Научная статья на тему 'ВОЗЗРЕНИЯ АРАБСКИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТЕЛЕКАНАЛА «АЛЬ-ДЖАЗИРЫ» ПЕРИОДА КАТАРСКОГО ДИПЛОМАТИЧЕСКОГО КРИЗИСА'

ВОЗЗРЕНИЯ АРАБСКИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТЕЛЕКАНАЛА «АЛЬ-ДЖАЗИРЫ» ПЕРИОДА КАТАРСКОГО ДИПЛОМАТИЧЕСКОГО КРИЗИСА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
68
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«АЛЬ-ДЖАЗИРА» / КАТАР / НОВОСТНОЙ ДИСКУРС / ТЕЛЕВИЗИОННОЕ ВЕЩАНИЕ / КРИЗИСНЫЕ КОММУНИКАЦИИ / МЕДИА / РЕДАКЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / АРАБСКИЕ МЕДИАИССЛЕДОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Алшакарна Ахмед А. И.

В медиаисследованиях средств массовой информации актуализированы вопросы кризисных коммуникаций: редакционной политики различных каналов, оказавшихся в ситуации санкций, бойкота, ограничения и запрета их работы. В этой связи опыт успешного преодоления такого рода кризисов представляет интерес как для исследователей, экспертов, так и для журналистов. Осмысление стратегии и тактик телеканала «Аль-Джазира» в условиях дипломатического кризиса является примером такого опыта. В русскоязычном исследовательском поле недостаточно представлены медиаисследования, прежде всего, арабскоязычных ученых, выявивших особенности деятельности «Аль-Джазиры» в 2017-2021 годах, во время Катарского кризиса. Восполнению этого пробела посвящена данная статья, в которой представлен обзор статей авторов разных стран, изучавших место «Аль-Джазиры» в дипломатическом кризисе, с целью установить основные приемы преодоления кризисной ситуации телеканалом «Аль-Джазира». Автор выявляет ряд ключевых позиций в трудах, посвященных контенту и редакционной политике «Аль-Джазиры» этого периода и приходит к выводу об активизации манипулятивного подхода к подаче информации в кризисные периоды как наиболее эффективного способа преодоления кризиса без утраты позиций телеканала в медиапространстве. Научная значимость такого вывода состоит во вкладе в общую теорию нормативной журналистики, поскольку установлены закономерности отхода от нормативных принципов в условиях внешнего давления на средство массовой информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARABIAN RESEARCH ON THE ACTIVITIES OF THE AL-JAZEERA DURING THE QATAR DIPLOMATIC CRISIS

The issues of crisis communications are updated in actual media studies: the editorial policy of various channels that find themselves in a situation of sanctions, boycott, restrictions and prohibitions on their work moves in the focus of media researchers. The experience of successfully overcoming such crises is of interest to researchers, experts, and journalists. Reflecting on Al Jazeera's strategy and tactics during the diplomatic crisis is an example of such an experience. In the Russian-speaking research field, media studies of this topic are insufficiently represented, especially by Arabic-speaking researchers, who revealed the features of Al Jazeera's activities in 2017-2021, during the Qatar crisis. This article is aimed to filling this gap, which provides an overview of articles by authors from different countries who studied the place of Al-Jazeera in the diplomatic crisis, in order to establish the main methods of overcoming the crisis situation by the Al-Jazeera TV channel. The author identifies a number of key positions in the works devoted to the content and editorial policy of Al-Jazeera of this period: 1) the significance of Al-Jazeera's activities as a factor in a crisis situation; 2) the obvious discrepancy between the editorial policy of the TV channel and the state policy of Qatar; 3) two main tactics for building news discourse during the crisis: victimization of the situation in Qatar during the boycott and emphasizing state support for affected citizens; 4) rejection of high standards of professional journalism in favor of suggestive tactics of influencing the audience. The author comes to the conclusion that the activation of the manipulative approach to the presentation of information in times of crisis is the most effective way to overcome the crisis without losing the position of the TV channel in the media space. The scientific significance of such a conclusion correlates to the contribution to the general theory of normative journalism, since the patterns of deviation from normative principles under the conditions of external pressure on the media have been established.

