Научная статья на тему 'НОВЫЕ ОБЪЕКТЫ ПРАВА, СОЗДАННЫЕ ЦИФРОВЫМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ, И ЮРИДИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ СВЯЗАННЫХ С НИМИ ПРАВООТНОШЕНИЙ'

НОВЫЕ ОБЪЕКТЫ ПРАВА, СОЗДАННЫЕ ЦИФРОВЫМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ, И ЮРИДИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ СВЯЗАННЫХ С НИМИ ПРАВООТНОШЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
49
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
искусственный интеллект / правосубъектность / объект права / объект правовых отношений / цифровое право / цифровой кодекс / юридические лица / законодательство / жасанды интеллект / заңды тұлға / құқық объектісі / құқықтық қатынас объектісі / цифрлық құқық / цифрлық код / заңды тұлғалар / заңнама

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Нурмагамбетов Рашит Габитович, Укин Сымбат Кенжебекович, Нализко Наталья Александровна

В данной статье авторами освещаются вопросы правового статуса искусственного интеллекта. Авторы отмечают, что развитие новых технологий в той или иной степени обусловливает необходимость правового регулирования появившихся новых общественных отношений, связанных в том числе и с цифровыми технологиями и искусственным интеллектом. При этом авторы выделяют два аспекта, связанных с признанием за искусственным интеллектом субъекта права, а также субъекта правовых отношений. Первый аспект, по мнению авторов, связан с тем, что если признать искусственный интеллект субъектом права и субъектом правовых отношений, то в этом случае за искусственным интеллектом признается наличие правоспособности, дееспособности и деликтоспособности, т.е. искусственный интеллект будет обладать правосубъектностью, которыми обладают люди. Второй аспект связан с тем, что в случае признания искусственного интеллекта субъектом права и субъектом правовых отношений будет ли с этической, моральной стороны правильным одновременно объявлять искусственный интеллект как новым объектом права, так и новым объектом гражданского права в частности? По мнению авторов, нельзя быть субъектом права и субъектом правовых отношений и одновременно быть объектом права и объектом правовых отношений. При этом авторы апеллируют к действующему законодательству, которое признает физических и юридических лиц субъектами права и субъектами правоотношений, но при этом одновременно не признает их объектами права, в том числе объектами гражданского права. Кроме того, в статье авторы вкратце освещают вопросы цифрового права. В частности, авторы соглашаются с тезисом о том, что цифровое право можно рассматривать как в объективном, так и в субъективном смысле. При этом авторы полагают, что на сегодняшний день назрела необходимость в разработке проекта Цифрового кодекса Республики Казахстан, несмотря на то, что в литературе высказана мысль о преждевременности по состоянию на 2022-2024 годы разработки проекта Цифрового кодекса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ЦИФРЛЫҚ ТЕХНОЛОГИЯЛАРМЕН ЖАСАЛҒАН ҚҰҚЫҚТЫҢ ЖАҢА ОБЪЕКТІЛЕРІ ЖӘНЕ ОЛАРМЕН ҚҰҚЫҚТЫҚ ҚАТЫНАСТАРДЫҢ ҚҰҚЫҚТЫҚ НӘТИЖЕЛЕРІ

