Научная статья на тему 'ЗАЩИТА ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ В МЕЖДУНАРОДНОМ И ЕВРОПЕЙСКОМ ПРАВЕ'

ЗАЩИТА ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ В МЕЖДУНАРОДНОМ И ЕВРОПЕЙСКОМ ПРАВЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
271
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ ЧАСТНОЙ ЖИЗНИ / ЗАЩИТА ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / HUMAN RIGHTS / PRIVACY / PERSONAL DATA PROTECTION / DIGITALIZATION / АДАМ құқЫқТАРЫ / ЖЕКЕ өМіРГЕ қОЛ СұғЫЛМАУШЫЛЫқ / ЖЕКЕ ДЕРЕКТЕРДі қОРғАУ / ЦИФРЛАНДЫРУ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Каирбаева Лэйла Копеновна

Статья посвящена защите права на неприкосновенность частной жизни в условиях цифровизации. Автор проводит анализ международных документов, регламентирующих право на защиту частной жизни, в том числе личную и семейную тайну, на тайну личных вкладов и сбережений, переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. В статье приведены международные инструменты, закрепляющие гарантии обеспечения и защиты права на неприкосновенность частной жизни в цифровой век, определены гарантии от невмешательства в жизнь, от наблюдения за жизнью и распространения информации о ней, а также затронуты вопросы правовой регламентации трансграничного перемещения информации персонального характера.Автор освещает необходимость внедрения надлежащих мер для того, чтобы охранять персональные данные, накопленные в автоматизированных базах данных, от несанкционированного или случайного разрушения, или случайной потери, а равно и от изменения, несанкционированного доступа или последующего распространения.В статье анализируются рекомендации Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций по принятию правительствами государств-участников Организации Объединенных Наций таких законодательных актов в отношении обеспечения права на неприкосновенность личной жизни, которые бы соответствовали основным положениям, либо по приведению в соответствие с ними уже действующее национальное законодательство.По итогам анализа международно-правовых актов и практики Европейского суда по правам человека сформирован ряд рекомендаций и предложений в отношении совершенствования национального законодательства, улучшения правоприменительной практики, институционального развития в отношении права на неприкосновенность частной жизни

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONAL DATA PROTECTION IN INTERNATIONAL AND EUROPEAN LAW

The article is devoted to the protection of the right to privacy in the context of digitalization. The author analyzes international documents that regulate the right to privacy, including personal and family secrets, the secrecy of personal deposits and savings, correspondence, telephone conversations, postal, Telegraph and other communications.The article presents international instruments that provide guarantees for ensuring and protection of the right to privacy in the digital age, deаnes guarantees against non-interference in life, from monitoring life and dissemination of information about it, and addresses issues of legal regulation of cross-border movement of personal information.The author highlights the need to implement appropriate measures to protect personal data accumulated in automated databases from unauthorized or accidental destruction, or accidental loss, as well as from modiаcation, unauthorized access or subsequent distribution.The article analyzes the recommendations of the General Assembly of the United Nations on the adoption by the government of the States parties to the United Nations of such legislative acts in relation to ensuring the right to privacy that would comply with the basic provisions or to bring into line with them already existing national legislation.Based on the results of the analysis of international legal acts and the practice of the European court of human rights, a number of recommendations and proposals were formed for improvement of the national legislation, improvement of the law enforcement practice, and institutional development in relation to the right to privacy.

Текст научной работы на тему «ЗАЩИТА ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ В МЕЖДУНАРОДНОМ И ЕВРОПЕЙСКОМ ПРАВЕ»

УДК 341.213.5

ЗАЩИТА ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ В МЕЖДУНАРОДНОМ И ЕВРОПЕЙСКОМ ПРАВЕ

Каирбаева Лэйла Копеновна

И.о. руководителя отдела международного права и сравнительного правоведения Института законодательства и правовой информации Республики Казахстан, PhD, г. Нур-Султан, Республика Казахстан; e-mail: kairbaeva.l@zqai.kz

Ключевые слова: права человека, неприкосновенность частной жизни, защита персональных данных, цифровизация.

Аннотация. Статья посвящена защите права на неприкосновенность частной жизни в условиях цифровизации. Автор проводит анализ международных документов, регламентирующих право на защиту частной жизни, в том числе личную и семейную тайну, на тайну личных вкладов и сбережений, переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.