Текст научной работы на тему «ВОЗЗРЕНИЯ АРАБСКИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТЕЛЕКАНАЛА «АЛЬ-ДЖАЗИРЫ» ПЕРИОДА КАТАРСКОГО ДИПЛОМАТИЧЕСКОГО КРИЗИСА»

ЖУРНАЛИСТИКА И СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ JOURNALISM AND PUBLIC RELATIONS

УДК 070+ 316.77

DOI 10.52575/2712-7451-2023-42-2-205-212

Воззрения арабских исследователей на деятельность телеканала «Аль-Джазиры» периода Катарского дипломатического кризиса

Алшакарна А.А.И.

Челябинский государственный университет, Россия, 454001, г. Челябинск, ул. Братьев Кашириных, д. 129 E-mail: [email protected]

Аннотация. В медиаисследованиях средств массовой информации актуализированы вопросы кризисных коммуникаций: редакционной политики различных каналов, оказавшихся в ситуации санкций, бойкота, ограничения и запрета их работы. В этой связи опыт успешного преодоления такого рода кризисов представляет интерес как для исследователей, экспертов, так и для журналистов. Осмысление стратегии и тактик телеканала «Аль-Джазира» в условиях дипломатического кризиса является примером такого опыта. В русскоязычном исследовательском поле недостаточно представлены медиаисследования, прежде всего, арабскоязычных ученых, выявивших особенности деятельности «Аль-Джазиры» в 2017-2021 годах, во время Катарского кризиса. Восполнению этого пробела посвящена данная статья, в которой представлен обзор статей авторов разных стран, изучавших место «Аль-Джазиры» в дипломатическом кризисе, с целью установить основные приемы преодоления кризисной ситуации телеканалом «Аль-Джазира». Автор выявляет ряд ключевых позиций в трудах, посвященных контенту и редакционной политике «Аль-Джазиры» этого периода и приходит к выводу об активизации манипулятивного подхода к подаче информации в кризисные периоды как наиболее эффективного способа преодоления кризиса без утраты позиций телеканала в медиапространстве. Научная значимость такого вывода состоит во вкладе в общую теорию нормативной журналистики, поскольку установлены закономерности отхода от нормативных принципов в условиях внешнего давления на средство массовой информации.

Ключевые слова: «Аль-Джазира», Катар, новостной дискурс, телевизионное вещание, кризисные коммуникации, медиа, редакционная политика, арабские медиаисследования

Для цитирования: Алшакарна А.А.И. 2023. Воззрения арабских исследователей на деятельность телеканала «Аль-Джазиры» периода Катарского дипломатического кризиса. Вопросы журналистики, педагогики, языкознания, 42(2): 205-212. DOI: 10.52575/2712-7451-2023-42-2-205-212

Arabian Research on the Activities of the Al-Jazeera During the Qatar Diplomatic Crisis

Ahmad A. I. Alshakarnah

Chelyabinsk State University, 129 Brothers Kashirin St, Chelyabinsk 454001, Russia E-mail: [email protected]

Abstract. The issues of crisis communications are updated in actual media studies: the editorial policy of various channels that find themselves in a situation of sanctions, boycott, restrictions and prohibitions on their work moves in the focus of media researchers. The experience of successfully overcoming such crises

is of interest to researchers, experts, and journalists. Reflecting on Al Jazeera's strategy and tactics during the diplomatic crisis is an example of such an experience. In the Russian-speaking research field, media studies of this topic are insufficiently represented, especially by Arabic-speaking researchers, who revealed the features of Al Jazeera's activities in 2017-2021, during the Qatar crisis. This article is aimed to filling this gap, which provides an overview of articles by authors from different countries who studied the place of Al-Jazeera in the diplomatic crisis, in order to establish the main methods of overcoming the crisis situation by the Al-Jazeera TV channel. The author identifies a number of key positions in the works devoted to the content and editorial policy of Al-Jazeera of this period: 1) the significance of Al-Jazeera's activities as a factor in a crisis situation; 2) the obvious discrepancy between the editorial policy of the TV channel and the state policy of Qatar; 3) two main tactics for building news discourse during the crisis: victimization of the situation in Qatar during the boycott and emphasizing state support for affected citizens; 4) rejection of high standards of professional journalism in favor of suggestive tactics of influencing the audience. The author comes to the conclusion that the activation of the manipulative approach to the presentation of information in times of crisis is the most effective way to overcome the crisis without losing the position of the TV channel in the media space. The scientific significance of such a conclusion correlates to the contribution to the general theory of normative journalism, since the patterns of deviation from normative principles under the conditions of external pressure on the media have been established.

