УДК 341.231.14
ВОЗВРАЩАЯСЬ К НАУЧНОЙ ПУБЛИКАЦИИ PHD М.Ж. КУЛИКПАЕВОЙ «МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВА НА ЧАСТНУЮ ЖИЗНЬ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»
Айтуарова Айгерим Мангаздаровна
Старший научный сотрудник отдела международного права и сравнительного правоведения Института законодательства и правовой информации Республики Казахстан, магистр юридических наук; г.Астана, Республика Казахстан; e-mail: aituarova.a@zqai.kz
Аннотация. В данной статье анализируется статья М.Ж. Куликпаевой «Международно-правовые основы обеспечения права на частную жизнь в контексте развития цифровых технологий», которая была опубликована в «Вестнике Института законодательства Республики Казахстан» № 3 (48) в 2017 году.
В современном мире стремительное развитие цифровых технологий приносят неоспоримые преимущества в области информации и коммуникаций, но в то же время сопровождаются широкими возможностями вмешательства в частную жизнь, которые, в свою очередь, требуют принятия эффективных мер по обеспечению гарантий ее надежной защиты.
В статье раскрывается природа и содержание права на неприкосновенность частной жизни как основополагающего права человека в международном и национальном праве.
Автором статьи изучены универсальные международные и региональные акты, а также документы рекомендательного характера в области защиты прав человека в условиях цифровизации. Отдельно рассмотрен мандат Специального докладчика ООН по вопросу о праве на неприкосновенность частной жизни. Также изучены национальные политиче- q ские и стратегические документы, и правовые акты в области обеспечения защиты прав человека в свете развития цифровых технологий с учетом международных обязательств Казахстана.
В своей статье М.Ж. Куликпаева поднимает важные вопросы обеспечения защиты прав человека в условиях развития цифровых технологий, в частности: слабый уровень киберзащищенности официальных и неофициальных сайтов, работающих с персональными данными; нехватка квалифицированных специалистов в сфере обеспечения информационной безопасности страны; отсутствие системы постоянного мониторинга, учета и контроля за развитием цифровых технологий и др.
Затронутые в статье М.Ж. Куликпаевой проблемы международно-правового обеспече- С ния защиты прав человека в свете развития цифровых технологий являются актуальными А по сегодняшний день, и требуют дальнейшего совершенствования национального законо- s дательства с учетом международных обязательств Республики Казахстан. А
Ключевые слова: права человека; международное право; цифровизация; неприкосновен- О ность частной жизни; цифровые технологии; персональные данные; кибербезопасность. о
X
q
X
е о
"U
2 >
JZ
"и
PHD М.Ж. KУЛИKПAЕВAНЬЩ «ЦИФРЛЫЩ ТЕXНОЛОГИЯЛAРДЫ ДAMЫТУ Т¥РFЫСЫНДA ЖЕ^ ЭМ1РГЕ К^КЫ^ЫН ^AMTAMA^B ЕТУДЩ XAЛЫK;AРAЛЬЩ-K;¥K;ЬЩТЫK; НЕГ1ЗДЕР1» ATTb FЫЛЫMИ ЖAРИЯЛAНЫMЫНA
KAÏÏTA ОРAЛFAНДA
Aйтyарова Aйгерим Mангаздаровна
Kaзaцcmaн Pecnублuкacы Зaцнaмa жэж ЦYЦыцmыц av¡napam uнcmumуmыныц xaлыцapaлыц цуцыц жзт caлыcmыpмaлы ^^^i^ma^ бвлгмгтц asa sbrnbrnu цызмemкepi, зaц гылымдapыныц мaгucmpi; Kaзaцcmaн Pecnублuкacы, Acmaнa ц.; e-mail: aituarova.a@zqai.kz
Аннотация. Бул мaцaлaдa М.Ж. Kулuкnaeвaныц 2017 жылы № 3 (48) «Kaзaцcmaн Pecnублuкacы Зaцнaмa uнcmumуmыныц Жapшыcындa» жapuялaнгaн «Цuфpлыц mexнo-лoгuялapды дaмыmу mуpгыcындa жeкe вмipгe цуцыгын цaмmaмacыз emydщ xaлыцapa-лыц-цуцыцшыц нeгiздepi» ammbi мaцaлacы maлдaнaды.