Бұл мақалада авторлар жасанды интеллекттің құқықтық мәртебесі мәселелерін атап көрсетеді. Авторлар жаңа технологиялардың дамуы сол немесе басқа деңгейде қалыптасып келе жатқан жаңа әлеуметтік қатынастарды, оның ішінде цифрлық технологиялар мен жасанды интеллектке қатысты қатынастарды құқықтық реттеуді қажет ететінін атап өтеді. Бұл ретте авторлар жасанды интеллектті құқық субъектісі, сондай-ақ құқықтық қатынастардың субъектісі ретінде тануға байланысты екі аспектіні ажыратады. Бірінші аспект, авторлардың пікірінше, егер жасанды интеллект құқық субъектісі және құқықтық қатынастардың субъектісі ретінде танылса, онда бұл жағдайда жасанды интеллект әрекет қабілеттілігі, әрекет қабілеттілігі және қиянатқа қабілеттілігі бар деп танылатынымен байланысты. яғни жасанды интеллект адамдардағы заңды тұлғаға ие болады. Екінші аспект, егер жасанды интеллект құқық субъектісі және құқықтық қатынастардың субъектісі ретінде танылса, жасанды интеллектті бір мезгілде жаңа құқық объектісі де, азаматтық құқықтың да жаңа объектісі деп жариялау этикалық және моральдық тұрғыдан дұрыс бола ма дегенмен байланысты. атап айтқанда заң? Авторлардың пікірінше, адам құқық субъектісі және құқықтық қатынастардың субъектісі бола алмайды және сонымен бірге құқық объектісі және құқықтық қатынастардың объектісі бола алмайды. Бұл ретте авторлар жеке және заңды тұлғаларды құқық субъектілері және құқықтық қатынастардың субъектілері деп танитын, бірақ сонымен бірге оларды құқық объектілері, оның ішінде азаматтық құқық объектілері деп танымайтын қолданыстағы заңнамаға жүгінеді. Сонымен қатар, авторлар мақалада цифрлық құқық мәселелерін қысқаша қамтиды. Атап айтқанда, авторлар цифрлық құқық объективті және субъективті мағынада қарастырылуы мүмкін деген тезиспен келіседі. Сонымен қатар, авторлар әдебиетте 2022-2024 жылдарға Цифрлық кодекс жобасын әзірлеу мерзімінен бұрын деп көрсетілгеніне қарамастан, бүгінгі күні Қазақстан Республикасының Цифрлық кодексінің жобасын әзірлеу қажеттілігі туындап отыр деп есептейді.

Текст научной работы на тему «НОВЫЕ ОБЪЕКТЫ ПРАВА, СОЗДАННЫЕ ЦИФРОВЫМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ, И ЮРИДИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ СВЯЗАННЫХ С НИМИ ПРАВООТНОШЕНИЙ»

УДК 342.4

НОВЫЕ ОБЪЕКТЫ ПРАВА, СОЗДАННЫЕ ЦИФРОВЫМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ, И ЮРИДИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ СВЯЗАННЫХ С НИМИ ПРАВООТНОШЕНИЙ

Нурмагамбетов Рашит Габитович1

Доктор Ph.D., ассоциированный профессор (доцент), профессор кафедры права Костанайского филиала ФГБОУ ВО «Челябинский государственный университет», Республика Казахстан, г. Костанай; е-mail: [email protected]

Укин Сымбат Кенжебекович

Кандидат юридических наук, ассоциированный профессор (доцент) кафедры теории государства и права Костанайского регионального университета имени А. Байтурсынова, Республика Казахстан, г. Костанай; е-mail: [email protected]

Нализко Наталья Александровна

Кандидат юридических наук, профессор кафедры права Костанайского филиала ФГБОУ ВО «Челябинский государственный университет»; Республика Казахстан, г. Костанай; е-mail: [email protected]

Аннотация. В данной статье авторами освещаются вопросы правового статуса искусственного интеллекта. Авторы отмечают, что развитие новых технологий в той или иной степени обусловливает необходимость правового регулирования появившихся новых общественных отношений, связанных в том числе и с цифровыми технологиями и искусственным интеллектом. При этом авторы выделяют два аспекта, связанных с признанием за искусственным интеллектом субъекта права, а также субъекта правовых отношений.

Первый аспект, по мнению авторов, связан с тем, что если признать искусственный интеллект субъектом права и субъектом правовых отношений, то в этом случае за искусственным интеллектом признается наличие правоспособности, дееспособности и де-ликтоспособности, т.е. искусственный интеллект будет обладать правосубъектностью, которыми обладают люди.

Второй аспект связан с тем, что в случае признания искусственного интеллекта субъектом права и субъектом правовых отношений будет ли с этической, моральной стороны правильным одновременно объявлять искусственный интеллект как новым объектом права, так и новым объектом гражданского права в частности? По мнению авторов, нельзя быть субъектом права и субъектом правовых отношений и одновременно быть объектом права и объектом правовых отношений.

При этом авторы апеллируют к действующему законодательству, которое признает физических и юридических лиц субъектами права и субъектами правоотношений, но при этом одновременно не признает их объектами права, в том числе объектами гражданского права.

Кроме того, в статье авторы вкратце освещают вопросы цифрового права. В частности, авторы соглашаются с тезисом о том, что цифровое право можно рассматривать как в объективном, так и в субъективном смысле. При этом авторы полагают, что на сегодняшний день назрела необходимость в разработке проекта Цифрового кодекса Республики Казахстан, несмотря на то, что в литературе высказана мысль о преждевременности по состоянию на 2022-2024 годы разработки проекта Цифрового кодекса.