В статье приведены международные инструменты, закрепляющие гарантии обеспечения и защиты права на неприкосновенность частной жизни в цифровой век, определены гарантии от невмешательства в жизнь, от наблюдения за жизнью и распространения информации о ней, а также затронуты вопросы правовой регламентации трансграничного перемещения информации персонального характера.

Автор освещает необходимость внедрения надлежащих мер для того, чтобы охранять персональные данные, накопленные в автоматизированных базах данных, от несанкционированного или случайного разрушения, или случайной потери, а равно и от изменения, несанкционированного доступа или последующего распространения.

В статье анализируются рекомендации Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций по принятию правительствами государств-участников Организации Объединенных Наций таких законодательных актов в отношении обеспечения права на неприкосновенность личной жизни, которые бы соответствовали основным положениям, либо по приведению в соответствие с ними уже действующее национальное законодательство.

По итогам анализа международно-правовых актов и практики Европейского суда по правам человека сформирован ряд рекомендаций и предложений в отношении совершенствования национального законодательства, улучшения правоприменительной практики, институционального развития в отношении права на неприкосновенность частной жизни.

ХАЛЬЩАРАЛЬЩ ЖЭНЕ ЕУРОПАЛЬЩ ЦУЦЬЩТА ЖЕКЕ ДЕРЕКТЕРД1 ЦОРГАУ

Лэйлэ Кепенцызы Цайырбаева

Казацстан Республикасы Зацнама жэне цуцыцтыц ацпарат институтыныц халыцаралыц цуцыц жэне салыстырмалы цуцыцтану бвлiм басшысыныц м.а., PhD, Нур-Султан ц., Казацстан Республикасы; e-mail: kairbaeva.l@zqai.kz

Tymh свздер: адам цуцыцтары, жеке вмiрге цол сугылмаушылыц, жеке деректердi цоргау, цифрландыру.

Аннотация. Мацала цифрландыру жагдайында жеке вмiрге цол сугылмаушылыц цуцыгын цоргауга арналган. Автор жеке вмiрдi, оныц штде жеке жэне отбасылыц цупияны, жеке салымдар мен жинац ацшалардыц, хат жазысу, телефон арцылы свйлесу, пошта, телеграф жэне взге де хабарлардыц цупиясын цоргау цуцыгын регламенттейтт халыцаралыц цужат-тарга талдау ЖYргiзедi.

Мацалада цифрлыц гасырда жеке вмiрге цол сугылмаушылыц цуцыгын цамтамасыз ету мен цоргаудыц кетлджтерт бектетт халыцаралыц цуралдар келтiрiлген, вмiрге араласпа-ушылыц, вмiрдi бацылаудан жэне ол туралы ацпаратты таратудан кетлджтер аныцталган, сондай-ац жеке сипаттагы ацпараттыц трансшекаралыц цозгалысын цуцыцтыц реттеу мэселелерi цозгалган.

Автор автоматтандырылган деректер базасында жинацталган жеке деректердг руц-

сатсыз немесе кездейсоц бузылудан немесе жогалудан, сондай-ац взгеруден, руцсатсыз кгру-ден немесе кешннен таратудан цоргау ушт тшстг шараларды енггзу цажеттшгт кврсетедг.

Мацалада Бгржкен ¥лттар ¥йымы Бас Ассамблеясыныц Б1ржкен ¥лттар ¥йымына цаты-сушы мемлекет укгметтершц неггзгг ережелерге сэйкес келетт немесе цолданыстазы улт-тыц зацнаманы оларга сэйкес келтгру жвшндегг жеке вмгрге цол сугылмаушылыц цуцыгын цамтамасыз етуге цатысты осындай зацнамалыц актглердг цабылдау бойынша усынымдар талданады.

Еуропалыц соттыц адам цуцыцтары жвшндегг халыцаралыц-цуцыцтыц акттерг мен тэжгрибест талдау цорытындылары бойынша улттыц зацнаманы жеттдгруге, цуцыц цол-дану тэжгрибест жацсартуга, жеке вмгрге цол сугылмаушылыц цуцыгына цатысты инсти-туционалдыц дамуга цатысты бгрцатар усынымдар мен усыныстар цалыптастырылды.

