УДК 340.1
ВОЗВРАЩАЯСЬ К НАУЧНОЙ ПУБЛИКАЦИИ К.Ю.Н., ПРОФЕССОРА Ж. ТЛЕМБАЕВОЙ «О НЕКОТОРЫХ ПОДХОДАХ К ПРАВОВОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА»
Костяная Юлия Сергеевна
Старший научный сотрудник отдела гражданского, гражданского процессуального законодательства и исполнительного производства Института законодательства и правовой информации Республики Казахстан, г. Астана, Республика Казахстан; e-mail: [email protected]
Аннотация. В данной статье анализируется статья кандидата юридических наук, профессора Ж. Тлембаевой «О некоторых подходах к правовому регулированию искусственного интеллекта», которая была опубликована в научно-правовом журнале «Вестник Института законодательства и правовой информации Республики Казахстан» №2 (65)-2021.
В современном обществе вопросы правового регулирования искусственного интеллекта становятся неотъемлемой частью дискуссии о развитии технологий. Эта тема представляет собой актуальный и сложный вызов, требующий глубокого анализа различных подходов к формированию правовых норм и стандартов в области искусственного интеллекта.
В статье проводится анализ к определению понятия «искусственный интеллект», дефиниция понятия «искусственный робот», установленная в Законе Республики Казахстан «Об информатизации». Автором сделан вывод о том, что при выработке дефиниции U этого понятия следует учитывать разновидности систем искусственного интеллекта, E особенности применения технологий искусственного интеллекта в каждой конкретной d сфере, а также разный уровень применения технологий и особенности правовой системы 0 государства. N
В работе обсуждаются примеры разных стран и организаций, международных актов t по вопросам, связанным с регулированием искусственного интеллекта. Автором статьи U отмечается, что в настоящее время применение искусственного интеллекта практически E не обеспечено должной международной основой. о
Ж. Тлембаева указывает на важность постепенного и адаптивного подхода к право- e вому регулированию искусственного интеллекта с обеспечением баланса между стиму- I лированием инноваций и защитой интересов общества, а также гибкость законов для адаптации к быстрому развитию технологий в этой области.
Работа является ценным исследованием для профессионалов в области права, технологий и общественной политики, занимающихся вопросами внедрения искусственного интеллекта.
Ключевые слова: искусственный интеллект, интеллектуальный робот, информацион- G ные технологии, законодательное регулирование искусственного интеллекта, международное регулирование искусственного интеллекта.
З.Г.К., ПРОФЕССОР Ж. Т1ЛЕМБАЕВАНЫЦ «ЖАСАНДЫ ИНТЕЛЛЕКТТ1 ;¥;ЫК;ТЫК; РЕТТЕУДЩ КЕЙБ1Р ТЭС1ЛДЕР1 ТУРАЛЫ» ГЫЛЫМИ ЖАРИЯЛАНЫМЫНА ОРАЛГАНДА
>
0
73 К A
1 0
Z 0
70
Юлия Сергеевна Костяная I
Казацстан Республикасы Зацнама жэне цщыцтыц ацпарат институтыныц 6
азаматтыц, азаматтыц процестт зацнама жэне атцарушылыц w ЖYргiзу 00
бвлiмiнiц ага гылыми цызметкерi, Астана ц., Казахстан Республикасы; 4 e-mail: [email protected]
ГМ О CN
CL
<
О
X
<
Аннотация. Бул мацалада зац гылымдарыныц кандидаты, профессор Ж.Тыембаева-ныц «Жасанды интеллектт1 цуцыцтыц реттеудщ кейб1р тэс1лдер1 туралы» №2 (65)-2021 «Казацстан Республикасы Зацнама жэне цуцыцтыц ацпарат институтыныц хабаршысы» гылыми-цуцыцтыц журналында жарияланган мацаласы талданады.
Каз1рг1 цогамда жасанды интеллектт1 цуцыцтыц реттеу мэселелер1 технологияларды дамыту туралы птрталастыц ажырамас болтне айналуда. Бул тацырып жасанды интеллект саласындагы цуцыцтыц нормалар мен стандарттарды цалыптастырудыц эртур-л1 тэсыдерт терец талдауды талап ететт озект1 жэне курдел1 сынац болып табылады.