Ключевые слова: искусственный интеллект, правосубъектность, объект права, объект правовых отношений, цифровое право, цифровой кодекс, юридические лица, законодательство.

1 Автор для корреспонденции

ЦИФРЛЫК ТЕХНОЛОГИЯЛАРМЕН ЖАСАЛГАН КЩЬЩТЬЩ ЖАЦА ОБЪЕКТ1ЛЕР1 ЖЭНЕ ОЛАРМЕН КЩЬЩТЬЩ КАТЫНАСТАРДЫЦ К¥КЫК™К НЭТИЖЕЛЕР1

Рашит Габитулы Нурмагамбетов

Доктор Ph.D., цауымдастырылган профессор (доцент), Челябг мемлекеттт университеттщ Костанай филиалыныц цуцыц кафедрасыныц профессоры, Казацстан Республикасы, Костанай ц.; е-mail: [email protected]

Сымбат Кенжебекулы Укин

Зац гылымдарыныц кандидаты, цауымдастырылган профессор (доцент), А. Байтурсынов атындагы Костанай вцгрлгк университеттщ мемлекет жэне цуцыц теориясы кафедрасыныц доцентг, Казацстан Республикасы, Костанай цаласы; е-mail: [email protected]

Наталья Александровна Нализко

Зац гылымдарыныц кандидаты, Челябг мемлекеттт университеттщ Костанай филиалыныц цуцыц кафедрасыныц профессоры; Казацстан Республикасы, Костанай ц.; е-mail: [email protected]

Аннотация. Бул мацалада авторлар жасанды интеллекттщ цуцыцтыц мэртебеЫ мэселелерт атап кврсетедг. Авторлар жаца технологиялардыц дамуы сол немесе басца децгейде цалыптасып келе жатцан жаца элеуметтт цатынастарды, оныц штде цифр-лыц технологиялар мен жасанды интеллектке цатысты цатынастарды цуцыцтыц рет-теудг цажет ететтт атап втедг. Бул ретте авторлар жасанды интеллекттг цуцыц субъектш, сондай-ац цуцыцтыц цатынастардыц субъектгсг реттде тануга байланысты екг аспектн ажыратады.

Бгртшг аспект, авторлардыц ткгртше, егер жасанды интеллект цуцыц субъектгсг жэне цуцыцтыц цатынастардыц субъектгсг реттде танылса, онда бул жагдайда жасанды интеллект эрекет цабшеттшт, эрекет цабтетттт жэне циянатца цабшеттт-гг бар деп танылатынымен байланысты. ягни жасанды интеллект адамдардагы зацды тулгага ие болады.

Ектшг аспект, егер жасанды интеллект цуцыц субъектгсг жэне цуцыцтыц цатынастардыц субъектгсг реттде танылса, жасанды интеллекттг бгр мезгшде жаца цуцыц объектгсг де, азаматтыц цуцыцтыц да жаца объектгсг деп жариялау этикалыц жэне мо-ральдыц тургыдан дурыс бола ма дегенмен байланысты. атап айтцанда зац? Авторлардыц ткгртше, адам цуцыц субъектш жэне цуцыцтыц цатынастардыц субъектгсг бола алмайды жэне сонымен б1рге цуцыц объектгсг жэне цуцыцтыц цатынастардыц объектгсг бола алмайды.

Бул ретте авторлар жеке жэне зацды тулгаларды цуцыц субъектглерг жэне цуцыцтыц цатынастардыц субъектглерг деп танитын, бграц сонымен б1рге оларды цуцыц объек-тглерг, оныц штде азаматтыц цуцыц объектглерг деп танымайтын цолданыстагы зацнамага жYгiнедi.

Сонымен цатар, авторлар мацалада цифрлыц цуцыц мэселелерт цысцаша цамти-ды. Атап айтцанда, авторлар цифрлыц цуцыц объективтi жэне субъективтi магынада царастырылуы мYмкiн деген тезиспен келiседi. Сонымен цатар, авторлар эдебиетте 2022-2024 жылдарга Цифрлыц кодекс жобасын эзiрлеу мерзiмiнен бурын деп кврсетшгет-не царамастан, бYгiнгi ^т Казацстан Республикасыныц Цифрлыц кодекстщ жобасын эзiрлеу цажеттшт туындап отыр деп есептейдi.