PERSONAL DATA PROTECTION IN INTERNATIONAL AND EUROPEAN LAW

Kairbayeva Leila Kopenovna

Acting Head of the Department of international and comparative law of the Institute of legislation and legal information of the Republic of Kazakhstan, PhD, Nur-Sultan, Republic of Kazakhstan; e-mail: kairbaeva.l@zqai.kz

Keywords: human rights, privacy, personal data protection, digitalization.

Abstract. The article is devoted to the protection ofthe right to privacy in the context ofdigitalization. The author analyzes international documents that regulate the right to privacy, including personal and family secrets, the secrecy of personal deposits and savings, correspondence, telephone conversations, postal, Telegraph and other communications.

The article presents international instruments that provide guarantees for ensuring and protection of the right to privacy in the digital age, defines guarantees against non-interference in life, from monitoring life and dissemination of information about it, and addresses issues of legal regulation of cross-border movement of personal information.

The author highlights the need to implement appropriate measures to protect personal data accumulated in automated databases from unauthorized or accidental destruction, or accidental loss, as well as from modification, unauthorized access or subsequent distribution.

The article analyzes the recommendations of the General Assembly of the United Nations on the adoption by the government of the States parties to the United Nations ofsuch legislative acts in relation to ensuring the right to privacy that would comply with the basic provisions or to bring into line with them already existing national legislation.

Based on the results of the analysis of international legal acts and the practice of the European court of human rights, a number of recommendations and proposals were formed for improvement of the national legislation, improvement of the law enforcement practice, and institutional development in relation to the right to privacy.

На сегодняшний день уровень развития информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) внёс существенные изменения положительного характера в процессы общения и обмена информацией в режиме реального времени. Упрощение информационного доступа и обеспечение возможности проведения дискуссий на глобальном уровне - стали теми благоприятными условиями, которые позволяют осуществлять дальнейшее устойчивое развитие нашего государства. В среднесрочной перспективе новейшие технологии обладают существенными потенциалом для улучшения института защиты прав чело-

века посредством расширения возможности граждан и общественных организаций по реализации права на выражение своего мнения.

Вместе с тем представляется очевидным, что использование подобных технологий чревато некоторыми рисками, к которым можно отнести осуществление электронного слежения и перехват сообщений третьими лицами. Как было отмечено в заявлениях действующей на тот момент Верховного комиссара ООН по правам человека г-жи Наванетхэм Пиллэй в сентябре 2013 года1 и феврале 2014 года, «... такая слежка представляет угрозу для реализации индивидуальных прав человека, в том

1 Вступительные замечания Верховного комиссара ООН по правам человека г-жи Нави Пиллэй на параллельном мероприятии в рамках 24-й сессии Совета по правам человека «Как защитить право на неприкосновенность частной жизни в эпоху цифровых технологий?» 20 сентября 2013 г., с 12:00 до 14:00 Зал XXI, Дворец Наций, Женева // https://newsarchive.ohchr. org/RU/NewsEvents/Pages/DisplayNews.aspx?NewsID=13758&LangID=R

числе для права на неприкосновенность частной жизни и для права на выражение своего мнения, и создаёт препятствие для свободного функционирования развитого гражданского общества».

К базовым правам человека первого поколения относится защита неприкосновенности частной жизни. Это право можно определить, как презумпцию того, что в жизни каждого должна быть область, свободная от незаконного вмешательства государства или иных лиц, которые не обладают соответствующим разрешением и которая касается независимого развития и свободы. Официальное толкование права на частную жизнь на региональном уровне было дано в Декларации Парламентской Ассамблеи Совета Европы (далее -ПАСЕ) «О СМИ и правах человека» 1970 года2. Согласно данному толкованию право на частную жизнь представляет собой «право на ведение собственной жизни по собственному усмотрению при минимальном постороннем вмешательстве».

Ввиду влияния научно-технического прогресса на ИКТ, который позволил осуществлять воспроизведение и хранение персональных сведений, возникла объективная необходимость дополнения данного толкования. Так, в 1998 году ПАСЕ была принята Резолюция № 1165 «О праве на неприкосновенность личной жизни»3, которая ввела «право на контроль за персональными сведениями».

Согласно позиции ПАСЕ, закреплённое в ст. 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года4, право на неприкосновенность личной жизни должно давать людям защиту от незаконного вмешательства государственных органов, частных организаций, в том числе СМИ и физических лиц в их жизнь.