Keywords: Al Jazeera, Qatar, news discourse, crisis communications, TV-media, editorial policy, Arabian Media Studies

For citation: Alshakarnah A.A.I. 2023. Arabian Research on the Activities of the Al-Jazeera During the Qatar Diplomatic Crisis. Issues in Journalism, Education, Linguistics, 42(2): 205-212 (in Russian). DOI: 10.52575/2712-7451-2023-42-2-205-212

Введение

Кризисная политическая ситуация всегда генерирует ряд крупных проблем, в том числе актуализирует важные вопросы о том, что происходит, когда новостные потоки являются неотъемлемой частью политического конфликта, а иногда и его главным носителем. Примером может служить освещение корреспондентами катарского новостного канала «Аль-Джазира» (Al-Jazeera) Катарского дипломатического кризиса в 2017-2021 годах.

Канал «Аль-Джазира» был основан в ноябре 1996 года и привлек большое научное внимание с момента его создания тогдашним эмиром Катара шейхом Хамадом бин Хали-фой Аль-Тани, который хотел, чтобы сеть стала инструментом мягкой силы Катара. Проект «Аль-Джазира» был замечен аналитиками и исследователями сразу же как знак формирования нового медиаландшафта в арабских странах, одновременно став мишенью постоянной критики [Sadig, 2019, p. 67]. Однако успешность канала послужила и причиной атак на него во время Катарского дипломатического кризиса, когда одним из условий примирения с Катаром было выдвинуто требование немедленного закрытия этого средства массовой информации.

Редакционная политика «Аль-Джазиры» этого периода особенно актуальна в связи с нарастанием кризисных явлений во всем мире и остротой вопросов следования журналистским стандартам, предусмотренным нормативным подходом к профессии в условиях внешнего давления, принимающего все новые формы - от санкций до «культуры отмены». Недостаточность работ, посвященных редакционной политике СМИ, оказавшихся в подобной ситуации, обусловливает значимость обращения к данной теме именно в условиях современного противостояния глобальных общественных сил.

В настоящей статье предлагается обзор научных исследований, посвященных особенностям действий телеканала «Аль-Джазира» в период дипломатического кризиса Катара, а также анализирующим базовые принципы телевещания этого канала. Цель обзора - установить основные приемы преодоления кризисной ситуации телеканалом «Аль-Джазира», выявленные арабскоязычными медиаисследователями.

Для достижения этой цели поставлен ряд исследовательских вопросов:

1. Как специалисты и исследователи оценивают значимость производимого «Аль-Джазирой» контента в кризисной ситуации 2017 года?

2. Каким образом редакционная политика канала в это время соотносится с общегосударственной политикой Катара и как отражается в текстах новостей?

3. Какие тактики организации новостного контента «Аль-Джазиры» в период кризиса (и бойкота Катара) выявляют исследователи и каков, по мнению ученых, уровень профессионализма в производстве новостей кризисного периода журналистами «Аль-Джазиры»?

Объект и методы исследования

Объектом исследования являются научные статьи и интерпретации, представленные в них, связанные с анализом активности «Аль-Джазиры» в период Катарского дипломатического кризиса, развернувшегося в 2017 году. Выбор работ, посвященных именно этому периоду работы телеканала, связан прежде всего с заметными отличиями стратегий и тактик редакционной политики канала по сравнению с «арабской весной». Основной метод изучения научных точек зрения - их систематизация в соответствии с исследовательскими вопросами, продиктованными целью статьи.