Kaзipгi элeмдe цuфpлыц meхнoлoгuялapдыц цapцынды дaмуы a^apam тн кoммунuкaцuя caлacындa тзЫз apmыцшылыцmap экeлeдi, бipaц coнымeн бipгe oл жeкe вмipгe apaлacудыц тц мYмкiндiкmepiмeн цamap ЖYpeдi, бул вз кeзeгiндe orni ceнiмдi цopгaудыц Kenudrnmepw цaмmaмacыз emy Yшiн muiмдi шapaлap цaбылдaуды maлan emedi.
Maцaлaдaхaлыцapaлыц жзж улmmыц цуцыцmaгы aдaмныц нeгiзгi цуцыгыpemwde жeкe вмipгe цйл cугылмayшылыц цуцыгыныц maбuгamы мeн мaзмуны ambmadbi.
Maцaлa aвmopы цuфpлaндыpу жaгдaйындa эмбeбan хaлыцapaлыц жзж aймaцmыц aK-muepdi, coндaй-aц aдaм цуцыцmapын ^psay caлacындaгы уcынымдыц cunammaгы цужam-mapды зepmmeдi. Жeкe вмipгe цс>.л cугылмayшылыц цуцыгы mypaлы мэceлe бoйыншa Б¥¥ Apнaйы бaяндaмaшыcыныц мaндamы жeкe цapaлды. Сoнымeн vamap, Kaзaцcmaнныц xa-лыцapaлыц мiндemmeмeлepiн ecKepe omыpыn, цuфpлыц mexнoлoгuялapды дaмыmy mуpгы-т cынaн aдaм цуцыцmapын цopгayды цaмmaмacыз emy caлacындaгы улmmыц caяcu жзж
0 cmpameгuялыц цужammap мeн цуцыцmыц axmrnep зepдeлeндi.
rî Оз мaцaлacындa М. Ж. Кyлuкnaeвa цuфpлыц mexнoлoгuялapды дaмыmy жaгдaйындa ^ aдaм цуцыцmapын цopгayды цaмmaмacыз emydщ мaцызды мэceлeлepiн mmepedi, aman
1 aйmцaндa: дepбec дepeкmepмeн жумыc icmeйmiн pecмu жзж бeйpecмu caйmmapдыц ku-eé бepцayinciздiгiнiц элЫз decern; eлдiц aцnapammыц цayinciздiгiн цaмmaмacыз emy caлacын-i da бiлiкmi мaмaндapдыц бoлмayы; цuфpлыц mexнoлoгuялapдыц дaмyынa mуpaцmы мoнu-I mopurn, ecenKe aлy жзж бaцылay ЖYйeciнiц бoлмayы жзж m. б.
о М.Ж. Кyлuкnaeвaныц мaцaлacындa цoзгaлгaн цuфpлыц mexнoлoгuялapды дaмыmy mуpгы-^ cынaн aдaм цуцыцmapын цopгayды xaлыцapaлыц-цуцыцmыц цaмmaмacыз emy мэceлeлepi бYгiнгi KY^e дeйiн взeкmi бoлыn maбылaды жзж Kaзaцcmaн Pecnyблuкacыныц xaлыцa-paлыц мiндemmeмeлepiн ecKepe omыpыn, улmmыц зaцнaмaны oдaн api жemiлдipyдi mалаn
о
m О
< emedi.
< m
ь
-Q
с;
ш
tí q
о
X
о <
сп
s=
X
ь
Tyüíh свздер: aдaм цуцыцmapы; xaлыцapaлыц цуцыц; цuфpлaндыpy; жeкe вмipгe цал cугылмayшылыц; цuфpлыц mexнoлoгuялap; дepбec depexmep; кuбepцayinciздiк.
RETURNING TO THE SCIENTIFIC PUBLICATION OF PHD M.ZH.