В связи с этим, ПАСЕ призвала государства-члены принять соответствующие законодательные акты, которые позволили бы обеспечить гражданам их право на неприкосновенность личной жизни либо привести национальное законодательство в соответствии со следующими положениями:

- в случае имеющихся в публикации посягательств на личную жизнь журналисты и редакторы должны нести ответственность в той же степени, как если бы это была клевета;

- потерпевший должен обладать возможностью требовать возмещение ущерба, по-

несённого в результате посягательств на его личную жизнь путём предъявления соответствующего гражданского иска;

- при публикации в СМИ сведений впоследствии оказавшихся недостоверными, соответствующий редактор обязан опубликовать опровержение после получения требований заинтересованных лиц;

- осуществление фото-, видеосъёмки и аудиозаписи, потенциально способных нарушить право на частную жизнь или нанести физический ущерб людям должны быть запрещены;

- к издательским группам, которые на регулярной основе нарушают право на частную жизнь должны быть применены соответствующие экономические санкции в виде штрафа;

- потерпевшему должно гарантироваться право на подачу гражданского иска против фотографа или того лица, вовлечённого в оспариваемое действие, когда «папарацци» осуществили вторжение в его частную собственность либо использовали специальную аппаратуру для увеличения/усиления записи (съёмки), осуществление которой невозможно было бы без вторжения в частную собственность;

- СМИ обязаны разрабатывать внутренние правила касающиеся публикации материалов, которые могут затрагивать право на частную жизнь и иметь специальное подразделение, предназначенное для работы с жалобами организаций и физических лиц на нарушение их частной жизни и требований об опубликовании соответствующих опровержений;

- должны быть предусмотрены положения, согласно которым частное лицо, обладающее сведениями о том, что кто-то намерен осуществить распространение фото-, видеосъёмки/аудиозаписи либо информации касающейся его личной жизни могло воспользоваться правом на ходатайство о возбуждении чрезвычайного судебного процесса, к примеру ускоренного судопроизводства о принятии временных мер по отсрочке публикации подобной информации до принятия судом постановления об имеющемся либо отсутствующем факте вторжения в частную жизнь.

Исходя из практики Европейского суда по правам человека (далее - ЕСПЧ), можно сделать вывод о том, что понятие «личная жизнь», которое охватывает моральные и физические аспекты жизни лица является достаточно ши-

2 Декларация о средствах массовой информации и правах человека, принята Резолюцией Парламентской Ассамблеи Совета Европы № 428 (1970) http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31620421

3 Резолюция Парламентской Ассамблеи Совета Европы № 1165 (1998) «О праве на неприкосновенность личной жизни» http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30515547

4 Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Европейская конвенция о правах человека, ETS № 005) (Рим, 4 ноября 1950 года) (с изменениями и дополнениями по состоянию на 13.05.2004 г.) // https://online.zakon.kz/ document/?doc гс1=1007545#яиЪ гс1=80000

роким и не может поддаваться исчерпывающему определению. При этом, осуществляя толкование данного понятия ЕСПЧ рассматривает личную жизнь не столько относительно внутреннего мира индивида, который не может быть полностью контролирован и ограничен по объективным причинам, сколько через призму взаимоотношения индивида и внешней среды.

Представляется очевидным, что понятие «персональные данные» существенно уже понятия «информация о частной жизни». По мнению английского учёного-правоведа Рэй-монда Уэйкса, под персональной информацией индивида следует понимать те сведения, которые находятся во взаимосвязи с данным лицом, а также относительно которых можно ожидать, что он относит их к конфиденциальным или интимным и соответственно хочет ограничить или даже остановить их обращение5.

При обзоре международных документов, можно отметить призыв к правительствам государств по принятию надлежащих мер для обеспечения защиты и охраны персональной информации, накопленной в базах данных от несанкционированной или непредумышленной потери, изменения или предоставления доступа с последующим незаконным распространением.

