Научная статья на тему 'Возвращение сочинения: плюсы и минусы'

Возвращение сочинения: плюсы и минусы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
497
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SCHOOL ESSAY / RUSSIAN LANGUAGE / JOURNALISM / CREATIVE POTENTIAL / СОЧИНЕНИЕ / РУССКИЙ ЯЗЫК / ЖУРНАЛИСТИКА / ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кирилин К.А., Фотиева И.В.

В статье анализируется ситуация, связанная с введением сочинения в экзамен ЕГЭ по русскому языку. Авторы отмечают, что данное нововведение вызывает различные оценки педагогов и родителей; при этом негативные мнения, как правило, связаны с тем, что образовательные реформы последних десятилетий чрезмерно формализовали как сами учебные программы, так и оценочные средства. В итоге у учащихся недостаточно формировалось умение самостоятельно мыслить, что сегодня сказывается на качестве школьных сочинений. Тем не менее, в статье подчёркивается, что, несмотря на все проблемы, возвращение в педагогическую практику подобных традиционных форм следует приветствовать. При этом они особенно важны для творческих профессий. Авторы демонстрируют наиболее показательные результаты на примере сочинений абитуриентов будущих журналистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кирилин К.А., Фотиева И.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RETURN OF SCHOOL ESSAY: PROS AND CONS

The article analyzes the situation, associated with the introduction of the school essay in the Unified State Exam on the Russian language. The authors note that this innovation received different assessments of teachers and parents. At the same time, according to the authors, most of negative opinions are usually linked to the fact that educational reforms over the past years have formalized assessment tools. As a result, not enough schoolchildren develop the ability to think independently, and it affects the quality of school essays. Nevertheless, in the article authors emphasize that despite all the problems the returning of such traditional forms to teaching practice should be welcomed. They are particularly important for creative professions, such as journalism. The authors demonstrate the results on the example of works by school leavers, who applied for studies in a university (future journalists).

Текст научной работы на тему «Возвращение сочинения: плюсы и минусы»

5. Смолянинова О.Г. Электронный портфолио в системе оценки образовательных достижений студента. Педагогика развития: образование и социализация личности в современном обществе: материалы VI Международной научной конференции. Красноярск, 2009: 149 - 162.

Referencеs

1. Lonovenko Yu.M. Aktivizaciya poznavatel'noj deyatel'nosti mladshih Shkolnikov na urokah matematiki. KGU "Dashko-Nikolaevskaya OSh". Available at: http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98692936

2. Nacional'naya 'enciklopedicheskaya sluzhba. Available at: http://vocabulary.ru/dictionary/793/word/poznavatelnaja-dejatelnost

3. Osuschestvlenie aktivizacii uchebnoj deyatel'nosti shkol'nika. Available at: http://cribs.me/pedagogika/osushchestvlenie-aktivizatsii-uchebnoi-deyatelnosti-shkolnika_

4. Panyukova S.V Sozdanie i vedenie 'elektronnogo portfolio v social'noj seti 4Portfolio. Primenenie novyh tehnologij v obrazovanii: materialy XXIII-oj Mezhdunarodnoj konferencii. Troick, 2012: 147 - 149.

5. Smolyaninova O.G. 'Elektronnyj portfolio v sisteme ocenki obrazovatel'nyh dostizhenij studenta. Pedagogika razvitiya: obrazovanie i socializaciya lichnosti vsovremennom obschestve: materialy VI Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Krasnoyarsk, 2009: 149 - 162.

Статья поступила в редакцию 29.10.15

УДК 373, 378

Kirilin K.A., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Altai State University (Barnaul, Russia), E-mail: kirilink@bk.ru

Fotieva I.V., Doctor of Sciences (Philosophy), Professor, Altai State University (Barnaul, Russia), E-mail: fotieva@bk.ru

RETURN OF SCHOOL ESSAY: PROS AND CONS. The article analyzes the situation, associated with the introduction of the school essay in the Unified State Exam on the Russian language. The authors note that this innovation received different assessments of teachers and parents. At the same time, according to the authors, most of negative opinions are usually linked to the fact that educational reforms over the past years have formalized assessment tools. As a result, not enough schoolchildren develop the ability to think independently, and it affects the quality of school essays. Nevertheless, in the article authors emphasize that despite all the problems the returning of such traditional forms to teaching practice should be welcomed. They are particularly important for creative professions, such as journalism. The authors demonstrate the results on the example of works by school leavers, who applied for studies in a university (future journalists).