Материалом исследования послужили преимущественно труды арабских медиаиссле-дователей, опубликованные в англоязычных научных журналах; в отдельных случаях их мнение подкреплялось отсылками к европейским и российским исследователям, позиции которых изучены автором статьи с целью проведения параллелей и уточнений выводов, полученных арабскоязычными авторами.

Специфика контента «Аль-Джазиры»

При поиске ответа на первый исследовательский вопрос важно указать на общее отношение исследователей к каналу как специфическому формату качественной журналистики.

В начале 2000-х годов Мохаммед Аль-Навави и Адель Искандер обобщили историю новостного канала, утверждая, что «Аль-Джазира» раздвинула границы свободы выражения мнений в подвергающемся жесткой цензуре арабском мире и вынудила авторитарные правительства переосмыслить свои политические и медийные стратегии [El-Nawawy, Iskander, 2002]. Исследование выявило высокий уровень журналистского профессионализма «Аль-Джазиры», особенно по сравнению с другими арабскими новостными организациями. Важно, как отмечают исследователи, что в основе новаторства «Аль-Джазиры» лежала конфронтация с негласными правилами журналистики арабского мира - оформлять повестку дня в строгом соответствии с социальными иерархиями. Как объясняет взрывной интерес к новому каналу Фейсал Аль-Касим, «идеальная традиционная арабская газета, журнал, радио или телевизионная станция - это та, которая избегает всего, что может быть истолковано как оскорбительное для любой арабской страны» [Al Kasim, 2005, p. 93]. По мнению исследователя, арабская аудитория «по горло сыта» официальным телевидением, где все новости сводятся к слащавому рассказу о том, какие еще награды получило «его величество» или «его высочество» (там же). Именно поэтому «Аль-Джазира», выступая под знаменами глобального нормативного журнализма (ориентированного на поддержание ценностей демократии), сразу привлекла к себе самое пристальное внимание и быстро завоевала большую аудиторию (прежде всего - арабоязычную, но затем вышла на внеараб-ский уровень вещания). При этом важна и оценка стандартов качества вещания «Аль-Джазиры»: так, представитель редакции приводит пример корректировки новостного дискурса: «мы скорее используем выражение "командная операция", чем "террористы-смертники", что свойственно западным медиа. На наш взгляд, "террористы-смертники" - пример предвзятости и предубеждения (bias), поскольку выражает исключительно западную точку

зрения» [Sadig, 2019, p. 81]. Таким образом, исследователи отмечают стремление канала преодолеть как национальные ограничения стандартов качества, так и определенные стереотипы, сложившиеся в западной журналистике.

Многие исследователи отмечают высокий уровень качества производства новостей для «Аль-Джазиры», что вынудило другие арабские новостные сети работать над улучшением своих производственных усилий, чтобы сохранить свое конкурентное преимущество. В определенном смысле «Аль-Джазира» установила высокую планку качественного новостного вещания в регионе, что и сделало ее во многом центром арабского медиамира [Guta, 2021; Ittefaq, 2021].

К моменту Катарского дипломатического кризиса июня 2017 года «Аль-Джазира» уже имела твердую репутацию флагмана новостного вещания в странах арабского мира. При этом за 20 лет своего существования она знала и взлеты, и падения, связанные с ее редакционной политикой. Но когда в странах Совета сотрудничества стран Персидского залива разразился политический кризис, статус «Аль-Джазиры» как «взрывоопасного» медиаре-сурса получил буквальное, а не только символическое воплощение: среди 13 пунктов ультиматума Катару, выдвинутых Саудовской Аравией, Объединенными Арабскими Эмиратами, Египтом и Бахрейном, содержалось и требование «закрыть "Аль-Джазиру"» 1. Катар, предприняв некоторые попытки сгладить конфликт, проигнорировал это и другие требования, в результате чего его ближайшие соседи разорвали все экономические и дипломатические отношения с Государством Катар, обвинив его в том, что оно спонсирует терроризм (см. подробный обзор предпосылок конфликта: [Егоров, 2019]). «Аль-Джазира» при этом рассматривалась как один из серьезных факторов кризиса в Персидском заливе; не случайно Катар специально подчеркнул, что «Аль-Джазира» не будет предметом переговоров или обсуждения в ходе разрешения конфликта [Алмашакбех, 2018].