Таким образом на персональные данные, которые проходят через обработку автоматическими базами данных распространяются следующие требования:

- они должны собираться исключительно для законных целей и применяться в полном соответствии с ними;

- при получении, сборе и автоматической обработке должны применяться только законные и добросовестные методы;

- при сборе следует ограничиваться исключительно требуемыми сведениями, не выходя за адекватные пределы необходимых целей;

- сведения должны быть сохранены в форме, которая позволяет идентифицировать субъект данных только до предела заявленной цели, для которой они собираются;

- собираемые сведения должны быть точными и при хранении обновляться на регулярной основе.

Национальное законодательство должно содержать положения, касающиеся вопросов предоставления соответствующих надлежащих гарантий по сбору персональных данных. Персональные данные, которые затрагивают национальную принадлежность, политиче-

ские взгляды, религиозные и иные убеждения, равно как и сведения, затрагивающие сексуальную жизнь и здоровье, подвергаются автоматической обработке только в оговорённых случаях.

Генеральной Ассамблеей ООН в 2013 году были принята Резолюция 68/167 «Право на неприкосновенность личной жизни в цифровой век»6, которая касалась влияния процессов цифровизации на правовое регулирование неприкосновенности частной жизни. В документе, в частности была выражена глубокая обеспокоенность тем фактом, что электронное отслеживание и перехват сообщений могут оказать негативное влияние на осуществление и реализацию прав человека. Вместе с тем Генеральной Ассамблеей ООН был подтверждён тезис о том, что права человека, которые имеются в реальности должны быть соблюдены и защищены и в виртуальном пространстве. В условиях глобальной и поступательной цифровизации государствам следует и дальше уважать и защищать право на неприкосновенность частной жизни. Также, Генеральная Ассамблея ООН призвала государства-члены ООН выполнить обзор национального законодательства, соответствующих внутренних процедур и правоприменительной практики, которые затрагивают отслеживание и перехват сообщений, а также автоматический сбор данных на предмет соответствия целям защиты неприкосновенности личной жизни и по обеспечению всеобъемлющего и эффективного выполнения добровольно взятых на себя обязательств по соблюдению прав человека.

Вместе с тем, необходимо учитывать, что природа права на неприкосновенность частной жизни не является абсолютной, а любой случай вмешательства должен быть подвергнут тщательному анализу на предмет соответствия принципам соразмерности, законности и необходимости.

Согласно международным инструментам, которые закрепляют гарантии защиту права на неприкосновенность частной жизни в эпоху цифровизации, право на частную жизнь не только подтверждается, но также и подразумевается, что невмешательство в жизнь, гарантия от наблюдения и распространения о ней информации должны быть надлежащим способом обеспечены.

В вышеупомянутой резолюции 68/167 был сформулирован призыв к Верховному комиссару ООН по правам человека подготовить специальный доклад о соотношении права на частную жизнь и цифровой трансформации.

5 Wakes R. Protection of Privacy. London. Sweet&Maxwell. 1980. P. 31.

6 Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей 18 декабря 2013 года «Право на неприкосновенность личной жизни в цифровой век» // http://undocs.org/ru/A/RES/68/167

В июле 2014 года, Верховный комиссар ООН по правам человека выступила с таким докладом7. В данном докладе, в частности, было отмечено, что при недостаточной прозрачности государств в отношении принятых ими мер, которые могут воздействовать на реализации права на неприкосновенность частной жизни попытки по устранению пробелом и обеспечению конкретной ответственности требуют чрезвычайных усилий. Особое внимание в докладе было акцентировано на имеющейся необходимости проведения глобального диалога на регулярной основе и выполнения тщательного анализа по мере того, как информация, касающаяся данных мер, становится достоянием общественности.

Следует отметить, что генезис права на неприкосновенность частной жизни осуществлялся в отношении следующих направлений. Первым направлением, согласно универсальным правозащитным документам было направление негативного влияния реализации права на неприкосновенность частной жизни - запрет на любое произвольное вмешательство в личную жизнь и жилище, а также тайна корреспонденции. Во втором направлении акцентировалось внимание на позитивном аспекте - соблюдается право каждого лица на личное достоинство и личную неприкосновенность, право на неприкосновенность его жилища и личной переписки8, а также уважение или признание доброй репутации. Несмотря на то, что право на неприкосновенность частной жизни не всегда отражено в национальных конституциях как отдельное право, государства, как правило признают данное право в форме одного из важнейших конституционных принципов. В некоторых государствах право на неприкосновенность частной жизни выражается путём толкования некоторых принципов обычного права. Примечательно, что в некоторых государствах право на неприкосновенность частной жизни относят к религиозным ценностям.