Key words: school essay, Russian language, journalism, creative potential.

К.А. Кирилин, канд. филол. наук, доц. Алтайского государственного университета, г. Барнаул, E-mail: kirilink@bk.ru

И.В. Фотиева, д-р филос. наук, проф. Алтайского государственного университета, г. Барнаул, E-mail: fotieva@bk.ru

ВОЗВРАЩЕНИЕ СОЧИНЕНИЯ: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ

В статье анализируется ситуация, связанная с введением сочинения в экзамен ЕГЭ по русскому языку. Авторы отмечают, что данное нововведение вызывает различные оценки педагогов и родителей; при этом негативные мнения, как правило, связаны с тем, что образовательные реформы последних десятилетий чрезмерно формализовали как сами учебные программы, так и оценочные средства. В итоге у учащихся недостаточно формировалось умение самостоятельно мыслить, что сегодня сказывается на качестве школьных сочинений. Тем не менее, в статье подчёркивается, что, несмотря на все проблемы, возвращение в педагогическую практику подобных традиционных форм следует приветствовать. При этом они особенно важны для творческих профессий. Авторы демонстрируют наиболее показательные результаты на примере сочинений абитуриентов - будущих журналистов.

Ключевые слова: дочинение, русский язык, журналистика, творческий потенциал.

В последние годы в российском образовании отмечается позитивная тенденция: некоторый отход от формализации и «те-стизации» оценочных средств; растущее понимание того факта, что набор заученных, «разложенных по полочкам» сведений отнюдь ещё не демонстрирует глубины знания учащегося. В этом русле находится возвращение в ЕГЭ сочинения по русскому языку. Как известно, сейчас экзамен по русскому языку можно сдавать только при условии получения учащимся допуска за написанное сочинение.

Данное нововведение (а точнее, возвращение к старой, давно проверенной форме) вызывает различные оценки педагогов и особенно родителей на многочисленных интернет-форумах. И это не случайно: оно, как уже сказано, затрагивает не только ту или иную конкретную форму контроля, но и косвенно подвергает анализу сами тенденции реформирования образования последних лет. Вот обзор ряда мнений педагогов, подготовленный Институтом оценки качества образования Республики Тыва: «"Темы в этом году будут для школьников не сложнее, чем в прошлом. Напомним, тогда в числе прочих предлагалась тема войны: "О войне всегда писать труднее. А в этом году предложены довольно абстрактные, философские направления"... "По данным педагогов, которые проверяли сочинения учеников в прошлом году, почти 50 процентов школьников не обращаются к русской классике. Широкие, размытые формулировки тем дают такую возможность".. "Я бы предложил школьникам не темы, а авторов, на творчество которых надо опираться - Достоевский, Пушкин, Лермонтов. Такой подход заставил бы школьников читать"..."Направления слишком общие. Детям неясно, как готовиться к сочинению. - И главное, до сих пор нет ответа на вопрос: чего мы хотим? Чтобы дети написали сочинения на

заданную тему, поделились своими свободными мыслями, получили допуск к ЕГЭ? Свободные мысли пишутся не по правилам, но для того, чтобы свободно писать, надо много читать. Это мы должны объяснять детям"» [1].

Легко видеть, что сомнения по данному поводу, как правило, связаны с тем, что все наши образовательные реформы последних десятилетий ставили целью формализовать и сами учебные программы, и оценочные средства, а также с рядом других факторов: сокращением часов на литературу, недостаточным объёмом русской литературы, преподаваемой в школе. В итоге у учащихся слабо формировались не только общая эрудиция, но и умение самостоятельно мыслить; сформировать же это за короткие сроки с помощью активно предлагаемых сегодня методических разработок, тренингов и консультаций довольно сложно. Мышление, как известно, развивается годами и непрерывными упражнениями.