Катар давно остро реагировал на попытки Саудовской Аравии установить контроль над его внешней и внутренней политикой, а также на ее стремление добиться более широкой региональной гегемонии. Пограничное столкновение между двумя странами вспыхнуло в начале 1990-х годов, и они снова столкнулись в середине 1990-х годов - тогда Саудовская Аравия, как предполагалось, поддерживала неоднократные попытки свергнуть эмира Катара, шейха Хамада бин Халифа Аль Тани. Именно «Аль-Джазира» становилась раздражающим фактором и мощным катализатором конфликта. Так, в 2002 году Саудовская Аравия отозвала своего посла из Катара после того, как «Аль-Джазира» решила транслировать интервью с саудовским оппозиционером. Две страны также поссорились из-за все более близких отношений с Израилем и планов Катара построить газопровод в Кувейт [Ал-машакбех, 2018; Kharbach, 2020].

Таким образом, отвечая на первый вопрос, приходим к следующему выводу: по мнению исследователей, «Аль-Джазира» во время кризиса была не только проводником определенных идей или информации, но прежде всего одним из факторов кризиса, она воспринималась самими противоборствующими сторонами как «камень преткновения» или определенный принцип, от которого Катар отказываться не собирался. Несмотря на включение требования о закрытии «Аль-Джазиры» в ультиматум, канал продолжил работу по тем стандартам, которые к той поре уже принесли ему международную известность.

Редакционная политика СМИ в контексте политики государства

Кризисные политические коммуникации неизбежно делают средства массовой информации частью борьбы за победу в информационной войне. Обычно в такие периоды независимость сменяется «партийностью» - ярко выраженной приверженностью СМИ той

1 Wintour P. 2017. Qatar given 10 days to meet 13 sweeping demands by Saudi Arabia. The Guardian, June 23, 2017. Available at: https://www.theguardian.com/world/2017/jun/23/close- al-jazeera-saudi-arabia-issues-qatar-with-13 -demands-to-end-blockade

или иной стороне. Это особенно ярко проявляется сейчас в связи с российско-украинским конфликтом. Поэтому второй исследовательский вопрос представляется наиболее актуальной частью исследования: насколько явно «Аль-Джазира» выражала свою «партийность» в конфликте? Как выясняют исследователи, политика канала строилась одновременно на «про-катарской» риторике и явном независимом акционизме: сохраняя приверженность стране и ее государственным устремлениям, редакция стремилась реализовывать свою точку зрения, от политики шейха отличающуюся (во всяком случае канал не включал в повестку привычное в арабских медиа «славословие» в адрес правительства). Выбор таких острых тем, как интервью с открытыми врагами действующей власти в разных арабских странах, делал «Аль-Джазиру» скандальным и в то же время актуальным источником новостей. Таким образом, исследователи [Sadig, 2019, p. 81; Ajaoud, Elmasry, 2020] отмечают, что «Аль-Джазира» продолжала разрушать «империализм» мировой новостной повестки. Еще раньше [Wojcieszak, 2007] эта общая стратегия канала подчеркивалась в работах европейских исследователей.

Отвечая на второй вопрос, следует отметить, что «Аль-Джазира» построила гибкую модель в области GR: она, несомненно, поддерживала политику Катара, но эта поддержка носила имплицитный характер определенных редакционных фильтров, налагаемых на общую повестку дня. Ученые отмечают целый ряд расхождений политики канала с политикой страны. Иными словами, «Аль-Джазира» в кризисный период не стала «рупором правительства».