Мацалада «жасанды интеллект» угымын аныцтауга талдау, «Ацпараттандыру туралы» Казацстан Республикасыныц Зацында белггленген «жасандыробот» угымына аныцта-ма журггзыедг. Автор бул тужырымдаманыц аныцтамасын эзгрлеу кезгнде жасанды интеллект жуйелертщ турлерт, эр нацты салада жасанды интеллект технологияларын цолдану ерекшелгктерт, сондай-ац технологияларды цолданудыц эртурл1 децгейлерт жэне мемлекеттгц цуцыцтыц жуйесшц ерекшелжтерт ескеру керек деген цорытындыга келд1.
Жумыста эртурл1 елдер мен уйымдардыц мысалдары, жасанды интеллектт1 реттеуге байланысты мэселелер бойынша халыцаралыц актыер талцыланады. Мацала авторы цаз1р-г1 уацытта жасанды интеллектт1 цолдану iс жузтде тшстг халыцаралыц нег1збен цамта-масыз етымегент атап оттi.
Ж. Тыембаева инновацияларды ынталандыру мен цогамныц мудделерт цоргау арасын-дагы тепе-тецдiктi цамтамасыз ете отырып, жасанды интеллекттi цуцыцтыц реттеуге бiртiндеп жэне бешмделгш козцарастыц мацыздылыгын, сондай-ац осы саладагы техноло-гиялардыц жылдам дамуына бешмделу ушт зацдардыц икемдшгт атап оттi.
Бул жумыс жасанды интеллекттi енгiзу мэселелерiмен айналысатын зац, технология жэне цогамдыц саясат мамандары ушт цунды зерттеу болып табылады.
T^mdi свздер: жасанды интеллект, интеллектуалды робот, ацпараттыц техноло-гиялар, жасанды интеллекттi зацнамалыц реттеу, жасанды интеллекттi халыцаралыц реттеу.
RETURNING TO THE SCIENTIFIC PUBLICATION OF THE CANDIDATE OF LEGAL SCIENCES, PROFESSOR ZH. TLEMBAYEVA «SOME APPROACHES TO THE LEGAL REGULATION OF ARTIFICIAL INTELLIGENCE»
□l Yu^a S. Kostyanaya
e Senior Researcher of the Department of Civil, Civil Procedural Legislation and
Enforcement Proceedings, Institute of Legislation and Legal Information
о of the Republic of Kazakhstan, Astana, Republic of Kazakhstan;
e-mail: [email protected]
c Abstract. This article analyzes the article by Candidate of Legal Sciences, Professor Zh. ^ Tlembayeva «Some approaches to the legal regulation of artificial intelligence», which was ¡5 published in the scientific and legal journal «Bulletin of the Institute of Legislation and Legal ^ Information of the Republic of Kazakhstan» No. 2 (65)-2021.
5 In modern society, issues of legal regulation of artificial intelligence are becoming an integral ¡sj part of the discussion on technology development. This topic represents a current and complex § challenge that requires an in-depth analysis of various approaches to the formation of legal norms g and standards in the field of artificial intelligence.
m The article analyzes the definition of the concept of «artificial intelligence», the definition of the concept of «artificial robot» established in the Law of the Republic of Kazakhstan «On Informatization». The author concluded that when developing a definition of this concept, one should take into account the types of artificial intelligence systems, the peculiarities of the use of artificial intelligence technologies in each specific area, as well as the different levels of application of technologies and the characteristics of the legal system of the state.
The article discusses examples from different countries and organizations, international acts on issues related to the regulation of artificial intelligence. The author of the article notes that currently the use of artificial intelligence is practically not provided with a proper international basis.
Zh. Tlembayeva points out the importance of a gradual and adaptive approach to the legal regulation of artificial intelligence, ensuring a balance between stimulating innovation and protecting the interests ofsociety, as well as the flexibility of laws to adapt to the rapid development of technologies in this area.
The article provides valuable research for legal, technology, and public policy professionals concerned with the implementation of artificial intelligence.
Keywords: artificial intelligence, intelligent robot, information technology, legislative regulation of artificial intelligence, international regulation of artificial intelligence.