Тем не менее, повторим, сам возврат к «корням» и истокам классического образования надо приветствовать, хотя общий «фон» его достаточно неоднозначен, о чем мы скажем ниже. Для нас, как для педагогов кафедры журналистики, сочинение особенно значимо, так как журналистика принадлежит к специальностям, безусловно требующим умения мыслить, анализировать и связно свои мысли выражать. Поэтому при поступлении на специальность «журналистика» сочинение является традиционным жанром творческого экзамена. Его проведение дает достаточно интересный материал для анализа образовательных тенденций в стране.

Абитуриенту - будущему журналисту - предлагаются на выбор три темы из той категории, которая в школьной практике определяется как «свободная тема». Как правило, каждая

тема заключает в себе актуальную проблему, касающуюся той или иной области современной действительности: от школьной жизни до реалий журналистики, экономики, политики и др. В творческом сочинении абитуриент должен продемонстрировать следующие качества: использовать имеющийся в распоряжении фактический материал: случаи из жизни, наблюдения, разговоры с людьми и др.; оформлять свои высказывания в соответствии с требованиями избранного жанра: расширенная информация, интервью, репортаж, аналитическая корреспонденция, зарисовка, «размышления вслух» и др.; стремиться заинтересовать потенциального читателя своим произведением; уметь связно и стилистически грамотно излагать свои мысли; продемонстрировать владение правилами орфографии, пунктуации, грамматики.

К критериям оценивания творческого сочинения относятся оригинальность подхода к теме и полнота её раскрытия; характер выражения и аргументации авторской позиции; индивидуальный стиль автора. Это достаточно очевидные критерии, и, конечно, не случайно они сегодня применяются и для оценки школьного сочинения в рамках ЕГЭ. При этом хотелось бы подчеркнуть достаточно знаковый момент: хотя выше мы писали о том, что формализация и оценочных средств, и самого содержания образования не позволяла учащимся развивать творческое, критическое мышление, - но тем ярче на фоне этой общей тенденции выделялись талантливые дети. Приведём показательные выдержки из сочинений, признанных лучшими: «Среднестатистический современный человек подключает свой компьютер или ноутбук к Интернету раньше, чем готовит чашку утреннего кофе. Кроме фэйсбука, твиттера и Вконтакте среди открытых вкладок - Лента, Amic, Rambler. Новости. Всё, что произошло за ночь, - уже на страницах всемирной паутины. Пока вышеназванный современный человек мирно спал, кто-то работал, чтобы ещё сотни и тысячи таких же людей были в курсе событий. Имя этим людям - журналисты. Вокруг каждого из нас формируется определённое информационное пространство: мы читаем газеты, смотрим новости на телевидении, слушаем радио. Мы можем быть в курсе любых событий, следить за их развитием фактически в режиме реального времени. СМИ предлагают нам огромный выбор новостных «блюд», как самый дорогой ресторан. В нашем XXI веке такая роскошь, казалось бы, уже стала привычной, но такими возможностями мы, безусловно, обязаны журналистам».

«Огромная территория... 145 миллионов населения. Множество часовых и климатических поясов. Задумывались ли когда-либо, что значит - жить в такой стране? И какова роль человека в огромном жизненном пространстве? Наверное. Многие бразильцы, австрийцы или голландцы нередко думают о своем значении для государства, но нигде этот вопрос не стоит так неоднозначно и сложно как в России. Ну, только если в Китае.

Жить в России непросто, это факт. И даже не из-за её огромных территорий, как многие считают. Дело не в этом. Кто-то из великих сказал: «Назначение России - быть предостережением всему миру». Очень точное высказывание. Ещё в XIX веке сла-

Библиографический список

вянофилы, спорившие с западниками, твердили, что "у России свой путь". Скорее всего, это высказывание имеет много общего с истиной».

Как легко видеть, общий уровень содержания сочинений достаточно высок. И все же по-настоящему ярких и интересных работ становится меньше. Здесь мы возвращаемся к нашему тезису о неоднозначности ситуации, связанной с возвратом сочинения в систему ЕГЭ. Дело в том, что эти сочинения требуется писать по некоему общему и достаточно жёсткому шаблону. Собственно, против самой предлагаемой структуры что-то возразить сложно. Процитируем «Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2016 года по русскому языку»: «Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента)» [2]. Это достаточно прозрачная и общепринятая логика размышления. Но, во-первых, как уже сказано, овладение этой логикой требует ряда лет, а не краткосрочного натаскивания. Во-вторых, многим учащимся свойствен собственный стиль и свой ход размышлений, не всегда укладывающийся в прокрустово ложе предложенного шаблона. В итоге нередко сегодняшние выпускники грешат обилием общих рассуждений, банальностей, отсутствием оригинального подхода к раскрытию темы.