Тактики телеканала в аспекте профессиональных стандартов

Обращаясь к третьему вопросу, важно отметить, что для исследователей описание тактик новостного вещания «Аль-Джазиры» является своеобразным «зеркалом» профессиональных стандартов, которых придерживается редакция. Во время кризиса в Персидском заливе новостная политика «Аль-Джазиры», как показывает фрейм-анализ ее сюжетов, проведенный катарскими исследователями Сакиной Ажудом и Мохамедом Хамасом Аль-Масри [Ajaoud, Elmasry, 2020], характеризовался реализацией двух тактик: во-первых, ситуация Катара, попавшего под санкции и бойкот других стран, показывалась с позиций сочувствия жертве несправедливой атаки; во-вторых, подчеркивалась и выносилась в основу сообщений тема гуманитарной помощи, социальной поддержки людей, оказавшихся под давлением кризисных ограничений. В то же время в этой статье мы находим сопоставление с голосом политического оппонента «Аль-Джазиры» - новостным каналом «Аль-Арабиа», представлявшим в своих программах Катар как средоточие хаоса и террористической угрозы [Ajaoud, Elmasry, 2020]. Это исследование помогает понять, как действуют инструменты «мягкой силы»: сама организация медиаповестки обладает определенной суггестией, воздействуя на аудиторию и добиваясь оценочных заключений (фактически каждая телевещательная компания старается убедить аудиторию в своей правоте и своей собственной оценочности событий).

Мохамед Карбах приходит к выводам, сходным с результатами исследования фреймов в работе С. Ажуда и М.Х. Аль -Масри, рассматривая заголовки статей в период кризиса в англоязычных версиях «Аль-Джазиры» и «Аль-Арабии». Он также отмечает, что «Аль-Джазира» стремилась прямо показать Катар жертвой агрессивной и ничем не спровоцированной политики бойкота со стороны соседей, а имплицитно - продемонстрировать такие стороны Государства Катар, как эмпатия к жителям, страдающим от бойкота, построение глубоко гуманистичных и социально-ориентированных программ и политик [Kharbach, 2020].

Важно, что - как следует из проведенного катарскими исследователями анализа -«Аль-Джазира» последовательно избегала прямых хвалебных оценок своего правительства (в отличие от других медиа арабского региона). Редукция комплиментарно-оценочной

части новостного дискурса, несомненно, влияла на повышение степени доверия каналу, а также на укрепление лояльности аудитории к «Аль-Джазире». В то же время манипулятив-ность политики «Аль-Джазиры» не ушла от внимания исследователей. Так, Адиб Абдулма-джид [Abdulmajid, 2019], применяя метод критического дискурс-анализа к статьям «Аль-Джазиры» и «Аль-Арабии», обнаруживает ряды сходных черт в идеологичности, манипу-лятивности и зависимости обоих каналов от своих государств.

Однако Марва Мазьяд в своем исследовании сравнивает различные направления разветвленной сети «Аль-Джазира» и приходит к выводу о нарастающей «исламизации» этого канала. Изначальный ориентир на «отстройку» от крупных соседей постепенно трансформируется в далекие от нормативного профессионального журнализма принципы, что особенно ярко проявляется при сравнении таких ветвей канала, как Al Jazeera English и Al Jazeera Mubasher Misr [Maziad, 2021]. Во время конфликта эта линия просматривалась достаточно ощутимо. К подобным выводам приходят и другие исследователи, применяющие сопоставительный подход в анализе крупнейших вещателей арабского мира [Hassan, Elmasry, 2019; Kosarova, 2020; Satti, 2020; и др.].

Отвечая на третий вопрос, можно заключить, что, по мнению исследователей, «Аль-Джазира» придерживалась двух основных тактик кризисного вещания: во-первых, она сосредоточила внимание своей аудитории на сюжетах, представляющих страдания простого населения Катара от действий «четверки» (в условиях бойкота), тем самым формируя образ страны - жертвы несправедливой политической агрессии; во-вторых, «Аль-Джазира» делала упор на новости, связанные с активной поддержкой населения государством. При этом, выбирая сюжеты общегуманистической, конструктивной направленности, «Аль-Джа-зира» одновременно создавала образ Катара как страны социальной ориентации и поддерживала высокий уровень профессиональных стандартов, не очерняя и не обвиняя других участников конфликта. Однако гибкость тактик была одновременно и нарушением стандартов: в частности, «Аль-Джазира» «маскировала» под нейтральность свою линию поддержки Катара в конфликте. Следовательно, профессиональные стандарты выступали в этом случае определенной «маской» истинной направленности новостных потоков канала, а не базисом ее журналистской работы.