Следовательно, можно сделать вывод о том, что право на неприкосновенность частной жизни не только относится к группе базовых прав человека, но и служит основой для других прав человека, которые в совокупности формируют основы в современном демократическом обществе.

Интенсификация научно-технического прогресса в сфере цифровизации позволила создать целый ряд принципиально новых форм по хранению, сбору и обмену персональными данными. Логичным следствием этого стала разработка и внедрение международных базисов - принципов, направленных на защиту персональных данных, включая следующие:

- ограничение области применения первоначальной целью, которая чётко определена;

- предоставление физическим лицам прав на доступ к информации о них и на ходатайство о внесении в неё корректировок;

- справедливое и законное получение персональных сведений;

- обеспечение того, чтобы методы обработки информации были соответствующими и надлежащими, а также не носили чрезмерный характер;

- соответствие процессов сбора данных требованиям безопасности;

- незамедлительное и полное уничтожение персональных сведений сразу после отсутствия в них необходимости9.

Комитет ООН по правам человека в своих замечаниях общего порядка № 16 указал, несмотря на то что вышеупомянутые принципы относятся к праву на неприкосновенность частной жизни - защита персональных данных на универсальном уровне постепенно выделяется в качестве отдельной категории базовых прав человека10. Вместе с тем на национальном уровне право на защиту персональных данных в ряде государств является конституционным, что обусловлено его значением для развития демократического общества.

В Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (далее - ОЭСР) одними из первых обратились к вопросам необходимости правового регулирования автоматического сбора данных и их перемещений на трансграничном уровне. Так, в 1980 году в рамках ОЭСР были приняты Основные положения о защите неприкосновенности частной жизни и международных обменах персональными данными. В данном документе содержались рекомендации, которые стали инструментом по унификации и гармонизации национальных законодательств государств-членов ОЭСР по вопросам междуна-

7ДокладЗащитаперсональных данных:международныедокументыи национальные законодательства//https:// www.lawtrend.org/information-access/zashhita-personalnyh-dannyh/mezhdunarodnye-i-natsionalnye-pravovye-akty

8 Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Европейская конвенция о правах человека, ETS № 005) (Рим, 4 ноября 1950 года) (с изменениями и дополнениями по состоянию на 13.05.2004 г.) // https://online.zakon.kz/ document/?doc_id=1007545#sub_id=80000

9 Конвенция о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных (Страсбург, 28 января 1981 г.) (с изменениями от 15 июня 1999 г.) //https://online.zakon.kz/document/?doc_id=1034061

10 Замечания общего порядка № 16 (1988 год) Комитета по правам человека о праве на неприкосновенность личной и семейной жизни, жилища и тайны корреспонденции и защите чести и репутации (статья 17) // https:// tbinternet.ohchr.org/ layouts/15/TreatyBodyExternal/Countries.aspx?CountryCode=KAZ&Lang=RU

родного обмена персональных данных.

В 1981 году, через год после принятия вышеупомянутых Основных положений, в Совете Европы была принята Конвенция о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных, которая вступила в силу в 1985 году. В преамбуле данной Конвенции содержится указание об увеличившемся трансграничном потоке передачи персональных сведений, подвергающихся автоматической обработке, который вызывает необходимость по принятию мер усиления защиты прав и основных свобод каждого гражданина государств-членов Совета Европы, в особенности права на уважение частной жизни.

В рамках Европейского союза (далее -ЕС), принцип адекватной защиты персональных данных при перемещении через государственные границы был закреплён в 1995 году Директивой Европейского парламента № 95/46 в виде правила, согласно которому государства-члены ЕС не будут вводить меры по запрету или ограничению свободных потоков данных внутри союза. В Директиве было особо подчёркнуто, что гармонизация национальных законодательств государств-членов не должно стать причиной уменьшения степени защиты ключевых прав и свобод, гарантированных своим гражданам, в частности права на частную жизнь, признаваемого в качестве одного из базовых принципов законодательства ЕС, который ставит своей задачей среди прочих достижение максимально возможного уровня защиты прав человека.