Но, разумеется, дело не только в формате ЕГЭ, но и, повторим ещё раз, в нехватке часов, отводимых на русский язык и особенно на художественную литературу. Её изучение не только формирует эрудицию, но и, как показывают современные исследования, стимулирует мозговую активность, формирует как раз то нестандартное мышление, которое необходимо для творческой профессии: «Высокая поэзия - это не только услада для души, но и нейрофизиологическая тренировка для мозга. Исследователи из Ливерпульского университета (Великобритания) поставили довольно необычный (хотя и простой по выполнению) опыт: они наблюдали за активностью мозга людей, читавших сочинения Шекспира, Вордсворта, Томаса Стернза Элиота и других светил английской поэзии. Чтение поэзии, по словам учёных, активировало правое полушарие мозга, ту его зону, которая связана с автобиографической памятью. Любопытно, что такая стимуляция длилась дольше, чем сам текст» [3].

Таким образом, накапливаются аргументы в пользу пересмотра многих аспектов современного подхода к образованию, в первую очередь, принципов излишней прагматичности и сокращения часов на «ненужные» предметы. Тенденция излишней прагматизации и функционализации образования очевидно себя не оправдывает.

1. Школьное итоговое сочинение в 2015-2016 учебном году. Материал Института оценки качества образования Республики Тыва. Available at: http://www.ioko.tuva.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=111:shkolnoe-itogovoe-sochinenie-v-2015-2016-uchebnom-godu&catid=23&Itemid=489

2. Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2016 года по русскому языку. Available at: http://www.examen.ru/assets/files/demo_ege_2016/rus_demo_2016.pdf

3. Стасевич К.А. Чтение поэзии стимулирует мозг. Available at: http://science.compulenta.ru/730926/

Referencеs

1. Shkol'noe itogovoe sochinenie v 2015-2016 uchebnom godu. Material Instituta ocenki kachestva obrazovaniya Respubliki Tyva. Available at: http://www.ioko.tuva.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=111:shkolnoe-itogovoe-sochinenie-v-2015-2016-uchebnom-godu&catid=23&Itemid=489

2. Demonstracionnyj variant kontrol'nyh izmeritel'nyh materialov edinogo gosudarstvennogo 'ekzamena 2016 goda po russkomu yazyku. Available at: http://www.examen.ru/assets/files/demo_ege_2016/rus_demo_2016.pdf

3. Stasevich K.A. Chtenie po'ezii stimuliruet mozg. Available at: http://science.compulenta.ru/730926/

Статья поступила в редакцию 08.11.15

УДК 378

Hagai V.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), Professor, Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia), E-mail: vladimirkulchickij@yandex.ru

Kulchitsky V.E., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia), E-mail: vladimirkulchickij@yandex.ru

Strelnikov R.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia), E-mail: vladimirkulchickij@yandex.ru

Litvта G.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia), E-mail: vladimirkulchickij@yandex.ru

THE FORMATION OF PHYSICAL CULTURE IN A PERSON ON THE BASIS OF MOTIVATIONAL-VALUE ATTITUDE OF STUDENTS TO PHYSICAL EXERCISES. In the article a problem of motivational-value attitude of the youth to physical education and sports activities in a higher educational institution. The main motivation of students to physical exercises is studied. The paper characterizes psychological and pedagogical conditions that influence positive motivation of students to sports. The authors' program of physical education in higher education, directed on formation of physical culture of an individual, healing the body, is based on non-traditional means and methods of physical education and psychology. The authors conclude that the motivational-value attitude to physical education gives students the inner strength that determines not only individual actions, and sometimes the whole point of social self-determination and social activity of the individual.

Key words: physical education students, motivation, psychosomatic organism, bio-energy exercises, breathing exercises, self-control.