Tyüíh свздер: жасанды интеллект, зацды тулга, цуцыц объектiсi, цуцыцтыц цатынас объектiсi, цифрлыц цуцыц, цифрлыц код, зацды тулгалар, зацнама.

NEW OBJECTS OF LAW CREATED BY DIGITAL TECHNOLOGIES AND LEGAL CONSEQUENCES OF LEGAL RELATIONS WITH THEM

Nurmagambetov Rashit Gabitovich

Doctor Ph.D., Associate Professor (Associate Professor), Professor, Department of Law, Kostanay Branch «Chelyabinsk State University», Kazakhstan, Kostanay; е-mail: [email protected]

Ukin Simbat Kenzhebekovich

Ph.D., Associate Professor (Associate Professor), Associate Professor Department of Theory of State and Law of Kostanay Regional University named after A. Baitursynov, Kazakhstan, Kostanay; e-mail: [email protected]

Nalizko Natalia Alexandrovna

PhD in Law, Professor of the Department of Law Kostanay branch of the Chelyabinsk State University; Kazakhstan, Kostanay; e-mail: [email protected]

Abstract. In this article, the authors highlight the issues of the legal status of artificial intelligence. The authors note that the development of new technologies, to one degree or another, necessitates the legal regulation of emerging new social relations, including those related to digital technologies and artificial intelligence. At the same time, the authors distinguish two aspects related to the recognition of artificial intelligence as a subject of law, as well as a subject of legal relations.

The first aspect, according to the authors, is related to the fact that if artificial intelligence is recognized as a subject of law and a subject of legal relations, then in this case artificial intelligence is recognized as having legal capacity, legal capacity and tortiousness, i.e. artificial intelligence will have the legal personality that humans have.

The second aspect is related to the fact that if artificial intelligence is recognized as a subject of law and a subject of legal relations, would it be ethically and morally correct to simultaneously declare artificial intelligence both a new object of law and a new object of civil law in particular? According to the authors, one cannot be a subject of law and a subject of legal relations and at the same time be an object of law and an object of legal relations.

At the same time, the authors appeal to the current legislation, which recognizes individuals and legal entities as subjects of law and subjects of legal relations, but at the same time does not recognize them as objects of law, including objects of civil law.

In addition, the authors briefly cover the issues of digital law in the article. In particular, the authors agree with the thesis that digital law can be considered both in an objective and subjective sense. At the same time, the authors believe that today there is a need to develop a draft Digital Code of the Republic of Kazakhstan, despite the fact that the literature suggests that the development of a draft Digital Code is premature as of 2022-2024.

Keywords: artificial intelligence, legal personality, object of law, object of legal relations, digital law, digital code, legal entities, legislation.

Введение

Развитие научно-технического прогресса, развитие новых технологий, в том числе цифровых технологий привело к появлению искусственного интеллекта. Что из себя представляет искусственный интеллект? «Искусственный интеллект (англ. artificial

DOI: 10.52026/27885291_2023_75_4_53

intelligence) (далее - ИИ) — это способность компьютера обучаться, принимать решения и выполнять действия, свойственные человеческому интеллекту»2.

«Кроме того, ИИ — это наука на стыке математики, биологии, психологии, кибернетики и ещё кучи всего. Она изучает технологии,

2 См. Искусственный интеллект, машинное обучение и глубокое обучение // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: httpsS:/Askillbox.ru/media/code/LskuSsStvennyy_intellekt_mшshinnoe_obuchenie_i_glubokoe_obuchenie_v_chyem_razniLsa/ (дата обращения 24.05.2023 г.).

которые позволяют человеку писать «интеллектуальные» программы и учить компьютеры решать задачи самостоятельно. Главная задача ИИ — понять, как устроен человеческий интеллект, и смоделировать его» 3.

Материалы и методы исследования

Материалами для исследования являлась нормативно-правовая база, прежде всего Гражданский кодекс Республики Казахстан, а также труды казахстанских и зарубежных ученых-юристов.

Методологическую базу исследования составили общенаучные и частно-научные методы познания: диалектический, индукции, дедукции, анализа, обобщения, а также описательный и сравнительно-правовой методы.

Обсуждение

Мир подвержен изменениям, появляются новые вызовы, к которым государство, общество и граждане должны быть готовы. Одним их таких вызовов является цифро-визация, изменившая коренным образом жизнь граждан.