Таким образом, анализ научной литературы (преимущественно арабских исследователей, изучающих медиаландшафт региона «изнутри») показывает, что Катарский дипломатический кризис во многом обнажил основные интенции «Аль-Джазиры» как инфлюен-сера всего арабоязычного мира. Как показывает история канала, первоначальная «свежесть» подачи новостей (на фоне локальных традиций) сменилась сомнениями аудитории в следовании «Аль-Джазиры» высоким профессиональным стандартам. Это особенно проявляется в реакциях аудитории и постоянной нелицеприятной критике тактик канала [Rabab'ah, Alali, 2019; Samuel-Azran, Manor, 2022]. В этой связи интересно мнение российских ученых [Графов, 2019; Хайруллин, Коротаев, 2022]: даже очевидная направленность канала на демократизацию общества (например, поддержка «арабской весны») рассматривается аналитиками, в том числе и как политическая игра с целью усиления влияния и дальнейшего роста значимости во всем арабском регионе, а также с целью перестройки исторически сложившихся альянсов в этой части мира. Период кризиса сделал эти противоречия еще более явными.

Заключение

Таким образом, исследованные источники позволяют ответить на поставленные вопросы и достичь цели статьи - упорядочить и систематизировать различные точки зрения -арабских медиаисследователей, изучающих роль и место канала «Аль-Джазира» в разворачивании кризисных событий после ультиматума Катару летом 2017 года. Ответы на четыре исследовательских вопроса показали, что, по мнению исследователей, «Аль-Джазира» продолжает сохранять свои высокие позиции в медиаландшафте арабского мира за счет

гибкости ее политики: это одновременно учитывание национальных традиций и ожиданий страны, спонсирующей канал, и эпатирующее нарушение сложившихся норм новостного вещания в регионе. На примере выявленных учеными тактик канала во время кризиса можно видеть, как «Аль-Джазира» развивает свой потенциал инструмента «мягкой силы».

В качестве анализа перспектив исследований телеканала следует отметить, что в рассмотренных в статье исследованиях упор делается на текстовый (вербальный) дискурс, а видео- и аудио-составляющая не берется во внимание, что, с нашей точки зрения, представляется некоторым упущением. Например, заголовок может вступать в конфликт с видеосвидетельствами, а содержание статьи - с изобразительным рядом и даже графическим оформлением новости. Особенно важен аудиально-визуальный ресурс в анализе коротких видеороликов, которые стали основным жанром «Аль-Джазиры» как новостного канала.

Важно, что проект Al Jazeera+, охватывающий Facebook и полностью основанный на производстве коротких новостных видео, был запущен уже после основных событий «арабской весны» - в 2014 году, а следовательно, имел особое влияние во время Катарского кризиса 2017-2021 годов. Заполнение этой исследовательской ниши видится важным шагом в дальнейшем изучении феномена «Аль-Джазиры».

Список литературы References

Алмашакбех С.С.С. 2018. Медиа-дискурс «Аль-Джазиры» после кризиса осады Катара (на примере

йеменского и сирийского конфликтов). Мир науки, культуры, образования, 6(73): 639-640. Almashakbekh S.S.S. 2018. Media-discourse "al-jazeera's" after the qatar sediments crisis (on the example

of yemen and syrian conflicts). Mir Nauki, Kul'tury, Obrazovaniya, 6(73): 639-640 (in Russian). Егоров И.С. 2019. Катарский дипломатический кризис: причины и последствия. Социально-

гуманитарные знания, 4: 257-263. Egorov I.S. 2019. Qatari diplomatic crisis: causes and consequences. Social and humanitarian knowledge, 4: 257-263 (in Russian).