KULIKPAEVA «INTERNATIONAL LEGAL FOUNDATIONS OF ENSURING THE RIGHT TO PRIVACY IN THE CONTEXT OF THE DEVELOPMENT OF DIGITAL TECHNOLOGIES»
Aituarova Aigerim Mangazdarovna
Senior Researcher of the Department of international and comparative law
of the Institute of legislation and legal information of the Republic of Kazakhstan, Astana,
Republic of Kazakhstan; Master of Laws, e-mail: aituarova.a@zqai.kz
Abstract. This article analyzes the article by M.Zh. Kulikpaeva "International legalframework for ensuring the right to privacy in the context of the development of digital technologies", which was published in the "Bulletin of the Institute of Legislation of the Republic of Kazakhstan" No. 3 (48) in 2017.
In the modern world, the rapid development of digital technologies brings undeniable advantages in the field of information and communications, but at the same time, it is accompanied by wide opportunities for intrusion into private life, which, in turn, require the adoption of effective measures to ensure its reliable protection.
The article reveals the nature and content of the right to privacy as a fundamental human right in international and national law.
The author of the article studied universal international and regional acts, as well as advisory documents in the field of human rights protection in the context of digitalization. Separately considered the mandate of the UN Special Rapporteur on the right to privacy. Also, national political and strategic documents, and legal acts in the field of ensuring the protection of human rights in the light of the development of digital technologies, taking into account the international obligations of Kazakhstan, were studied.
In his article M.Zh. Kulikpaeva raises important issues of ensuring the protection of human rights in the context of the development of digital technologies, in particular: the weak level ofcyber security of official and unofficial sites that work with personal data; lack of qualified specialists in q the field of information security of the country; lack ofa system of constant monitoring, accounting и and control over the development of digital technologies, etc. И
Affected in the article by M.Zh. Kulikpaeva, the problems of international legal support for q the protection of human rights in the light of the development of digital technologies are relevant q to this day, and require further improvement of national legislation, taking into account the > international obligations of the Republic of Kazakhstan. >
Key words: human rights; international law; digitalization; privacy; digital technologies; о Personal Information; cybersecurity. о
Е
DOI: 10.52026/2788-5291 2023 72 1 267 Ь
В
СП
искусственного интеллекта, способствуют И
созданию цифровой среды, где государства р и бизнес получают широкие возможности
для наблюдения за поведением человека, его О
анализа, прогнозирования, а также воздей- И
ствия на него. Однако, при внедрении таких ф
технологических разработок в отсутствия р
эффективных гарантий они будут представ- Ц
лять серьезную угрозу с точки зрения чело- и
веческого достоинства, неприкосновенно- к
сти частной жизни, а также осуществления s
прав человека в целом. (
В своей статье М.Ж. Куликпаева подни- —
мает вопросы обеспечения защиты прав о
человека в сфере цифровых технологий в 3
Введение
Несмотря на то, что статья М.Ж. Куликпаевой «Международно-правовые основы обеспечения права на частную жизнь в контексте развития цифровых технологий» была опубликована в 2017 году, рассматриваемый вопрос об обеспечении права на частную жизнь в цифровую эпоху является актуальным и по сегодняшний день.
Так, цифровые технологии являются мощным инструментом прогресса человечества и вносят существенный вклад в поощрение и защиту прав человека. В свою очередь цифровые технологии больших данных, в том числе разработка на основе
соответствии с международными обязательствами Республики Казахстан. Автором изучены и проанализированы соответствующие международные и национальные стратегические документы, а также и правовые акты в области защиты прав человека и развития цифровизации [1].
Методы исследования
В исследовании применены общенаучные и специальные методы познания: правовой анализ и синтез, системный, формально-юридический, сравнительно-правовой и диалектический методы.
Обсуждение и результаты
Цифровизация стремительно распространяется в современном мире и объективно оказывает колоссальное воздействие практически на все сферы жизнедеятельности человека, общества и государства, в той или иной степени трансформируя большую часть социальных отношений.
Цифровизация объективно приведет к более эффективной международной защите прав и основных свобод человека и совершенствованию контрольного конвенционного механизма в данной сфере; появятся новые международно-правовые принципы и ро нормы, конкретизирующие права и свободы ¡3 человека. Все это будет содействовать укре-£ плению прав человека, развитию межгосу-^ дарственного сотрудничества и усилению 1 международной безопасности [2].