Введение
Поднятые вопросы в статье кандидата юридических наук, профессора Ж. Тлем-баевой «О некоторых подходах к правовому регулированию искусственного интеллекта» в научно-правовом журнале «Вестник Института законодательства и правовой информации Республики Казахстан» №2 (65)-2021, являются весьма актуальными. Автор отмечает, что в настоящее время наблюдается рост практического применения технологий искусственного интеллекта в самых разнообразных сферах: транспорта, здравоохранения, образования, трудоустройства, безопасности, сферы услуг. Так, например, в отношении транспорта сегодня широко применяются самоуправляемые автомобили, что может улучшить безопасность и эффективность дорожного движения. Или же, в некоторых странах, таких как Китай, вводятся в повседневную жизнь системы управления трафиком, где искусственный интеллект помогает оптимизировать потоки движения, предотвращать пробки и обеспечивать более эффективное управление транспортной инфраструктурой. В области здравоохранения искусственный интеллект используется для диагностики заболеваний и лечения, ускоряет процессы поиска новых лекарств и оптимизации клинических испытаний. Искусственный интеллект используется для поддержания безопасности в обществе, например, он способен обнаруживать аномалии в поведении людей на видео, что полезно для обеспечения безопасности в общественных местах. Надо отметить, что постепенно искусственный интеллект внедряется повсеместно в обычную жизнь каждого из нас, он используется для создания автоматизированных систем обслуживания клиентов, ответов на запросы и выполнения рутинных задач. В различных сферах услуг, от
DOI: 10.52026/27885291_2024_76_1_273
онлайн-торговли до стриминговых платформ, искусственный интеллект предоставляет персонализированные рекомендации и предложения. Или же к примеру, на сегодняшний день, актуален вопрос использования искусственного интеллекта в судебной системе. ИИ в судебной деятельности может использоваться в двух направлениях: использование ИИ в качестве помощника судьи в организационных делах и непосредственно при осуществлении правосудия [1]. На данный момент первое направление активно развивается в Республике Казахстан. Как отмечается на сайте Верховного суда Республики Казахстан
«в Казахстане элементы искусственного ин- го
теллекта внедрены с 2022 года в сервис «Циф- ""
ровая аналитика судебной практики»»1. Суть т
программы заключается в том, чтобы пони- 0
мать суть судебных решений, проводить их 0
сравнительный анализ, выявлять какие-либо с
ошибки и недочеты и приводить возможный т
исход гражданского дела. Эти примеры де- т
монстрируют, как технологии искусственно- т
го интеллекта трансформируют различные "п
отрасли, принося инновации и улучшения т
в повседневную жизнь людей. В связи сс
с этим, можно отметить, что вопросы, рассма- т
триваемые в статье Ж. Тлембаевой являются о
актуальными сегодня, ведь использование >
искусственного интеллекта является одним о
из глобальных трендов цифровизации. т
В тоже время, Ж. Тлембаева отмечает, что >"
существует много вопросов, связанных с ис- °
пользованием искусственного интеллекта: т
Какова правовая природа искусственного ин- |
теллекта? Каким должен быть объем и пре- I
делы правового регулирования отношений, О
связанных с использованием искусственного о
интеллекта? Можно ли приравнять системы н
искусственного интеллекта в своих правах т
человеку? Кто должен нести ответствен- *
ность за причиненный ими вред? Каково 1
7
1 «Судьям Казахстана помогает искусственный интеллект», «Право.ги», 23.02.2023 г. [Электронный ресурс]. URL: https://sud.gov.kz/rus/massmedia/sudyam-kazahstana-pomogaet-iskusstvennyy-intellekt-pravoru-23022023-g (дата обращения: 10.11.2023)
влияние этой технологии на права человека? Какие риски могут возникнуть при ее применении? В этой связи возникает настоятельная потребность в исследовании этих и других вопросов, которые основываются на анализе мнений учёных и экспертов, законодательства Республики Казахстан и опыта зарубежных стран.
Методы исследования
В 2021 году автором были проведен анализ некоторых теоретических подходов к определению понятия «искусственный интеллект», дефиниции понятия «искусственный робот», установленной в Законе Республики Казахстан «Об информатизации», на основе которого сделан вывод, что при разработке такой дефиниции следует брать во внимание все разновидности искусственного интеллекта, его применение в конкретной сфере, а также особенности правовой системы государства. Кроме того, автором проанализированы законодательства разных стран, деятельность международных организаций, международные акты по вопросам, связанным с регулированием искусственного интеллекта. Ж. Тлембаевой было отмечено, что в насто-^ ящее время применение искусственного ин-™ теллекта практически не обеспечено должной международной основой.