Хайруллин Т.Р., Коротаев А.В. 2022. Борьба между катарско-турецким и саудовско-эмиратским блоком за влияние в Афганистане. Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право, 15(2): 240-252. DOI: 10.23932/2542-0240-2022-15-2-13 Khayrullin T.R., Korotaev A.V. 2022. The struggle between the qatari-turkish and saudi-emirati bloc for the influence in Afghanistan. Outlines of Global Transformations: Politics, Economics, Law, 15(2): 240-252 (in Russian). DOI: 10.23932/2542-0240-2022-15-2-13 Abdulmajid A. 2019. Media and ideology in the Middle East: A critical discourse analysis. Digest of Middle

East Studies, 28 (1): 23-47. DOI: 10.1111/dome.12179 Ajaoud S., Elmasry M.H. 2020. When news is the crisis: Al Jazeera and Al Arabiya framing of the 2017 Gulf conflict. Global Media and Communication, 6(2): 227-242. DOI: 10.1177/1742766520921880. Al Kasim F. 2005. The Opposite Direction: A Program Which Changed the Face of Arab Television. In: The Al Jazeera Phenomenon: Critical Perspectives on New Arab Media. Ed. M. Zayani. New York, Routledge: 93-105. DOI: 10.4324/9781315636092-5 El-Nawawy M., Iskander A. 2002. Al-Jazeera: How the Free Arab News Network Scooped the World and

Changed the Middle East. Cambridge, Westview Press, 228 p. Guta H.A. 2021. Journalism ethics and conflict-sensitive reporting: The case of Al Jazeera network. In:

Global media ethics and the digital revolution, Ed. N. Miladi. London, Routledge: 186-201. Hassan M.M., Elmasry M.H. 2019. Convergence between platforms in the newsroom. Journalism Practice,

13(4): 476-492. DOI: 10.1080/17512786.2018.1507681 Ittefaq M. 2021. Movements for Change: How Individuals, Social Media and Al Jazeera Are Changing

Pakistan, Egypt and Tunisia. International journal of communication, 15: 1875-1878. Kharbach M. 2020. Understanding the ideological construction of the Gulf crisis in Arab media discourse: A critical discourse analytic study of the headlines of Al Arabiya English and Al Jazeera English. Discourse & Communication, 14: 447-465. DOI: 10.1177/1750481320917576. Kosarova D. 2020. Al Jazeera and Al Arabiya: Understanding media bias. Politicke vedy, 23(4): 87-108. DOI: 10.24040/politickevedy.2020.23.4.87-108

Maziad M. 2021. Qatar in Egypt: The politics of Al Jazeera. Journalism, 22(4): 1067-1087. DOI:

10.1177/1464884918812221 Rabab'ah G., Alali N. 2019. Impoliteness in Reader Comments in Al-Jazeera Channel News Website.

Journal of Politeness Research, 16(1): 1-22. DOI: 10.1515/pr-2017-0028 Sadig H.B. 2019. Al Jazeera in the Gulf and in the World: Is It Redefining Global Communication Ethics?

Springer Verlag, Singapore, 318 p. Samuel-Azran T., Manor I. 2022. Empirical support for the Al-Jazeera Effect notion: Al-Jazeera's Twitter

following. International Communication Gazette. DOI: 10.1177/17480485221142466. Satti M.A. 2020. Al Jazeera Arabic and Al Jazeera English Websites: Agenda-Setting as a Means to Comparatively Analyze Online News Stories. Communication & Society, 33(1): 1-13, DOI: 10.15581/003.33.36535.

Seib P. 2005. Hegemonic no more: Western media, the rise of Al-Jazeera, and the influence of diverse

voices. International Studies Review, 7 (4): 601-615. DOI: 10.1111/j.1468-2486.2005.00535.x Wojcieszak M. 2007. Al Jazeera: A challenge to the traditional framing research. International Communication Gazette, 69 (2): 115-128. DOI: 10.1177/1748048507074925

Конфликт интересов: о потенциальном конфликте интересов не сообщалось. Conflict of interest: no potential conflict of interest related to this article was reported.

Поступила в редакцию 20.01.2023 Received January 20, 2023

Поступила после рецензирования 10.05.2023 Revised May 10, 2023

Принята к публикации 10.06.2023 Accepted June 10, 2023

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Алшакарна Ахмед А. И., аспирант кафедры Ahmad A. I. Alshakarnah, Postgraduate Student,

теории медиа факультета журналистики, Department of Media Th^^ F^hy of Jc>urnal-

Челябинский государственный университет, ism Chelyabinsk State Urnv^s,^ CMy^m^

г. Челябинск, Россия Russia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.