В современных реалиях цифровизация ^ политических и социально-экономических ^ процессов в государстве ведет к появлению о новых феноменов - цифровой личности, | цифровой реальности, информационно-цифрового пространства правоотношений, на § которые устоявшиеся со временем механиз-< мы защиты прав человека не распространяем ются в полной мере [3]. <1 Конфиденциальность является осново-(З полагающим правом человека. Неприкосно-^ венность личной жизни может быть опре-^ делена как презумпция того, что частные о лица должны иметь определенное поле для о самостоятельного развития, взаимодействия т и свободы, «частную сферу» во взаимодей-^ ствии с другими лицами или без него, сво-5 бодную от вмешательства государства и от Ь чрезмерного инициативного вмешательства ^ со стороны других незваных частных лиц. ^ В цифровой среде конфиденциальность ин-£ формации, включая информацию, которая т уже существует или может быть получена
о человеке и его жизни, а также решения, основанные на этой информации, имеют особое значение [4]. Это обусловливает необходимость уточнения и совершенствования существующих правовых механизмов и анализа новых тенденций в политико-правовых отношениях власти и общества в государстве.
Необходимо отметить, что автор рассматривает вопросы содержания и обеспечения права на частную жизнь в контексте цифровых технологий на стыке двух отраслей международного публичного права - международного права прав человека и международного космического права.
В статье отмечается, что в связи с развитием цифровых технологий формируется новая отрасль международного права - «право спутниковой связи», «международное право коммуникаций» и т.п.
Как справедливо отмечает видный ученный В.А. Карташкин в научной среде сложилась точка зрения, согласно которой инновационные технологии в области информатизации и цифровизации настоятельно диктуют императив реинтерпретации традиционных прав человека и обусловливают появление их новых категорий, так называемых «цифровых прав» [2].
Ученные также представляют различные термины, связывая права человека. с цифровыми технологиями. Так авторы в своей работе авторы М.С. Абламейко, Н.В. Шакель «цифровые права человека» - это сфера информационного права, которая регулирует права человека, связанные с применением информационных технологий, что включает в себя регулирование отношений в области обработки персональных данных, публикации информации в сети, обработку больших данных, применение искусственного интеллекта и т.д. [5]
Как отмечает В. Д. Зорькин, «цифровые права человека - это, по сути, конкретизация (посредством закона и правоприменительных, в том числе судебных, актов) универсальных прав человека, гарантированных международным правом и конституциями государств, применительно к потребностям человека и гражданина в обществе, основанном на информации» [5].
В исследовании М. С. Бурьянова введен термин «глобальные цифровые права человека», к которым отнесены право на доступ к информации, право на
доступ к информационно-коммуникационным средствам и технологиям, право на
доступ в интернет, право на защиту частной жизни и личных данных (персональных и биометрических), право на уважение персональных данных, права, связанные с защитой генетической информации, имущественные права в цифровом имущественном обороте, возможности реализации личных, социальных, экономических, политических и культурных прав на базе технологических платформ, приоритет сохранения и развития человека в контексте создания искусственного интеллекта [5].
Вместе с тем, в статье также отмечается, что в потоке научно-технического роста, а также любых сфер деятельности в приоритете должен оставаться человек, его права и свободы.
Справедливо перечислены универсальные документы, в которых закреплено право на неприкосновенность частной жизни, а именно:
-Всеобщая декларация прав человека 1948 года: статья 12;
-Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года: статья 17;
-Конвенция о правах ребенка 1989 года: статья 16;
-Международная конвенция о защите всех трудящихся-мигрантов и членов их семей 1990 года: статья 14.
Наряду с универсальными документами в области прав человека, также указаны региональные акты, и международные акты, имеющие рекомендательный характер: Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 года; Американская конвенция о правах человека 1969 года; Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 года; Американская конвенция о правах человека 1969 года; Конвенция Совета Европы о защите частных лиц в отношении автоматической обработки персональных данных 1981 года; Рекомендация Совета Европы № R (99)5 для защиты частной жизни в Интернете 1999 года и др.