Обсуждение
^ В статье отмечается, что первостепенная
1 задача, с которой сталкивается законодатель
< при разработке понятийного аппарата в рас-1 сматриваемой сфере - правовое определе-е ние понятия «искусственный интеллект». 1 В настоящее время существует множество о научных разработок, отражающих различные о подходы к определению этого термина. Од-
< нако, универсального и широко признаваемого го определения понятия «искусственный ин-^ теллект» до сих пор не существует. Одной из н сложностей в разработке такого определения
является быстрый темп развития техноло-ш гий и появление новых подходов к созданию ^ и применению искусственного интеллекта. § Также важным аспектом является многознач-° ность самого термина, ведь искусственный о! интеллект может включать в себя разнообразь ные технологии и методологии. Определение ^ «искусственного интеллекта» в законода-
0 тельстве должно быть широким и включать в
1 себя основные аспекты этой технологии, что-1 бы охватить разнообразие его применений.
X I-
о
ш
ш 2 Закон Республики Казахстан от 24 ноября 2015 года № 4, Z1500000418 (дата обращения: 10.11.2023)
Законодатели должны учитывать различные аспекты искусственного интеллекта, такие как машинное обучение, нейронные сети, автоматизированные системы принятия решений и другие. Однако оно также должно быть достаточно точным, чтобы предостеречь от неоднозначных толкований [1].
Сам термин «искусственный интеллект» был предложен на семинаре с аналогичным названием, который проходил в Дартсмут-ском колледже (США) летом 1956 года. [2, 58 стр.]. Термин «искусственный интеллект» был введен для обозначения исследований, направленных на создание программ и устройств, способных имитировать человеческое мышление.
Ж. Тлембаева отмечает, что одни авторы (Эндрю А, Шилейко А.В) интерпретируют понятие искусственного интеллекта через понятие вычислительных машин, выполняющих функции, которые требуют интеллектуальных способностей при их реализации человеком, другие (Джон Маккарти, Болотова Л.С) - через понятие интеллектуальных компьютерных программ, третьи (Морхат П.М, Понкин А.В, Редькина А.И, Кутейников Д. Л, Ижаев О.А, Зенин С.С, Лебедев В.А) - через понятия полностью или частично автономной самоорганизующейся кибернетической компьютерно-программно-аппаратной системы или киберфизическую систему.
В законодательстве Республики Казахстан содержится понятие «интеллектуальный робот», о чем отмечается в статье. Согласно подпункту 43-1) статьи 1 Закона Республики Казахстан от 24 ноября 2015 года № 418-У ЗРК «Об информатизации»: «интеллектуальный робот - автоматизированное устройство, совершающее определенное действие или бездействующее с учетом воспринятой и распознанной внешней среды»2. По мнению Ж. Тлембаевой, понятие «искусственный робот» достаточно широко применяется в законодательстве зарубежных стран, в международных стандартах. Отсутствие же в законодательстве Республики Казахстана понятия «искусственный интеллект», объясняется определенным сходством и слиянием дефиниций «искусственный интеллект» и «искусственный (или интеллектуальный) робот».
Кроме того, как справедливо подмечает Ж. Тлембаева, на сегодняшний день применение искусственного интеллекта практиче-
-VЗРК «Об информатизации»//https://adilet.zan.kz/rus/docs/
ски не обеспечено должной международной основой. Многие многосторонние конвенции, принятые на уровне Организации Объединенных Наций (ООН), которые закрепляли бы общие положения для этой области, пока не существуют. Вместо этого есть ряд руководящих принципов и норм, принятых различными международными организациями, но ни один из этих документов не является глобальным или всеобъемлющим.
Так, определенная работа ведется в рамках Европейского союза, Совета Европы, ЮНЕСКО, Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Необходимость создания глобальных стандартов становится все более очевидной, поскольку применение искусственного интеллекта расширяется и охватывает различные аспекты жизни. Однако разработка таких стандартов представляет собой сложную задачу из-за разнообразия технологий, подходов и потенциальных применений искусственного интеллекта.
Результаты
Многие страны принимают национальные стратегии развития в области искусственного интеллекта. Как подметил Ка-сым-Жомарт Токаев в своем выступлении на международном форуме Digital Bridge 2023 года существует необходимость обеспечения нормативного регулирования искусственного интеллекта, «предстоит принять стратегический документ, определяющий сферу применения, задачи и инструменты развития ИИ. Большое значение также имеет широкое использование возможностей искусственного интеллекта при оказании государственных услуг». По его данным, на сегодняшний день более 120 стран уже приняли различные законодательные акты для решения этой задачи3.