Несмотря на то, что де-юре европейская директива представляет собой региональный стандарт, обязательный для государства-членов ЕС, де-факто она стала международным стандартом глобального уровня, который реализуется в государствах, не являющихся членами ЕС. Подобную особенность может объяснить не только и не столько универсальность норм, сколько тот факт, что данная директива основана на анализе правоприменительной практики государств-членов ЕС по имплементации в национальное законодательство международных принципов.

Особый интерес вызывает анализ международных процедур и положительной практики по вопросам обеспечения и защиты права на неприкосновенность частной жизни. Согласно сложившейся практике ЕСПЧ к сфере частной жизни относятся следующие группы:

- вопросы сексуальных отношений;

- вопросы профессиональных отношений;

- вопросы свободы выбора имён;

- вопросы сбора, порядка доступа и хранения, а также по раскрытию личных данных;

- вопросы правовых аспектов изменения пола;

- вопросы, касающиеся моральной и физической неприкосновенности.

Исходя из практики ЕСПЧ, можно сформулировать следующие условия допустимости вмешательства в частную жизнь, которая осуществляется без дачи согласия на то лица:

1. Ограничение должно основываться исключительно на реальном конфликте интереса сохранения тайны частной жизни и более значимом публичном интересе вопросов государственной безопасности, общественного порядка, недопущения беспорядков, экономического благосостояния государства, превенции криминальной преступности, охраны нравственности и морали, обеспечения здоровья, правовой защиты других лиц.

2. Осуществляемое вмешательство должно быть оправдано, то есть в каждом конкретном случае должны иметься весомые доказательства, что без применения ограничения права на частную жизнь публичным интересам общества будет нанесён урон.

3. Ограничение права на частную жизнь должно строго регулироваться положениями национального законодательства, которые должны в числе прочего отражать чёткие и исчерпывающие основания для осуществления вмешательства. Компетенцией по введению ограничения должен обладать лишь судебный орган.

4. Необходим судебный контроль в отношении санкционированного вмешательства в частную жизнь, который, в частности, должен отслеживать временные рамки осуществляемого ограничения.

В то же время позиция ЕСПЧ заключается в том, что вмешательство в частную жизнь допустимо лишь при условии наличия соответствующих процедур, которые гарантируют соблюдение принципа легитимности и соразмерности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом можно сформулировать следующие рекомендации и предложения по совершенствованию национального законодательства РК, повышению качества правоприменительной практики и институциональному развитию права на неприкосновенность частной жизни.

1. Учреждение Национального агентства по защите персональных данных - специализированного органа, который будет осуществлять государственный контроль в области сбора и обработки персональных данных в соответствии с передовой зарубежной практикой.

2. Законы, регулирующие деятельность СМИ и осуществления электронной торговли, должны коррелировать с законами, касающимися вопросов передачи персональных данных, включая передачу на трансграничном уровне.

3. Представляется необходимым разработка специального закона, который будет посвящён вопросам прав, обязанностей и от-

ветственности частных организаций, возникающих при передаче ими государственным органам персональных сведений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вступительные замечания Верховного комиссара ООН по правам человека г-жи Нави Пил-лэй на параллельном мероприятии в рамках 24-й сессии Совета по правам человека «Как защитить право на неприкосновенность частной жизни в эпоху цифровых технологий?» 20 сентября 2013 г., с 12:00 до 14:00 Зал XXI, Дворец Наций, Женева // https://newsarchive.ohchr.org/RU/NewsEvents/ Pages/DisplayNews.aspx?NewsID=13758&LangID=R (дата доступа 13.11.2020)

2. Wakes R. Protection of Privacy. London. Sweet&Maxwell. 1980. P. 31.

REFERENCES

1. Vstupitel'nye zamechanija Verhovnogo komissara OONpo pravam cheloveka g-zhi Navi Pilljej na parallel'nom meroprijatii v ramkah 24-j sessii Soveta po pravam cheloveka «Kak zashhitit' pravo na neprikosnovennost' chastnoj zhizni v jepohu cifrovyh tehnologij?» 20 sentjabrja 2013 g., s 12:00 do 14:00 Zal XXI, Dvorec Nacij, Zheneva // https://newsarchive.ohchr.org/RU/NewsEvents/ Pages/DisplayNews.aspx?NewsID=13758&LangID=R (data dostupa 13.11.2020)

2. Wakes R. Protection of Privacy. London. Sweet&Maxwell. 1980. P. 31.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.