В свою очередь анализ вышеуказанных международных документов позволяет прийти к выводу, что право человека на неприкосновенность частной жизни относится к категории основных прав и свобод человека, признаваемых в силу рождения, как и право свободы, равенство всех людей и право на жизнь [4].
В своей статье автор подробно останавливается на Замечании общего порядка №16 Комитета ООН по правам человека, где Комитетом отмечается, что сбор и хранение личной информации на компьютерах, банках данных и других устройствах, будь то государственными органами или частными лицами или организациями, должны регулироваться законом. Государствам следует принять эффективные меры для обеспечения того, чтобы информация, касающаяся частной жизни человека, не попадала в руки лиц, которые не уполномочены законом получать, обрабатывать и использовать ее и никогда не допустить ее использования в целях, несовместимых с Пактом. Чтобы иметь самую эффективную защиту своей личной жизни, каждый человек должен иметь право в понятной форме удостовериться хранятся ли личные данные в автоматических файлах данных и если да, то для каких целей. Каждый человек должен также иметь возможность выяснить, какие государственные органы или частные лица или организации контролируют или могут контролировать свои файлы. Если такие файлы содержат неправильные личные данные или были собраны или обработаны в нарушение положений закона, каждый человек должен иметь право потребовать исправления или устранения.
В связи со стремительным развитием цифровых технологий, а также пандемией С0УГО-2019 в рамках ООН предпринимаются все больше мер для обеспечения защиты прав человека в эпоху цифровизации. Так, необходимо отметить программу Цифровой стратегии ПРООН на 2022-2025 года1 (далее - ЦС), которая направлена на сохранение и ускорение темпов, достигнутых ПРООН и ее партнерами.
В ЦС подтверждена актуальность и ценность базовых документов ООН, включая Устав ООН, Всеобщую декларацию прав человека и другие международные документы по правам человека, Повестку дня на период до 2030 года и Цели в области устойчивого развития, а также Парижское соглашение об изменении климата. В рамках ЦС деятельность ПРООН направлена на следующее:
- приоритет защиты прав человека;
- продвижение инклюзивных и учитывающих гендерные аспекты подходы;
- соблюдение общих глобальных стандартов и требований базовых документов в сфе-
Н
X
ы А
о х о Д А
сг
В
СП А
> СП
О
СП
О
X
е о
"О
2 А
С
"О
1 Программа развития Организации Объединенных наций Цифровая стратегия на 2022-2025 год // // https://digitalstrategy. undp.org/documents/Digital-Strategy-2022-2025-Full-Document_RU_Interactive.pdf (дата обращения: 01.03.2023.)
IX
< IX
О в х
о
со о
сп <
< сп
ь
-О
ш £
ч О X
0 <
т
1
ре защиты прав человека;
- поддержка открытых цифровых стандартов и открытых данных;
- укрепление местных цифровых экосистем;
- использование стратегических партнерских отношений для стимулирования инклюзивных подходов к цифровому развитию.
В своей статье М.Ж. Куликпаева подробно останавливается на деятельности Специального докладчика ООН по защите права на неприкосновенность частной жизни, мандат которого предусмотрен в рамках системы ООН.
Специальный докладчик ООН по вопросу о праве на неприкосновенность частной жизни является независимым экспертом, назначенным Советом по правам человека, для изучения и подготовки отчетности о ситуации в стране или по конкретной теме прав человека. Специальные докладчики относятся к части Специальных процедур Совета по правам человека. Специальный докладчик уполномочен поощрять и защищать право на неприкосновенность частной жизни с помощью следующих мер2:
- обзор государственной политики и законов в отношении слежения за цифровыми сообщениями и сбора личных данных;
- выявление действий, которые представляют собой неоправданное вмешательство в частную жизнь;
- помощь государствам в разработке передовых видов практики с тем, чтобы глобальное наблюдение происходило в условиях верховенства права;
- формулировка обязанностей частного сектора по соблюдению прав человека;
- помощь в приведении национальных процедур и законов в соответствие с международными обязательствами в области прав человека.