В своем выступлении декан Высшей школы государственного аудита МГУ, д.ю.н., профессор С.М. Шахрай, выступая на VIII Международной научно-практической конференции «Право и информация: Вопросы теории и практики» отметил следующее: «Цифровая» Конституция - «многие процессы в виртуальном мире - экономические, финансовые, социальные - рождаются и развиваются быстрее, чем общество успевает их осознать и тем более урегулировать, создать необходимые правовые рамки для «дикого цифрового капитализма, для защиты прав и свобод виртуальной личности, для обеспечения суверенитета государств в условиях трансграничности цифрового мира» 4[2].

Современная жизнь человека уже не мыслима без социальных сетей и электронных сервисов, поисковых систем и мессенджеров (Google, Yandex, Yahoo, Telegram, WhatsApp, Viber, Uber и др.) сети интернет, электронной торговли ^Bay, Amazon, Alibaba, Aliexpress) и электронной валюты (bitcoin), цифровых платформ и технологий по типу blockchain, удаленных сервисов, применяемых в самых разнообразных областях человеческой деятельности.

К сожалению, сегодня не все виды цифровых отношений, в которых человек участвует каждый день, используя программный цифровой продукт, имеют конституционную основу, и, как следствие, гарантии защиты граждан со стороны государства в случае посягательств со стороны злоумышленников.

К примеру, случаи интернет-мошенничеств, которых в последнее время очень много. Суммы и ущерб исчисляются миллионами тенге. Человек остается один на один со своими проблемами, поскольку отсутствуют соответствующие конституционные нормы и глобальные международные правила.

Поэтому необходимы изменения устоявшихся апробированных процедур нор-мотворческой деятельности.

Соответственно, развитие новых технологий в той или иной степени обусловливает необходимость правового регулирования появивщихся новых общественных отношений, связанных в том числе и с цифровыми технологиями и ИИ. Однако при этом следует согласиться с высказанным мнением о том, что «...динамичное развитие новых технологий и техники существенно опережают процессы правового регулирования возникающих отношений» [1].

Республика Казахстан, трансформируя систему государственного управления, принимая комплекс нормативных правовых актов, как и многие другие государства на законодательном уровне реагирует на происходящие изменения.

В Республике Казахстан Постановлением Правительства от 26 марта 2019 года создано Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности, задачей которого является обеспечение информационной безопасности в сферах информатизации, мобилизационной подготовки и т.д.5.

Считаем, что это начало работы по выработке в казахстанском обществе конституционных правил регулирования отношений не только в сфере цифровой экономики, искусственного интеллекта, но и в политической, социальной сферах жизнедеятельности государства и общества. К этому процессу присоединяются как можно больше стран мира.

3 Там же.

4 «Цифровая» Конституция. Судьба основных прав и свобод личности в тотально информационном обществе» // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://audit.msu.ru/vshga_news/8448/(дата обращения 02.06.2023 г.).

5 О внесении изменения в постановление Правительства Республики Казахстан от 26 марта 2019 года № 142 «О некоторых вопросах Министерства информации и общественного развития Республики Казахстан» // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://adilet.zan.kz/rus/docs/P2200000142 (дата обращения 02.06.2023 г.).

В Концепции правовой политики Республики Казахстан до 2030 года (далее - Концепция), утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 15 октября 2021 года № 674, отмечается, что «Современное развитие общества характеризируется широким внедрением в повседневную жизнь инновационных цифровых технологий, требующих адекватного нормативного регули-рования»6.

При этом в последнее время появляются все больше научных публикаций, связанных с необходимостью правового регулирования цифровых технологий, определения статуса ИИ, в частности о признании за ИИ субъекта права и субъекта правовых отношений со всеми вытекающими отсюда юридическими последствиями, включая возможность или допустимость признания за ИИ субъекта правонарушения, в том числе субъекта уголовного правонарушения.

Кроме того, об этом прямо указывается в Концепции следующим образом: «Необходимость правового регулирования искусственного интеллекта и робототехники определяется в первую очередь решением вопроса распределения ответственности за вред, причиненный их действиями, а также решением проблемы определения принадлежности права интеллектуальной собственности на произведения, созданные с участием искусственного интеллекта.

После ряда трагических инцидентов с применением беспилотных автомобилей в зарубежных юрисдикциях стала широко обсуждаться возможность наделения роботов правовым статусом и, как следствие, возможность привлечения искусственного интеллекта к юридической ответственности»7.