В статье также отмечено, что развитие технологий искусственного интеллекта повлекло за собой изменения в законодательстве многих государств. В настоящее время сделаны первые шаги в этом направлении. Так, закреплены обязанности государства по содействию развитию и контролю за разработкой, производством и использованием технологий. В некоторых странах (Канада, Китай, Корея, США, Великобритания, Франция, Дания, Россия, ОАЭ, КНР, Франция, Швеция, Мексика, Сингапур, Япония, Германия и другие) приняты национальные стратегии.
Однако, по мнению автора, использова-
3 Официальный сайт Президента Республики Казахстан. gosudarstva-prinyal-uchastie-v-mezMunarodnom-forume-digiü
ние технологий искусственного интеллекта может потенциально способствовать созданию спорных ситуаций и проблем во многих областях. Именно поэтому необходимо четко урегулировать на законодательном уровне данную сферу.
В своей работе Ж. Тлембаева приходит к выводу, что анализ мировой практики показывает, что вопрос о необходимости регулирования искусственного интеллекта в каждой стране решается по-разному, с учетом особенностей правовой системы. Так, в ряде стран разрабатываются государственные программы и стратегические планы, в которых закрепляются основы развития искусственного интеллекта, разработки в этой области и пути по поддержанию конкурентоспособности (Китай, США). Другие же страны нацелены на нормативно-правовое регулирование искусственного интеллекта.
Однако, как отмечается в рассматриваемой статье, комплексных нормативных актов, регламентирующих порядок разработки и использования искусственного интеллекта в мире пока нет. Создание нормативной правовой базы в сфере искусственного интеллекта требует тщательного и постепенного L подхода, который учитывает множество фак- E торов и обеспечивает устойчивость регулиро- N вания в динамичной области технологий. При о формировании такой нормативной правовой n базы следует учесть возможность установле- > ния четких принципов и подходов к регулиро- U ванию искусственного интеллекта, включая E этические стандарты, прозрачность и безопас- о ность, уникальные характеристики примене- E ния искусственного интеллекта в различных S отраслях, таких как здравоохранение, транс- £ порт, финансы и другие. Кроме того, очень важ- O но проводить своевременный анализ и управ- £ ление потенциальными рисками, связанными g с применением искусственного интеллекта, e включая вопросы безопасности, приватности £ данных, и воздействия на рабочие места. При Ц разработке нормативной правовой базы при- O давать приоритет интересам человека, обще- r ства и государства. >
NN
Заключение O
С уверенностью можно констатировать, > что проблемные вопросы, поднятые в ста- e тье, актуальны по сей день и, с учетом бы- r строго темпа развития информационных z технологий, найдут свое решение в ближай- (
шем будущем. )
2
4
[Электронный ресурс]. URL: https://www.akorda.kz/ru/glava- ** l-bridge-2023-1294242 (дата обращения: 10.11.2023)
ЛИТЕРАТУРА
1. Костяная Ю.С. Искусственный интеллект в судебной деятельности Республики Казахстан: перспективы развития Проблемы современного международного и казахстанского права в их соотношении и взаимодействии: Сборник материалов II Международных научных чтений. 15 декабря 2023 года, Астана/Под ред. Ш.В. Тлепиной, А.Е. Елеген - Астана: ЕНУ им. Л.Н. Гумилева, 2023. - С. 37-44.
2. Бондарев В.Н. Искусственный интеллект: Учеб. пособие для вузов/ В.Н. Бондарев, Ф.Г. Аде. - Севастополь: Изд-во СевНТУ, 2002. - 615с.
1. Kostjanaja Ju.S. Iskusstvennyj intellekt v sudebnoj dejatel'nosti Respubliki Kazahstan: perspektivy razvitija Problemy sovremennogo mezhdunarodnogo i kazahstanskogo prava v ih sootnoshenii i vzaimodejstvii: Sbornik materialov II Mezhdunarodnyh nauchnyh chtenij. 15 dekabrja 2023 goda, Astana/Pod red. Sh.V. Tlepinoj, A.E. Elegen - Astana: ENU im. L.N. Gumileva, 2023. - s. 37-44
2. Bondarev V.N. Iskusstvennyj intellekt: Ucheb. posobie dlja vuzov/ V.N. Bondarev, F.G. Ade. - Sevastopol': Izd-vo SevNTU, 2002. - 615s.
CN
0 CN
CO
01
Z CL
ш
H
<
d
0
1
о <
со <
H
>
0
1
s s
I H
о
Ш
m
REFERENCES