В июле 2021 года Совет по правам человека назначил доктора Ану Браян Нугре-рес из Уругвая Специальным докладчиком по вопросу о праве на неприкосновенность частной жизни сроком на три года.
Таким образом, развитие глобальной цифровизации, а также обеспечение защиты прав человека в эпоху цифровых технологий
являются важной темой на повестке дня деятельности ООН.
В свою очередь, Казахстан принимает на себя обязательства по соблюдению прав и свобод человека на основании принятых обязательств по международным документам, регулярно сотрудничает с международными организациями во обеспечение благ своих граждан и мира.
В Республике Казахстан право на неприкосновенность частной жизни закреплено на высшем юридическом уровне. Конституция РК3 напрямую гарантирует каждому право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и достоинства (п. 1 ст. 18), право на тайну личных вкладов и сбережений, переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (п. 2 ст. 18). В то же время каждому гарантируется свобода слова и творчества (п. 1 ст. 20), каждый имеет право свободно получать и распространять информацию любым, не запрещенным законом способом (п. 2 ст. 20).
В РК общественные отношения в сфере персональных данных, связанные со сбором, обработкой и защитой персональных данных, регулируются Законом о персональных данных4. Согласно положениям вышеуказанного на сбор, обработку и защиту персональных данных субъектами исключительно для личных и семейных нужд, данный закон не распространяется, если только при этом не нарушаются права других физических и (или) юридических лиц и требования законов РК.
Важной статьей в Законе о персональных данных в рамках изучаемой сферы цифровых прав является статья 5, согласно которой сбор, обработка и защита персональных данных осуществляются с соблюдением конституционных прав и свобод человека и гражданина, конфиденциальности персональных данных ограниченного доступа, равенства прав субъектов и обеспечения безопасности личности, общества и государства.
В РК за нарушение законодательства о персональных данных и их защите предусматривается гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность.
Защита прав человека в эпоху цифро-
X
Ь
2 Специальный докладчик по праву на неприкосновенность частной жизни / sr-privacy (дата обращения: 01.03.2023.)
3 Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 года / щения: 01.03.2023.)
' https://www.ohchr.org/ru/special-procedures/
Закон Республики Казахстан от 21 мая 2013 года N 94-У «О персональных данных и их защите» rus/archive/docs/Z1300000094/03.03.2023 (дата обращения: 01.03.2023.)
https://adilet.zan.kz/rus/docs/K950001000_ (дата обра-
https://adilet.zan.kz/
вых технологий является также актуальной в рамках политический и стратегических документов Республики Казахстан. Так, 1 сентября 2021 года в Послании народу Президент Республики Казахстан К.К. Токаев Президента «Единство народа и системные реформы - прочная основа для процветания страны» отметил, что в современном мире одним из главных факторов конкурентоспособности является глубинная цифровиза-ция5.
Далее, Концепцией правовой политики РК до 2030 года6 (далее - Концепция), в которой ставится защита прав, свобод и законных интересов лиц во всех сферах общественной и государственной жизни в ряд основных принципов правовой политики страны, определена задача по кодификации казахстанского законодательства в сфере информационно-коммуникационных технологий, связи, обработки данных, цифровых активов, автоматизации промышленности, информационной безопасности, машинного обучения и искусственного интеллекта, защиты прав субъектов персональных данных.
Развитие цифровизации в жизни населения нашли свое отражение и в других стратегических документах Казахстана, а именно: в Концепции развития отрасли информационно-коммуникационных технологий и цифровой сферы7 (разработка Цифрового кодекса, а также пересмотр нормативной правовой базы в сфере информационно-коммуникационных технологий для упрощения создания, развития информационных систем государственного управления); в Национальным плане развития до 2025 года8 (создание инфраструктуры, позволяющей внедрить аналитику на основе искусственного интеллекта и правового регулирования данных, автоматизации и циф-ровизации предприятий базовых отраслей, цифровой трансформации государственного
управления, перевод функционала государственных органов на полную цифровизацию и 100% автоматизацию государственных услуг и т.д.).