В этой связи проведем краткий анализ ИИ как объекта права, так и объекта гражданского права и гражданских правоотношений в частности.

Если говорить об ИИ как об объекте права в целом, так и об объекте гражданского права в частности, то по этому поводу приведем цитату Д.С. Милинчука: «.. .пользуясь сформулированными в гражданском законодательстве положениями, любая роботизированная система представляет собой объект гражданских правоотношений» [2, с.70-76].

Далее автор пишет, что «Если подходить с этой позиции к определению места ро-

ботов в гражданском правоотношении, то по всем имеющимся признаком они будут являться объектами. А, стало быть, давая определение искусственному интеллекту как более широкой категории, включающей как роботов, так и иные 1Т-технологии, - это результаты интеллектуальной деятельности, свободные в гражданском обороте. Таким образом, искусственный интеллект может быть объектом договорных отношений. Он может свободно отчуждаться, приобретаться, передаваться в пользование и охраняться в качестве объекта гражданского права и как результат интеллектуальной деятельности» [2, с.70-76].

При этом, на наш взгляд, возникают следующие обстоятельства. С одной стороны, действительно, давно назрела необходимость признания ИИ в качестве как объекта гражданского права, так и объекта права вообще. С другой стороны, ратование за признание ИИ субъектом права, а также субъектом правовых отношений вызывает ряд проблемных аспектов.

Первое. В случае, если признать ИИ субъектом права и субъектом правовых отношений, то в этом случае мы признаем за ИИ наличие правоспособности, дееспособности и деликтоспособности, т.е. ИИ будет обладать правосубъектностью, которыми обладают люди. При этом, если за ИИ признать деликтоспособность и закрепить на законодательном уровне обязанность ИИ нести юридическую ответственность, в том числе и уголовную ответственность за совершенное им правонарушение, то здесь надо учитывать и такое обстоятельство, как осознание ИИ того факта, что государство привлекает его к юридической ответственности, которая предполагает в том числе и меры государственного принуждения. Только при наличии того, что если ИИ осознает факт его привлечения к юридической ответственности за совершенное правонарушение, то тогда можно ставить вопрос о том, что ИИ будет субъектом правонарушения, в том числе и субъектом уголовного правонарушения.

Это потребует внесения соответствующих изменений и дополнений в законодательные акты, которые предусматривают тот или иной вид юридической ответственности (в ГК РК, ТК РК, КоАП РК, УК РК).

В этой связи сошлемся на мнение Д.С.

6 Концепция правовой политики Республики Казахстан до 2030 года. Утверждена Указом Президента Республики Казахстан от 15 октября 2021 года № 674 // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://adilet.zan.kz/rus/docs/ и2100000674 (дата обращения 02.06.2023 г.).

7 Талг же.

Милинчука, который пишет: «Государства, развивая технические возможности искусственного интеллекта в обществе, вопросы первостепенной важности отводят на второй план. В частности, прежде чем давать социальную жизнь роботам, необходимо было определить некоторые правовые позиции по важным вопросам. Может ли способность роботов принимать самостоятельные решения расцениваться как ментальная составляющая? Могут ли действия роботов квалифицироваться как деяния? Как такие действия будут расцениваться с точки зрения вины? А, главное, чьей вины? Робота ли? Программиста ли? Заказчика ли программного продукта?» [2, с.70-76].

Далее он пишет, что «Определяя виновное лицо в случае, если речь идет о вреде третьим лицам, в настоящее время представляется разумным пойти по пути солидарной ответственности программиста и заказчика программного продукта. Логика этого предложения следующая.

Во-первых, заказчик, в собственность которого переходит искусственный интеллект, должен быть готов нести ответственность за возможный ущерб третьим лицам, как собственник автомобильного средства или собаки.

Во-вторых, программист, создавший искусственный интеллект или внесший в уже существующий какие-то изменения, должен отвечать за результат и качество своей работы, как любой производитель товаров или исполнитель оказанных услуг.

Использование искусственного интеллекта обусловлено, как минимум, волеизъявлениями трех субъектов права - пользователя, заказчика и программиста-создателя» - заключает Д.С. Милинчук [2, с.70-76].