В.С. Хагай, канд. пед. наук, проф. каф. физической культуры, Ставропольский государственный педагогический институт, г. Ставрополь, E-mail: vladimirkulchickij@yandex.ru

В.Е. Кульчицкий, канд. пед. наук, доц. каф. физической культуры, Ставропольский государственный педагогический институт, г. Ставрополь, E-mail: vladimirkulchickij@yandex.ru

Р.В. Стрельников, канд. пед. наук, ст. преп. каф. физической культуры, Ставропольский государственный педагогический институт, г. Ставрополь, E-mail: vladimirkulchickij@yandex.ru

Г.А. Литвина, канд. пед. наук, доц. каф. физической культуры, Ставропольский государственный педагогический институт, г. Ставрополь, E-mail: vladimirkulchickij@yandex.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ

НА ОСНОВЕ МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СТУДЕНТОВ

К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ

В статье рассматривается проблема мотивационно-ценностного отношения молодёжи к физкультурно-спортивной деятельности в высшем учебном заведении. Обозначены основные мотивы студентов для занятий физическими упражнениями. Представлены психолого-педагогические условия, воздействующие на положительную мотивацию студентов к занятиям. Предлагается авторская программа физического воспитания в вузе, направленная на формирование физической культуры личности, оздоровление организма, основанная на нетрадиционных средствах и методах физической культуры и психологии. Авторы приходят к выводу, что мотивационно-ценностное отношение к физической культуре придаёт студентам ту внутреннюю силу, которая определяет не только отдельные поступки, а порой и весь смысл социального самоопределения и социальной активности личности.

Ключевые слова: физическая культура студентов, мотивация, психосоматическое оздоровление организма, биоэнергетические упражнения.

Физическая культура в вузе является неотъемлемой частью образовательного процесса, её главной задачей выступает формирование физической культуры личности студента, психосоматическую основу которой составляет общекультурное, нравственное и физическое развитие личности, сохранение здоровья, самосовершенствование, обеспечение готовности к будущей профессиональной деятельности. По завершении обучения в вузе у выпускников должна быть сформирована устойчивая мотивация и потребность в занятиях физическими упражнениями, здоровом образе жизни, приобретён опыт творческого использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных целей и успешного построения профессиональной карьеры.

Проведённые нами исследования показывают, что у многих студентов поступивших в высшее учебное заведение, особенно на гуманитарные специальности, не сформировано мотиваци-онно-ценностное отношение к физкультурно-спортивной деятельности. Вызывают тревогу и статистические данные научных исследований санитарно-гигиенических учреждений, в которых отмечено, что число полностью здоровых студентов, обучающихся на младших курсах, составляет 11-13 %, различные морфологические отклонения наблюдаются у 68-75 %, хронические заболевания есть у 15-22 % обучающихся. К окончанию вуза около 47 % выпускников имеют хронические заболевания, 53% -функциональную патологию [1].

Студенческая молодежь - это будущий интеллектуальный, профессиональный и экономический ресурс страны. Положительное отношение к своему здоровью, физическая и психиче-

ская гармония личности способствуют ее успешной адаптации в социуме. Всё это еще раз говорит о пользе занятий физическими упражнениями и приоритете физического воспитания в образовательных организациях. В системе непрерывного физического воспитания в вузе необходимо применять оздоровительно-кор-рекционные методики, влиять на двигательную активность студентов, воспитывать интерес к физкультурно-спортивной деятельности.

Всем известно, что мотивы занятий физическими упражнениями могут быть разными, обусловленными потребностями быть сильным, здоровым, иметь красивое телосложение, нравиться противоположному полу и др.

Английский психолог В. Макдугалл подчёркивает физиологические потребности и мотивы, создавая теорию инстинктов социального поведения, причиной которых он признаёт врождённые инстинкты стремления к цели, которые свойственны людям, и животным [1].

Двигательная деятельность является врождённым инстинктом, и по мере формирования личности совершенствуются и мотивы, они воздействуют на притязания личности, регулируют механизм двигательной активности.

Мотивы для занятий физическими упражнениями могут быть личностно-значимыми, социально и профессионально значимыми, побуждающими студента к совершению определенного действия как положительного, так и отрицательного.

Вызывает тревогу тот факт, что от курса к курсу у студентов падает интерес к физкультурно-спортивной деятельности. Опрос студентов показал, что его снижение обусловлено рядом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.