В 2017 году была утверждена Концепция кибербезопасности («Киберщит Казахстана»). Концепция кибербезопасности («Киберщит Казахстана»)9 в вопросе обеспечения государством безопасности цифрового пространства отмечает, что целями Концепции является достижение и поддержание уровня защищенности электронных информационных ресурсов, информационных систем и информационно-коммуникационной инфраструктуры от внешних и внутренних угроз, обеспечивающего устойчивое развитие РК в условиях глобальной конкуренции. Более того, по поручению Главы государства Республики Казахстан разработана новая Концепция развития цифровой экосистемы на 2023-2027 годы («Киберщит-2»)10.
В свою очередь отмечаем, что за прошедшие годы в Казахстане также были выработаны базовые концептуальные подходы к развитию сферы кибербезопасности страны. Так, Казахстан занимает в нём 31 место в глобальном индексе кибербезопасности. В целях развития сферы информационной безопасности вступили в действие целый ряд законодательных актов и отраслевых ведомственных актов. Помимо этого, созданы испытательные лаборатории в сфере информационной безопасности, запущен Национальный координационный центр информационной безопасности, создан государственный оперативный центр информационный безопасности, отраслевой оперативный центр информационной безопасности, имеются службы реагирования на компьютерные инциденты, созданы оперативные центры информационной безопасности, увеличено количество образовательных грантов по специальности информационной
Н
X
ы А
о х о
Д А
сг
В
СП А
5 Послание Главы государства К.К. Токаева народу Казахстана «Единство народа и системные реформы - прочная основа процветания страны» от 1 сентября 2021 года // https://adilet.zan.kz/rus/docs/K2100002021 (дата обращения: 01.03.2023.)
6 Указ Президента Республики Казахстан от 15 октября 2021 года № 674 «Об утверждении Концепции правовой политики Республики Казахстан до 2030 года» // https://adilet.zan.kz/rus/docs/U2100000674 (дата обращения: 01.03.2023.)
7 Постановление Правительства Республики Казахстан от 30 декабря 2021 года № 961 «Об утверждении Концепции развития отрасли информационно-коммуникационных технологий и цифровой сферы» //https://adilet.zan.kz/rus/docs/ Р2100000961 (дата обращения: 01.03.2023.)
8 Указ Президента Республики Казахстан от 15 февраля 2018 года № 636 «Обутверждении Национального плана развития Республики Казахстан до 2025 года и признании утратившими силу некоторых указов Президента Республики Казахстан» //https://adilet.zan.kz/rus/docs/U1800000636 (дата обращения: 01.03.2023.)
9 Постановление Правительства Республики Казахстан от 30 июня 2017 года № 407 «Об утверждении Концепции кибербезопасности («Киберщит Казахстана»)»////https://adilet.zan.kz/rus/docs/P1700000407 (дата обращения: 01.03.2023.)
10 Вопросы обеспечения кибербезопасности рекомендации //https://www.gov.kz/uploads/2023/1/20/ecf9d21b1c5eebd550a313 8b3c1c2582_original.2970096.pdf (дата обращения: 01.03.2023.)
> СП
О
СП
О
X
е о
"О
2 А
С
"О
безопасности и т.д11.
Таким образом, необходимо отметить что Республика Казахстан активно развивается к становлению цифрового государства, что в первую очередь включает в себя разработку эффективной стратегической и правовой базы.
В статье также указывается, что в современном мире все чаще имеют место грубые нарушения прав человека в области цифровых технологий, а именно защиты прав человека на персональные данные. На примере представлено дело Эдварда Сноудена, где его откровения породили беспрецедентное внимание во всем мире о вторжениях в частную жизнь и цифровой безопасности, что привело к глобальным дебатам по этому вопросу.
Вместе с тем, несмотря на предпринимаемые в Казахстане меры по усовершенствованию национального законодательства в области цифровых технологий, с учетом международных обязательств, на сегодняшний день остается немалое количество вопросов, требующих дальнейшего регулирования. Это связано с тем, что темпы развития цифровизации происходят очень быстро, тогда как разработка и принятие определенных правовых мер требует доста-ро точного количества времени и соответству-¡3 ющих проработанных исследований. Пра-£ вовое регулирование в сфере цифровизации 1—1
| ЛИТЕРАТУРА
и
<
Е 1. Куликпаева М.Ж. Международно-правовые основы обеспечения права на частную
е жизнь в контексте развития цифровых технологий /Вестник Института законодатель-
1 стваРК№3 (48) 2017. С. 101-108.