Второе. В случае признания ИИ субъектом права и субъектом правовых отношений будет ли с этической, моральной стороны правильным одновременно объявлять ИИ как новым объектом права, так и новым объектом гражданского права в частности? Нельзя быть субъектом права и субъектом правовых отношений и одновременно быть объектом права и объектом правовых отношений. Действующее законодательство не признает же физических и юридических лиц, которые являются субъектами

права, которые обладают право- и дееспособностью, а также деликтоспособностью объектами права, в том числе объектами гражданского права! Объекты гражданского права перечислены в статье 115 Гражданского кодекса РК (Общая часть)8.

Данные вопросы, на наш взгляд, отпадут сами собой в том случае, если ИИ, как и человеческий мозг, будет обладать когнитивными функциями [3]. Когнитивные функции в правовой сфере предполагают не только сознание и волю самостоятельно вступать в правовые отношения (право- и дееспособность), не только способность самостоятельно нести юридическую ответственность за совершенное правонарушение (деликто-способность), но и способность субъекта права самостоятельно защищать свои права и свободы всеми не противоречащими закону способами, в том числе и в судебном порядке. Только при наличии указанных признаков или критериев можно, не обязательно в судебном порядке, признать за ИИ субъекта права, субъекта правовых отношений и субъекта правонарушения, т.е. как обладающего правосубъектностью.

При этом, на наш взгляд, критерием того, кто должен определять, обладает ли ИИ правосубъектностью или нет, должны сами люди и в целом человеческое общество, а также само государство.

Однако на сегодняшний день пока неизвестны случаи, когда ИИ подал бы в суд на человека или на юридическое лицо, или чтобы роботы судились между собой на основе права, которое создано человеческим обществом и государством.

Теперь вкратце перейдем к цифровому праву.

На наш взгляд, цифровое право, как и само право, можно рассматривать как в объективном, так и в субъективном смысле. Цифровое право в объективном смысле, согласно интернет-источника - «это сфера права, которая включает в себя сразу несколько отраслей права и регулирует отношения, связанные с 1Т.»9.

«В цифровое право входит регулирование отношений в сфере деятельности 1Т-проек-тов, публикации информации в сети, блок-чейна, обработки персональных данных, больших данных, искусственного интел-

8 Гражданский кодекс Республики Казахстан (Общая часть) (с изменениями и дополнениями по состоянию на 07.03.2023 г.) // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=1006061 (дата обращения 16.06.2023 г.).

9 Цифровое право: что это, зачем его нужно знать и где можно изучить // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://habr.com/ru/companies/digitalrightscenter/articles/519638/ (дата обращения 01.06.2023 г.).

лекта и других сферах. Они пересекаются между собой и дополняются другими, и в конечном счёте сфера действия цифрового права расширяется с тем, как цифровизация входит в новые сферы нашей жизни»10.

В субъективном смысле «Цифровые права — это права человека, заключающиеся в праве людей на доступ, использование, создание и публикацию цифровых произведений, доступ и использование компьютеров и иных электронных устройств, а также коммуникационных сетей, в частности, к сети интернет. Доступ в интернет признаётся как право в соответствии с законодательством ряда стран»11.

Соглашаясь с данными тезисами, отметим, что еще несколько лет назад появились публикации, где предлагаются регулировать указанные вопросы законодательным актом в форме Цифрового кодекса. В частности, применительно к Российской Федерации А.И. Овчинников и В.И. Фатхи полагают следующее: «Уже очевидно, что необходимо создание «Концепции правовой политики России в условиях цифровой экономики», разработка законопроекта «Цифровой кодекс РФ». Проект позволит сформулировать теоретические основания правового обеспечения цифровой экономики, разработать механизм комплексного правового регулирования отношений, возникающих в связи с развитием цифровой экономики, создать правовую основу для ее развития» [4, с. 104-112].

Что же касается Республики Казахстан, то по мнению С.К. Идрышевой «.. .разработка проекта Цифрового кодекса по состоянию на 2022-2024 годы является преждевременной» [1].

На наш взгляд, вряд ли разработка проекта Цифрового кодекса на указанный период является преждевременной. Цифровые технологии, как известно, давно проникли практически во все сферы общественной и государственной жизни. Поэтому уже актуальной стала задача по разработке проекта Цифрового кодекса Республики Казахстан, где среди многих понятий было бы дано определение и такой дефиниции, как «Ис-

кусственный интеллект».

