года, т.е. перед самым началом учебных занятий, в здании Училища поселились войсковые части. Это было ужасным ударом для нашего учебного заведения. Лишившись интерната, оно потеряло возможность дать приют своим воспитанницам и вследствие этого сильно опустело. Из семисот учащихся около шестисот - приезжие из разных концов губернии. И почти все они оказались не в состоянии явиться для продолжения занятий. Прибыли только немногие, менее двухсот человек, у кого есть в городе родственники или знакомые. Но и этим

немногим приходится заниматься в крайне неблагоприятных условиях: в тесном чужом помещении совместно с учащимися гимназии Геркси, в вечернюю смену, при испорченном воздухе в классе, без дневного света. В настоящее время квартировавшие в здании училища войска оставляют его. Вышеизложенные обстоятельства вынуждают педагогический совет училища усиленно ходатайствовать перед Военным Комиссариатом, не признает ли он возможным совершенно освободить здание училища и более не занимать его войсками, так, чтобы оно вновь могло служить для военных целей" [2].

А.В. Кубинцева надеялась, что Губернский комитет по Народному образованию поддержит епархиальное училище перед Военным комиссариатом. Впоследствии так и случилось, комитет по Народному образованию обратился в Военный комиссариат с просьбой освободить здание и оставить его за ним [3]. Однако на все эти обращения был дан следующий ответ: "Сообщаю, что здание бывшего епархиального училища предназначено для расквартирования частей войск, а потому для нужд Отдела Народного образования освобождено быть не может" [2].

Администрация училища прикладывала огромные усилия, чтобы сохранить училище, но Нижегородское епархиальное женское училище в декабре 1918 г. прекратило свое существование.

Таким образом, епархиальные училища в XIX веке были образованы с целью предоставления образования дочерям духовенства, поскольку священнослужители не имели возможности для их приличного обучения. Главной задачей данных учебных заведений являлась подготовка педагогических кадров для церковно-приходских и земских школ. С 70-х гг. XIX века в данные учебные заведения были допущены девицы из других сословий, но чаще всего поступали из более бедных: из мелкого чиновничества, из мещан, из военных, из крестьян. Однако около 80% учащихся составляли дочери духовенства.

Кроме этого, у училища была своя специфика:

- оно находилось в ведении Святейшего Синода, но управлялось непосредственно съездом епархиального духовенства.

- в дореволюционное епархиальное училище поступали девочки младшего школьного возраста - с 10 до 12 лет;

- срок обучения составлял от шести до восьми лет;

- к особенностям учебной программы относилось углубленное изучение Закона Божьего, преподавались правописание и общеобразовательные предметы, а на седьмом двухгодичном классе упор делался на точные науки и на профессиональные дисциплины, такие как педагогика и психология;

- обучение и проживание в училище было платным.

Воспитаннице, окончившей шесть классов епархиального училища,

присваивалось звание домашней учительницы, а если учащаяся завершала двухгодичный седьмой класс, то она получала право преподавать в церковно-приходских или земских школах.

Библиография

Материалы Государственного казенного учреждения Государственный архив Нижегородской области

1. ГКУ ЦАНО. Ф. 120. Оп. 2. Д. 140. Распоряжения Комиссариата народного образования.

2. ГКУ ЦАНО. Ф. 120. Оп. 2. Д. 166. Отчеты Комиссариата по народному образованию.

3. ГКУ ЦАНО. Ф. 120. Оп. 2. Д. 167. Распоряжения Комиссариата по военным делам.

4. ГКУ ЦАНО. Ф. 526. Оп. 467. Д. 13. Отчет о состоянии Нижегородского епархиального женского духовного училища за 1899-1900 гг.

5. ГКУ ЦАНО. Ф. 526. Оп. 467. Д. 17. Циркуляры училищного комитета.

6. ГКУ ЦАНО. Ф. 526. Оп. 467. Д. 45. Циркуляры училищного комитета.

7. ГКУ ЦАНО. Ф. 526. Оп. 467. Д. 54. Список воспитанниц.

8. ГКУ ЦАНО. Ф. 526. Оп. 467. Д. 61. Формулярный список преподавателей, преподавательниц.

9. ГКУ ЦАНО. Ф. 526. Оп. 467. Д. 67. Добросмыслова М.И. Семейный архив.

Исследовательская литература:

10. Апостолов М.Ю. К 130-летию Нижегородского епархиального женского духовного училища. // Сеятель. - Н. Новгород, 1996. - №1 - С. 166170.

11. Иорданский Н.Н. Двадцатипятилетие существования Нижегородского епархиального женского училища. - Н. Новгород: Тип. Губ. правл., 1891. - 45 с.

12. Кузнецов А. Епархиальные женские училища. - СПб.: Синод. тип., 1909. - 107 с.

13. Латышина Д.И. История педагогики. - М.: Педагогическое общество России, 2005. - 603 с.

14. Мурзинский С.С. Нижегородское епархиальное женское училище в дореволюционный период. // Нижегородская старина. - Н. Новгород, 2004 - Вып. №8. - С. 15-16.

15. Семенов Д. Епархиальные женские училища за первое 50-летие их существования. // Русская школа, 1893 - Вып. № 9 - С. 27-30.

16. Снежницкий А., диак. Адрес-календарь Нижегородской епархии в память исполнившегося в 1888 г. 900-летия крещения Руси. - Н. Новгород: Тип. Губ. правл., 1888. - 1041 с.

17. Соловьев И., свящ. Историческая записка о состоянии Нижегородского епархиального женского училища в течение перваго двадцатипятилетняго его существования (1866-1891). - Н. Новгород: Тип. Губ. правл., 1892. - 131 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.