о 2. Карташкин В.А. Цифровые права человека: международно-правовое и социальное из° мерения. Вестник РУДН. Серия: Социология. 2022. Т. 22. № 4. С. 949-962 //https://journals. ^ rudn.ru/sociology/article/download/33222/21604
-а 3. Глушкова С.И., Летунов Е.Д. Развитие прав человека в условиях цифровизации об-
ш щества: современные тенденции в цифровой реальности // Теории и проблемы полити-
§ ческих исследований. 2021. Том 10. № 5А. С. 11-27. // http://publishing-vak.ru/file/archive-
ш politology-2021-5/a2-glushkova-letunovpdf
$ 4. Ромашов П.А. К Вопросу о праве на неприкосновенность частной жизни в цифро-
§ вой век // https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-prave-na-neprikosnovennost-chastnoy-
^ zhizni-v-tsifrovoy-vek
< 5. АбламейкоМ.С., Шакель Н.В. Цифровые права человека и перспективы их введения в
|Е законодательство //https://elib.bsu.by/bitstream/123456789/290670/1/19-26.pdf
Ь
X X
ь
ш т
11 Там же.
все еще находится на стадии развития не только в Казахстане, но ив зарубежных странах, и на международном уровне.
Автор приходит к выводу, что обеспечение права на неприкосновенность частной жизни в условиях стремительного развития цифровых технологий требует комплексного подхода, а также эффективной государственной политики, построенной на соответствии норм международного права и национального законодательства.
Заключение
Таким образом, подводя итоги, можно обобщить, что вопросы обеспечения права на частную жизнь в контексте развития цифровых технологий стоят на повестке дня по обеспечению соблюдения международно-правовых норм по защите прав человека в нашей стране. Развитие данной отрасли и совершенствование нормативно-правовой базы обеспечит как защиту персональных данных граждан, так и посодействует развитию цифрового государства в целом.
Как видим, затронутые в статье М.Ж. Куликпаевой проблемы международно-правового обеспечения защиты прав человека в свете развития цифровых технологий сохраняют свою значимость и требуют дальнейшего совершенствования национального законодательства с учетом международных обязательств Республики Казахстан.
REFERENCES
1. Kulikpaeva M.Zh. Mezhdunarodno-pravovye osnovy obespechenija prava na chastnuju zhizn' v kontekste razvitija cifrovyh tehnologij. Vestnik Instituta zakonodatel'stva RK №3 (48) 2017. S. 101-108.
2. Kartashkin V.A. Cifrovyeprava cheloveka: mezhdunarodno-pravovoe i social'noe izmerenija. Vestnik RUDN. Serija: Sociologija. 2022. T. 22. № 4. S. 949-962 // https://journals.rudn.ru/ sociology/article/download/33222/21604
3. Glushkova S.I., Letunov E.D. Razvitie prav cheloveka v uslovijah cifrovizacii obshhestva: sovremennye tendencii v cifrovoj real'nosti // Teorii i problemy politicheskih issledovanij. 2021. Tom 10. № 5A. S. 11-27. //http://publishing-vak.ru/file/archive-politology-2021-5/a2-glushkova-letunov.pdf
4. Romashov P.A. K Voprosu o prave na neprikosnovennost' chastnoj zhizni v cifrovoj vek // https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-prave-na-neprikosnovennost-chastnoy-zhizni-v-tsifrovoy-vek
5. Ablamejko M.S., Shakel' N.V. Cifrovye prava cheloveka i perspektivy ih vvedenija v zakonodatel'stvo //https://elib.bsu.by/bitstream/123456789/290670/1/19-26.pdf
ZQAI
X
(Jü
А
o x o Д А
сг
В
СП А
А
СП
О
СП
О
X
е о
"U
2 А
JZ
"и