При этом принятию Цифрового кодекса РК должно предшествовать внесение изменений и дополнений в статью 8 Закона РК от 6 апреля 2016 года «О правовых актах» 12по вопросам регулирования общественных отношений в сфере цифровых технологий соответствующим кодексом. Кодекс и как одна из форм закона, и как результат кодификационной работы выступает, как известно, одной из форм систематизации законодательства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Результаты

Уже очевидно, что давно настало время по правовому регулированию определения правового статуса таких новых объектов права, созданные цифровыми технологиями, как искусственный интеллект, роботы, что предопределяет необходимость кодификационной работы по разработке и принятию проекта Цифрового кодекса РК.

В свою очередь, процесс кодификации, как правило, предполагает, что проект Цифрового кодекса РК должен в своем содержании не просто объединить, а переработать с учетом реально складывающихся общественных отношений правовые нормы из ряда уже действующих Законов РК, включая Конституционный закон Республики Казахстан от 7 декабря 2015 года «О Международном финансовом центре «Астана»13, где статья 4-1 определяет вопросы особого режима регулирования в сфере цифровых активов, а также Законов РК от 7 января 2003 года «Об электронном документе и электронной цифровой подписи», от 21 мая 2013 года «О персональных данных и их защите», от 24 ноября 2015 года «Об информатизации», от 6 февраля 2023 года «О цифровых активах в Республике Казахстан» и ряда других законов, регулирующих вопросы цифровых технологий.

Заключение

В заключение отметим, что сама подготовка проекта Цифрового кодекса РК в содержательном плане должна учитывать не только реально сложившиеся общественные

10 Талг же.

" Цифровые права // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D0%B8%D1% 84%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B5_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B0 (дата обращения 01.06.2023 г.).

12 Закон Республики Казахстан от 6 апреля 2016 года «О правовых актах» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.05.2023 г.) // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=37312788 (дата обращения 16.06.2023 г.).

13 Конституционный закон Республики Казахстан от 7 декабря 2015 года «О Международном финансовом центре «Астана» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.04.2023 г.) //[Электрон. ресурс] - Режим доступа: https:// online.zakon.kz/Document/?doc_id=39635390 (дата обращения 30.06.2023 г.).

отношения, современное развитие цифровых технологий, потребности социальной жизни людей, общества, государства, но и отвечать методам, правилам, приемам и средствам юридической техники. Именно соблюдение этих правил обеспечит четкую формулировку предписаний правовых норм,

их текстуальную ясность, непротиворечивость, согласованность, что будет способствовать более эффективному правовому регулированию общественных отношений, в том числе в сфере цифровых технологий и искусственного интеллекта.

^HTEPATyPA

1. Hdpuweea C.K. O ^typoeoM KodeKce Ra3axcmana // [3.neKmpoHHUü pecypc]. - PewuM docmyna: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=34311746 (dama oópa^emn 29.05.2023 3.).

2. MuMUHnyK ff.C. McKyccmeeHHUü UHmemeKm e npaee: meHdeH^u, yspo3u u nepcneKmueu npaea Ha coepeMeHHOM эmaпepa3eumrn oó^ecmea //DOI: 10.24412/2072-4098-2021-7-70-76 /HMy^ecmeeHHbie omHoweHm e P0 - № 7 (238) 2021.

3. ruMpaHoe P.0. KosHumueHue tyyH^uu // [3neKmpoHHUü pecypc]. - PewuM docmyna: https://newneuro.ru/kognitivnye-funkczii/ (dama oópa^eHrn 31.05.2023 3.).

4. OenuHHuKoe Á.M., 0amxu B.H. ^typoeue npaea KaK oóbeKmu spawdaHCKux npae //OunocoQua npaea, 2019, № 3 (90). - C. 104-112.

REFERENCES

1. Idrysheva S.K. O cifrovom kodekse Kazahstana // [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=34311746 (data obrasheniya 29.05.2023 g.).

2. Milinchuk D.S. Iskusstvennyj intellekt v prave: tendencii, ugrozy i perspektivy prava na sovremennom etape razvitiya obshestva // DOI: 10.24412/2072-4098-2021-7-70-76 /Imushestvennye otnosheniya v RF - № 7 (238) 2021.

3. Gimranov R.F. Kognitivnye funkcii // [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://newneuro.ru/kognitivnye-funkczii/ (data obrasheniya 31.05.2023 g.) (prim. avtorov).

4. Ovchinnikov A.I., Fathi V.I. Cifrovyeprava kak obekty grazhdanskihprav//Filosofiyaprava, 2019, № 3 (90). S.104-112.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.